Приложение 12 РП Музыкотерапия

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»

Приложение № 12
к основной адаптированной
общеобразовательной программе
начального общего образования
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»,
утвержденной приказом от 31.05.2019г
№ 24-в/2019од

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
предмета «Музыкатерапия»
2– 4 класс

г. Талица

1. Планируемые результаты освоения курса
В результате систематических занятий музыкотерапией


улучшится понимание учителя учеников, так как восприятие у всех детей разное;



уменьшится психологический дискомфорт непонимания изучаемого материала;



снимется физическая, психологическая усталость.

Средства музыкотерапии способствуют общему развитию личности ребенка.
Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям с нарушениями в
развитии откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную
деятельность.
Музыкотерапия способствует приобретению навыков сотрудничества с другими людьми,
с окружающим миром, восприятию мира во всей полноте красок и звуков, поможет ценить
жизнь свою и других, всего сущего на Земле; обеспечить условия для развития интеллекта,
чувств и отношений, формирования у детей высокого уровня социальной ответственности и
воспитания высоких моральных принципов, позитивного отношения к миру, позволяющего
понимать мир и находить в нем свое место. Благодаря этому выпускник коррекционной школы
обретает уверенность в собственных силах и успешно адаптируется в современном обществе.
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся 2-4 класса должны знать:
- высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание
(орган, арфа, флейта);
- характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы
(ансамбль, оркестр).
Учащиеся должны уметь:
- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль
- характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их
звучание
- петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими
элементами динамических оттенков;
- одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга,
петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные
звуки в конце и середине слов;
- правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев,
припев, проигрыш, окончание в песне;
- различать песню, танец, марш;
- передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения
(веселые, грустные и спокойные).

2.Содержание
Одним из перспективных интегративных методов восстановления, укрепления и
сохранения физического и психического здоровья детей признана музыкальная терапия. Во
всем мире музыкотерапия является одним из простых, но в то же время высокоэффективных
терапевтических методов. С 8 апреля 2003 г. она стала официальным методом здравоохранения
и в России.
Музыкотерапия во многих странах мира широко применяется для профилактики и
лечения большого числа нарушений, таких как психосоматические заболевания, и т. д.
Уникальность данной технологии заключается в простоте применения, малой затратности и
высокой эффективности, что дает возможность включить в программу и охватить широкую
целевую группу.
Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим т.е. снижающим
в определённой степени психические проявления, но не устраняющим источник их
возникновения. Этот метод является дополнительным по отношению к другим методам
коррекционного воздействия. Музыкотерапия в коррекционных целях, наиболее приемлемая в
учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, призвана решать задачи
нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход человека из
отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его
эмоциональную сферу.
В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она
представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в
эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также отклонениях в
развитии, речевых нарушениях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и
звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий
организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию
настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения
музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие
напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в
личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Музыкотерапия может служить вспомогательным средством, облегчающим
эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
- Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
-Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и
способностей);
- Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
- Повышение эстетических потребностей.
Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную
деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка.
Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее
запомнить новый материал.
Цели программы: создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и
психического здоровья учащихся на уроках; развитие и коррекция сенсорных процессов
(ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой
функции.
1

Задачи: активизировать деятельность учащихся;
оптимизировать психоэмоциональное состояние школьников с отклонением в развитии
при умственном напряжении на уроках.
Использование «фоновой» музыки является одним из доступных эффективных методов
психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях коррекционной школы.
«Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач:
— создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервноэмоционального напряжения и сохранению здоровья детей;
— развитие воображения в процессе творческой деятельности, что способствует
повышению творческой активности;
— активизации мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества
усвоения знаний;
— переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, что
предупреждает усталость и утомление;
— психологической и физической разрядки после учебной нагрузки — во время
психологических пауз, физкультурных минуток.
Музыкотерапией в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии является
хор.
При хоровом пении развивается голос – одно из важных средств общения. Занятия пением
при правильной работе играют оздоравливающую роль, в частности, улучшают дыхание и
кровообращение.
Хоровое пение особо сближает всех поющих. В условиях совместного пения хорошо себя
чувствуют и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. А подвижных детей
пение делает более уравновешенными.
На занятиях со школьниками важно создать позитивную установку на восприятие
музыкального произведения. Школьники должны слушать музыку в атмосфере, приближенной
к «атмосфере концертного зала» («как на настоящем концерте»). Процесс восприятия и
исполнения возникает из тишины и тишиной заканчивается. Можно предвосхищать слушание
музыки точно сформулированным вопросом - проблемой, или предложить ряд словесных
характеристик музыки, из которых нужно выбрать наиболее подходящий образ данного
сочинения и т.п.
В школах рекомендуют очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше
усвоить материал. Желательно, чтобы музыка звучала ненавязчиво; необходимо обращать
внимание на реакции детей, выбирая громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже
оказывает воздействие на ребёнка. Поэтому нет необходимости включать её громко. Главное,
чтобы она просто играла, не отвлекая на себя много внимания ребёнка
Принципы включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс
Принцип формирования социальной активности личности (осуществляется
посредством включения каждого учащегося в посильную для него активную музыкальную
деятельность в сообществе сверстников).
Принцип обязательного успеха внедрения элементов музыкотерапии (определяется
профессиональной компетентностью педагога).
Принцип преемственности в процессе организации занятий гуманитарной
направленности (реализуется с целью создания психологической уравновешенности и
уверенности в жизненной необходимости, как учебных занятий, так и внеклассных
мероприятий).
2

