Приложение 20 РП биология практикум

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого
городского округа
МКОУ "Талицкая СОШ №4"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Биология: практикум»
10 - 11 класс

г. Талица 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью
изучаемых тем, что способствует повышению интереса к познанию биологии и
ориентирует на выбор профиля обучения. У обучающихся складывается первое
представление о творческой научно- исследовательской деятельности,
накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Данный курс содержательно связан с курсами математики, физики и
химии, т. е. носит интегрированный характер и способствует развитию
естественно-научного мировоззрения учащихся. Программа курса носит
практико-ориентированный характер с элементами научно-исследовательской
деятельности.
Курс позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами:
химией, физикой, географией и биологией, экологией.
Данной рабочей программы позволяет:
•
для
расширения
содержания
школьного
биологического
образования;
•
для повышения познавательной активности обучающихся в
естественно-научной области;
•
для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его
способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов
и потребностей;
•
для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в
различных областях образовательной, творческой деятельности.
На занятиях данного курса, обучащиеся смогут выполнить множество
лабораторных работ и экспериментов по программе средней школы.
Рабочая программа курса «Общая биология: практикум» в 10 классе с
углублённым изучением разработана на основании Федеральной программы
среднего общего образования по биологии (углубленный уровень) и авторской
программы среднего общего образования по биологии 10-11 классы
(углубленный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение,
2020.
Общее число часов, отведённых для изучения данного курса, составляет
136 часов: в 10 классе – 68 часа (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часа (2 часа в
неделю).

Содержание программы
10 класс
Введение (1ч)
Раздел. I
Биология как наука. Методы научного познания (3 ч)
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Общие
признаки биологических систем. Уровни организации живой природы. Методы
познания живой природы.
Раздел. I I
Молекулы и клетки(28ч)
Цитология - наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория.
Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как
целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке
и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.
Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры. Общая
характеристика органических веществ. Строение белков, углеводов, липидов.
Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков,
углеводов, липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты.
Нуклеиновые кислоты. Строение, типы нуклеиновых кислот. Функции
нуклеиновых кислот. АТФ, макроэргические связи.
Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды. Опорнодвигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма,
анаболизма, катаболизма. Источники энергии для живых организмов.
Автотрофы
и гетеротрофы. Фиксация энергии солнечного света растениями.
Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза.
Фотолиз
воды.
Темновая
фаза
фотосинтеза.
Хемосинтез.
Роль
хемосинтезирующих бактерий на Земле. Цикл Кребса. Окислительное
фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая
информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция. Генетический
код и его свойства. Биосинтез белка. Удвоение ДНК. Принципы репликации.
Теломераза.
Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.
Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека.

Обратная транскрипция.
Раздел III
Организм (38 ч)
Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и
митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Эмбриогенез
растений.
Мейоз. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки.
Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле.
Партеногенез. Образование половых клеток у животных и растений.
Оплодотворение у животных и растений.
Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г.
Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности. Закон
расщепления.
Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого
наследования. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов.
Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных
генов.
Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные
методы картирования хромосом. Наследование, сцепленное с полом.
Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная
изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и
соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность. Причины возникновения мутаций.
Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.
Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные
признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.
Кариотип человека и хромосомные болезни.
Селекция как наука. Основные методы селекции. Достижения селекции
растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология: её методы и
направления.
Биотехнология: достижения и перспективы развития.
11 класс
Введение (1ч)
Эволюция органического мира (23 ч)
Возникновение и развитие Практическая работа №1 10 часов развитие
эволюционной биологии -10 часов эволюционных идей. Эволюционная теория
Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной

теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С.
Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические,
сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства
эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая
изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди —
Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций.
Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба
за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.
Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат
естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии
вида.
Пути
видообразования.
Аллопатрическое
и
симпатрическое
видообразование. Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические
основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая
дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический
прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.
Возникновение и развитие человека — антропогенез (11 ч)
Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические,
этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства
родства человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о
происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые
представители рода Ното. Неандертальский человек. Место неандертальцев в
эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека.
Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная
деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих
индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции
человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании
расовых признаков. Критика расистских теорий.
Организм и окружающая среда (6 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон
толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система.
Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как
система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы (12ч)
. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы.
Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды.
Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах.
Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ.

Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость
экосистем. Земледельческие экосистемы.
Биосфера (2ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество
и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные
антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития
биосферы.
Биологические основы охраны природы (4 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины
вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция.
Сохранение экосистем.
Биологический мониторинг и биоиндикация.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы практикума:
развивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию; к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
формирует
целостное
естественно-научное
мировоззрение,
соответствующего современному уровню развития науки.
формирует ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирует экологическую культуру, экологическое мышление, опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям научным трудом, к занятиям экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы практикума:
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи
практической и лабораторной работы.
Умение самостоятельно планировать этапы проведения практической или
лабораторной работы, осознанно выбирать наиболее эффективные методики ее
выполнения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
способы, действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы, рисунки для решения биологических экспериментальных задач.
Смысловое чтение. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно коммуникационных технологий.
Предметные результаты
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в
развитии науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины
мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических
понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими
понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека,
применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать
границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии:
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней
организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических
макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и
иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле
белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде,
принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах
матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и
сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках
многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных
царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и
органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;
сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих
в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на
разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в
том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание,
применяя законы наследственности и закономерности сцепленного
наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать
необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

выявлять причины и существенные признаки модификационной и
мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и
искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов
растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя
синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как
систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим
проблемам и поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия
сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований
в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную
оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и
аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического
содержания.
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую
деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом
этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей
разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде
схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских
задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и
экологии;

аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп
факторов окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия
антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы
снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и
повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Эта группа результатов предполагает:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых
строится данная предметная область, распознавание соответствующих им
признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к
изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
умение решать, как некоторые практические, так и основные теоретические
задачи, характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как целостной
теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными
областями знаний.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№п/п
Тема урока
1
Введение

2
3

4

5

Кол-во часов
теория практ.

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного
познания (3 ч)
Краткая история развития биологии. Система 1
биологических наук.
Свойства живого. Уровни организации живого
организма. П.Р Изготовление газеты «Жизнь как
биологический феномен.»
Методы изучения биологии. Лаб. работа № 1
«Микроскопия
как
метод
биологического
исследования»
Раздел II. Молекулы и клетки(28 ч)
История изучения клетки. Клеточная теория.
1

1

1

6
7
8

9

10
11
12
13
14

15
16

17
18

19
20

Функциональная роль химических элементов
клетки.Лаб.работа№2 «Химический состав клетки.»
Неорганические вещества клетки. Лаб. работа № 3
«Плазмолиз и плазмолиз в клетках кожицы лука»
Общая характеристика органических веществ.
Липиды. Углеводы. Белки. Их биологическая роль.
Лаб. работа№4 «Обнаружение белков, жиров,
углеводов, витаминов»
Общая характеристика органических веществ.
Липиды. Углеводы. Белки. Их биологическая роль.
Лаб. работа№4 «Обнаружение белков, жиров,
углеводов, витаминов»
Лаб. работа№5 «Растительная клетка, растительные
ткани»
Лаб. работа№6 «Животная клетка, ткани животных»
Лаб. работа№7 «Рассматривание клеток грибов и
бактерий на готовых препаратах»
Лаб.
работа№8
Каталитическая
активность
ферментов в живых тканях
Нуклеиновые кислоты, их функции.
Пр. работа № 2 «Сравнительная характеристика
ДНК и РНК»
Пр. работа № 3 «Решение задач по правилу
Чаргаффа»
Биологические мембраны. Мембранные органоиды.
Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы.
Клеточные включения. Лаб. работа№9 «Действие
условий среды на поведение инфузорий»
Практ. работа№4 «Размеры клеточных структур.
Работа с микрофотографиями»
Виртуальная лаб. работа № 10 «Органоиды клетки».
Лаб. работа № 11 «Наблюдение клеток растений и
животных на готовых микропрепаратах. Лаб. работа
№ 12 «Изготовление и описание микропрепаратов
клеток растений»
Двумембранные органоиды клетки. Ядро клетки. 1
Хромосомы.
Прокариотическая клетка. Лаб. работа № 13

