МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодёжной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
(МКОУ "Талицкая СОШ № 4")
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5788440)
учебного предмета Родная (русская) литература
для обучающихся 10-11 классов
г. Талица 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)»
(предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по
родной литературе (русской), родная литература (русская) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной литературе
(русской).
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения родной литературы
(русской), место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к
определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровнесреднего общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родной литературе (русской) включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родной литературе (русской) на уровне среднего общего образования
разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО.
Программа по родной литературе (русской) на уровне среднего общего образования
разработана с целью сохранения и развития культурного и языкового разнообразия
многонационального народа Российской Федерации, формирования российской гражданской
идентичности обучающихся, реализации права на изучение родного русского языка, на
сохранение русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую
Федерацию.
Методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и
предметным результатам обучающихся, осваивающих программу по родной литературе
(русской) на уровне среднего общего образования является системно-деятельностный подход,
нацеленный на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, на формирование
готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, на овладение ими
духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Программа по родной литературе (русской) поможет учителю при создании рабочей
программы на уровне среднего общего образования по предмету «Родная литература (русская)»
реализовать современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных
результатов в соответствии с требованиями ФГОС СОО, определить содержание учебного курса
и распределить его на два года обучения, разработать календарно-тематическое планирование с
учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение
учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные
виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской
литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
обучающихся, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурноисторическому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская
литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской
литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как
средство воспитания обучающихся в духе уважительного отношения к языку и культуре народов
Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Являясь частью предметной области «Родной язык и родная литература», родная литература
(русская) тесно связана с предметом «Родной
язык (русский)» и способствует обогащению речи обучающихся, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций.
Родная литература (русская) входит в предметную область «Русский язык и литература»,
наряду с которым вносит свой вклад в формирование у обучающихся культуры восприятия и
понимания литературных текстов, освоение ими современных читательских практик. Вместе с
тем родная литература (русская) имеет специфические особенности, отличающие его от
учебного предмета «Литература» и обусловленные:
отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие и связанная с этим проблематика (человек в круговороте
истории России, загадочная русская душа, духовные основы русской культуры, человек в
поисках счастья);
построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» не повторяет содержание курса
«Литература», а дополняет его, удовлетворяя потребности обучающихся 10–11 классов в
изучении родной русской литературы как особого, эстетического средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. В курс родной русской литературы включены
значительные произведения русской классики и современной литературы, наиболее ярко
воплотившие национальные особенности русской литературы и культуры.
В программе по родной литературе (русской) на уровне среднего общего образования
прослеживается преемственность как с курсом
«Родная литература (русская)» для основного общего образования (в области концептуальных
основ, целей и задач, принципа отбора произведений), так и с курсом «Литература» предметной
области «Русский язык и литература» в 10–11 классах (по целям и задачам литературного
образования в целом, осмыслению поставленных в литературе проблем, пониманию
коммуникативно-эстетических возможностей языка литературных произведений, основам
литературоведения и другие).
Программа по родной литературе (русской) строится на сочетании проблемнотематического, историко-литературного и хронологического принципов. Содержание программы
для каждого класса включает произведения русской классики и современной литературы, которые
актуализируют вечные проблемы и ценности в контексте этнокультурных традиций русского
народа.
В программе курса родной русской литературы для 10 класса выделяются три
содержательные линии, представляющие собой проблемно- тематические блоки, внутри которых
содержание структурировано на основе историко-литературного и хронологического принципов:
«Времена не выбирают»;
«Тайны русской души»;
«В поисках счастья».
Программа курса родной русской литературы для 11 класса также включает три
содержательные линии, в которых прослеживается продолжение заявленных в предыдущем
классе тем и проблем:
«Человек в круговороте истории»;
«Загадочная русская душа»;
«Существует ли формула счастья?».
В тематические блоки программы включены литературные произведения с ярко
выраженными национально-специфическими явлениями, образами и мотивами, отражёнными
средствами других видов искусства – живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет
прослеживать связи
между ними (диалог искусств в русской культуре).
