РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Основы государства и права» для обучающихся 10-11 классов г. Талица 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основой учебного курса «Основы государства и права» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный курс «Основы государства и права» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры. Цель изучения курса: обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Задачи: 1) развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей; 2) воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку; 3) освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями; 4) овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования; 5) формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Место курса в учебном плане Учебный курс «Основы государства и права» изучается в 10-11 классах в общем объёме 136 ч. Из них: 10 класс —68 учебных часов; 11 класс — 68 учебных часов; в 10—11 классах на изучение курса отводится 2 ч. в неделю. Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия). Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия. – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Предметные результаты Выпускник на углубленном уровне научится: – выделять содержание различных теорий происхождения государства; – сравнивать различные формы государства; – приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре; – соотносить основные черты гражданского общества и правового государства; – применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов; – оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества; – сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей); – проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние; – характеризовать особенности системы российского права; – различать формы реализации права; – выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры; – оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; – различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; – целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; – сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу; – оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации; – характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии; – характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение; – дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы – Российской Федерации; – характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации; – характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации; – характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы; – выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации; характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации; – определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права; – различать способы мирного разрешения споров; – оценивать социальную значимость соблюдения прав человека; – сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека; – дифференцировать участников вооруженных конфликтов; – различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий; – выделять структурные элементы системы российского законодательства; – анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права; – проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки; – целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; – различать формы наследования; – различать виды и формы сделок в Российской Федерации; – выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности; – анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака; – различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; – выделять права и обязанности членов семьи; – характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений; – проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров; – различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами; – дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них; – проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних; – целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации; –в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений; – соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение; – применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище; – дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса; – проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений; – применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов; – выявлять особенности и специфику различных юридических профессий. – проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права; – дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти; – сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права; – оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе; – понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму; – классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения; – толковать государственно-правовые явления и процессы; – проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств; – различать принципы и виды правотворчества; – описывать этапы становления парламентаризма в России; – сравнивать различные виды избирательных систем; – анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях; – анализировать институт международно-правового признания; – выявлять особенности международно-правовой ответственности; – выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права; – оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени; – формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования; различать опеку и попечительство; находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности; – определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации; – характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности; – определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса. – – СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 – 11 класс Тема 1. Право и государство Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе. Ранние формы права и государства. Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве. Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства. Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. Тема 2. Форма и структура права Место права в системе социального регулирования общества. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы. Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы. Формы (источники) права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Законные интересы. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. Нормы и основные отрасли права в России. Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа. Тема 3. Правотворчество и правореализация Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника. Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Общие правила применения права. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды. Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений. Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правопорядок. Гарантии законности и правопорядка. Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права. Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды. Юридический конфликт. Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Тема 4. Право и личность Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека. Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина. Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации. Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека. Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства. Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства. Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в Российской Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ. Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система. Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах. Тема 6. Международное право Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. Тема 7. Основные отрасли российского права Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско- правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса. Тема 8. Основы российского судопроизводства Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № Тема Характеристика основных видов деятельности Тема 1. Право и государство (13 часов) 1-2. Происхождение права и государства 3. Сущность права: отличительные признаки 4. Сущность права и его реализация 5. Происхождение права и государства. Сущность права (практикум) 6. Сущность государства 7. Власть и формы государства 8. Формы государства: основные элементы 9. Функции государства: сущность и виды 10. Формы государства. Функции государства (практикум) 11. Правовое государство 12. Гражданское общество 13. Повторительно-обобщающий урок по темам Главы I «Право и государство». Тест № 1 Называть первичные формы права и первичные базовые правовые термины. Объяснять роль обычаев и традиций, синкретический характер системы социальных норм древнего мира. Описывать процесс образования государства, его первичные признаки. Оценивать значение появления государства. Характеризовать право как объективное явление, воздействующее на человеческую деятельность. Объяснять сущность права, его социальное назначение. Разъяснять отличие права от закона. Характеризовать основные проявления социальной ценности права. Раскрывать суть понятия «формы государства». Характеризовать формы правления. Характеризовать формы государственного устройства. Указывать отличие унитарного государства от федеративного. Рассматривать государственный режим с юридической точки зрения. Характеризовать демократический государственный режим. Показывать сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов . Характеризовать правовое государство как условие реализации демократии. Называть основные принципы правового государства. Определять понятие гражданского общества. Объяснять идею гражданского общества. Показывать её развитие. Указывать факторы формирования гражданского общества, его основные элементы. Объяснять, чем обусловлена Сроки относительная независимость гражданского общества от государства. Тема 2. Форма и структура права (12 часов) 14-15. Право в системе социальных регуляторов 16. Право в системе социальных регуляторов (практикум) 17. Нормы права. Структура правовой нормы и способы её закрепления 18. Источники права: сущность и виды 19. Источники права: закон как источник права 20. Нормы права и нормативноправовые акты 21. Система права: отрасли права 22. Система права: правовые системы 23. 24. Система права (практикум) Правовые системы современности 25. Правовой диктант по темам: «Право и государство», «Форма и структура права». Тест № 2. Раскрывать понятие нормы. Указывать типичные признаки социальных норм. Объяснять, почему социальные нормы представляют собой систему. Указывать особенности права. Характеризовать черты, сближающие и разделяющие нормы права и нормы морали. Характеризовать основные признаки правовой нормы. Характеризовать элементы структуры правовой нормы. Называть различные виды юридических норм. Характеризовать правоохранительные и регулятивные нормы. Давать определение источника права. Указывать особенности основных видов источников права. Характеризовать международный договор и международный обычай как источник международного права. Объяснять взаимосвязь национального и международного права. Давать определение источника права. Указывать особенности основных видов источников права. Объяснять различия между «системой права» и «правовой системой». Раскрывать понятие «правовая система». Характеризовать особенности правовых систем европейского типа. Тема 3. Правотворчество и правореализация (20 часов) 26. 