Принцип индивидуально-личностного подхода (предполагает разностороннее изучение
личностных качеств учащихся).
Принцип оптимизма (реализуется через создание психолого-комфортных для учащихся
условий учебно-воспитательного процесса).
В фонотеке педагога, занимающегося музыкотерапией, должен быть подбор фонограмм
классических, народных, детских музыкальных произведений, шумовых фонограмм и звуков
природы, которые широко применяются на занятиях как самостоятельные терапевтические
приёмы и как музыкальные сопровождения, усиливающие эмоциональный отклик детей и
зрительные образы, создаваемые детьми.
Направления работы по программе
1.Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе
музыкальных показов.
2. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки.
3. Развитие речи в процессе пения-подпевания.
4. Развитие музыкально-слуховых представлений.
5. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики.
6. Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия в
деятельности нервной системы.
Коррекционные задачи:
Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
Развитие умения внимательно слушать музыку.
Развитие процессов анализа.
Развитие процесса обобщения.
Обучение эмоционально воспринимать музыку.
В базисном плане 34 час. год.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального
состояния детей

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы"
Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства
принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната"
Бетховена.

Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная"
Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими
людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.



Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон
Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности,
настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский
концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.



Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года"
Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона

3

Музыка для свободной деятельности детей:
Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка».
Брамс И. «Вальс».
Вивальди А. «Времена года».
Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и Волк».
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо».
Мусоргский М. «Картинки с выставки» .
Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета).
Шопен Ф. «Вальсы».
Штраус И. «Вальсы» .
Музыка для пробуждения после дневного сна.
Боккерини Л. «Менуэт».
Григ Э. «Утро».
Лютневая музыка ХYII века.
Мендельсон Ф. «Песня без слов».
Моцарт В."Сонаты".
Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».
Сен-санс К. «Аквариум».
Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка».
Музыка для релаксации:
Альбиони Т. «Адажио».
Бетховен Л. "Лунная соната".
Глюк К. «Мелодия».
Григ Э. «Песня Сольвейг».
Дебюсси К. «Лунный свет».
Римский-Корсаков Н. «Море».
Сен-Санс К. «Лебедь».
Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс».
Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор».
Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада».
А также записи природных звуков (шум прибоя, журчание ручейка, шелест листвы, шум
дождя, стрекотание сверчков) в сочетании с классической, гитарной, мелодичной
инструментальной музыкой, колокольным звоном.
1. Фадеева С.А. Воспитание музыкой. Н.Новгород, 2005.
2. Петрушина В. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями
психологии [Текст] / В. Петрушина // Музыка в школе. - 2001. - №4.
3. Шанских, Г. Музыка как средство коррекционной работы. Искусство в школе. - 2003.-

№5.
4. Семячкина Г. А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников /

Начальная школа. - 2008. - № 1
5. Битова, А. Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями
развития [Текст] / А. Л. Битова, И. С. Константинова, А. А. Цыганок // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. - 2007. - № 6.
6. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология
анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации / Под ред. М.М.
Безруких, В.Д. Сонькина. М.: «Триада-фарм», 2002. 114 с.

4

Тематическое планирование
2класс

Месяц
№ занятия

Тема

1.

2.
3.

4.
5.

6.
7.
8
9.

10.
11.
12.
13.
14.

15.
16
17.
18.

19
20.
21.

