Приложение 23 РП черчение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Талицкий ГО
МКОУ "Талицкая СОШ №4"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 8-9 классов

г.Талица 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета черчения.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая
система развития мышления, пространственных представлений и
графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает
школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет
большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в
области техники и технологии современного производства; содействует
развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся.
Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у
школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и
точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры
труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса
учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся
технического мышления, пространственных представлений, а также
способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении
как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный
инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление
учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей,
изучение роли чертежа в современном производстве, установление
логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла,
выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда.
В результате этого будет совершенствоваться общая графическая
грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также
подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной
и
специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно
отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность
методов обучения черчению отличается от методов обучения других
предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не

являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение
общих методов обучения.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса
является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет
следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую,
развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая
форма
проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и
письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических
работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество
обязательных
графических
работ,
которые
позволяют
учителю
контролировать и систематизировать знания учащихся программного
материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения
знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс
обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне
по отдельной теме или разделу программы.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести
её целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки,
основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом,
нанесение размеров).
2. Проверка
правильности
построения
чертежа
(соблюдение
проекционной связи, применение типов линий согласно их
назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные
учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.
1. Тетрадь в клетку формата 48 листов;
2. Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4;
3. Миллиметровая бумага;
4. Калька;
5. Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
6. Линейка деревянная 30 см;
7. Чертежные угольники с углами:
a) 90, 45, 45 - градусов;
b) 90, 30, 60 - градусов.
8. Рейсшина;

9. Транспортир;
10.Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
11.Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
12.Ластик для карандаша (мягкий);
13.Инструмент для заточки карандаша
Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, два часа в
неделю в 8 классе и один час в неделю в 9 классе. Всего за год в 8 классе – 68
часов, в 9 классе – 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 класс
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие
сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с
применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в
школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения
чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация
рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения
о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки,
знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью;
расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение
прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и
внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3,
5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование.
Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной,
двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху,
вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на
чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке.
Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида
— аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических
тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы,
цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы
геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей
тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с
учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание
поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений.
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических
построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в
том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа
изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и
выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач,
в том числе творческих.
9 класс
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и
«Аксонометрические проекции».
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях.
Выполнение сечений предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с
частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи
разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов
в аксонометрических проекциях.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ С
ПЛОСКОСТЬЮ
Взаиморасположение плоскости и поверхности. Сечение простых
геометрических тел плоскостью их развёртки и аксонометрические проекции.

Правила нахождения точек пересечения геометрического тела с плоскостью.
Метод вспомогательных секущих поверхностей.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
Чертежи типовых соединений деталей Выбор количества
изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение
резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами.
Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий Обобщение и систематизация знаний о
сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных
учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных
чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.
Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших
сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении.
Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы.
Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные
изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Тематическое планирование
8 класс.
№
п/п

1

Наименование разделов и тем
Учебный предмет «Черчение». Значение
графического изображения в
производственной деятельности человека
(построения и перспективы). Цели и задачи

Всего
часов

Контрольные
графические
работы

12

4

изучения черчения в школе и дальнейшей
профориентации. Стандартизация приемов и
способов изображения.
2

Способы проецирования.

18

4

3

Чтение и выполнение чертежей.

30

6

4

Геометрические построения на плоскости.

8

6

68

20

Всего:
9 класс.
Раздел

Тема

1

Общие сведения о способах проецирования.

2
3
4

Сечения. Разрезы. Виды.
Сборочные чертежи
Пересечение поверхностей геометрических тел с
плоскостью
Чтение строительных чертежей
Всего

5

Кол-во
часов
1
12
12
5
4
34

Поурочное планирование
8 класс.
№
п/п

1

2
3

Тема урока

Предмет «Черчение»
Правила оформления
чертежей .
Стандартизация. Чертежный
шрифт.
Основные правила
выполнения и оформления
чертежей. Типы линий.
Форматы, рамки, основная
надпись чертежа.

КолВид контроля
во
часо
в
2
Практическая
работа №1
2
2

Практическая
работа
Практическая
работа

4

«Линии чертежа»

2

5

«Нанесение размеров»

2

6

Геометрические построения.
«Деление окружности на
равные части»
Сопряжения

2

Практическая
работа

2

8

Общие сведения о способах
проецирования. Чертежи в
системе прямоугольных
проекций.

