Приложение 23 РП астрономия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Талицкая СОШ №4"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим
объединением учителей

Директор МКОУ
«Талицкая СОШ № 4»

________________________

________________________

Кокоулина Т.М.
[Номер приказа] от «30»
августа 2023 г.

Волкова Н.И.
[Номер приказа] от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Астрономия»
для обучающихся 11 класса

г. Талица 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы для среднего общего образования, по программе
Страута Е.К для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа
ориентирована
на
использование
учебника
«Астрономия.
Базовый
уровень.11класс» авторов Б.А. Воронцова – Вельяминова, Е.К. Страута, М.:
«Дрофа».
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который,
завершая физико-математическое образование выпускников средней школы,
знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной
и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время
важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о
единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной
Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия является
предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального
компонента.
Цели и задачи:
●
осознание
принципиальной
роли
астрономии
в
познании
фундаментальных
законов
природы
и
формировании
современной
естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем,
строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах
Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение
небесных тел принципами определения местоположения и времени по
астрономическим
объектам,
навыками
практического
использования
компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном
пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием
различных источников информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;

● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно
физико-математических знаний для объективного анализа устройства
окружающего мира на примере достижений современной астрофизики,
астрономии и космонавтики.
В процессе обучения астрономии обеспечивается формирование у
школьников
естественнонаучной грамотности,
креативного мышления,
глобальной компетенции. Схема естественнонаучная грамотность (потребность
— цель — способ — результат) позволяет наиболее органично решать задачи
установления связей между образовательным и жизненным пространством,
образовательными результатами, полученными при изучении различных
предметных областей, а также собственными образовательными результатами
(знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и
жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучная грамотность
позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия
прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов,
начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях
продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким
образом, предметные задачи в курсе астрономии в формате PISA позволяет
формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых
для разумной организации собственной жизни, создаёт условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
На изучение учебного предмета астрономия в 11 классе отводится 1 час в
неделю, 34 часа в год
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии
цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Структура и масштабы
Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и
космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как
источник информации о природе и свойствах небесных телах. Практическое
применение астрономических исследований. Космические аппараты. История
развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли,
полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Практические основы астрономии (8 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые
точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Суточное
движение светил. Видимое движение звезд на различных географических

широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических
координат наблюдателя. Кульминация светил. Движение Земли вокруг Солнца.
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы
Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Всемирное и поясное время.
Строение Солнечной системы (8 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление
гелиоцентрической системы мира.
Солнечная
система.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический
(звездный) периоды обращения планет. Противостояние и соединение планет.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Гипотезы происхождения Солнечной системы. Планета. Спутник. Земля и Луна
— двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела
Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (4 ч)
Основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы.
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии
Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность: пятна, вспышки,
протуберанцы, и ее влияние на Землю. Периодичность солнечной активности.
Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь.
Разнообразие звёздных характеристик и их закономерности. Годичный параллакс
и расстояния до звезд. Парсек, световой год, астрономическая единица.
Внутренне строение и источники энергии звёзд. Происхождение химических
элементов. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Спектральный анализ. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость»
(«цвет — светимость»). Спектральная классификация звёзд. Звёздная величина.
Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты.
Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные,
вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Чёрная дыра. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы, её этапы и конечные стадии. Закон
смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

Наша Галактика. Ее размеры, состав и структура. Звездные скопления.
Межзвёздный газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Положение и
период обращения Солнца относительно центра Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная
материя).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.
Личностные результаты
Личностные результаты отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
2.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;

–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.

3.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической
терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой
области.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
уметь:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной,
получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и
спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины
возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа,
взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием
диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие
звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное
смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний
и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной
массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:
Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,
Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения
Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного
пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых
лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете,
научно-популярных статьях.
Тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.

Название темы урока

Количество
часов
Предмет астрономии
2
Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает астрономия.
1
Наблюдения – основа астрономии.
1
Практические основы астрономии
8
Звезды и созвездия.
1
Небесные координаты. Звездные карты.
1
Видимое движение звезд на различных географических
1
широтах.
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.
1
Движение и фазы Луны.
1
Затмения Солнца и Луны.
1
Время и календарь.
1
Контрольная работа №1 по теме «Основы практической
1
астрономии».
Строение Солнечной системы
8
Развитие представлений о строении мира.
1
Конфигурации планет.
1
Синодический период.
1
Законы движения планет Солнечной системы.
1
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
1
Движение небесных тел под действием силы тяготения.
1
Движение искусственных спутников и космических аппаратов в
1
Солнечной системе.
Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной
1
системы»
Природа тел Солнечной системы
8
Общие характеристики планет.
1
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
1
происхождение.
Система Земля-Луна.
1
Планеты земной группы.
1
Далекие планеты.
1
Малые тела Солнечной системы.
1
Метеоры, болиды, метеориты.
1
Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной
1
системы».
Солнце и Звезды
4
Солнце - ближайшая звезда.
1
Расстояние до звезд. Характеристики изучения звезд.
1
Масса и размеры звезд.
1
Переменные и нестационарные звезды.
1

31.
32.
33.
34.

Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика.
Другие звездные системы — галактики.
Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной.
Повторение.

4
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».