1.Музыка в природе.
«Сон в летнюю ночь».
Голоса птиц.
И.Штраус«Сказки венского
леса».Вальсы.
«Мелодии»Рубенштейна
«Лунная соната»№14
Л.Бетховен
«Аве Мария»Ф.Шуберт
И.С.Бах Кантата №2
«Хоровод цветов»
"Моя любимая книга"
П.И.Чайковский «Осенняя песня»
"Любимые мультфильмы"
"Домашние животные"
"Птицы"
"Дикие животные"
"Любимые сладости"
Ф.Шуберт «Серенада»
"Дед Мороз"
"Новогодний бал"
"Рождество"
"Зимние забавы"
В.Моцарт «Сонаты».
"Герои любимых сказок"
"Герои любимых мультфильмов"
"Игра в лошадки"

Часы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

22
23.
24.
26.
26.

27.
28.

"Буду солдатом"
"Мой папа"
"Тает снежок"
П.И.Чайковскийй
«Подснежник»
"Весеннее настроение"
"Весеннее настроение"

1

"Звонкая капель"
"Солнечные зайчики"

1

1

1
1
1

1

5

29.
30.
31.
32.
33.
34.
дополнительно

"Птицы прилетели"
"Подснежник"
"Ручейки и реки"
"Прогулка в лес"
"Цветочная поляна"
"Солнышко и дождик"
"Воробушки"

1
1
1
1
1
1

"Здравствуй лето красное"
Всего: 34ч.
3класс

Месяц
№ занятия

Тема

1.

2
3.

4.
5.

6
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14

15
16.
17.
18

19
20.
21.

1.Музыка в природе.
«Сон в летнюю ночь».
Голоса птиц.
И.Штраус«Сказки венского
леса».Вальсы.
«Мелодии»Рубенштейна
«Лунная соната»№14
Л.Бетховен
«Аве Мария»Ф.Шуберт
И.С.Бах Кантата №2
«Хоровод цветов»
"Моя любимая книга"
П.И.Чайковский «Осенняя песня»
"Любимые мультфильмы"
"Домашние животные"
"Птицы"
"Дикие животные"
"Любимые сладости"
Ф.Шуберт «Серенада»
"Дед Мороз"
"Новогодний бал"
"Рождество"
"Зимние забавы"
В.Моцарт «Сонаты».
"Герои любимых сказок"
"Герои любимых мультфильмов"
"Игра в лошадки"

Часы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

6

22
23.
24.
26.
26.

27.
28.
29.
30.
31
32
33.
34.
дополнительно

"Буду солдатом"
"Мой папа"
"Тает снежок"
П.И.Чайковскийй
«Подснежник»
"Весеннее настроение"
"Весеннее настроение"

1

"Звонкая капель"
"Солнечные зайчики"
"Птицы прилетели"
"Подснежник"
"Ручейки и реки"
"Прогулка в лес"
"Цветочная поляна"
"Солнышко и дождик"
"Воробушки"

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

"Здравствуй лето красное"
Всего:34ч.
4класс
Месяц
№ занятия

Тема

1.

2
3.

4
5.

6.
7.
8.
9.

10.
11
12
13.
14.

15.

1.Музыка в природе.
«Сон в летнюю ночь».
Голоса птиц.
И.Штраус«Сказки венского
леса».Вальсы.
«Мелодии»Рубенштейна
«Лунная соната»№14
Л.Бетховен
«Аве Мария»Ф.Шуберт
И.С.Бах Кантата №2
«Хоровод цветов»
"Моя любимая книга"
П.И.Чайковский «Осенняя песня»
"Любимые мультфильмы"
"Домашние животные"
"Птицы"
"Дикие животные"
"Любимые сладости"
Ф.Шуберт «Серенада»
"Дед Мороз"

Часы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

16
17.
18.

19.
20.
21.

"Новогодний бал"
"Рождество"
"Зимние забавы"
В.Моцарт «Сонаты».
"Герои любимых сказок"
"Герои любимых мультфильмов"
"Игра в лошадки"

1
1
1
1
1

1

22
23.
24.
26.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
дополнительно

"Буду солдатом"
"Мой папа"
"Тает снежок"
П.И.Чайковскийй
«Подснежник»
"Весеннее настроение"
"Весеннее настроение"

1

"Звонкая капель"
"Солнечные зайчики"
"Птицы прилетели"
"Подснежник"
"Ручейки и реки"
"Прогулка в лес"
"Цветочная поляна"
"Солнышко и дождик"
"Воробушки"

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

"Здравствуй лето красное"
Всего: 34 ч.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».