Приложение № 47 Программа формирования УУД у обучающихся на ступени ООО

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
(МКОУ «Талицкая СОШ № 4»)

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»

г. Талица, 2025г.

Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
обучающихся на уровне ООО в МКОУ «Талицкая СОШ № 4» составлена
в соответствии с нормативными документами:
 Федеральным
законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
 приказом Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;
Программа формирования УУД конкретизирует требования ФГОС ООО
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования. Универсальные учебные действия трактуются во ФГОС ООО
как обобщенные учебные действия, позволяющие решать широкий круг задач
в различных предметных областях и являющиеся результатами освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования.
Программа формирования УУД нацелена на обеспечение умения школьников
учиться,
дальнейшее
развитие
способности
к самосовершенствованию
и саморазвитию, а также на реализацию системно-деятельностного подхода,
положенного в основу ФГОС ООО, и развивающего потенциала общего образования.
Программа формирования УУД на уровне ООО составлена в соответствии
с Федеральной образовательной программой основного общего образования
и включает три раздела:
 целевой;
 содержательный;
 организационный.
В соответствии с ФГОС ООО программа формирования УУД содержит:
 описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов;
 описание особенностей реализации основных направлений и форм учебноисследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Целевой раздел
Целью программы является формирование УУД обучающихся. УУД
позволяют решать широкий круг задач в различных предметных областях
и являются результатами освоения обучающимися ООП ООО.
Программа формирования УУД у обучающихся в МКОУ «Талицкая СОШ
№ 4» обеспечивает:
 развитие
способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных,
коммуникативных УУД у обучающихся;
 формирование опыта применения УУД в жизненных ситуациях для решения
задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся,
готовности к решению практических задач;

повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий,
формирования компетенций в предметных областях, учебно- исследовательской
и проектной деятельности;
 формирование навыка участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах,
олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах;
 овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия
со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми
в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
 формирование
и развитие компетенций обучающихся в области
использования ИКТ;
 на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом
и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами
информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Интернет),
формирование культуры пользования ИКТ;
 формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности
и устойчивого развития общества.
 Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных
предметов,
учебных
курсов,
модулей,
характеризующие
совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, отражают способность
обучающихся использовать на практике УУД, составляющие умение овладевать
учебными знаково-символическими средствами, направленными:
 на
овладение умениями замещения, моделирования, кодирования
и декодирования информации, логическими операциями, включая общие приемы
решения задач (универсальные учебные познавательные действия);
 приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать
и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками
и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы,
аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
(универсальные учебные коммуникативные действия);
 включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи,
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания (универсальные
регулятивные действия).
Содержательный раздел
Программа формирования УУД у обучающихся МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
содержит:
1. Описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов.


2. Особенности реализации основных направлений и форм учебноисследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной работы.
1. Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов.
Содержание основного общего образования определяется ООП ООО.
Предметное учебное содержание фиксируется в рабочих программах.
Педагоги МКОУ «Талицкая СОШ № 4» используют федеральные рабочие
программы, в которых определенные во ФГОС ООО УУД отражаются в трёх
компонентах:
 как часть метапредметных результатов обучения в разделе «Планируемые
результаты освоения учебного предмета на уровне основного общего образования»
(представлены в содержательном разделе ООП ООО);
 в соотнесении с предметными результатами по основным разделам и темам
учебного содержания (представлены в содержательном разделе ООП ООО);
 в разделе «Основные виды деятельности» тематического планирования
(представлены в рабочих программах по учебным предметам).
Описание реализации требований формирования УУД в предметных
результатах и тематическом планировании по предметным областям.
1. Русский язык и литература.
1.1. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых логических действий:
 анализировать, классифицировать, сравнивать языковые единицы, а также
тексты различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов речи и жанров;
 выявлять
и характеризовать существенные признаки классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа языковых
единиц, текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов речи и жанров;
1.2. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых исследовательских действий:
 самостоятельно определять и формулировать цели лингвистических миниисследований, формулировать и использовать вопросы как исследовательский
инструмент;
 формулировать в устной и письменной форме гипотезу предстоящего
исследования (исследовательского проекта) языкового материала; осуществлять
проверку гипотезы; аргументировать свою позицию, мнение;
1.3. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
работы с информацией:
 выделять главную и дополнительную информацию текстов; выявлять дефицит
информации текста, необходимой для решения поставленной задачи, и восполнять
его путем использования других источников информации;
 в процессе чтения текста прогнозировать его содержание (по названию,
ключевым словам, по первому и последнему абзацу и др.), выдвигать предположения
о дальнейшем развитии мысли автора и проверять их в процессе чтения текста,
вести диалог с текстом;
1.4. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий:

владеть различными видами монолога и диалога, формулировать в устной и
письменной форме суждения на социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией
общения; правильно, логично, аргументированно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме;
 выражать свою точку зрения и аргументировать ее в диалогах и дискуссиях;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога и
полилога, обнаруживать различие и сходство позиций; корректно выражать свое
отношение к суждениям собеседников;
1.5. Формирование универсальных учебных регулятивных действий:
 владеть социокультурными нормами и нормами речевого поведения в
актуальных сферах речевого общения, соблюдать нормы современного русского
литературного языка и нормы речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми
средствами общения (жестами, мимикой);
 публично
представлять результаты проведенного языкового анализа,
выполненного
лингвистического
эксперимента,
исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с этим составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала;
2. Иностранный язык.
2.1. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых логических действий:
 выявлять признаки и свойства языковых
единиц и языковых явлений
иностранного языка;
 применять изученные правила, алгоритмы;
 анализировать, устанавливать аналогии между способами выражения мысли
средствами родного и иностранного языков;
 сравнивать, упорядочивать, классифицировать языковые единицы и языковые
явления иностранного языка, разные типы высказывания;
2.2. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
работы с информацией:
 Использовать в соответствии с коммуникативной задачей различные стратегии
чтения и аудирования для получения информации (с пониманием основного
содержания, с пониманием запрашиваемой информации, с полным пониманием);
 прогнозировать содержание текста по заголовку; прогнозировать возможное
дальнейшее развитие событий по началу текста; устанавливать логическую
последовательность основных фактов; восстанавливать текст из разрозненных
абзацев;
 полно и точно понимать прочитанный текст на основе его информационной
переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста,
выборочного перевода); использовать внешние формальные элементы текста
(подзаголовки, иллюстрации, сноски) для понимания его содержания;
 фиксировать информацию доступными средствами (в виде ключевых слов,
плана);
2.3. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий:


