ДООП Моя первая экология

Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Любовь к природе, к окружающему нас миру необходимо прививать с
детства.
Без экологических знаний сегодня жить невозможно, они нам
необходимы. В последние десятилетия на людей во всем мире обрушивается
гигантский поток информации о загрязнении природной среды. С каждым
годом проблема обостряется. Необходимо донести до каждого человека
мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму
жизнь на земле. Велика в этом роль школы! Основные человеческие
ценности и установки закладываются в детстве.
Наша школа сельская, и именно сельские школьники имеют более
тесные контакты с природой, так как связаны с ней в повседневной жизни, они
чаще бывают на речке, в лесу. Обучающиеся уже вовлечены в реальную
деятельность по изучению и охране окружающей среды. Им просто
необходимо быть экологически грамотными людьми.
Данная дополнительная общеобразовательная программа является
программой естественнонаучной направленности.
Новизна программы состоит в том что, теоретические знания и
практические навыки, получаемые обучающимися, находят своё воплощение
в проектных работах. Практическая направленность является одним из
ключевых принципов проектирования экологического образования. Любой
проект направлен на получение вполне конкретного запланированного
результата.
Актуальность программы заключается в том, чтобы обучающиеся не
бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные явления,
связь между ними, могли объяснить происходящее. Программа способствует
формированию активной жизненной позиции обучающихся, что предполагает
гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация,
творческое саморазвитие.
Педагогическая
целесообразность
заключается
в
том,
что программа «Моя первая экология» направлена на воспитание и
разностороннее развитие обучающихся, расширение их кругозора,
наблюдательности, исследовательских навыков с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Программа составлена на основании следующих нормативно – правовых
документов:
2

Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12.2012);
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся младшего школьного
возраста бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного
отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование у них навыков
экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в
обществе.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у обучающихся знания основ экологии;
- Научить использовать полученные знания об экологии;
Развивающие:
- Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку
зрения;
- Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки,
чтобы не причинить вреда окружающей среде;
Воспитательные:
- Воспитать чувство бережного отношения к природе;
- Воспитывать потребность в общении с природой;
3

- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду,
жизни.
Уровень: стартовый
Адресат общеразвивающей программы:
Программа
ориентирована
на
дополнительное
образование
обучающихся младшего школьного возраста (7-8 лет). Данный возрастной
период является важный периодом в формировании личности, в этом возрасте
обучающиеся начинают проявлять осознанный интерес к естественным
наукам, поэтому необходимо поддержать познавательный интерес ребёнка. С
этой целью и была создана эта программа.
Набор обучающихся осуществляется без конкурса.
Количество обучающихся в группе 10-15 человек.
Срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы – 33 учебных недели.
Продолжительность обучения составляет 33 часа, из которых большая
часть – практические занятия.
Режим занятий
Режим занятий, обучающихся регламентируется календарным учебным
графиком, расписанием занятий.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30
минут.
Общеразвивающая программа «Моя первая экология» предусматривает
индивидуально-групповую, групповую формы обучения.
Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер–класс,
презентация, конференция, самостоятельная работа, проектная деятельность и
др.
Формы подведения результатов: беседа, аттестация, самостоятельная
работа, мастер-класс, практическое занятие, конкурс, выставка, презентация,
самооценивание и др.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знает наиболее типичных представителей животного мира России,
Урала; основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры); влияние
деятельности
человека на
условия
жизни живых
организмов
(примеры); способы сохранения окружающей природы;
4

- умеет узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по
описанию; ухаживать за культурными растениями и домашними животными
(посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище,
двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- оформляет результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
Личностные результаты:
- принимает правила здорового образа жизни;
- развито морально-этического сознание;
- получен опыт переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Метапредметные результаты:
- овладел начальными формами исследовательской деятельности;
-получил первый опыт ролевого взаимодействия и реализации
гражданской, патриотической позиции;
-получил первый опыт социальной и межкультурной коммуникации

