Приложение 19 РП история развития российской культуры

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета « История развития российской культуры»
для обучающихся 10 -11 классов

г.Талица 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «История развития российской
культуры» составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы
Берляковой Н.П., Фирсовой Е.Б. История российской культуры: методические
рекомендации по курсу. 10-11 классы. Курс «История развития российской
культуры» предназначен для более детального изучения в 10-11 классах. Он
способствует углублению и систематизации знаний по истории России и имеет
концептуальную целостность. Предмет курса – Отечественная культура от ее
зарождения до настоящего времени. Курс расширяет возможности понимания
исторического процесса, позволяет ощутить живое движение национального
духа, опираясь на знания по истории Отечества. Данный курс позволит
организовать изучение культурологических вопросов, входящих в структуру
контрольно- измерительных материалов ЕГЭ по истории, на качественном
уровне, существенно повысить компетентность обучающихся в вопросах
духовно- культурного аспекта российской истории.
Учебный план школы предусматривает изучение курса внеурочной
деятельности по истории «История развития российской культуры» в объеме
136 часов. Из них в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68часов
(2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- развитие социальной и культурной идентичности на основе
усвоения системы исторических понятий и представлений о культуре, быте,
нравах, традициях и обычаях народов, эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности;
- воспитание устойчивого интереса к изучению истории Отечества;
- воспитание уважительного отношения к прошлому, к культурному
и историческому наследию через понимание исторической обусловленности
и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- развитие толерантного отношения к культурному многообразию
России, регионов, их прошлого и настоящего как одной из важнейших
ценностей, знание и уважение традиций и культуры своей страны;
- развитие умений и навыков познания и самопознания посредством
искусства;
- накопление опыта эстетического переживания;
- формирование творческого отношения к проблемам;

- развитие образного восприятия и освоение способов
художественного, творческого самовыражения личности.
Метапредметные:
- умение вести поиск исторических источников и оформление
материалов по истории и культуре России, применение краеведческих
знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников,
находящихся на территории современной России;
- умение индивидуально и совместно с другими учащимися
разрабатывать варианты решения учебных, познавательных или
социокультурных проблем, планировать результаты своей деятельности,
адекватно оценивать причины успехов и неудач;
- умение аргументированно рассуждать об историческом пути и
культуре России, роли России в мировом культурном наследии;
- способность применять исторические знания и специальные
умения для анализа исторической информации, поиска и изучения новых
объектов и сюжетов прошлого, оценивать их актуальность и историкокультурное значение;
- умение самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой;
- умение систематизировать полученные знания (составлять
аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);
- умение представить результаты своей деятельности в форме
исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления
на конференции и т.п.
- умение создавать исследовательские проекты и презентации
результатов своей образно-творческой и поисково-исследовательской
работы в современных формах (дискуссия, акция, проект, игра и др.).
Предметные:
- понимать феномен «культуры», ее понятийный аппарат;
- знать основные термины, характерные черты и важнейшие
события культурно-исторической эпохи;
- осознавать роль культурного развития на определённых этапах в
истории;
- осознавать особенности культуры России в процессе ее
становления, влияние других государств на нее;
- осознавать роль великих деятелей в судьбе России;
- осознавать непрерывность развития культуры, неотделимость ее
от истории государства;

- иметь представление о различных точках зрения по поводу
деятельности отдельных пионеров русской культуры в различный период
истории России;
- уметь выявить культурную доминанту исторического времени
через специфику картины мира и системы ценностей;
- уметь классифицировать исторические события через культурный
опыт, биографию человека;
- уметь определять культурно-исторические эпохи в истории
России через ведущие формы культурного творчества;
- уметь
определять
стилевые
особенности
памятников
отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших
деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс- 68 часов
Введение. Культура как смысл истории (2 часа)
Понятие «культура». Культура. Человек. История. Культура как
человеческое осмысление истории, основа формирования национального
самосознания. Культура как способ познания человеком мира. Культурные
явления как «знаки культуры», ее язык. Культура как саморазвивающаяся
система. Взаимосвязь культурных и исторических явлений. Содержание
понятия «культурно-историческая эпоха». Механизмы саморазвития
культуры. Роль системы жизненных ценностей в формировании культурно
исторической эпохи. Понятия «культурный диалог» и «культурная
доминанта» в истории культуры. Культура как смысл истории. Роль культуры
в эпоху глобализирующегося мира. Формы организации и виды деятельности
обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с раздаточными
материалами, участие в дискуссии.
Тема 1. Мир культуры Древней Руси как ценностное основание
русской культуры (6 часов)
Особенности становления и факторы формирования культуры Древней
Руси. Специфика сельской общины и древнерусского города. Картина мира
древних славян и ее воплощение в языческих божествах. Ценностные
ориентации древнерусского человека. Принятие христианства как
исторический выбор русской культуры. Вхождение в мир Европы с помощью
Византии. Принятие Русью христианства как «культурный переворот»: новые
ценностные ориентации и их роль в становлении национального
самосознания. Феномен двоеверия в русской культуре: проблема