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса
родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература»
имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером
курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных
регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих
целей:
формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и
общества, в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части русской
культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое поле родной литературы и культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской литературе как носителям
культуры своего народа;
формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным становлениемличности;
расширение представлений о родной русской литературе как художественном отражении
традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении следующих
взаимосвязанных учебных задач:
расширение представлений о художественной литературе как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особогоспособа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, национального самосознания, чувства
патриотизма, формирующих национально- культурную идентичность и способность к
межэтническому диалогу (на основе развития способности понимать литературные
художественныепроизведения, отражающие разные этнокультурные традиции);
формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания
культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, как форме
приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой
культуры, как особому способу познания жизни, культурной самоидентификации, чувства
причастности к истории, традициям своего народа и осознания исторической преемственности
поколений;
формирование знаний о базовых концептах русского языка, создающих художественную
картину мира, ключевых проблемах произведений русской литературы;
развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание произведений разных жанров;
формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка
русской литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа
художественных текстов и познавательной учебной проектно-исследовательской деятельности;
развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные
произведения родной литературы на историко-культурной основе; сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационнокоммуникационных технологий и применением различных форм работы в медиапространстве,
использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем, творчески перерабатывать художественные тексты,
создавать собственные высказывания, содержащие аргументированные суждения и
самостоятельную оценку прочитанного.
В соответствии с ФГОС СОО родная литература (русская) входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной литературы (русской) – 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11классе – 34 часа (1 час в неделю).
При этом резерв учебного времени, составляющий 6 часов в каждом классе, отводится на
вариативную часть, которая предусматривает изучение произведений, отобранных
составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания
литературного образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные
особенности народов Российской Федерации.
Родная литература (русская) не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не
русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не
может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Литература».
6.1. Содержание обучения
6.1.1. Содержание обучения в 10 классе.
Раздел 1. Времена не выбирают.
Враг этот был – крепостное право.
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: А.И. Герцен «Сорокаворовка» (в сокращении), Л.Н. Толстой «Утро помещика» (фрагменты) и другие.
Хождение в народ.
В.Г. Короленко. Рассказы
(один
по
выбору).
Например,
«Чудная» и
другие. Время
–
это
испытанье.
Стихотворения (одно по выбору). Например: А.С. Кушнер «Времена не выбирают…», В.С.
Высоцкий «Оплавляются свечи…», А.А.Вознесенский «Живите не в пространстве, а во времени…»
и другие.
Раздел 2. Тайны русской души.
Русский Гамлет.
И.С. Тургенев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например: «Гамлет
Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека»и другие.
Не стоит земля без праведника.
Н.С. Лесков. Рассказы (один по выбору). Например: «Кадетский монастырь», «Пигмей»,
«Инженеры-бессребреники» и другие (из цикла
«Праведники»).
Любовью всё спасается.
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: Ф.М. Достоевский «Столетняя»,
«Кроткая» (из «Дневника писателя»), А.П.Чехов «Душечка», «Дуэль», «Верочка» и другие.
Раздел 3. В поисках счастья.
Не накажи меня подобным счастьем.
Повести и романы (одно произведение по выбору). Например: Н.Г. Помяловский «Мещанское
счастье» (фрагменты), И.Н. Потапенко «Негерой» (фрагменты) и другие.
И безумно, мучительно хочется счастья.
С.Я. Надсон. Стихотворения (одно по выбору). Например: «Я вчера ещё рад был отречься
от счастья…», «Я долго счастья ждал…»,
«Любовь – обман, и жизнь – мгновенье…» и другие.
Главное – перевернуть жизнь.
А.П. Чехов. Рассказы (один по
выбору). Например: «Невеста», «О
любви» и другие. На свете счастье
есть.
Рассказы и повести (три произведения по выбору). Например: А.Я. Яшин «Первый
гонорар», «Угощаю рябиной», Ю.В. Буйда «О реках, деревьях и звёздах», «Свинцовая Анна»,
Г.И. Полонский «Доживём до понедельника» и другие.
6.1.2. .
Стихотворения (три по выбору). Например: М.И. Цветаева «Ox, грибок ты мой, грибочек,
белый груздь!..», «Юнкерам, убитым в Нижнем», Н.Н. Асеев «Марш Будённого», «Кумач», М.А.
Волошин «Гражданская война» и другие.
Жить вне России.
Рассказы (один по выбору). Например: В.В. Набоков «Бритва», И.С. Шмелёв «Russie» (из цикла
«Рассказы о России зарубежной»), очерк
«Душа Родины» и другие.
