Приложение 5 РП Мир природы и человека

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»

Приложение № 5
к адаптированной общеобразовательной
программе
начального общего образования
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»,
утвержденной приказом от 31.05.2019г
№ 24-в/2019од

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
предмета «Мир природы и человека»
1 – 4 класс

г. Талица

I раздел .Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «развитие устной речи на основе
изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1-4 классе
является формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей

правила

поведения

(основы

общечеловеческих

нравственных

ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «развитие устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в1-4
классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные УУД:

2

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
 Отбирать
информации

необходимые
среди

для

решения

предложенных

учебной

учителем

задачи

словарей,

источники

энциклопедий,

справочников.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план.
 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3

 Учиться

уважительно

относиться

к

позиции

другого,

пытаться

договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Живой мир» в1-4 классе
является формирование следующих умений:
 называть и

характеризовать предметы

и

явления, сравнивать и

классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
 участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания
товарищей;
 связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные
предложения, правильно используя формы знакомых слов;
 ухаживать за одеждой и обувью;
 поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
 соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила уличного движения;
 знать правила дорожного движения.

4

II раздел Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет
слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, всё оживает.
Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях
неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно,
ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав,
зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые
цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха".
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные
зимой. Медведь, заяц.
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы.
Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды.
Наблюдения за сменой дня и ночи.
Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни
растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года.
Живая природа
Растения

5

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья,
кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение,
образование плодов и семян; приспособление к смене времён года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным
условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом,
их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и
дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к
разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным
климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания,
повадках, приспособлении к смене времён года (1-2 хорошо знакомых
животных).
Человек
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека.
Кожа.
Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза орган зрения, ухо - орган слуха и т. д.
Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

6

III раздел Тематическое планирование
1класс(66 ч.)
№

Тема урока

Сезонные изменения в природе 18 часов
1
Влияние солнца на изменения в природе
Влияние солнца на изменения в природе
2
3
Солнце весной и осенью
4
Знакомство с временами года и их названиями.
Знакомство с временами года и их названиями
5
6
Формирование первоначальных представлений о явлениях и
состояниях неживой природы
7
Погода. Наблюдения за изменениями погоды
8
Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
9
Наблюдения: изменение окраски листьев. Листопад.
10 Наблюдения: увядание трав.
11 Наблюдения: зимний покой деревьев
12- Наблюдения: набухание почек.
14
15 Наблюдения: появление листьев
16 Наблюдения: рост трав
17- Наблюдения: первые цветы, цветение деревьев.
19
20 Наблюдения и описания зимующих птиц :ворона, воробей.
21 Животные зимой. Медведь, заяц
22- Одежда людей, игры детей в разное время года
23
Неживая природа
24 Название и простейшие признаки объектов неживой природы.
25 Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды.
26 Наблюдения за сменой дня и ночи
27- Время суток: утро, день, их признаки
28
29 Время суток: вечер, ночь, их признаки
30- Деятельность человека в течение суток
31
32 Земля: песок, камни, глина
33 Солнце – источник тепла и света
34 Представления о роли солнечного тепла и света в жизни человека.
35- Влияние солнца на смену времен года

7

Колво
часов
2
1
2
1
1
1
1
1
1
3
1
1
3
1
1
2

1
1
1
2
1
2
1
1
1
2

36
Живая природа. Растения.
37- Выявление представлений о мире растений, их разнообразии:
38 деревья.
39 Выявление представлений о мире растений, их разнообразии:
кустарники
40- Выявление представлений о мире растений, их разнообразии:
41 травы.
42 Выявление представлений о мире растений, их разнообразии:
цветы.
43 Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
44 Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост,
цветение.
45- Наблюдения за жизнью растений в своей местности: образование
46 плодов и семян.
Элементарные представления о приспособлении растений к
разным условиям жизни: растения стран с холодным климатом.
Живая природа. Животные.
48- Общее представление о мире животных, их разнообразие:
49 домашние и дикие животные.
50 Общее представление о мире животных, их разнообразие: птицы,
рыбы.
51 Общее представление о мире животных, их разнообразие:
насекомые.
52- Элементарные представления о приспособлении диких животных к
57 разным условиям жизни: животные жарких стран.
58 Элементарные представления о приспособлении диких животных к
разным условиям жизни: животные стран с холодным климатом.
59 Элементарные представления о приспособлении диких животных к
разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран
с холодным климатом
60 Знакомство с животными своей местности.
61 Знакомство с животными своей местности.
62 Понятие о месте обитания, повадках животных своей местности,
приспособлении к смене времен года.
63 Понятие о месте обитания, повадках животных своей местности,
приспособлении к смене времен года.
Живая природа. Человек.
64- Пол, возраст, имя, фамилия
65
66 Мир живой и неживой природы
Итого:
47

8

2
1
2
1
1
1
2

1

2
1
1
6
1
1

1
1
1
1

2
1
66

2 класс (34ч.)
№
п\п
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Тема урока
Влияние солнца на смену времен года.
Сутки. Долгота дня летом и зимой.
Времена года. Осень.
Растения осенью.
Животные осенью.
В гости к осени. Экскурсия в парк.
Занятия людей осенью.
Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды.
Вода в природе. Значение воды.
Комнатные растения.
Части растений.
Времена года. Зима.
Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой.
Жизнь растений.
Огород. Овощи.
Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты.
Фрукты в питании человека.
Уход за растениями сада и огорода.
Дикие и домашние животные.
Кошка и рысь. Породы кошек.
Собака и волк. Породы собак.
Рыбы.
Гигиена тела человека.
Органы пищеварения.
Питание человека.
В гости к весне.