взаимоотношений христианства и язычества. «Золотой век» древнерусской
культуры. Письменность, «книжность» и «книжное учение». Рождение
литературы. Формы и темы литературного творчества. Храм и икона как образ
мира. Культура Руси как разнообразие возможностей. Киев как русский
Константинополь. Формирование языка храмового зодчества в Новгороде.
Символика архитектурного облика Владимира. Новые черты в
изобразительном искусстве. Своеобразие фресковой живописи и
самобытность иконописи Новгорода. Целостный образ культуры
домонгольской Руси. Формы организации и виды деятельности обучающихся.
Групповая и индивидуальная: работа с текстами, схемами и таблицами.
Коллективная: дискуссия по проблеме.
Тема 2. Русская культура в условиях борьбы за независимость и
единство в XIII—XV вв. (6 часов)
Изменение условий историко-культурного развития. Последствия
монголо- татарского нашествия. Варваризация культуры. Взаимосвязь
освободительных и объединительных идей в культуре в условиях борьбы за
независимость. Обращение к культурному наследию Киевской Руси. Москва
как преемница Киева и символ национального единства. Система ценностных
ориентаций в русской культуре XIV—XV вв. Новые черты в русской
книжности. Монастыри на Руси в XIV—XV вв. как центры книжного дела.
Житийная литература как форма духовного просветительства и ее герои.
Александр Невский, Дмитрий Донской — заступники Русской земли. Сергий
Радонежский,
Стефан
Пермский
—
духовные
подвижники.
Предвозрожденческие мотивы в живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев как
символы самоопределения русской культуры. Москва и Новгород как
культурные альтернативы. Москва и тема духовного и политического
единства Русской земли. Новгород и тема человеческой личности.
Новгородские и псковские ереси как демонстрация самоценности человека в
условиях формирования единой государственности. Новаторские черты
художественного творчества в Новгороде. Формы организации деятельности
обучающихся. Групповая: работа с текстами, выполнение проблемных
заданий; просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов.
Тема 3. Московское царство как культурная эпоха (10 часов)
Особенности историко-культурного процесса конца XV—XVI в.
Перспектива Возрождения: несостоявшееся или невозможное? Обсуждение
идеи свободы человека в русской общественной мысли в конце XV — начале
XVI в. «Лаодикийское послание» Федора Курицына. Рождение и культурное
содержание формулы «Москва -третий Рим». Начало «культурного

одиночества». Проблема соотношения власти светской и власти духовной в
спорах иосифлян и нестяжателей. Идея самодержавия в культуре Московского
царства. Трактовка царской власти в духовной литературе и переписке Ивана
IV и князя Андрея Курбского. Иерархия ценностей московского человека.
«Домострой». Традиционализм и переходный характер культуры
Московского царства. «Московская академия» Максима Грека. Тема
«самовластия» человека в спорах «книжных людей». Поиск царства Правды в
сочинениях Ф. Карпова и И. Пересветова. Книжная мудрость и книгопечатное
дело. Юродивый в русской культуре XVI в. — обличитель и заступник.
Художественный язык и эстетическая символика культуры Московского
царства. Московский Кремль как символ Московского царства. Складывание
единого общерусского национального стиля. Творчество Дионисия: новые
мотивы иконописи. Новации в художественном языке и унификация
культуры. Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая
и индивидуальная: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение
заданий; просмотр и обсуждение видеофильмов.
Тема 4. Русская культура на пороге Нового времени (6 часов)
Смута как начало выхода из средневекового времени русской культуры.
Процесс «обмирщения» культуры как доминанта культурной эпохи.
Мироощущение человека «бунташного века». Кризис средневековой системы
ценностей. Ослабление позиций церкви. Новые темы в народном творчестве.
Персонификация русской жизни в народной культуре. Рационализация
картины мира. Новая трактовка времени в исторических сочинениях XVII в.
Преодоление «культурного одиночества» как результат изменения
представления о пространстве. Культурный смысл церковного раскола.
Церковь, власть и секуляризация культуры. Нововведения патриарха Никона
и их восприятие обществом. Позиция протопопа Аввакума и его сторонников.
Культурные последствия раскола. Нравственное раздвоение русского
общества. Новые тенденции в литературном творчестве. Тема человека в
народной и житийной литературе. Миссия литературы барокко в русской
культуре XVII в. Просветительская литературная деятельность С. Полоцкого,
С. Медведева, К. Истомина. Новый язык изобразительного искусства. Поиск
национального художественного стиля в архитектуре. Московское барокко.
Новые явления в художественном творчестве. Парсунная живопись. С.
Ушаков. Десакрализация книги и книжного знания. Светская книга в жизни
русского общества. Развитие системы образования. Славяно-греко-латинская
академия. Смена внешних культурных ориентиров. Двойственность и
противоречивость культуры «бунташного века». Формы организации и виды

