ДООТ Экология и мы

1

Содержание

1.

Основные характеристики программы……………………….................3

1.1.

Пояснительная записка……………………………………………………....3

1.2.

Учебный (тематический) план…………………………….……………........7

1.3.

Содержание учебного (тематического) плана …………………………….11

1.4.

Планируемые результаты …………………………………………………..14

2.

Организационно – педагогические условия реализации

программы………………………………………………………………………………..16
2.1.

Календарный учебный график………………………………………..…….15

2.2.

Условия реализации программы…………………………………................16

2.3.

Формы аттестации…………………………………………………………...17

2.4.

Оценочные материалы …………………………...........................................18

2.5.

Методические материалы…………………………………………………...23

Аннотация………………………………………………………………................25
Сведения о разработчике…………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………...……….....28

2

1.

Основные характеристики программы

1.1.

Пояснительная записка

21 век - век современных технологий принес человечеству совершенно новые,
ранее неизученные проблемы экологического порядка. К уже имеющимся
«историческим» экологическим проблемам, таким как: загрязнение и обмеление
водотоков и водоемов, загрязнение атмосферы, деградация почв, добавились
совершенно

новые

и

глобальные

экологические

проблемы:

исчезновение

экологических систем в районах нефтегазодобычи (особенно сланцевого газа),
тотальное уничтожение лесов (в районах промышленной заготовки древесины и с
ростом застройки урбанизированных территорий), проблемы накопления мусора
(вывоза и его утилизации). Данные проблемы становятся настоящим экологическим
бедствием для крупных городов и расположенных рядом с ними поселениях.
Данная программа необходима и соответствует потребностям времени, так как
содержит

достаточное

количество

тем

для

формирования

и

поддержания

естественной познавательной мотивации детей 13-14 летнего возраста к изучению
экологии.
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность программы:
Антропогенное воздействие на окружающую среду продолжает неуклонно
расти. В настоящее время на нашей планете практически не осталось таких мест,
которых не коснулись бы экологические проблемы. Год от года все больше и больше
эти проблемы из локальных, то есть местных, экологических проблем разрастаются
до размера глобальных, решить которые можно лишь сообща, объединив усилия
людей из разных стран мира.
Главная сила, способная разрешить экологические проблемы – высокий
уровень экологической культуры населения. К сожалению, уровень экологической
культуры в большинстве стран мира, в том числе и в нашей стране, продолжает
оставаться не столь высоким. Повысить его можно различными путями, среди
которых главенствующее место отводят просветительской деятельности среди
3

населения и экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Новизна программа: Новизна программы заключается в практической
направленности деятельности обучающихся. Участие школьников в охране природы
позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении
экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой
работе

у

ребят

закладываются

основы профессиональных

умений

и

навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого
внимания.

Участие

школьников

в

исследовании

природной

среды

поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий
уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам
выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть
посильную работу по их устранению.
Педагогическая

целесообразность:

заключается

в

том,

что программа «Экология и мы»» направлена на воспитание и разностороннее
развитие

обучающихся,

расширение

их

кругозора,

наблюдательности,

исследовательских навыков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Отличительные особенности: данная программа формирует готовность
учащихся подросткового возраста к совместной творческо- поисковой деятельности
по решению экологических проблем своей местности как одних из важнейших
проблем современности. При этом программа выполняет важную социальнопедагогическую

функцию,

помогая

подросткам

через

активное

познание

экологических проблем мира стать активными творцами будущего своей планеты за
счет формирования их активной гражданской позиции, экологизированного
мировоззрения и миропонимания, возможности активного включения в процесс
пропаганды экологических знаний, что позволит им постоянно повышать уровень
своей собственной экологической культуры.
Цель программы: формирование экологически грамотной личности, имеющей
активную жизненную позицию, способную взять на себя ответственность за
сохранение своего здоровья и чистоты природы своей малой родины.
4

