МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Талицкий ГО МКОУ "Талицкая СОШ №4" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Черчение» для обучающихся 8-9 классов г.Талица 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета черчения. Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной. Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы. Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану: 1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров). 2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа). После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях. Инструменты, принадлежности и материалы для черчения. 1. Тетрадь в клетку формата 48 листов; 2. Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4; 3. Миллиметровая бумага; 4. Калька; 5. Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный); 6. Линейка деревянная 30 см; 7. Чертежные угольники с углами: a) 90, 45, 45 - градусов; b) 90, 30, 60 - градусов. 8. Рейсшина; 9. Транспортир; 10.Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов; 11.Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»); 12.Ластик для карандаша (мягкий); 13.Инструмент для заточки карандаша Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, два часа в неделю в 8 классе и один час в неделю в 9 классе. Всего за год в 8 классе – 68 часов, в 9 классе – 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 класс ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей). СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. 9 класс ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ С ПЛОСКОСТЬЮ Взаиморасположение плоскости и поверхности. Сечение простых геометрических тел плоскостью их развёртки и аксонометрические проекции. Правила нахождения точек пересечения геометрического тела с плоскостью. Метод вспомогательных секущих поверхностей. СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ Чертежи типовых соединений деталей Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочные чертежи изделий Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Тематическое планирование 8 класс. № п/п 1 Наименование разделов и тем Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи Всего часов Контрольные графические работы 12 4 изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Стандартизация приемов и способов изображения. 2 Способы проецирования. 18 4 3 Чтение и выполнение чертежей. 30 6 4 Геометрические построения на плоскости. 8 6 68 20 Всего: 9 класс. Раздел Тема 1 Общие сведения о способах проецирования. 2 3 4 Сечения. Разрезы. Виды. Сборочные чертежи Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью Чтение строительных чертежей Всего 5 Кол-во часов 1 12 12 5 4 34 Поурочное планирование 8 класс. № п/п 1 2 3 Тема урока Предмет «Черчение» Правила оформления чертежей . Стандартизация. Чертежный шрифт. Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа. КолВид контроля во часо в 2 Практическая работа №1 2 2 Практическая работа Практическая работа 4 «Линии чертежа» 2 5 «Нанесение размеров» 2 6 Геометрические построения. «Деление окружности на равные части» Сопряжения 2 Практическая работа 2 8 Общие сведения о способах проецирования. Чертежи в системе прямоугольных проекций. 2 Практическая работа Практическая работа 9 Чертежи плоских фигур 2 10 2 14 Чертежи геометрических тел Анализ геометрической формы предмета. Проекции группы геометрических тел. Виды. Количество и расположение видов на чертеже. «Нахождение главного вида» «Построение проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета по чертежу» «Устное чтение чертежей» 15 Эскизы 2 16 «Построение аксонометрических проекций плоских фигур» «Построение аксонометрических 2 7 11 12 13 17 2 2 Графическа я работа Графическа я работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Графическа я работа 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Графическа я работа 18 проекций плоскогранных предметов» «Построение овала» 2 2 20 «Выполнение технических рисунков деталей» «Построение сечений» 21 «Обозначение сечений» 2 22 «Правила выполнения разрезов» «Обозначение разрезов» 2 «Соединение вида с разрезом» «Определение видов соединений» «Изображение и обозначение резьбы». «Выполнение расчётов для изображения болтовых и шпилечных соединений». «Чертеж резьбового соединения». «Нанесение позиций на сборочный чертёж» упр. 10 стр. 194 «Спецификация» 2 «Чтение сборочных чертежей». «Определение размеров для деталирования» «Деталирование» 2 Элементы конструирования. Общие 2 19 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 2 2 2 2 2 Практическая работа Графическа я работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Графическа я работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Графическа я работа Графическа я работа 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Графическа я работа Графическа я работа сведения о схемах Поурочное планирование 9 класс. № п/п 1 2 3 4 5 Темы графических работ Обобщение сведений о способах проецирования. Понятие о сечении. Наложенные сечения. Вынесенные сечения Графическая работа №1 «Сечения» Разрезы 7 Простые разрезы. Фронтальный разрез. Профильный разрез 8 Горизонтальный разрез 9 Графическая работа №2 «Простые разрезы» Соединение части вида и части разреза Разрезы в аксонометрических проекциях Графическая работа №3 «Чертеж детали с применением разреза» Графическая работа №4 «Чертеж детали с 6 10 11 12 13 КолВид контроля во часо в 1 Практическая работа №1 1 Практическая работа 1 Графическая работа 1 Практическая работа 1 Графическая работа 1 Графическая работа 1 Графическая работа 1 Графическая работа 1 Графическая работа 1 Графическая работа 1 Практическая работа 1 Графическая работа 1 Графическая работа 27 применением разреза» Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью Практическая работа №5 Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощение на чертежах. Графическая работа №6 «Устное чтение чертежей» Правила чтения строительных чертежей. Графическая работа эскиз с натуры №7 Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей. Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей. Графическая работа №8 «Эскиз резьбового соединения» Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях Графическая работа №9 «Эскиз шпоночного соединения» Чтение сборочных чертежей 28 Понятие о деталировании. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Графическая работа Графическая работа Графическая работа Графическая работа Графическая работа 1 1 1 1 1 1 Графическая работа 1 Графическая работа Графическая работа 1 1 Практическая работа 1 Графическая работа 1 Графическая работа 1 1 1 1 Графическая работа 29 30 31 32 33 34 Графическая работа №10 «Деталирование» Основные особенности строительных чертежей. Правила чтения строительных чертежей Практическая работа №11 «Чтение строительного чертежа» Контрольная графическая работа №13 Контрольная графическая работа №13 Графическая работа 1 1 1 1 1 1 Практическая работа Графическая работа Графическая работа