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

21
22

23-24
25,26
27
28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38-39

40

41
42

«Изучение
клеток
бактерий
на
готовых
микропрепаратах».
Многообразие и роль прокариот в биогеоценозах.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Жизненный
цикл вирусов. Меры профилактики распространения
вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Г енетический код и его свойства. Пр. работа № 5
«Решение задач»
Матричный синтез. Биосинтез белка. Пр. работа № 6
«Решение задач на биосинтез белка»
Обмен веществ и превращение энергии. Этапы
энергетического
обмена.
Спиртовое
и
молочнокислое брожение.
Практикум решения задач по теме: «Энергетический
обмен»
Практикум решения задач по теме: «Фотосинтез».
Обобщение темы « Молекулы и клетки».
Итоговый тест за I полугодие
Организм — единое целое. Деление клетки.
Митоз. Значение митоза. Амитоз.
Лаб. работа № 14 «Изучение митоза в клетках
корешка лука (виртуально и или на готовых
препаратах)»
Бесполое размножение. Значение различных
способов размножения.
Половое размножение. Строение половых клеток.
Мейоз. Пр. работа № 7 «Сперматогенез и овогенез»
Значение мейоза.
Пр. работа № 8 «Решение задач на определение
числа хромосом и молекул ДНК в процессе деления
клетки (митоз и мейоз)»
Особенности гаметогенеза у растений. Пр. работа№9
«Работа с таблицами». Чередование гаплоидной и
диплоидной стадий в жизненном цикле.
Оплодотворение.
Оплодотворение
у
покрытосеменных.
Индивидуальное развитие организмов. Этапы
онтогенеза у многоклеточных животных.

1
1

2
3

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
2

1

1
1

43

44
45
46
47

48

49

50

51
52-53

54

55
56
57

58
59

Пр. работа№10 «Выявление признаков сходства
зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство их родства».
Этапы онтогенеза растений.
Семинар.
«Репродуктивное
здоровье.
Пострепродуктивный период.
Контрольный тест по теме «Онтогенез организмов»
Генетика
—
наука
о
закономерностях
наследственности и изменчивости. Г. Мендель —
основоположник генетики.
Моногибридное
скрещивание.
Закон
доминирования.Пр. работа «Составление схем
скрещивания. Решение генетических задач»
Законы расщепления и чистоты гамет. Пр. работа №
«Решение задач на первый и второй законы Менделя,
закон чистоты гамет»
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Пр. работа№ «Решение задач на дигибридное
скрещивание»
Анализирующее скрещивание. Пр. работа № 11
«Решение задач на анализирующее скрещивание»
Хромосомная теория наследственности.
Вклад Т. Моргана в создание хромосомной теории
наследственности. Пр. работа № 12 «Решение задач
на сцепленное наследование».
Пр. работа № 13 «Решение задач на сцепленное
наследование и определение расстояния между
генами».
Современные представления о гене и геноме.
Взаимодействия аллельных и неаллельных генов.
Пр. работа № 14 «Решение задач на взаимодействие
аллельных и неаллельных генов и пенетрантность».
Хромосомное
определение
пола
Половые
хромосомы и аутосомы.
Пр. работа № 15 «Решение задач на сцепленное с
полом наследование».
Пр. работа № 16 «Решение задач на анализ
родословных».
Изменчивость: наследственная и енаследственная.

1

1
1
1
1

1

1

1

1
2

1

1
1
1

1
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68

Модификационная изменчивость. Пр. работа № 17
«Изучение модификационной изменчивости на
примере комнатных растений».
Виды наследственной изменчивости.
Типы мутаций.
Лабораторная работа №17 «Кариотип человека.
Хромосомные болезни человека»
Итоговый тест
Селекция как наука. Основные методы селекции.
Достижения селекции растений, животных и
микроорганизмов.
Пр. работа№ «Решение задач по теме: Селекция».
Биотехнология: её методы и направления.
Биотехнология:
достижения
и
перспективы
развития.
Пр.
работа№
«Решение
биотехнологических задач».

11класс
№п/п

Тема урока

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во часов
теория практ.

1

Введение

1

Эволюция органического мира( 23 ч )
2.

Возникновение и развитие эволюционных идей.
Палеонтологические, биогеографические,
сравнительноанатомические, эмбриологические и
молекулярные свидетельства эволюции

3

Практическая работа №1 Результаты искусственного
отбора на примере сортов капусты

1

4

Экскурсия «Естественные и искусственные
экосистемы» (окрестности школы)

1

5

Практикум решения задач «Возникновение и
развитие эволюционных идей»

1

6

Тематическая контрольная работа№1

1

1

Популяция — элементарная единица эволюции.
Внутривидовая изменчивость. Лабораторная работа
№1 Выявление изменчивости у особей одного вида

1

8

Генетическая структура популяций. Практическая
работа № 2. Анализ генетической изменчивости в
популяциях домашних кошек

1

9

Генетическая структура популяций. Практическая
работа № 2. Анализ генетической изменчивости в
популяциях домашних кошек

1

10
11

Случайные процессы в популяциях. Выпуск буклета

1
1

12
13

Контрольное тестирование № 2 «Движущие силы
эволюции»
Микро- и макроэволюция. Изготовление наглядного
пособия «Сравнительная характеристика микро- и
макроэволюции»
Практическая работа № 4. Наблюдение и описание

7

14

Адаптация — результат естественного отбора.
Практическая работа №3 Описание приспособленности
организма и ее относительного характера

особей вида по морфологическому
(гербарии, коллекции насекомых)

1
1
1

критерию

15

Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения
в природе» (окрестности школы)

1

16
17

Практическая работа № 5 Ароморфозы у растений

1

Практическая работа № 6 Идиоадаптации у животных

18

Сравнительная характеристика путей и направлений
эволюции. Изготовление ЛЭП бука.

