Содержание 1. Основные характеристики программы………………………....3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………...3 1.2. Учебный (тематический) план…………………………….………..9 1.3. Содержание учебного (тематического) плана ………………….18 1.4. Панируемые результаты …………………………………………..25 1.5. Примерный календарный учебный график………………………26 2. Организационно – педагогические условия реализации программы………………………………………………………………………27 2.1. Условия реализации программы……………………………….....27 2.2. Формы аттестации………………………………………………….28 2.3. Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации ……………………………………………...30 Аннотация………………………………………………………………...35 Нормативно-правовое обеспечение программы...…………………. 38 Список литературы…………………………………………………...…40 Приложения……………………………………………………………… 2 1.Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Модный интерьер - это не только шикарные мебель, текстиль, аксессуары и прочее, а прежде всего удобство, комфорт и доступность. За модой, как известно, не угонишься: каждый раз полностью поменять мебель практически невозможно, а за простой сменой обоев потянется смена полов, текстиля, освещения и декоративных элементов. Творческие же люди умеют преображать свое жилище без особых усилий и затрат, создавая креативные вещи сами. Именно декор создает уют, настроение, атмосферу всё то, что делает интерьер уникальным, личностным. А с помощью декора созданного своими руками можно менять характер обстановки, не прибегая кардинальным мерам. И вообще интерьерные изделия Hand Made (текстильные к куклы, подушки-игрушки, подставки, прихватки, картины, панно и т.д) в настоящее время имеют особую популярность. Интерьерные игрушки - это одно из самых востребованных декораторских направлений в оформлении интерьера, они стали признаком престижа, хорошего вкуса и тона. Понятие «интерьерная игрушка» возникло в результате того, что игрушки ручной работы служат не только для детских игр, но и преображают интерьер, и в отличие от детских игрушек, предназначенных для «игры», создаются для украшения, созерцания и любования. Наряду с изготовлением игрушек, необычайным спросом пользуются различные декоративные изделия, такие как: подушки, коврики, подставки, вазы, картины, кухонный декор и многое другое, что рождается в фантазии у ребенка, и которые помогут сделать не только интерьер интересным, но и уютным. Дополнительная общеразвивающая программа «Студия интерьерных изделий «Арт-декор» является программой художественной направленности. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Актуальность программы 3 Программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Также она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их эстетического вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа учитывает потребности детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся. Гибкость и многоуровневая структура позволяют заниматься детям с различным уровнем психического и физического развития, и в то же время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым обучающимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Новизна программы Программа «Студия интерьерных изделий «Арт-декор» позволяет осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся; - в основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства; - в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества. Педагогическая целесообразность Педагогическая организации целесообразность образовательных, программы воспитательных заключена и в творческих эффективной процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума. Для достижения педагогических целей используются различные современные формы и методы организации занятий (игровые методы, занятия- 4 путешествия, экспериментирование, соревнования, мастер-классы, занятия-лайфхаки и т.д.) Занятия рукоделием способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия. При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность. Отличительные особенности Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного формирования способностей и интересов креативным видам рукоделия. Также особенность программы заключается в том, детям предоставляется возможность самостоятельного выбора не только самого объекта работы, но и материалов, сочетания цветов, предметов оформления создаваемого изделия, что способствует развитию фантазии и художественного вкуса, проявлению инициативы. Творческий поиск наиболее интересного решения художественного образа, усовершенствование первоначального варианта, желание изменить его, сделать лучше, интересней, внести что-то свое отличают настоящего художника от исполнителя. Поэтому, постоянно развивая интерес обучающихся к творческим занятиям, руководитель детского творческого объединения стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к заданию. Программа разработана на основе программ: «Интерьерная игрушка» Солодянкина Т.Л. «Интерьерная игрушка» Михеева Т.