ДОП ДЮП

1

Содержание
1.
Основные характеристики программы……………………………....3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..….3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………...…6
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план…………………………..…….……..…..7
Содержание учебного (тематического) плана ……………………….....8
1.4. Панируемые результаты ……………………………………………......19
2.
Организационно-педагогические
условия
реализации
программы……………………………………………………………………..22
2.1. Календарный учебный график……………………………………….....22
2.2. Условия реализации программы……………………………….…….…22
2.3. Формы подведения итогов реализации программы…………………...23
2.4. Оценочные материалы ……………….…………………….……..……24
2.5. Методические материалы……………………………………………….27
Аннотация……………………………………………………………....28
Нормативно-правовое обеспечение программы...…………….….. 29
Список литературы…………………………………………………....30

2

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа ДЮП «Спасатель»
разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от
09.11.2018 года «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» с изменениями на 30.09.2020 г.;
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Признается
утратившим силу приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания".
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и
масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий,
природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей
стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%,
материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению
более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них
более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях
зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140
млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине
нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65%
пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том,
что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами обучающиеся небрежно относятся к своей безопасности,
слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Программа ДЮП «Спасатель» предназначена для ознакомления
обучающихся с ППБ, а также для приобретения ими умения правильно
действовать в случае обнаружения пожара.
Актуальность программы обусловлена тем, что причиной пожаров
3

становится незнание обучающимися элементарных правил поведения при
пожаре и отсутствие навыков обращения с огнѐм, огнеопасными предметами и
материалами, которые могут явиться источником загорания. В этой связи свою
значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей
может и должна сыграть школа. Научить обучающихся основам безопасной
жизнедеятельности сегодня — это фундамент пожарной безопасности
будущего.
Отличительной особенностью программы является еѐ вариативность:
возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем;
связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Практические
задания
способствуют
развитию
творческих
способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса
профессии пожарного.
Педагогическая целесообразность очевидна, так как программа ДЮП
«Борцы с огнѐм» создаѐтся в целях совершенствования системы обучения
школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации,
пропаганды пожарно- технических знаний и реализации иных задач,
направленных на предупреждениепожаров и умение действовать при пожаре.
Новизна и современность данной работы в том, что обучающиеся
получают не только необходимые знания и навыки по обеспечению пожарной
безопасности,
но
воспитывают
в
себе
необходимые
качества
законопослушного гражданина. Воспитание утерянной культуры безопасного
поведения, умения вести себя правильно для того, чтобы избежать
пожароопасности, защитить себя во время возникновения пожара, является
актуальным и значимым в наши дни. Ведь привычка, доведенная до
автоматизма, избавляет от многих сложностей.
Направление программы: социально – гуманитарная.
Срок реализации программы: курс обучения составляет 34 часа в
год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Из них:
теоретические занятия - 17 часов;
практические занятия - 17 часов.
Программа предназначена для обучающихся 11-15 лет.
Форма обучения - групповая.
Основные методы и формы организации данного курса — это обучение,
применение знаний на практике через показательные выступления, просмотр
учебных видеофильмов, работу с Интернет-ресурсами, встречи с
4

сотрудниками противопожарной службы. Данная программа даѐт
обучающимся необходимый объём знаний по основным направлениям
пожарного дела, формирует умения и навыки пожаробезопасного поведения
в различных ситуациях. Работа на занятиях также направлена на развитие
творческого мышления, логических, технологических и физических
способностей каждого обучающегося.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных
занятий:
I.
Теоретические занятия:

Учебные занятия в образовательной организации по изучению
теоретического материала, заложенного программой подготовки;

Инструктажи, проводимые с членами дружины юных пожарных.
II. Практические занятия:
•
занятия по формированию практических умений и навыков;
•
выполнение членами дружины юных пожарных фактических задач в
рамках планов, утвержденных для работы ДЮП на текущий год;
•
очное участие членов дружины юных пожарных в различных
мероприятиях, спортивных соревнованиях, сборах и т.п.;
•
инструкторско-методическая деятельность: проведение занятий с
составом ДЮП;
•
профилактическая деятельность: дозоры;
•
творческая деятельность, предполагающая личное участие и
взаимодействие с другими членами дружины юных пожарных;
•
организационно-управленческая деятельность: участие в работе общих
собраний, делопроизводство ДЮП (подготовка и оформление документов по
направлению деятельности ДЮП в рамках своих компетенций),
осуществление руководства проектами и личным составом ДЮП;
Формы взаимодействия с пожарной охраной:
•
организация экскурсий в пожарные части, музеи;
•
организация встреч с действующими сотрудниками пожарной охраны,
ветеранами пожарной охраны и иными специалистами МЧС России;
•
организация практических занятий, тренировок под руководством
сотрудников пожарной охраны и иных специалистов МЧС России с
использованием специального оборудования;
•
организация показательных выступлений сотрудниками пожарной
охраны и иными специалистами МЧС России;
•
привлечение сотрудников пожарной охраны, ветеранов пожарной
охраны, иных специалистов МЧС России к мероприятиям в качестве почетных
гостей, судей (на конкурсах, соревнованиях), инструкторов и т.п.
5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие культуры безопасности и навыков
безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре.
Задачи:
1. Воспитание у подрастающего поколения высокого
чувства
патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к
профессии пожарного;
2. Повышение образовательного уровня детей и участие их в
обеспечении пожарной безопасности;
3. Развитие коммуникативных, организаторских и творческих
способностей детей;
4. Содействие в профессиональной ориентации детей.
В рамках программы будет проводиться следующая работа:
 организация и проведение рейдов, проверок противопожарного
состояния в образовательных организациях;
 проведение противопожарной пропаганды;
 участие в распространении наглядно-изобразительных тематических
материалов;
 участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов
и спортивных (военно-спортивных) игр;
 осуществление подготовки юных пожарных к действиям при
возникновении пожара;
 приобретение навыков и умений работы с первичными средствами
пожаротушения;
 ознакомление с пожарными автомобилями и пожарно-техническим
вооружением, средствами сообщения о пожаре, системами обнаружения и
тушения пожаров;
 проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин;
 организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами
пожарной охраны, с спортсменами по пожарно-прикладному спорту.

