Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение № 5 к адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4», утвержденной приказом от 31.05.2019г № 24-в/2019од РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА предмета «Мир природы и человека» 1 – 4 класс г. Талица I раздел .Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1-4 классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в1-4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: 2 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать информации необходимые среди для решения предложенных учебной учителем задачи словарей, источники энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 3 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметными результатами изучения курса «Живой мир» в1-4 классе является формирование следующих умений: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства; участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей; связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов; ухаживать за одеждой и обувью; поддерживать порядок в классе, интернате, дома; соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила уличного движения; знать правила дорожного движения. 4 II раздел Содержание учебного предмета Сезонные изменения в неживой природе Влияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, всё оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. Растения и животные в разное время года Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха". Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Неживая природа Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце - источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года. Живая природа Растения 5 Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение. Животные Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времён года (1-2 хорошо знакомых животных). Человек Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза орган зрения, ухо - орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека. 6 III раздел Тематическое планирование 1класс(66 ч.) № Тема урока Сезонные изменения в природе 18 часов 1 Влияние солнца на изменения в природе Влияние солнца на изменения в природе 2 3 Солнце весной и осенью 4 Знакомство с временами года и их названиями. Знакомство с временами года и их названиями 5 6 Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы 7 Погода. Наблюдения за изменениями погоды 8 Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. 9 Наблюдения: изменение окраски листьев. Листопад. 10 Наблюдения: увядание трав. 11 Наблюдения: зимний покой деревьев 12- Наблюдения: набухание почек. 14 15 Наблюдения: появление листьев 16 Наблюдения: рост трав 17- Наблюдения: первые цветы, цветение деревьев. 19 20 Наблюдения и описания зимующих птиц :ворона, воробей. 21 Животные зимой. Медведь, заяц 22- Одежда людей, игры детей в разное время года 23 Неживая природа 24 Название и простейшие признаки объектов неживой природы. 25 Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. 26 Наблюдения за сменой дня и ночи 27- Время суток: утро, день, их признаки 28 29 Время суток: вечер, ночь, их признаки 30- Деятельность человека в течение суток 31 32 Земля: песок, камни, глина 33 Солнце – источник тепла и света 34 Представления о роли солнечного тепла и света в жизни человека. 35- Влияние солнца на смену времен года 7 Колво часов 2 1 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 3 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 36 Живая природа. Растения. 37- Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: 38 деревья. 39 Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: кустарники 40- Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: 41 травы. 42 Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: цветы. 43 Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. 44 Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение. 45- Наблюдения за жизнью растений в своей местности: образование 46 плодов и семян. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения стран с холодным климатом. Живая природа. Животные. 48- Общее представление о мире животных, их разнообразие: 49 домашние и дикие животные. 50 Общее представление о мире животных, их разнообразие: птицы, рыбы. 51 Общее представление о мире животных, их разнообразие: насекомые. 52- Элементарные представления о приспособлении диких животных к 57 разным условиям жизни: животные жарких стран. 58 Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные стран с холодным климатом. 59 Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом 60 Знакомство с животными своей местности. 61 Знакомство с животными своей местности. 