МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ "Талицкая СОШ №4" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Биология: практикум» 10 - 11 класс г. Талица 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем, что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на выбор профиля обучения. У обучающихся складывается первое представление о творческой научно- исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания. Данный курс содержательно связан с курсами математики, физики и химии, т. е. носит интегрированный характер и способствует развитию естественно-научного мировоззрения учащихся. Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно-исследовательской деятельности. Курс позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами: химией, физикой, географией и биологией, экологией. Данной рабочей программы позволяет: • для расширения содержания школьного биологического образования; • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области; • для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей; • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности. На занятиях данного курса, обучащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе средней школы. Рабочая программа курса «Общая биология: практикум» в 10 классе с углублённым изучением разработана на основании Федеральной программы среднего общего образования по биологии (углубленный уровень) и авторской программы среднего общего образования по биологии 10-11 классы (углубленный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2020. Общее число часов, отведённых для изучения данного курса, составляет 136 часов: в 10 классе – 68 часа (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часа (2 часа в неделю). Содержание программы 10 класс Введение (1ч) Раздел. I Биология как наука. Методы научного познания (3 ч) Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Общие признаки биологических систем. Уровни организации живой природы. Методы познания живой природы. Раздел. I I Молекулы и клетки(28ч) Цитология - наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры. Общая характеристика органических веществ. Строение белков, углеводов, липидов. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков, углеводов, липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Нуклеиновые кислоты. Строение, типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. АТФ, макроэргические связи. Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды. Опорнодвигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма. Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы. Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция. Генетический код и его свойства. Биосинтез белка. Удвоение ДНК. Принципы репликации. Теломераза. Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом. Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция. Раздел III Организм (38 ч) Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз. Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Эмбриогенез растений. Мейоз. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез. Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений. Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности. Закон расщепления. Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом. Наследование, сцепленное с полом. Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. Внеядерная наследственность. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез. Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость. Кариотип человека и хромосомные болезни. Селекция как наука. Основные методы селекции. Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология: её методы и направления. Биотехнология: достижения и перспективы развития. 11 класс Введение (1ч) Эволюция органического мира (23 ч) Возникновение и развитие Практическая работа №1 10 часов развитие эволюционной биологии -10 часов эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч) Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции. Возникновение и развитие человека — антропогенез (11 ч) Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Ното. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий. Организм и окружающая среда (6 ч) Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы. Сообщества и экосистемы (12ч) . Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы. Биосфера (2ч) Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Биологические основы охраны природы (4 ч) Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты освоения программы практикума: развивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. формирует целостное естественно-научное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки. формирует ценности здорового и безопасного образа жизни; формирует экологическую культуру, экологическое мышление, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям научным трудом, к занятиям экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты освоения программы практикума: В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи практической и лабораторной работы. Умение самостоятельно планировать этапы проведения практической или лабораторной работы, осознанно выбирать наиболее эффективные методики ее выполнения. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои способы, действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, рисунки для решения биологических экспериментальных задач. Смысловое чтение. