Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение № 12 к адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4», утвержденной приказом от 31.05.2019г № 24-в/2019од РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Курса «Игровая мозаика» 2 – 4 класс г. Талица I раздел. Планируемые результаты освоения курса Программа обеспечивает достижение учащимися 2 – 4 классов базовых учебных действий: 1. Личностные учебные действия: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Коммуникативные учебные действия использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс); обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться , сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Регулятивные учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях. К концу освоения программы обучающиеся овладеют следующими умениями и навыками: «Пластические материалы» умеют размазывать пластилин на плоскости; умеют наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность. умеют скатывать шарики; умеют работать стекой; умеют раскатывать пластилин на плоскости, вырезать плоские фигуры стекой; умеют сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом; умеют сглаживать поверхность поделки; умеют делать поделки устойчивыми; умеют дополнять предмет вылепленными мелкими деталями. «Объёмное конструирование из бумаги», «Аппликация из бумаги», «Волшебные фантазии». умеют правильно держать ножницы в правой руке и работать ими; умеют резать по прямой, кривой линии; умеют вырезать круг из квадрата путём скругления углов; умеют вырезать овал из прямоугольника путём скругления углов; составляют изображения предметов из частей; умеют подбирать цвета; умеют делать разметку по шаблону; умеют складывать из бумаги фигуры животных, цветов; умеют сминать, скатывать, скручивать бумагу; умеют лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности; умеют работать с клеем; умеют правильно наносить клей на поверхность. «Текстильные материалы: поделки из ткани, ниток». умеют скручивать нитки; умеют связывать нитки в пучок; умеют плести из ниток косички; умеют выполнять поделки из ниток; умеют вдевать нитку в иголку; умеют закреплять нитку на конце в узелок; умеют вышивать на картоне по контуру; умеют работать с тканью; умеют украшать изделие из ткани аппликацией. Способы проверки ожидаемого результата В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребёнком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающимся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учётом следующих критериев: Программа всех разделов курса внеурочной деятельности усложняется на каждом году обучения. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения. II раздел Содержание курса программы 2 класс пластические материалы Аппликация из пластилина (размазывание пластилина) 1. «Груша». Лепка на плоскости 1. «Рыбка». Композиция из пластилиновых шариков 1. «Морковка». 2. «Мячик». Объёмные изделия из пластилина 1. «Осьминог». Расписной пластилин, полученный разрезанием 1. «Рулет». Природная мастерская 1. «Стрекоза» (крылатки). Объёмное конструирование из бумаги Оригами 1. «Лягушки». Аппликация в технике оригами. 1.Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок. Аппликация из мятой бумаги 1.«Дерево зимой» Объёмная аппликация 1. «Букет цветов». Аппликация из бумаги Предметная аппликация из геометрических фигур 1. «Зайчик» (составление фигуры из кругов). 2. «Медвежонок» (составление фигуры из кругов). Аппликация (моделирование) 1. «Божья коровка». 2. «Оса». Сюжетная аппликация 1. Сюжетная аппликация «Ромашки». Волшебные фантазии Бумагоскатывание 1. «Ягода – малина». Тычкование 1. «Перчик» (жёлтый и красный). 3 класс. Пластические материалы Аппликация из пластилина (размазывание пластилина) 1. «Помидор» Лепка на плоскости 1. «Зайчик». Композиция из пластилиновых шариков 1. «Барашек». Объёмные изделия из пластилина 1. «Червячок и гусеница на листочках». Расписной пластилин, полученный разрезанием. 1. «Черепашка». Природная мастерская 1. «Бабочка». Объёмное конструирование из бумаги Оригами 1. «Бумажный флот». Аппликация в технике оригами 1. Открытка «Подснежники» в технике оригами. Аппликация из мятой бумаги Аппликация из бумаги Предметная аппликация из геометрических фигур 1. «Лягушка» (составление фигуры из треугольников). 2. «Лисёнок» (составление фигуры из треугольников.). Аппликация (моделирование) 1. «Пчела». 2. «Лягушка». Сюжетная аппликация 1. Сюжетная аппликация «Летний день». Волшебные фантазии Бумагоскатывание 1. «Ветка мимозы». Тычкование 1. «Лук» (головка с зелёными пёрышками). 2. «Кабачок». Бумажная мозаика (аппликация из обрывной бумаги) 1. «Золотая рыбка». Текстильные материалы: поделки из ткани, ниток. Поделки из ниток 1. Изготовление оберега из связанных пучков нитей (куколка – мальчик). 2. Изготовление оберега из связанных пучков нитей (куколка – девочка). Поделки из ткани 1. Изготовление игольницы «Шляпка». 2.Изготовление салфетки. Украшение бахромой. 4 класс. Пластические материалы Аппликация из пластилина (размазывание пластилина) 1. «Огурец». Лепка на плоскости 1. «Собака». Композиция из пластилиновых шариков 1. «Медвежонок Умка». Объёмные изделия из пластилина 1. «Паук и божья коровка». Природная мастерская 1. «Ёжик» (семечки). 