5

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный (тематический) план
№
тема занятия
количеств
заняти
о часов
я
Раздел 1. Экология (4 часа)
4
1.1
Что
изучает
экология?
Экологические
организации,
их
значение.
Значение
экологического
движения
в
школе. Цели,
задачи
и
направления
работы кружка.
Правила
поведения
в
природе.
Инструктаж
«Техника
безопасности
во
время
экскурсий».
1.2

1.3

1.4

Практическое
занятие.
Экологические
знаки.
Практическое
занятие.
Изучение
календаря
экологических
дат.
Практическое
занятие.
Оформление

теори
я

практик формы
а
аттестации/контро
ля

1
1

3
Индивидуальный
опрос
Тестирование
Собеседование

1

Тестирование
Беседа

1

Опрос
Беседа

1

Практические
задания
Беседа
6

«Уголка
природы»
Раздел 2. Осенние явления в жизни природы (4 часа)
4
1
3
2.1
Листопад, его
1
Индивидуальный
значение для
опрос
растений.
Наблюдения
2.2
Практическое
1
Наблюдения
занятие.
Опрос
Экскурсия
«Золотая
волшебница
Осень».
2.3
Практическое
1
Беседа
занятие.
Опрос
Сбор
природного
материала.
2.4
Практическое
1
Отчёт о работе
занятие.
«Мой
первый
Изготовление
гербарий»
гербария.
Раздел 3. Бытовые отходы как экологическая проблема (5 часов)
5
1
4
3.1
15 ноября –
1
Собеседование
День
Опрос
вторичной
переработки.
3.2-3.3 Практическое
2
Наблюдение
за
занятие. Работа
творческим
над выпуском
развитием ребенка
стенгазеты
«Бытовым
отходам
–
вторую
жизнь!»
3.4-3.5 Практическое
2
Словесная похвала
занятие.
Беседа
Изготовление
поделок
«Бытовым
отходам
–
вторую
жизнь!»
7

Раздел 4. Природа в жизни человека (16 часов)
16
7
9
4.1
Наши
1
питомцы,
их
повадки. Уход
за ними
4.2-4.3 Практическое
2
занятие.
Оформление
фотовыставки
«Наши
маленькие
друзья»
4.4-4.5 Экскурсия.
2
Зимующие
птицы. Акция
«Накормим
птиц!»
4.6
Уникальный
1
мир природы.
Интересные
факты из жизни
растений
и
животных.
4.7
Что
такое
1
«Красная
книга?»
4.8
Комнатные
1
растения
–
спутники
нашей жизни.
Правила ухода
за комнатными
растениями.
4.9
Практическое
1
занятие.
Изучение
растений
классных
комнат. Уход за
растениями.
4.10
Лекарственные
1
растения,
их

Индивидуальный
опрос

Отчет
наблюдениях
животными
Фотовыставка

о
за

Наблюдения, отчет
о работе

Индивидуальный и
фронтальный
опрос

Индивидуальный
опрос
Собеседование
Опрос

Диагностика

Собеседование
Тестирование.
8

значение
в
жизни
человека.
Фитотерапия.
4.11
Ягоды и грибы.
1
Тестирование
Основные
Индивидуальный
правила сбора.
опрос
Профилактика
отравлений.
4.12
Викторина «В
1
Викторина
царстве
Творческий отчет
грибов…»
Экологические
сказки.
4.13
1 апреля –
1
Собеседование
Международны
й день птиц.
4.14Практическое
2
Диагностика
4.15
занятие.
Беседа
Конкурс
рисунков.
4.16
15 апреля 1
Тестирование
День
Опрос
экологических
знаний.
Практическое
занятие.
Экологическая
викторина
«Знаешь ли ты
природу?»
Раздел 5. Проектно – исследовательская деятельность (3 часа)
4
1
2
5.1
Работа
над
1
Собеседование
проектами.
5.2-5.3 Практическое
2
Защита и анализ
занятие. Работа
творческих работ
над проектами.
Раздел 6. Итоговое занятие .Защита проектов (1 час)
1
1
0
6.1
Защита
1
Итоговая
проектов.
аттестация
Всего часов:
33
12
21
9