воспринимать и создавать собственные диалогические и монологические
высказывания, участвуя в обсуждениях, выступлениях; выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 осуществлять смысловое чтение текста с учетом коммуникативной задачи и
вида текста, используя разные стратегии чтения (с пониманием основного
содержания, с полным пониманием, с нахождением интересующей информации);
 анализировать и восстанавливать текст с опущенными в учебных целях
фрагментами;
3. Математика и информатика
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых логических действий.
Выявлять качества, свойства, характеристики математических объектов.
Различать свойства и признаки объектов.
Сравнивать, упорядочивать, классифицировать числа, величины, выражения,
формулы, графики, геометрические фигуры и другие.
Устанавливать связи и отношения, проводить аналогии, распознавать
зависимости между объектами.
Анализировать изменения и находить закономерности.
Формулировать и использовать определения понятий, теоремы; выводить
следствия, строить отрицания, формулировать обратные теоремы.
Использовать логические связки «и», «или», «если ..., то ...».
Обобщать и конкретизировать; строить заключения от общего к частному
и от частного к общему.
Использовать кванторы «все», «всякий», «любой», «некоторый», «существует»;
приводить пример и контрпример.
Различать, распознавать верные и неверные утверждения.
Выражать отношения, зависимости, правила, закономерности с помощью
формул.
Моделировать отношения между объектами, использовать символьные
и графические модели.
Воспроизводить и строить логические цепочки утверждений, прямые и от
противного.
Устанавливать противоречия в рассуждениях.
Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев.
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых исследовательских действий.
Формулировать вопросы исследовательского характера о свойствах
математических объектов, влиянии на свойства отдельных элементов и параметров;
выдвигать гипотезы, разбирать различные варианты; использовать пример, аналогию
и обобщение.
Доказывать, обосновывать, аргументировать свои суждения, выводы,


закономерности и результаты.
Дописывать выводы, результаты опытов, экспериментов, исследований,
используя математический язык и символику.
Оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно.
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
работы с информацией.
Использовать таблицы и схемы для структурированного представления
информации, графические способы представления данных.
Переводить вербальную информацию в графическую форму и наоборот.
Выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения учебной или практической задачи.
Распознавать неверную информацию, данные, утверждения; устанавливать
противоречия в фактах, данных.
Находить ошибки в неверных утверждениях и исправлять их.
Оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно.
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий.
Выстраивать и представлять в письменной форме логику решения задачи,
доказательства, исследования, подкрепляя пояснениями, обоснованиями в текстовом
и графическом виде.
Владеть базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности, определяющими правила общественного поведения,
формы социальной жизни в группах и сообществах, существующих в виртуальном
пространстве.
Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта.
Принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации.
Коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.
Выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды.
Оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Формирование универсальных учебных регулятивных действий. Удерживать
цель деятельности.
Планировать выполнение учебной задачи, выбирать и аргументировать способ
деятельности.
Корректировать деятельность с учетом возникших трудностей, ошибок, новых
данных или информации.
Анализировать и оценивать собственную работу: меру собственной
самостоятельности, затруднения, дефициты, ошибки и другое.

4. Естественнонаучные предметы.
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых логических действий.
Выдвигать гипотезы, объясняющие простые явления, например, почему
останавливается движущееся по горизонтальной поверхности тело; почему в
жаркую погоду в светлой одежде прохладнее, чем в темной.
Строить простейшие модели физических явлений (в виде рисунков или схем),
например: падение предмета; отражение света от зеркальной поверхности.
Прогнозировать свойства веществ на основе общих химических свойств
изученных классов (групп) веществ, к которым они относятся.
Объяснять общности происхождения и эволюции систематических групп
растений на примере сопоставления биологических растительных объектов.
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых исследовательских действий.
Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Исследование процесса испарения различных жидкостей.
Планирование и осуществление на практике химических экспериментов,
проведение наблюдений, получение выводов по результатам эксперимента:
обнаружение сульфат-ионов, взаимодействие разбавленной серной кислоты с
цинком.
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
работы с информацией.
Анализировать оригинальный текст, посвященный использованию звука (или
ультразвука) в технике (эхолокация, ультразвук в медицине и другие).
Выполнять задания по тексту (смысловое чтение).
Использование при выполнении учебных заданий и в процессе
исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического
содержания,
справочные
материалы,
ресурсы
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
Анализировать современные источники о вакцинах и вакцинировании.
Обсуждать роли вакцин и лечебных сывороток для сохранения здоровья человека.
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий.
Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии, при
выявлении различий и сходства позиций по отношению к обсуждаемой
естественнонаучной проблеме.
Выражать свою точку зрения на решение естественнонаучной задачи в устных
и письменных текстах.
Публично представлять результаты выполненного естественнонаучного
исследования или проекта, физического или химического опыта, биологического
наблюдения.
Определять и принимать цель совместной деятельности по решению
естественнонаучной проблемы, организация действий по ее достижению: обсуждение
процесса и результатов совместной работы; обобщение мнений нескольких людей.
Координировать свои действия с другими членами команды при решении
задачи, выполнении естественнонаучного исследования или проекта.

