Приложение № 25 РП Информатика в задачах 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МКОУ "Талицкая СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

[Укажите должность]

[Укажите должность]

________________________ ________________________ ________________________
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[укажите ФИО]
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.
«[число]» [месяц] [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 9404965)
учебного предмета Информатика в задачах
для обучающихся 8 классов

г. Талица 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИНФОРМАТИКА
В ЗАДАЧАХ".
Учебный предмет «Информатика в задачах» в основном общем образовании
отражает:
- сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности
протекания
и
возможности
автоматизации
информационных процессов в различных системах;
- основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
- междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и
использования
информационных
технологий
как
необходимого
инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие
предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при
изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств
личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика в задачах» –
сформировать у обучающихся:
- понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития
информатики периода цифровой трансформации современного общества;
- знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных
задач;
- базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;

- знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
- умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
- умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных
систем для решения с их помощью практических задач;
- владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности;
- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целями изучения "Информатика в задачах" на уровне основного общего
образования являются:
- формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счет развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества;
- понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов
и информационных технологий в условиях цифровой трансформации
многих сфер жизни современного общества;
- обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи;
сравнивать новые задачи с задачами, решенными ранее; определять шаги
для достижения результата и т. д.;
- формирование и развитие компетенций, обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том
числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к

продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА В ЗАДАЧАХ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «Информатика в задачах» признана
учебным, входящим в состав предметной области «Математика и
информатика». Учебным планом на изучение «Информатика в задачах» в 8
классе на базовом уровне отведено 34 учебных часа — по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИНФОРПМАТИКА В
ЗАДАЧАХ"
Теоретические основы информатики
Позиционные и непозиционные системы счисления.
Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в
десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод натуральных чисел в двоичную
систему счисления.
Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной
системы в двоичную и десятичную системы и обратно.
Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную
системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Представление целых чисел в Р-ичных системах счисления. Арифметические
операции в Р-ичных системах счисления.
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и
алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском
языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых
комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование
любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной
длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в
другом алфавите, кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.

Информационный объём данных. Бит – минимальная единица
количества информации – двоичный разряд. Единицы измерения
информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код.
Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках
UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и
неравномерного кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и
других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина
кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка
информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов
записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением звуковых файлов.
Цифровое общество
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск
информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при
работе в Интернете. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Алгоритмы и программирование
Язык программирования (Python, C++, Java, C#). Система
программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток
от деления. Проверка делимости одного целого числа на другое.
Операции с вещественными числами. Встроенные функции. Случайные
(псевдослучайные) числа.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на
изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума

из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего
вещественные корни.
Логические переменные.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр
значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего
общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального
числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры. Разложение натурального числа на простые сомножители.
Цикл с переменной. Алгоритм проверки натурального числа на
простоту.
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы
алгоритма при заданном множестве входных данных, определение
возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и максимального значений элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в
строке. Встроенные функции для обработки строк.
Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с
информатикой
и
информационными
технологиями:
веб-дизайнер,
программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор
программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный
администратор.
Знакомство
с
перспективными
направлениями
развития
информационных технологий (на примере искусственного интеллекта и
машинного обучения). Системы умного города (компьютерное зрение и
анализ больших данных).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 8 классе направлено на достижение
обучающимися Ввод данных личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ результате изучения информатики на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное
отношение
к
отечественному
культурному,
историческому и научному наследию, понимание значения информатики как
науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией
о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики
и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
- представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в Интернет-среде, готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
4) ценности научного познания:
сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации, информационных процессах и информационных технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной
картины мира;

- интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
- сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
- осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему
здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств
информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
- интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационных и
коммуникационныхтехнологий;8) адаптации обучающегося к изменяющимся
условиям социальной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями –
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логические рассуждения, проводить умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным ижелательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
- оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- применять различные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
- оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
- принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт
по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения
задачи;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
- проводить выбор в условиях противоречивой информации и
братьответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии;
- давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть - при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого.
Принятие себя и других:
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в
условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫК концу обучения в 8 классе у
обучающегося будут сформированы следующие умения:
- пояснять различия между позиционными и непозиционными
системами счисления
;- записывать, сравнивать и производить арифметические операции над
целыми числами в позиционных системах счисления;- оперировать
понятиями
«высказывание»,
«логическая
операция»,
«логическое
выражение»;
- выбирать подходящий алгоритм для решения задачи;
- оперировать понятиями: переменная, тип данных, операция
присваивания,
- арифметические и логические операции, включая операции
целочисленного деления и остатка от деления;- использовать константы и
переменные различных типов (числовых – целых и вещественных,

логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать
оператор присваивания;
- записывать логические выражения на изучаемом языке
программирования;
- анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять,
какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений,
определять возможные входные данные, приводящие к определённому
результату;
- создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения (Python, С++, Java, C#), реализующие
алгоритмы обработки числовых данных с использованием ветвлений
(нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел, решение
квадратного уравнения, имеющего вещественные корни);
- создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием
циклов с переменной, циклов с условиями (алгоритмы нахождения
наибольшего общего делителя двух натуральных чисел, проверки
натурального числа на простоту, разложения натурального числа на простые
сомножители, выделения цифр из натурального числа);
- создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки потока данных (вычисление количества,
суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значений
элементов числовой последовательности, удовлетворяющих заданному
условию);
- создавать и отлаживать программы на современном языке
программирования общего назначения из приведённого выше списка,
реализующие алгоритмы обработки символьных данных (посимвольная
обработка строк, подсчёт частоты появления символа в строке,
использование встроенных функций для обработки строк);
- создавать и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы
обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков
программирования из приведённого выше списка: заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода
чисел, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт элементов
массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение суммы,
минимального и максимального значений элементов массива;

- использовать электронные таблицы для обработки, анализа и
визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона
таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
- создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов
с использованием встроенных арифметических функций (суммирование,
вычисление среднего арифметического, поиск максимального и
минимального значений), абсолютной, относительной и смешанной
адресации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Введение

1

2

Цифровое представление данных

7

3

Цифровое общество

3

4

Разработка веб-страниц

5

4

Яндекс учебник

5

Алгоритмы и программирование

17

12

Яндекс учебник

6

Обобщение и систематизация знаний и
умений

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Яндекс учебник
3

Яндекс учебник
Яндекс учебник

0

19

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема урока
Введение. Вводный инструктаж по охране труда
на рабочем месте.
Системы счисления
Системы счисления с основаниями 2 и 16
Кодирование и декодирование
Кодирование текстовой информации
Кодирование звуковой информации
Кодирование графической информации
Параметры графической информации
Цифровое общество
Цифровые технологии
Цифровые профессии
Основы веб-разработки
Элементы веб - страниц
Стиль элементов веб-страниц
Общие стили веб-страниц
Разделы веб - страниц
Введение в программирование
Вывод, типы данных и переменные
Арифметика строк
Арифметика чисел
Разбор задач
Условный оператор, операции сравнения
Составные условия, логический тип

Количество
часов

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

1

Яндекс учебник

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник

Разбор задач
24.
Цикл с параметром
25.
Переменная цикла for
26.
Варианты цикла for
27.
Цикл while
28.
Индексы строк
29.
Срезы строк
30.
Сравнение строк
31.
Методы строк
32.
Квест: решение задач
33.
Обобщение и систематизация знаний и умений
34.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник
Яндекс учебник

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Яндекс Учебник по информатике https://education.yandex.ru/uchebnik/main


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».