9

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30.
31.
32.
33.
34.

Растения весной.
Животные весной.
Занятия людей весной.
Лето. Растения и животные летом.
Занятия людей летом.
Итого

1
1
1
1
1
34

3 класс (34 ч.)
№
п
п

Темы урока

Колво
часов

1

Погода

1

2

Признаки лета. Признаки осени.

1

3

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая,
скверы

1

4

Обозначение названий улиц и номеров домов

1

5

Школьный и домашний адрес. Практическое занятие «Адрес на
конверте»

1

6

Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус

1

7

Правила дорожного движения: переход улицы

1

8

Посуда: чашка, стакан, кружка. Различение.

1

9

Посуда: тарелка, блюдце, миска. Практическое занятие «Уход за
посудой»

1

10 Поздняя осень. Сезонные явления в природе – ноябрь.

1

11 Растения в природе, их значение в жизни человека

1

12 Разнообразие животных в природе

1

13 Жизнь и быт школьника. Квартира.

1

14 Декабрь – первый зимний месяц. Погода и природа зимой.

1

10

15 Сезонные изменения в природе. Начало зимы.

1

16 Сезонная одежда и обувь: зимняя одежда и обувь.

1

17 Зимние забавы зимой. Охрана здоровья и отдых зимой.

1

18 Зимующие птицы. Снегирь. Синица.

1

19 Перелётные птицы. Грач.Скворец.

1

20 Человек и природа. Помощь зимующим птицам.

1

21 Домашние птицы. Курица. Утка.

1

22 Сезонные изменения в природе зимой. Январь.

1

23 Сезонные изменения в природе зимой. Февральские приметы.

1

24 Труд жителей города и села зимой.Зима – время года.

1

25 Сезонные изменения в природе. Растения и животные весной.

1

26 Март – весенний месяц. Природа весной.

1

27

Комнатные растения: традесканция, герань. Уход за ними.
Практическая работа №4:«Уход за комнатными растениями».

28 Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза.
29

Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки .Экология
воздуха иохрана окружающей среды

1
1
1

30 Сезонные изменения весной.

1

31 Человек. Охрана здоровья.

1

32 Глаза – органы зрения. Уши – органы слуха. Уход за ними.

1

33 Органы обоняния и осязания: нос, язык. Зубы и уход за ними.

1

34 Повторение пройденного за год.

1

Итого:

34

11

4 класс(34 ч.)
№

Тема урока

Колво
часов
1 Времена года: лето.
1
2 Начало осени. Сбор урожая. Овощи и фрукты.Растение сада и
1
огорода.
3 Лес. Растения леса. Грибы.
1
4 Сентябрь-начало осени Сезонные изменения в природе
5 Полевые растения и их использование .Дикие обитатели леса.
6 Город. Поведение в городе
Правила дорожного движения. Село. Деревня
7 Труд людей осенью в городе Труд людей осенью в деревне, селе.

1
1
1

8 Золотой октябрь. Листопад.
9 Орехи. Деревья, кустарники, травы.

1
1

10 Разнообразие животных в природе. Перелетные птицы.
11 Жизнь и быт школьника. Режим дня .Квартира. Комната.

1
1

12
13
14
15
16
17

Мебель. Быт школьника: уход за мебелью. Посуда и уход за ней.
Сезонные изменения в природе. Декабрь. Термометр.
Труд людей зимой Охрана здоровья и отдых зимой.
Проверочная работа за 2 четверть
Зима начало года. Как я провел каникулы.
Растения зимой. Хвойные. Домашние животные.

1

1
1
1
1
1
1

18 Домашние животные зимой: корова Дом .животное: лошадь и
уход за ней.
19 Дикие животные зимой Дикие животные зимой: лось, олень.
20 Экскурсия. Сезонные изменения в природе. Февраль – месяц
метелей и вьюг. Снег и лед.
21 Труд людей зимой: профессии. Режим школьника

1

22 Домашние птицы. гусь Дом .птицы: индюк.
23 Сезонные изменения. Весна
24 Дикие птицы Дикие птицы: лебедь и гусь

1
1
1

25
26
27
28

Проверочная работа за 3 четверть
Зимующие и перелетные птицы Весна в апреле
Вредные и полезные насекомые
Рыбы земноводные

12

1
1
1

1
1
1
1

29

Все мы – звенья одной цепи Человек-часть природы

1

30

Как я познаю окружающий мир Здоровье человека

1

31
32

Сезонные изменения в природе
Наше питание Наш сон

1
1

33
34

Май- конец весны Итоги года
Итоги года
Итого

1
1
34

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».