ДОП школьный театр

Содержание

1.
1.1.
1.2.
1.3.

1.4.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Основные характеристики программы……………………………........3
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Цель и задачи программы……………………………………………………6
Содержание программы
Учебный (тематический) план…………………………..…….………….…7
Содержание учебного (тематического) плана …………………………....11
Панируемые результаты ……………………………………………..…….17
Организационно – педагогические условия реализации
программы…………………………………………………….….…..……18
Календарный учебный график…………………………………………......18
Условия реализации программы……………………………….………….18
Формы подведения итогов реализации программы…………………...….19
Оценочные материалы ……………….…………………….…….……......20
Методические материалы……………………………………………….....24
Аннотация……………………………………………………………….....26
Нормативно-правовое обеспечение программы...………………….... 27
Список литературы…………………………………………………..…...29

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим
проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания
помогает творчество, а особенно театральная деятельность. Театр связывает
детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если
ребенок начинает доверять вам, верить - значит, можно творить, фантазировать,
воображать.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей. Он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и
психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- с формированием эстетического вкуса;
- с нравственным воспитанием;
- с развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и
невербальным видам общения);
- с воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи;
- с созданием положительного эмоционального настроения, снятием
напряженности.
Сегодня актуально звучат идеи педагогов и психологов о том, что
способности могут развиваться только в творческой деятельности. Музыка
способна развить слух, танцы способствуют развитию эмоционально - волевой
сферы, координацией движений, повышению жизненного тонуса, это
способствует укреплению здоровья детей. Именно театр, вбирающий в себя все
виды искусства, требующий умений и навыков и при этом остающийся игрой,
позволяет наиболее полно проявиться детским способностям.
Театр - это всегда праздник для детей. С ним связаны радость, веселье,
яркие впечатления. Театр развивает фантазию, творческое воображение,
формирует культуру, обогащает внутренний мир ребёнка, помогает
формировать правильную модель поведения в современном мире. Через театр
ребёнок знакомится с литературой, музыкой, изобразительным искусством. В
процессе
театрализованной деятельности, при подготовке декораций,
реквизита, костюмов для выступления, ребенок включен и в другие
направления искусства, что благотворно влияет на всесторонне развитие
личности.
Дополнительная общеразвивающая программа
школьного театра
«Отражение» является программой художественной направленности.
Программа составлена с учётом интересов детей и ориентирована на
детей 11-17 лет.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12.2012);

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и
профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных
ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет
в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые
как для профессионального становления, так и для практического применения
в жизни.
С самого раннего детства ребёнок стремится к развитию, свободе,
творчеству. Одним из путей эмоционального раскрепощения, максимальной
реализации способностей, творческого роста является театрализованная
деятельность. Данный опыт ориентирован на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Через знакомство и
приобщение
детей
к
театральному
искусству
обеспечивается
совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовнонравственной культуры обучающихся.
Новизна программы заключается в том, что носит практикоориентированный характер и предполагает не только обучение детей
театральному мастерству, но и включение детей в различные виды творческой
деятельности.
Программа школьного театра направлена на формирование у детей
стремление видеть и создавать вокруг себя прекрасное, делиться своими
мыслями, слышать других, развиваться, творя и играя. Обучение по данной
программе создает благоприятные условия для знакомства обучающихся с
основными вопросами теории театра, законами актерского мастерства, сцены
речи, сцены движения, сценического оформления и грима, театрального
костюма и т. д. Дети практически обучаются изготавливать бутафорию,
декорацию, элементы сценического костюма, кукол для театра.
В основе лежит принцип коллективного творчества детей и педагога,
выступающих в роли художника - декоратора, костюмера, гримера,
аранжировщика и т.п. Каждый участник креатив-студии может придумывать,
сочинять, воплощать в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность объясняется раскрытием творческих
способностей у детей, формированием нравственных норм принятых в
обществе людей, знаний о морально-нравственных ценностях, развитием
личностных качеств у детей, умением работать в коллективе.
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности является
одной из основных образовательных задач. Выявление способностей у детей,
прогнозирование их развития приводит к коррекции воспитательно-

образовательного процесса, к повышению уровня их мастерства. Искусство всегда творчество. На занятиях решаются не только задачи художественного
образования, но и более глобальные - развивается интеллектуально-творческий
потенциал ребенка.
Отличительные особенности
Отличительными особенностями данной программы является её
практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных
формах театрализованной деятельности и видах творчества, использование
современных
информационно-коммуникативных
технологий
в
образовательном, воспитательном и развивающем процессах.
Уровень программы – базовый (предполагает развитие основных
знаний, умений и навыков актерского искусства, жанров театрального
искусства, умение взаимодействовать в театральном коллективе, исполнять
роли, соответствующие их способностям).
Форма обучения – очная.
Адресат программы:
Объединение комплектуется из детей разного возраста 11-17 лет.
Сроки реализации программы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения, 68 часов. Занятия проводятся 2
раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю).
Формы отслеживания и фиксирования результатов

Мониторинг развития качеств личности.

