Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
Приложение № 7
к адаптированной общеобразовательной
программе
начального общего образования
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»,
утвержденной приказом от 31.05.2019г
№ 24-в/2019од
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
предмета «Изобразительное искусство»
1 – 4 класс
г. Талица
I раздел Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
сформированность
эстетических
чувств,
художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении
с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и
анализировать собственную
художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные
результаты
художественно-творческой
характеризуют
деятельности,
опыт
который
учащихся
в
приобретается
и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика,
скульптура),
конструктивной
(дизайн
и
архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
усвоение
названий
ведущих
художественных
музеев
России
и
художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
изображение
в
творческих
работах
особенностей
художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся
предлагаемые
(знакомые
по
урокам)
изобразительного искусства и традиционной культуры;
произведения
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего
зодчества для современного общества;
выражение
в
изобразительной
деятельности
своего
отношения
к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
II раздел Содержание учебного предмета, курса
Подготовительные упражнения
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их
различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих
движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела
(круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине
между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа
бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края;
формировать
графические
представления
формы
(круг,
квадрат,
прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки,
формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения
карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык
произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык
прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления
движения.
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный,
белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху
вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы
контура.
Декоративное рисование
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от
руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять
детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура
рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить
различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый,
оранжевый, фиолетовый.
Рисование с натуры
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать
в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе
бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
Рисование на темы
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них
умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из
прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая
пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху,
внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять
свой рисунок с каким-либо предметом
Учащиеся 1-4 класса должны уметь:
организовывать своё рабочее место, правильно сидеть выполняя рисунки,
использовать только одну сторону листа;
обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы; соединять
точки, поставленные учителем на листе бумаги; проводить от руки
вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину, верхний,
нижний, правый, левый края;
закрашивать рисунок карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый,
оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и овал;
передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать её
сходство с известными формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных,
растений, известных детям из ближайшего окружения; сравнивать их между
собой по форме, цвету, величине под руководством учителя.
III раздел. Тематическое планирование
1класс (33 ч.)
№
п/п
1.
Рисование предметов разной формы и цвета.
Колич
ество
часов
1
2.
Высокий забор, столбы.
I
3.
Цветные дорожки, веревочки.
I
4.
Туристическая палатка. Идет косой дождь.
1
5.
Шахматная доска.
1
6.
Разноцветные клубки ниток.
1
7.
Воздушные шарики.
1
8.
Фрукты и овощи: груши, яблоки, лимоны, сливы и др.
1
9.
Альбом, линейка, книга, папка, треугольник.
1
10.
Флажки.
1
11.
Дорожные знаки.
1
12
Дом.
1
13.
Скворечник.
1
14.
Геометрический орнамент в квадрате.
1
15.
Круг.
1
16.
Снеговик.
1
17.
Бусы.
1
18.
Праздничные флажки.
1
19.
Узор в полосе из веточек ели.
1
20.
Узор в полосе из снежинок.
1
21.
Елочные игрушки.
1
22.
Узор на рукавице.
1
23.
Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
1
Тема урока
24.
Башенка.
1
25.
Листья.
1
26.
Ученический портфель.
1
27.
Тарелка, чашка
1
28.
Веточка ели.
1
29.
Грибы (белый, мухомор, подосиновик).
1
30.
Рыбки в аквариуме среди водорослей.
1
31.
Праздничный флажок и воздушные шары.
1
32
Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»
1
33
Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»
1
Итого
33
2 класс(34 ч.)
№
п/п
Тема урока
Колво
часов
1
Рисование с натуры овощей и фруктов.
1
2
Рисование с натуры разных видов грибов.
1
3
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
1
4
Самостоятельное составление узора в полосе.
1
5
Рисование в квадрате узоров из веточек с листиками.
1
6
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
1
7
Рисование на тему: «Деревья осенью».
1
8
Рисование с натуры линейки.
1
9
Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
1
10
Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике. (по
образцу)
1
11
Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.
1
12
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
1
13
Рисование с натуры веточки ели.
1
14
Рисование с натуры праздничных флажков.
1
15
Рисование с натуры ёлочных украшений.
1
16
Рисование на тему: «Снежные бабы».
