МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ "Талицкая СОШ №4" РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей ________________________ Кокоулина Т.М. [Номер приказа] от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Талицкая СОШ № 4» ________________________ Волкова Н.И. [Номер приказа] от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Типы химических задач и способы их решения» для обучающихся 8 классов г. Талица 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание и структура программы соответствует требованиям ФГОС ООО. В курсе 8 класса учащиеся знакомятся первоначальными химическими понятиями. Курс химии предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химическим явлениям на основе атомно-молекулярного учения. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций. Важнейшая особенность данного курса – высокий теоретический уровень, Строгое следование логике принципа развивающего обучения, заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 8-го класса, биологии. Практически весь теоретический материал рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно изучать фактический материал – химию элементов и их соединений в конце 8-го и на протяжении всего 9-го класса. Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса и задачника. Задачник дает обширный материал для организации самостоятельной работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся разноуровневые задания. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание самостоятельной работы по времени и уровню сложности. Богатый химический эксперимент, введённый в курс, способствует повышению интереса к изучению химии, формированию практических навыков в проведении основных химических операций, приобщению к самостоятельной работе, обучению безопасности и грамотному обращению с веществами в быту и кабинете химии. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности. В программе реализованы следующие направления: гуманизации содержания и процесса его усвоения; экологизации курса химии; интеграции знаний и умений; последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения. Целями изучения дисциплины являются: 1. Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения. 2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки. 3. Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения. 4. Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии. 5. Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни. 6. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся. Задачи: вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения; раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки; внести вклад в развитие научного миропонимания ученика; развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии; развить экологическую культуру учащихся. СОДЕРЖАНИЕ Введение - 1 час. Знакомство с правилами техники безопасности в кабинете химии. Ознакомление с предметом химия, значением в жизни человека. Вычисление по химической формуле вещества - 8 часа. Вычисление Mr - относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли (W) элемента (в %) по формуле веществ. Вычисление массы, количество молекул с помощью количества вещества. Задачи с использованием понятия “моль”. n = m/M, n= V/Vm , n= N/ NA. Решение задач на молярный объем и относительную плотность газов при н.у. Вычисления по химическим уравнениям – 7 часов: вычисления по химическим уравнениям (m, V, ʋ) веществ по известному массе, объему, количеству вещества (одного из вступивших или получившихся в результате реакции); расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке; вычисление теплового эффекта по массе одного из реагирующих веществ, составление термохимического уравнения по массе вещества и тепловому эффекту. Вычисления, связанные с растворами -5 часов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе; вычисление массы растворителя и растворенного вещества по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества; расчеты с использованием плотности раствора, расчеты связанные с растворимостью вещества; Вычисления, связанные с примесями – 3 часа. вычисление m продукта реакции по известной m исходного вещества, содержащую определенную W примесей; вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода. Вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода -2 часа. Вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) -2 часа. Виды ОВР. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Задачи на составление формул веществ классов неорганических соединений -6 часов. Составление оксидов, кислот, оснований, солей. Составление химических реакций генетических цепочек неорганических соединений. Планируемые результаты Ожидаемые результаты: Полученные знания должны помочь учащимся: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения); научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения; закрепить практические навыки и умения при решении задач; выполнять творческие задания; В процессе обучения на занятиях дополнительного курса учащиеся приобретают следующее знания: формирующие научную картину мира; применение теоретических знаний на практике решения задач; умения: уметь производить типовые расчеты химических задач, указанных в планировании согласно программе, для общепринятых учреждений; выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 класс № 8. Название темы урока Количество часов Введение (1 час) Предмет химии, значение в жизни человека. 1 Правила техники безопасности в кабинете химии. 1 Правила обращения с химической посудой. 1. Вычисления по химической формуле (8 часов) Вычисление относительной молекулярной 2. 1 массы вещества Вычисления массовой доли элемента в 3. 1 соединении Валентность. Нахождение валентности по 4. 1 формуле. Составление формулы по валентности Вычисление массы, количество молекул с 5. 1 помощью количества вещества 6Задачи с использованием понятия “моль”. n 3 = m/M, n= V/Vm, n= N/ NA Решение задач на молярный объем и 9. 1 относительную плотность газов при н.у. 2. Вычисления по уравнениям химических реакций (7 часов) Вычисление массы одного из веществ по 10. 1 известной массе другого вещества Вычисление объема одного из веществ по 11. 1 известному объему другого вещества 1213. 14. 1516. 1718. 19. 2021. 2224. 2526. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или 2 объёму одного из участвующих в реакции веществ. Задачи на избыток одного из реагирующих 1 веществ. Вычисление теплового эффекта по массе одного из реагирующих веществ. Составление 2 термохимического уравнения по массе вещества и тепловому эффекту 3. Вычисления, связанные с растворами (5 часов) Вычисление массовой доли растворенного 2 вещества в растворе Вычисление массы растворителя и растворенного вещества по известной массе 1 раствора и массовой доле растворенного вещества Расчеты с использованием плотности раствора. 2 Расчеты связанные с растворимостью вещества. 4. Вычисления, связанные с примесями (3 часа). Вычисления, связанные с примесями 3 5. Вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода (2 часа). Вычисление выхода продуктов реакции в % 2 от теоретически возможного выхода 6. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) (2 часа) Виды ОВР 1 Составление уравнений ОВР методом 1 электронного баланса. 7. Задачи на составление формул веществ классов неорганических соединений (6 часов) Задачи на оксиды 1 Задачи на основания 1 Задачи на кислоты 1 Генетическая связь между основными 1 классами неорганических соединений Составление химических реакций по данным генетическим цепочкам неорганических соединений. 34. Тест по теме «Классы неорганических соединений» 33. 1 1