Воспитание и перевоспитание трудных детей и подростков является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими в нашем обществе. С каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.
Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой. Именно в микросреде воспитанник черпает весь свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. Недостатки семейного и школьного воспитания способствуют возникновению педагогической запущенности, заключающейся в нравственной деформации личности ребенка. Это выражается в отрицательном отношении к учёбе, нарушениях правил поведения, конфликтах с педагогами и родителями. Если меры педагогического воздействия со стороны педагогов и родителей не дают результата, тогда педагогическая запущенность в ряде случаев переходит в социальную, что проявляется в систематическом нарушении подростками моральных и правовых норм.
К сожалению, эта проблема существует во всех школах. Невозможно сделать так, чтобы абсолютно все дети стали такими какими хотим мы, взрослые - послушными, прилежными, идеальными. Но нужно стремиться к лучшему и при систематической, комплексной, целенаправленной и сплоченной работе всего педагогического коллектива школы, родителей, и других субъектов профилактики можно изменить ситуацию, уменьшив количество таких детей.
В нашей школе заметно сократилось количество детей, стоящих на различных видах учета.
Для того, чтобы достичь положительной динамики была проведена целенаправленная и усиленная и сплоченная работа всей школьной команды по реорганизации системы воспитания в школе.
Наша задача создавать равные условия для всех обучающихся, будь это одаренный ребенок, ребенок ОВЗ, или же имеющий отклонения в поведении. Именно равные возможности обеспечивают успех каждому ребенку. Обязательным условием является вовлечение детей «группы риска» в деятельность детских общественных объединений. Детей, имеющих ограничения жизнедеятельности мы также вовлекаем во внеурочную деятельность школы. Занятость детей внеурочной деятельностью увеличилось с 10 % до 100%.
Наши «трудные» дети изменились в лучшую сторону, уменьшилось количество правонарушений среди обучающихся школы, конфликтных ситуаций, заметно наладилось эмоциональное состояние детей. С вступлением учащихся в Детские объединения взаимоотношения в классных коллективах стали более дружеские. Наблюдения социального педагога и классных руководителей за ребятами, диагностики психологов позволили нам отследить эту положительную динамику.
Имеющийся достаточный опыт работы с детьми «группы риска», стал основанием открытия в текущем учебном году ресурсной школы по направлению «Организация воспитательной работы с трудными подростками».
Мы будем рады сотрудничеству и с огромным удовольствием поделимся своим опытом!