Задачи программы:
Образовательные:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в
природе, соответствующим принципам экологической этики;
-

обучить

методам

учебной

исследовательской

и

природоохранной

деятельности;
- сформировать опыт участия в природоохранной деятельности;
Развивающие:
-

развивать

альтернативное

мышление

в

выборе

способов

решения

навыков,

умению

экологических проблем;
-

способствовать

самостоятельно

развитию

пользоваться

исследовательских

информационными

ресурсами,

самостоятельно

применять знания в жизненных ситуациях;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
- формировать и развивать творческие способности обучающихся;
- формировать общую культуру обучающихся;
- создать необходимые условия для личностного развития, профессионального
самоопределения и творческого труда обучающихся;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
-воспитывать чувства гордости и ответственности за свою малую родину;
-воспитывать

качества

личности,

способствующие

социальной

самоорганизации: нравственность, активность, самостоятельность, инициативность,
коммуникабельность;

5

-воспитывать потребности активно участвовать в экологической деятельности и
природоохранных мероприятиях.
Основные методы и формы работы:
Содержание программы отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и
экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и
природы. Построена она с учётом преемственности экологического образования,
опирается на

теоретический, практический

и

личностный опыт учащихся,

полученный при изучении курса «Биология» и «География» на уроках.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности:
познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностноориентированная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции,
тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие. Средствами
эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические игры,
творческие задания, опыты, практические работы, создание экологических проектов,
экскурсии и прогулки в природу, моделирование, экологические акции, гербаризация,
составление

памяток.

Практическая

направленность

курса

дополнительного

образования осуществляется через исследовательские задания, игровые задания,
практикумы и опытническую работу.
Формы организации деятельности обучающихся разнообразны:
- индивидуальная;
- групповая;
6

- парная;
Адресат программы: Программа адресована обучающимся-подросткам от 13
до 14 лет.
Уровень: стартовый
Срок реализации программы и режим занятий:
Программа «Экология и мы» рассчитана на 1 год обучения – 35 часов (1 час в
неделю).
Формы отслеживания и фиксирования результатов:


Мониторинг развития качеств личности



Мониторинг результативности обучения по программе



Журнал посещаемости



Материалы анкетирования и тестирования



Грамоты, дипломы



Фото, видео отчеты

1.2.

Учебный (тематический) план

№
Наименование
раздела
раздела, тема
1.
Введение
1.1

1.2

2

2.1

2.2

Что изучает
экология. Зачем нам
нужно изучать
экологию.
Экологические
науки.
«Экологический
манифест»
Н.Ф. Реймерса.
Природные
комплексы нашей
местности
Сезонные изменения
в природе.
Природные

Количество часов
Формы
аттестации
ВСЕГО Теория Практика
Собеседование,
2 ч.
1
1
наблюдение
1
0
Собеседование,
фронтальный
опрос
0

1

10 ч.

4

6

1

0

1

1

1

0

7

Собеседование,
наблюдение

Практические
задания,
наблюдение
Опрос,

2.3
2.4
2.5

2.6

комплексы родного
края.
Растительный мир
Урала.
Животный мир
Урала.
Искусственные
сообщества растений
и животных.
Природа и человек.

Экологические
проблемы родного
края.
2.8
Экологическое
исследование
территории
образовательного
учреждения.
2.9-2.10 Особо охраняемые
природные объекты
родного края.
2.7

3
3.1

3.2

3.3

3.4

Среда обитания
человека
Современное
состояние природной
среды.
Экологические
проблемы биосферы.
Атмосфера –
внешняя оболочка
биосферы.
Загрязнение
атмосферы.
Воздух, которым мы
дышим.
Вода – основа
жизненных
процессов в
биосфере.

тестирование
Опрос,
тестирование
Опрос,
тестирование
Собеседование,
опрос

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

2

1

1

6 ч.