В. Цель программы: развитие творческих способностей детей путем овладения технологическими приемами изготовления различных интерьерных изделий. Задачи программы: Образовательные: 5 - обучить мастерству ручного шитья и шитью на бытовой швейной машине, - научить приемам безопасной работы; - помочь освоить технологии самостоятельной разработки выкройки; - изучить технологические процессы шитья куклы, игрушки, и других текстильных изделий; - способствовать овладению искусством цветовых сочетаний; - обучить технике декупаж; - расширить знания обучающихся об истории интерьерных игрушек, дизайне интерьере, предметах декора, создаваемых своими руками, роли декора в интерьере жилища; - познакомить детей с современными и популярными видами рукоделия. Развивающие: - развить у детей склонности и способности к художественному творчеству, художественный и эстетический вкус, творческий потенциал; - развить образное мышление, внимание, фантазию. Воспитательные: - воспитать любовь и уважение к труду, эстетические чувства; - воспитать такие качества как трудолюбие, аккуратность и усидчивость; - сформировать навыки самостоятельной деятельности, умения принимать решения; - создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету, творческому общению обучающихся. Основные методы и формы работы: Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о технике выполнения, сочетаниях тканей, цветов, видах тканей, швах, работе на бытовой швейной машине и технике безопасности, материале из которого предстоит выполнить изделие, об изготовлении новых игрушек, сувениров, подушек и т.д. Данная часть занятия будет проходить как в форме лекции, беседы, рассказа, так и в форме презентации, видеоурока. 6 Формы занятия могут быть как традиционными (лекция, беседа, демонстрация и т.д.), так и нетрадиционными (занятие – путешествие, игра, сказка и т.д.). Практическое выполнение задания – это разработка эскиза изделия, подготовка выкроек и заготовок, практическое обучение (тренировка) шитья на швейной машине, выполнения швов, подбор материалов с учетом их сочетания, шитье деталей игрушки, и т.д. Обучающийся может выполнить работу по самостоятельно разработанному эскизу, проявляя свою фантазию, или это может быть хорошо выполненная копия по какомулибо образцу. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей обучающихся. В процессе практической деятельности основными формами являются групповые занятия. Практическая часть преобладает, так как необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа с элементами показа, беседы, лекции, мультимедийные презентации, видео мастер-класса. Другие формы: Для младшего возраста – игра, в том числе ролевая, сюжетные занятия. Для детей старшего возраста: практикумы, тематические праздники, посиделки, оформление выставок, фотосессий и фотовыставок работ, обсуждение, конкурс, мастерклассы, лайхфаки и т.д. Адресат программы: Объединение комплектуется из обучающихся 11-14 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества. Сроки реализации программы и режим занятий Программа рассчитана на 1 год обучения, 140 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю). Уровень освоения программы - стартовый 7 Формы отслеживания и фиксирования результатов Мониторинг развития качеств личности. Мониторинг результативности обучения по образовательной программе. Журнал посещаемости. Материалы анкетирования и тестирования. Грамоты, дипломы. Фото, видео отчеты. Отзывы родителей. 1.2. Учебный (тематический) план № п/п 3 Количество часов Всего Теори Пракя тика Вводное занятие 2 1 1 (знакомство с группой) Вводный инструктаж. Принятие норм и правил групповой работы. Игры и упражнения на знакомство Знакомство c понятием 2 2 «интерьер», «декор интерьера», с различными видами декора: текстильные куклы и игрушки, текстильные предметы интерьера (подушки, салфетки, подставки, коврики), вазы, картины, и другие деревянные изделия, оформленные в технике декупаж. История появления предметов декора, кукол в интерьере. Краткое описание техники изготовления и материалов. 12 4 8 Знакомство с алгоритмом пошива игрушек 3.1 Как подобрать материал и его 2 1 2 Название раздела, тема 1 8 1 Формы аттестации Собеседова ние, наблюдение Наблюдение, опрос Наблюдение, практические задания 3.2 3.3. 3.4. 3.5 3.6 подготовка к работе. Последовательность действий при раскрое. Подготовка выкройки игрушки, копирование выкройки. Выбор ткани для игрушки и перенос выкройки на ткань (кройка). Работа с инструментами и приспособлениями. Техника безопасности при работе с инструментами. Основы выполнения ручных соединительных швов. Стачивание деталей игрушки в ручную. Работа с бытовой швейной машиной. Техника безопасности при работе. Как заправить нити, проложить прямую строчку на машине и соединить (стачать) детали ткани. Тренировка заправки ниток в швейную машину, прокладывания швов и стачивания. 