деятельности обучающихся. Групповая, индивидуальная: анализ текстов,
проблем, коллективное обсуждение, аргументация мнений и анализ
различных точек зрения.
Тема 5. Эпоха Просвещения в России (8 часов)
Культурное содержание термина «эпоха Просвещения». Смысл
культурного переворота Петровской эпохи. Проблема культурного
заимствования. Просветительская роль государства. Новые ценностные
ориентации. Практицизм и рационализм культуры Петровской эпохи.
Становление системы государственного светского образования. Модели
образования петровского времени. Профессиональная школа. Академическая
модель светского образования. Университетский проект Елизаветы Петровны.
Проекты воспитания и образования в эпоху Екатерины II. Создание системы
массового школьного образования. Реформа образования при Александре I.
Культурная значимость создания национальных основ просвещения в России.
Место светской книги в культуре XVIII в. Специфика развития книжного дела.
Формирование
новых
средств
информации.
Газета.
Календарь.
Просветительская миссия светской книги. Появление слоя «читающей
публики». Назидательность литературы и ее жанры. Проблема литературного
языка. Русские просветители XVIII в. и их роль в становлении культуры
европейского типа. «Ученая дружина» петровского времени. Русские
просветители второй половины XVIII в.: типы и судьбы (М.В. Ломоносов, Е.Р.
Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). Противоречивость культурного
процесса в Новое время. Диалог новых и традиционных культурных
ценностей. Становление государственной цензуры как завершение
формирования системы государственного просветительства в начале XIX в.
Проникновение европейского образования в провинцию. Появление различий
между столичной и провинциальной культурами. Формы организации и виды
деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с
раздаточными материалами, участие в дискуссии.
Тема 6. Художественный образ XVIII в. (6 часов)
Художественный образ века Просвещения как воплощение новых
ценностей. Проблема истоков светской живописи: заимствование и традиция.
Создание Академии художеств. Начало художественного образования.
Становление жанров светской живописи. Русский портрет XVIII в. — язык и
образ эпохи. Формирование национальной школы портретной живописи.
Феномен женского портрета. Особенности портретной живописи начала XIX
в. Русское барокко XVIII в. «Бюргерское» барокко в архитектуре Петербурга
петровского времени как воплощение нового образа России. Особенности

русского барокко середины XVIII в. Мастера и шедевры (Б.К. Растрелли, Ф.Б.
Растрелли, Д.В. Ухтомский). Мировоззренческие и художественные истоки
русского классицизма. Петербургский и московский классицизм. Русский
вариант барокко и классицизма в архитектуре второй половины XVIII в.
Формы организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с
текстами, выполнение проблемных заданий.
Тема 7«Золотой век» русской культуры (4 часа)
«Пушкинская эпоха» русской культуры. Духовные ценности и
приоритеты пушкинского времени. Загадка творчества А.С. Пушкина. Роль
творчества Пушкина в становлении национального самосознания. Культурная
жизнь российского общества в первой трети XIX в. Культурная доминанта
пушкинского времени. Классицизм и романтизм в художественной культуре.
Проблема культурного заимствования и собственные истоки ампира в России.
Особенности русского ампира. Создание имперского образа Петербурга.
Особенности творчества русских архитекторов (А.Д. Захаров, А.Н.
Воронихин, Ж. Тома де Томон). Художественный язык архитектуры К. Росси.
Ампир как «всеобщий стиль» русской культуры начала XIX в. Формы
организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и
индивидуальная: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий.
Тема 8. Дискуссия о национальной идее в 1830—1850-х гг. (6 часов)
Социальные и политические бури в Европе и новые тенденции в
сознании российского общества второй четверти XIX в. Рождение
государственной «русской идеи». Политика государства в области
просвещения и духовной жизни. Историко- культурные основы и содержание
формулы «официальной народности». Художественное воплощение
«государственной русской идеи». «Национальная идея» в общественной
мысли 1830—1850-х гг. Истоки формирования русской интеллигенции,
особенности ее положения в обществе. «Философическое письмо» П.Я.
Чаадаева и начало интеллектуальных дискуссий о «русской идее».
Размышления о культуре и судьбе России в спорах «славянофилов» и
«западников». Особенности интеллектуальной деятельности русской
интеллигенции в 1830—1850 гг. Формирование ведущей роли литературы и
литературно критики в культурном процессе. Открытия Н.В. Гоголя.
Культурная доминанта эпохи. Формы организации и виды деятельности
обучающихся. Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем,
коллективное обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек
зрения.