4

2

1

1

0

Собеседование,
фронтальный
опрос

1

1

0

Собеседование,
фронтальный
опрос

0

0

1

1

1

0

Собеседование,
фронтальный
опрос
Собеседование,
фронтальный
опрос

8

Наблюдение,
практические
задания
Собеседование,
фронтальный
опрос
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование

3.5

3.6

4
4.1

4.2

4.3

5
5.1

5.2

Загрязнение
природных вод.
Вода, которую мы
пьём.
Почва – биокосная
система. Загрязнение
почвы.
Радиоактивность в
биосфере.
Дом, в котором мы
живем
Вопросы экологии в
современных
квартирах.
Санитарногигиеническая
оценка жилого
помещения.
Экология комнатных
растений.
Здоровье человека –
основа жизни.
Вредное влияние
наркотических
веществ на организм
ребенка.
Мы за здоровый
образ жизни.

1

0

1

1

1

0

3 ч.

1

2

1

1

0

1

0

1

1

0

1

9 ч.

3

6

1

1

0

1

0

1

5.3

Инфекционные
болезни человека.

1

1

0

5.4

Влияние звуков на
человека.

1

0

1

5.5

Питание и здоровье

1

0

1

9

Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование

Собеседование,
фронтальный
опрос
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование
Собеседование,
фронтальный
опрос,
анкетирование
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование
Собеседование,
фронтальный
опрос,
анкетирование
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование
Наблюдение,

человека. Пищевые
добавки, их значение
и влияние на
организм человека.
Рациональное
питание.
Экологически
чистые продукты.
Жевательная
резинка: за и против.
Неожиданные
встречи с ядами.
Оказание первой
помощи при
отравлениях.
Ландшафт как
фактор здоровья.

практические
задания, опрос,
собеседование
1

0

1

Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование

1

0

1

Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование

1

1

0

1

0

1

Собеседование,
фронтальный
опрос
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование

Отходы как
источник
загрязнения
окружающей среды.
Что ты знаешь о
бытовых отходах?

4 ч.

3

1

1

1

0

6.2

Борьба с мусором глобальная проблема
человечества.

1

1

0

6.3

Рациональное
использование и
утилизация твёрдых
бытовых отходов.
Оценка
экологического
состояния
контейнера для
мусора во дворе

1

1

0

1

0

1

5.6

5.7

5.8

5.9

6

6.1

6.4

Компьютер и
здоровье.

10

Собеседование,
фронтальный
опрос,
тестирование
Собеседование,
фронтальный
опрос,
тестирование
Собеседование,
фронтальный
опрос,
тестирование
Наблюдение,
практические
задания, опрос,
собеседование

образовательного
учреждения.
Итоговая
аттестация.
Подведение итогов
работы.
Итоговое занятие
«Очистим мир от
мусора!»

7

1

0

1

Итоговая
аттестация.
тестирование

ИТОГО
35 ч.
16 ч.
19 ч.
1.3. Содержание учебного (тематического) плана:
Введение. Что такое экология? (2ч.) 1ч: теория; 1ч.:

I.

практика
1.1.Что изучает экология. Зачем нам нужно изучать экологию (1 ч. – теория)
Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на
год. Принятие норм и правил групповой работы. Знакомство с понятием «экология».
Беседа на тему необходимости изучения экологии и ее проблем.
1.2.

Экологические науки.

«Экологический манифест» Н.Ф. Реймерса (1 ч. –

практика)
II.

Природные комплексы нашей местности (10 ч.) 4ч

теория; 6ч: практика
2.1. Сезонные изменения в природе. (1ч. практика)
2.2. Природные комплексы родного края. (1ч. теория)
2.3. Растительный мир Урала. (1ч. практика)
2.4. Животный мир Урала. (1ч. практика)
2.5. Искусственные сообщества растений и животных. (1 ч. теория)
2.6. Природа и человек. (1ч. практика)
2.7. Экологические проблемы родного края. (1ч. теория)
Особо охраняемые природные объекты и заповедные зоны Урала.
Охрана природных комплексов.