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий. Предметные результаты оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии; устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук; обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости; проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов; выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни; устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности; делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК; сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла; выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки; обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов; определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла; решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования; раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний; сравнивать разные способы размножения организмов; характеризовать основные этапы онтогенеза организмов; выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе; обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции; характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции; устанавливать связь структуры и свойств экосистемы; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды; аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде; обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы; оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку; выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять; представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания. организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований; выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии; аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации; моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды; выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет. Эта группа результатов предполагает: овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области; умение решать, как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс №п/п Тема урока 1 Введение 2 3 4 5 Кол-во часов теория практ. Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 ч) Краткая история развития биологии. Система 1 биологических наук. Свойства живого. Уровни организации живого организма. П.Р Изготовление газеты «Жизнь как биологический феномен.» Методы изучения биологии. Лаб. работа № 1 «Микроскопия как метод биологического исследования» Раздел II. Молекулы и клетки(28 ч) История изучения клетки. Клеточная теория. 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Функциональная роль химических элементов клетки.Лаб.работа№2 «Химический состав клетки.» Неорганические вещества клетки. Лаб. работа № 3 «Плазмолиз и плазмолиз в клетках кожицы лука» Общая характеристика органических веществ. Липиды. Углеводы. Белки. Их биологическая роль. Лаб. работа№4 «Обнаружение белков, жиров, углеводов, витаминов» Общая характеристика органических веществ. Липиды. Углеводы. Белки. Их биологическая роль. Лаб. работа№4 «Обнаружение белков, жиров, углеводов, витаминов» Лаб. работа№5 «Растительная клетка, растительные ткани» Лаб. работа№6 «Животная клетка, ткани животных» Лаб. работа№7 «Рассматривание клеток грибов и бактерий на готовых препаратах» Лаб. работа№8 Каталитическая активность ферментов в живых тканях Нуклеиновые кислоты, их функции. Пр. работа № 2 «Сравнительная характеристика ДНК и РНК» Пр. работа № 3 «Решение задач по правилу Чаргаффа» Биологические мембраны. Мембранные органоиды. Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения. Лаб. работа№9 «Действие условий среды на поведение инфузорий» Практ. работа№4 «Размеры клеточных структур. Работа с микрофотографиями» Виртуальная лаб. работа № 10 «Органоиды клетки». Лаб. работа № 11 «Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах. Лаб. работа № 12 «Изготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Двумембранные органоиды клетки. Ядро клетки. 1 Хромосомы. Прокариотическая клетка. Лаб. работа № 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23-24 25,26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38-39 40 41 42 «Изучение клеток бактерий на готовых микропрепаратах». Многообразие и роль прокариот в биогеоценозах. Вирусы — неклеточная форма жизни. Жизненный цикл вирусов. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Г енетический код и его свойства. Пр. работа № 5 «Решение задач» Матричный синтез. Биосинтез белка. Пр. работа № 6 «Решение задач на биосинтез белка» Обмен веществ и превращение энергии. Этапы энергетического обмена. Спиртовое и молочнокислое брожение. Практикум решения задач по теме: «Энергетический обмен» Практикум решения задач по теме: «Фотосинтез». Обобщение темы « Молекулы и клетки». Итоговый тест за I полугодие Организм — единое целое. Деление клетки. Митоз. Значение митоза. Амитоз. Лаб. работа № 14 «Изучение митоза в клетках корешка лука (виртуально и или на готовых препаратах)» Бесполое размножение. Значение различных способов размножения. Половое размножение. Строение половых клеток. Мейоз. Пр. работа № 7 «Сперматогенез и овогенез» Значение мейоза. Пр. работа № 8 «Решение задач на определение числа хромосом и молекул ДНК в процессе деления клетки (митоз и мейоз)» Особенности гаметогенеза у растений. Пр. работа№9 «Работа с таблицами». Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Оплодотворение. Оплодотворение у покрытосеменных. Индивидуальное развитие организмов. Этапы онтогенеза у многоклеточных животных. 1 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52-53 54 55 56 57 58 59 Пр. работа№10 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». Этапы онтогенеза растений. Семинар. «Репродуктивное здоровье. Пострепродуктивный период. Контрольный тест по теме «Онтогенез организмов» Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.Пр. работа «Составление схем скрещивания. Решение генетических задач» Законы расщепления и чистоты гамет. Пр. работа № «Решение задач на первый и второй законы Менделя, закон чистоты гамет» Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Пр. работа№ «Решение задач на дигибридное скрещивание» Анализирующее скрещивание. Пр. работа № 11 «Решение задач на анализирующее скрещивание» Хромосомная теория наследственности. Вклад Т. Моргана в создание хромосомной теории наследственности. Пр. работа № 12 «Решение задач на сцепленное наследование». Пр. работа № 13 «Решение задач на сцепленное наследование и определение расстояния между генами». Современные представления о гене и геноме. Взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Пр. работа № 14 «Решение задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов и пенетрантность». Хромосомное определение пола Половые хромосомы и аутосомы. Пр. работа № 15 «Решение задач на сцепленное с полом наследование». Пр. работа № 16 «Решение задач на анализ родословных». Изменчивость: наследственная и енаследственная. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Модификационная изменчивость. Пр. работа № 17 «Изучение модификационной изменчивости на примере комнатных растений». Виды наследственной изменчивости. Типы мутаций. Лабораторная работа №17 «Кариотип человека. Хромосомные болезни человека» Итоговый тест Селекция как наука. Основные методы селекции. Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов. Пр. работа№ «Решение задач по теме: Селекция». Биотехнология: её методы и направления. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Пр. работа№ «Решение биотехнологических задач». 11класс №п/п Тема урока 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов теория практ. 1 Введение 1 Эволюция органического мира( 23 ч ) 2. Возникновение и развитие эволюционных идей. Палеонтологические, биогеографические, сравнительноанатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции 3 Практическая работа №1 Результаты искусственного отбора на примере сортов капусты 1 4 Экскурсия «Естественные и искусственные экосистемы» (окрестности школы) 1 5 Практикум решения задач «Возникновение и развитие эволюционных идей» 1 6 Тематическая контрольная работа№1 1 1 Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Лабораторная работа №1 Выявление изменчивости у особей одного вида 1 8 Генетическая структура популяций. Практическая работа № 2. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек 1 9 Генетическая структура популяций. Практическая работа № 2. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек 1 10 11 Случайные процессы в популяциях. Выпуск буклета 1 1 12 13 Контрольное тестирование № 2 «Движущие силы эволюции» Микро- и макроэволюция. Изготовление наглядного пособия «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции» Практическая работа № 4. Наблюдение и описание 7 14 Адаптация — результат естественного отбора. Практическая работа №3 Описание приспособленности организма и ее относительного характера особей вида по морфологическому (гербарии, коллекции насекомых) 1 1 1 критерию 15 Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе» (окрестности школы) 1 16 17 Практическая работа № 5 Ароморфозы у растений 1 Практическая работа № 6 Идиоадаптации у животных 18 Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции. Изготовление ЛЭП бука. 1 1 19 Единое древо жизни — результат Изготовление модели древа жизни эволюции. 1 20 Единое древо жизни — результат Изготовление модели древа жизни эволюции. 1 21 Практикум решения задач «Механизмы эволюции» 1 22 23 Практикум решения задач «Механизмы эволюции» Практикум решения задач «Механизмы эволюции» 1 24 Контрольное тестирование № 3 «Механизмы эволюции» Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч) 1 1 25 Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Изготовление плаката 1 26 Дискуссия «Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, 1 С. Аррениус)» 27 Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни 1 28 Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни 1 29 Работа над мини-проектом «Развитие жизни на Земле» 1 30 Работа над мини-проектом «Развитие жизни на Земле» 31 Практикум решения задач «Возникновение и развитие жизни на Земле» 1 1 32 Практикум решения задач «Возникновение и развитие жизни на Земле» 1 33 Контрольное тестирование № 4 «Происхождение и развитие жизни на Земле» 1 34 35 Возникновение и развитие человека — антропогенез (11 ч) Место человека в системе живого мира. Изготовление плаката Практическая работа № 8 Анализ и оценка различных 1 1 гипотез происхождения человека 36 Практическая работа № 8 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека 37 Эволюция человека 38 Дискуссия «Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и происхождение человека. 39 Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов древнейших, древних, современных людей 1 40 Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов древнейших, древних, современных людей 1 41 Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий 42 Контрольная работа № 5«Антропогенез» 1 1 1 1 1 43 Практикум решения задач «Происхождение человека» 1 44 Практикум решения задач «Происхождение человека» 1 45 Организм и окружающая среда ( 6 ч) Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. 46 Практическая работа № факторов среды обитания измерения 1 47 Практическая работа № 11 Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов Практическая работа № 12 Сравнение анатомического 1 48 10 Методы 1 1 строения растений разных мест обитания 49 Практическая работа № 1 3 Изучение экологических адаптаций человека 1 50 Контрольное тестирование окружающая среда» 1 № 6 «Организм и Сообщества и экосистемы ( 12ч) 51 Сообщество, экосистема, биоценоз 52 Практическая работа № 14 Составление схем передачи веществ и энергии 1 53 Практическая работа № местности (видовая и сезонные изменения, изменений) Практическая работа № 15 Описание экосистем своей пространственная структура, наличие антропологических 1 15 Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропологических изменений) Практическая работа № 16 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) 1 Практическая работа № 17 Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропологических изменений) Изготовление интерактивной таблицы «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» 1 Практикум решения экологических задач 1 54 55 56 57 58 1 1 1 59 Практикум решения экологических задач 1 60 1 61 Практикум решения экологических задач Практикум решения экологических задач 62 Практикум решения экологических задач 1 63 Биосфера (2ч) Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосфера и человек. 1 1 64 Практическая работа № 18 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения Биологические основы охраны природы ( 4 ч) 65 Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация 66 Экскурсия в Талицкий «Припышминские боры» Национальный парк 1 67 Экскурсия в Талицкий «Припышминские боры» Национальный парк 1 68 Итоговое повторение 1 1 1