Приложение 10 РП Азбука безопасности

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»

Приложение № 10
к адаптированной общеобразовательной
программе
начального общего образования
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»,
утвержденной приказом от 31.05.2019г
№ 24-в/2019од

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса «Азбука безопасности»
2 – 4 класс

г. Талица

Iраздел Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного движения;
 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностях;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного
движения, делать выбор, как поступить;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
 определять цель деятельности;
 учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
2

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться

и

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности;
 задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является
сформированность следующих умений:
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное
положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве
(далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных
объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных
ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко,
ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать

общественный и

личный

транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного
движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения,
группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие,
предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства
(быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного
движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и
3

улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего
поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков
(изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно
определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по
рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна
эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к
установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы
поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может
быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам
«общественный», «личный

4

II раздел Содержание программы
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира
(близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной
полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий
круг с белой полосой по краю и др.).
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено»,
«движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние,
различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель,
пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту;
движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток
только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный
переход»,

«пешеходная

дорожка»,

«подземный

пешеходный

переход»,

«надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)»,
«место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки).
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила
перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор
пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия
пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир
5

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя
разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и
сдержанно, не высовываться из окна.
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,
объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии
(близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость

движения

объекта

(быстро,

медленно,

очень

быстро).

Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства)
при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам
дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт

личный

и

общественный

(отличие,

классификация).

Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство
(автобус,

троллейбус,

трамвай).

Маршрут

(определение

на

рисунках,

моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,
поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение
времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность

и

безопасность

на

дорогах.

Причины

возникновения

опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по
рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение
пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые
необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо,
направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к
установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих
знаков.
6

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом
сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со
стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не
высовываться из окна.
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные

положения

транспортных

средств

в

различных

ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения,
регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и
др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося
транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с
небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ
особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая,
просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы,
спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении
направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в
соответствии с ними.
Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности
дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части
(элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса.
Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные
виды

перекрестков

(четырехсторонний,

трехсторонний,

круговой).

Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила
поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок
дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего
7

вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в
зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом
участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила
движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.
Предупреждающие

знаки:

«железнодорожный

переезд

со

шлагбаумом»,

«железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на
велосипедах запрещено».

8

III раздел. Календарно-тематический план
2 класс(34 ч.)
№
п/
п
1 Введение
2
3
4

5

6

7

8

9
10

11

12

13
14
15
16

Тема урока

Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат)
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название,
классификация)
Пространственные положения и взаимоотношения объектов
окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближедальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с
красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной
полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с
красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной
полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов
запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Рисуем дорожные знаки
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов
запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Рисуем дорожные знаки
Экскурсия «Мы идем по улице»
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их
особенности.
Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного
маршрута движения детей в школу и домой.
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их
особенности.
Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного
маршрута движения детей в школу и домой.
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их
особенности.
Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного
маршрута движения детей в школу и домой.
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы»
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.
Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель,
пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель,
9

Количе
ство
часов
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

17
18

19
20

21
22

23

пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Игра «Дорожный калейдоскоп»
Ты – пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу
транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара;
движение в темное время суток только в сопровождении взрослого
Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу
транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара;
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу
транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара;
Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения
пешеходов»
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги:
«пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный
пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место
остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая»
(название, назначение, внешние признаки).
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги:
«пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный
пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место
остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая»
(название, назначение, внешние признаки).
Проектная работа «День дорожного знака»

24
25 Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД
(правила перехода дороги при разных знаках пешеходного
перехода).
26 Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов
светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
27 Творческая работа. Изготовление макета светофора
28 Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»
Ты – пассажир
29 Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с
правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в
транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не
задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно
30 Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с
правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в
транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не
задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно
10

1
1

1

1

1
1

1

1
1

1
1
1
1

1

31
32
33
34

Игра «Какой ты пассажир?»
Экскурсия по городу
Тест «Знаешь ли ты правила ДД»
Повторение
Всего

1
1
1
1
34

3 класс(34 ч.)
№
п/п
1
2

3

4

5

6

7

8
9

Тема урока
Ориентировка в окружающем мире
Повторение правил ДД по материалам 1 класса
Предметы и их положение в пространстве: определение,
сравнение, объяснение соотношений с использованием
соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше,
рядом, перед, за и т.д.).
Предметы и их положение в пространстве: определение,
сравнение, объяснение соотношений с использованием
соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше,
рядом, перед, за и т.д.).
Предметы и их положение в пространстве: определение,
сравнение, объяснение соотношений с использованием
соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше,
рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).
Особенности пространственного положения предмета
(транспортного средства) при разной скорости движения по
отношению к другим предметам и участникам дорожного
движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).
Особенности пространственного положения предмета
(транспортного средства) при разной скорости движения по
отношению к другим предметам и участникам дорожного
движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).
Особенности пространственного положения предмета
(транспортного средства) при разной скорости движения по
отношению к другим предметам и участникам дорожного
движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
Механические транспортные средства. Маршрутное
транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут
(определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
11