Тема 9. Традиционная культура в XIX в.: провинция, усадьба,
крестьянский мир (6 часов)
Содержание понятия «традиционная культура». Феномен российской
провинции. Особенности культурной среды провинциального города.
Механизмы функционирования и развития культуры провинциального города.
Образование и просветительство в провинции. Сферы художественного
творчества и «культурные герои» провинциального мира. Дворянская усадьба
как культурный феномен конца XVIII —начала XIX в. Усадьба как
«действующая модель идеального мира» дворянина. Элементы столичности и
провинциальности в усадебном укладе жизни, в художественном облике
барской усадьбы. Знаменитые «культурные гнезда»: Архангельское,
Остафьево, Тарханы и др. Неповторимость каждой усадьбы как результат
персонифицированности усадебной жизни. Крестьянский компонент
культуры дворянской усадьбы. Синтетизм усадебной культуры. Место и роль
дворянской усадебной культуры в становлении национального самосознания.
Содержание
понятия
«народная
культура».
Изменение
условий
существования культуры крестьянского мира в XIX в. Трансформация
традиционных, интеллектуальных и духовных ценностей крестьянской
культуры. Особенности художественного языка и образов крестьянской
культуры. Расцвет народных промыслов в XIX в. (Палех, Мстера, Федоскино,
Хохлома, городецкая роспись и др.). Традиции и новации в крестьянской
культуре XIX в. Формы организации и виды деятельности обучающихся.
Групповая и индивидуальная: работа с раздаточными материалами, участие в
дискуссии.
Тема 10. Русская культура второй половины XIX — начала XX в. (7
часов)
Демократический вариант русской культуры 1860 гг. Реформаторский
«дух времени» и его влияние на самосознание общества. Гласность и
цензурная реформа. Перемены в общественной жизни. Университеты как
центры просветительства и науки. Реформирование школьного дела. Эпоха
Великих реформ как третья волна просветительства в России. Усиление роли
интеллигенции в жизни общества. Роль литературы как «учителя жизни» в
обновляющемся обществе. Становление критического реализма в литературе.
И.С. Тургенев. Н.А. Некрасов. Ф.И. Тютчев. Формирование реализма в
живописи.
Феномен
«передвижничества».
Художественный
язык
передвижников. Явления и события общественной жизни в картинах
художников. Деятельность «Товарищества передвижных художественных
выставок». Передвижничество в музыкальной культуре. Меценатство как

составная часть демократической культуры второй половины XIX в. Кризис
передвижничества. Обогащение художественного языка в реалистической
живописи 1870—1890 гг. (В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.В.
Верещагин, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.Д.
Поленов, И.И. Левитан). Диалог центра и провинции в эпоху реформаторства.
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая,
индивидуальная: анализ текстов, проблем, коллективное обсуждение,
аргументация мнений и анализ различных точек зрения.
Итоговое занятие (1 час)
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Подготовка и
презентация учебного проекта.

