Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение № 2 к адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4», утвержденной приказом от 31.05.2019г № 24-в/2019од РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА предмета «Чтение» 1 – 4 класс г. Талица РАЗДЕЛ I. Планируемые результаты изучения учебного курса Личностные результаты У выпускника будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; образовательному учреждению, понимания необходимости учения; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится в сотрудничестве с учителем: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем: ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; Познавательные универсальные учебные действия 2 Выпускник научится в сотрудничестве с учителем: строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится в сотрудничестве с учителем: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию; декватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты освоения программы ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. 3 Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. Ученик научится: соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания; читать по слогам короткие тексты; Ученик получит возможность научиться: постепенно переходить к чтению целыми словами; ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного. Ученик научится: рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали; находить в тексте предложения для ответа на вопросы; Ученик получит возможность научиться: -давать оценку прочитанному; РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом. Ученик научится: пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя; разучивать по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения 4 II раздел Содержание учебного предмета, курса Добукварный период Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1-4 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Идёт работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир». 5 2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. 4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения и расстройства движений рук, в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта. 5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка). Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). 6 6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). Конструирование простых, хорошо знакомых ребенку предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.). Выработка у учащегося умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). 7. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. Ученик научится: 7 пользоваться карандашом, ручкой, рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв; делить предложения (из двух-трех слов) на слова; Делить двусложные слова на слоги; выделять звуки а, у, м в начале слов; владеть графическими навыками; Ученик получит возможность научиться: различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) ; практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук4 составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова; Букварный период Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. 8 Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа. Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с. 2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мыла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). 9 Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа. 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. 10 Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трехчетырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. Устная речь Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.). Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: 11 -различать звуки на слух и в произношении; -анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; -плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; - слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; - отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; -писать строчные и прописные буквы; - списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения. Учащиеся должны знать: - наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. - названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках; -названия дней: вчера, сегодня, завтра; - названия частей суток: утро, день, вечер, ночь; -свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников, свой адрес, проезд к дому и к школе. 12 Раздел III Тематическое планирование 1 класс(102 ч.) №п/п 1 2 3 4 5 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема урока Беседа на тему «Здравствуй, школа». Классная комната. Перемены в школе. Их назначение. Правила поведения на переменах. Беседа на тему «Здравствуй, школа». Классная комната. Перемены в школе. Их назначение. Правила поведения на переменах. Семья. Беседа «Имя и отчество родителей». Слово. Предмет и слово. Семья. Беседа «Имя и отчество родителей». Слово. Предмет и слово. Семья. Беседа «Имя и отчество родителей». Слово. Предмет и слово. Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово. Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово. Предложение. Составление и анализ предложения. Предложение. Составление и анализ предложения. Беседа на тему «Утро школьника», «Занятия детей». Составление предложений из двух слов. Беседа на тему «Утро школьника», «Занятия детей». Составление предложений из двух слов. Беседа на тему «Школьный сад». Понятие слог как часть слова. Беседа на тему «Школьный сад». Понятие слог как часть слова. Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги. Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги. Понятие «звук». Выделение в слове гласного звука «а», «у». Гласный звук в начале слова. Понятие «звук». Выделение в слове гласного звука «а», «у». Гласный звук в начале слова. Беседа на тему «В лесу». Выделение согласного звука «м» в начале слова. Беседа на тему «В лесу». Выделение согласного звука «м» в начале слова. Работа по содержанию русской народной сказки «Колобок», «Репка» и рассказывание сказки. 13 Количест во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Работа по содержанию русской народной сказки «Колобок», «Репка» и рассказывание сказки. Звук и буква Т,т. Составление и чтение слов и предложений. Звук и буква Т,т. Составление и чтение слов и предложений. Чтение слов, предложений. Работа по картинке. Чтение слов, предложений. Работа по картинке. Звук и буква И, и. Составление и чтение слов и предложений. Звук и буква И, и. Составление и чтение слов и предложений. Чтение слов, предложений. Работа по картинке. Чтение слов, предложений. Работа по картинке. Слог «ши». Чтение слов и предложений. Слог «ши». Чтение слов и предложений. Слог «ши». Чтение слов и предложений. Звук и буква З, з. Составление и чтение слов и предложений. Звук и буква З, з. Составление и чтение слов и предложений. Дифференциация з-с. Чтение слов, текстов. Дифференциация з-с. Чтение слов, текстов. Дифференциация з-с. Чтение слов, текстов. Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текста. Работа по картинке Чтение текста. Работа по картинке Чтение текста. Работа по картинке Звук и буква Ж, ж. Чтение слов и предложений. Работа по картинке. Звук и буква Ж, ж. Чтение слов и предложений. Работа по картинке. Звук и буква Ж, ж. Чтение слов и предложений. Работа по картинке. Слог «жи». Чтение слов, работа с кассой букв. Слог «жи». Чтение слов, работа с кассой букв. Дифференциация жи-ши. Слоги жи-ши. Чтение слов, текстов. Дифференциация жи-ши. Слоги жи-ши. Чтение слов, текстов. Звук и буква Б, б. Чтение слов и предложений. Чтение текстов. Звук и буква Б, б. Чтение слов и предложений. Чтение текстов. Дифференциация б-п. Составление и чтение слов, предложений. Дифференциация б-п. Составление и чтение слов, предложений. Звук и буква Г, г. Составление и чтение слов, предложений. Звук и буква Г, г. Составление и чтение слов, предложений. Дифференциация