11

2.8. Экологическое исследование территории образовательного
учреждения. (1 ч. практика)
2.9. -2.10. Особо охраняемые природные объекты родного края. (1ч.
теория, 1ч. практика) Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в живой
и неживой природе».
III.

Среда обитания человека (6ч.) 4 ч.: теория, 2 ч.: практика

3.1. Современное состояние природной среды. Экологические
проблемы биосферы. (1ч. теория)
3.2. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Загрязнение
атмосферы. (1 ч. теория)
3.4. Воздух, которым мы дышим. Определение загрязнённости воздуха
учебных помещений.
(1ч. практика)
3.5. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение
природных вод. (1ч. теория)
3.6. Вода, которую мы пьём. Определение качества водопроводной воды на
основе ее физических свойств.
(1ч. практика).
IV.

Дом, в котором мы живем (3ч.): 1 ч. теория, 2ч. практика

4.1. Вопросы экологии в современных квартирах. (1 ч. теория)
4.2. Санитарно-гигиеническая оценка жилого помещения. (1 ч.
практика)
4.3. Экология комнатных растений. (1 ч. практика)
V.

Здоровье человека - основа жизни (9ч.): 3 ч.-теория, 6-

практика
5.1. Вредное влияние наркотических веществ на организм ребенка. (1ч.
теория)
5.2. Мы за здоровый образ жизни. (1ч. практика)
5.3. Инфекционные болезни человека. (1ч. теория)
12

5.4. Влияние звуков на человека. (1ч. практика)
5.5. Питание и здоровье человека. Пищевые добавки, их значение и влияние на
организм человека. Что нужно знать при покупке продуктов питания.
(1ч. практика)
5.6. Рациональное питание. Экологически чистые продукты. Жевательная
резинка: за и против Изучение состава продуктов питания. (1 ч. практика)
5.7. Неожиданные встречи с ядами.

Оказание первой помощи при

отравлениях. (1ч. практика)
5.8. Ландшафт как фактор здоровья. (1ч. практика)
5.9. Компьютер и здоровье. (1ч. теория)
Диспут «Что вы вкладываете в понятие здоровый образ жизни?»
VI.

Отходы как источник загрязнения окружающей среды (5 ч):

3ч. теория, 2 ч. практика
6.1. Что ты знаешь о бытовых отходах? (1ч. теория)
6.2. Борьба с мусором - глобальная проблема человечества. (1ч. теория)
6.3. Рациональное использование и утилизация твёрдых бытовых
отходов. (1ч. теория)
6.4. Оценка экологического состояния контейнера для мусора во дворе
образовательного учреждения. (1ч. практика)
Практическая работа: Оценка экологического состояния контейнера для
мусора во дворе образовательной организации. Экологический десант.
7.0 Заключительное занятие. 1 ч: практика
Итоговая аттестация Итоговое Занятие «Очистим мир от мусора»

1.4.

Планируемые результаты:

Личностные:


развиты интеллектуальные и творческие способности;



воспитано бережное отношения к природе, сформировано экологическое

сознание;
13



развито признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других

людей;


развита

мотивация

к

получению

новых

знаний,

ответственного

отношения к учению, труду;


развито целостное мировоззрение;



воспитано

чувство

осознанности

и

уважительного

отношения

к

одноклассникам, другим людям;


сформирована коммуникативная компетенция в общении; основы

экологической культуры.
Метапредметные результаты:


умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;



умение определять и формулировать цель деятельности на занятие,

проговаривать последовательность действий;
умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;


способность адекватно реагировать на критику;



умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;


способность анализировать, сравнивать, классифицировать факты и

явления;


умение строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей, составлять тезисы, различные виды планов (простых,
сложных и т.п.