27. 28. 29-30. Раскрывать смысл понятия «правотворчество». Объяснять отличие правотворчества от законотворчества. Правотворчество – правовой Характеризовать принципы и виды процесс нормотворческой деятельности. Характеризовать этапы (стадии) Правотворчество (практикум) правотворческого процесса. Реализация и толкование Объяснять связь между этапами правотворческого процесса. права. Полугодовой тест. Правотворчество – сущность понятия 31-32. Правовые отношения 33. Реализация и толкование права. Правовые отношения (практикум) 34-35. Законность и правопорядок 36-37. Механизм регулирования 38. Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования (практикум) 39. Правосознание и культура. Тест № 3 40-41. Правонарушение и юридическая ответственность. 42. Правонарушение и юридическая ответственность (практикум) 43-44. Преступление и наказание 45. Контрольная работа по темам Главы III «Правотворчество и правореализация» правового правовая Раскрывать смысл правотворческого процесса. Характеризовать основные формы реализации права. Объяснять применение права. Характеризовать правоприменительную деятельность государственных органов как важную форму реализации права, основные способы толкования права Раскрывать смысл понятия «правонарушение». Указывать основание классификации правонарушений. Объяснять значение вменяемости при определении правонарушения. Характеризовать причины индивидуальных и социальных правонарушений. Указывать методы борьбы с правонарушениями. Объяснять причины роста правонарушений. Раскрывать смысл понятия «юридическая ответственность». Разъяснять основания юридической ответственности. Разъяснять понятия «преступление» и «преступность», указывать их важнейшие признаки. Характеризовать состояние преступности в России, анализировать структуру преступности. Характеризовать основные типы преступников, раскрывать понятия «организованная преступность», «латентная преступность». Характеризовать понятие «наказание», виды наказаний и цели их применения в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Тема 4. Право и личность (8 часов) 47-48. Права человека: понятие, сущность, структура 49. Правовой статус человека и гражданина 50. Права человека. Правовой статус человека и гражданина Объяснять понятие и сущность прав человека, обосновывать их объективный, естественный, неотчуждаемый характер. Указывать причины объективной необходимости прав человека для нормального развития личности, обеспечения её свободы и достоинства. (практикум) 51-52. Юридический механизм защиты прав человека в РФ. Тест № 4 53. Международная защита прав человека 54. Право и личность (практикум) Описывать развитие идеи прав человека в истории. Характеризовать структуру прав человека. Описывать поколения прав человека. Объяснять, почему права человека — ключевое понятие всей государственной и правовой системы. Обосновывать нравственную ценность прав человека Объяснять смысл понятия «механизм защиты прав человека». Указывать важнейшие предпосылки эффективности механизмов защиты прав и свобод человека. Характеризовать органы и правовые гарантии защиты прав человека в Российской Федерации, указывать юридические гарантии защиты прав человека. Привлекать нормативные юридические документы, в которых закреплены юридические гарантии защиты прав человека. Тема 5. Основы конституционного права РФ (10 часов) 55-56. Конституционное право РФ 57. Основы Конституционного строя РФ 58. Конституционное право РФ. Основы Конституционного строя РФ (практикум) 59. Система органов государственной власти РФ 60. Система конституционных прав и свобод в РФ 61. Институт гражданства. Гражданство РФ 62. Избирательное право 63. 64. Избирательный процесс Основы Конституционного права РФ (практикум) Указывать источники конституционного права. Обосновывать ведущее место конституционного права в системе российского права. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. Указывать группы общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, выделять субъекты конституционного права. Раскрывать содержание методов правового регулирования конституционного права. Характеризовать конституционное право как отрасль юридической науки. Объяснять понятие конституционного строя, объяснять смысл конституционной формулировки: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Характеризовать федеративное устройство России, объяснять смысл понятий «федерация», «субъект федерации». Характеризовать специфические черты государственного органа. Характеризовать правовой статус и полномочия Президента РФ, структуру и полномочия законодательной власти, структуру и полномочия исполнительной власти, судебную власть, её структуру. Характеризовать правовой статус Прокуратуры РФ. Находить и анализировать информацию о статусе и полномочиях органов государственной власти. Раскрывать понятие «институт гражданства», характеризовать статус гражданина, разъяснять возможности предоставления гражданства по рождению. Объяснять значение публичных выборов в РФ. Характеризовать разновидности выборов в РФ. Разъяснять сущность и значение избирательного права. Характеризовать избирательное право в широком (объективном) и узком (субъективном) смысле. Характеризовать демократические принципы избирательного права в РФ, объяснять понятие «избирательная система». Характеризовать основные типы избирательных систем – мажоритарной и пропорциональной. Характеризовать основные стадии избирательного процесса, объяснять смысл избирательной кампании. Характеризовать деятельность избирательных комиссий. Объяснять смысл составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты или на выборную должность, особенности предвыборной агитации, процедуры голосования, объяснять причины признания выборов несостоявшимися. Итоговое повторение (4 часа) Итоговое повторение по темам глав 1-4. Итоговое повторение по курсу «Право», 10 класс Итоговый тест по курсу «Право», 10 класс (промежуточная аттестация) Урок подведения итогов по курсу «Право». 