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
6

№

Тематическое
планирование

Количество часов

Всего
Теория
Раздел 1. Пожарно-профилактическая подготовка
1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

Тема 1. Историческая
2
справка о развитии
пожарной охраны и
добровольных пожарных
организаций. Героизм
профессии.
Тема 2. Организация
2
деятельности дружин
юных пожарных.
Тема 3. Огонь друг и враг
2
человека. Основные
характеристики горючей
среды и источников
зажигания.
Тема 4. Причины пожаров и
2
их последствия.
Тема 5. Общие требования
2
правил пожарной
безопасности.
Тема 6. Противопожарный
2
режим
образовательных
организаций.
Знаки пожарной
безопасности.
Тема 7. Действия при
2
возникновении пожара.
Эвакуация из пожароопасной
зоны.
Тема 8. Профилактика
2
пожаров.
Ответственность за
нарушение правил
пожарной безопасности
и ложный вызов
пожарной охраны.
Тема 9. Противопожарная
2
пропаганда и
формирование
культуры безопасности
удетей.
Раздел 2. Пожарно-спасательная подготовка

Практика

Формы
аттестации

1

1

беседа

1

1

опрос

1

1

Наблюдение
опрос

1

1

Опрос

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

анкетирование

1

1

Опрос

1

1

Беседа

10.

Тема 10. Первая помощь.

2

1

1

Беседа

11.

Тема 11. Система
автоматического
пожаротушения и пожарной
сигнализации.

2

1

1

Опрос

7

Тема 12. Первичные средства
пожаротушения.
Тема 13. Пожарный
инструмент и
Оборудование.
Тема 14. Пожарные
автомобили и
противопожарное
оборудование.
Тема 15. Противопожарное
водоснабжение.
Тема 16. Прикладной спорт
юных пожарных

12.
13.

14.

15.
16.
ИТОГО:

2

1

1

Тест

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Анкетировани
е

2

1

1

Беседа опрос

2

1

1

Тестирование

16

16

34

Содержание учебного (тематического) плана
1. Пожарно-профилактическая подготовка.
Тема 1. Историческая справка о развитии пожарной охраны и
добровольных пожарных организаций. Героизм профессии.
Задачи обучения: познакомить обучающихся с историей создания и развития
пожарной охраны.
Основное содержание: пожары на Руси и последствия. Ключевые этапы
развития пожарной службы в процессе становления русского государства, в
Российской империи. Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение
Ленинского

декрета

государственных

мер

от

17

борьбы

апреля
с

1918

огнем».

года

«Об

История

организации

государственной

противопожарной службы в современной России. Официальная символика
и атрибуты ГПС МЧС России.
Дополнительно: история пожарной охраны региона.
Практическая деятельность: поисково-исследовательская деятельность по
истории пожарной охраны, движения «Юный пожарный», ведение
исторических формуляров и иных документов по истории ДЮП школы.
Формы взаимодействия с ПО: посещение музея пожарной охраны, пожарных
частей района в форме экскурсии. Организация встречи с ветеранами
пожарной охраны, с целью воспитания и профессиональной ориентации
подрастающего поколения.
Тема 2. Организация деятельности дружины юных пожарных.
8

Основное

содержание:

возникновение

добровольных

пожарных

организаций. Цели и задачи. Современное направление деятельности.
Официальная символика и атрибуты ВДПО. Роль ВДПО в формировании и
поддержке детско-юношеского движения «Юные пожарные». Детские
пожарные «потешные команды» Российской империи. Роль брандмейстера
пожарной части г. Санкт-Петербурга Александра Георгиевича Кривошеева в
развитии движения юных пожарных. Дружины юных пожарных в советское
время. Современные дружины юных пожарных. Цели, задачи, особенности
подготовки. Официальная символика и атрибуты ВДПО.
Практическая деятельность: участие в собраниях ДЮП, подготовка
документации,

выполнение

обязанностей

и

задач,

возложенных

руководством ДЮП и определенных планами мероприятий ДЮП, участие
во внутришкольных и внешних мероприятиях ДЮП.
Участие в работе ДЮП кураторов от пожарной охраны МЧС.
Тема 3. Огонь друг и враг человека. Основные характеристики горючей
среды и источников зажигания.
Задачи:


формирование представлений о полезных и опасных свойствах

огня, способах их применения;


формирование представлений о процессе горения.