умение определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;


развито умение выдвинуть в дискуссии аргументы и контраргументы;

Предметные:


Знает определения основных экологических понятий;



Знает основы экологической этики и правила поведения в природе;
14



Знает сущности биологических процессов;



Умеет объяснять роль биологии в практической деятельности людей и

самого обучающегося, значение различных организмов в жизни человека, место и
роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды,
причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль
гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;


Способность выявлять взаимосвязь загрязнения окружающей среды и

здоровья человека,


Умеет анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей

среды, факторов риска на здоровье человека;


Умеет проводить самостоятельный поиск информации: в тексте книг,

словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.


Владеет основными методами и стандартными методиками исследования;



Умеет применять знания экологических правил при анализе различных

видов природоохранной деятельности.

2. Организационно – педагогические условия реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность
учебного года без учета каникул -35 учебных недель. Учебный процесс реализуется
по четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме 4 недели.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно
устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом
директора учреждения.
15

2.2 Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение.
1. Презентации, видеоматериал по темам программы.
2. Иллюстрации диски с записями музыки, голосов птиц, шума явлений
природы;
-определители животных, деревьев, следов животных;
-учебные плакаты;
- наглядные пособия
Материально-техническое обеспечение программы.
1. Столы
2. Стулья
3. Бумага, карандаши, ластик, линейки, ножницы, картон, цветные карандаши,
клей карандаш
4. Компьютер
5. Мультимедийный проектор
Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог
дополнительного образования со средним или высшим педагогическим
образованием.
Методы и приёмы ведения занятий:


объяснительно-иллюстративный;



практический;



самостоятельная работа;



теоретический;



проблемный;



обсуждение результатов;



демонстрация видеороликов и использование презентаций по

основным темам;
16



дискуссия, конференция.

Структура занятия:
1. организационное начало - приветствие обучающихся;
2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов
теме занятия;
3. повторение основных правил работы;
4. теоретический блок (терминология, основные правила и методики);
5. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми
навыками).
6. выполнение работы;
7. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся;
8. подведение итогов занятия, обсуждение результатов.
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы:
- итоговая аттестация;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- участие в конкурсах различного уровня.
Входной контроль – собеседование, анкетирование.


Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
17

занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с
элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
Способы организации контроля:


Индивидуальный



Фронтальный



Групповой



Коллективный.

Формами отслеживания результативности являются:
1) Входящая и выходящая диагностика (проводится 2 раза в год в течение всего
срока обучения, с целью отслеживания результативности и эффективности
работы объединения, развития качеств личности воспитанников)
2) Тестирование.
3) Собеседование.
4) Качество выполнения творческих и исследовательских проектов. Выполнение
практических работ.
5) Участие в выступлениях с агитбригадой.
6) Рефлексивный контроль
2.4. Оценочные материалы
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.Теоретические
Соответствие
Минимальный уровень
1
знания (по основным теоретических знаний (ребенок овладел менее чем
разделам программы) ребенка
1/2 объема знаний,
программным
предусмотренных
требованиям
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных знаний
18

составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период)
1.2.Владение
специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией

Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные термины);

3

5

1

Средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
содержанием)

3

5

Вывод:

Уровень
теоретической
подготовки

Низкий

До 2

Средний

3-6

Высокий

7-10

2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического

Соответствие
практических умений
и навыков
программным
требованиям

19

Минимальный уровень
2
(ребенок овладел менее чем
1/2, предусмотренных
умений и навыков);
Средний уровень (объем
усвоенных умений и

плана программы)

навыков составляет более
1/2)
Максимальный
уровень(ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период)

2.2.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения пр
работе с оборудованием);

3

7
2

Средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога)
Максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

3

7
2.3.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

Начальный (элементарный
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнить лишь
простейшие задания
педагога);

2

Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца)
Творческий уровень
(выполняет практические
20

3

задания с элементами
творчества)
7
Вывод:

Уровень
практической
подготовки

Низкий

До 6

Средний

7-14

Высокий

15-21

Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения при
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога);

3

3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения:

Самостоятельность в
подборе и анализе
литературы

3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Средний уровень (работает с
литературой с помощью
педагога или родителя)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