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 10 4. Шитье интерьерных игрушек «Котики» 4.1. Кот в интерьере. Истрия 2 интерьерных котов и их роль в дизайне жилья. Текстильные котики, их виды и предназначение, эстетическая ценность. Выбор игрушки из предложенных образцов (интерьерные котики разных 9 3 7 1 1 Наблюдение, самостоятельная работа, тестирование, выставка 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5 5.1 5.2. 5.3 видов простой степени сложности). Подбор материала (ткани) для пошива. Описание процесса 2 подготовки выкройки. Подготовка выкройки игрушки, копирование выкройки. Перенос выкройки на ткань (кройка). Сшивание деталей и набивка 2 изделия. Оформление игрушки 2 (рисуем мордочку, добавляем аксессуары - бантик, бусы и т.п.) Оформление выставки, тестирование по результатам работы. 1 1 2 2 2 1 1 10 3 7 1 1 Интерьерная кукла Знакомство с историей 2 возникновения и разновидностями интерьерных кукол (тильда, снежка, тыквоголовка, большеножка, чердачная, амигуруми, кукла-гном и т.д.) Основы пошивы текстильных интерьерных кукол. Простая текстильная кукла , выбор материала, описание техники пошива, подготовка выкройки. Копирование выкройки 2 куклы, раскрой туловища куклы по выкройке. Изучение шва стачивания деталей. Пошив туловища. Как оформить куклу? Рисуем 2 эскизы наряда для куклы. 2 1 10 1 Наблюдение, самостоятельная работа 5.4. 5.5. 6. 6.1 6.2 6.3 6.4. 6.5 6.6 7. 7.1. Выбор ткани для одежды. Перенос выкройки. Перенос выкройки наряда куклы. Пошив одежды для куклы. Оформление куклы. Делаем волосы и прическу из шерстяных ниток, рисуем глазки. 2 1 2 1 2 12 4 8 2 1 1 2 1 1 Создание интерьерной игрушки «Кошечкапринцесса». Подбор ткани, перенос выкройки на ткань,сшивание туловища игрушки. Изучение видов набивки игрушек. Набивка игрушки по желанию (синтепон, крупа) Изучение видов набивки игрушек. Набивка игрушки по желанию (синтепон, крупа) Оформление набитой игрушки. Изучение способов оформления мордочки игрушки. Выбор ткани для наряда. Изучение способов оформления мордочки игрушки .Рисуем или вышиваем мордочку. Шьем простое платьице. Оформление выставки. Фотографируем изделия на фотофонах. 2 2 2 1 1 2 1 1 2 2 8 2 6 2 1 1 Интерьерные подушки Виды, форма и размеры декоративных подушек: идеи Наблюдение, оформление выставки 11 Самостояте льная работа, практическ ие задания. 7.2. 7.3. 7.4 8. 8.1. 8.2. 8.3 8.4. для уютного интерьера. Подушки в интерьере детской и подростковой комнаты. Способы пошива и набивки подушки. Выбор подушки для пошива, 2 выбор ткани , копирование выкройки, раскрой на ткани. Повторение правил работы со 2 швейной машиной, описание техники пошива, выполнения шва на БШМ. Пошив подушки на швейной машине, набивка. Оформление подушки 2 декоративными элементами из ткани (банты, лапки и т.д.) , оформление мордчки и .тд. 14 2 1 1 2 4 10 2 1 1 2 1 1 Объёмные игрушки из фетра. Изучение технологии работы с фетром, способов сшивания, склеивания деталей. Шьем объёмные фетровые фигурки для интерьера «Сладости из фетра» (пироженки , бублики и т.д.). Демонстрация изделий из фетра, их роли в интерьере, описание процесса выполнения работы. Раскрой, вырезаем детали, сшивание, склеивание деталей, набиваем игрушку. Стильная мобиль в детскую кроватку – как элемент декора интерьера детской комнаты. Пошив объёмных зверят из фетра. Раскрой, вырезаем детали. 2 2 2 1 12 1 Наблюдение, индивидуальные задания, участие в выставке 8.5. 8.6. 8.7 9. 9.1 9.2. 9.3. 9.4. 9.5. 10. Пошив объёмных зверят из 2 фетра. Сшивание, склеивание деталей, набиваем игрушку. Оформление мобили из сшитых игрушек. Оформление новогодней елки 2 в интерьере жилых комнат. Елочные игрушки из фетра. Пошив объёмных новогодних игрушек из фетра. Подготовка материала, вырезание деталей по выкройке. Сшивание деталей, 2 оформление игрушки. Оформление новогодней елки изготовленными игрушками. 10 2 1 1 2 3 7 1 1 1 2 1 Шитье текстильной улитки Демонстрация изделия текстильная улитка. Описание работы. Работа с набором материалов по созданию улитки. Сшивание деталей, набивка. Описание способов оформления улитки. Оформление улитки. Пошив чехла – раковины улитки. Описание способов украшения улитки, оформления мордочки. Финальное декорирование одежды улитки и т.д. Выставка работ. 2 2 2 2 Практические задания, наблюдение, выставка 2 2 1 1 16 5 11 Текстильная кукла «Тильда» 13 Наблюдени е, практическ ое задание, анкетирова ние 10.1. 10.2. 10.3. 10.4. 10.5 10.6 10.7. 10.8. 11 11.1 11.2 11.3. 11.4. Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер. Пошив куклы «Тильдасадовница» по авторской выкройке Т. Финангер. Описание процесса выкраивания деталей, работы с тканью. Окрашивание ткани. Выкраивание деталей для куклы. Описание процесса пошива. Сшивание деталей куклы. Набивка. Пришивание рук и ног. Описание техники пошива одежды для куклы. Выкраивание деталей одежды. Пошив одежды для куклы. Одевание куклы. Изготовление волос из пряжи. Оформление личика 2 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 20 6 2 2 14 Изготовление куклы «Снежка» Куклы снежки история происхождения. Текстильная кукла «Снежка» автора Татьяны Коннэ Подбор тканей для куклы «Снежка». Копирование выкройки. Выкраивание деталей для куклы. Описание процесса пошива деталей. Сшивание деталей куклы на швейной машине. Сшивание деталей куклы на швейной машине. Набивка. 