Оценивать свой вклад в решение естественнонаучной проблемы по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками команды.
Формирование универсальных учебных регулятивных действий.
Выявление проблем в жизненных и учебных ситуациях, требующих для
решения проявлений естественнонаучной грамотности.
Анализ и выбор различных подходов к принятию решений в ситуациях,
требующих естественнонаучной грамотности и знакомства с современными
технологиями (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой).
Самостоятельное составление алгоритмов решения естественнонаучной задачи
или плана естественнонаучного исследования с учетом собственных возможностей.
Выработка адекватной оценки ситуации, возникшей при решении
естественнонаучной задачи, и при выдвижении плана изменения ситуации в случае
необходимости.
Объяснение причин достижения (недостижения) результатов деятельности по
решению
естественнонаучной
задачи,
выполнении
естественно-научного
исследования.
Оценка соответствия результата решения естественнонаучной проблемы
поставленным целям и условиям.
Готовность ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии
по естественнонаучной проблеме, интерпретации результатов естественнонаучного
исследования; готовность понимать мотивы, намерения и логику другого.
5. Общественно-научные предметы.
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых логических действий.
Систематизировать, классифицировать и обобщать исторические факты.
Составлять синхронистические и систематические таблицы.
Выявлять и характеризовать существенные признаки исторических явлений,
процессов.
Сравнивать исторические явления, процессы (политическое устройство
государств, социально-экономические отношения, пути модернизации и другие) по
горизонтали (существовавшие синхронно в разных сообществах) и в динамике («было
– стало») по заданным или самостоятельно определенным основаниям.
Использовать понятия и категории современного исторического знания (эпоха,
цивилизация, исторический источник, исторический факт, историзм и другие).
Выявлять причины и следствия исторических событий и процессов.
Осуществлять
по
самостоятельно
составленному
плану
учебный
исследовательский проект по истории (например, по истории своего края, города,
села), привлекая материалы музеев, библиотек, средств массовой информации.
Соотносить результаты своего исследования с уже имеющимися данными,
оценивать их значимость.
Классифицировать (выделять основания, заполнять составлять схему, таблицу)
виды деятельности человека: виды юридической ответственности по отраслям права,
механизмы государственного регулирования экономики: современные государства по
форме правления, государственно-территориальному устройству, типы политических

партий, общественно- политических организаций.
Сравнивать формы политического участия (выборы и референдум), проступок
и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, мораль и право.
Определять конструктивные модели поведения в конфликтной ситуации,
находить конструктивное разрешение конфликта.
Преобразовывать статистическую и визуальную информацию о достижениях
России в текст.
Вносить коррективы в моделируемую экономическую деятельность на основе
изменившихся ситуаций.
Использовать полученные знания для публичного представления результатов
своей деятельности в сфере духовной культуры.
Выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории и
регламентом.
Устанавливать и объяснять взаимосвязи между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан.
Объяснять причины смены дня и ночи и времен года.
Устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений.
Классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику.
Классифицировать острова по происхождению.
Формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов
природы в результате деятельности человека с использованием разных источников
географической информации.
Самостоятельно составлять план решения учебной географической задачи.
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
базовых исследовательских действий.
Проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости
и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов
(термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в
табличной и (или) графической форме.
Формулировать вопросы, поиск ответов на которые необходим для
прогнозирования изменения численности населения Российской Федерации в
будущем.
Представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
роли традиций в обществе.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием
различных способов повышения эффективности производства.
Формирование универсальных учебных познавательных действий в части
работы с информацией.
Проводить поиск необходимой исторической информации в учебной и научной
литературе, аутентичных источниках (материальных, письменных, визуальных),

публицистике и другие в соответствии с предложенной познавательной задачей.
Анализировать и интерпретировать историческую информацию, применяя
приемы критики источника, высказывать суждение о его информационных
особенностях и ценности (по заданным или самостоятельно определяемым
критериям).
Сравнивать данные разных источников исторической информации, выявлять их
сходство и различия, в том числе, связанные со степенью информированности
позицией авторов.
Выбирать оптимальную форму представления результатов самостоятельной
работы с исторической информацией (сообщение, эссе, презентация, учебный проект
и другие).
Проводить поиск необходимой исторической информации в учебной и научной
литературе, аутентичных источниках (материальных, письменных, визуальных),
публицистике и другие в соответствии с предложенной познавательной задачей.
Анализировать и интерпретировать историческую информацию, применяя
приемы критики источника, высказывать суждение о его информационных
особенностях и ценности (по заданным или самостоятельно определяемым
критериям).
Выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
необходимые для изучения особенностей хозяйства России.
Находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России,
выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может
быть недостоверной.
Определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи.
Извлекать информацию о правах и обязанностях учащегося из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов): заполнять таблицу и
составлять план.
Анализировать и обобщать текстовую и статистическую информацию
об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях
из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ.
Представлять информацию в виде кратких выводов и обобщений.
Осуществлять поиск информации о роли непрерывного образования
в современном обществе в разных источниках информации: сопоставлять и обобщать
информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную).
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий.
Определять характер отношений между людьми в различных исторических и
современных ситуациях, событиях.
Раскрывать значение совместной деятельности, сотрудничества людей в разных
сферах в различные исторические эпохи.
Принимать участие в обсуждении открытых (в том числе дискуссионных)
вопросов истории, высказывая и аргументируя свои суждения.

Осуществлять
презентацию
выполненной
самостоятельной
работы
по истории, проявляя способность к диалогу с аудиторией.
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
их соответствия правовым и нравственным нормам.
Анализировать причины социальных и межличностных конфликтов,
моделировать варианты выхода из конфликтной ситуации.
Выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур
с точки зрения их соответствия духовным традициям общества.
Сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Планировать организацию совместной работы при выполнении учебного
проекта о повышении уровня Мирового океана в связи с глобальными изменениями
климата.
При выполнении практической работы «Определение, сравнение темпов
изменения численности населения отдельных регионов мира по статистическим
материалам» обмениваться с партнером важной информацией, участвовать в
обсуждении.
Сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов.
Разделять сферу ответственности.
Формирование универсальных учебных регулятивных действий.
Раскрывать смысл и значение целенаправленной деятельности людей в истории
- на уровне отдельно взятых личностей (правителей, общественных деятелей, ученых,
деятелей культуры и другие) и общества в целом (при характеристике целей и задач
социальных движений, реформ и революций и другого).
Определять способ решения поисковых, исследовательских, творческих задач
по истории (включая использование на разных этапах обучения сначала
предложенных, а затем самостоятельно определяемых плана и источников
информации).
Осуществлять самоконтроль и рефлексию применительно к результатам своей
учебной деятельности, соотнося их с исторической информацией, содержащейся в
учебной и исторической литературе.
Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Одним из важнейших путей формирования УУД на уровне основного общего
образования является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и
проектную деятельность (далее – УИПД), которая должна быть организована во всех
видах образовательных организаций при получении основного общего образования
на основе программы формирования УУД, разработанной в каждой организации.
Организация УИПД призвана обеспечивать формирование у обучающихся