6

8
3.1.2.Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.2.Учебнокоммуникативные

Самостоятельность в
пользовании
компьютерными
источниками
информации

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

21

7
10

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

Адекватность

3

2
6

восприятия
информации, идущей
3.2.1. Умение слушать
от педагога
и слышать педагога
умения:

3.2.2. Умение
выступать перед
аудиторией

8

Свобода владения и
подачи ребенком
подготовленной
информации

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

3.2.3. Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления, логика
в построении
доказательств

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

3.3. Учебноорганизационные
умения и навыки:

Способность
Уровни - По аналогии с п.
самостоятельно
3.1.1.
готовить свое рабочее
место к деятельности
и убирать за собой

3.3.1. Умение
организовать свое
рабочее место
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям

3
6
9
3
7
10

3
6
8

Минимальный уровень
3
(ребенок овладел менее чем
1/2 объема навыков
соблюдения ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок овладел
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный

22

6

8

период)
3.3.3. Умение
аккуратно выполнять
работу
Вывод:

Заключение

Аккуратность и
ответственность в
работе

Удовлетворительно

3

Хорошо

6

Отлично

8

Уровень
Низкий
общеучебных умений
Средний
и навыков
Высокий

До 24

Результат обучения
ребенка по
дополнительной
образовательной
программе

Низкий

До 46

Средний

47-89

Высокий

90-100

25-50
51-69

2.5. Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

исследовательский

проблемный; игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации образовательной деятельности: беседа, игра-квест,
практическое занятие, презентация, экскурсия, поход, научная экспедиция.
Педагогические технологии
технология

группового

обучения,

-

технология индивидуализации обучения,

технология

программированного

обучения,

технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология
исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология
игровой деятельности, технология развития критического мышления, здоровье
сберегающая технология.
23

Алгоритм непосредственно-образовательной деятельности:
– организационный момент (игра с правилами);
– мотивационный момент (проблемная ситуация);
– работа детей (создание модели);
– подведение итогов (релаксация).
Дидактические материалы – схемы, шаблоны, трафареты, контуры, задания,
упражнения.
Карты «Природные зоны», «Политическая карта мира», «Физическая карта
России»
Коллекции: полезные ископаемые, гербарий растений. Демонстрационный
материал и оборудование, таблицы демонстрационные, глобус, экранно-звуковые
пособия.

24

Аннотация к программе
«Экология и мы»
Разработчик: Шаронкина Екатерина Вячеславовна, педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвивающая программа является программой естественнонаучной
направленности, ориентирована на развитие экологической культуры обучающихся.
Адресат программы: Программа адресована обучающимся от 13 до 14 лет.
Уровень: стартовый
Срок реализации программы и режим занятий:
Программа «Экология и мы» рассчитана на 1 год обучения – 35 часов (1 час в неделю).
Срок реализации -1 год.
Форма обучения - групповая.
Продолжительность занятия (1час) - 40 минут для обучающихся 13-14 лет.
Цель программы: формирование экологически грамотной личности, имеющей активную
жизненную позицию, способную взять на себя ответственность за сохранение своего здоровья и
чистоты природы своей малой родины.
Задачи программы:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе,
соответствующим принципам экологической этики;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально
относиться к явлениям живой и неживой природы;
Результатом освоения программы являются развитие у обучающихся эстетического восприятия и
познавательного интереса к окружающему миру природы; формирование представлений о природе
как универсальной ценности; понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
ней; ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе.
Оценка качества реализации программы осуществляется по 10 балльной шкале. Формы: опрос,
наблюдение, тестирование, анализ контрольного задания, выставка.

25

Сведения о разработчике:
ФИО: Шаронкина Екатерина Вячеславовна, педагог дополнительного
образования
Образование – высшее педагогическое
Стаж - 3 года.

Нормативно-правовое обеспечение:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря
2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).

26

11. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года №
900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области
до 2025 года».
17. Устав учреждения.

