Рабочая программа по предмету Биология. Практикум 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Талицкая СОШ № 4"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Общая биология: практикум»
11 класс

г.Талица,
2024г.

Пояснительная записка
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем,
что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на выбор профиля
обучения. У обучающихся складывается первое представление о творческой научноисследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Данный курс содержательно связан с курсами математики, физики и химии, т. е. носит
интегрированный характер и способствует развитию естественно-научного мировоззрения
учащихся. Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами
научно-исследовательской деятельности.
Курс позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами: химией, физикой,
географией и биологией, экологией.
Данной рабочей программы позволяет:
•

для расширения содержания школьного биологического образования;

•

для

повышения

познавательной

активности

обучающихся

в

естественно-научной области;
•

для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей,

формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
•

для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных

областях образовательной, творческой деятельности.
На занятиях данного курса, обучащиеся смогут выполнить множество лабораторных
работ и экспериментов по программе средней школы.
Программа курса «Общая биология: практикум» разработана на основе нормативных
документов:
Рабочая программа курса «Общая биология: практикум» в 10 классе с углублённым
изучением разработана на основании Федеральной программы среднего общего образования
по биологии и авторской программы среднего общего образования по биологии 10-11 классы,
авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов
-

Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.

-

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

общего

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897
-

Фундаментального ядра содержания общего образования;

-

Федерального

перечня

учебников,

рекомендованных

Министерством

образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в

общеобразовательных учреждениях
-

Авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина (Биология. Рабочие программы. 10-11

классы: Авторской программы по биологии для 10-11 классов ОУ. Углубленный уровень.
учебное пособие для общеобразовательных организаций: углубленный уровень. - М.:
Просвещение, 2019 г.), полностью отражающая содержание Примерной программы.
-

Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ

«Талицкая СОШ № 4».
-

Учебного плана МКОУ «Талицкая СОШ № 4».

Общее число часов, отведённых для изучения данного курса, составляет 68 часа (2 часа
в неделю).

Содержание программы
11 класс
Введение (1ч)
Эволюция органического мира (23 ч)
Возникновение и развитие Практическая работа №1 10 часов развитие эволюционной
биологии -10 часов эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды
Ч.

Дарвина.

Основные

принципы

эволюционной

теории

Дарвина.

Формирование

синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена.
Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и
молекулярные свидетельства эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость.
Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как
источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф
генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор

—

направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация —
результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии
вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и
макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции.
Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм.
Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.
Возникновение и развитие человека — антропогенез (11 ч)
Место

человека

в

системе

живого

мира.

Сравнительно-морфологические,

этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства

человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и
эволюции

предков

человека.

Австралопитеки.

Первые

представители

рода

Ното.

Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека —
мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании
человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в
эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании
расовых признаков. Критика расистских теорий.
Организм и окружающая среда (6 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности.
Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика
популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша.
Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы (12ч)
. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи.
Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные
взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная
структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.
Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Биосфера (2ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и
биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные
изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Биологические основы охраны природы (4 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и
популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем.
Биологический мониторинг и биоиндикация.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы практикума:
развивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом

устойчивых познавательных интересов.
формирует

целостное

естественно-научное

мировоззрение,

соответствующего

современному уровню развития науки.
формирует ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирует экологическую культуру, экологическое мышление, опыт экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям научным трудом, к занятиям
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы практикума:
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение

самостоятельно

определять

цели,

ставить

и

формулировать

задачи

практической и лабораторной работы.
Умение

самостоятельно

планировать

этапы

проведения

практической

или

лабораторной работы, осознанно выбирать наиболее эффективные методики ее выполнения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои способы, действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы,
рисунки для решения биологических экспериментальных задач.
Смысловое

чтение.

Развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

использования словарей и других поисковых систем.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Выпускник научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии
науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий
(клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других
естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя
биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации
жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их
роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК),
антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о
реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества
генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных
фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой
природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать
процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых
организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных
этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе
сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы
наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость
мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую
теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую
категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии,
медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график,
таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать
работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать

результаты,

делать

выводы

на

основе

полученных

результатов,

представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных
отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
использовать
повседневной

приобретенные

жизни

для

компетенции

приобретения

опыта

в

практической
деятельности,

деятельности

и

предшествующей

профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Эта группа результатов предполагает:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная
предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей,
способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для
изучаемой предметной области;
умение решать, как некоторые практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1

Введение
Эволюция органического мира( 23 ч )

2.

Возникновение и развитие эволюционных идей.