3.2 Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Экология (4 часа) 1ч.: теория;3 часа: практика
Теория:
1.1 Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение
экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка.
Правила поведения в природе. Инструктаж «Техника безопасности во время
экскурсий».
Практические занятия:
1.2 Экологические знаки.
1.3 Изучение календаря экологических дат.
1.4 Оформление «Уголка природы».
Раздел 2. Осенние явления в жизни природы (4 часа) 1 час :теория;3 часа:
практика
Теория:
2.1 Листопад, его значение для растений.
Практические занятия:
2.2 Экскурсия «Золотая волшебница Осень».
2.3 Сбор природного материала.
2.4 Изготовление гербария.
Раздел 3. Бытовые отходы как экологическая проблема (5 часов) 1
час:теория;4 часа: практика
Теория:
3.1 15 ноября – День вторичной переработки.
Практические занятия:
3.2-3.3 Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
3.4-3.5 Изготовление поделок «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
Раздел 4. Природа в жизни человека (16 часов)7 часов :теория;9 часов:
практика
Теория:
4.1 Наши питомцы, их повадки. Уход за ними.
4.4 Уникальный мир природы. Интересные факты из жизни растений и
животных.
4.5 Что такое «Красная книга?»
4.6 Уникальный мир природы. Интересные факты из жизни растений и
животных.
10

4.8 Комнатные растения – спутники нашей жизни. Правила ухода за
комнатными растениями.
4.11 Ягоды и грибы.
Практические занятия:
4.2 Оформление фотовыставки «Наши маленькие друзья»
4.3 Экскурсия «Зимующие птицы». Акция «Накормим птиц!»
4.7 Что такое «Красная книга?»
4.9 Практическое занятие. Изучение растений классных комнат. Уход за
растениями.
4.10 Викторина «В царстве грибов…». Экологические сказки.
4.12 Викторина «В царстве грибов».
4.13 Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
4.14-4.15Практическое занятие .Конкурс рисунков.
4.16 Практическое занятие.
Раздел 5. Проектно – исследовательская деятельность (3 часа) 1 час :
теория; 2 часа :практика
Теория:
5.1 Работа над проектами.
Практические занятия:
5.2-5.3 Работа над проектами.
Раздел 6. Итоговое занятие. Защита проектов (1 час)
Теория:
6.1 Защита проектов.

11

Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- знает наиболее типичных представителей животного мира России,
Урала; основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры); влияние
деятельности
человека на
условия
жизни живых
организмов
(примеры); способы сохранения окружающей природы;
- умеет узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по
описанию; ухаживать за культурными растениями и домашними животными
(посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище,
двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- оформляет результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
- проявляет интерес к познанию мира природы;
- проявляет потребность к осуществлению экологически сообразных
поступков;
- осознает место и роль человека в биосфере;
- преобладает мотивация гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принимает правила здорового образа жизни;
- развито морально-этического сознание;
- получен опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладел начальными формами исследовательской деятельности;
-получил опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
-получил опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- сформированы коммуникативные навыки.

12

2.1 Календарный учебный график
Продолжительность учебных занятий 33 недели.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме 4 недель.
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов- 1
неделя.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2.2 Средства, необходимые для реализации программы
Для эффективной реализации программы имеется следующее материальнотехническое обеспечение:
- наличие кабинета. Площадь кабинета, мебель и освещение соответствуют
санитарно-гигиеническим нормам;
- для размещения дидактического материала имеются: полки, стенды, шкафы;
- для организации занятий имеются: ученические столы, стол педагога,
школьная доска, компьютер, проектор;
- дидактическое обеспечение;
- лабораторные комплекты ЦО «Точка роста»;
- цифровые лаборатории ЦО «Точка роста».
Учебно - методическое обеспечение программы:
- учебная литература по всем разделам программы;
- презентации, видеоматериал по темам программы.
- иллюстрации, диски с записями музыки, голосов птиц, шума явлений
природы;
- определители животных, деревьев, следов животных;
- учебные плакаты;
- наглядные пособия.
Условия набора и режим занятий
Обучение осуществляется с обучающимися 7-8 лет.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: 33 часа - занятия по 30 минут один раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса
13