г-к. Чтение слов, текстов 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 Дифференциация г-к. Чтение слов, текстов Звук и буква Д, д. Составление и чтение слов, текстов. Звук и буква Д, д. Составление и чтение слов, текстов. Дифференциация д-т. Чтение слов, текстов Дифференциация д-т. Чтение слов, текстов Звук и буква й. Составление и чтение слов, предложений Звук и буква й. Составление и чтение слов, предложений Звук и буква й. Составление и чтение слов, предложений Сопоставление й-и. Чтение слов, предложений. Текст. Пересказ текста. Сопоставление й-и. Чтение слов, предложений. Текст. Пересказ текста. Буква «ь» - как показатель мягкости согласного. Чтение слов и предложений. Буква «ь» - как показатель мягкости согласного. Чтение слов и предложений. Повторение изученных букв. Чтение слов, текстов. Работа по картинке. Повторение изученных букв. Чтение слов, текстов. Работа по картинке. Звук и буква Е, е. Составление и чтение слов, предложений. Звук и буква Е, е. Составление и чтение слов, предложений. Буква е- показатель мягкости согласного. Чтение слов, тестов. Пересказ. Буква е- показатель мягкости согласного. Чтение слов, тестов. Пересказ. Буква е- показатель мягкости согласного. Чтение слов, тестов. Пересказ. Звук и буква Я, я. Чтение слов, предложений. Звук и буква Я, я. Чтение слов, предложений. Звук и буква Я, я. Чтение слов, предложений. Буква я – показатель мягкости согласного. Сравнительный звукобуквенный анализ слов. Чтение текста. Буква я – показатель мягкости согласного. Сравнительный звукобуквенный анализ слов. Чтение текста. Буква я – показатель мягкости согласного. Сравнительный звукобуквенный анализ слов. Чтение текста. Звук и буква Ю, ю. Чтение слов и предложений Звук и буква Ю, ю. Чтение слов и предложений Звук и буква Ю, ю. Чтение слов и предложений Буква ю – показатель мягкости согласного. Сравнительный звукобуквенный анализ слов. 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Буква ю – показатель мягкости согласного. Сравнительный звукобуквенный анализ слов. Буква ю – показатель мягкости согласного. Сравнительный звукобуквенный анализ слов. Буква ю – показатель мягкости согласного. Сравнительный звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Звук и буква Ч, ч. Чтение слов, предложений Звук и буква Ч, ч. Чтение слов, предложений Звук и буква Ч, ч. Чтение слов, предложений Сочетания чу-ча. Составление и чтение слов, предложений. Сочетания чу-ча. Составление и чтение слов, предложений. Сочетания чу-ча. Составление и чтение слов, предложений. Чтение сказки «Курочка ряба». Чтение сказки «Курочка ряба». Чтение сказки «Курочка ряба». Повторение изученных букв. Чтение текстов. Повторение изученных букв. Чтение текстов. Повторение изученных букв. Чтение текстов. Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 102 2класс (136 ч.) № п/п Наименование разделов и тем Кол-во час. Зазвенел звонок-начался урок 10 часов 1-2 3-4 5 6-7 8 9-10 11 12-13 14 По Н. Саксонской. «Осень в школе». Р. Сеф. «Я могу считать до ста». По В. Берестову. «Где лево, где право». По В. Драгунскому «Школьные слова». По М. Яснову «Я учусь писать». Л. Толстой «Таня знала буквы». По К. Ушинскому «В школе». По В. Викторову «Мы дежурим». По В. Голявкину «Про то, для кого Вовка учится». По Э. Мошковской «Физкультура». По Р. Сефу «Пятерка». По К. Ушинскому «Всякой вещи свое место». М. Юдалевич «Три плюс пять». В. Голявкин «Первый урок». По В. Драгунскому «Уроки». 16 2 2 1 2 1 2 2 1 2 15 Г. Мамлин «Давайте складывать слова». Школьные загадки. Осенние страницы 11 часов 1 16-17 18 По Г. Скребицкому «Художник-Осень». С. Козлов «В эту осень» (отрывок).