Основное содержание: возникновение огня. Мифы и реальность. Источники
зажигания: фольклорные представления о возникновении огня. Древнейшие
способы получения огня: природный огонь, трение, высекание. Древние и
современные источники зажигания. Горение как процесс. Полезные и
вредные свойства процесса горения: выделение тепла, света, продуктов
сгорания. Опасность дыма и продуктов сгорания. Как остановить процесс
горения. Способы прекращения горения: воздействие на поверхность
горящих материалов охлаждающими огнетушащими веществами; создание в
зоне горения или вокруг неѐ негорючей газовой или паровой среды; создание
между зоной горения и горючими материалом или воздухом изолирующего
9

слоя из огнетушащих веществ. Классификация огнетушащих веществ и
принципы их выбора при тушении различных материалов и веществ.
Дополнительно: польза и опасность огня. Способы применения огня с
древнейших времен и опасности с этим связанные.
Тема 4. Причины пожаров и их последствия.
Задача: формирование представлений об основных причинах и их
последствиях.
Основное содержание: детская шалость и любопытство, как причина
пожаров. Небрежность как основная причина возникновения пожаров.
Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги,
керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического
тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления,
как основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических
сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д. Пожары, происходящие в
результате неправильного устройства и нарушения, привил эксплуатации
печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о
пожарной профилактике.
Дополнительно: статистические данные и причины пожаров в регионе.
Тема 5. Общие требования правил пожарной безопасности.
Задача: формирование представлений о требованиях пожарной безопасности.
Основное

содержание:

противопожарный

режим

в

жилом

доме:

недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных
систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных
приборов,

использования керосина, бензина и других легкогорючих

жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых,
сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при
обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном
исполнении;
Дополнительно: Особенности противопожарной защиты домов повышенной
этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы
автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
10

Тема 6. Противопожарный режим образовательных организаций. Знаки
пожарной безопасности.
Задачи:
•

формирование представлений о противопожарном режиме школы;

•

формирование умений ориентироваться в знаках пожарной безопасности

и знаках эвакуации;
•

участие в мероприятиях по проверке состояния противопожарного

режима школы.
Основное:
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план
эвакуации обучающихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных
приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики,
химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при
проведении лабораторных работ.
Практика:

мероприятия

по

профилактике пожаров согласно

плану

деятельности ДЮП (дозоры).
Тема 7. Действия при возникновении пожара. Эвакуация из
пожароопасной зоны формирование представления о действиях в
условиях пожара;
формирование умений ориентироваться по знакам эвакуации и
плану эвакуации;
•
•

участие в учебно-тренировочных мероприятиях по эвакуации.

Основное: знаки пожарной безопасности. Знаки эвакуации.
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара,
предотвращение паники, эвакуация, меры
предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов,
отравления дымом. Действия юного пожарного при обнаружении пожара:
порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений;
выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и
имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи
пострадавшим на пожаре. «Стресс-факторы» пожара. Самоконтроль за
внешним проявлением эмоций.
11

Дополнительно: основы тушения, занятия по решению практических задач.
Обстановка на пожаре. Условия локализации и ликвидации пожаров.
Разведка пожара, установление очага пожара и отыскивание людей в
задымлѐнных зонах. Переноска пострадавших в безопасные места.
Практика: участие в учебно-тренировочных мероприятиях по эвакуации по
графику, утвержденному образовательной организацией.
Тема 8. Профилактика пожаров. Ответственность за нарушение правил
пожарной безопасности и ложный вызов пожарной охраны.
Задачи:
• формирование представлений о профилактики пожаров;
• участие в мероприятиях по профилактике пожаров.

Основное:
Пожарная профилактика как комплекс мероприятий, направленный на
предупреждение пожаров и создание условий для предотвращения ущерба от
них, и успешного их тушения. Противопожарные меры, связанные с
системами

отопления,

электроснабжения,

газовыми

и

другими

пожароопасными приборами. Требования к хранению воспламеняющихся и
горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к
взрыву веществ (бензин, керосин, тех. масла, ацетон, сжиженные газы и
прочее). Меры по предотвращению взрывов, направленные на исключение
их инициирования за счет огня, искры, нагрева. Меры пожарной
безопасности к состоянию подъездных путей к зданиям, подходов к
пожарным гидрантам, балконов и балконных люков, лестничных площадок
и т.д. Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту
жительства. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности и
ложный вызов пожарной охраны.
Практика: мероприятия по профилактике пожаров согласно плану
деятельности ДЮП (дозоры). Взаимодействие с пожарной охраной: участие
в мероприятиях по профилактике пожаров, организованных пожарной
охраной.
12

Тема 9. Противопожарная пропаганда и формирование

культуры

безопасности у школьников.
Основные понятия: противопожарная пропаганда, обучение мерам пожарной
безопасности, культура безопасности у школьников. Формы, методы и
средства противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной
безопасности.