опыта применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и
социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего
возраста, взрослыми.
УИПД обучающихся должна быть сориентирована на формирование и развитие
у школьников научного способа мышления, устойчивого познавательного интереса,
готовности к постоянному саморазвитию и самообразованию, способности к
проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально
значимых проблем.
УИПД может осуществляться обучающимися индивидуально и коллективно (в
составе малых групп, класса).
Результаты учебных исследований и проектов, реализуемых обучающимися в
рамках урочной и внеурочной деятельности, являются важнейшими показателями
уровня
сформированности
у
школьников
комплекса
познавательных,
коммуникативных и регулятивных учебных действий, исследовательских и
проектных компетенций, предметных и междисциплинарных знаний. В ходе
оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности универсальные
учебные действия оцениваются на протяжении всего процесса их формирования.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно
обеспечивать возможность включения всех обучающихся в УИПД.
С учетом вероятности возникновения особых условий организации
образовательного процесса (сложные погодные условия и эпидемиологическая
обстановка; удаленность образовательной организации от места проживания
обучающихся; возникшие у обучающегося проблемы со здоровьем; выбор
обучающимся индивидуальной траектории или заочной формы обучения) УИПД
может быть реализована в дистанционном формате.
Особенность учебно-исследовательской деятельности (далее – УИД) состоит в
том, что она нацелена на решение обучающимися познавательной проблемы, носит
теоретический характер, ориентирована на получение обучающимися субъективно
нового знания (ранее неизвестного или мало известного), на организацию его
теоретической опытно-экспериментальной проверки.
Исследовательские задачи представляют собой особый вид педагогической
установки, ориентированной:
- на формирование и развитие у школьников навыков поиска ответов
на проблемные вопросы, предполагающие не использование имеющихся
у школьников знаний, а получение новых посредством размышлений, рассуждений,
предположений, экспериментирования;
- на овладение обучающимися основными научно-исследовательскими
умениями (умения формулировать гипотезу и прогноз, планировать и осуществлять
анализ, опыт и эксперимент, делать обобщения и формулировать выводы на основе
анализа полученных данных).
Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью
обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся
научным исследованием.
Осуществление УИД обучающимися включает в себя ряд этапов:
- обоснование актуальности исследования;

- планирование (проектирование) исследовательских работ (выдвижение
гипотезы, постановка цели и задач), выбор необходимых средств (инструментария);
- собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем
и коррекцией результатов работ, проверка гипотезы;
- описание процесса исследования, оформление результатов учебноисследовательской деятельности в виде конечного продукта;
- представление результатов исследования, где в любое исследование может
быть включена прикладная составляющая в виде предложений и рекомендаций
относительно того, как полученные в ходе исследования новые знания могут быть
применены на практике.
Особенность организации УИД обучающихся в рамках урочной деятельности
связана с тем, что учебное время, которое может быть специально выделено на
осуществление полноценной исследовательской работы в классе и в рамках
выполнения домашних заданий, крайне ограничено и ориентировано в первую
очередь на реализацию задач предметного обучения.
С учетом этого при организации УИД обучающихся в урочное время
целесообразно ориентироваться на реализацию двух основных направлений
исследований:
- предметные учебные исследования;
- междисциплинарные учебные исследования.
В отличие от предметных учебных исследований, нацеленных на решение задач
связанных с освоением содержания одного учебного предмета, междисциплинарные
учебные исследования ориентированы на интеграцию различных областей знания
об окружающем мире, изучаемых на нескольких учебных предметах.
УИД в рамках урочной деятельности выполняется обучающимся
самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного
или нескольких изучаемых учебных предметов (курсов) в любой избранной области
учебной деятельности в индивидуальном и групповом форматах.
Формы организации исследовательской деятельности обучающихся могут быть
следующие:
- урок-исследование;
- урок с использованием интерактивной беседы в исследовательском ключе;
- урок-эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской
деятельности (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ
его результатов);
- урок-консультация;
- мини-исследование в рамках домашнего задания.
В связи с недостаточностью времени на проведение развернутого полноценного
исследования на уроке наиболее целесообразным с методической точки зрения и
оптимальным с точки зрения временных затрат является использование:
- учебных исследовательских задач, предполагающих деятельность учащихся
в проблемной ситуации, поставленной перед ними учителем в рамках
следующих теоретических вопросов:
- Как (в каком направлении)... в какой степени… изменилось... ? Как (каким
образом)... в какой степени повлияло... на… ?

- Какой (в чем проявилась)... насколько важной… была роль... ? Каково (в чем
проявилось)... как можно оценить… значение... ? Что произойдет... как изменится...,
если... ?
- мини-исследований, организуемых педагогом в течение одного или 2 уроков
(«сдвоенный урок») и ориентирующих обучающихся на поиск ответов на один или
несколько проблемных вопросов.
Основными формами представления итогов учебных исследований являются:
- доклад, реферат;
- статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований по различным
предметным областям.
Особенности организации УИД в рамках внеурочной деятельности.
Особенность УИД обучающихся в рамках внеурочной деятельности связана
с тем, что в данном случае имеется достаточно времени на организацию и проведение
развернутого и полноценного исследования.
С учетом этого при организации УИД обучающихся во внеурочное время
целесообразно ориентироваться на реализацию нескольких направлений учебных
исследований, основными являются:
- социально-гуманитарное; филологическое;
- естественнонаучное;
- информационно-технологическое;
- междисциплинарное.
Основными формами организации УИД во внеурочное время являются:
- конференция, семинар, дискуссия, диспут;
- брифинг, интервью, телемост;
- исследовательская практика, образовательные экспедиции, походы,
поездки, экскурсии;
- научно-исследовательское общество учащихся.
Для представления итогов УИД во внеурочное время наиболее целесообразно
использование следующих форм предъявления результатов:
- письменная исследовательская работа (эссе, доклад, реферат);
- статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований, проводимых
в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов, исследований
по различным предметным областям.
При оценивании результатов УИД следует ориентироваться на то,
что основными критериями учебного исследования является то, насколько
доказательно и корректно решена поставленная проблема, насколько полно
и последовательно достигнуты сформулированные цель, задачи, гипотеза.
Оценка результатов УИД должна учитывать то, насколько обучающимся
в рамках проведения исследования удалось продемонстрировать базовые
исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальными
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений

других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Особенность проектной деятельности (далее – ПД) заключается в том, что она
нацелена на получение конкретного результата (далее – продукта), с учетом заранее
заданных требований и запланированных ресурсов. ПД имеет прикладной характер и
ориентирована на поиск, нахождение обучающимися практического средства
(инструмента) для решения жизненной, социально- значимой или познавательной
проблемы.
Проектные задачи отличаются от исследовательских иной логикой решения,
а также тем, что нацелены на формирование и развитие у обучающихся умений:
- определять оптимальный путь решения проблемного вопроса, прогнозировать
проектный результат и оформлять его в виде реального «продукта»;
- максимально использовать для создания проектного «продукта» имеющиеся
знания и освоенные способы действия, а при их недостаточности – производить
поиск и отбор необходимых знаний и методов (причем не только научных).
Проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо сделать
(сконструировать, смоделировать, изготовить и другие действия), чтобы решить
реально существующую или потенциально значимую проблему?».
Осуществление ПД обучающимися включает в себя ряд этапов:
- анализ и формулирование проблемы;
- формулирование темы проекта; постановка цели и задач проекта; составление
плана работы;
- сбор информации (исследование);
- выполнение технологического этапа;
- подготовка и защита проекта;
- рефлексия, анализ результатов выполнения проекта, оценка качества
выполнения.
При организации ПД необходимо учитывать, что в любом проекте должна
присутствовать исследовательская составляющая, в связи с чем обучающиеся
должны быть сориентированы на то, что, прежде чем создать требуемое для решения
проблемы новое практическое средство, им сначала предстоит найти основания для
доказательства актуальности, действенности и эффективности продукта.
Особенности организации проектной деятельности обучающихся в рамках
урочной деятельности так же, как и при организации учебных исследований, связаны
с тем, что учебное время ограничено и не может быть направлено на осуществление
полноценной проектной работы в классе и в рамках выполнения домашних заданий.

С учетом этого при организации ПД обучающихся в урочное время
целесообразно ориентироваться на реализацию двух основных направлений
проектирования:
- предметные проекты;
- метапредметные проекты.
В отличие от предметных проектов, нацеленных на решение задач предметного
обучения, метапредметные проекты могут быть сориентированы на решение
прикладных проблем, связанных с задачами жизненно-практического, социального
характера и выходящих за рамки содержания предметного обучения.
Формы организации ПД обучающихся могут быть следующие:
- монопроект (использование содержания одного предмета);
- межпредметный проект (использование интегрированного знания и
способов учебной деятельности различных предметов);
- метапроект (использование областей знания и методов деятельности,
выходящих за рамки предметного обучения).
В связи с недостаточностью времени на реализацию полноценного проекта
на уроке, наиболее целесообразным с методической точки зрения и оптимальным
с точки зрения временных затрат является использование на уроках учебных задач,
нацеливающих обучающихся на решение следующих практико-ориентированных
проблем:
- Какое средство поможет в решении проблемы... (опишите, объясните)?
- Каким должно быть средство для решения проблемы... (опишите,
смоделируйте)?
- Как сделать средство для решения проблемы (дайте инструкцию)?
- Как выглядело... (опишите, реконструируйте)?
- Как будет выглядеть... (опишите, спрогнозируйте)?
Основными формами представления итогов ПД являются:
- материальный объект, макет, конструкторское изделие;
- отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).
Особенности организации ПД обучающихся в рамках внеурочной
деятельности так же, как и при организации учебных исследований, связаны с тем,
что имеющееся время предоставляет большие возможности для организации,
подготовки и реализации развернутого и полноценного учебного проекта.
С учетом этого при организации ПД обучающихся во внеурочное время
целесообразно ориентироваться на реализацию следующих направлений учебного
проектирования:
- гуманитарное;
- естественнонаучное;
- социально-ориентированное;
- инженерно-техническое;
- художественно-творческое;
- спортивно-оздоровительное;
- туристско-краеведческое.
В качестве основных форм организации ПД могут быть использованы:
- творческие мастерские;

- экспериментальные лаборатории;
- конструкторское бюро;
- проектные недели;
- практикумы.
Формами представления итогов ПД во внеурочное время являются:
- материальный продукт (объект, макет, конструкторское изделие и
другое);
- медийный продукт (плакат, газета, журнал, рекламная продукция, фильм и
другие);
- публичное мероприятие (образовательное событие, социальное мероприятие
(акция), театральная постановка и другие).
Способы формирования знаний и навыков в области финансовой грамотности
на уровне ООО
Часть ООП
Организационная форма
Форма контроля
Урочная
деятельность

Внеурочная
деятельность

Интеграция модулей и тем по
финансовой грамотности в учебные
предметы, входящие в
обязательную часть ООП:
математика;
информатика;
обществознание;
география;
ОБЖ.
Учебный курс «Финансовая
грамотность» для 5-9-х классов в
части, формируемой участниками
образовательных отношений
Курсы внеурочной деятельности:
«Математика и финансы» (5-7-е
классы);
«Финансовая безопасность» (8-9-е
классы)

Комплексная диагностическая
работа

Комплексная диагностическая
работа
Публичная презентация
проекта; участие в конкурсах и
олимпиадах по финансовой
грамотности

Кружок «Финансовый ликбез» (5-6- Участие в конкурсах и
е классы)
олимпиадах по финансовой
грамотности

Образовательные события в
Количество участников, доля
соответствии с календарным
призеров и победителей.
планом воспитательной работы:
Результаты участия в
метапредметная неделя по
конкурсах и олимпиадах,
финансовой грамотности «В мире
конкурсах проектных работ
финансов»; олимпиада по
городского и регионального
финансовой грамотности (5-9-е
уровня
классы); квиз по финансовой
грамотности (8-9-е классы);
общешкольный финансовый
диктант (5-7-е классы); квест-игра
«Финансовые следопыты» (5-6-е
классы); онлайн-уроки по
финансовой грамотности (dni-fg.ru);
2. Особенности реализации основных направлений и форм учебноисследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
С целью формирования УУД на уровне ООО в МКОУ « Талицкая СОШ № 4»
организована учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся
(далее — УИПД).
Организация УИПД обеспечивает формирование у обучающихся опыта
применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и
социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и
старшего возраста, взрослыми.
УИПД обучающихся сориентирована на формирование и развитие
у школьников научного способа мышления, устойчивого познавательного интереса,
готовности к постоянному саморазвитию и самообразованию, способности
к проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально
значимых проблем.
УИПД в МКОУ « Талицкая СОШ № 4» осуществляется обучающимися
индивидуально и коллективно (в составе малых групп, класса).
Результаты учебных исследований и проектов, реализуемых обучающимися
МКОУ « Талицкая СОШ № 4» в рамках урочной и внеурочной деятельности,
являются важнейшими показателями уровня сформированности у школьников
комплекса познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий,
исследовательских и проектных компетенций, предметных и междисциплинарных
знаний. В ходе оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности
универсальные учебные действия оцениваются на протяжении всего процесса их
формирования.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса в МКОУ
« Талицкая СОШ № 4» обеспечивает возможность включения всех обучающихся
в УИПД.
С учетом вероятности возникновения особых условий организации
образовательного процесса (сложные погодные условия и эпидемиологическая
обстановка; удаленность школы от места проживания обучающихся; возникшие
у обучающегося проблемы со здоровьем; выбор обучающимся индивидуальной

