МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Талицкая СОШ № 4"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Общая биология: практикум»
11 класс
г.Талица,
2024г.
Пояснительная записка
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем,
что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на выбор профиля
обучения. У обучающихся складывается первое представление о творческой научноисследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Данный курс содержательно связан с курсами математики, физики и химии, т. е. носит
интегрированный характер и способствует развитию естественно-научного мировоззрения
учащихся. Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами
научно-исследовательской деятельности.
Курс позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами: химией, физикой,
географией и биологией, экологией.
Данной рабочей программы позволяет:
•
для расширения содержания школьного биологического образования;
•
для
повышения
познавательной
активности
обучающихся
в
естественно-научной области;
•
для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей,
формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
•
для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных
областях образовательной, творческой деятельности.
На занятиях данного курса, обучащиеся смогут выполнить множество лабораторных
работ и экспериментов по программе средней школы.
Программа курса «Общая биология: практикум» разработана на основе нормативных
документов:
Рабочая программа курса «Общая биология: практикум» в 10 классе с углублённым
изучением разработана на основании Федеральной программы среднего общего образования
по биологии и авторской программы среднего общего образования по биологии 10-11 классы,
авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов
-
Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.
-
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897
-
Фундаментального ядра содержания общего образования;
-
Федерального
перечня
учебников,
рекомендованных
Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях
-
Авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина (Биология. Рабочие программы. 10-11
классы: Авторской программы по биологии для 10-11 классов ОУ. Углубленный уровень.
учебное пособие для общеобразовательных организаций: углубленный уровень. - М.:
Просвещение, 2019 г.), полностью отражающая содержание Примерной программы.
-
Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ
«Талицкая СОШ № 4».
-
Учебного плана МКОУ «Талицкая СОШ № 4».
Общее число часов, отведённых для изучения данного курса, составляет 68 часа (2 часа
в неделю).
Содержание программы
11 класс
Введение (1ч)
Эволюция органического мира (23 ч)
Возникновение и развитие Практическая работа №1 10 часов развитие эволюционной
биологии -10 часов эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды
Ч.
Дарвина.
Основные
принципы
эволюционной
теории
Дарвина.
Формирование
синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена.
Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и
молекулярные свидетельства эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость.
Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как
источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф
генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор
—
направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация —
результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии
вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и
макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции.
Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм.
Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.
Возникновение и развитие человека — антропогенез (11 ч)
Место
человека
в
системе
живого
мира.
Сравнительно-морфологические,
этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства
человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и
эволюции
предков
человека.
Австралопитеки.
Первые
представители
рода
Ното.
Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека —
мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании
человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в
эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании
расовых признаков. Критика расистских теорий.
Организм и окружающая среда (6 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности.
Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика
популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша.
Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы (12ч)
. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи.
Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные
взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная
структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.
Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Биосфера (2ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и
биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные
изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Биологические основы охраны природы (4 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и
популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем.
Биологический мониторинг и биоиндикация.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы практикума:
развивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
формирует
целостное
естественно-научное
мировоззрение,
соответствующего
современному уровню развития науки.
формирует ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирует экологическую культуру, экологическое мышление, опыт экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям научным трудом, к занятиям
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы практикума:
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение
самостоятельно
определять
цели,
ставить
и
формулировать
задачи
практической и лабораторной работы.
Умение
самостоятельно
планировать
этапы
проведения
практической
или
лабораторной работы, осознанно выбирать наиболее эффективные методики ее выполнения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои способы, действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы,
рисунки для решения биологических экспериментальных задач.
Смысловое
чтение.
Развитие
мотивации
к
овладению
культурой
активного
использования словарей и других поисковых систем.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Выпускник научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии
науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий
(клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других
естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя
биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации
жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их
роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК),
антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о
реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества
генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных
фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой
природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать
процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых
организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных
этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе
сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы
наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость
мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую
теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую
категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии,
медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график,
таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать
работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать
результаты,
делать
выводы
на
основе
полученных
результатов,
представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных
отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
использовать
повседневной
приобретенные
жизни
для
компетенции
приобретения
опыта
в
практической
деятельности,
деятельности
и
предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Эта группа результатов предполагает:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная
предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей,
способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для
изучаемой предметной области;
умение решать, как некоторые практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
1
Введение
Эволюция органического мира( 23 ч )
2.
Возникновение и развитие эволюционных идей.