Кол-во часов
практи
теория
ка
1
1

Палеонтологические, биогеографические, сравнительноанатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства
эволюции
3

Практическая работа №1 Результаты искусственного отбора на

1

примере сортов капусты
4

Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы»

1

(окрестности школы)
5

6
7

Практикум решения задач «Возникновение и развитие
эволюционных идей»
Практикум решения задач «Возникновение и развитие
эволюционных идей»
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая

1

1
1

изменчивость. Лабораторная работа № 1 Выявление изменчивости у
особей одного вида
8

Генетическая структура популяций. Практическая работа № 2.

1

Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек
9

1
0
1
1

Генетическая структура популяций. Практическая работа № 2.
Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек
Случайные процессы в популяциях. Выпуск буклета
Адаптация — результат естественного отбора. Практическая работа

1

1
1

№3 Описание приспособленности организма и ее относительного
1
2
1
3

характера
Контрольное тестирование № 1 «Движущие силы эволюции»
Микро- и макроэволюция. Изготовление наглядного пособия

1
1

«Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»
1
4

Практическая работа № 4. Наблюдение и описание особей вида по

1

морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых)
1
5
1
6
1

Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»
(окрестности школы)
Практическая работа № 5 Ароморфозы у растений
Практическая работа № 6 Идиоадаптации у животных

1

1
1

7
1
8

1

Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.
Изготовление ЛЭП бука.

1
9

1

Единое древо жизни — результат эволюции. Изготовление модели
древа жизни

2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
27

1

Единое древо жизни — результат эволюции. Изготовление модели
древа жизни
Практикум решения задач «Механизмы эволюции»

1

Практикум решения задач «Механизмы эволюции»

1

Практикум решения задач «Механизмы эволюции»

1

Контрольное тестирование № 2 «Механизмы эволюции»

1

Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч)
1

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения
жизни. Изготовление плаката
Дискуссия «Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А.
И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус)»

1
1

Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения жизни

28

29
30
31

1

Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения жизни
Работа над мини-проектом «Развитие жизни на Земле»
Работа над мини-проектом «Развитие жизни на Земле»

1
1
1

Практикум решения задач «Возникновение и развитие жизни на
Земле»

32

1

Практикум решения задач «Возникновение и развитие жизни на
Земле»

33

34
35

1

Практикум решения задач «Происхождение и развитие жизни на
Земле»
Возникновение и развитие человека — антропогенез (11 ч)
Место человека в системе живого мира. Изготовление плаката

1
1

Практическая работа № 8 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения человека

36

37
38

1

Практическая работа № 8 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения человека
Эволюция человека
Дискуссия «Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и

1
1

происхождение человека.
39

Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов древнейших,
древних, современных людей

1

40

1

Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов древнейших,
древних, современных людей

41

42
43
44
45
46

Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании

1

расовых признаков. Критика расистских теорий
Контрольная работа № 3«Антропогенез»

1
1

Практикум решения задач «Происхождение человека»

1

Практикум решения задач «Происхождение человека»
Организм и окружающая среда ( 6 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы.

1
1

Практическая работа № 10 Методы измерения факторов среды
обитания

47

1

Практическая работа № 11 Выявление приспособлений организмов к
влиянию различных экологических факторов

48

1

Практическая работа № 12 Сравнение анатомического строения
растений разных мест обитания

49

1

Практическая работа № 1 3 Изучение экологических адаптаций
человека

50
51
52

1

Организм и окружающая среда»
Сообщества и экосистемы ( 12ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз

1

Практическая работа № 14 Составление схем передачи веществ и

1

энергии
53

Практическая работа № 15 Описание экосистем своей местности

1

(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
54

Практическая работа № 15 Описание экосистем своей местности

1

(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
55

Практическая работа № 16 Исследование изменений в экосистемах на

1

биологических моделях (аквариум)
56

Практическая работа № 17 Описание агроэкосистем своей местности

1

(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
57

58
59
60
61
62

Изготовление

интерактивной

таблицы

характеристика экосистем и агроэкосистем»
Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач

«Сравнительная

1

1
1
1
1
1

Биосфера (2ч)
63

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосфера и человек.

64

Практическая работа № 18 Анализ и оценка последствий собственной

1
1

деятельности в окружающей среде, глобальных экологических
проблем и путей их решения
Биологические основы охраны природы ( 4 ч)
65

Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины
вымирания

видов

и

популяций.

Сохранение

генофонда

1

и

реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и
биоиндикация
66

Экскурсия в Талицкий Национальный парк «Припышминские боры»

1

67

Экскурсия в Талицкий Национальный парк «Припышминские боры»
Итоговая контрольная работа

1

68

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».