2

Практическая
работа
Практическая
работа

9

Чертежи плоских фигур

2

10

2

14

Чертежи геометрических
тел
Анализ геометрической
формы предмета. Проекции
группы геометрических тел.
Виды. Количество и
расположение видов на
чертеже. «Нахождение
главного вида»
«Построение проекций
точек, нахождение вершин,
ребер и граней предмета по
чертежу»
«Устное чтение чертежей»

15

Эскизы

2

16

«Построение
аксонометрических
проекций плоских фигур»
«Построение
аксонометрических

2

7

11

12

13

17

2

2

Графическа
я работа
Графическа
я работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Графическа
я работа

2

2

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Графическа
я работа

18

проекций плоскогранных
предметов»
«Построение овала»

2
2

20

«Выполнение технических
рисунков деталей»
«Построение сечений»

21

«Обозначение сечений»

2

22

«Правила выполнения
разрезов»
«Обозначение разрезов»

2

«Соединение вида с
разрезом»
«Определение видов
соединений»
«Изображение и
обозначение резьбы».
«Выполнение расчётов для
изображения болтовых и
шпилечных соединений».
«Чертеж резьбового
соединения».
«Нанесение позиций на
сборочный чертёж» упр. 10
стр. 194
«Спецификация»

2

«Чтение сборочных
чертежей».
«Определение размеров для
деталирования»
«Деталирование»

2

Элементы
конструирования. Общие

2

19

23
24
25
26
27

28
29

30
31
32
33
34

2

2

2
2
2

Практическая
работа
Графическа
я работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Графическа
я работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Графическа
я работа
Графическа
я работа

2
2

2

2
2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Графическа
я работа
Графическа
я работа

сведения о схемах

Поурочное планирование
9 класс.
№
п/п

1
2
3
4
5

Темы графических работ

Обобщение сведений о
способах проецирования.
Понятие о сечении.
Наложенные сечения.
Вынесенные сечения
Графическая работа №1
«Сечения»
Разрезы

7

Простые разрезы.
Фронтальный разрез.
Профильный разрез

8

Горизонтальный разрез

9

Графическая работа №2
«Простые разрезы»
Соединение части вида и части
разреза
Разрезы в аксонометрических
проекциях
Графическая работа №3
«Чертеж детали с
применением разреза»
Графическая работа №4
«Чертеж детали с

6

10
11
12

13

КолВид контроля
во
часо
в
1
Практическая
работа №1
1
Практическая
работа
1
Графическая
работа
1
Практическая
работа
1
Графическая
работа
1
Графическая
работа
1
Графическая
работа
1
Графическая
работа
1
Графическая
работа
1
Графическая
работа
1
Практическая
работа
1
Графическая
работа
1

Графическая
работа

27

применением разреза»
Пересечение плоскогранных
тел с наклонной плоскостью
Пересечение плоскогранных
тел с наклонной плоскостью
Пересечение плоскогранных
тел с наклонной плоскостью
Пересечение тел с вращения
наклонной плоскостью
Пересечение тел с вращения
наклонной плоскостью
Практическая работа №5
Выбор количества
изображений и главного
изображения. Условности и
упрощение на чертежах.
Графическая работа №6
«Устное чтение чертежей»
Правила чтения строительных
чертежей. Графическая работа
эскиз с натуры №7
Сборочные чертежи. Общие
сведения о соединениях
деталей.
Сборочные чертежи. Общие
сведения о соединениях
деталей.
Графическая работа №8
«Эскиз резьбового
соединения»
Общие сведения о штифтовых
и шпоночных соединениях
Графическая работа №9
«Эскиз шпоночного
соединения»
Чтение сборочных чертежей

28

Понятие о деталировании.

14
15
16
17
18

19

20
21

22

23

24

25
26

Графическая
работа
Графическая
работа
Графическая
работа
Графическая
работа
Графическая
работа

1
1
1
1
1

1

Графическая
работа

1

Графическая
работа
Графическая
работа

1

1

Практическая
работа

1

Графическая
работа

1

Графическая
работа

1
1

1
1

Графическая
работа

29
30
31
32

33
34

Графическая работа №10
«Деталирование»
Основные особенности
строительных чертежей.
Правила чтения строительных
чертежей
Практическая работа №11
«Чтение строительного
чертежа»
Контрольная графическая
работа №13
Контрольная графическая
работа №13

Графическая
работа

1
1
1
1

1
1

Практическая
работа
Графическая
работа
Графическая
работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».