2. «Утка» (шишка). Объёмное конструирование из бумаги Оригами 1. «Бабочки». Аппликация в технике оригами 1. Открытка «Тюльпаны». Аппликация из мятой бумаги 1. «Бархатцы». Бумагокручение 1. «Вазочка для конфет». Объёмная аппликация 1. Объёмная аппликация «Лето». Аппликация из бумаги Предметная аппликация из геометрических фигур 1. «Собачка». 2. «Утёнок». Аппликация (моделирование). 1. «Пингвин». 2. «Сова – филин». Сюжетная аппликация 1. Сюжетная аппликация «Ваза с цветами». Волшебные фантазии Бумагоскатывание 1. «Зимняя ветка с инеем». Тычкование 1. «Снеговик». 2. «Снежинка». Бумажная мозаика (аппликация из обрывной бумаги) 1. «Арбуз». Текстильные материалы: поделки из ткани, ниток Поделки из ткани - 6часов. Изготовление игольницы «Божья коровка на листике». III Раздел. Тематическое планирование 2 класс (34 ч.) Название темы № темы п/п Кол-во час Аппликация и моделирование 1. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. 1 2 Аппликация из птичьих перьев. 1 3 Аппликация из кружев. 1 4 Аппликация из ткани. 1 5 Аппликация из деталей оригами 1 6 Аппликация из ватных шариков. 1 7 Прорезная аппликация. 1 8 Гофрированные цепочки. 1 9 Складывание гармошкой. 1 10 Выпуклая мозаика из плотной бумаги. 1 11 Моделирование из картона. Рамочка. 1 12 Моделирование объемного изделия из гофрокартона. 1 13 Моделирование из гофрированной бумаги. 1 14 Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. 1 15 Многослойное торцевание на плоскости. 1 Работа с пластическими материалами 16 Раскатывание и обрубовка пластилина. 1 17 Выпуклая аппликация из пластилина. 1 18 Торцевание на пластилин 1 19 Разрезание слоеного пластилина. 1 20 Лепка из теста. 1 Секреты бумажного творчества 21 Обрывная аппликация. 1 22 Скручивание в жгут. Аппликации. 1 23 Скатывание в комок. Мозаика. 1 24 Гофрированный конструктор. 1 25 Моделирование из полос. 1 26 Плетение из бумаги. Аппликация. 1 27 Мозаика из плоских деталей оригами. 1 28 Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости. 1 29 Оригами из кругов. 1 30 Соединение различных техник в одной работе. 1 Модульные 31 Объемные цветы из модуля «Трилистник». 1 32 Игрушки объемной формы. 1 33 Художественные образы объемной формы. 1 34 Итоговое занятие 1 Итого: 34 3 класс ( 34 ч.) № темы п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема занятия Вводное занятие Вводное занятие Техника безопасности при работе с инструментами Техника безопасности при работе с инструментами Виды мозаики: предметная сюжетная декоративная Виды мозаики: предметная сюжетная декоративная Мозаика из бумаги (все виды) Мозаика из бумаги (все виды) Сюжетная мозаика «В лесу» Количес тво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Декоративная (орнаментальная) мозаика «Узор в полосе» (мозаика из геометрических форм) Мозаика из природных материалов: Яичная скорлупа «Пасхальное яичко» Яичная скорлупа «Пасхальное яичко» За Засушенные растения «В царстве Берендея» Засушенные растения «В царстве Берендея» Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) Мозаика из пластмасс (сюжетная) Мозаика из пластмасс (сюжетная) Сюжетная мозаика «Виноградная лоза» Сюжетная мозаика «Виноградная лоза» Мозаика из цветного стекла (декоративная) Мозаика из цветного стекла (декоративная) Мозаика из цветного стекла «Цветы» Мозаика из цветного стекла «Цветы» Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная) Использование готовых наборов смальты Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная) Использование готовых наборов смальты Мозаика из гальки (предметная, декоративная) Предметная мозаика из гальки «Рыбка» Декоративная мозаика «Украшения бордюров» Декоративная мозаика «Украшения бордюров» Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) Подведение итогов учебного года, выставка работ. Подведение итогов учебного года, выставка работ. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 4 класс (34 ч.) № тем ы п/п 1 2 3 4 5 6 Тема занятия Вводное занятие Вводное занятие Техника безопасности при работе с инструментами Техника безопасности при работе с инструментами Виды мозаики: предметная сюжетная декоративная Мозаика из бумаги (все виды) Количе ство часов 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Предметная мозаика «Филин» Декоративная (орнаментальная) мозаика «Узор в полосе» (мозаика из геометрических форм) Мозаика из природных материалов: Яичная скорлупа «Петушок и курочка» Яичная скорлупа «Петушок и курочка» Карандашные стружки «Карнавал» Карандашные стружки «Карнавал» Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) Мозаика из поролона (сюжетная) Мозаика из поролона (сюжетная) Сюжетная мозаика «Ягода – малинка » Сюжетная мозаика «Ягода – малинка » Мозаика из цветного стекла (декоративная) Мозаика из цветного стекла (декоративная) Мозаика из цветного стекла на стеклянной вазе «Цветы» Мозаика из цветного стекла на стеклянной вазе «Цветы» Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная) Использование готовых наборов смальты Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная) Использование готовых наборов смальты Мозаика из гальки (предметная, декоративная) Предметная мозаика из гальки «Морская звезда» Предметная мозаика из гальки «Морская звезда» Декоративная мозаика «Украшения вазы» Декоративная мозаика «Украшения вазы» Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) Подведение итогов учебного года, выставка работ. Подведение итогов учебного года, выставка работ. Подведение итогов учебного года, выставка работ. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34