Я не участвую в войне – она участвует во мне.
А. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например: «Взыскание погибших», «Одухотворённые
люди» и другие.
Стихотворения (два по выбору). Например: Ю.П. Кузнецов «Возвращение» («Шёл отец,
шёл отец невредим…»), «Память» («Снова память тащит санки по двору…»), Ю.Д. Левитанский
«Ну что с того, что я там был…», «Послание юным друзьям» («Я, побывавший там, где вы не
бывали…») и другие.
Россия – это совесть.
И. Грекова. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например: «Скрипка
Ротшильда», «Перелом» (фрагменты) и другие.
Раздел 2. Загадочная русская душа.
Любовь и милосердие.
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: В.В. Вересаев «Марья
Петровна», Б.А. Пильняк «Первый день весны», Н.А. Тэффи «Дэзи», К.М. Симонов «Малышка» и
другие.
Бывает всё на свете хорошо.
А.Г. Битов. Рассказы (один по выбору). Например: «Солнце», «Большой шар»,
«Автобус», «Пятница, вечер» и другие (из цикла
«Аптекарский остров»).
Дорогие мои старики.
Б.П. Екимов. Рассказы (один по выбору). Например: «Родня», «Старые люди»,
«Родительская суббота», «Старый да малый» и другие.Бессмертно всё.
А.А. Тарковский. Стихотворения (два по выбору). Например: «Вот и лето прошло…»,
«Жизнь, жизнь» («Предчувствиям не верю, ипримет…»), «Первые свидания» и другие.
Раздел 3. Существует ли формула счастья?
И надо спешить жить.
Стихотворения (одно по выбору). Например: М.А. Светлов «Гренада», «Каховка», «Моя
поэзия», В.В. Маяковский «Домой!» и другие.В чём заключается счастье?
М.М. Зощенко. Рассказы (один по выбору). Например: «Счастье», «Семейное счастье» и
другие.
Если б я мог вернуть рассвет!
В.О. Богомолов. Рассказы (один по выбору). Например:
«Первая любовь», «Сердца моего боль» и другие.А счастье
всюду.
Рассказы (два по выбору). Например: В.М. Сотников «Совпадение», В.С. Токарева «Самый
счастливый день», «Золотой ключик», Т.Е.Веденская «Сияющие аметисты» и другие.
6.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература
(русская)».
Личностные результаты освоения программы по родной литературе (русской) на уровне
среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися программы по родной литературе
(русской) на уровне среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения родной литературы (русской) на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества; осознание своих
конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических ценностей, в том числе в сопоставлениис ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым,национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного
образования, в интересах гражданскогообщества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;готовность к
гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте
изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных
произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу, в том числе воспитанные на примерахиз русской литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной
литературы (русской) и литературы народовРоссии;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности, в томчисле и при анализе литературного произведения;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни, всоответствии с традициями народов России, в том числе
отражёнными в литературных произведениях;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество русского и других народов, ощущать эмоциональное
воздействиеискусства, в том числе художественной литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе русского фольклора;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (русской)
литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью; потребность
в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью, в том числе при оценкеповедения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе воспитанные
на положительных примерах изхудожественной литературы;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать исамостоятельно выполнять такую деятельность в процессе
литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовыватьсобственные жизненные планы, в том числе ориентируясь
на профессиональный выбор и поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской
деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной исоциальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, в том числе на основе осмысления идейно-тематического
содержания родной литературы (русской) и литератур народов России;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, в том числе наоснове осмысления идейно-тематического
содержания произведений родной литературы (русской);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на основе
интерпретации литературных произведений;умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, представленной в
произведениях родной литературы (русской);
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и литератур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с использованием изученных и самостоятельно прочитанных
литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность, в том числе на литературные темы, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по
родной литературе (русской) на уровне среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать исходя изсвоих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
В результате изучения родной литературы (русской) на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебныедействия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях
художественной литературы, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный
признак или основания для сравнения литературных героев, художественных
произведений и их
фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том
числе при изучении литературных произведений; разрабатывать план решения
проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных
ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (русской)
литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с
использованием собственного читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
материала по родной литературе (русской), навыками разрешения проблем, способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
осуществлять различные виды по получению нового знания по родной литературе
(русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения произведений
родной литературы (русской), в познавательную ипрактическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные
подходы и решения;ставить
проблемы и задачи,
допускающие альтернативные
решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения
информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при освоении программы курса
родной литературы (русской);
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и другие) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность литературной и другой информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной
литературы (русской) и во внеурочной деятельности попредмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуацийи смягчать конфликты, опираясь на примеры
из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на
уроках родной литературы (русской);аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в
процессе анализа литературного произведения.У обучающегося будут сформированы
умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи вобразовательной деятельности, включая освоение программы
курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
читательского опыта, собственных возможностей ипредпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений
с использованием читательского опыта;делать осознанный выбор,
аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной (русской) литературе;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в
том числе при изучении родной (русской)литературы, постоянно повышать свой образовательный,
культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других,
эмоционального интеллекта как часть регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов иоснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на
примеры из художественных произведенийкурса родной (русской) литературы;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе на
занятиях по родной литературе (русской);принимать себя, понимая свои недостатки и
достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в
процессе чтения художественной литературыи обсуждения литературных героев и проблем,
поставленных в произведениях родной (русской) литературы;
признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по родной литературе (русской).У обучающегося
будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и
во внеурочной деятельности по роднойлитературе (русской);
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету
«Родная литература (русская)»;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты освоения программы по родной литературе (русской) должны
отражать:
сформированность представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека
и общества, включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание
ценностного отношения к родному языку и родной литературе как носителям культуры своего
народа;
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным становлением личности, понимание родной литературы (русской) как
художественного отражения традиционных духовно-нравственных российских и национальнокультурных ценностей;
сформированность устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству
познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога,
уважительного отношения к ним; как форме приобщения к литературному наследию и через него
к сокровищам отечественной и мировой культуры;
понимание родной литературы (русской) как особого способа познания жизни,
культурной самоидентификации, сформированность чувства причастности к истории, традициям
своего народа, осознание исторической преемственности поколений;
понимание ключевых проблем произведений родной литературы (русской), сопоставление
их с текстами литератур народов России и зарубежной литературы, затрагивающими общие
темы или проблемы;
владение умениями филологического анализа художественного текста, выявления
базовых концептов национального языка, создающих художественную картину мира: любовь,
счастье, жизнь, детство, дом, семья, очаг и другие;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка
родной литературы (русской), свободное использование понятийного аппарата теории
литературы;
сформированность умения интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные
произведения родной литературы (русской) на историко-культурной основе, сопоставлять их с
произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационнокоммуникационных технологий;
владение умением использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы
традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
владение умениями познавательной, учебной проектно-исследовательской деятельности,
умением осуществлять литературоведческое исследование историко- и теоретико-литературного
характера с использованием первоисточников, научной и критической литературы, в том числе в
электронном формате с применением различных форм работы в медиапространстве;
владение умениями творческой переработки художественных текстов, создания
собственных высказываний, содержащих аргументированные суждения и самостоятельную
оценку прочитанного (развёрнутые ответы на вопросы, рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, сочинения, эссе, доклады, рефераты и другие).
Предметные результаты освоения программы по родной литературе (русской). К
концу 10 класса обучающийся научится: осознавать причастность к отечественным
традициям, к исторической преемственности поколений на основе установления
связей
литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями
культурного развития страны в конкретную историческую эпоху;
понимать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений родной (русской)
литературы второй половины XIX – XXI вв. и собственным интеллектуально-нравственным
ростом;
иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других
культур, проявлять уважительное отношение к ним;владеть умением внимательно читать,
понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
понимать содержание и ключевые проблемы произведений родной литературы (русской)
второй половины XIX – XXI вв. в аспекте проблемно-тематических блоков «Времена не
выбирают», «Тайны русской души», «В поисках счастья»;
определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со
временем написания, с современностью и традицией, раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений;
осмысливать художественную картину жизни, созданную автором в литературном
произведении, выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи,
проблемы и выражать своё читательское отношение к ним в развёрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и
содержания с использованием теоретико- литературных терминов и понятий, изученных в курсе
литературы, выявлять их роль в произведении, уметь применять их в речевой практике;
сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными
интерпретациями в других видах искусств (живопись, театр, кино, музыка и другие);
владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования, прочитанного в устной и
письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов),
умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, в том числе с
разными информационными источниками, с использованием медиапространства и ресурсов
традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
Предметные результаты освоения программы по родной литературе (русской). К
концу 11 класса обучающийся научится: осознавать причастность к отечественным
традициям, уметь соотносить произведения родной (русской) литературы XX – начала XXI
вв.