Мониторинг результативности обучения по образовательной программе.

Журнал посещаемости.

Материалы анкетирования.

Выступления с постановками.

Грамоты, дипломы.

Фото, видео отчеты.

Отзывы родителей.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей ребенка посредством приобщения
к театральному искусству.
Задачи программы:
Образовательные:

- познакомить детей с историей театра, различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский и др);
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный
опыт: знания детей о театре, его устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных
видов и театре теней;
- научить создавать декорации, костюмы и атрибуты, кукол для театра,
гримировать и т.д;
- обучить создавать театральные куклы своими руками;
- обучить основам монтажа видеороликов, аудиофайлов;
- научить сценической речи и сценическому движению;
- научить основам актерского мастерства;
- ознакомить с этикой артиста и зрителя;
- научить выступать с подготовленными ролями.
Развивающие:
- сформировать и развить интерес к занятиям в театральной студии, к
театру как виду искусства, развивать познавательные интересы;
- развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- развивать художественно-эстетический вкус у детей;
-развивать речевые навыки, коммуникативные способности
и
интонационно-речевую выразительность;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- развивать индивидуальные актерские способности: мимику, жесты,
чувство ритма, пластичность и выразительность движения;
- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные:
- развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать
юмор;
- воспитывать уверенность в себе, самостоятельность, способствовать
раскрытию творческого потенциала;
- воспитывать коммуникабельность, доброжелательность, умение
взаимодействовать с педагогом и другими участниками театрального
коллектива;
- сформировать у детей культуру поведения, нравственное отношение к
окружающему миру и нравственные качества личности;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.

№
п/п

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Название раздела, тема
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации

1

1.1.

2.
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.
2.5.

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.

Вводное занятие

2

1

1

Информация об
образовательной программе
объединения. Планы работы
на учебный год.
Вводный инструктаж по
технике безопасности.
Знакомство с группой.
Организационные вопросы.
Игры на знакомство.
Театр как вид искусства
Основы театральной
культуры.
Что такое театр?
Происхождение театра.
Знакомство с особенностями
современного театра как вида
искусства. Виды и жанры
театрального искусства.
Культура зрителя.
Актерская этика.

2

1

1

5

2

3

1

1

0

1

1

0

1

1

Кто создает
спектакль? Профессия:
актер.
Викторина (тестирование)
Что я знаю о театре?

1

1

1

0

1

5

1

4

1
1
1

0
1
0

1
0
1

1

0

1

1

0

1

4

1

3

Азбука актерского
мастерства
«Работа актера над собой»
Тренинг внимания.
Совершенствование
исполнительского
мастерства.
Виды актерских этюдов.
Этюды наблюдения.
Чувство жизненной правды
актера на сцене.
Сценическая речь

Наблюдение,
беседа, опрос

Наблюдение,
беседа, опрос
тестирование

Наблюдение,
беседа, опрос,
практические
задания

Наблюдение,
беседа, опрос,
тестирование

практические
задания
1. Развитие речи, работа над 1
дикцией.
Голос – рабочий инструмент 1
4.2.
актера.
Упражнения для развития
1
4.3. речевого аппарата.

0

1

0

1

1

0

Озвучиваем мультфильм

1

0

1

5

2

3

1
1

1

4.1.

4.4.
5.

«На языке тела»

5.1.

Что такое ритм?
Темпо-ритмическое решение
представления.
«Тело, как инструмент
актёра»
Язык жестов. Мимика.
Музыкально-пластическая
импровизация.

5.2.
5.3.
5.4.
5.5.

6.

1

1

1

1
1

1

13

4

1
1

1
1

1
1

1
1

2
1

0

1
9

Театр кукол

«Удивительный мир кукол»
Знакомство с кукольным
6.2
театром.
6.3. Основы кукловождения
Выбор произведения для
постановки кукольного
6.4.
театра. Чтение сценария,
распределение ролей.
6.5. Творческая мастерская
Игра с готовыми куклами,
вживание в образ. Репетиция
6.12
музыкального кукольного
театра.
Репетиция театра кукол под
6.13
музыку.
Репетиция театра кукол под
6.14.
музыку.
Репетиция театра кукол под
6.15.
музыку.
6.1

Наблюдение,
беседа, опрос,
практические
задания

0

2
1

1

1

1

1

1

1

Наблюдение,
опрос,
практические
задания

6.16. Генеральная репетиция
Показ театральной
6.17.
постановки с куклами.

7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.
7.7.
7.8.
7.9.
7.10.
.
7.11.
7.12.
7.13.