10 класс 65. 66. 67. 68. Работать с текстами правовых источников – Конституцией РФ, кодексами, локальными актами. Формулировать и объяснять смысл правовых понятий. Анализировать правовые тексты, аргументировано отвечать на поставленные вопросы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № Тема Характеристика основных видов деятельности Гражданское право (21 час) 1. Общие положения гражданского права 2. Гражданско-правовые отношения 3-4. Субъекты и объекты гражданского права 5-6. Предпринимательская деятельность и её регламентация 7. Сделки в гражданском праве 8-9. Гражданско-правовой договор 10-11. Наследование и его правовая регламентация 12-14. Право интеллектуальной собственности 15-17. Авторское право 18-19. Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве 20-21. Практическая работа Характеризовать гражданское право как часть российской системы права, ядро частного права, отрасль юридической науки. Называть (перечислять) важнейшие источники гражданского права, объяснять, почему ГК РФ называют экономико-правовой конституцией страны. Называть и иллюстрировать примерами группы общественных отношений, составляющих предмет гражданского права. Раскрывать особенности метода гражданского права. Раскрывать смысл понятий «физические лица», «гражданская правоспособность», «гражданская дееспособность». Характеризовать объём гражданской дееспособности в зависимости от возраста и уровня зрелости субъектов. Называть условия объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации). На основе работы с документом выявлять признаки понятия «юридическое лицо». Характеризовать роль интеллектуальной собственности в современном мире. Раскрывать Сроки сущность понятия «право интеллектуальной собственности». Называть (перечислять) группы интеллектуальных прав. Пояснять на примерах основные группы институтов интеллектуальной собственности. Раскрывать смысл понятия «авторское право», характеризовать права, смежные с авторскими. Семейное право (5 часов) 22-23. Семейное право как отрасль Раскрывать смысл понятия «семейное право», раскрывать гуманистическую сущность целей, норм и принципов семейного права. Указывать основные источники семейного права. Характеризовать структуру Семейного кодекса РФ. Выделять критерии сравнительного анализа семейных и гражданских правоотношений. Описывать особенности субъектов, объектов, содержания и оснований возникновения семейных правоотношений. Сравнивать юридическое и социологическое понимание семьи и брака. 24-25. Права и обязанности родителей Называть (перечислять) особенности родительских прав. Указывать и пояснять на примерах личные права ребёнка. На основе работы с документом называть и конкретизировать имущественные права детей. Объяснять взаимосвязь между личными и имущественными правами ребёнка и правами и обязанностями родителей. Описывать собственный правовой статус в семье. Моделировать типичные жизненные ситуации, иллюстрирующие правомерные и неправомерные действия родителей в отношении своих детей. Раскрывать на конкретных примерах юридические основания, порядок и последствия лишения родителей родительских прав. Выявлять сходство и различия между лишением и ограничением родительских прав. Характеризовать процесс восстановления в родительских правах. Называть (перечислять) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Объяснять смысл понятий «усыновление», «опека», «попечительство», «приёмная семья». Высказывать аргументированные суждения по проблемам семейного права. 26. Практическая работа Анализировать правовой текст Правовое регулирование трудовых отношений (11 часов) 27. Трудовые правоотношения Раскрывать смысл понятия «трудовое право». Выявлять отличия труда самостоятельного от труда наёмного. Определять особенности трудовых правоотношений. разъяснять смысл понятий «работник», «работодатель». Раскрывать объём дееспособности работников различных возрастных групп. Объяснять суть и значимость социального партнёрства в сфере труда. Называть (перечислять) основных участников (стороны) отношений социального партнёрства. Указывать уровни и формы организации социального партнёрства. Описывать содержание и структуру коллективного договора и соглашения. На основе работы с документом выявлять дополнительные по сравнению с трудовым законодательством обязательства сторон коллективного договора. 28-29. Трудоустройство и занятость Раскрывать смысл понятия «трудовой договор». Характеризовать и пояснять на примерах содержание трудового договора. На основе работы с документом оценивать конкретное содержание трудового договора с позиций требований ТК РФ. Описывать порядок заключения и расторжения трудового договора. Называть отличия трудового договора от договора гражданскоправового. Указывать максимальные нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников. Сравнивать систему оплаты и стимулирования труда работников государственных и частных организаций. Раскрывать государственные гарантии оплаты труда работников. Участвовать в разработке и обсуждении проекта «Памятка будущему работнику и работодателю». 