с фактами общественной жизни и культуры, раскрывать роль литературы как неотъемлемой
части культуры в духовном и культурном развитииобщества;
осознавать взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контекстеосмысления произведений родной литературы
(русской) и собственного интеллектуально-нравственного роста;
понимать содержание и ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) ХХ
– начала XXI вв. в аспекте проблемно-тематических блоков «Человек в круговороте истории»,
«Загадочная русская душа», «Существует ли формула счастья?»;
определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественных текстов,выявлять связь литературных произведений со временем
написания, с современностью и традицией, раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений, выявлять «сквозные темы» и
ключевые проблемы родной литературы (русской); выявлять в произведениях
художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к
ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях, свободно владеть устной и
письменной речью, участвовать в дискуссии на литературные темы;
самостоятельного анализировать и интерпретировать художественные произведения в
единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий,
изученных в курсе литературы;
самостоятельно сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их
художественными интерпретациями в других видах искусств (живопись, театр, кино, музыка и
другие);
осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, язык
художественной литературы в его эстетической функции, определять изобразительновыразительные средства русского языка и комментировать их роль в художественных текстах;
владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования, прочитанного в устной и
письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов),
умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, работая с
разными информационными источниками, в том числе с использованием медиапространства и
ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Контрол
ьные
работы
Всего
Раздел 1. Времена не выбирают
1.1
Враг этот был — крепостное право
5
Практические
работы
1.2
Хождение в народ
5
1.3
Время — это испытанье
1
1.4
Проверочная работа №1
2
Итого по разделу
1
13
Раздел 2. Тайны русской души
2.1
Русский Гамлет
2
2.2
Не стоит земля без праведника
2
2.3
Любовью всё спасается
5
2.4
Проверочная работа №2
2
1
11
Итого по разделу
Раздел 3. В поисках счастья
3.1
Не накажи меня подобным счастьем
2
3.2
И безумно, мучительно хочется счастья
1
3.3
Главное — перевернуть жизнь
2
3.4
На свете счастье есть
3
Проверочная работа №3
2
Итого по разделу
10
Итоговый контроль
3
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
11 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Контро
льные
работы
Всего
Раздел 1. Человек в круговороте истории
1.1
На далёкой Гражданской
3
1.2
Жить вне России
2
1.3
Лагерь — отрицательная школа
1
1.4
Я не участвую в войне — она участвует во мне
3
1.5
Россия — это совесть
2
1.6
Проверочная работа
2
Итого по разделу
13
Раздел 2. Загадочная русская душа
2.1
Любовь и милосердие
4
2.2
Бывает всё на свете хорошо
2
2.3
Дорогие мои старики
1
2.4
Бессмертно всё
2
2.5
Проверочная работа
2
Практические
работы
11
Итого по разделу
Раздел 3. Существует ли формула счастья?
3.1
И надо спешить жить
1
3.2
В чём заключается счастье?
2
3.3
Если б я мог вернуть рассвет!
2
3.4
А счастье всюду
3
3.5
Проверочная работа № 3
2
Итого по разделу
10
Итоговый контроль
3
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10А КЛАСС, РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Количество часов
Электронные цифровы
№
образовательные ресур
Тема урока
Контро
Практ
п/п
Всего
льные
ическ
работы
ие
работ
ы
1
Враг этот был — крепостное право
1
2
3
4
5
6
7
А. И. Герцен «Сорока-воровка»
Л. Н. Толстой «Утро
помещика»фрагменты
Л.Н. Толстой
«Поликушка»
(фрагменты)
Н. С. Лесков «Житие одной
бабы»(фрагменты)
Жизненный и творческий путь
В.Г.Короленко.
В. Г. Короленко. Рассказ «Чудная»
9
Своеобразие реализма В.Г.