Уголки

пожарной

безопасности

в

образовательной

организации. Культура безопасности. Огонь и особенности взаимодействия с
огненной стихией в представлениях разных народов и культур, применение
фольклора в противопожарной пропаганде. Образ огня, пожароопасные
ситуации и меры пожарной безопасности в поэзии и детской художественной
литературе (в стихах и в прозе). Огонь, противопожарная служба и
пожароопасные ситуации в изобразительном искусстве. Противопожарная
пропаганда и

обучение

мерам

пожарной

безопасности

средствами

изобразительного искусства (календаристика, плакаты, баннеры, марки,
наглядные пособия и т.п). Памятные места и монументы, свидетельствующие
о героизме пожарных, спасателей и обычных людей в чрезвычайных
ситуациях. Памятники архитектуры, связанные с историей противопожарной
службы.

Противопожарная

мультипликации,

пропаганда

социальной

рекламы,

посредством
видеороликов,

применения
фильмов

(исторических, документальных, художественных и т.д.). Основы актерского
мастерства и театральное искусство. Специфика подготовки выступлений
агитбригад,

театрализованных постановок, показательных выступлений.

Использование сети Интернет и возможностей социальных сетей, сайтов и
иных электронных ресурсов в популяризации культуры безопасности и
противопожарной

пропаганде.

Подготовка

информационно-

пропагандистских материалов для странички или сайта о деятельности
дружины. Моделирование предметно-развивающего пространства в рамках
школьных и иных мероприятий для формирования понятий в области
пожарной безопасности: создание функциональных зон с целью применения
различных информационно-пропагандистских материалов и средств.
13

Практика: Мероприятия по противопожарной пропаганде согласно плану
деятельности ДЮП. Разработка тематических заданий в области пожарной
безопасности (кроссворды, ребусы, шифровки и т.д.). Специфика подготовки
информационно-

пропагандистских

и

агитационных

материалов,

специальных изданий. Участие в мероприятиях в области противопожарной
пропаганды и культуры безопасности. Творческая деятельность на темы
пожарной безопасности. Иная деятельность в области противопожарной
пропаганды и обучения пожарной безопасности, а также популяризации
культуры безопасности среди обучающихся.
Тематическое

направление

2.

Пожарно-спасательная

подготовка. Тема 10. Первая помощь.
Задачи:
• формирование представлений об условиях, способах и требованиях к

оказанию первой помощи пострадавшим в результате пожара;
• формирование умений по оказанию первой помощи пострадавшим.

Основное содержание:
Первая помощь при кровотечениях, травмах, ранениях.

•

Транспортировка пострадавшего. Перенос пострадавшего в
безопасное место.
•

Первая помощь при термических повреждениях и отравлениях
угарным газом.
•

Практика:
Выполнение упражнений по оказанию первой помощи:
•

перенос пострадавших различными способами;

•

вынос «тяжелобольных» из помещения при пожаре;

•

наложение шин (подручных средств) при переломах;

•

остановка кровотечения различными способами, наложение повязок.

Дополнительно: Анатомия и физиология человека. Органы дыхания,
значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система.
Сердечно-легочная реанимация.
Тема 11. Система автоматического пожаротушения и пожарной
сигнализации.
14

Задача:
• формирование

общих

представлений

о

системе

автоматического

пожаротушения и пожарной сигнализации;
• формирование умений реагировать на сигналы пожарной сигнализации.

Основное:
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые.
Понятия

о

сигнализации.

приемных

станциях.

Основные

сведения

Назначение
об

охранно-пожарной

установках

пожаротушения:

спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные,
газовые, паровые, порошковые установки.
Дополнительно: система автоматического пожаротушения и пожарной
сигнализации в образовательной организации.
Тема 12. Противопожарное водоснабжение.
Задачи: формирование представлений о противопожарном водоснабжении.
Основное содержание: Противопожарное водоснабжение. Назначение и
устройство пожарного гидранта и пожарной колонки. Насосно-рукавные
системы. Водонапорные резервуары и башни. Пожарный водоем.
Дополнительно: пожарные водоемы в регионе проживания.
Тема 13. Первичные средства пожаротушения.
Задачи:
•

формирование представлений о первичных средствах пожаротушения;

•

формирование умений применять первичные средства пожаротушения

(вода, кошма, огнетушитель).
Основное содержание:
Вода - основное средство тушения пожара. Опасность использования воды
для пожаротушения