1
1

19

Единое древо жизни — результат
Изготовление модели древа жизни

эволюции.

1

20

Единое древо жизни — результат
Изготовление модели древа жизни

эволюции.

1

21

Практикум решения задач «Механизмы эволюции»

1

22
23

Практикум решения задач «Механизмы эволюции»
Практикум решения задач «Механизмы эволюции»

1

24

Контрольное тестирование № 3 «Механизмы
эволюции»
Возникновение и развитие жизни на Земле (9 ч)

1

1

25

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы
возникновения жизни. Изготовление плаката

1

26

Дискуссия «Различные гипотезы возникновения жизни
на
Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский,

1

С. Аррениус)»
27

Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных
гипотез происхождения жизни

1

28

Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных
гипотез происхождения жизни

1

29

Работа над мини-проектом «Развитие жизни на Земле»

1

30

Работа над мини-проектом «Развитие жизни на Земле»

31

Практикум решения задач «Возникновение и развитие
жизни на Земле»

1
1

32

Практикум решения задач «Возникновение и развитие
жизни на Земле»

1

33

Контрольное тестирование № 4 «Происхождение и
развитие жизни на Земле»

1

34
35

Возникновение
и
развитие
человека
—
антропогенез (11 ч)
Место человека в системе живого мира. Изготовление
плаката
Практическая
работа № 8 Анализ и оценка различных

1
1

гипотез происхождения человека
36

Практическая работа № 8 Анализ и оценка различных
гипотез происхождения человека

37

Эволюция человека

38

Дискуссия «Митохондриальная Ева»: молекулярная
биология и происхождение человека.

39

Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов
древнейших, древних, современных людей

1

40

Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов
древнейших, древних, современных людей

1

41

Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в
формировании расовых признаков. Критика расистских
теорий

42

Контрольная работа № 5«Антропогенез»

1
1
1

1

1

43

Практикум решения задач «Происхождение человека»

1

44

Практикум решения задач «Происхождение человека»

1

45

Организм и окружающая среда ( 6 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические
факторы.

46

Практическая работа №
факторов среды обитания

измерения

1

47

Практическая работа № 11 Выявление приспособлений
организмов к влиянию различных экологических
факторов
Практическая работа № 12 Сравнение анатомического

1

48

10

Методы

1

1

строения растений разных мест обитания
49

Практическая работа № 1 3 Изучение экологических
адаптаций человека

1

50

Контрольное тестирование
окружающая среда»

1

№

6

«Организм

и

Сообщества и экосистемы ( 12ч)
51

Сообщество, экосистема, биоценоз

52

Практическая работа № 14 Составление схем передачи
веществ и энергии

1

53

Практическая работа №
местности (видовая и
сезонные изменения,
изменений)
Практическая работа №

15 Описание экосистем своей
пространственная структура,
наличие антропологических

1

15 Описание экосистем своей
местности (видовая и пространственная структура,
сезонные изменения, наличие антропологических
изменений)
Практическая работа № 16 Исследование изменений в
экосистемах на биологических моделях (аквариум)

1

Практическая работа № 17 Описание агроэкосистем
своей местности (видовая и пространственная
структура,
сезонные
изменения,
наличие
антропологических изменений)
Изготовление интерактивной таблицы «Сравнительная
характеристика экосистем и агроэкосистем»

1

Практикум решения экологических задач

1

54

55
56

57
58

1

1

1

59

Практикум решения экологических задач

1

60

1

61

Практикум решения экологических задач
Практикум решения экологических задач

62

Практикум решения экологических задач

1

63

Биосфера (2ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Биосфера и человек.

1

1

64

Практическая работа № 18 Анализ и оценка
последствий собственной деятельности в окружающей
среде, глобальных экологических проблем и путей их
решения
Биологические основы охраны природы ( 4 ч)

65

Сохранение
и
поддержание
биологического
разнообразия. Причины вымирания видов и популяций.
Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение
экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация

66

Экскурсия
в
Талицкий
«Припышминские боры»

Национальный

парк

1

67

Экскурсия
в
Талицкий
«Припышминские боры»

Национальный

парк

1

68

Итоговое повторение

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».