1
1

1
1

14

3

1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1

Театр теней
Знакомство с театром теней.
Просмотр театра теней.
Поиграем в театр
Передача образов руками.
Пальчиковые игры
Наш театр теней.
Творческая мастерская
Творческая мастерская
Работа актеров теневого
театра с персонажами,
вживание в образ.
Работа актеров теневого
театра с персонажами,
вживание в образ.
Репетиция.
Репетиция
Показ театра теней

1

1
1
1
19

1

1

5

Музыкальный театр

8.1.

Музыкальный театр, его виды 1
Волшебной музыки страна
1
Беседа, прослушивание
музыкальных произведений.
Волшебной музыки страна
1

1
1

Волшебной музыки страна
Музыкальные игры. Голоречевой тренинг.
Волшебной музыки страна
Музыкальные игры.
Прослушивание детей на
музыкальный слух.
Диагностика.
Выбор театральной
постановки. Чтение сценария.
Обсуждение.

1

1

1

1

8.3.
8.4

8.5
8.6
8.7.

1
1

Наблюдение,
беседа, опрос,
практические
задания

1
1
1
1
1
2
1

8

8.2

11

1
1
14

1

1
1

Наблюдение,
беседа, опрос,
практические
задания,

8.8.

8.9.
8.10.

8.11.

8.12.

8.13.

8.14.

8.15.
8.16.
8.17.

9.

1.

Чтение сценария с
музыкальным
сопровождением,
распределение ролей и
сотрудников театра
Творческая мастерская
Создаем декорации для
театра
Творческая мастерская
Изготовление реквизита
Репетиция постановки
Отработка полученных
навыков по актерскому
мастерству.
Творческая мастерская
Работаем над
видеосопровождением.
Репетиция постановки.
Работа над образом, умение
правильно передавать эмоции
с помощью мимики, жестов и
движения под музыку.
Творческая мастерская
Работа над сценическими
костюмами, образами героев.
Подготовка сцены.
Репетиция Репетиция. Работа
над ролью в пространстве с
элементами
Генеральная репетиция.
Подготовка к выступлению
Показ музыкальной сказки
Промежуточная
аттестация. Подведение
итогов работы. (Викторина
по полученным знаниям и
умениям)
ИТОГО:

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1
1

1
1

68

20

Наблюдение,
опрос,
тестирование
в
форме
викторины.
48

Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие (1 час)

Теория: Информация об образовательной программе объединения. Планы
работы на учебный год. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Организационные вопросы.
Практика: Знакомство с группой. Игры на знакомство.
2. Театр как вид искусства. Основы театральной культуры (5 часов)
1. Что такое театр?
Теория: Происхождение театра. Значение театра, его отличие от других видов
искусств. Лекция с презентацией, беседа о театре. Просмотр презентации и
видеоматериала.
Практика: Беседа. Коллективное размышление «Без чего не может быть
театра».
2.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида
искусства. Виды и жанры театрального искусства. Лекция, беседа.
Практика: Просмотр фрагментов различных театров (спектакли, мюзиклы,
кукольный, теневой и т.д.). Презентация и показ элементов театра (кукла,
сценический костюм, ширма, сцена, грим, декорации и т.д.). Коллективное
обсуждение.
3. Культура зрителя. Актерская этика.
Практика: Беседа. Игровой тренинг. Базовая этика артиста: поведение на
репетиции.
Этика зрителя: поведение в театре, поведение в зрительном зале, поведение во
время представления, поведение в антракте. Обсуждение поведения учащихся
в театре. Обсуждение проявления зрительской культуры учащимися.
4 . Кто создает спектакль? Профессия: актер.
Практика: Знакомство с профессией актер
и другими театральными
профессиями.
Беседа. Творческие игры на выявление способностей и возможностей детей. 5.
Теория: Викторина (тестирование) «Что я знаю о театре?»
Практика: Просмотр спектакля, обсуждение.
3.
Азбука актерского мастерства (5 часов):
1.
Практика: «Работа актера над собой»
Комплекс упражнений, направленных на освоение элементов актерского
мастерства. Тренинг.
2.
Тренинг внимания.
Теория: Основные понятия сценического внимания (малый, средний, большой
круги внимания). Виды внимания: непроизвольное, произвольное, увлеченное,
творческое. Непрерывная линия внимания. Особенности сценического
внимания.
Практика: игры и упражнения на внимание (Развитие устойчивого,
стабильного внимания, развитие внесценического внимания, 5 органов чувств).
3.
Совершенствование исполнительского мастерства.
Теория: Основные приемы релаксации. Что такое мышечный зажим. Беседа.
Практика: Снятие мышечного зажима. Применение приемов релаксации.
Игровой тренинг.
4.
Практика: Виды актерских этюдов. Этюды наблюдения. Я в
предлагаемых

2.

3.

4.

5.