электросетей

и

установок,

находящихся

под

напряжением.
Песок - одно из простейших средств тушения небольших очагов пожара.
Углекислый газ, пена - химические средства для пожаротушения.
Огнетушители - первичные средства пожаротушения.
Виды огнетушителей и их назначение: пенные, порошковые, углекислотные
15

огнетушители, область их применения.
Практика: Требования охраны труда при применении первичных средств
пожаротушения. Ликвидация условного пожара от пожарного крана.
Ликвидация очага пожара с помощью кошмы. Ликвидация очага пожара с
помощью огнетушителя. Тушение очага пожара водой из пожарной бочки
или водоема с помощью пожарных ведер.
Тема 14. Пожарный инструмент и оборудование.
Задача: формирование представлений о видах и назначении пожарного
инструмента и оборудования, местах их расположения и правилах хранения.
Основное: Ручной немеханизированный инструмент: пожарные топоры,
багры, ломы, крюки. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с
водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки
первичных средств пожаротушения, правила содержания и порядок
применения на пожаре. Пожарный щит (стенд). Противопожарное
оборудование, инвентарь и инструмент, размещаемый на противопожарном
стенде.

Знаки

безопасности:

предупреждающие,

предписывающие,

запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.
Дополнительно:

Ручной

немеханизированный

инструмент:

пожарные

топоры, багры, ломы, крюки, устройства для резки воздушных линий
электропередач и внутренней электропроводки, устройства для вскрытия
металлических

дверей

многофункционального

на

пожарах,

универсального

а

также

инструмента

для

комплекты
проведения

аварийно-спасательных работ на пожаре. Ручной механизированный
инструмент с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего
сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегата.
Тема 15. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Задача: формирование представлений о пожарных автомобилях

и

противопожарном оборудовании.
Основное: Пожарные автомобили, самолеты, поезда, суда, мотопомпы.
Пожарно- техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение
16

и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на
пожарном автомобиле. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты
органов дыхания пожарного. Краткие сведения о средствах радио- и
телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его
оборудование.

Виды

приспособленной

и

переоборудованной

сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.
Дополнительно: Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна,
автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Приспособленные
технические средства (тягачи, прицепы, трактора).
Тема 16. Прикладной спорт юных пожарных.
Задачи:
• формирование представлений о пожарно-строевой подготовке и пожарно-

спасательном спорте;
• формирование умений и навыков выполнения упражнений и участия в

соревнованиях по пожарно-спасательному спорту.
Основное: Соревнования по пожарно-спасательному спорту для дружин
юных

пожарных.

Правила

соревнований.

Выполнение

упражнений,

требуемых в соответствии с условиями соревнований для дружин юных
пожарных по программе Международного комитета по предупреждению и
тушению пожаров (СТIF). Требования охраны труда к выполнению
упражнений. Нормативы.
Практика. Техника выполнения основных упражнений:
•

действия

со

спасательными

средствами:

сигналы

спасательной

веревкой, сматывание и разматывание веревки, вязка спасательной петли и
надевание ее на спасаемого (три способа), закрепление спасательной веревки
за конструкцию;
•

надевание специальной одежды и действия со снаряжением пожарного;

•

развертывание первичных средств пожаротушения;

•

преодоление 100 - метровой полосы с препятствиями;

•

боевое развертывание.
17

Упражнения пожарно-пасательному
спорту,выполняемые
руководством (контролем) сотрудников пожарной охраны:
Основные упражнения:

под

Действия с первичными средствами пожаротушения:
•

Учебное тушение возгорания (выбор места, определение границ,

подготовки средств тушения, методы тушения огнетушителем).
•

Практическое применение первичных средств пожаротушения.

•

Ликвидация условного пожара от пожарного крана.

•

Ликвидация очага пожара с помощью кошмы.

•

Ликвидация очага пожара с помощью огнетушителя.

•

Тушение очага пожара водой из пожарной бочки или водоема с

помощью пожарных ведер.
Пожарно-спасательный спорт:
•

Сматывание спасательной верѐвки в клубок.

•

Разматывание спасательной верѐвки.

•

Вязка одинарной спасательной петли (первый способ).

•

Вязка двойной спасательной петли (второй способ).

•

Вязка одинарной спасательной петли на пострадавшем (третий способ).

•

Развязывание спасательной петли.

•

Закрепление спасательной верѐвки за конструкцию (четыре способа).

•

Закрепление спасательной веревки за конструкцию (способ первый).

•

Надевание боевой одежды и подготовка пожарного рукава к работе.

•

Надевание боевой одежды и вязка двойной спасательной петли с

надеванием ее на спасаемого.
•

Надевание боевой одежды и оказание первой медицинской помощи

(наложение кровоостанавливающего жгута).
•

Пожарная эстафета 4х100 м.

•

Укладка пожарных рукавов в одинарную, двойную скатку.

•

Присоединение пожарного ствола к рукаву.