27

Список литературы
Список литература для педагогов:
1.

Алексеев О.В., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально:

Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб.,
1993.
2.

Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников:

кружковая работа // Начальная школа. – 2003. - N 5. - С. 64-75.
3.

Боговая И.О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест.

Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Агропромиздат, 1990.
4.

Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г. Правовая основа экологической

деятельности в городе. – М., 1995.
5.

Боголюбов А.П. Простейшая методика геоботанического описания

леса: Метод. пособие по полевой экологии для ПДО. - М.: Экосистема, 1996.
6.

Боголюбов

А.С.

Программа

проведения

комплексного

экологического обследования территории: Метод. пособие по полевой экологии.
– М.: Экосистема, 1996.
7.

Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. - М.: Мысль, 1977.

8.

Иванова Е.Б., Пашина Г.В. Полезные травянистые растения. - Минск:

Урожай, 1970.
9.

Как разработать и реализовать экологический проект./ Составители:

Патрушева Л. И. Землянова О. В.- Барнаул ; АКДЭЦ ,2008 -19 с.
10.

Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – Спб.: Петроградский

и К, 1998.
11.

Кузнецова Н.А. и др. Полевой практикум по экологии. – М.: Наука, 1994.

12.

Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Мысль, 2003.

13.

Мурзакова

О.

Г.

Примерный

план

написания

программы

"Экологическое воспитание" // Дополнительное образование и воспитание. –
28

2006. - N 6. - С. 13-17.
14.

Петрова

А.Б.

Экологическая

школа

-

лагерь

по

полевым

исследованиям. - Воронеж: Б.и., 1995.
15.

Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как

средство реализации проектной деятельности // Образование в современной
школе. - 2009. - N 11. - С. 59-63
16.

Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: МГУ, 1989.

17.

Федоров Г. М. Учебно-методический компонент по экологическому

образованию для детей Севера // География и экология в школе XXI века. – 2007.
- N 5. - С. 53-57.
18.

Школьный

экологический

мониторинг.

Учебно-методическое

пособие (под ред. Т.Я. Ашихминой). - М.: АГАР, 2000.
19.

Экология родного края (под ред. Т.Я. Ашихминой).- Киров: Вятка, 1996.
Список литературы для обучающихся:

1.

Акимушкин И.И. Причуды природы. – М.: Юный натуралист, 1992.

2.

Брем А.Э. Жизнь животных в трех томах. - М.: Терра, 1992.

3.

Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. - М.: Мысль, 1977.

4.

Жизнь животных: в 6 т./Под ред. Л.А. Зенкевича. – М.: 1965.

5.

Как разработать и реализовать экологический проект./ Составители:

Патрушева Л. И. Землянова О. В.- Барнаул ; АКДЭЦ ,2008 -19 с.
6.

Кашинская Е.А. Все обо всем: Энциклопедия. - М, 1999.

7.

Книга о здоровье - под ред. Ю.П. Лисицина – М.: 1998.

8.

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не

узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.
9.

Маркин В. А. Я познаю мир. - М., 2000.

10.

Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

11.

Плешаков

А.А.

От

земли

до

неба.

Атлас-определитель

по

природоведению и экологии для учащихся начальных классов. – М.: Наука, 2000.
12.

Усынови заказник/Могильнер А.А., Яхонтов Е.Л. - М.: издательство
29

Центра охраны дикой природы, 2006.
13.

Фарб П. Популярная экология. – М.: Мир, 1971.

14.

Школьный экологический практикум. - Архангельский областной

совет Всероссийского общества охраны природы, Архангельск, 1995.
15.

Шпаргалка по экологии – М.: Окей-книга, 2007.

16.

Экологический

мониторинг

в

школе.

-

Вологодский

государственный пед. университет, Вологда: «Русь», 1998.
17.

Экология: Шпаргалка. – М.: РИОР, 2012

Список литература для родителей:
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М.:
Академия, 2015. 560.

30

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».