обстоятельствах. Игры и упражнения, тренинг.
5.
Чувство жизненной правды актера на сцене.
Теория: Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое
поведение с жизненной правдой. Школа К.С. Станиславского. Лекция, беседа.
Практика: Практические занятия (упражнения).
4. Сценическая речь (4 часа):
1.
Развитие речи, работа над дикцией.
Теория: Дикционная отработка произнесения гласных и согласных звуков в
слоговых и многосоставных звукосочетаниях, словах, чистоговорках,
поговорках, скороговорках. Лекция, беседа.
Практика: Практические занятия (изучение скороговорок, чистоговорок,
поговорок, работа над четким произношением).
2.
Голос – рабочий инструмент актера.
Практика: Практическая работа (упражнения на совершенствование звуковой
культуры речи, пополнение и активизация словаря детей, включая основные
части речи (глаголы, существительные, прилагательные, наречия и др.,
использование их для обозначения действий и характеристики персонажей).
3.
Практика: Упражнения для развития речевого аппарата. Задания,
выполняемые на сцене и развивающие смелость публичного выступления.
Беседа и викторина (тестирование) по изученным темам.
4.
Озвучиваем мультфильм
Практика:
Работа
над
дикцией
и
выразительностью
речи,
овладение приемами выстраивания логико-интонационной структуры речи при
работе над художественным произведением.
5. «На языке тела» (5 часа):
1.
Что такое ритм?
Теория: Что такое ритм? Чем отличается сценическое движение от обычного.
Беседа.
Практика: Игры-упражнения на развитие чувства равновесия, устойчивости
тела, чувства пространства, чувства инерции движения, чувства формы, чувства
партнера. Упражнения по освоению основных принципов различных схем
сценических падений.
Темпо-ритм
Практика: Темпо-ритмическое решение представления. Упражнения на
развитие чувства ритма.
«Тело, как инструмент актёра»
Практика: Упражнения на освобождение мышц, координацию в пространстве.
Аутотренинг на раскрепощение мышц тела.
Язык жестов. Мимика.
Теория: Что такое мимика, жесты? Беседа.
Практика:
Игры-упражнения
на
развитие
умения
пользоваться
разнообразными жестами и мимикой.
Музыкально-пластическая импровизация.
Практика: Развивать пластическую выразительность (ритмичность, быстроту
реакции координацию движений) воображение. Упражнения.
6. Театр кукол (13 часов):

1.
«Удивительный мир кукол»
Теория: Знакомство с куклами марионетками и другими куклами, с историей
кукольного театра и его видами (перчаточный, марионетка, пальчиковые и т.д.);
Лекция, показ, презентация кукол.
2.
Знакомство с кукольным театром.
Теория: Просмотр кукольного театра. Беседа- обсуждение.
3.
Основы кукловождения
Теория: Обучение детей приемам кукловождения. Развитие интереса к
театральной деятельности. Демонстрация, лекция, беседа.
4.
Теория + Практика: Выбор произведения для постановки кукольного
театра. Чтение сценария, распределение ролей. Беседа, обсуждение.
5.
Творческая мастерская
Теория: Создаем куклы для кукольного театра. Объяснение процесса
изготовления театральной куклы. Показ, презентация беседа.
Практика: Подготовка материала для работы, инструментов. Обучение
изготовлению куклы, мастер-класс.
6.
Творческая мастерская
Теория: Изготовление кукол из ткани, фетра. Беседа, объяснение процесса
работы.
Практика: Подготовка выкройки, копирование выкройки.
Выбор ткани для игрушки и перенос выкройки на ткань (кройка).
Практическое занятие в форме мастер-класса.
7.
Теория: Основы выполнения ручных соединительных швов. Показ,
беседа.
Практика: Стачивание деталей игрушки в ручную. Сшивание деталей и
набивка изделия.
8.
Практика: Как оформить куклу? Рисуем эскизы наряда для куклы. Выбор
ткани для одежды. Перенос выкройки. Практическая работа.
9.
Практика: Перенос выкройки наряда куклы. Пошив одежды для куклы.
Практическая работа, мастер-класс.
10.
Теория: описание процесса оформления куклы, техники крепления
волос и оформления лица.
Практика: Финальное декорирование. Оформление куклы. Делаем волосы и
прическу, рисуем глазки. Практическая работа, мастер-класс.
11.
Практика. Оформление ширмы для театра. Совместная творческая
работа («полет фантазии» участников).
12.
Практика: Игра с готовыми куклами, вживание в образ. Репетиция
музыкального кукольного театра.
13.
Практика: Репетиция театра кукол под музыку. Отрабатываем навыки
вождения. Игра со своим персонажем, своей ролью.
14.
Практика: Репетиция театра кукол под музыку. Отрабатываем навыки
вождения. Игра со своим персонажем, своей ролью.
15.
Практика: Репетиция театра кукол под музыку. Отрабатываем навыки
вождения. Игра со своим персонажем, своей ролью.
16.
Практика: Генеральная репетиция. Подготовка к выступлению.