1.3. Планируемые результаты
18

Личностные:

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности
от внешних и внутренних угроз;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа
жизни, осознанно выполнять правила пожарной безопасности;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности.
Метапредметные:
•
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность человека;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять
цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации
поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении
личной безопасности;

формирование умения
воспринимать и перерабатывать
информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных
ситуациях;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области пожарной безопасности с использованием различных
источников и новых информационных технологий;

развитие умения выражать свои мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
иное мнение;

освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;

формирование умений взаимодействовать с окружающими,
выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
1.
В познавательной сфере:

19

•
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий
на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе
обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации
подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных
состояниях; о правах и обязанностях граждан в области пожарной
безопасности.
2.
В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события природного,
техногенного и социального характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного
безопасного поведения.
3.
В коммуникативной сфере:
•
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в
различных ситуациях.
4.
В эстетической сфере:
•
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умение сохранять его.
5.
В трудовой сфере:
•
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация
возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических
средств и правил их эксплуатации;

умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:

формирование установки на здоровый образ жизни;
•
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы,
ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы
выдерживать необходимые умственные ифизические нагрузки; умение

20

оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой
и спортом.
Предмет предназначен для формирования личных и социально значимых
качеств обучающегося, направленных на повышение уровня защищенности
жизненно значимых качеств обучающихся, направленных на повышение
уровня защищенности жизненно важных интересов гражданина, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, в том числе отрицательного
влияния человеческого фактора на общественную безопасность.
Обучающийся научится:
–классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации,
наиболее
распространенные
чрезвычайные
ситуации
природного,
техногенного и социального характера наиболее вероятные для республики
Хакасия и г.Саяногорска;
-анализировать и выявлять роль человеческого фактора в возникновении
опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры
пожарной безопасности в современных условиях;
- формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил
пожарной безопасности в повседневной жизни;
- разрабатывать личный план по охране окружающей среды, план
самостоятельной подготовки к активному отдыху, план безопасного поведения
с учетом особенностей обстановке в республике Хакасия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- систематизировать основные положения нормативно-правовых актов РФ в
области пожарной безопасности, раскрывать последствия ЧС природного,
техногенного и социального характера;
- прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным признакам;
- проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных
интересов от внешних и внутренних угроз;
правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;–
оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Учащиеся должны обладать компетенциями по практическому применению
полученных знаний и умений:
– для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных
условиях;
– для оказания первой помощи пострадавшим;
21

– для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного
и здорового образа жизни.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график
Продолжительность учебных занятий 34 недели.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
5 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2. 2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог
дополнительного образования со средним или высшим педагогическим
образованием.
Методы и приёмы ведения занятий:

объяснительно-иллюстративный;

игра;

мастер-класс;

игровой тренинг;

практический;

творческое задание;

теоретический;

свобода творческого выбора;

проблемный;

обсуждение результатов;

демонстрация видеороликов и использование презентаций по основным
темам;

диалог.
Материально-технические ресурсы:
Кабинет ОБЖ,
компьютер, экран,
принтер, сканер, проектор, ноутбук, плакаты. http://apruo.ru/
Информационные ресурсы: выход в Интернет, сайт школы, сайты
Министерства ЧС.
2.3.

Формы подведения итогов реализации программы
Формы

подведения

итогов
22

реализации

дополнительной

общеобразовательной программы:
- промежуточная и итоговая аттестация;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- викторина;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- участие в праздничных концертах;
- итоговое выступление.
Виды и формы контроля

Входной контроль – собеседование, анкетирование.

Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов
каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа,
беседы с элементами викторины, игры с заданиями.
Способы организации контроля:

Индивидуальный

Фронтальный

Групповой

Коллективный.

2.4.

Оценочные материалы

Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.Теоретические
Соответствие
знания (по основным теоретических знаний
разделам программы) ребенка программным
требованиям

23

Степень
выраженности Баллы
оцениваемого качества
Минимальный
уровень 1
(ребенок овладел менее чем
1/2
объема
знаний,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем 3
усвоенных знаний составляет
более 1/2)
Максимальный
уровень 5
(ребенок освоил практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период)

1.2.Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией

и Минимальный
уровень
(ребенок,
как
правило,
избегает
употреблять
специальные термины);
Средний уровень (ребенок
сочетает
специальную
терминологию с бытовой)
Максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
содержанием)
Низкий
Средний
Высокий

1

Минимальный
уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2,
предусмотренных
умений и навыков);
Средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел
практически всеми умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период)
2.2.Владение
Отсутствие
Минимальный
уровень
специальным
затруднений
в (ребенок
испытывает
оборудованием
и использовании
серьезные затруднения пр
оснащением
специального
работе с оборудованием);
оборудования
и Средний уровень (работает с
оснащения
оборудованием с помощью
педагога)
Максимальный
уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
2.3.Творческие навыки Креативность
в Начальный (элементарный
выполнении
уровень
развития
практических заданий креативности (ребенок в
состоянии выполнить лишь
простейшие
задания
педагога);
Репродуктивный
уровень
(выполняет
в
основном
задания на основе образца)

2

Вывод:

Уровень
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1.
Практические Соответствие
умения и навыки, практических умений
предусмотренные
и
навыков
программой
(по программным
основным
разделам требованиям
учебно-тематического
плана программы)

24

3

5
До 2
3-6
7-10

3

7

2

3

7

2

3

Вывод:

Уровень
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебно- Самостоятельность в
подборе и анализе
интеллектуальные
литературы
умения:
3.1.1.
Умение
подбирать
и
анализировать
специальную
литературу

3.1.2.Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.2.Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1. Умение слушать
и слышать педагога
3.2.2.
Умение
выступать
перед
аудиторией
3.2.3. Умение вести
полемику, участвовать
в дискуссии

Самостоятельность
пользовании
компьютерными
источниками
информации

уровень 7
практические
элементами

Минимальный
уровень
(ребенок
испытывает
серьезные затруднения при
работе
с
литературой,
нуждается в постоянной
помощи
и
контроле
педагога);
Средний уровень (работает с
литературой с помощью
педагога или родителя)
Максимальный
уровень
(работает с литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
в Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

Адекватность
восприятия
информации, идущей
от педагога
Свобода владения и
подачи
ребенком
подготовленной
информации
Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств
Способность
самостоятельно
готовить свое рабочее
место к деятельности и
убирать за собой

3.3.
Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1.
Умение
организовать
свое
рабочее место
3.3.2.
Навыки Соответствие
соблюдения в процессе реальных
навыков
соблюдения
правил
25

Творческий
(выполняет
задания
с
творчества)
Низкий
Средний
Высокий

До 6
7-14
15-21
3

6

8

3
7
10

Уровни - По аналогии с п. 2
3.1.1.
6
8
Уровни - По аналогии с п. 3
3.1.1.
6
9
Уровни - По аналогии с п. 3
3.1.1.
7
10

Уровни - По аналогии с п. 3
3.1.1.
6
8

Минимальный
уровень 3
(ребенок овладел менее чем
1/2
объема
навыков

деятельности
безопасности

3.3.3.
аккуратно
работу
Вывод:

Умение Аккуратность
и
выполнять ответственность
в
работе
Уровень общеучебных
умений и навыков

Заключение

2.5.

правил безопасности
программным
требованиям

Результат обучения
ребенка
по
дополнительной
образовательной
программе

соблюдения
ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
овладел
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период)
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий

6

8

3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100

Методические материалы

Для качественного усвоения материала используются следующие методы
обучения:
- игра (сюжетно-ролевые игры и др.)
- словесные и подвижные игры;
- метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка
в быту и искусством актера);
- инсценировки;
- объяснение;
- рассказ и рассказ детей
- чтение художественной литературы;
- показ;
- личный пример;
- беседы;
- просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций;
- рассматривание иллюстраций;
- обсуждение;
- наблюдения;
- моделирование ситуаций.
26

Для организации деятельности детей предусмотрено применение таких
форм как:
- занятия;
- игры - занятия;
- игровые тренинги;
- занятия - путешествия;
- игра-квест;
- творческая мастерская;
При проведении занятий предполагается создание предметно пространственной развивающей среды, обеспечивающей комфортное
пребывание ребенка.
Программа предусматривает использование на занятиях наглядного
материала: костюмы
и декорации (по пожарной тематике); аудио- и
видеотехника; различные атрибуты к занятиям (для игр, мини-сценок); наличие
снаряжения пожарного, макеты, аптечка для оказания первой помощи и т.п.

Аннотация к программе
Разработчик: Ручкина Наталья Павловна – советник директора по
воспитанию.
Программа ДЮП «Спасатель» разработана для детей 11-15 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа «ДЮП - Спасатель»
является
программой
социально-гуманитарной
направленности,
ориентирована развитие творческих способностей, приобретению социального
опыта и повышению статуса профессии пожарного.
Срок реализации -1 год.
Форма обучения - групповая.
Продолжительность занятия (1 часа) - 40 минут для детей школьного
возраста.
Целью программы является: развитие культуры безопасности и навыков
безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре. Оценка
качества реализации
программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Сведения о разработчике:
Ручкина Наталья Павловна
Образование – высшее педагогическое
Педагогический стаж – 11 лет
27

Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
28

и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
18. Устав учреждения.

29

Список литературы:
Литература для педагогов:
1.
Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ,
профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов,
дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ
101- 89;
2.
Положение о дружинах юных пожарных, утверждѐнное ЦС
ВДПО, согласованное с Министерством образования РФ от 11 марта 2002 года;
3.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» от
04.02.1994г. № 15-М/22-201-10;
4.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N
69-ФЗ (последняя редакция);
5.
48909;
6.
7.
1986г.;

Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности», индекс
Рюткянен В. - Защита зданий от пожара - М., Стройиздат, 1984г.;
Смирнов В. - Дружины юных пожарных - М., Россельхозиздат,