Для эффективной реализации программы необходимо использовать
разнообразные формы и методы обучения. Основные методические приёмы
помогают сформировать у обучающихся познавательную самостоятельность
и развить творческие способности. Программа предусматривает
коллективную, групповую и индивидуальную формы работы, а также
проектную деятельность.
Основные направления работы по программе
познавательно-исследовательское:
 подготовка исследовательских проектов;
духовно-творческое:
 выставки рисунков;
 фотовыставки;
 театрализованные представления;
просветительское:
 проведение тематических экскурсий по изучению природы родного
края;
 изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
 выпуск газеты «Экологический патруль»
 выступления агитбригады перед учащимися школы;
природоохранное:
 изготовление скворечников и кормушек;
 охрана птиц;
 озеленение классных комнат;
туристско - оздоровительное:
 День здоровья.
Кадровое обеспечение.
Программу может реализовывать педагог дополнительного образования,
имеющий высшее или среднее профессиональное педагогическое
образование.
2.3 Формы аттестации :
- итоговая аттестация;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
14

- творческие задания;
- участие в конкурсах различного уровня.
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия.
Беседы в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины,
конкурсные программы, практические задания, тестирование.
Способы организации контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой,
коллективный.
2.4 Оценочные материалы
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности Баллы
оцениваемого качества

1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.Теоретические Соответствие
Минимальный уровень
знания
(по теоретических
(ребенок овладел менее
основным разделам знаний
ребенка чем 1/2 объема знаний,
программы).
программным
предусмотренных
требованиям.
программой).
Средний
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет
более 1/2).
Максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период).
1.2.Владение
Осмысленность
и Минимальный уровень
специальной
правильность
(ребенок, как правило,
терминологией.
использования
избегает употреблять
специальной
специальные
терминологией.
термины).

1

3

5

1

3

15

Вывод:

2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным разделам
учебнотематического
плана программы).

2.2.Владение
специальным
оборудованием
оснащением.

и

Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой
терминологией).
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
в полном соответствии
с их содержанием).
Уровень
низкий
теоретической
средний
подготовки
высокий
2. Практическая подготовка ребенка
Соответствие
Минимальный уровень
практических
(ребенок овладел менее
умений и навыков чем
1/2,
программным
предусмотренных
требованиям.
умений и навыков).
Средний
уровень
(объем
усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2).
Максимальный
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период).
Отсутствие
Минимальный уровень
затруднений
в (ребенок испытывает
использовании
серьезные затруднения
специального
при
работе
с
оборудования
и оборудованием).
оснащения.

5

до 2
3-6
7-10
2

3

7

2

3
16

Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога).
Максимальный уровень
(работает
с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
2.3.Творческие
Креативность
в Начальный
навыки.
выполнении
элементарный уровень
практических
развития
заданий.
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие
задания
педагога).
Репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца).
Творческий
уровень
(выполняет
практические задания с
элементами
творчества).
Вывод:
Уровень
низкий
практической
средний
подготовки
высокий
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебно- Самостоятельность Минимальный уровень
интеллектуальные в подборе и анализе (ребенок испытывает
умения:
литературы.
серьезные затруднения
3.1.1.
Умение
при
работе
с
подбирать
и
литературой,
анализировать
нуждается
в

7

2

3

7

до 6
7-14
15-21
3

17

специальную
литературу.