траектории или заочной формы обучения) УИПД может быть реализована
в дистанционном формате.
УИПД на уровне ООО в МКОУ « Талицкая СОШ № 4» реализуется
в соответствии с Положением об организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности в МКОУ « Талицкая СОШ № 4».
2.1. Особенности реализации учебно-исследовательской деятельности.
Особенность учебно-исследовательской деятельности (УИД) состоит в том,
что она нацелена на решение обучающимися познавательной проблемы, носит
теоретический характер, ориентирована на получение обучающимися субъективно
нового знания (ранее неизвестного или мало известного), на организацию его
теоретической опытно-экспериментальной проверки.
УИД направлена на решение следующих педагогических задач:
 формирование
и развитие у школьников навыков поиска ответов
на проблемные вопросы, предполагающие не использование имеющихся
у школьников знаний, а получение новых посредством размышлений, рассуждений,
предположений, экспериментирования;
 овладение обучающимися основными научно-исследовательскими умениями
(умения формулировать гипотезу и прогноз, планировать и осуществлять анализ,
опыт и эксперимент, делать обобщения и формулировать выводы на основе анализа
полученных данных).
Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью
обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся
научным исследованием.
УИД обучающихся включает в себя ряд этапов:
 обоснование актуальности исследования;
 планирование (проектирование)
исследовательских работ (выдвижение
гипотезы, постановка цели и задач), выбор необходимых средств (инструментария);
 собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ, проверка гипотезы;
 описание
процесса исследования, оформление результатов учебноисследовательской деятельности в виде конечного продукта;
 представление результатов исследования, где в любое исследование может
быть включена прикладная составляющая в виде предложений и рекомендаций
относительно того, как полученные в ходе исследования новые знания могут быть
применены на практике.
2.1.1. Особенность организации УИД обучающихся в рамках урочной
деятельности.
УИД обучающихся в рамках урочной деятельности осуществляется
в учебное время, которое специально выделено на организацию полноценной
исследовательской работы в классе и в рамках выполнения домашних заданий.
 предметные учебные исследования;
 междисциплинарные учебные исследования.
Предметные учебные исследования нацелены на решение задач, связанных
с освоением содержания одного учебного предмета.
Междисциплинарные учебные исследования ориентированы на интеграцию

различных областей знания об окружающем мире, изучаемых на нескольких учебных
предметах.
УИД в рамках урочной деятельности выполняется обучающимся
самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов (курсов) в любой избранной области
учебной деятельности в индивидуальном или групповом форматах.
В рамках урочной деятельности в школе реализуются следующие формы
организации исследовательской деятельности обучающихся:
 урок-исследование;
 урок с использованием интерактивной беседы в исследовательском ключе;
 урок-эксперимент,
позволяющий освоить элементы исследовательской
деятельности (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его
результатов);
 урок-консультация;
 мини-исследование в рамках домашнего задания.
Формами представления итогов учебных исследований обучающихся являются:
 доклад, реферат;
 статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований по различным
предметным областям.
2.1.2. Особенность организации УИД обучающихся в рамках внеурочной
деятельности.
В рамках внеурочной деятельности имеется достаточно времени на организацию
и проведение развернутого и полноценного исследования.
В рамках внеурочной деятельности обучающиеся осуществляют учебные
исследования по следующим направлениям:
 социально-гуманитарное;
 филологическое;
 естественно-научное;
 информационно-технологическое;
 междисциплинарное.
Основными формами организации учебно-исследовательской деятельности
обучающихся во внеурочное время являются:
 конференция, семинар, дискуссия, диспут; брифинг, интервью, телемост;
 исследовательская практика, образовательные экспедиции, походы, поездки,
экскурсии;
 научно-исследовательское общество учащихся.
Для
представления
итогов
учебно-исследовательской
деятельности
обучающихся во внеурочное время используются следующие формы предъявления
результатов:
 письменная исследовательская работа (эссе, доклад, реферат);
 статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований, проводимых
в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов, исследований
по различным предметным областям.
2.1.3. Оценивание результатов УИД обучающихся.
Основными критериями оценивания учебного исследования является то,

насколько доказательно и корректно решена поставленная проблема, насколько
полно и последовательно достигнуты сформулированные цель, задачи, гипотеза.
Оценка результатов УИД учитывает, насколько обучающимся в рамках
проведения исследования удалось продемонстрировать базовые исследовательские
действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
2.2. Особенности реализации проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся (ПД) нацелена на получение
конкретного результата (далее — продукта) с учетом заранее заданных требований и
запланированных ресурсов. ПД имеет прикладной характер и ориентирована
на поиск, нахождение обучающимися практического средства (инструмента)
для решения жизненной, социально-значимой или познавательной проблемы.
Проектные задачи нацелены на формирование и развитие у обучающихся
умений:
 определять оптимальный путь решения проблемного вопроса, прогнозировать
проектный результат и оформлять его в виде реального «продукта»;
 максимально использовать для создания проектного «продукта» имеющиеся
знания и освоенные способы действия, а при их недостаточности – производить
поиск и отбор необходимых знаний и методов (причем не только научных).
Проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо сделать
(сконструировать, смоделировать, изготовить и другие действия), чтобы решить
реально существующую или потенциально значимую проблему?».
2.2.1. Особенность организации ПД обучающихся в рамках урочной
деятельности.
Проектная деятельность обучающихся в урочное время реализуется по двум
направлениям:
 предметные проекты;
 метапредметные проекты.
Предметные проекты нацелены на решение задач предметного обучения.
Метапредметные проекты сориентированы на решение прикладных проблем,