30. Дисциплина труда Раскрывать смысл понятий «дисциплина труда», «дисциплинарная и материальная ответственность». Называть (перечислять) правила внутреннего трудового распорядка. На основе работы с документом называть (перечислять) виды и объяснять значимость публичных поощрений работников за успехи в труде. Распознавать дисциплинарную и материальную ответственность по их признакам. Указывать виды дисциплинарных взысканий, пояснять на примерах основные виды дисциплинарных взысканий. Характеризовать содержание материальной ответственности виновной стороны за причинённый ущерб, вред. 31-34. Защита трудовых прав работников Называть (перечислять) основные способы защиты трудовых прав и свобод работников. Пояснять на примерах значение правовой защиты трудовых прав работников. Раскрывать признаки понятия «охрана труда». Характеризовать обязанности работодателя и работника в области охраны труда. На основе работы с документом раскрывать содержание права на объединение в профсоюзы. Объяснять смысл понятия «трудовой спор». Описывать порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. 35-36. Правовые основы социальной защиты и обеспечения Объяснять связь между социальной защитой и социальным обеспечением. Характеризовать социальное страхование как основную организационно правовую форму социального обеспечения. Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения. Описывать порядок предоставления социальных услуг. Пояснять признаки трудового (страхового) стажа. Характеризовать виды трудового (страхового) стажа. 37. Практическая работа Анализировать статьи Трудового кодекса РФ. Решать правовые задачи. Административное право (7 часов) 38-39. Административно-правовые отношения: понятие и структура 40-41. Административно-правовой статус гражданина 42-43. Административные правонарушения. Административная ответственность. Раскрывать признаки понятия «административно-правовые отношения». Конкретизировать примерами типичные административноправовые отношения. Характеризовать субъектов административных правоотношений, их правоспособность и дееспособность. Описывать систему органов исполнительной власти, называть виды государственной службы. Объяснять специфику гражданской службы как вида государственной службы. На основе работы с документом комментировать квалификационные требования к деятельности государственного гражданского служащего. Раскрывать смысл понятия «административно-правовой статус гражданина». Характеризовать права граждан как элементы административно правового статуса. На основе работы с документом описывать порядок уведомления и проведения публичных мероприятий. Называть (перечислять) юридические гарантии прав граждан и иллюстрировать их примерами. Раскрывать смысл «административное правонарушение», «административная понятий ответственность». Конкретизировать примерами элементы юридического состава административного правонарушения. Объяснять практический смысл понятия «состав административного правонарушения». Характеризовать цели и виды административных наказаний. 44. Практическая работа Анализировать статьи Кодекса об административных правонарушения. Решать правовые задачи. Уголовное право (7 часов) 45-46. Уголовный закон Раскрывать смысл понятия «уголовное право», содержание предмета и метода уголовного права. Определять субъекты и объекты уголовного права. Характеризовать гуманистическую сущность основных принципов применения уголовного закона. На основе работы с документом объяснять принцип действия уголовного закона во времени. Называть (перечислять) принципы действия уголовного закона в пространстве. 47-48. Преступление Давать определение понятия «преступление». Пояснять на примерах, чем отличается преступление от других правонарушений. Объяснять взаимосвязь элементов состава преступления на основе анализа и правовой оценки ситуаций реальной жизни. Называть (перечислять) и пояснять на примерах формы вины. Отличать преступления от административных правонарушений. Описывать основные стадии преступления. Раскрывать смысл понятия «соучастие в преступлении». Конкретизировать примерами виды соучастников преступления. 49-50. Наказание На основе работы с документом и Интернет-ресурсами характеризовать признаки понятия «наказание». Раскрывать цели применения уголовного наказания. Характеризовать виды уголовных наказаний, высказывать аргументированное суждение по проблеме отмены смертной казни. Переводить информацию о смягчающих и отягчающих обстоятельствах при назначении наказания в схему. Указывать основания освобождения от уголовной ответственности. Конкретизировать фактами социальной жизни различные основания освобождения от уголовной ответственности. Выражать собственную позицию относительно предложения ужесточить наказания за преступления несовершеннолетних. 51. Практическая работа Анализировать статьи Уголовного кодекса РФ. Решать правовые задачи. Экологическое и международное право (9 часов) 52-53. Экологическое право Характеризовать особенности предмета, субъектов и главного объекта экологического права. Объяснять связь природоресурсного и природоохранного права. Классифицировать источники экологического права. Называть (перечислять) принципы экологического права и иллюстрировать их примерами. На основе работы с документами раскрывать содержание и гуманистический смысл естественного права человека на благоприятную окружающую среду. Называть (перечислять) способы защиты экологических прав. Иллюстрировать примерами различные способы защиты экологических прав. Раскрывать смысл понятия «экологическая безопасность». Называть (перечислять) и иллюстрировать примерами способы защиты экологических прав. Приводить примеры экологических правонарушений. Характеризовать виды экологоправовой ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Раскрывать содержание экологической культуры. 