М. Ивенсен «Падают, падают листья…». В. Викторов «Здравствуй, осень». По А. Митяеву «В октябре». Г. Ладонщиков «Верная примета». Народные приметы. А. Степанов «Когда шубу носить?». По И. Соколову-Микитову «Белки». Е. Благинина «Белкина кладовка». По Г. Снегиреву «Кто сажает лес». По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий» (часть 1) По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий» (часть 2, 3). Итоговый урок по теме: «Осенние страницы». Осенние загадки Сказка за сказкой 8 часов 2 1 Русская народная сказка. «Вершки и корешки». Русская народная сказка. «Лиса и кувшин». Русская народная сказка. «Рак и Лиса». Русская народная сказка. «Старик и два медвежонка». Ингушская сказка. «Заяц и черепаха». Румынская сказка. «Волк и лошадь». Японская сказка. «Добрый крестьянин». Итоговый урок по теме: «Сказка за сказкой»Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Теремок». Мир животных 15 часов 2 1 2 1 2 1 2 1 19 20 21 22-23 24 25-26 27-28 29 30-32 33-34 35 36-37 38 39-40 41 42-43 44 Р. Сеф «Кто любит собак». «Барашек». Английская народная песенка. 47-48 А. Введенский «Загадка». 49 В. Лифшиц «Кролик». 50-51 Ю. Коринец «Лапки». 52-53 Е. Благинина «Котенок». А. Барто «Собака». 54 Е. Чарушин «Ёж». 55-56 Я. Агафарова «Живой букет». 57-58 По Г. Снегиреву «Медвежонок» (часть 1). 59 По Г. Снегиреву «Медвежонок» (часть 2). 60-61 По И. Соколову-Микитову «Лисья нора». С. Черный «Кто?». 62 По Г Снегиреву «Бобренок (часть 1). 63-64. По Г Снегиреву «Бобренок»(часть 2). 65 С. Маршак «Детский дом». 45-46 17 1 1 1 2 1 2 2 1 3 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1 2 1 Р. Зеленая, С. Иванов «Животные». Итоговый урок по теме «Мир животных». Загадки о животных. По И. Соколову-Микитову «Соловей». Г. Снегирев «Ворон». Г. Ладонщиков «Спор на скворечне». По Н. Сладкову «Пылесос» По В. Голявкину «Птичка». Обобщение по теме: «Птицы – наши друзья». Птичьи загадки Н. Егоров «По ягоды на лыжах» По Л. Воронковой «Снег идет». Л. Наппельбаум «Озорные снежинки». По Е. Кузнецовой «Сёмка и Мороз». С. Маршак «Белая страница».В. Бианки «Книга зимы». Д. Хармс «Что это было?». ВСухомлинский «Зайчик и рябина». По Н. Сладкову «Зимний запас». Г. Ладонщиков «Наши друзья». Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» (отрывок). По Н. Плавильщикову «Храбрая птица». Ю. Кушак «Ночное приключение». Е. Махалова «Что такое Новый год?» По Л. Сергееву «Снеговики» Итоговый урок по теме: «Зимние страницы». Е.Благинина «Зимние загадки» Всё мы сделаем сами и своими руками 9 часов 2 1 2 1 2 1 1 1 2 91-92 «Знают мамы, знают дети». Немецкая народная песенка. А. Гарф «Вот какие наши руки». 93 В. Голышкин «Белоручки». В. Осеева «Своими руками». 94 М Коцюбинский «Десять помощников». Е. Пермяк «Первая рыбка». 95-96 Г. Ладонщиков «Кукла и Катя». Е. Серова «Разговор о технике». 97 И. Мазнин «Странное дело». По П. Тихонову «Вкусный пирог». 98 Г. Глушнев «Мы вдвоем». По В. Голявкину «Подходящая вещь». 99 М. Глазков «Танечка-хозяйка». М. Моисеева «Доктор Петрова». 100 По Е. Пермяку «Мамина работа». 101. Итоговый урок по теме «Всё мы сделаем сами и своими руками». Загадки о наших помощниках. 102. А. Кузнецова «Подружки». А. Барто «Рыцари». 103. Н. Сладков «Жалейкин и пруд».Р. Зеленая, С. Иванов «Страшная история». 104. По Т. Пономаревой «Хитрое яблоко». М. Пляцковский «Урок 2 66-67 68 69-70 71. 72-73 74 75 76 77-78 79 80 81 82-83 84 85 86-87 88 89-90 18 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 105106 107 108 109 110 111112 113114 дружбы». В. Хомченко «Яблоко». В. Карасева «Про Людочку». 2 Р. Баумволь «Никто не мешает». С. Прокофьева «Сказка про честные ушки». Итоговый урок по теме: «Буду делать хорошо и не буду плохо Ежели вы вежливы 4 часа 1 Н. Красильников «Доброе утро». Л. Каминский «Как Маша яблоко ела». По В. Голышкину «Удивительное превращение». А. Седугин «Брысь, шапочка!». С. Маршак «Песенка о вежливости» (отрывок). По Я. Пинясову «Кто грамотней?». 1 1 1 2 2 Весенние страницы 9 часов 115116 117 118 117. 118. 119 120 121 122 123 124. 125. 126. Л. Модзалевский «Появление весны».И. Соколов-Микитов «Весна-красна». Ю. Коринец «Март». Л. Барбас «Поздравление». Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о весне. М. Пляцковский «Сосульки».М. Борисова «Песенка капели». По Г. Скребицкому «Художник-Весна».Е. Серова «Подснежник». По Ю. Ковалю. «Белое и желтое». З. Александрова «Салют весне». Н. Сладков «Любитель цветов».