связанных с задачами жизненно-практического, социального характера и
выходящих за рамки содержания предметного обучения.
Проектная деятельность обучающихся реализуется в следующих формах:
 монопроект (использование содержания одного предмета);
 межпредметный проект (использование интегрированного знания и способов
учебной деятельности различных предметов);
 метапроект (использование областей знания и методов деятельности,
выходящих за рамки предметного обучения).
Основными формами представления итогов проектной деятельности,
проводимой в урочное время, являются:
 материальный объект, макет, конструкторское изделие;
 отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).
При недостаточности времени на реализацию полноценного проекта на уроке
педагоги используют на уроках учебные задачи, которые нацеливают обучающихся
на решение следующих практико-ориентированных проблем:
 Какое средство поможет в решении проблемы... (опишите, объясните)?
 Каким
должно быть средство для решения проблемы... (опишите,
смоделируйте)?
 Как сделать средство для решения проблемы (дайте инструкцию)?
 Как выглядело... (опишите, реконструируйте)?
 Как будет выглядеть... (опишите, спрогнозируйте)?
2.2.2. Особенность организации ПД обучающихся в рамках внеурочной
деятельности.
Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время осуществляется
по следующим направлениям:
 гуманитарное;
 естественно-научное;
 социально-ориентированное;
 инженерно-техническое;
 художественно-творческое;
 спортивно-оздоровительное;
 туристско-краеведческое.
Основными формами организации проектной деятельности обучающихся
во внеурочное время являются:
 творческие мастерские;
 экспериментальные лаборатории;
 конструкторское бюро;
 проектные недели;
 практикумы.
Для
представления
итогов
проектной
деятельности
обучающихся
во внеурочное время используются следующие формы предъявления результатов:
 материальный продукт (объект, макет, конструкторское изделие и др.);
 медийный продукт (плакат, газета, журнал, рекламная продукция, фильм
и др.);
 публичное мероприятие (образовательное событие, социальное мероприятие

(акция), театральная постановка и др.);
 отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).
2.2.3. Оценивание результатов ПД обучающихся.
Основными критериями оценивания учебного проекта является то, насколько
практичен полученный результат, то есть насколько эффективно этот результат
(техническое устройство, программный продукт, инженерная конструкция и др.)
помогает решить заявленную проблему.
В ходе оценки учитывается, насколько
обучающемуся
удалось
продемонстрировать базовые проектные действия:
 понимание проблемы, связанных с нею цели и задач;
 умение определить оптимальный путь решения проблемы;
 умение планировать и работать по плану;
 умение реализовать проектный замысел и оформить его в виде реального
«продукта»;
 умение осуществлять самооценку деятельности и результата, взаимооценку
деятельности в группе.
Оценивание ПД происходит в рамках публичной презентации проекта.
В процессе публичной презентации оценивается:
 качество
защиты проекта (четкость и ясность изложения задачи;
убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность
и оригинальность);
 качество наглядного представления проекта (использование рисунков, схем,
графиков, моделей и других средств наглядной презентации);
 качество письменного текста (соответствие плану, оформление работы,
грамотность изложения);
 уровень коммуникативных умений (умение отвечать на поставленные
вопросы, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, участвовать
в дискуссии).
3. Организационный раздел
3.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и
реализации программы формирования УУД
С целью разработки и реализации программы формирования УУД в МКОУ
«Талицкая СОШ № 4» создается рабочая группа.
Рабочая группа реализует свою деятельность по следующим направлениям:
 разработка
плана координации деятельности учителей-предметников,
направленной на формирование УУД на основе ФОП и ФРП, выделение общих для
всех предметов планируемых результатов в овладении познавательными,
коммуникативными,
регулятивными
учебными
действиями;
определение
образовательной предметности, которая может быть положена в основу работы по
развитию УУД;
 определение
способов межпредметной интеграции, обеспечивающей
достижение данных результатов (междисциплинарный модуль, интегративные уроки
и др.);
 определение этапов и форм постепенного усложнения деятельности учащихся
по овладению УУД;

 разработка

общего алгоритма (технологической схемы) урока, имеющего два
целевых фокуса (предметный и метапредметный);
 разработка основных подходов к конструированию задач на применение УУД;
конкретизация основных подходов к организации учебно-исследовательской
и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной
деятельности;
 разработка основных подходов к организации учебной деятельности
по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
 разработка комплекса мер по организации системы оценки деятельности
образовательной организации по формированию и развитию УУД у обучающихся;
 разработка методики и инструментария мониторинга успешности освоения и
применения обучающимися УУД;
 организация и проведение серии семинаров с учителями, работающими
на уровне начального общего образования, в целях реализации принципа
преемственности в плане развития УУД;
 организация и проведение систематических консультаций с педагогамипредметниками по проблемам, связанным с развитием УУД в образовательном
процессе;
 организация
и проведение методических семинаров с педагогамипредметниками и педагогами-психологами по анализу и способам минимизации
рисков развития УУД у обучающихся;
 организация разъяснительной (просветительской работы) с родителями
по проблемам развития УУД у обучающихся;
План действий рабочей группы по разработке программы формирования УУД
Этап
Действия
Подготовительный Провести аналитическую работу:
рассмотреть,
какие
рекомендательные,
теоретические,
методические материалы могут быть использованы в школе
для наиболее эффективного выполнения задач программы
формирования УУД;
определить состав детей с особыми образовательными
потребностями, в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, детей с ОВЗ, а также возможности построения
их индивидуальных образовательных траекторий;
проанализировать результаты учащихся по линии развития УУД
на предыдущем уровне;
проанализировать и обсудить опыт применения успешных
практик, в том числе с использованием информационных
ресурсов образовательной организации
Основной
Разработка общей стратегии развития УУД, организации
и механизма реализации задач программы.
Подготовка описания специальных требований к условиям
реализации программы развития УУД

Заключительный

Обсуждение хода реализации программы на методических
семинарах с привлечением внешних консультантов из других
образовательных, научных, социальных организаций
3.2. Основные подходы к формированию УУД на уроках

