Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение № 1 к адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4», утвержденной приказом от 31.05. 2019г № 24-в/2019од РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА предмета «Русский язык» 1 – 4 класс г. Талица I раздел Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные учебные действия – осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в самостоятельность единстве в его природной выполнении учебных и социальной заданий, частей; поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученикученик, ученик-класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; 2 договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителя 3 4 II раздел Содержание учебного предмета Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе). Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у 5 которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Обучающиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции. На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование лего технологии. 6 К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м вначале слов, владеть графическими навыками. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы. Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий. 7 Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание иллюстративного уделяется материала чтению для по букварю, улучшения использованию понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов. Обучение грамоте 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир». 2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. 4. Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче 8 учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Специальная работа с обучающимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта. 5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у обучающихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук – лук, стол – стул, палка – лапка). Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков) 6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.). 9 Выработка у обучающихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). 7. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. Букварный период Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). 10 Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двух звуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с. 2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (мама, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа. 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). 11 Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, соло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двух звуковых и закрытых трех звуковых слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое по слоговое чтение коротких букварных текстов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). 12 Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трехчетырех букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. Устная речь Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо-плохо, близко-далеко и др.). Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; писать строчные и прописные буквы; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения 13 III раздел Тематическое планирование 1 класс (99 ч.) № Тема урока Кол-во часов 1 5 Работа с цветными полосками. Обводка по шаблону фигур (яблоко, груша). Обведение фигур по трафарету овощи (огурец, помидор).Штриховка. Обведение круглых фигур по трафарету: мяч, яблоко, помидор. Штриховка. Различение распространенных цветов: черный, синий, зеленый, белый. Штриховка. Обведение по шаблону геометрических фигур. 6 Рисование контуров знакомых предметов. Рабочая строка. 1 7 Рисование контуров знакомых предметов. Рабочая строка. 1 8 Рисование бордюров из прямых и ломаных линий. 1 9 Письмо прямых палочек маленьких и больших. 1 10 Письмо строчной буквы а. 1 11 Письмо строчной буквы у 1 12 Прописные буквы А,У. 1 13 Письмо строчной буквы м. 1 14 Прописная буква М. 1 15 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 16 Письмо строчной буквы о. 1 17 Прописная буква О. 1 18 Письмо слогов и слов с буквой О. 1 19 Строчная и прописная буква с, С. 1 20 Письмо слогов и слов с буквой С. 1 21 Строчная и прописная буква х,Х. 1 22 Письмо слогов с буквой X. 1 23 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 24 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 1 2 3 4 14 1 1 1 1 25 Письмо заглавной буквы X. 1 26 Письмо строчной буквы ш. 1 27 Письмо заглавной буквы Ш. 1 28 Письмо слогов и слов с буквой ш. 1 29 Письмо слогов и слов с буквой ш. 1 30 Письмо строчной буквы л. 1 31 1 32 Письмо заглавной буквы Л. Письмо слов с буквой Л. Строчная буква ы. 33 Письмо слов с буквой ы. 1 34 Строчная буква н. 1 35 Заглавная буква Н. 1 36 Строчная буква р. 1 37 Письмо слогов и слов с буквой р. 1 38 Заглавная буква Р. 1 39 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 40 Письмо слов с заглавной буквой Р. 1 41 Списывание предложений. 