Короленко в рассказе
«Чудная»
Сюжет и композиция произведения
10
Герои произведения «Чудная»
8
https://resh.edu.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
А. С. Кушнер
«Времена не
выбирают…»
Проверочная работа № 1
13
Анализ проверочной работы.
1
14
Жизнь и творчество И.С. Тургенева
1
11
15
И. С. Тургенев.
«Гамлет
Щигровского
уезда»
https://resh.edu.ru
1
1
1
https://resh.edu.ru
16
17
18
19
20
Н. С. Лесков. Рассказ
«Кадетскиймонастырь»
Идейнохудожественное
содержание
произведения
«Кадетский монастырь»
Любовью всё спасается. Ф.
М.Достоевский
«Столетняя»
Идейно-художественное
содержаниепроизведения Ф. М.
Достоевского
«Столетняя»
А. П. Чехов «Душечка»
23
Особенности сюжета и
композициипроизведения А. П.
Чехова
«Душечка»
Образы героев произведения А.
П.Чехова «Душечка»
Проверочная работа № 2
24
Анализ проверочной работы.
21
22
25
26
27
28
29
1
1
1
1
1
1
1
1
Н. Г. Помяловский
«Мещанскоесчастье»
(фрагменты)
И. Н. Потапенко «Не
герой»(фрагменты)
С. Я. Надсон. Стихотворение «Я
вчера ещё рад был отречься
отсчастья…»
1
1
1
А. П. Чехов. Рассказ «Невеста».
История создания
1
А. П. Чехов. Рассказ «Невеста».
Сюжет и композиция
1
30
А. Я. Яшин «Первый гонорар»
1
31
Ю. В. Буйда «О реках, деревьях и
звёздах»
1
32
Г. И. Полонский «Доживём до
понедельника»
1
33
Проверочная работа № 3
1
34
Анализ проверочной работы.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
34
3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Количество часов
Тема урока
М. И. Цветаева «Ox, грибок ты мой,
грибочек, белый груздь!..»
Н. Н. Асеев «Марш Будённого»
М. А. Волошин «Гражданская
война»
В. В. Набоков «Бритва». Идейноэмоциональное содержание
произведения
В. В. Набоков «Бритва»: сюжети
герои произведения
В. Т. Шаламов. Рассказ «Дождь»
А. Платонов. Рассказ «Взыскание
погибших»
Всего
1
1
1
1
1
1
9
Ю. Д. Левитанский. Стихотворение
«Ну что с того, что я там был…»
1
10
И. Грекова. «Скрипка Ротшильда»
1
11
Сюжет произведения И. Грекова
«Скрипка Ротшильда»
1
12
Проверочная работа № 1
1
13
Анализ проверочной работы.
1
14
В. В. Вересаев «Марья Петровна».
Тема, идея произведения
1
15
В. В. Вересаев «Марья Петровна».
Образ героини
1
16
Б. А. Пильняк «Первый день весны».
Тема, идея произведения
1
17
Б. А. Пильняк «Первый день
весны». Анализ произведения
1
18
А. Г. Битов. Рассказ «Солнце»
1
1
20
Б. П. Екимов. Рассказ «Родня»
1
21
А. А. Тарковский. Стихотворение
«Вот и лето прошло…»
1
22
23
А. А. Тарковский. Стихотворение
«Жизнь, жизнь»
Проверочная работа № 1
цифровые образова
ресурсы
https://resh.edu.ru
1
Ю. П. Кузнецов. Стихотворение
«Возвращение»
А. Г. Битов. Рассказ «Большойшар»
Прак
тичес
кие
рабо
ты
1
8
19
Контрол
ьные
работы
Электронные
1
1
https://resh.edu.ru
24
Анализ проверочной работы.
1
25
М. А. Светлов. Песня о Каховке
1
26
М. М. Зощенко. Рассказ «Счастье»
1
27
М. М. Зощенко. Рассказ «Счастье».
Анализ произведения
1
28
В. О. Богомолов. Рассказ «Первая
любовь»
1
29
В. О. Богомолов. Рассказ «Первая
любовь». Анализ произведения
1
30
В. М. Сотников «Совпадение»
1
31
В. С. Токарева «Самый счастливый
день»
1
32
Т. Е. Веденская «Сияющие
аметисты»
1
33
Проверочная работа № 3
1
34
Анализ проверочной работы.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
3