В. Хомченко «Теремрукавица». Г. Виеру «Девятое мая». По Л. Кассилю. «Никто не знает, но помнят все». Т. Белозеров «Майский праздник».П. Воронько «Лучше нет родного края». Посмеёмся, улыбнёмся 4 часа 2 О. Григорьев «Повар». Э. Успенский «Память». Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета». По Л. Пантелееву «Как поросенок говорить научился».Ю. Кушак «Банька». По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать»В. Лапшин «Познакомился».Проверка техники чтения. По Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли»? Итоговый урок по теме: «Посмеёмся, улыбнемся» 1 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Летние страницы 5 часа 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134 135. 136. Е. Трутнева «Земляника». К. Ушинский «Солнце и радуга».Л. Мануш «Мост». А. Седугин «Шмель и Миша». По В. Хомченко «Гнездо в траве» Л. Фадеева «Каникулы». Летние загадки Итоговый урок по теме: «Летние страницы» Как хорошо уметь читать! 6 часов 1 В. Берестов «Читалочка». И. Железнова «Раньше улица молчала». Р. Сеф «Читателю». Вв. Голявкин «Спрятался» Л. Пантелеев «Ау». Д. Чиарди «Прощальная игра» Внеклассное чтение В.Бианки «Ёж-спаситель» Итоговый урок по теме: «Как хорошо уметь читать!» Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 136 3класc (136 ч.) № Тема урока урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Введение. Знакомство с учебником С. Михалков. «Важный день». Т. Чинарева. «Здравствуйте!». Р. Сеф. «Учись читать!». В. Берестов. «Где право, где лево». В. Драгунский. «Что любит Мишка». В. Драгунский. «Что любит Мишка». О. Григорьев. «Кто прав?». По М. Коршунову. «Петя и его жизнь». Обобщение по теме «Здравствуй, школа!» Л. Толстой. «Котенок». В. Орлов. «Ученый кот». М. Пришвин. «Ребята и утята». В. Бианки. «Еж - спаситель». Р. Фрайерман. «Мальчик в лесу». Р. Фрайерман. «Мальчик в лесу». В. Орлов. «Родное». Обобщение по теме «Люби всѐ живое». С. Михалков. «Важные дела». М. Пожаров. «"Мои работники». 20 Количес тво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. По Е. Пермяку. «Смородинка». По О. Донченко. «Теленок». Д. Родари «Какого цвета ремесла?». Украинская сказка «Колосок». Украинская сказка «Колосок». Обобщение по теме «Учимся трудиться». Е. Трутнева. «Осень». И. Соколов - Микитов. «Улетают журавли В. Катаев. «Грибы». А. Прокофьев. «Егор и мухомор». А. Прокофьев. «Опенок». А. Прокофьев. «Боровик». Н. Сладков. «Эхо». Рассказ по рисунку. Проверка техники чтения. Е. Григорьева. «Рябиновая скороговорка». М. Бородицкая. «Сентябрьская скороговорка». Загадки про осень. Н. Грибачев. «Рыжие листья». Н. Грибачев. «Рыжие листья». К. Бальмонт. «Осень». А. Фет. «Листочки пропали». А. Плещеев. «Осень наступила». Н. Некрасов. «Железная дорога». Обобщение по теме «Славная осень». М. Басина. «Удивительная веревка». А. Барто. «Уехали». К. Киршина. «Вот какая история». К. Киршина. «Вот какая история». Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?». Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?». По Я. Пинясову. «Кем быть и кем не быть». По Н. Носову. «Огурцы». По Н. Носову. «Огурцы». В. Осеева. «Волшебное слово». В. Осеева. «Волшебное слово». Е. Пермяк. «Бумажный змей». А. Котовщикова. «Как же так получилось?». Л. Пантелеев. «Трус». По Л. Пантелееву. «Честное слово». По Л. Пантелееву. «Честное слово». Р. Сеф. «Мальчик и девочка». К. Чуковский. «Мойдодыр». 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 К. Чуковский. «Мойдодыр». Обобщение по теме «Что такое хорошо...». Сказка. «Лиса и журавль». Русская сказка. «Заяц - хвастун». Мордовская сказка. «Как мужик волка спас». Ненецкая сказка. «Кукушка». «Про бурого мишку и мышку - вертушку». Русская сказка. «Хаврошечка». Русская сказка. «Хаврошечка». Обобщение по теме «Народные сказки». И. Суриков. «Зима». А Чехов. «Первый снег». В. Берестов. «Гололедица». В. Орлов. «Никто не обижается». Н. Сладков. «Воробьиный термометр». Н. Носов. «На горке». Н. Носов. «На горке». Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала». А. Пушкин. «Зимнее утро». К.Ушинский. «Проказы старухи зимы». Е. Пермяк. «Знакомые следы». По В. Одоевскому. «В гостях у дедушки Мороза». В. Бианки. «Из лесной газеты». А. Барков. «Кот в сапогах». Г. Скребицкий. «Дружба». Г. Ладонщиков. «Наши друзья». По К. Ушинскому. «Четыре желания». Обобщение по теме «Вот пришли морозы - и зима настала». Русская сказка. «Пых». К. Чуковский. «Путаница». Н. Носов. «Живая шляпа». Б. Заходер. «Хрок на ѐлке». Н. Носов. «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». 96. Обобщение по теме «Смешные истории». 97. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится». 98-99 К. Паустовский. «Стальное колечко». 100 Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька, Солнце». 101- А. Плещеев. «Весна». 102 103. С. Михалков. «А что у вас?». 104 По Б. Емельянову. «Мамины руки». 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 105 106107 108109 110 111112 113 114 115 116117 118 119 120 121 122123 124 125 126 127 128129 130 131 132 133 134 135136 По Б. Емельянову. «Мамины руки». Н. Артюхова. «Большая береза». 1 2 Я. Колас. «Песня о весне». 2 В. Бианки. «Последняя льдина». В. Орлов. «Что случилось?». 1 2 М. Матусовский. «Скворцы прилетели». А. Барков. «Голубой апрель». А. Барков. «Березкины слезы». А. Барков. «Солнечный огонек», «Комариный бал». 1 1 1 2 Г. Ладонщиков. «Дождик, лей веселей». В. Драгунский. «И мы». В. Драгунский. «И мы». В. Орлов. «Когда на планете хозяева дети». С. Михалков. «Спать легли однажды дети». 1 1 1 1 2 Обобщение по теме «Весна в окно стучится». В. Фетисов. «Что такое лето?». А. Толстой. «Колокольчики мои». И. Соколов-Микитов. «Лето в лесу». Л. Толстой. «Гроза в лесу». 1 1 1 1 2 Урок, посвященный 1 Мая. Л. Толстой. «Акула». Л. Толстой. «Акула». Урок, посвященный 9 Мая. Л. Толстой. «Прыжок». Толстой. «Прыжок». В. Бианки. «Купание медвежат». Всего: 1 1 1 1 1 2 136 4 класс (136 ч.) № Тема урока Листья пожелтелые по ветру летят 23 Количес тво часов 1. А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» 1 2. Ф.Тютчев «Листья». 1 3. По Г.Граубину «Как наступает листопад». 1 4. А.Гонтарь «Осень в лесу». 1 5. С.Прокофьева «Подарки Осени» 1 6. По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок) 1 часть 1 7. По М. Пришвину «Старый гриб» 2 часть 1 8. По М. Пришвину «Старый гриб» 2 часть 1 9. Н..Носов «Хитрюга». 1 10. Н..Носов «Хитрюга». 1 11. Н..Носов «Хитрюга». 1 12. Н.Сладков «Осень». 1 13. Н.Сладков «Осень». 1 14. Г.Снегирёв «Бурундук». 1 15. Обобщающий урок по теме: «Листья пожелтелые по ветру летят» Техника чтения 1 16. Считалки 1 17. М. Бородицкая «Щи-талочка» 1 18. Л.Пантелеев «Карусели». 1 19. Л.Пантелеев «Карусели». 1 20. Д.Хармс «Игра». (Отрывок) 1 21. Д.Хармс «Игра». (Отрывок) 1 22. Н.Носов «Затейники» 1 23. Н.Носов «Затейники» 1 24. В. Левин «Чудеса в авоське». 1 25. Обобщающий урок по теме: «Раз, два – начинается игра!» 1 Будем делать хорошо и не будем - плохо 24 26. «Не моё дело!» (Китайская сказка) 1 27. И.Крылов «Чиж и Голубь» 1 28. Л.Толстой «Два товарища» 1 29. Л.Пантелеев «Трус». 1 30. Л.Пантелеев «Трус». 1 31. Л.Пантелеев «Трус». 1 32. Э.Киселёва «Про то, как Миша стал храбрым». 1 33. В.Сафронов «Подвиг». 1 34. Ю.Ермолаев «Силач». 1 35. По В.Осеевой «Самое страшное» 1 36. К.Киршина «Вот какая история» 1 часть 1 37. К.Киршина «Вот какая история» 2 часть 1 38. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 1 часть 1 39. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 1 часть 1 40. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 2 часть 1 41. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 2 часть 1 42. А.Барто «В театре» 1 43. А.Барто «В театре» 1 44. Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем плохо» Техника чтения 1 45. Считалки 1 46. М. Бородицкая «Щи-талочка» 1 47. Л.Пантелеев «Карусели». 1 48. Л.Пантелеев «Карусели». 1 49. Д.Хармс «Игра». (Отрывок) 1 50. Д.Хармс «Игра». (Отрывок) 1 51. Н.Носов «Затейники» 1 25 52. Н.