Практика: Показ театральной постановки с куклами для зрителей.
7. Театр теней (14 часов):
1.
Теория: Знакомство с театром теней. Какие теневые театры существуют?
(китайский народный театр, теневой кукольный театр, театр "рукотворных"
теней, театр человеческих теней)
Презентация, просмотр видеоматериала, лекция-беседа.
2.
Теория: Просмотр театра теней (видео). Беседа, обсуждение.
3.
Поиграем в театр
Теория: Пространственное мышление, способность управлять фигурами
теневого театра. Рассказ, беседа – диалог, чтение русской народной сказки.
Практика: Игры с фигурками теневого театра.
4.
Передача образов руками.
Теория: Рассказ об истории и технике ручного театра теней.
Практика: сюжетно-ролевая игра и упражнения на создание образов,
передаваемых руками по художественному произведению. Чтение сказки и
тренировка показывать героев сказки с помощью тени рук.
5.
Пальчиковые игры.
Практика: Упражнения на воспроизведение образов животных с помощью
ручного театра теней с проговариванием текста. Развитие мелкую моторику рук
в сочетании с речью. Игры, упражнения.
6.
Наш театр теней.
Теория: Чтение сценария сказки, обсуждение.
Практика: Выбор постановки и распределение ролей.
7.
Творческая мастерская
Теория: беседа о технике безопасности, объяснения техники и процесса
изготовления фигурок для театра. Просмотр мастер-класса по созданию
фигурок для театра теней.
Практика: Создаем персонажей для театральной постановки своими руками.
Подготовка материала, инструментов.
8.
Творческая мастерская
Практика: Создаем персонажей для театральной постановки своими руками.
Изготовление фигурок по шаблону (на картоне).
9.
Творческая мастерская
Практика: Оформление ширмы для теневого театра, подготовка световых
эффектов. Совместная творческая работа.
10.
Теория + Практика: Работа актеров теневого театра с персонажами,
вживание в образ. Совершенствование умения детей выразительно изображать
героев; работать над выразительной передачей в движении музыкального
образа героев. Демонстрация, беседа, упражнения и тренировки.
11.
Практика: Работа актеров теневого театра с персонажами, вживание в
образ. Репетиция, упражнения, обсуждения, рефлексия.
12.
Теория: Обучение коллективно и согласовано взаимодействовать,
проявляя свою индивидуальность; четко и выразительно проговаривать слова
героя. Беседа.
Практика: Репетиция и упражнения на закрепление навыков.
13.
Практика: Репетиция и упражнения на закрепление навыков.
17.

Практика: Показ театра теней для зрителей.
8. Музыкальный театр (19 часов):
1.
Теория:
Музыкальный
театр,
его
виды
(опера,
балет,
оперетта, музыкальная комедия, мьюзикл и т. д.). Что же связывает между
собой эти столь несхожие театральные явления. Беседа, лекция, просмотр
видеороликов, презентация.
2.
Волшебной музыки страна
Теория: Знакомство с музыкой (формирование представлений о музыке как
виде искусства). Беседа.
Практика: Прослушивание музыкальных произведений и обсуждение
(восприятие музыкального произведения; накопление музыкально-слуховых
впечатлений).
3.
Волшебной музыки страна
Теория: Знакомство с понятиями: звук, мелодия, динамика, регистр, темп;
песня, танец, марш; оркестр, дирижер; композитор, исполнитель, слушатель.
Беседа.
Практика: прослушивание музыкальных произведений и обсуждение
(развитие музыкального слуха).
4.
Волшебной музыки страна.
Теория: Работа с песенным репертуаром. Беседа.
Практика: упражнения на развитие певческого дыхания и голоса.
Музыкальные игры. Голо-речевой тренинг.
5.
Волшебной музыки страна.
Теория: беседа о музыке, голосе и слухе.
Практика: Музыкальные игры. Прослушивание детей на музыкальный слух.
6.
Теория: Определить степень подготовленности детей к постановке
спектакля. Беседа.
Практика: Диагностика. Квест-игра по полученным знаниям и умениям.
7.
Теория: беседа о подготовке театрально-музыкальной постановке. Выбор
театральной постановки.
Практика: Чтение сценария. Обсуждение.
8.
Теория: Чтение сценария с музыкальным сопровождением. Беседа.
Практика: распределение ролей и сотрудников театра (актёры, декораторы,
гример, помощник режиссёра, оператор, художник по костюмам и т.д.)
разделение на рабочие группы.
9.
Творческая мастерская
Теория: Описание процесса работы творческой мастерской по подготовке к
спектаклю. Беседа.
Практика: Создаем декорации для театра, готовим реквизит, костюмы,
монтируем музыку, звуковые эффекты,
снимаем видеосюжеты и т.д.
Творческая работа по подгруппам.
10. Творческая мастерская
Практика: Создаем декорации для театра, готовим реквизит, костюмы,
монтируем музыку, звуковые эффекты,
снимаем видеосюжеты и т.д.
Творческая работа по подгруппам.
11.
Теория: чтение сценария, объяснение этапов работы над постановкой.
14.

