Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
(МКОУ «Талицкая СОШ № 4»)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1)
на 2025 – 2026 учебный год
г. Талица, 2025г.
Пояснительная записка
Учебный план основного общего образования Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение "Талицкая средняя общеобразовательная школа
№ 4" (далее - учебный план) для 5-9 классов реализующих адаптированную
основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объём
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений
при разработке содержания образования, требований к его усвоению
и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного
из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает
сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены
в 4-х вариантах. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4" разрабатывает учебный
план по 1 варианту – I- IV; V-IX классы (9 лет).
Выбор вариантов сроков обучения образовательная организация
осуществляет самостоятельно с учетом:
особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации федеральной адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
(кадровые,
финансовые
и материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую заключающуюся в учёте особых
образовательных категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный
план
является
частью
образовательной
программы
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Талицкая
средняя общеобразовательная школа № 4», разработанной в соответствии с ФГОС
начального общего образования, с учетом примерных адаптированных основных
общеобразовательных программ начального общего образования, и обеспечивает
выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20
и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном казённом общеобразовательном
учреждении «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» начинается
01.09.2025г. и заканчивается 26.05.2026г.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные
недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет:
5 класс – 29 часов
6 класс – 30 часов
7 класс– 32 часа
8,9 класс – 33 часа.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками
образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными занятиям: Психокоррекционные занятия,
логопедические занятия.
На коррекционные занятия по расписанию выделены часы во внеурочное
время. Занятия проводятся с учетом речевых, двигательных и других нарушений.
Продолжительность
групповых
коррекционных
занятий
25
минут,
индивидуальных - 20 минут.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
является неотъемлемой частью образовательного процесса в Муниципальном
казённом
общеобразовательном
учреждении
«Талицкая
средняя
общеобразовательная
школа
№
4».
Муниципальное
казённое
общеобразовательное учреждение "Талицкая средняя общеобразовательная школа
№ 4" предоставляет обучающимся возможность выбора спектра занятий,
направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно
осуществляется
Муниципальным
казённым
общеобразовательным учреждением "Талицкая средняя общеобразовательная
школа № 4" в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным
учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4".
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин,
курсов, модулей, темп и формы образования).
В Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении "Талицкая
средняя общеобразовательная школа № 4" языком обучения является русский
язык.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая
аттестация
обучающихся
за
четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются
по четвертям. Промежуточная аттестация проводится без прекращения
образовательной деятельности по предметам учебного плана с 15 апреля
по 15 мая 2026 года без прекращения образовательной деятельности по предметам
учебного плана.
Обучающиеся с нарушением интеллекта по завершении реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599) (ФГОС)
и
федеральной
адаптированной
общеобразовательной
программой
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026)
(ФАООП) проходят итоговую аттестацию.
Для выпускников с нарушением интеллекта, АООП которых рассчитана
на 9 лет освоения, проведение итоговой аттестации обязательно с 2024/2025
учебного года.
Итоговая аттестация для обучающихся осуществляется по завершении
реализации АООП (вариант 1) в форме двух испытаний: первое испытание
предполагает комплексную оценку по учебным предметам: «Русский язык»,
«Чтение (Литературное чтение)», «Математика», «Основы социальной жизни»;
второе испытание направлено на оценку знаний и умений по выбранному
профилю труда и готовность к их применении.
Недельный учебный план основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с ФГОС УО (ИН) для V– IX классов
Предметные
Классы
области
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1. Русский язык
1.2. Чтение
практика
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание 3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4. Человек и
общество
5. Искусство
4.1. Мир истории
4.2. История Отечества
4.3. Основы социальной
жизни
5.1. Музыка
5.2. Рисование
(Изобразительное
искусство)
6.1. Адаптивная
физическая культура
7.1. Труд (технология)
6. Физическая
культура
7. Технология
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Основы этики
Азбука безопасности
Максимально-допустимая
недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
Логопедические занятия
V
Количество часов в неделю
VI
VII
VIII
IX
Всего
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
4
2
2
4
2
2
2
2
3
1
2
2
2
2
3
1
2
2
2
2
3
1
2
2
2
2
17
3
4
6
8
2
6
10
1
2
-
-
-
-
1
2
2
2
2
2
2
10
6
27
2
6
28
2
7
29
1
7
29
1
7
29
1
33
142
10
1
1
29
1
1
30
1
1
1
30
30
30
5
2
149
6
6
6
6
6
30
3
3
3
3
3
15
3
3
3
3
3
15
План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Талицкая
средняя общеобразовательная школа № 4"
Учебные курсы
Разговоры о важном
Функциональная грамотность
Россия-мои горизонты
Тропинка в профессию
Шкатулка идей
Количество часов в неделю
5к
6к
7к
8к
9к
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
0
4
4
3
3
3