11 класс – 68 часов
Введение. (2 часа)
Культура и человек в XX в. Катастрофичность XX в. в России в ее
культурных моделях. Массовая культура и массовая информация как
технологии современного общества. «Опасность информационной культуры»
для человека. Необходимость умения работать с большим объемом
культурной информации в современном мире. Необходимость поиска
культурного языка для диалога Запада и Востока в эпоху глобализирующегося
мира. Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая и
индивидуальная: работа с раздаточными материалами, участие в дискуссии.
Тема 1. «Новая» русская культура рубежа веков (12 часов)
Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки,
мировоззренческие истоки. «Новый гуманизм» в философии B.C. Соловьева.
«Сюжет человеческой души» в творчестве Ф.М. Достоевского. Декаданс как
реакция на уходящий век и как новый порыв национального духа. Всемирные
истоки художественной культуры Серебряного века. Новый интерес к
культуре античного мира. Возрождение национальных художественных
традиций: научное изучение русской старины, «открытие» русской иконы.
«Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в. Новое поколение
русской интеллигенции. Поиски и открытия в литературе. Символизм как
новое миропонимание и новая поэзия (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый).
«Молодое поколение» символистов 1910-х гг. (О.Э. Мандельштам, А.А.
Ахматова, С.М. Городецкий). Новые формы творческой жизни в начале XX в.
Философские и литературные объединения интеллигенции. Журналы «нового

искусства» и направления их деятельности. Многообразие и поисковый
характер культурного творчества начала XX в. Художественный язык
модерна. Движение «Мир искусства» как обновление культуры.
Самобытность стилистики «Голубой розы». «Союз русских художников» как
национальный вариант модерна. Особенности проявления модерна в
архитектуре. Модерн как «большой стиль» культуры начала XX в. Тяготение
к синтезу искусств. Идеология нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н.
Евреинов). Модерн начала XX в. как стиль жизни. Роль меценатства в
культурной жизни России конца XIX — начала XX в. Культура Серебряного
века как культура нового типа. Новые явления в классической культуре начала
XX в. Трансформация критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого.
«Литературная революция» А.П. Чехова. М. Горький как основатель нового
направления в литературе начала XX в. Формы организации деятельности
обучающихся. Групповая: работа с текстами, выполнение проблемных
заданий; просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов.
Тема 2. Условия появления и формы массовой городской культуры в
России (8 часов)
Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер
культурного движения. Новая техническая эпоха и развитие системы
начального образования. Основные формы и характерные черты массовой
культуры в начале XX в. Особенности художественного языка массовой
культуры. Культурный смысл искусства «авангарда». Предпосылки появления
авангарда в России, его ментальные и мировоззренческие основы. Основные
творческие и выставочные объединения художников-авангардистов.
«Бубновый валет» как экспериментальная площадка авангардного искусства.
Эксперименты художников авангардистов в области художественного языка
(П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Место и роль
авангарда в культуре России начала XX в. Футуризм как авангардистский
поиск в поэзии (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников). Кризис «русской идеи» в
начале XX в. Опыт первой русской революции в национальном самосознании.
Нарастание радикализма в общественном сознании в 1910-е гг. Сборник
«Вехи» как попытка изменить ценностные установки и тип общественного
поведения русской интеллигенции. Нравственные установки в самосознании
интеллигенции 1910-х гг. Поиски национальной идеи накануне Первой
мировой войны и революции. Формы организации и виды деятельности
обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с текстами, ответы на
вопросы, выполнение заданий.

Тема 3. Революция и судьба культуры (8 часов)
«Революционный романтизм» культуры. Утопическая картина
будущего в футуристическом проекте «Живое творчество масс». Идея и
программа проекта «Пролетарская культура». Активизация поиска новых
культурных форм и авангардного художественного языка. Новации
революционного авангарда в архитектуре и дизайне (В.Е. Татлин, К.С.
Мельников). Революция в театральном деле (В.Э. Мейерхольд) и
кинематографе (С.М. Эйзенштейн). Отношение новой власти к новаторским
экспериментам авангарда и судьбе культурного наследия. Культурная
политика советской власти в 1918—1920 гг. Создание государственных
органов по управлению культурой. Программа «культурной революции».
Эксперименты в области образования. План «монументальной пропаганды» и
причины его неудачи. Идеологические задачи и художественное творчество
1920-х гг. Содержание и символика массового политического плаката.
Главные тенденции новой культурной политики. Традиции Серебряного века
в культуре русской эмиграции. Культурная миссия русской пореволюционной
эмиграции. Формирование центров русского зарубежья. Интеллектуальный
мир и издательская деятельность. Литературная жизнь русского зарубежья.
Судьбы русского искусства. Русский авангард в контексте европейской
культуры. Русская музыкальная культура за рубежом. Место классического
наследия в культуре пореволюционной эмиграции: А.С. Пушкин как
культурный символ русского зарубежья. Вклад культуры русской эмиграции
в мировое творческое наследие. Формы организации и виды деятельности
обучающихся. Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем,
коллективное обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек
зрения.
Тема 4. Становление культуры советского общества в 1930—1940-е
гг. (10 часов)
Культура как средство и объект государственной политики. Введение
государственного контроля над духовной культурой и интеллигенцией.
Изживание литературного многообразия 1920-х гг. Литературное творчество
и идеологические задачи. Постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О
политике партии в области художественной литературы» и его влияние на
литературное творчество. Создание Ассоциации художников революционной
России (АХРР). Борьба за классовую чистоту художественного творчества.
Отказ от педагогических исканий 1920-х гг. Превращение образования в
средство политики. Формирование новой социалистической интеллигенции и