Практика: Репетиция постановки. Отработка полученных навыков по
актерскому мастерству. Упражнения.
12.
Практика: Репетиция постановки.
Отработка умения распределяться на сценической площадке с учетом
присутствия партнеров. Обсуждение, упражнения на снятие зажимов и
релаксация в ходе репетиции.
13.
Творческая мастерская
Практика: Работаем над видеосопровождением.
Сьемка и монтаж
видеороликов к постановке, титры, заставки и т.д.). Мастер-класс, совместная
творческая работа.
14.
Репетиция постановки.
Практика: Работа над образом, умение правильно передавать эмоции с
помощью мимики, жестов и движения под музыку. Упражнения.
15.
Творческая мастерская
Практика: Работа над сценическими костюмами, образами героев. Подготовка
и оформление сцены готовыми декорациями. Совместная творческая работа.
16.
Практика: Репетиция с каждым актером над его образом отдельно.
Рефлексия.
17. Практика: Репетиция. Работа над ролью в пространстве с элементами
бутафории, декорации и сценического костюма.
18. Практика: Генеральная репетиция. Подготовка к выступлению.
19.

Практика: Показ музыкальной сказки для зрителей. Обсуждение.
9. Промежуточная аттестация. Подведение итогов работы.
(творческий вечер, викторина по полученным знаниям и умениям,
награждение )

1.4. Панируемые результаты
Личностные результаты изучения программы:

развитое творческое воображение и фантазия детей;

сформированные у ребёнка ценностные ориентиры в области
театрального искусства;

уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;

владение различными приёмами и техникой театральной деятельности;

выработанные навыки самостоятельной и групповой работы, личной
ответственности.
Метапредметными результатами является:

сформированные умения понимать причины успеха/неуспеха,
способности конструктивно действовать в любой ситуации;

знание способов решений проблем творческого и поискового характера;

умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства
реализации творческого замысла;

умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;


умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

способность оценивать и анализировать результаты творческой
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:

умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения
поставленных задач;

знания основных театральных терминов, истории театра, видах театра и
его жанров, театральных профессиях;

сформированный стойкий интерес к театральному искусству;

владение навыками театрального мастерства;

навыки управления своим голосом;

владение навыками кукловождения;

умения создавать кукол, декорации, атрибуты и элементы сценических
костюмов своими руками:

знание основ видеомонтажа и навыки работы с аудиофайлами;

знания игры и упражнения актерского тренинга, основ выразительной
речи, пластики и движения;

понимание этических норм зрительской культуры, правил поведения в
театре, поведения актера и правила поведения на сцене;

умение свободно общаться с партнером на сцене.

2.
Организационно-педагогические
условия
реализации
программы
1.1. Календарный учебный график
Продолжительность
учебного
года
составляет
39
недель.
Продолжительность учебных занятий 34 недели.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
5 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.

2. 2. Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение

1.
Наглядные пособия (куклы, презентации, видеоматериал, иллюстрации,
карточки с заданиями и др.);
2.
Музыкальная фонотека (классическая и современная музыка,
фонограммы, аудиозвуки природы, шумы, аудиотеатр);
3.
Видеотека (записи спектаклей);
4.
Методическая копилка (разработка занятий, сценарии и т.д.).
Материально-техническое обеспечение программы
1. Столы
2. Стулья
3. Компьютер с программным обеспечением (Corel и подобные), проектор,
колонки, микрофоны, световые приборы.
4. Костюмы, грим, реквизиты для спектакля, сказок, бутафория, куклы для
театра
5. Зеркало
6. Ширмы для кукольного театра и театра теней, световой прожектор для театра
теней, сцена, зановес.
Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог
дополнительного образования со средним или высшим педагогическим
образованием.
Методы и приёмы ведения занятий:

объяснительно-иллюстративный;

игра;

мастер-класс;

игровой тренинг;

практический;

творческое задание;

теоретический;

свобода творческого выбора;

проблемный;

обсуждение результатов;

демонстрация видеороликов и использование презентаций по основным
темам;

диалог.
Структура занятия:
Занятие состоит из нескольких частей:

Вводная часть – комплексная разминка (направлена на развитие умения
концентрировать внимание, снятие телесных зажимов, зарядку для
артикуляционного аппарата)

Основная часть – знакомство с литературным материалом, беседы на
различные темы; работа над этюдами, инсценировками, игры с текстами,
творческие задания, проблемные ситуации и реализация творческих проектов в
мини-группах; репетиции к спектаклям.

