Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение № 16 к адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4», утвержденной приказом от 31.05.2019г № 24-в/2019од РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников» 2 – 4 класс г. Талица I Раздел Планируемые результаты освоения учебного предмета По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь: - учащихся должны различать предложение, словосочетание, слово; - анализировать слова по звуковому составу; - составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядоков в предложении; - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи); - писать под диктовку предложения и тексты; - правильно читать вслух целыми словами; - соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию; - отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своѐ отношение к поступку героя, событию; - пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно. - устно рассказывать на темы, близкие их интересам. По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь: - производить звукобуквенный анализ и синтез слов; - дифференцировать звуки по акустическому сходству; - подбирать к слову родственные слова; - владеть навыками словообразования и словоизменения; - подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи; - дифференцировать предлоги и приставки; - составлять распространенные предложения; - определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте; - составлять план связного высказывания. По окончании 4 класса: - должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имѐн прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительным учащихся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; - учащихся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; - учащихся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс; - учащихся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - учащихся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, имеющих нарушения зрения, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе. II Раздел Содержание учебного предмета Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 2- 4 классов. Задачи: 1. Развитие речевой деятельности. 2. Формирование коммуникативных навыков. 3. Расширение представлений об окружающей действительности. 4. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной). 5. Обогащение и развитие словаря. 6. Уточнение значения слова. 7. Развитие лексической системности. 8. Формирование семантических полей. 9. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Логопедические занятия» - подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся. Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребѐнка с нарушением зрения рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно -уровневой системой оценки, в интерпритации Г.М.Вартопетовой. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работ должна начинаться как можно раньше, быть чѐтко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер. Коррекционная работа делится на два этапа: Подготовительный этап Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению. Основной этап (2-4 классы). Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях: 1.На фонетическом уровне; 2.На лексико - грамматическом уровне; 3.На синтаксическом уровне. 1.Коррекционная работа на фонетическом уровне: - коррекция дефектов произношения; - формирование полноценных фонетических представлений на базе развития - фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. 2.Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне: Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов. 3.Коррекционная работа на синтаксическом уровне: Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образам. 1.Диагностика учащихся. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения. 2. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов. 3. Предложение. Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста. 4. Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ѐ. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение гласных из слов. 5. Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ѐ, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных. 6. Связная речь. Составление описание простого предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. III Раздел Тематическое планирование 2 класс(34ч.) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Кол -во час ов Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. 1 Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация 1 понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных 1 слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. 1 Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. 1 Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация 1 понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении 1 главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа 1 Звуки и буквы. Алфавит. 1 Гласные звуки и буквы 1 Согласные звуки и буквы. 1 Уточнение гласного а 1 Уточнение гласного у 1 Уточнение гласного о 1 Уточнение гласного ы. 1 Уточнение гласного и. 1 Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного 1 Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. 1 Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со 1 слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со 1 слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. 1 Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой 1 структуры. Ударение. Перенос слов. Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II 1 ряда. Первый способ обозначения мягкости. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные 1 упражнения на различение твердых и мягких согласных. Тема 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ѐ». Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». Дифференциация гласных «о - у». Дифференциация гласных «ѐ-ю». Дифференциация гласных второго ряда. Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 3класс(34ч.) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема Колво часов Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений 1 Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация 1 понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении 1 главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. 1 Слово. Смысловое значение слова 1 Образные слова и выражения в нашей речи 1 Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета 1 Связь слов в предложении 1 Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова 1 (корни). Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное 1 значение. Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют 1 разный смысл. Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное 1 значение. Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении 1 второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам. Родственные слова. Корень слова. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. Родственные слова и слова с омонимичными корнями Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставки, сходные по буквенному составу Итоговый урок Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 4 класс(34ч.) № Тема 1 2 3 4 5 6 Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. Повторение. Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Ударение. Ударный и безударный слог. Корень. Родственные слова Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов Колво часов 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Приставка. Образование новых слов. Разбор слов по составу. Составление слов из морфем Правописание безударных гласных в корне слова Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. Разделительный Ъ и Ь. Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог Имя существительное. Изменение существительных по числам. Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Согласование существительных и глаголов в роде. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. Понятие о неопределенной форме глагола. Согласование глагола и существительного в роде, числе Согласование глагола и существительного во времени Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. Итоговый урок Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34