Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
(МКОУ «Талицкая СОШ № 4»)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1)
на 2025 – 2026 учебный год
г. Талица, 2025г.
Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования Муниципального
казённого
общеобразовательного
учреждения
"Талицкая
средняя
общеобразовательная школа № 4" (далее – учебный план) для 1-4 классов,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений
при разработке содержания образования, требований к его усвоению
и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который
устанавливает
сроки
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный
учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах. Муниципальное
казённое
общеобразовательное
учреждение
"Талицкая
средняя
общеобразовательная школа № 4" разрабатывает учебный план по 1 варианту
– I- IV; V-IX классы (9 лет).
Выбор вариантов сроков обучения образовательная организация
осуществляет самостоятельно с учетом:
особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы (кадровые,
финансовые и материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание
всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую заключающуюся
в учёте особых образовательных категории обучающихся. Кроме этого,
с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план является частью образовательной программы
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Талицкая
средняя общеобразовательная школа № 4», разработанной в соответствии
с ФГОС начального общего образования, с учетом примерных
адаптированных основных общеобразовательных программ начального
общего
образования,
и
обеспечивает
выполнение
санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном казённом общеобразовательном
учреждении «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
начинается 01.09.2025г. и заканчивается 26.05.2026г.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели
во 2-4 классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно
в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой
нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз
в неделю - 5 уроков.
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.
На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом
и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем
в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2-4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность
урока
(академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только
в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока
по 40 минут каждый);
- продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий
и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет
не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для
первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в
середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками
образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено
коррекционными
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на
коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
является неотъемлемой частью образовательного процесса в Муниципальном
казённом
общеобразовательном
учреждении
«Талицкая
средняя
общеобразовательная
школа
№
4».
Муниципальное
казённое
общеобразовательное учреждение "Талицкая средняя общеобразовательная
школа № 4" предоставляет обучающимся возможность выбора спектра
занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов
самостоятельно
осуществляется
Муниципальным
казённым
общеобразовательным
учреждением
"Талицкая
средняя
общеобразовательная школа № 4" в рамках общего количества часов,
предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение "Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4".
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
В Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» языком обучения
является русский язык.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания
(четвертное
оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое
оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются
по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками
образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются
«зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Талицкая
средняя общеобразовательная школа № 4».
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Недельный учебный план адаптированной основной
образовательной программы начального общего
образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с ФГОС УО (ИН) (Вариант 1) для I – IV классов
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
Всего
1
2
3
4
1.1. Русский язык
3
3
3
3
12
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2.1. Математика
3.1. Мир природы и человека
4.1. Музыка
4
2
4
1
1
1
4
2
4
1
1
1
4
2
4
1
1
1
15
8
15
5
5
4
5. Физическая
культура
6. Технологии
4.2. Рисование
(Изобразительноеискусство)
5.1. Адаптивная физическая
культура
6.1. Труд (технология)
3
2
3
2
2
1
3
3
3
3
12
2
21
1
20
1
20
1
20
5
81
-
3
3
3
9
21
1
1
1
23
1
1
1
23
1
1
1
23
3
3
3
90
6
6
6
6
24
1
2
1
2
1
2
1
2
4
8
3
3
3
3
12
Обязательная часть
1.Язык и речевая
практика
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Развитие связной речи
Гимнастика для ума
Русский фольклор
Максимально допустимая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
Ритмика
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
Логопедические занятия
План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
Учебные курсы
Количество часов в неделю
1к
2к
3к
4к
Разговоры о важном
1
1
1
1
Функциональная грамотность
1
1
1
1
«Тропинка в профессию»
1
1
1
1
«Умелые ручки»
1
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
4
4
4
4