Заключительная – подведение итогов, двигательная, игровая или
музыкальная импровизация, релаксационные упражнения.

Формы подведения итогов реализации программы
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы:
- промежуточная и итоговая аттестация;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- викторина;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- участие в праздничных концертах;
- итоговое выступление.
Виды и формы контроля

Входной контроль – собеседование, анкетирование.

Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов
каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа,
беседы с элементами викторины, игры с заданиями.
Способы организации контроля:

Индивидуальный

Фронтальный

Групповой

Коллективный.
1.3.

2.4. Оценочные материалы
Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.Теоретические
Соответствие
знания (по основным теоретических
разделам
знаний
ребенка
программы)
программным
требованиям

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Баллы

Минимальный уровень 1
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
знаний,
предусмотренных
программой);
3
Средний
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет 5
более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
освоил

1.2.Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией

Вывод:

практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
и Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные
термины);
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
в полном соответствии
с их содержанием)
Низкий
Средний
Высокий

Уровень
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1.
Практические Соответствие
умения и навыки, практических
предусмотренные
умений и навыков
программой
(по программным
основным разделам требованиям
учебнотематического плана
программы)

2.2.Владение
специальным
оборудованием
оснащением

Отсутствие
затруднений
и использовании
специального

Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее
чем
1/2,
предусмотренных
умений и навыков);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
в (ребенок испытывает
серьезные затруднения
пр
работе
с
оборудованием);

1

3

5

До 2
3-6
7-10
2

3

7

2

оборудования
оснащения

и Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный уровень
(работает
с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
2.3.Творческие
Креативность
в Начальный
навыки
выполнении
(элементарный
практических
уровень
развития
заданий
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие задания
педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
Творческий
уровень
(выполняет
практические задания
с
элементами
творчества)
Вывод:
Уровень
Низкий
практической
Средний
подготовки
Высокий
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебно- Самостоятельность Минимальный уровень
интеллектуальные в подборе и анализе (ребенок испытывает
литературы
серьезные затруднения
умения:
3.1.1.
Умение
при
работе
с
подбирать
и
литературой,
анализировать
нуждается
в
специальную
постоянной помощи и
литературу
контроле педагога);
Средний
уровень
(работает
с
литературой
с
помощью педагога или
родителя)
Максимальный уровень
(работает
с

3

7

2

3

7

До 6
7-14
15-21
3

6

8

литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
3.1.2.Умение
Самостоятельность Уровни - По аналогии с 3
пользоваться
в
пользовании п. 3.1.1.
7
компьютерными
компьютерными
10
источниками
источниками
информации
информации
Уровни - По аналогии с 2
3.2.Учебноп. 3.1.1.
6
коммуникативные Адекватность
восприятия
8
умения:
3.2.1.
Умение информации,
слушать и слышать идущей от педагога
педагога
3.2.2.
Умение Свобода владения и Уровни - По аналогии с 3
выступать
перед подачи
ребенком п. 3.1.1.
6
аудиторией
подготовленной
9
информации
3.2.3. Умение вести Самостоятельность Уровни - По аналогии с 3
полемику,
в
построении п. 3.1.1.
7
участвовать
в дискуссионного
10
дискуссии
выступления,
логика в построении
доказательств
Уровни - По аналогии с 3
3.3.
Учебно- Способность
самостоятельно
п. 3.1.1.
6
организационные
готовить
свое
8
умения и навыки:
3.3.1.
Умение рабочее место к
организовать
свое деятельности
и
рабочее место
убирать за собой
3.3.2.
Навыки Соответствие
Минимальный уровень 3
соблюдения
в реальных навыков (ребенок
овладел
процессе
соблюдения правил менее чем 1/2 объема
деятельности правил безопасности
навыков соблюдения
безопасности
программным
ПБ, предусмотренных
требованиям
программой);
Средний
уровень 6
(объем
усвоенных
навыков
составляет
более 1/2)
8
Максимальный уровень
(ребенок
овладел
практически
весь
объем
навыков,
предусмотренных

3.3.3.
Умение
аккуратно выполнять
работу
Вывод:
Заключение

Аккуратность
и
ответственность в
работе
Уровень
общеучебных
умений и навыков
Результат
обучения ребенка
по дополнительной
образовательной
программе

программой
за
конкретный период)
Удовлетворительно
3
Хорошо
6
Отлично
8
Низкий
До 24
Средний
25-50
Высокий
51-69
Низкий
До 46
Средний
47-89
Высокий
90-100