УУД
Познавательные
Базовые
логические
действия

Формы организации
деятельности по
формированию УУД

Основные виды деятельности,
обеспечивающие
формирование УУД

Анализ текста; сравнение
объектов;
создание сравнительных таблиц;
решение уравнений;
применение формул;
применение понятий для
решения учебных задач;
применение знания предмета
для решения задач из других
предметов;
<...>
Базовые
Интегративные межпредметные Выявление противоречий;
исследовательские проекты в рамках проектной и построение гипотез;
действия
учебно-исследовательской
проведение эксперимента;
деятельности;
обобщение данных, полученных
школьные и внешкольные
в ходе эксперимента;
конференции;
Работа с
информацией

Коммуникативные

Уроки по предметам;
внеурочные занятия;
кружки;
участие в олимпиадах и
интеллектуальных
соревнованиях;

Уроки по предметам;
внеурочные занятия;
интегративные межпредметные
проекты в рамках проектной и
учебно-исследовательской
деятельности;

Создание и редактирование
текстов;
поиск и анализ информации в
Интернете;
создание и редактирование
электронных таблиц;
использование средств для
построения диаграмм, графиков,
блок-схем, других графических
объектов;
создание и редактирование
презентаций;

Общение

Уроки по предметам;
внеурочные
занятия;
кружки;
внеурочные
и внешкольные активности;

Совместная
деятельность

Уроки по предметам;
внеурочные занятия;
интегративные
межпредметные проекты в
рамках проектной и учебноисследовательской
деятельности;
внеурочные и внешкольные
активности;

Регулятивные
Самоорганизация

Самоконтроль

Эмоциональный
интеллект

Принятие себя и
других

Уроки по предметам;
Внеурочные занятия;
Интегративные
межпредметные проекты в
рамках проектной и учебноисследовательской
деятельности;
Уроки по предметам;
внеурочные занятия;
интегративные
межпредметные проекты в
рамках проектной и учебноисследовательской
деятельности;
внеурочные и внешкольные
активности;
Уроки по предметам;
Внеурочные занятия;
Внеурочные и внешкольные
активности;

Межпредметные проекты в
рамках проектной и учебноисследовательской

Выступление с докладом,
сообщением;
Участие в диалогах и
дискуссиях; участие в дебатах;
участие в конференциях;
Сетевая коммуникация между
учениками и (или) учителем;
Работа в группах, в парах;
подготовка группового проекта;
Подготовка образовательных
событий;
Участие в самоуправлении;

Планирование работы;
Выбор способа решения
учебной задачи;
Составление алгоритма
действий;
Рефлексия на уроках;
Рефлексия на внеурочных
занятиях;
Самооценка выполнения
проекта; Анализ ошибок;
Оценка, самооценка и
взаимооценка при работе в
группах и парах;
Анализ действий литературных
героев;
Анализ эмоций литературных
героев;
Участие в театральных
постановках;
Обсуждение спектаклей и
кинофильмов;
Принятие мнения другого
человека;
Признание права на ошибку;

деятельности; внеурочные и
внешкольные активности;
3.3. Методические условия реализации программы формирования УУД
обучающихся.
Обязательным условием успешного формирования УУД обучающихся является
создание методически единого пространства внутри школы как во время уроков,
так и вне их. С этой целью в школе сформирован план мероприятий по созданию
единого методического пространства формирования УУД на уровне ООО.
План мероприятий по созданию единого методического пространства формирования
УУД на уровне ООО
Мероприятие
Содержание
Сроки Ответственный
Методический
Обсудить возможности и
Сентябрь Заместитель
семинар с учителями, механизмы реализации
директора
работающими на
принципа преемственности в
по УВР
уровне начального
плане формирования УУД в
общего образования
начальной школе и на уровне
ООО
Консультации с
Обсуждение проблем,
В
Заместитель
педагогамисвязанных с развитием УУД в
течение
директора
предметниками
образовательном процессе по
учебного
по УВР;
учебному предмету
года
руководители
ШМО
Методические
Анализ и способы минимизации
В
Заместитель
семинары для
рисков формирования УУД у
течение
директора
педагоговобучающихся на уровне ООО
учебного
по УВР;
предметников
года
руководители
ШМО;
педагогпсихолог
3.4. Кадровые условия реализации программы формирования УУД.
Педагогические кадры МКОУ «Талицкая СОШ № 4» имеют необходимый
уровень подготовки для реализации программы формирования УУД на уровне ООО.
Запланирована работа
Владеют
по формированию
Компетенции педагогов
компетенцией, данной компетенции,
чел.
чел.
Владеют представлениями о возрастных
33
2
особенностях учащихся основной школы
Прошли обучение по дополнительным
профессиональным программам повышения
32
3
квалификации по реализации ФГОС ООО
третьего поколения и ФРП
Участвовали в разработке программы

30

5

формирования УУД
Участвовали во внутришкольном семинаре,
посвященном особенностям реализации
31
4
программы формирования УУД по ФГОС
ООО-2021 и ФОП
Умеют строить образовательный процесс в
рамках учебного предмета в соответствии с
31
4
особенностями формирования конкретных
УУД
Осуществляют формирование УУД в рамках
проектной, исследовательской
30
5
деятельностей
Владеют навыками формирующего
30
5
оценивания
Владеют навыками критериальнго
28
7
оценивания
Владеют навыками тьюторского
10
25
сопровождения обучающихся
Умеют применять диагностический
инструментарий для оценки качества
формирования УУД как в рамках
31
4
предметной, так и внепредметной
деятельности
3.5. Материально-технические условия реализации программы формирования УУД.
В школе созданы материально-технические условия, которые обеспечивают
реализацию программы формирования УУД и достижение обучающимися
метапредметных результатов освоения ООП ООО, требования к которым
установлены ФГОС.
Отметка о
Условие реализации программы
Примечание
соответствии
Кабинеты по предметным областям оснащены
комплектами наглядных пособий, карт, учебных
макетов, специального оборудования,
обеспечивающих развитие УУД в соответствии с
ООП ООО:
кабинет русского языка и литературы
соответствует
кабинет истории и обществознания
соответствует
кабинет математики
кабинет информатики
кабинет физики
кабинет химии
кабинет биологии

соответствует
не соответствует
соответствует
соответствует
соответствует

Информационно-образовательная среда школы
обеспечивает:
современные процедуры создания, поиска, сбора,
анализа, обработки, хранения и представления
информации
дистанционное взаимодействие всех участников
образовательных отношений (обучающихся,
родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся,
педагогических работников, органов управления в
сфере образования, общественности), в том числе
в рамках дистанционного образования

соответствует

соответствует


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».