Носов «Затейники» 1 53. В. Левин «Чудеса в авоське». 1 54. Обобщающий урок по теме: «Раз, два – начинается игра!» 1 Будем делать хорошо и не будем - плохо 55. «Не моё дело!» (Китайская сказка) 1 56. И.Крылов «Чиж и Голубь» 1 57. Л.Толстой «Два товарища» 1 58. Л.Пантелеев «Трус». 1 59. Л.Пантелеев «Трус». 1 60. Л.Пантелеев «Трус». 1 61. Э.Киселёва «Про то, как Миша стал храбрым». 1 62. В.Сафронов «Подвиг». 1 63. Ю.Ермолаев «Силач». 1 64. По В.Осеевой «Самое страшное» 1 65. К.Киршина «Вот какая история» 1 часть 1 66. К.Киршина «Вот какая история» 2 часть 1 67. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 1 часть 1 68. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 1 часть 1 69. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 2 часть 1 70. По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и Боря». 2 часть 1 71. А.Барто «В театре» 1 72. А.Барто «В театре» 1 73. Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем плохо» Зимние узоры. 1 74. Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) 1 часть 1 75. Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) 1 часть 1 76. Старый Мороз и молодой Морозец(Литовская сказка) 2 часть 1 26 77. Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) 2 часть 1 78. По А.Н. Толстому «Ёлка»1 часть 1 79. По А.Н. Толстому «Ёлка» 2 часть 1 80. Саша Чёрный « Снежная баба». 1 81. Саша Чёрный « Снежная баба». 1 82. С.Прокофьева «Подарки Зимы». 1 83. С.Прокофьева «Подарки Зимы». 1 84. Г.Харлампьев «Жадная сорока». 1 часть 1 85. Г.Харлампьев «Жадная сорока». 1 часть 1 86. Г.Харлампьев «Жадная сорока». 2 часть 1 87. Г.Харлампьев «Жадная сорока». 2 часть 1 88. По В. Коржикову «В пограничном наряде» 1 89. По В. Коржикову «В пограничном наряде» 1 90. З.Александрова «До свидания, зима!» 1 91. Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры». 1 Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! 92. «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1 часть 1 93. «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1 часть 1 94. «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).2 часть 1 95. «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).2 часть 1 96. «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).3 часть 1 97. «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).3 часть 1 98. Е.Шварц «Сказка о Василисе – Работнице». 1 99. Г.Сапгир «Рабочие руки». 1 100. М. Миршакар «Мудрый дед» 1 101. В.Хомченко «Михаськин сад» 1 102. Н.Носов «Заплатка». 1 часть 1 103. Н.Носов «Заплатка». 1 часть 1 27 104. Н.Носов «Заплатка». 2 часть 1 105. Н.Носов «Заплатка». 2 часть 1 106. А.Барто «Я лишний». 1 107. С. Погореловский «Маленькое и большое». 1 108. Г.Виеру «Хлеб с росою». 1 109. Г.Виеру «Хлеб с росою». 1 110. По К Киршиной «Просто сочинение». 1 111. По К Киршиной «Просто сочинение». 1 112. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» 1 113. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» 1 114. Э. Киселёва «Волшебный котелок» 1 115. Э. Киселёва «Волшебный котелок» 1 116. Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» В окно повеяло весною… 1 117. Народная песенка 1 118. А.Плещеев «Весна». 1 119. А.Майков «Ласточка примчалась…» 1 120. К.Ушинский «Ласточка». 1 121. Вн.чтениеВ.В.Бианки рассказы 1 122. А.Н.Толстой «Весенние ручьи». 1 123. По Б. Житкову «Наводнение» 1 124. По Б. Житкову «Наводнение» 1 125. С.Прокофьева «Подарки Весны». 1 126. В.Берестов «Праздник мам». 1 127. Н.Сладков «Ивовый пир» 1 128. Н.Сладков «Ивовый пир» 1 129. В.Сафронова «Весна». 1 28 130. По В. Воскобойникову «Боец бытового отряда» 1 131. По В. Воскобойникову «Боец бытового отряда» 1 132. Обобщающий урок по теме: «В окно повеяло весною» 1 На пользу и славу Отечества 133. Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина) 1 часть 1 134. Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина) 1 часть 1 135. Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина) 2 часть 1 136. Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина) 2 часть 1 Всего 136 29