62 Понятие о месте обитания, повадках животных своей местности, приспособлении к смене времен года. 63 Понятие о месте обитания, повадках животных своей местности, приспособлении к смене времен года. Живая природа. Человек. 64- Пол, возраст, имя, фамилия 65 66 Мир живой и неживой природы Итого: 47 8 2 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 2 1 66 2 класс (34ч.) № п\п 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Тема урока Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой. Времена года. Осень. Растения осенью. Животные осенью. В гости к осени. Экскурсия в парк. Занятия людей осенью. Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. Вода в природе. Значение воды. Комнатные растения. Части растений. Времена года. Зима. Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой. Жизнь растений. Огород. Овощи. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода. Дикие и домашние животные. Кошка и рысь. Породы кошек. Собака и волк. Породы собак. Рыбы. Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека. В гости к весне. 9 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30. 31. 32. 33. 34. Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной. Лето. Растения и животные летом. Занятия людей летом. Итого 1 1 1 1 1 34 3 класс (34 ч.) № п п Темы урока Колво часов 1 Погода 1 2 Признаки лета. Признаки осени. 1 3 Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы 1 4 Обозначение названий улиц и номеров домов 1 5 Школьный и домашний адрес. Практическое занятие «Адрес на конверте» 1 6 Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус 1 7 Правила дорожного движения: переход улицы 1 8 Посуда: чашка, стакан, кружка. Различение. 1 9 Посуда: тарелка, блюдце, миска. Практическое занятие «Уход за посудой» 1 10 Поздняя осень. Сезонные явления в природе – ноябрь. 1 11 Растения в природе, их значение в жизни человека 1 12 Разнообразие животных в природе 1 13 Жизнь и быт школьника. Квартира. 1 14 Декабрь – первый зимний месяц. Погода и природа зимой. 1 10 15 Сезонные изменения в природе. Начало зимы. 1 16 Сезонная одежда и обувь: зимняя одежда и обувь. 1 17 Зимние забавы зимой. Охрана здоровья и отдых зимой. 1 18 Зимующие птицы. Снегирь. Синица. 1 19 Перелётные птицы. Грач.Скворец. 1 20 Человек и природа. Помощь зимующим птицам. 1 21 Домашние птицы. Курица. Утка. 1 22 Сезонные изменения в природе зимой. Январь. 1 23 Сезонные изменения в природе зимой. Февральские приметы. 1 24 Труд жителей города и села зимой.Зима – время года. 1 25 Сезонные изменения в природе. Растения и животные весной. 1 26 Март – весенний месяц. Природа весной. 1 27 Комнатные растения: традесканция, герань. Уход за ними. Практическая работа №4:«Уход за комнатными растениями». 28 Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. 29 Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки .Экология воздуха иохрана окружающей среды 1 1 1 30 Сезонные изменения весной. 1 31 Человек. Охрана здоровья. 1 32 Глаза – органы зрения. Уши – органы слуха. Уход за ними. 1 33 Органы обоняния и осязания: нос, язык. Зубы и уход за ними. 1 34 Повторение пройденного за год. 1 Итого: 34 11 4 класс(34 ч.) № Тема урока Колво часов 1 Времена года: лето. 1 2 Начало осени. Сбор урожая. Овощи и фрукты.Растение сада и 1 огорода. 3 Лес. Растения леса. Грибы. 1 4 Сентябрь-начало осени Сезонные изменения в природе 5 Полевые растения и их использование .Дикие обитатели леса. 6 Город. Поведение в городе Правила дорожного движения. Село. Деревня 7 Труд людей осенью в городе Труд людей осенью в деревне, селе. 1 1 1 8 Золотой октябрь. Листопад. 9 Орехи. Деревья, кустарники, травы. 1 1 10 Разнообразие животных в природе. Перелетные птицы. 11 Жизнь и быт школьника. Режим дня .Квартира. Комната. 1 1 12 13 14 15 16 17 Мебель. Быт школьника: уход за мебелью. Посуда и уход за ней. Сезонные изменения в природе. Декабрь. Термометр. Труд людей зимой Охрана здоровья и отдых зимой. Проверочная работа за 2 четверть Зима начало года. Как я провел каникулы. Растения зимой. Хвойные. Домашние животные. 1 1 1 1 1 1 1 18 Домашние животные зимой: корова Дом .животное: лошадь и уход за ней. 19 Дикие животные зимой Дикие животные зимой: лось, олень. 20 Экскурсия. Сезонные изменения в природе. Февраль – месяц метелей и вьюг. Снег и лед. 21 Труд людей зимой: профессии. Режим школьника 1 22 Домашние птицы. гусь Дом .птицы: индюк. 23 Сезонные изменения. Весна 24 Дикие птицы Дикие птицы: лебедь и гусь 1 1 1 25 26 27 28 Проверочная работа за 3 четверть Зимующие и перелетные птицы Весна в апреле Вредные и полезные насекомые Рыбы земноводные 12 1 1 1 1 1 1 1 29 Все мы – звенья одной цепи Человек-часть природы 1 30 Как я познаю окружающий мир Здоровье человека 1 31 32 Сезонные изменения в природе Наше питание Наш сон 1 1 33 34 Май- конец весны Итоги года Итоги года Итого 1 1 34 13