Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.
Контроль за уровнем достижений учащихся по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
проводится в форме письменных работ:

диктантов,

грамматических заданий,

контрольных списываний,

изложений,

тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и
пунктуационных
умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания
учащимися
изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший
языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки
усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированно умений и
навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,
обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать
части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка
письменной
речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без
пропусков существенных моментов; умения организовать письменный
пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на
установление
уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных
учебных ситуациях.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов
предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала
по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью
обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать
неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл
(отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки
вводится учителем со второго класса.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки: нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,
перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
•
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых
очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым
написанием);
•
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения
и заглавной буквы в начале предложения);
•
наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и
то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
•
существенные отступления от авторского текста при написании
изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий,
отраженных в авторском тексте;
•
употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте
считаются: а) два
исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды
написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая
опущена или неверно выполнен перенос;
в)дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово. Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее
предложение написано с большой буквы;
б) отсутствие красной строки;
в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании
изложения. За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в
предшествующих классах не изучались;
б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в
случаях, указанных выше.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность
их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество
изученных
•

•
•

орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен
иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее
выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова,
правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские,
адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика
текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей,
родной стране, путешествиях и т.п.
Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и
состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в
начальной школе (однородные члены предложения).
Организация и проведение диктанта.
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами
русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается
учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. После
записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после
каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные
работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора. Хорошо
успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание
повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее
значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как
правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится
3540 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется
руководствоваться следующим:
главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и
определений;
умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе; умение
приводить свои примеры на данное правило или определение. Оценка "5" ставится,
если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное
усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания
при выполнении работы. Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное
усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и
предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2
ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части
изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий
(если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала,
не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более
ошибок).
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ
учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и
т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки
"5"
"4"
"3"
"2"

1 класс
1-2 ошибки и 1
исправление
3 ошибки и 1
исправление

2 класс
1 ошибка и
1исправление
2 ошибки и 1
исправление

3 класс
1 ошибка и 1
исправление
2 ошибки и 1
исправление

4 класс
1 исправление
1 ошибка и 1 исправление

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

2 ошибки и 1 исправление

Организация и проведение изложений, сочинений.
В 1 -4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся
связно излагать
мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы
рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих
работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней. Объем текстов
изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем
сочинений
необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей,
доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются
достаточно полное,
последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в
сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение
словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке
изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность. Оценка
"5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста
(изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них
отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и
словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1 -2
исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается
авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно
нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 -2)
фактические и речевые неточности, а также 1 -2 ошибки в правописании, 1 -2
исправления. Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от
авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение),
допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в
построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2
исправления. Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления
от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий
характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении

итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются
в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на
основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и
контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют
слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов:
•
1 класс 7-8 слов
•
2 класс 8 - 10 слов,
•
3 класс 10 - 12слов,
•
4 класс 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого
материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с
грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения
информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней
трудности.
Как один из вариантов оценивания:
•
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания
выполнены правильно;
•
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными
погрешностями;
•

"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо
выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется
записать на доске 1 -2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их
вместе с учащимися.
Базовый
60-77%
77-90%
уровень
0-66%
"2"
"3"
"4"
Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся.

90-100%

"5"

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она
выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности,
степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать
мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых
оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать
фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

•

•
•
•
•
•
•
•

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по
результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели:
правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов,
существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или
используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка
вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций,
существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования
величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений
заданным параметрам. Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в
записях
математических
терминов,
символов

•

при

оформлении математических выкладок;

отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных
выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков,
ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2
недочета; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки
и 1-2 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и
более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач: Оценка "5" ставится, если
задачи решены без ошибок; Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 1-2
недочѐта Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета; Оценка
"2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ: Оценка "5" ставится, если работа
выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом
ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета; Оценка
"2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий:

•

•

считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно
выполненное арифметическое действие;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и
более ошибок; При оценке работ, включающих
в себя решение уравнений:
считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а
также, если не выполнена проверка;

•

Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 2
ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе
допущено 3 и более ошибок; При оценке заданий,
связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не
соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет
использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических
фигур;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены
3ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и
более ошибок;

Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике
не снижается.
Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:
правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки:
• неправильный ответ на поставленный вопрос;
•
•
•
•

неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи
учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и
проиллюстрировать его;

•
•

•
•
•
•

•

неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью
школьника; • неправильное произношение математических терминов.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и
умеет им самостоятельно пользоваться;
производит вычисления правильно и достаточно быстро;
умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения
и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
правильно выполняет практические задания.
Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но:
ученик допускает отдельные неточности в формулировках; • не всегда использует
рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более
половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но
исправляет их с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он
обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с
решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты
наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и
итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических
знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако
ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике,
если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также
итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные
ответы оценивались положительно.
Особенности организации контроля по математике.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так
и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется
проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или
математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля
состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется
всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения
сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в
основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые
вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными
числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое
место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев
сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности

учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30
примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление).
На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ
комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры,
задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается
выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая
отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а
определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются
основными. Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим
требованиям, указанным в данном документе.