54-55. Международное право Давать определение понятия «международное право». Характеризовать общественные отношения, регулируемые нормами международного права. Разъяснять цель и функции современного международного права. Характеризовать основные и производные субъекты международного права. Называть источники международного права. Раскрывать смысл понятия «международный договор». Описывать элементы структуры международного права. Объяснять роль международного права в осуществлении гарантий прав человека. 56-57. Международное гуманитарное право Определять понятие «международное гуманитарное право». Характеризовать цель, субъектов и объекты защиты международного гуманитарного права. Разъяснять особенности международного гуманитарного права. Описывать историю возникновения и развития международного гуманитарного права. Показывать роль России в этом процессе. Называть (перечислять) источники современного международного гуманитарного права. Объяснять, чем вызвано появление на международной арене новых юридических документов в области международного права гуманитарного 58-59. Международное гуманитарное право в условиях вооружённых конфликтов Называть (перечислять) и иллюстрировать примерами основные принципы международного гуманитарного права. Объяснять связь принципов с целью и объектом защиты международного гуманитарного права. На основе работы с документами извлекать из неадаптированных источников международного права информацию о нормах, направленных на защиту прав человека, и использовать её для подготовки устного сообщения. Раскрывать содержание международных соглашений по вопросам ограничения на ведение военных действий. Характеризовать обязательства государств по соблюдению норм международного гуманитарного права и ответственность за их нарушения. 60. Практическая работа Решение правовых задач. Процессуальное право (8 часов) 61. Гражданский процесс Характеризовать процессуальное право как совокупность норм, регламентирующих порядок (процедуру) исполнения и защиты материального права. Раскрывать основные принципы гражданского процесса. Характеризовать специфику подсудности категорий гражданских дел различным судам. Называть (перечислять) основных участников гражданского процесса. Конкретизировать примерами права и обязанности сторон гражданского процесса. Раскрывать особенности основных средств установления истины в гражданском процессе. 62-63. Прохождение дела в суде Описывать стадии прохождения дела в гражданском процессе. Раскрывать особенности действий суда на каждом этапе рассмотрения гражданского дела. Характеризовать содержание процедуры обжалования судебных решений. Оценивать значение соблюдения установленных законом процессуальных норм при прохождении дела в гражданском процессе. На основе работы с документом определять правомерность действий участников гражданского процесса. 64. Уголовный процесс Давать определение понятия «уголовное преследование». Раскрывать цель и особенности уголовного процесса. Сравнивать принципы гражданского и уголовного судопроизводства. Характеризовать досудебное производство в уголовном процессе, основные меры процессуального принуждения. Указывать необходимые условия применения данных мер к несовершеннолетним лицам. Объяснять с помощью примеров специфику судебного производства в уголовном процессе. Оценивать значение презумпции невиновности в осуществлении уголовного процесса. 65-66. Конституционное судопроизводство Раскрывать цель и особенности конституционного судопроизводства. Характеризовать компетенцию Конституционного суда РФ. Называть дела, отнесённые к компетенции Конституционного суда РФ. Раскрывать сущность основных принципов конституционного судопроизводства. Сравнивать особенности судопроизводства в Конституционном суде и судах общей юрисдикции. Характеризовать право граждан и организаций на обращение в Конституционный суд РФ. Называть важнейшие стадии конституционного судопроизводства. На основе работы с документами и интернет-ресурсами анализировать структуру и содержание решений конституционного суда РФ по конкретным обращениям граждан. 67. Практическая работа 68. Итоговое повторение Анализировать источники. Решать правовые задачи. Раскрывать смысл понятий. правовые правовых Учебно-методический комплекс: Учебник: Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / [Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. А.Ю. Лабезниковой и др. – М.: Просвещение Право. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / [Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. А.Ю. Лабезниковой и др. – М.: Просвещение Литература для учителя: Правоведение. 10-11 классы / А.Ф. Никитин. Базовый уровень. М.: Просвещение 1. Правовое образование: организация внеурочной работы. Сборник материалов. М.: Новый учебник 3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. СПб., 2014. 4. Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006. 2. Литература для обучающихся: 1. А. В. Ильин. Из истории права 10 -11 класс. - М.: Просвещение, 2014. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы государства и права 10-11 класс. - М.: Просвещение. 2012. 3. А. Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007. 2. 4. В. О. Мушинский. Обществознание 10 класс. М.: Просвещение, 2014. Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2015. 6. Кодексы РФ 7. Юридические справочники, словари, энциклопедии. 8. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007 г. 5. Образовательные Интернет-ресурсы: http://www.1sentember. ru http://www.uroki.ru http://www.metodiki.ru http://www.school-collection.edu.ru