Количест
во часов
1
1

1

1

1

1

1

1
1

10

11

12
13

14

15
16

17

18

19

20

21
22

23

24

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
Механические транспортные средства. Маршрутное
транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут
(определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
Механические транспортные средства. Маршрутное
транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут
(определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город,
село, поселок, деревня. Знание своего района как условие
безопасного передвижения.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город,
село, поселок, деревня. Знание своего района как условие
безопасного передвижения.
Творческая работа «Улицы моего города»
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое
определение времени, которое может быть затрачено на переход
дороги.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое
определение времени, которое может быть затрачено на переход
дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения
опасностей. В каких случаях транспортные средства
представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы
представляют опасность для транспортных средств и водителей?
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения
опасностей. В каких случаях транспортные средства
представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы
представляют опасность для транспортных средств и водителей?
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения
опасностей. В каких случаях транспортные средства
представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы
представляют опасность для транспортных средств и водителей?
Целевая прогулка «Правила юного пешехода»
Безопасные маршруты движения (установление, определение по
рисункам и личным наблюдениям)
Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с
интенсивным движением. Блиц-опрос
Безопасные маршруты движения (установление, определение по
рисункам и личным наблюдениям)
Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с
интенсивным движением. Блиц-опрос
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу
12

1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

1

1

умножения!»
25
26

27

28
29

30
31

32

33
34

Ты – пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование»,
«движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам:
«дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо,
налево…». Значение конкретного знака (в значении,
приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма
предупреждающих и запрещающих знаков.
Рисуем дорожные знаки
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам:
«дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо,
налево…». Значение конкретного знака (в значении,
приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма
предупреждающих и запрещающих знаков.
Рисуем дорожные знаки
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».
Автобусные остановки, посадочные площадки в местах
остановок трамвая. Правила поведения на остановке
маршрутного транспортного средства
Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»
Ты – пассажир
Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле
пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении
ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со
стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля
на ходу, не высовываться из окна.
Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле
пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении
ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со
стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля
на ходу, не высовываться из окна.
Проектная работа «Безопасность на дорогах»
Тест «Какой ты пассажир?»
Всего

1
1

1

1
1

1
1

1

1
1
34

4 класс (34 ч.)
№
Тема урока
п/п
1. Город, в котором мы живём. Чрезвычайные ситуации.
2.
3.

Чрезвычайная ситуация – что это? Общие понятия опасности и
чрезвычайной ситуации.
Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от
13

Количест
во часов
1
1
1

4.
5.

наводнений.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал
«Внимание всем!»
Что необходимо делать по сигналу «Внимание всем!»

1
1
1

7.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Будь внимательным и осторожным

8.

Где можно и где нельзя играть.

1

9.

Безопасность на улице. Переход и светофор

1

6.

1

10. Мы – пешеходы! Практическое занятие. Как правильно
переходить дорогу.
11. Безопасный путь в школу и домой.

1

12. Сигналы регулирования дорожного движения.

1

13. Виды перекрёстков.

1

14. Знакомство с дорожными знаками. «Пешеходная дорожка»

1

15. Урок - викторина. «Дорожные знаки».

1

16. Виды транспорта: пассажирский и специальный.

1

17. Правила поведения в транспорте.

1

18. Обобщающий урок по теме «Улица, полна неожиданностей»

1

19. Какие опасности подстерегают нас в
помещении.
20. Основные правила пожарной безопасности.

1

21. Детские шалости с огнём.

1

22. Действия при пожаре дома, в школе, транспорте.

1

23. Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний
периоды.
24. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при
движении по льду водоемов.
25. Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний
период.
26. Меры безопасного поведения на воде в летний период. Правила
поведения на пляже.
27. Основные спасательные средства.

1

14

1

1

1
1
1
1

28. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.
Правила поведения
29. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

1

30. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече
с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
31. От чего зависит наше здоровье.

1

32. Болезни и их возможные причины. Пути передачи
инфекционных заболеваний.
33. Отравления. Причины и признаки отравлений. Первая помощь
при отравлении грибами.
34. Укусы насекомых. Первая помощь

1

Всего

1

1

1
1
34

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».