1 42 Строчная буква к. 1 43 Прописная буква К. 1 44 Строчная и прописная буквы П, п. 1 45 Списывание предложений. 1 46 Строчная буква т. 1 47 Прописная буква Т. 1 48 Списывание текста. 1 49 Строчная буква и. 1 50 Прописная буква И. 1 51 Сочетание ши. 1 52 Строчная и прописная буквы 3,з. 1 1 15 53 Списывание текста. 1 54 Строчная и прописная буквы В, в 1 55 Списывание текста. 1 56 Строчная и прописная буквы Ж, ж. 1 57 Сочетание жи-ши. 1 58 Строчная буква б. 1 59 Прописная буква Б. 1 60 Списывание текста. 1 61 Строчная и прописная буквы Г, г. 1 62 Списывание с печатного текста. 1 63 Строчная буква д. 1 64 Прописная буква Д. 1 65 Списывание по образцу. 1 66 Буква й. 1 67 Письмо слов с буквой й. 1 68 Списывание с печатного текста. 1 69 Буква Ь – знак мягкости. Слова с Ь на конце. 1 70 Письмо слогов и слов под диктовку. 1 71 Списывание с печатного текста. 1 72 Письмо слов с изученными буквами. 1 73 Запись предложений из 2 слов. 1 74 Повторение изученных букв. Письмо под диктовку. 1 75 Письмо текста по образцу. 1 76 Строчная и прописная буквы Е, е. 1 77 Написание слов с буквой е. 1 78 Письмо строчной и прописной буквы Ёё. 1 79 Написание предложений. Списывание с печатного текста. 1 80 Письмо строчной и прописной буквы Я я. Написание слов с буквой я. 1 16 1 82 Письмо строчной и прописной буквы Ю ю. Написание слов с буквой ю. Сравнительный анализ букв у-ю в словах. 83 Письмо строчной буквы ц. Написание слов с буквой ц. 1 84 Прописная буква Ц. 1 85 Строчная буква ч.Написание слов с буквой ч. 1 86 Прописная буква Ч. 1 87 Письмо слов с сочетанием ча-чу. 1 88 Списывание с печатного текста. 1 89 Строчная буква щ. 1 90 Прописная буква щ. 1 91 Сочетание ча - чу, ща - щу. 1 92 Письмо строчной и прописной буквы Ф, ф. 1 93 Различие в написание слогов и слов буквами в-ф. 1 94 Строчная и прописная буква Э, э. 1 95 Буква Ъ. Написание слов с буквой ъ. 1 96 Написание слов с Ъ, Ь . 1 97 Письмо слов с изученными буквами 1 98 Письмо слов с изученными буквами 1 99 Письмо слов с изученными буквами 1 Всего: 99 81 17 1 2 класс (102 ч.) № п/п Тема урока Повторение 1. Предложение. Употребление простого предложения. 2. Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. 3. Предложение и его схема. Составление предложения по схеме. 4. Распространение предложений. 5. Работа с деформированным предложением. 6. Входная контрольная работа. 7. Работа над ошибками. Слово. Слог - часть слова. 8. Составление предложения с данным словом. Использование словарных слов в предложениях. 9. Звуки и буквы. 10. Контрольное списывание по теме «Повторение» Звуки и буквы 11. Гласные звуки и буквы. 12. Согласные звуки и буквы. 13. Выделение звука из слова и соотнесение его с буквой. 14. Слова, которые различаются одним звуком 15. Слова, которые различаются количеством звуков 16. Слова, которые различаются последовательностью звуков 17. Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове. 18. Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы» Слог 19. Слог. Деление слов на слоги. 20. Составление слов из слогов, данных вразбивку. Гласные в образовании слогов. 21. Перенос слов по слогам. Картинный диктант. 22. Деление слов со звуками и-й на слоги 23. Слова-родственники. 24. Контрольное списывание по теме «Слог» 25. Различение согласных Л-Р 26. Употребление слов с согласными Л-Р 18 Количе ство часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. Контрольный диктант за 1 четверть Парные звонкие и глухие согласные 28. Парные звонкие и глухие согласные. Различение парных согласных Б — П. 29. Правописание парных согласных В - Ф 30. Правописание парных согласных Г – К 31. Правописание парных согласных Д - Т 32. Различение при письме и произношении Ж – Ш 33. Различение парных согласных З-С 34. Контрольное списывание по теме «Парные звонкие и глухие согласные» Шипящие и свистящие согласные 35. Шипящие согласные. Упражнение в выделении шипящих согласных в слове. 36. Свистящие согласные. Упражнение в выделении свистящих согласных в слове 37. Различение шипящих и свистящих согласных Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога 38. Буква Е в начале слова. Упражнение в составлении слов на букву Е. 39. Буква Ё в начале слова или слога. Упражнение в составлении слов на букву Ё. 40. Буква Ю в начале слова или слога. Упражнение в составлении слов на букву Ю. 41. Буква Я в начале слова или слога. Упражнение в составлении слов на букву Я. 42. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слов или слога. 43. Контрольное списывание по теме: «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога» Твердые и мягкие согласные 44. Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных 45. Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных 46. Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных 47. Гласные А-Я после твердых и мягких согласных 48. Гласная Е после мягких согласных 49. Различие твердых и мягких согласные 50. Контрольная работа за 2 четверть. 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Мягкий знак на конце слова 51. Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова 52. Письмо слов с мягкими согласными на конце. Различие твердых и мягких согласных на конце слова. 53. Упражнения в написании слов с мягким и твердым согласным на конце слов. 54. Контрольное списывание по теме: «Мягкий знак на конце слова» Слово. Названия предметов 55. Предмет и его название. 56. Названия предметов, отвечающих на вопрос что? Употребление слов, обозначающих названия предметов. 57. Названия частей предмета. Употребление слов, обозначающих названия частей предметов. 58. Различие сходных предметов и их названий. 59. Контрольное списывание по теме: « Предмет» 60. Обобщающее слово для группы однородных предметов. 61. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? 62. Употребление слов, обозначающих одушевленные предметы. 63. Обобщающее слово для группы однородных предметов. 64. Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Картинный диктант. 65. Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. 66. Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов 67. Большая буква в именах людей. Употребление имен в предложениях. 68. Большая буква в именах и фамилиях людейУ. потребление имен и фамилии в предложениях 69. Большая буква в кличках животных. Употребление кличек животных в предложениях 70. Контрольная работа по теме « Названия предметов» Названия действий 71. Название действий, отвечающих на вопрос что делает? что делают? 72. Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 голос подает?» 73. Кто как передвигается? Подбор нескольких действий к одному предмету. 74. Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов. Подбор нескольких действий к одному предмету. 75. Слова, обозначающие действие неодушевлённых предметов. Картинный диктант. 76. Подбор нескольких действий к одному предмету. 77. Различие названий предметов и названий действий по вопросам. 78. Контрольная работа за 3 четверть 79. Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении Слова с непроверяемыми гласными 80. Выделение в словах «трудной» гласной. 81. Написание гласных в словах-родственниках 82. Употребление слов-родственников в предложениях. Картинный диктант. Предложение 83. Выделение предложения из текста. Разделение сплошного текста на отдельные предложения 84. Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. Правила записи предложения. 85. Предложение и его схема. Различие между набором слов и предложением 86. Порядок слов в предложении 87. Завершение начатого предложения 88. Составление предложений и рассказа по предметной картинке 89. Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке 90. Предложения-вопросы и предложения-ответы 91. Контрольное списывание по теме: « Предложение» Повторение 92. Звонкие и глухие согласные. Правописание слов со звонкими и глухими согласными 93-94 Твердые и мягкие согласные. Правописание слов с твердыми и мягкими согласными 95 Мягкий знак на конце слова. Правописание слов с мягким 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 знаком на конце слов 96-97 Разделительный ь и ъ знаки. 98-99 Выделение слов, обозначающих предмет из предложения 100 Большая буква в именах, фамилия и кличках животных 101 Упражнения в правописании имен собственных 102 Итоговая контрольная работа за год Всего: 2 2 1 1 1 102 3 класс(102ч) № урока Тема урока 1 Общее понятие о предложении. 2 3 4 Предложение состоит из слов, связных между собой по смыслу. Большая буква в начале предложения. Упражнения в правильном построении предложения по вопросам. Выделение предложений из текста и речи. Контрольный диктант по теме: «Предложение» Закрепление знаний по теме «Предложение» Звуки и буквы. Распознавание гласных и согласных звуков и букв. Алфавит. Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. Практическое использование алфавита(составление списка класса в алфавитном порядке) Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Подбор предложений по порядку расположения картинок. Гласные буквы: Е,Е,И,Э,Ю,Я. Гласная И в начале слова. Гласная Е в начале слова. Гласная Ё в начале слова. Гласная Ю в начале слова. Гласная Я в начале слова. Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» Гласная Э в начале слова. Ударные гласные. Выделение голосом ударных слогов. Гласные ударные и 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 22 Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 безударные. Упражнения в постановке ударения в словах. Выделение ударных и безударных гласных. Словарный диктант Контрольный диктант за 1 четверть Выделение ударных и безударных гласных Слог, как часть слова. Слогообразующая роль гласных. Дописывание последнего слога. Образование новых слов путём перестановки слогов. Составление рассказа по вопросам Слог, как часть слова. Перенос слов при письме Перенос слова состоящих из одного слога. Правила переноса слов. П.р Перенос выделенных в тексте слов. Повторение. Перенос выделенных в тексте слов Контрольный диктант по теме «Слово. Слог. Перенос слов» Перенос слов при письме Твёрдые и мягкие согласные Дифференциация слогов с твёрдыми и мягкими согласными. Гласные, обозначающие мягкость согласных Твёрдые и мягкие согласные. Гласные, обозначающие мягкость согласных Составление схем к словам. Выделение мягких согласных в словах. Выделение твёрдых и мягких согласных. Повторение. Твёрдые и мягкие согласные. Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» Твёрдые и мягкие согласные Дифференциация на слух твёрдых и мягких согласных. Мягкий знак на конце и в середине слова. Выделение в речи слов с мягким знаком. Схема слов с мягким знаком. Словарный диктант. Мягкий знак –показатель мягкости Повторение. Мягкий знак на конце слова. Повторение. Мягкий знак в середине слова. Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Мягкий знакпоказатель мягкости» Мягкий знак на конце и в середине слова 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 62 63 64 65 66 Шипящие Согласные: ж,ш, ч, щ. Слова с сочетаниями жи –ши Правописание слов с сочетаниями жи -ши Слова с сочетаниями ча –ща Правописание слов с сочетаниями ча –ща 1 1 1 1 1 67 68 69 70 71 72 Слова с сочетаниями чу –щу Правописание слов с сочетаниями чу-щу Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу Парные звонкие и глухие согласные Звонкие и глухие согласные в конце слова. Наблюдения над особенностями проверяемых и непроверяемых слов. Сопоставление согласной буквы в проверочном и проверяемом слове. Проверка написания слов с глухими согласными на конце слова. Проверка написания слов с звонкими согласными на конце слова. НРК Написание слов с проверяемыми согласными на конце слов. Парные звонкие и глухие согласные. Контрольный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные» Парные звонкие и глухие согласные.. Понятие о разделительном мягком знаке. Правила употребления разделительного мягкого знака. Составление и запись рассказа по серии картин Слова с разделительным мягким знаком и их правописание. Сопоставление разделительного ь и ь – показателя мягкости согласного. Закрепление знаний о разделительном мягком знаке. Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак» Закрепление написания слов с разделительным ь. Слова, как название предметов. Слова, как название предметов. Общее понятие о словах, отвечающих на вопрос: кто? что? Распознование слов, отвечающих на вопрос: кто? что? Упражнения в распозновании слов, отвечающих на вопрос: кто? что? Упражнение в классификации слов и постановке вопросов к словам. Упражнение в классификации слов и постановке вопросов к 1 1 1 1 1 1 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 95 96 97 98 99 100 101 102 словам. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Правописание имён, отчеств, фамилий. Большая буква в кличках животных. Большая буква в именах людей, кличках животных. Большая буква в названиях городов, сёл, деревень. Контрольный диктант по теме «Большая буква в именах собственных» Повторение Повторение Всего: 25 1 1 1 1 1 1 1 1 102 4 класс(102 ч) № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Наименование разделов и тем Повторение. Повторение о предложении. Деление текста на предложения. Распространённые предложения. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Составление рассказа из данных предложений. Закрепление по теме «Предложение». Самостоятельная работа. Звуки и буквы. Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. Расположение слов в алфавитном порядке. Расположение в алфавитном порядке ряда слов. Гласные и согласные звуки и буквы. Упражнения в написании слов с Ь знаком на конце и в середине слова. Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Родственные слова. Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Слова с противоположным значением. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Ежик». Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Разделительный Ь перед буквами е, ё, ю, я, и. Упражнения в написании слов с разделительным Ь знаком. Различение смягчающего и разделительного мягкого знака Упражнения в написании слов с разделительным мягким и Ь знаком. Перенос слов с мягким и разделительным мягким знаком. Составление и запись рассказа по серии картинок по вопросам учебника. Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Сочетания гласных с шипящими. Упражнения в написании гласных после шипящих. 26 колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Развитие речи. Составление рассказа по самостоятельно составленному плану « Котенок». Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Контрольный диктант за 1четверть Работа над ошибками. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Упражнения в правописании звонких и глухих согласных на конце слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Упражнения в правописании слов со звонкими и глухими согласными. Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным в конце и в середине слова. Проверка написания звонких и глухих согласных путем изменения формы слова. Проверка написания парных звонких и глухих согласных в конце и середине слова. Ударение в слове. Ударные гласные Постановка ударения в словах, состоящих из двух, трёх слогов. Смыслоразличительная роль ударения Упражнение в постановке ударения в словах. Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. Правописание безударных гласных Упражнения в правописании слов с безударными гласными. Подбор проверочного слова к слову с безударной гласной. Проверка написания слов с безударной гласной. Объяснение правильного написания слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Упражнения в правописании безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова. Упражнение в подборе проверочного слова к слову с безударной гласной. Контрольный диктант за2четверть 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с деформированным текстом. Составление плана к тексту. Непроверяемые безударные гласные Правописание непроверяемых безударных гласных или словарных слов. Упражнения в правописании слов с проверяемыми, непроверяемыми безударными гласными. Различение слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с непроверяемой безударной гласной. Упражнения в правописании слов с безударными гласными и звонкими согласными. Проверка написания слов с безударной гласной и звонкими согласными. Развитие речи. Сжатый пересказ текста « Как Витя опоздал в школу». Повторение и систематизация пройденных правил. Обобщение. Слово. Слова, обозначающие названия предметов Слова, отвечающие на вопрос: кто? что? Изменение слов, обозначающие названия предметов, по вопросам. Слова, обозначающие действия предметов. Изменение формы слова, обозначающие названия действий, по вопросам. Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их действий. Слова, обозначающие признак предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. (Какой? Какая? Какое? Какие?). Изменение по вопросам слов, обозначающие признаки предметов. Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их признаков. Составление описательных рассказов с использованием слов, обозначающие признаки предметов. Упражнения в подборе признаков предметов, близких по значению. Нахождение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. Развитие речи. Использование слов - названий признаков предметов в тексте – описании 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. 83 Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. 84 Упражнения в правописании имен собственных. 85 Предлоги. Роль предлогов. 86 Правописание слов с предлогами. 87 Упражнения в написании слов с предлогами. 88 Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до. 89 Правильное употребление предлогов в речи. 90- Развитие речи. Использование предлогов при составлении 91 предложений. 92 Написание слов с разделительным Ъ знаком. 93 Понятие о родственных словах. 94 Корень – общая часть родственных слов. 95 Упражнения в написании и выделении корня в родственных словах. 96 Правописание согласных в корне слова. 97 Правописание гласных в корне слова. 98 Выделение родственных слов из текста 99 Контрольный диктант за4четверть 100 Повторение 102 Всего: 81 82 29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 3 102