Кол-во часов
практи
теория
ка
1
1
Палеонтологические, биогеографические, сравнительноанатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства
эволюции
3
Практическая работа №1 Результаты искусственного отбора на
1
примере сортов капусты
4
Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы»
1
(окрестности школы)
5
6
7
Практикум решения задач «Возникновение и развитие
эволюционных идей»
Практикум решения задач «Возникновение и развитие
эволюционных идей»
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая
1
1
1
изменчивость. Лабораторная работа № 1 Выявление изменчивости у
особей одного вида
8
Генетическая структура популяций. Практическая работа № 2.
1
Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек
9
1
0
1
1
Генетическая структура популяций. Практическая работа № 2.
Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек
Случайные процессы в популяциях. Выпуск буклета
Адаптация — результат естественного отбора. Практическая работа
1
1
1
№3 Описание приспособленности организма и ее относительного
1
2
1
3
характера
Контрольное тестирование № 1 «Движущие силы эволюции»
Микро- и макроэволюция. Изготовление наглядного пособия
1
1
«Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»
1
4
Практическая работа № 4. Наблюдение и описание особей вида по
1
морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых)
1
5
1
6
1
Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»
(окрестности школы)
Практическая работа № 5 Ароморфозы у растений
Практическая работа № 6 Идиоадаптации у животных
1
1
1
7
1
8
1
Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.
Изготовление ЛЭП бука.
1
9
1
Единое древо жизни — результат эволюции. Изготовление модели
древа жизни
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
27
1
Единое древо жизни — результат эволюции. Изготовление модели
древа жизни
Практикум решения задач «Механизмы эволюции»
1
Практикум решения задач «Механизмы эволюции»
1
Практикум решения задач «Механизмы эволюции»
1
Контрольное тестирование № 2 «Механизмы эволюции»
1
Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч)
1
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения
жизни. Изготовление плаката
Дискуссия «Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А.
И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус)»
1
1
Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения жизни
28
29
30
31
1
Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения жизни
Работа над мини-проектом «Развитие жизни на Земле»
Работа над мини-проектом «Развитие жизни на Земле»
1
1
1
Практикум решения задач «Возникновение и развитие жизни на
Земле»
32
1
Практикум решения задач «Возникновение и развитие жизни на
Земле»
33
34
35
1
Практикум решения задач «Происхождение и развитие жизни на
Земле»
Возникновение и развитие человека — антропогенез (11 ч)
Место человека в системе живого мира. Изготовление плаката
1
1
Практическая работа № 8 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения человека
36
37
38
1
Практическая работа № 8 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения человека
Эволюция человека
Дискуссия «Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и
1
1
происхождение человека.
39
Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов древнейших,
древних, современных людей
1
40
1
Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов древнейших,
древних, современных людей
41
42
43
44
45
46
Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании
1
расовых признаков. Критика расистских теорий
Контрольная работа № 3«Антропогенез»
1
1
Практикум решения задач «Происхождение человека»
1
Практикум решения задач «Происхождение человека»
Организм и окружающая среда ( 6 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы.
1
1
Практическая работа № 10 Методы измерения факторов среды
обитания
47
1
Практическая работа № 11 Выявление приспособлений организмов к
влиянию различных экологических факторов
48
1
Практическая работа № 12 Сравнение анатомического строения
растений разных мест обитания
49
1
Практическая работа № 1 3 Изучение экологических адаптаций
человека
50
51
52
1
Организм и окружающая среда»
Сообщества и экосистемы ( 12ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз
1
Практическая работа № 14 Составление схем передачи веществ и
1
энергии
53
Практическая работа № 15 Описание экосистем своей местности
1
(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
54
Практическая работа № 15 Описание экосистем своей местности
1
(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
55
Практическая работа № 16 Исследование изменений в экосистемах на
1
биологических моделях (аквариум)
56
Практическая работа № 17 Описание агроэкосистем своей местности
1
(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
57
58
59
60
61
62
Изготовление
интерактивной
таблицы
характеристика экосистем и агроэкосистем»
Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач
«Сравнительная
1
1
1
1
1
1
Биосфера (2ч)
63
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосфера и человек.
64
Практическая работа № 18 Анализ и оценка последствий собственной
1
1
деятельности в окружающей среде, глобальных экологических
проблем и путей их решения
Биологические основы охраны природы ( 4 ч)
65
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины
вымирания
видов
и
популяций.
Сохранение
генофонда
1
и
реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и
биоиндикация
66
Экскурсия в Талицкий Национальный парк «Припышминские боры»
1
67
Экскурсия в Талицкий Национальный парк «Припышминские боры»
Итоговая контрольная работа
1
68
1