«перевоспитание» «старой». Государственный диктат над научной
деятельностью. Утверждение идеологического единства как главного
направления политики государства по отношению к культуре. Человек в
системе культуры советского общества. Классовое воспитание человека
нового общества. Картина мира и система ценностей советского человека.
Стиль жизни человека советской культуры. Иерархизация и унификация
жизненного пространства. Темы и герои литературы социалистического
реализма. Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в
живописи, в театральном искусстве, в архитектуре. Ценности и идеалы
советской культуры. Служение идее и свобода творчества в культуре
советского общества 1930— 1940-х гг. Культ слова в культуре. Мифы
советской культуры. Социалистический реализм как мировоззрение и как
художественный метод. Достижения и уроки культуры социалистического
реализма. Культура как основа формирования советского менталитета. Формы
организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами,
выполнение проблемных заданий.
Тема 5. Официальное и неофициальное пространство советской
культуры (10 часов)
Послевоенное советское общество как «общество надежд». Новая волна
борьбы с инакомыслием. Постановления ЦК ВКП (б) 1946—1948 гг. по
вопросам литературы и искусства как начало новой волны ужесточения
идеологического контроля над культурным творчеством. Кампания борьбы с
«космополитизмом» и ее результаты. Культурный эффект «оттепели».
Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества.
Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950—1960-х гг. Эффект
поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие» в
литературе как выражение сущностных черт «оттепели». «Новый мир» и
начало процесса десталинизации сознания советского общества. Поиск
возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве, в
кинематографе. Обращение к «отложенной» литературе 1920—1940-х гг.
Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации
культуры. Границы свободы творчества в период «оттепели». Библиотека
«отложенной литературы» 1960—1970-х гг. Феномен «самиздата».
«Шестидесятники» и начало кризиса общественного сознания. Судьбы И.А.
Бродского, А.А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть Родину.
Особенности стиля жизни советского человека 1960-х гг. Варианты
культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало
полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества. Культурное

«двоемирие»
1970—1980-х
гг.
Дистанцирование
официальной
государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна
идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности
культурного процесса в 1970—1980-е гг. Формы культурного сопротивления
огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт
поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970—1980- х
г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура.
Ирония и смех в культуре 1970—1980-х гг. Формы организации и виды
деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с текстами,
ответы на вопросы, выполнение заданий.
Тема 6. Историческое самосознание и ценностные ориентиры
постсоветского общества (8 часов)
Изменение внешних условий для культуры в середине 1980—1990-х гг.
Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в
условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры
перестроечного времени. Изменение образа национальной истории в
общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному
наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение
«локальной истории» как возможность осмысления истории через связь
времен. Духовный кризис человека и общества постсоветского времени.
Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества и
на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика»
социокультурного кризиса. Социальная направленность литературы и
искусства в 1990-е гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов и
жизненных ценностей. Роль средств массовой информации в общественном
движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информации
общества к функции развлечения. Формы организации и виды деятельности
обучающихся. Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем,
коллективное обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек
зрения.
Тема 7. Культурное пространство постсоветского общества (8
часов)
Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее
ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы в культуре
повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры в современном
мире. Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и
противоречивость современного культурного процесса. Трансформация
социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа современной России.

Обретение нового образа в театральном творчестве. Переосмысление
культурного наследия в изобразительном искусстве. Альтернативные формы
и темы современного творчества. Феномен «другой литературы». Причины
позиции «безыдейности» литературного творчества. Поиск новых форм
художественного творчества в конце XX—XXI в. Интеллектуальные
основания национального самосознания в современной культуре. Формы
организации и виды деятельности обучающихся. Групповая, индивидуальная:
анализ текстов, проблем, коллективное обсуждение, аргументация мнений и
анализ различных точек зрения.
Итоговое занятие (2 часа)
Формы организации и виды деятельности обучающихся. Защита
выполненных заданий, эссе, презентация.