1
17
Рисование с натуры рамки для картины.
1
18
Рисование с натуры рыбки – игрушки.
1
19
Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
1
20
Рисование с натуры портфеля.
1
21
Рисование в полосе узора из квадратов, чередующихся с
геометрическими элементами.
1
22
Рисование открытки ко Дню защитника Отечества.
1
23
Рисование в полосе узора из треугольников.
1
24
25
Рисование в полосе узора из треугольников.
Рисование геометрических форм.
1
1
26
Рисование геометрических форм.
1
27
Рисование на тему: «Первый спутник».
1
28
Рисование с натуры башенки из элементов строительного
материала.
1
29
Рисование с натуры праздничного флажка.
1
30
Рисование на тему: «День Победы».
1
31
Рисование узора в полосе.
1
32
Рисование узора в круге.
1
33
Рисование геометрических форм.
1
34
Рисование на тему: «Здравствуй, лето».
1
Итого:
34
3 класс(34 ч.)
№
п/п
Тема урока
Коли
честв
о
часов
1
Рисование с натуры листьев
1
2
3
4
Рисование в полосе узора из листьев
Рисование с натуры ветки дерева
Рисование на тему: «Парк осенью»
1
1
1
5
Рисование предметов различной формы
1
6
7
Рисование морских сигнальных флажков
Рисование досок для резания овощей
1
1
8
9
10
Рисование шахматного узора в квадрате
Иллюстрирование рассказа
Рисование геометрического орнамента в квадрате
1
1
1
11
12
13
Рисование с натуры игрушечного домика
Рисование будильника круглой формы
Рисование двухцветного мяча
1
1
1
14
15
16
Рисование узора в полосе
Рисование узора на рукавичке
Рисование на тему: «Елка зимой»
1
1
1
17
Рисование с натуры «Шпатель»
1
18
19
Рисование с натуры теннисной ракетки
Рисование на тему: «Мой любимый герой»
1
1
20
Оформление поздравительной открытки
1
21
22
Орнамент из квадратов
Рисование строительных материалов
1
1
23
Рисование с натуры игрушки вертолета
1
24
Рисование узора из растительных форм
1
25
26
Рисование орнамента из квадратов
Рисование с натуры постройки
1
1
27
28
Рисование с натуры игрушки вертолета
Рисование узора из растительных форм
1
1
29
Рисование орнамента из квадратов
1
30
Декоративное рисование
1
31
Рисование с натуры цветов
1
32
Рисование куста земляники с цветами
1
33
Иллюстрация к сказке «Дюймовочка»
1
34
Иллюстрация к сказке «Сказка о золотой рыбке»
1
Итого:
34
4 класс (34 ч.)
Тема урока
№
п/п
Колич
ество
часов
1
2
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на
листе бумаги).
Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).
3
Рисование с натуры ветки рябины.
1
4
Рисование с натуры ветки рябины.
1
5
1
9
Рисование геометрического орнамента (крышка для столика
квадратной формы)
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы,
расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором
наличников и ставен)
Рисование на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий
народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка»
10
Рисование с натуры игрушки – автобуса.
1
11
Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).
1
12
Рисование на тему «Городской транспорт».
1
13
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
1
14
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя
1
1
6
7
8
1
1
1
1
1
тематика).
15
Рисование на тему «Зимние забавы детей»
1
16
Декоративное рисование панно «Снежинки».
1
17
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело»
(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).
Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для
1
18
1
цветов)
19
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
1
20
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура —
раздаточный материал).
Рисование на тему: «День защитника Отечества».
1
21
1
1
23
Рисование с натуры игрушки сложной конструкции
(подъемный кран или экскаватор).
Декоративное рисование открытки к 8 Марта.
24
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки,
1
22
1
синичники).
25
Рисование на тему «Пришла весна»
1
26
Рисование с натуры постройки из элементов строительного
1
материала.
27
Рисование на тему «Космические корабли в полете»
1
28
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы
настольные, напольные, настенные).
Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном
1
29
1
листе)
30
31
Рисование с натуры предметов симметричной формы
(настольная лампа, зонт)
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и
1
1
листьев).
32
Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.
1
33
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»
(вышивка, кружево, керамика).
Обобщающий урок
1
Итого:
34
34
1