Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение № 7 к адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4», утвержденной приказом от 31.05.2019г № 24-в/2019од РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА предмета «Изобразительное искусство» 1 – 4 класс г. Талица I раздел Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты художественно-творческой характеризуют деятельности, опыт который учащихся в приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) изобразительного искусства и традиционной культуры; произведения способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. II раздел Содержание учебного предмета, курса Подготовительные упражнения Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал. Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения. Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый. Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура. Декоративное рисование Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. Рисование с натуры Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. Рисование на темы Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом Учащиеся 1-4 класса должны уметь: организовывать своё рабочее место, правильно сидеть выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа; обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы; соединять точки, поставленные учителем на листе бумаги; проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину, верхний, нижний, правый, левый края; закрашивать рисунок карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось); различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый; узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и овал; передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать её сходство с известными формами с помощью учителя; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя. III раздел. Тематическое планирование 1класс (33 ч.) № п/п 1. Рисование предметов разной формы и цвета. Колич ество часов 1 2. Высокий забор, столбы. I 3. Цветные дорожки, веревочки. I 4. Туристическая палатка. Идет косой дождь. 1 5. Шахматная доска. 1 6. Разноцветные клубки ниток. 1 7. Воздушные шарики. 1 8. Фрукты и овощи: груши, яблоки, лимоны, сливы и др. 1 9. Альбом, линейка, книга, папка, треугольник. 1 10. Флажки. 1 11. Дорожные знаки. 1 12 Дом. 1 13. Скворечник. 1 14. Геометрический орнамент в квадрате. 1 15. Круг. 1 16. Снеговик. 1 17. Бусы. 1 18. Праздничные флажки. 1 19. Узор в полосе из веточек ели. 1 20. Узор в полосе из снежинок. 1 21. Елочные игрушки. 1 22. Узор на рукавице. 1 23. Узор из цветов для коврика прямоугольной формы. 1 Тема урока 24. Башенка. 1 25. Листья. 1 26. Ученический портфель. 1 27. Тарелка, чашка 1 28. Веточка ели. 1 29. Грибы (белый, мухомор, подосиновик). 1 30. Рыбки в аквариуме среди водорослей. 1 31. Праздничный флажок и воздушные шары. 1 32 Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди» 1 33 Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди» 1 Итого 33 2 класс(34 ч.) № п/п Тема урока Колво часов 1 Рисование с натуры овощей и фруктов. 1 2 Рисование с натуры разных видов грибов. 1 3 Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). 1 4 Самостоятельное составление узора в полосе. 1 5 Рисование в квадрате узоров из веточек с листиками. 1 6 Рисование геометрического орнамента в квадрате. 1 7 Рисование на тему: «Деревья осенью». 1 8 Рисование с натуры линейки. 1 9 Узор из цветов для коврика прямоугольной формы. 1 10 Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике. (по образцу) 1 11 Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью. 1 12 Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). 1 13 Рисование с натуры веточки ели. 1 14 Рисование с натуры праздничных флажков. 1 15 Рисование с натуры ёлочных украшений. 1 16 Рисование на тему: «Снежные бабы». 1 17 Рисование с натуры рамки для картины. 1 18 Рисование с натуры рыбки – игрушки. 1 19 Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей». 1 20 Рисование с натуры портфеля. 1 21 Рисование в полосе узора из квадратов, чередующихся с геометрическими элементами. 1 22 Рисование открытки ко Дню защитника Отечества. 1 23 Рисование в полосе узора из треугольников. 1 24 25 Рисование в полосе узора из треугольников. Рисование геометрических форм. 1 1 26 Рисование геометрических форм. 1 27 Рисование на тему: «Первый спутник». 1 28 Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. 1 29 Рисование с натуры праздничного флажка. 1 30 Рисование на тему: «День Победы». 1 31 Рисование узора в полосе. 1 32 Рисование узора в круге. 1 33 Рисование геометрических форм. 1 34 Рисование на тему: «Здравствуй, лето». 1 Итого: 34 3 класс(34 ч.) № п/п Тема урока Коли честв о часов 1 Рисование с натуры листьев 1 2 3 4 Рисование в полосе узора из листьев Рисование с натуры ветки дерева Рисование на тему: «Парк осенью» 1 1 1 5 Рисование предметов различной формы 1 6 7 Рисование морских сигнальных флажков Рисование досок для резания овощей 1 1 8 9 10 Рисование шахматного узора в квадрате Иллюстрирование рассказа Рисование геометрического орнамента в квадрате 1 1 1 11 12 13 Рисование с натуры игрушечного домика Рисование будильника круглой формы Рисование двухцветного мяча 1 1 1 14 15 16 Рисование узора в полосе Рисование узора на рукавичке Рисование на тему: «Елка зимой» 1 1 1 17 Рисование с натуры «Шпатель» 1 18 19 Рисование с натуры теннисной ракетки Рисование на тему: «Мой любимый герой» 1 1 20 Оформление поздравительной открытки 1 21 22 Орнамент из квадратов Рисование строительных материалов 1 1 23 Рисование с натуры игрушки вертолета 1 24 Рисование узора из растительных форм 1 25 26 Рисование орнамента из квадратов Рисование с натуры постройки 1 1 27 28 Рисование с натуры игрушки вертолета Рисование узора из растительных форм 1 1 29 Рисование орнамента из квадратов 1 30 Декоративное рисование 1 31 Рисование с натуры цветов 1 32 Рисование куста земляники с цветами 1 33 Иллюстрация к сказке «Дюймовочка» 1 34 Иллюстрация к сказке «Сказка о золотой рыбке» 1 Итого: 34 4 класс (34 ч.) Тема урока № п/п Колич ество часов 1 2 Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги). Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал). 3 Рисование с натуры ветки рябины. 1 4 Рисование с натуры ветки рябины. 1 5 1 9 Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы) Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля) Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен) Рисование на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). Рисование на тему «Моя любимая игрушка» 10 Рисование с натуры игрушки – автобуса. 1 11 Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). 1 12 Рисование на тему «Городской транспорт». 1 13 Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. 1 14 Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя 1 1 6 7 8 1 1 1 1 1 тематика). 15 Рисование на тему «Зимние забавы детей» 1 16 Декоративное рисование панно «Снежинки». 1 17 Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для 1 18 1 цветов) 19 Рисование с натуры раскладной пирамидки. 1 20 Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). Рисование на тему: «День защитника Отечества». 1 21 1 1 23 Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор). Декоративное рисование открытки к 8 Марта. 24 Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, 1 22 1 синичники). 25 Рисование на тему «Пришла весна» 1 26 Рисование с натуры постройки из элементов строительного 1 материала. 27 Рисование на тему «Космические корабли в полете» 1 28 Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные). Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном 1 29 1 листе) 30 31 Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и 1 1 листьев). 32 Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. 1 33 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). Обобщающий урок 1 Итого: 34 34 1