Тематическое планирование
10 класс

№
п/п

Разделы и темы занятий

1-2

Введение. Культура как смысл
истории.

Кол- №
во
занятия
часов

2

Дата
Примеч
прохож
ание
дения
темы
занятия

1

Тема 1. Мир культуры Древней Руси как ценностное основание русской
культуры (6 часов)
3-4 Особенности становления и факторы
формирования культуры Древней
Руси. Картина мира древних славян и
ее
воплощение
в
языческих
божествах.

2

1

христианства
как
5-6 Принятие
исторический
выбор
русской
культуры. Вхождение в мир Европы
с помощью Византии.

2

2

7-8 «Золотой
культуры.

2

3

век»

древнерусской

Тема 2. Русская культура в условиях борьбы за независимость и единство в
XIII—XV вв. (6 часов)
Система ценностных ориентаций в
русской культуре XIV—XV вв.
Новые черты в русской книжности.

2

1

11- Монастыри на Руси в XIV—XV вв.
центры
книжного
дела.
12 как
Житийная литература как форма

2

2

910

духовного просветительства и ее
герои.
13- Москва и Новгород как культурные
14 альтернативы.

2

3

Тема 3. Московское царство как культурная эпоха (10 часов)
15- Рождение и культурное содержание
16 формулы «Москва -третий Рим».

2

1

17- Творчество Дионисия: новые мотивы
18 иконописи.

2

2

19- Московский Кремль как символ
20 Московского царства.

2

3

21- Книжная мудрость и книгопечатное
22 дело.

2

4

23- Творчество Дионисия: новые мотивы
Новации
в
24 иконописи.
художественном языке и унификация
культуры.

2

5

Тема 4. Русская культура на пороге Нового времени (6 часов)
25- Нравственное раздвоение русского
26 общества.

2

1

2728 Парсунная живопись.

2

2

29- Славяно-греко-латинская академия.
внешних культурных
30 Смена
ориентиров.

2

3

Тема 5. Эпоха Просвещения в России (8 часов)
31- Смысл культурного переворота
эпохи.
Проблема
32 Петровской
культурного заимствования.

2

1

33- Проекты воспитания и образования в
34 эпоху Екатерины II.

2

2

35- Русские просветители XVIII в. и их
в становлении культуры
36 роль
европейского типа.

2

3

37- Противоречивость
культурного
38 процесса в Новое время.

2

4

Тема 6. Художественный образ XVIII в. (6 часов)
жанров
светской
39- Становление
Русский портрет XVIII в.
40 живописи.
— язык и образ эпохи.

2

1

4142 Русское барокко XVIII в.

2

2

и
43- Мировоззренческие
истоки русского
44 художественные
классицизма.
Петербургский
и
московский классицизм.

2

3

Тема 7. «Золотой век» русской культуры (4 часа)
эпоха»
русской
45- «Пушкинская
культуры.
Духовные
ценности
и
46 приоритеты пушкинского времени.
Загадка творчества А.С. Пушкина.

2

1

47- Классицизм
и
романтизм
48 художественной культуре.

2

2

в

Тема 8. Дискуссия о национальной идее в 1830—1850-х гг. (6 часов)
49- Социальные и политические бури в
и новые тенденции в
50 Европе
сознании российского общества
второй четверти XIX в.

2

1

формирования
русской
51- Истоки
особенности ее
52 интеллигенции,
положения
в
обществе.
«Философическое письмо» П.Я.
Чаадаева и начало интеллектуальных
дискуссий о «русской идее».

2

2

ведущей
роли
53- Формирование
и литературно критики в
54 литературы
культурном процессе.

2

3

Тема 9. Традиционная культура в XIX в.: провинция, усадьба, крестьянский мир
(6 часов)
55- Особенности культурной
56 провинциального города.

среды

2

1

57столичности
и
58 Элементы
провинциальности в
усадебном

2

2

укладе жизни, в художественном
облике барской усадьбы.
59- Особенности художественного языка
образов крестьянской культуры.
60 и
Расцвет народных промыслов в XIX
в. (Палех, Мстера, Федоскино,
Хохлома, городецкая роспись и др.).

2

3

Тема 10. Русская культура второй половины XIX — начала XX в. (7 часов)
61- Эпоха Великих реформ как третья
62 волна просветительства в России.

