Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение № 9 к адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4», утвержденной приказом от 31.05.2019г № 24-в/2019од РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА предмета «Ручной труд» 1 – 4 класс г. Талица I раздел Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты обучения: - воспитание и развитие социально значимых личностных качеств: усидчивости, трудолюбия, умение доводить начатое дело до конца; - уважение к людям, создающие предметы искусства; - бережное отношение к предметам, созданными руками человека. Метапредметные результаты обучения: - приобретение умения анализировать задания, понимать поставленную цель; - совместно с педагогом планировать предстоящую практическую деятельность; - подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты; - соблюдать правила безопасного и рационального труда; - работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; - оценивать результаты своей деятельности, корректировать в случае необходимости свои действия. Предметные результаты обучения Общетрудовые умения: Умение ориентироваться в задании: - Самостоятельно ориентироваться в задании. - Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. - Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы. - Слабые обучающиеся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно. Умение планировать ход работы: - Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. - Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. - Придерживаться плана при выполнении задания. - Слабые обучающиеся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно. Умение контролировать свою работу: - Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. - Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. -Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. - Анализировать своё изделие и изделие товарища. -Слабые обучающиеся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно. Специальные трудовые (элементарные и сложные) умения: Организационные умения. - Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. - Экономно расходовать поделочные материалы. - Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности. Двигательные трудовые умения: - Экономно расходовать трудовые усилия и время. - Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. -Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей). Пространственная ориентировка: -Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объёмных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. -Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах. - Слабые обучающиеся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя пространственные признаки предметов. в речи слова, обозначающие II раздел Содержание программы вводное занятие Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к проведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся. работа с глиной и пластилином Упражнения в подготовке материала к лепке Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины. Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклыневаляшки из двух шаров различной величины. Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т.п.). Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке). Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Пластическое свойство пластилина: холодный пластилин – твердый, теплый пластилин – вязкий и мягкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. П р и ё м ы р а б о т ы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец). работа с природными материалами Практические работы Экскурсии в природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т.д.). Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький). Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги. Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков. Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет». Технические с в е д е н и я . Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно- гигиенических требований. П р и е м ы р а б о т ы . Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. работа с бумагой Практические работы Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки. Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги дли работы с разрезной азбукой и цифрами. Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея. Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой. Изготовление по образцу стаканчика для семян. Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике). Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям). Округление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике). Технические с в е д е н и я . Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила организация безопасной рабочего места. работы с режущими Соблюдение инструментами, санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. П р и е м ы р а б о т ы . Складывание с угла на угол и средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, округление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Умения Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы па вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т.д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов. работа с глиной и пластилином Практические работы Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов. Лепка по образцу букв и цифр на подложке. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. П р и е м ы р а б о т ы . Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр. Работа с природными материалами (несложные объемные изделия). Практические работы Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха). Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки. Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев. Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина). Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина. Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности. Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Организация рабочего Ознакомление места. с Соблюдение натуральными объектами. санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. работа с бумагой (с применением клея) Практические работы Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека. Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям. Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора). Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка. Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации. П р и е м ы р а б о т ы . Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание. Умения Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий — с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления. работа с глиной и пластилином с применением инструментов Практические работы Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона. Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (сетка). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки. П р и е м ы р а б о т ы . Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. работа с природными материалами (многодетальные изделия) Практические работы Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек. Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева. Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза). Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза). Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Приемы р а б о т ы . Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета. работа с бумагой (аппликации) Практические работы Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик). Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и Размещение на режущими инструментами. Организация рабочего места. Приемы работы. листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их. работа с нитками Практические работы Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание бумаги. на подложку из плотной Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке. Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. П р и е м ы р а б о т ы . Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки. Умения Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем). Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений. работа с глиной и пластилином (макеты) Практические работы Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты:«Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными,выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места. П р и е м ы р а б о т ы . Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон). работа с бумагой (аппликация) Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе. Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание. работа с нитками (шитье по проколу) Практические работы Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг). Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием. Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим вышивают по готовым проколам. раскрашиванием. Слабые учащиеся Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарногигиенических требований при работе. III раздел Тематическое планирование 1 класс(66 ч.) Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Вводное занятие.Человек и жизнь. Лепка «Лесенка». Лепка «Забор». Лепка «Домик». Лепка «Ёлка». Лепка «Ёлка». Лепка «Самолет». Лепка по образцу «Бусы». Лепка по образцу «Ягоды». Лепка по образцу «Мяч». Лепка по образцу «Мяч Лепка по образцу «Кукла-неваляшка». Лепка по образцу «Кукла-неваляшка». Лепка по образцу овощей и фруктов. Лепка по образцу овощей и фруктов. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Аппликация «Лист большой, лист маленький». Аппликация «Лист большой, лист маленький». Аппликация «Ваза с цветами». Аппликация «Отлет птиц». Изготовление записной книжечки. Изготовление записной книжечки. Наборная линейка по образцу. «Изготовление записной книжечки. Изготовление записной книжечки. «Шапочка-пилотка». «Стаканчик для семян». «Волшебные ножницы». Изготовление дидактического материала по математике. Изготовление дидактического материала по математике. Лепка по образцу: морковка, перец, груша. 33. 34. 35. 36. Лепка по образцу: морковка, перец, груша. Лепка «Грибы». Лепка по образцу «Цифры и буквы». Лепка «Ёжик». Количес тво Часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37. 38. 39. 40 41 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Лепка «Ёжик Лепка «Цветок». Лепка «Бабочка». Изготовление по образцу «Рыбка». - 1 1 1 2 Изготовление по образцу «Мышка». Изготовление по образцу «Пирамидка». Лепка «Утенок». Лепка «Утенок». Ёлочные гирлянды (цепочка). Ёлочные гирлянды (цепочка). Гирлянда «Змейка». Гирлянда «Змейка Аппликация «Флажки». Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам. Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам. Лепка по образцу рельефов букв и цифр. Лепка по образцу рельефов букв и цифр Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. Изготовление по образцу «Птичка». Изготовление по образцу «Птичка». Изготовление по образцу «Кораблик». Изготовление по образцу «Сова». Изготовление по образцу «Сова Изготовление по образцу «Поросенок». Изготовление по образцу «Пингвин». Изготовление по образцу «Пингвин». Аппликация «Лето» Аппликация «Лето» Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66 2 класс(68 ч.) № Тема урока 1-2 Лепка по образцу предметов шаровидной формы: мяч. 3-4 Аппликация «Грибок» 5-6 Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга 7 Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, Количест во часов 2 2 2 1 8-9 10 1112 1314 1516 17 1819 2021 22 2324 2526 2728 2930 3132 3334 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. Конструирование из геометрических фигур. Аппликация «Снеговик» Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки. 2 1 2 Составление композиции по образцу из засушенных листьев, цветов, перьев, зёрен (декоративный узор). Аппликация из пластилина и природного материала к сказке «Колобок» Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Аппликация «Осеннее дерево» 2 Аппликация «Снеговик» 2 Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. 1 2 Изготовление по образцу ёлочных игрушек. 2 1 2 Изготовление закладки. 1 Аппликация из гороха и пластилина “Рыбка”. 2 Аппликация «Сказочный герой» (гречка) 2 Лепка макета на сказку «Маша и Медведь» 2 Аппликация из ниток 2 Работа с глиной и пластилином Правила поведения и техника безопасности на уроках труда. Лепка на плоскости форм геометрических фигур (куб, параллелепипед) Лепка столярных инструментов 1 Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия) Изготовление птички Изготовление рыбки 1 Работа с бумагой и картоном Изготовление пакета из бумаги Изготовление счетного материала (квадраты, 1 1 1 1 1 треугольники, круги) Работа с текстильными материалами Изготовление стилизованных ягод из ниток Плетение косички из веревочек 1 44. Работа с глиной и пластилином Лепка стакана для карандашей 1 45. Лепка с натуры цветочного горшка 1 46. Лепка по представлению чайной посуды 1 47. 1 48. Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно) Составление композиции из засушенных растений Изготовление ежика из сухих листьев 49. Изготовление колпачка для карандашей из каштанов 1 50. Работа с бумагой и картоном Изготовление закладки для книг Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд Работа с глиной и пластилином Лепка по образцу цыпленка и утенка Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы 1 1 56. Работа с природными материалами Изготовление персонажей к сказке «Теремок» Работа с бумагой и картоном Изготовление закладки из тонкого картона. Оклеивание картона бумагой Изготовление аппликации «Грузовик» 57. Изготовление поздравительных открыток 1 58. 1 59. Работа с текстильными материалами. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника Составление коллекции тканей 60. Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок) 1 61. Изготовление игольницы 1 62. Изготовление игольницы 1 63. Работа с глиной и пластилином. Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль») Работа с бумагой и картоном. Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек 1 42. 43. 51. 52. 53. 54. 55. 64. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 65. Изготовление трех секционного светофора 1 66. Работа с текстильными материалами Выполнение стежка «шнурок» 1 67. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок» Итого: 1 68. 1 68 3 класс(68 ч.) № Тема урока Количест во часов Экскурсия в природу Сбор природного материала Изготовление сувениров из природного материала Аппликация из засушенных листьев Изготовление игрушек из скорлупок Изготовление фигурок животных из природного материала Игра «Зоопарк» (из поделок). Упражнения с проволокой. Получение контуров геометрических фигур Получение фигур по представлению Изготовление рыбок, бабочек (накладыванием) Изготовление рыбок, бабочек (по представл.) Выполнение кисточки Плетение закладки из 4-х прядей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Плетение коврика. 2 Изготовление стилизов. человечков. 2 Изготовление открытки Игрушки из 3-4 деталей геометрической формы Изготовление гирлянды из одной полосы Изготовление гирлянды из двух полос Изготовление елочных игрушек Вырезание снежинок 1 1 1 1 1 2 Изготовление кормушки 2 п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 1819 20 21 22 23 24 2526 2728 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 4142 4344 46 47 48 4950 5152 515 2 53 5455 56 5758 59 60 6162 6364 6566 67 68 Изготовление открытки Украшение новогодней елки Упражнения в разметке бумаги и картона Изготовление обложки для проездного билета Изготовление складной доски для игры Изготовление папки для тетрадей Упражнения по готовым проколам Изготовление закладки из фотопленки Оформление концов закладки кисточкой Пришивание вешалки Изготовление кармашка для ножниц Обметывание боковых срезов кармашка Изготовление прихватки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Изготовление кукольной мебели 2 Аппликация «Подснежник» Изготовление открытки Изготовление по образцу кораблика Изготовление открытой коробки 1 1 1 2 Оклеивание бумагой объемных изделий 1 Аппликация. Орнамент из геометрических фигур 1 Составление рисунка для вышивания. Оформление вышивки в виде салфетки 1 1 Экскурсия в швейную мастерскую Аппликация «Весенний лес» 1 1 Изготовление поздравительной открытки Изготовление поздравительной открытки к 9 Мая Работа с пластилином «Весенние цветы» 1 1 1 Аппликация «Кот в сапогах» 2 Аппликация «Лето» 1 Экскурсия в лес. Экскурсия в парк Итого 1 1 68 4 класс(68 ч.) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 раздел темы Количество часов Сбор природного материала 1 Изготовление поделок из семян ясеня и клена (цветы, 1 стрекоза, солнышко). Изготовление поделок из семян ясеня и клена (цветы, 1 стрекоза, солнышко). Изготовление поделок из семян ясеня и клена (цветы, 1 стрекоза, солнышко). Изготовление поделок из семян ясеня и клена (цветы, 1 стрекоза, солнышко). Изготовление поделок из желудей (бабочка, еж, рыбка). 1 Изготовление поделок из желудей (бабочка, еж, рыбка). 1 Изготовление поделок из желудей (бабочка, еж, рыбка). 1 Изготовление поделок из желудей (бабочка, еж, рыбка). 1 Изготовление поделок из еловых и сосновых шишек: 1 олень, пингвин. Изготовление поделок из еловых и сосновых шишек: 1 олень, пингвин. Изготовление поделок из еловых и сосновых шишек: 1 старик-лесовик, птица Изготовление поделок из еловых и сосновых шишек: 1 старик-лесовик, птица Аппликация из семян тыквы, арбуза, подсолнечника 1 Аппликация из семян тыквы, арбуза, подсолнечника 1 Фигуры птиц и зверей. 1 Фигуры птиц и зверей. 1 Фигуры птиц и зверей. 1 Фигуры птиц и зверей. 1 Геометрические тела. 1 Геометрические тела. 1 Посуда. 1 Посуда. 1 Модели овощей и фруктов. 1 Модели овощей и фруктов. 1 Изготовление макета полотняного переплетения нитей из 1 полос цветной бумаги. Изготовление макета полотняного переплетения нитей из 1 полос цветной бумаги. Изготовление подушечки для игл. 1 Изготовление подушечки для игл. 1 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Изготовление подушечки для игл. Изготовление подушечки для игл. Ремонт одежды: пришивание пуговиц. Ремонт одежды: пришивание пуговиц. Ремонт одежды: изготовление и пришивание вешалок одежде. Ремонт одежды: изготовление и пришивание вешалок одежде. Ремонт одежды: стачивание распоротого шва. Ремонт одежды: стачивание распоротого шва. Ремонт одежды: стачивание распоротого шва. Ремонт одежды: стачивание распоротого шва. Елочные игрушки: гирлянды. Елочные игрушки: гирлянды. Елочные игрушки: фонарики. Елочные игрушки: фонарики. Елочные игрушки: снежинки. Елочные игрушки: снежинки. Елочные игрушки: полумаски. Елочные игрушки: полумаски. Чемоданчик для новогодних подарков. Чемоданчик для новогодних подарков. Аппликация-орнамент (коврик). Предметная аппликация: дом. Предметная аппликация: автомобиль. Объемные игрушки из картона и бумаги. Жилая комната. Объемные игрушки из картона и бумаги. Модель парашюта. Объемные игрушки из картона и бумаги. Модель планера. Карман для библиотечных формуляров. Карман для библиотечных формуляров. Карман для библиотечных формуляров. Конверты для почтовых отправлений. Конверты для почтовых отправлений. Изготовление коробок разных размеров из тонкого картона. Изготовление коробок разных размеров из тонкого картона. Изготовление коробок разных размеров из тонкого картона. Изготовление вышитой салфетки-прихватки (стежок «через край»). Изготовление вышитой салфетки-прихватки (стежок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66 67 68 «через край»). Изготовление мягкой игрушки – рыбка. Изготовление мягкой игрушки – рыбка. Изготовление мягкой игрушки – гриб. Итого: 1 1 1 68