2.5. Методические материалы
Для качественного усвоения материала используются следующие методы
обучения:
- игра (сюжетно-ролевые игры и др.)
- словесные и подвижные игры;
- метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка
в быту и искусством актера);
- инсценировки и драматизация;
- танцы и упражнения (ритмопластика);
- объяснение;
- рассказ и рассказ детей
- чтение художественной литературы;
- разучивание произведений устного народного творчества;
- показ;
- личный пример;
- беседы;
- просмотр видеофильмов, мультфильмов, спектаклей, презентаций;
- рассматривание иллюстраций;
- озвучивание персонажей мультфильма;
- обсуждение;
- наблюдения;
- пантомимические этюды и упражнения;
- моделирование ситуаций.
Для организации театрализованной деятельности детей предусмотрено
применение таких форм как:
- занятия;
- игры - занятия;
- игровые тренинги;
- актерский тренинг
- занятия - путешествия;
- игра-квест;

- беседы с детьми о театральном искусстве;
- творческая мастерская;
- драматизация;
- мюзикл;
- спектакль;
- кукольный спектакль;
- театр теней;
- совместная театрализованная деятельность детей со взрослым;
- театрализованные занятия;
- театрализованные игры;
- самостоятельная театрально-художественная деятельность.
При проведении занятий предполагается создание предметно пространственной развивающей среды, обеспечивающей комфортное
пребывание ребенка.
Программа предусматривает использование на занятиях наглядного
материала: костюмы, маски и декорации; аудио- и видеотехника; различные
атрибуты к занятиям (для игр, танцев, мини-сценок, этюдов, разыгрывания
сказок, театрализованных представлений); наличие кукол для театра и ширмы.

Аннотация к программе
Разработчик: Маслакова Светлана Сергеевна - педагог дополнительного

образования.
Программа школьный театр «Отражение» разработана для детей 11-17
лет.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школьный театр
«Отражение»
является программой
художественной направленности,
ориентирована на воспитание творчески активной личности, развитие умений
и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами
театрального искусства и других видов творческой деятельности.
Срок реализации -1 год.
Форма обучения - групповая.
Продолжительность занятия (1 часа) - 40 минут для детей школьного
возраста.
Целью программы является: развитие творческих способностей ребенка
посредством приобщения к театральному искусству.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Сведения о разработчике:
Маслакова Светлана Сергеевна
Образование – высшее педагогическое
Педагогический стаж – 5 лет

Нормативно-правовое обеспечение программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная
программа
РФ
«Развитие
образования»,
утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N
1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648

– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
18. Устав учреждения.

Список литературы
Литература для педагога:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая психогимнастика или как научить
ребенка управлять самим собой. – М.: Аркти, 2012.
Белкина, С. Музыка и движение./С. Белкина, Т. Ломова, Е. Соковнина.- М.,
1984.
Бруссер А. «Сценическая речь», М. серия «Я вхожу в мир искусств» №8, 2008.
Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-Еврознак,

2008. -377 с.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты
занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009. -153с.
Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого
тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского
мастерства)
Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006. Колчеев
Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
Кох И.Э. Основы сценического движения. СПб.: Планета музыки, Лань, 2012.
Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли,
пьесы.1 – 9 классы.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М., «Прайм-Еврознак»,
2010.
Петрова А. Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ («Я
вхожу в мир искусства»), 2010. -144с.,
Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А.
Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008
Советов И. М. Театральные куклы: технология. – С-Пб., 2007.
Соломоник И. Н. Традиционный театр кукол Востока. Основные виды
плоских изображений. – М., 1983.
Сто человек, которые изменили ход истории. № 46. 2008.
Сорокин В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути
драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и
образование. – 2010. – № 1(63) – С. 19–27
Станиславский К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. -СанктПетербург: Азбука-классика, 2010
Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8т-т.2, т.3 «Работа актера над
собой» М., Искусство,1985, с.151.
Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
Театр теней: искусство светотени / Сост. И. С. Скипник. – Донецк., 2005.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.:
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
Литература для родителей:
Деревянкин Н.К. «Театр в школе».
Еценко В.Г. Кукольный театр в школе. – Новосибирск: Издательская компания
«Лада», 2001.
Звонарев К.А. «Я играю в театр».
Поляк Л.Я. Театр сказок. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Сидоркина О.В. «Мой маленький театр».
Юнисов М..М. Маленький театр: пьесы для домашних и школьных постановок.
– Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.
Яблонькина Д.Н. «Психологические тесты для детей».

Литература для детей:
Григорович Д. «Гуттаперчивый мальчик»
Данько Е. «Деревянные актеры»
Дашевская Н. «Тео - театральный капитан»
Ищук В.В., Нагибина М.Н. Народные праздники. - Ярославль, 2000.
Казанский О.В. Игры в самих себя. - М., 1995.
Раугул Е.П., Козырева М.А. Театр в чемодане. - СПб., 1998.
Рикарду Энрикеш «Театр»
Русские народные сказки
Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.
Сыромятникова И.В.. Искусство грима. - М., 1992.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».