•
•
•
•
•
•

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

•
•
•
•
•
•
•
•

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при
чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ
содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение
наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных
произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также

самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для
этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди
правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и
может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также
может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета
чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для
проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При
выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно
6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки
понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про
себя" проводится фронтально или группами. 2-й класс.
•

•
•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

Оценка "5" ставится ученику, если он:
понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает
искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по
слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами
читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам
препинания в конце предложения;
умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание
сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст
стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова
прочитывает целиком;
допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при
соблюдении интонации конца предложения;
правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые
неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко
исправляет их сам.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (1полугодие);
читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 40 слов в минуту (2 полугодие);
допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не
соблюдает паузы между словами и предложениями;
пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и
исправляет их только с помощью учителя;
знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:

•
•

•
•
•
•
•

читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание
прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит
текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не
выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик
устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных
классов). 3-й класс. Оценка "5" ставится ученику, если он:
понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной
слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
читает целыми словами (2полугодие);
читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает
содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и
выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания
природы;

•
•
•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•

твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова по слогам (1полугодие);
читает целыми словами, допускает 1 -2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и
логических ударений (2 полугодие);
допускает 1 -2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на
части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные
ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск,
перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит
текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает
последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с
помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо,
читает монотонно. Оценка "2" ставится ученику, если он:
читает монотонно, по слогам (1полугодие);
читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
допускает более 6 ошибок;
искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль
прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов; •
при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения. 4-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:

•

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•
•

читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств
выразительности
(1 полугодие);
читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного
произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое
отношение к его содержанию (2 полугодие);
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет
простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления
рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (1
полугодие);
читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы (2
полугодие),
делает 1 -2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз,
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные
речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные
неточности. Оценка "3" ставится ученику, если он:
читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, (1
полугодие);
читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5
ошибок (2 полугодие);
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного,
составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их
только с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает
большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает
прочитанное ( 1полугодие),
не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок (2 полугодие);
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного,
допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную
мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем
при чтении без предварительной подготовки.

Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и
самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не
менее:
в 1-м классе 1/4страницы, во
2-м классе 1/3страницы,
в 3-м классе -1/2 ,
в 4-м классе 3/4 страницы учебной
книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно
поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с
текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль,
в конце I и II полугодий.
Нормы оценивания техники чтения в начальной школе
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух
и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть
стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов
расширенного обучения.
Классы
1
2
3
4

Входной контроль
30(40)
50(60)
70(80)

1 полугодие
40(50)
60(70)
80(90)

2 полугодие
30(40)
50(60)
70(80)
90-100 (100-110)

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
•
•
•
•
•
•

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или
добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное
время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в
тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного
содержания прочитанного;

•
•

Недочеты.
•
•
•
•
•
•

нарушение при пересказе последовательности событий в
произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста; • монотонность
чтения, отсутствие средств выразительности.
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости
произношения
слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее
установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности,
недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие
составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1. способ чтения - чтение целыми словами;
2. правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного
произношения;
3. скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст;
4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»:
формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением
необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного
смысла высказывания. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь
читать осознанно текст про себя без учета скорости.
1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов,
предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми
словами. 2-й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование
осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением
соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми
словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению
предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. 4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех
необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя
любого по объему и жанру текста.

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала,
умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения,
приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные
знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам
устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и
обществоведческого направления используются такие контрольные работы,
которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с
недостаточными возможностями письменной речи учащихся.
Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
• поиск ошибки;
• выбор ответа;
• продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит
проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения
учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный
материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между
объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет
практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные
неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных
практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на
них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного
материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты
своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные
программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении
практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью
учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с
помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем
контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и
тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности
результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться
как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Как один из вариантов оценивания:

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания
выполнены правильно;
•
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными
погрешностями;
•
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо
выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется
записать на доске 1 -2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их
вместе с учащимися.
•

Базовый
уровень
49%
«2»

50-77%

77-89%

90-100%

«3»

«4»

«5»

0-

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».