постоянной помощи и
контроле педагога).
Средний
уровень
(работает
с
литературой
с
помощью педагога или
родителя).
Максимальный уровень
(работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей).
3.1.2.Умение
Самостоятельность Уровни - По аналогии с
пользоваться
в
пользовании п. 3.1.1.
компьютерными
компьютерными
источниками
источниками
информации.
информации.
3.2.
УчебноУровни - По аналогии с
коммуникативные Адекватность
п. 3.1.1.
умения:
восприятия
3.2.1.
Умение информации,
слушать и слышать идущей от педагога.
педагога.
3.2.2. Умение
Свобода владения и Уровни - По аналогии
выступать перед
подачи ребенком
с п. 3.1.1.
аудиторией.
подготовленной
информации.
3.2.3. Умение вести Самостоятельность Уровни - По аналогии с
полемику,
в
построении п. 3.1.1.
участвовать
в дискуссионного
дискуссии.
выступления, логика
в
построении
доказательств.
3.3.
Учебно- Способность
Уровни - По аналогии с
организационные
самостоятельно
п. 3.1.1.
умения и навыки:
готовить
свое
рабочее место к

6

8

3
7
10

2
6
8

3
6
9
3
7
10

3
6
8

18

3.3.1.
Умение
организовать свое
рабочее место.
3.3.2.
Навыки
соблюдения
в
процессе
деятельности
правил
безопасности.

3.3.3. Умение
аккуратно
выполнять работу.
Вывод:

Заключение

деятельности
и
убирать за собой.
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям.

Аккуратность и
ответственность в
работе.
Уровень
общеучебных
умений и навыков
Результат обучения
ребенка по
дополнительной
образовательной
программе

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем 1/2 объема навыков
соблюдения
ПБ,
предусмотренных
программой).
Средний
уровень
(объем
усвоенных
навыков
составляет
более 1/2).
Максимальный уровень
(ребенок
овладел
практически
весь
объем
навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период).
удовлетворительно
хорошо
отлично
низкий
средний
высокий

3

низкий
средний
высокий

до 46
47-89
90-100

6

8

3
6
8
до 24
25-50
51-69

Формы отслеживания результативности:
1) Входящая и выходящая диагностика (проводится 2 раза в год в течение
всего срока обучения, с целью отслеживания результативности и
эффективности работы объединения, развития качеств личности
воспитанников)
2) Тестирование.
3) Собеседование.
19

4) Качество выполнения творческих и исследовательских
Выполнение практических работ.
5) Участие в выступлениях.
6) Рефлексивный контроль.

проектов.

2.5. Методическое обеспечение
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы,
наблюдения, практические работы, лабораторные работы, участие в
экологических акциях, проектная деятельность.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие
формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически
ответственного поведения и отношения обучающегося, а также развития
творческих качеств личности.

20

Аннотация к программе «Моя первая экология»
Разработчик: Слесарева Ирина Анатольевна, педагог дополнительного
образования.
Дополнительная общеразвивающая программа является программой
естественнонаучной

направленности,

ориентирована

на

развитие

экологической культуры обучающихся.
Адресат программы: Программа адресована обучающимся младшего
школьного возраста от 7-8 лет.
Срок реализации программы и режим занятий: программа рассчитана на
1 год обучения - 33 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятий - 30
минут.
Форма обучения – групповая (группа до 15 человек).
Уровень: стартовый
Цель программы формирование у обучающихся младшего школьного
возраста бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного
отношения к своему здоровью, любви к природе, формирование у них навыков
экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в
обществе.
Задачи:
- Формировать у обучающихся знания основ экологии;
- Научить использовать полученные знания об экологии;
- Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку
зрения;
- Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы
не причинить вреда окружающей среде;
Результатом освоения программы является:
- развито у обучающихся эстетическое восприятие и познавательный
интерес к окружающему миру природы;
- сформированы представления о природе как универсальной ценности;

21

- понимает необходимость заботливого и уважительного отношения к
ней;
Формы: опрос, наблюдение, тестирование, анализ контрольного задания,
выставка.
Сведения о разработчике:
ФИО: - Слесарева Ирина Алексеевна, педагог дополнительного образования
Образование – Педагогическое высшее
Педагогический стаж – 17 лет

22

Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6.

Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден

президиумом

Совета

при

Президенте

Российской

Федерации

по

стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная

программа

РФ

«Развитие

образования»,

утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N
1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
23

10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ

начального

образования

и

общего,

дополнительных

основного

общего,

среднего

общеобразовательных

общего

программ

с

применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,

дополнительных

общеразвивающих

программ

с

использованием дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"

24

17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
18. Устав учреждения.

25

Список литературы
Список литература для педагогов:
1.
Алексеев О.В., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально:
Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб.,
1993.
2.
Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших
школьников: кружковая работа // Начальная школа. – 2003. - N 5. - С. 64-75.
3.
Боговая И.О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест.
Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Агропромиздат, 1990.
4.
Боголюбов
А.С.
Программа
проведения
комплексного
экологического обследования территории: Метод. пособие по полевой
экологии. – М.: Экосистема, 1996.
5.
Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. - М.: Мысль, 1977.
6.
Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.:
Мнемозина, 2010.
7.
Иванова Е.Б., Пашина Г.В. Полезные травянистые растения. Минск: Урожай, 1970.
8.
Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. :
«Просвещение», 1971 г.
9.
Как разработать и реализовать экологический проект./
Составители: Патрушева Л. И. Землянова О. В.- Барнаул ; АКДЭЦ ,2008 -19 с.
10. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – Спб.:
Петроградский и К, 1998.
11. Кузнецова Н.А. и др. Полевой практикум по экологии. – М.: Наука,
1994г.
12. Петрова А.Б. Экологическая школа - лагерь по полевым
исследованиям. - Воронеж: Б.и., 1995.
13. Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: МГУ, 1989.
14. Федоров Г. М. Учебно-методический компонент по экологическому
образованию для детей Севера // География и экология в школе XXI
века. – 2007. - N 5. - С. 53-57.
15. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое
пособие (под ред. Т.Я. Ашихминой). - М.: АГАР, 2000.
Список литературы для обучающихся:
1.
Акимушкин И.И. Причуды природы. – М.: Юный натуралист,
1992.
2.
Брем А.Э. Жизнь животных в трех томах. - М.: Терра, 1992.
3.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана.
26

Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
4.
Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. - М.: Мысль, 1977.
5.
Жизнь животных: в 6 т./Под ред. Л.А. Зенкевича. – М.: 1965.
6.
Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997.
7.
Как разработать и реализовать экологический проект./
Составители: Патрушева Л. И. Землянова О. В.- Барнаул ; АКДЭЦ ,2008 -19 с.
8.
Кашинская Е.А. Все обо всем: Энциклопедия. - М, 1999.
9.
Книга о здоровье - под ред. Ю.П. Лисицина – М.: 1998.
10. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не
узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.
11. Маркин В. А. Я познаю мир. - М., 2000.
12. Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс,
2006.
13. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение»,
2005.
14. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по
природоведению и экологии для учащихся начальных классов. – М.: Наука,
2000.
15. Шпаргалка по экологии – М.: Окей-книга, 2007.
16. Экологический мониторинг в школе. - Вологодский
государственный пед. университет, Вологда: «Русь», 1998.
17. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
Список литература для родителей:
1. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса.
– М.: Академия, 2015.- 56 с.
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/)
«Единая
коллекция
Цифровых
Образовательных Ресурсов».
2. http://www.fcior.edu.ru/
3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте
«Кирилл и Мефодий».
6. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
7. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
http://ecoportal.su/
27

8. Полная
энциклопедия
грибов.
http://bookz.ru/authors/tat_analagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
9. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
10. Энциклопедия
комнатных
цветов
и
растений.
http://iplants.ru/encikl.php?h=7
11. Энциклопедия
лекарственных
растений.
http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
12. Энциклопедия
“Флора
и
Фауна”.
http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
13. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».