8.
Емельянчик В., Капитонова М. - Ваши шансы избежать беды сборник ситуационных задач, С-П., Каро, 2002г.
9.
Энциклопедия по безопасности школьника. Под общей
редакцией Пучкова В.А. –М.: МЧС России, 2013
10.
Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении:
Учебное пособие. Кошмаров Ю.А., Пузач С.В., Андреев В.В. и др. –М.:
Академия ГПС МЧС России, 2012
11.
Пожарная безопасность: учебное пособие для членов
добровольных дружин юных пожарных. Ратникова О.Д., Володченкова В.В.,
Чистякова А.А., Баранова Н.В. –М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2017
12.
Пожарные добровольцы России в фотографиях, документах и
воспоминаниях. Савельев П.С., Груздь С.И., Малков В.И. –М.: 2010
13.
Противопожарная пропаганда. Ратникова О.Д. и др. -М.: ВНИИПО,
2017
14.
Учебно-методическое пособие: Профилактика пожаров в школе.
Ермакова М.А. Меерзон Т.И. Оренбург, 2010
15.
Правила противопожарного режима в РФ в вопросах и ответах.
Бодрухина С.С., 2013
16. Голубев А.М. Методические рекомендации. Основные документы,
30

регламентирующие работу дружин юных пожарных / А.М. Голубев. Красноярск: Красноярское региональное отделение общероссийской
общественной организации «ВДПО», 2015. – 48 с.
17. Голубев А.М. Методическое пособие для проведения занятий с
членами дружин юных пожарных (ДЮП) Красноярского края / А.М. Голубев. Красноярск: Красноярское региональное отделение общероссийской
общественной организации «ВДПО», 2015. – 48 с.
18. Голубев Е.А. Методическое пособие для проведения занятий с
членами дружин юных пожарных (ДЮП) по теме «Пожарная техника,
состоящая на вооружении пожарной охраны России, и ее назначение для
тушения современных пожаров» / Е.А. Голубев, консультант А.М. Голубев. Красноярск: Красноярское региональное отделение общероссийской
общественной организации «ВДПО», 2015. – 20 с.
19. Голубев Е.А. Методическое пособие для проведения занятий с
членами дружин юных пожарных (ДЮП) по теме «История создания дружин
юных пожарных в России» / Е.А. Голубев, консультант А.М. Голубев. Красноярск: Красноярское региональное отделение общероссийской
общественной организации «ВДПО», 2015. – 20 с.
Литература для родителей
20. Мельник, О.Е. Пожарная безопасность для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: справочник средств дидактической поддержки
пропаганды и обучения пожарной безопасности /сост., авт. статей О.Е. Мельник
– Санкт-Петербург: СПб.: УГПС МЧС России, 2015 – 90 с.; ил. – Библиогр.:
с.85-88.
21. Мельник, О.Е. Пожарная безопасность для детей. Устное народное
творчество [Текст]: хрестоматия/ сост., авт. статей и заданий О.Е. Мельник. Красноярск: Полиграфический дисконт, 2015. – 180 с.: ил. – Тематич., предм.
указ. с. 163-175
22. Мельник, О.Е. Секреты Хранителей Огня в устном народном
творчестве: учебное пособие по пожарной безопасности для детей младшего
школьного возраста/ О.Е. Мельник, худож. Ж.С. Калюжина, под. ред. Ю.Л.
Воробьева. – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2017.- 208с.: ил. – Библиогр.:с.203204
23.
Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное
пособие по предупреждению пожаров и действиям при обнаружении
загорания. – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003.- 181с. – Режим доступа:
http://teatrsemya.ru/foto_2015- 16/pedagogam_i_roditeljam_o_pb.pdf – Загл. с
экрана. – Доступ свободный – рус. яз.
Литература для детей
31

24. Мельник, О.Е. Пожарная безопасность в современной культуре:
сборник методических разработок для организации деятельности дружин юных
пожарных [Текст]/ О.Е. Мельник; А.В. Макаров, А.А. Мельник, Д.В. Зобков,
А.Н. Нестругин. – Железногорск: Сибирская пожарноспасательная академия
ГПС МЧС России, 2017. – 250 с.; ил.
25. Методическое пособие по подготовке презентационных
выступлений дружин юных пожарных. – М.: Центральный РЦ МЧС России,
2017- 75с.
26. Мельник, О.Е. Пожарному делу учиться – во век пригодится
[Текст]: рабочая тетрадь для учащихся 1-2 классов общеобразовательных
организаций / О.Е. Мельник; худож. Ж.С.Калюжина, под. ред. Ю.Л.Воровьева.
– СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2017.- 54 с.; ил.
27. Памятные
места
МЧС
России
–
Режим
доступа:
http://49.mchs.gov.ru/upload/site78/iblock/619/6193043d4c47b9fda8d80243718cd
ea2.pdf – Загл. с экрана. – Доступ свободный – рус. яз.
28.
Экстренная допсихологическая помощь: памятка// МЧС России:
Оказание первой помощи пострадавшим. Практическое пособие. -2012 – 48с
29.
Юные герои МЧС России: литературно-художественный
публицистический сборник / под общ. ред. В.А. Пучкова / ред.-сост. В.Я.
Степанов. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. – 272 с.: илл.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».