2

1

63- Становление критического реализма
64 в литературе.

2

2

65- Обогащение художественного языка
реалистической живописи 1870—
67 в1890
гг.

3

3

68

1

1

Итоговое занятие.

Тематическое планирование
11 класс

№
п/п

Разделы и темы занятий

Колво
часов

№
занятия

Дата
Примеч
прохож ание
дения
темы
занятия

1-2

2
1
Введение.
Тема 1. «Новая» русская культура рубежа веков (12 часов)

Понятие «культура Серебряного
века» и ее хронологические рамки,
мировоззренческие истоки.
2
1
5-6 Возрождение
национальных 2
2
художественных традиций: научное
изучение
русской
старины,
«открытие» русской иконы.
7-8 Новые формы творческой жизни в 2
3
начале XX в. Философские и
литературные
объединения
интеллигенции.
9Модерн начала XX в. как стиль 2
4
10 жизни.
11- Роль меценатства в культурной 2
5
12 жизни России конца XIX — начала
XX в.
13- Новые явления в классической 2
6
14 культуре начала XX в.
Тема 2. Условия появления и формы массовой городской культуры в России (8
часов)
15- Факторы формирования массовой 2
1
16 культуры.
Город
как
лидер
культурного движения.
17- Основные формы и характерные 2
2
18 черты массовой культуры в начале
XX в.
19- Место и роль авангарда в культуре 2
3
20 России начала XX в.
21- Кризис «русской идеи» в начале XX 2
4
22 в. Опыт первой русской революции в
национальном самосознании.
Тема 3. Революция и судьба культуры (8 часов)
3-4

2324
2526
2728

«Революционный
романтизм» 2
культуры.
Культурная политика советской 2
власти в 1918—1920 гг.
Идеологические
задачи
и 2
художественное творчество 1920-х
гг.

1
2
3

29- Традиции Серебряного века в 2
4
30 культуре русской эмиграции.
Тема 4. Становление культуры советского общества в 1930—1940-е гг. (10
часов)
31- Культура как средство и объект 2
1
32 государственной
политики.
Изживание
литературного
многообразия 1920-х гг.
33- Человек
в
системе
культуры 2
2
34 советского общества. Классовое
воспитание
человека
нового
общества.
35- Служение идее и свобода творчества 2
3
36 в культуре советского общества
1930— 1940-х гг.
37- Феномен советского кино. Язык 2
4
38 социалистического
реализма
в
живописи, в театральном искусстве,
в архитектуре.
39- Социалистический
реализм
как 2
5
40 мировоззрение
и
как
художественный метод.
Тема 5. Официальное и неофициальное пространство советской культуры (10
часов)
41- Послевоенное советское общество 2
1
42 как «общество надежд».
43- Творчество
как
способ 2
2
44 сопротивления идеологизации и
унификации культуры.
45- Культурное «двоемирие» 1970— 2
3
46 1980-х гг.
47- Новая
волна
идеологизации 2
4
48 культурной
политики
после
«оттепели».
Особенности
культурного процесса в 1970—1980е гг.
49- Пространство
«неофициальной» 2
5
50 культуры 1970—1980- х г: авторская
песня,
«народный
театр»,

андеграунд,
этажная
бытовая
культура.
Тема 6. Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского
общества (8 часов)
51- Феномен
новой
гласности. 2
1
52 Трансформация
исторического
самосознания в условиях новой
социокультурной
ситуации.
трактовка «национальной идеи».
53- Публицистичность
культуры 2
2
54 перестроечного времени.
55- Кризис культурной идентичности на 2
3
56 уровне общества и на уровне
личности.
57- Этапы эволюции СМИ от функции 2
4
58 информации общества к функции
развлечения.
Тема 7. Культурное пространство постсоветского общества (8 часов)
5960

6162

6364
6566
6768

Формирование массовой культуры в
постсоветском обществе и ее
ценности.
Причины
снижения
культурного вкуса.
Фундаментальная
культура
в
структуре современной духовной
жизни
и
противоречивость
современного культурного процесса.
Альтернативные формы и темы
современного творчества.
Поиск новых форм художественного
творчества в конце XX—XXI в.

2

1

2

2

2

3

2

4

2

1

Итоговое занятие.

Преподавание курса «История развития российской культуры » ведется
по учебнику: «История русской культуры. 10 – 11 класс», авторы Н.П.
Берлякова, Е.Б. Фирсова, Москва, «Русское слово»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».