Приложение 28 РП основы программирования

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МКОУ "Талицкая СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

[Укажите должность]

[Укажите должность]

________________________ ________________________ ________________________
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Основы программирования»
для обучающихся 11 классов

г. Талица 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
ориентирована,
прежде
всего,
на
получение
фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики,
которые не зависят от операционной системы и другого программного
обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса
информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому,
согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы
является развитием и продолжением соответствующих разделов курса
основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что
более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и
автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень
понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства
с ними.
Одна из важных задач программы – обеспечить возможность подготовки
учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. В ходе обучения рассматривается
максимальное количество типов задач, включаемых в контрольноизмерительные материалы ЕГЭ.
Программа предназначена для изучения всех основных разделов курса
информатики на углублённом уровнях. Она включает в себя три крупные
содержательные линии:
Основы информатики
Алгоритмы и программирование
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий – переход на новый
уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для
самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе
не
рассматривались.
Существенное
внимание
уделяется
линии
«Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень
предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования
используется язык Python.
На изучение программы «Основы программирования» отводиться в 11
классе – 68 часа (2 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Информация и информационные процессы
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача данных. Скорость передачи данных. Обнаружение ошибок.
Помехоустой-чивые коды
Сжатие данных. Алгоритм RLE. Префиксные коды. Алгоритм
Хаффмана. Алгоритм LZW. Сжатие с потерями.
Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы
управления.
Информационное общество. Информационные технологии. «Большие
данные». Го-сударственные электронные сервисы и услуги. Электронная
цифровая
подпись (ЭЦП).
Открытые
образовательные
ресурсы.
Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели.
Адекватность.
Игровые модели. Игровые стратегии. Пример игры с полной
информацией. Задача с двумя кучами камней.
Модели мышления. Искусственный интеллект. Нейронные сети.
Машинное обуче-ние. Большие данные.
Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели.
Тестирование моде-ли. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Моделирование движения. Движение с сопротивлением. Дискретизация.
Компью-терная модель.
Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста.
Модель огра-ниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь.
Саморегуляция.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового
обслуживания. Модель обслуживания в банке.
Базы данных
Основные понятия. Типы информационных систем. Транзакции.
Таблицы. Индексы. Целостность базы данных.
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей.
Реляционная модель данных. Математическое описание базы данных.
Нормализация.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между
таблицами. За-просы. Конструктор запросов. Критерии отбора.

Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из
нескольких таблиц. Итоговый запрос. Другие типы запросов.
Формы. Простая форма.
Отчёты. Простые отчёты.
Проблемы реляционных БД. Нереляционные базы данных.
Экспертные системы.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы.
Веб-программирование. Системы управления сайтом.
Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы.
Специаль-ные символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы.
Стили для эле-ментов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе.
Фоновые рисунки. Мультимедиа.
Таблицы. Структура таблицы. Табличная вёрстка. Оформление таблиц.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки.
XML и XHTML.
Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.
Размещение веб-сайтов. Хранение файлов. Доменное имя. Загрузка
файлов на сайт.
Элементы теории алгоритмов
Сложность вычислений. Асимптотическая сложность. Сложность
алгоритмов поис-ка. Сложность алгоритмов сортировки.
Алгоритмизация и программирование
Целочисленные алгоритмы. Решето Эратосфена. «Длинные» числа.
Квадратный ко-рень.
Структуры. Работа с файлами. сортировка структур.
Словари. Алфавитно-частотный словарь.
Стек. Использование списка. Вычисление арифметических выражений с
помощью стека. Проверка скобочных выражений. Очереди, деки.
Деревья. Деревья поиска. Обход дерева. Использование связанных
структур. Вычис-ление арифметических выражений с помощью дерева.
Модульность.
Графы. «Жадные» алгоритмы. Алгоритм Дейкстры.
Динамическое программирование. Количество решений.
Обработка изображений
Ввод
изображений.
Разрешение.
Цифровые
фотоаппараты.
Сканирование. Кадриро-вание.

Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма.
Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая
маска. Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя.
Каналы. Цветовые каналы. Сохранение выделенной области.
Иллюстрации для веб-сайтов. Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов.
Выравнивание, рас-пределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных
рисунков. Ввод векторных рисун-ков. Контуры в GIMP.
Трёхмерная графика
Понятие 3D-графики. Проекции.
Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов. Системы
координат. Слои. Связывание объектов.
Сеточные модели. Редактирование сетки. Деление рёбер и граней.
Выдавливание. Сглаживание. Модификаторы. Логические операции. Массив.
Деформация.
Кривые. Тела вращения.
Отражение света. Простые материалы. Многокомпонентные материалы.
Текстуры. UV-проекция.
Рендеринг. Источники света. Камеры. Внешняя среда. Параметры
рендеринга. Тени.
Анимация объектов. Редактор кривых. Простая анимация сеточных
моделей. Арма-тура. Прямая и обратная кинематика. Физические явления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяже-нии всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в об-разовательной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчест-ва;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельно-сти; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализа-ции планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятель-ности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятель-ности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов позна-ния;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной дея-тельности, включая умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники

безопасности, гигиены, ресурсосбережения, право-вых и этических норм,
норм информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1)
сформированность представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирова-ние современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных
объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о
кодировании и декодиро-вании данных и причинах искажения данных при
передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам
информатики; умение строить математические объекты информатики, в том
числе логические фор-мулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатиза-ции;
6) сформированность представлений об устройстве современных
компьютеров, о тен-денциях развития компьютерных технологий; о понятии
«операционная система» и основных функциях операционных систем; об
общих принципах разработки и функ-ционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; знаний базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и
права, принципов обеспечения информацион-ной безопасности, способов и
средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и рабо-ты в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерноматематических моде-лей, проведения экспериментов и статистической
обработки данных с помощью ком-пьютера, интерпретации результатов,
получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать
числовые
параметры
моделируемых
объектов
и
процес-сов;
сформированность представлений о необходимости анализа соответствия
моде-ли и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и
простейшей обработке дан-ных; умение пользоваться базами данных и

справочными системами; владение основ-ными сведениями о базах данных,
их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости фор-мального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных
алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска
и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом
языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ;
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого
уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах
данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном
для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знанием основных конструкций программирования; умением анализировать
алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной
среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и
документирования программ.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема урока
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1.

Количество информации

1

2.

Передача данных

1

3.

Сжатие данных

1

4.

Системы

1

5.

Информационное общество
Модели и моделирование

1

6.
7.

Игровые модели

1

8.

Модели мышления

1

1

9.

Этапы моделирования

1

1

10.

Моделирование движения

1

1

11.

Математические модели в биологии
Методы Монте-Карло

1
1

1
1

Системы массового обслуживания
Введение в базы данных

1

1

14.
15.

Многотабличные базы данных

1

16.
17.

Реляционная модель данных
Таблицы

1
1

18.

Запросы

1

19.

Формы

1

20.

Отчёты

1

21.

Нереляционные базы данных

1

22.

Экспертные системы

1

23.

Веб-сайты и веб-страницы
Текстовые веб-страницы

1

24.

1

1

25.

Оформление веб-страниц

1

26.

Рисунки, звук, видео

1

1
1

12.
13.

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

27.

Таблицы

1

1

28.

Блоки

1

1

29.

XML и XHTML

1

1

30.

Динамический HTML

1

1

31.

Размещение веб-сайтов

1

1

32.

Сложность вычислений

1

33.

1
1

1

34.

Целочисленные алгоритмы
Структуры

35.

Словари

1

1

36.

Стек, очередь, дек

1

37.

Деревья

1

1
1

38.

Графы

1

1

39.

Динамическое программирование

1

40.

Ввод изображений

1

41.

Коррекция изображений

1

1

42.

Работа с областями

1

1

43.

Многослойные изображения

1

1

44.

Каналы

1

1

45.

Иллюстрации для веб-сайтов

1

1

46.

Анимация

1

1

47.

Векторная графика

1

1

48.

Кривые в GIMP

1

1

49.

Введение в 3D-моделирование
Работа с объектами

1

50.

1

1
1

51.

Сеточные модели

1

1

52.

Модификаторы

1

1

53.

Кривые

1

1

54.

Материалы и текстуры

1

55.

Рендеринг

1

1
1

56.

Анимация

1

1

1

Диагностические контрольные работы формате
КЕГЭ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
57.

13

2

68

4

42

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Поляков, Еремин: Информатика. 11 класс. Учебник. Углубленный
уровень. В 2-х частях. ФГОС
Перечень версий программного обеспечения
Редакторы электронных LibreOffice Calc
Текстовые редакторы Libre Office Writer
Среды программирования - на школьном Алгоритмическом Языке
КуМир НИИСИ РАН
- на языке Python Интерпретатор Python (со средой IDLE)
Среда разработки Wing IDE 101
Среда разработки PyCharm
графический редактор Gimp (http://gimp.org); редактор звуковой
информации Audacity (http://audacity.sourceforge.net); программа для 3Dмоделирования Blender (https://www.blender.org/); среда
программирования Wing IDE 101 (http://wingware.com/downloads/wingide101);
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://kpolyakov.spb.ru/school/basebook.htm
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».