2 2 2 1 2 1 2 14 Наблюдение, практическое задание, тестирование, выставка Презентация моделей одежды. Описание способов 11.5. пошива одежды. Выкраивание деталей одежды. 11.6. Пошив одежды для куклы. Как одеть куклу? Описание процесса, техники 11.7 приклеивания волос. Одевание куклы. Приклеивание волос. 11.8 Оформление личика. Финальное оформление кукол, подбор либо 11.9. изготовление аксессуаров для куклы (букет, очки, бусы, сумочка и т.д.) Оформление выставки, 11.10. фотосессия кукол. Тестирование. 12. 12.1 12.2. 12.3 12.4. 12.5 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 12 4 8 2 2 2 1 1 2 1 1 Деревянные изделия в стиле декупаж в интерьере жилища. Знакомство с техникой декупаж. История возникновения. Показ материалов и инструментов, подготовка к работе. Изучение способов грунтовки изделия, подготовки деревянной заготовки к оформления. Техника состаривания изделия, нанесения акриловых красок и лака. Изготовления декоративной разделочной доски в технике декупаж. Подготовка и грунтовка деревянной заготовки. Нанесение салфетки на подготовленную поверхность, закрепление 2 2 2 2 15 Наблюдение, практическое задание, опрос 12.6 13. 13.1. 13.2. 13.3. 13.4 13.5. 14 акриловым лаком. Окрашивание интерьерной разделочной доски. Декорирование. 2 10 3 7 2 1 1 2 1 1 Изготовление ключницы в технике декупаж. Подарок ручной работы. Демонстрация изделия ключница, описание работы. Подготовка деревянной заготовки: шкурение, грунтовка. Технология наклеивания салфетки на изделие, описание процесса окрашивания и состаривания. Нанесение салфетки, закрепление лаком. Окрашивание изделия, состаривание. Описание процесса работы с акриловым лаком, способов финального декорирования. Доработка изделия, закрепление лаком. Декорирование изделия. Крепление крючков для ключей. 2 Наблюдение, практическое задание, тестирование, выставка 2 2 1 2 1 2 2 1 1 140 45 95 Промежуточная аттестация. Подведение итогов работы. ИТОГО: 1.3. 2 Анкетирование, тестирование (квестигра) Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие (2 часа) Теория: Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Запись в творческое объединение. Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. 16 План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы. Таблица «Золотые правила». Презентация предметов декора создаваемых своими руками, и их места в интерьере. Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе, при создании интерьерных изделий. Практика: Игры и упражнения на знакомство: «Назови себя», «Ласковое имя», «Мое настроение», «Цвета эмоций», «Молчанка», «Найди пару». 2. Знакомство c понятием «интерьер», «декор интерьера», с различными видами декора (2 часа): Теория: Ведение творческого дневника, запись основных понятий «интерьер», «декор интерьера» и т. д. Что такое текстильные куклы и игрушки, текстильные предметы интерьера (подушки, салфетки, подставки, коврики), вазы, картины, и другие деревянные изделия, оформленные в технике декупаж. Демонстрация изделий ручной работы. Изучение истории появления предметов декора, кукол в интерьере. Краткое описание техники изготовления и материалов. Занятие в форме лекции с презентацией. 3. Знакомство с алгоритмом пошива игрушек (12 часов): Теория: Изучение видов тканей. Как подобрать материал и его подготовка к работе. Знакомство с последовательностью выполнения действий при изготовлении различных видов игрушки. Изготовление макета с образцами тканей с названиями. Подготовка выкройки игрушки, копирование выкройки. Выбор ткани для игрушки и перенос выкройки на ткань (кройка). Выкраиваем простую текстильную интерьерную игрушку «Сердечко». Теория: Работа с инструментами и приспособлениями. Техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с инструментами необходимыми для изготовления игрушек. Ручные швейные иглы и булавки, наперстки, ножницы, распарыватель. Их назначение. Практика: Тренировка умения держать инструменты, передавать друг другу, использовать по назначению, правильное хранение инструментов, вдернуть нить, распороть шов и т.п. Теория: Основы выполнения ручных соединительных швов. Стачивание деталей игрушки в ручную. Рассказ о видах швах, показ техники выполнения. 17 Практика: Зарисовка и запись в дневник. Выполняем швы на ткани. Сшиваем сердечко нужным швом. Теория: Работа с бытовой швейной машиной. Техника безопасности при работе. Как заправить нити, проложить прямую строчку на машине и соединить (стачать) детали ткани. Показ швейной машины, ее деталей и приспособлений. Демонстрация выполнения швов на машине. Разъяснение правил работы на швейной машине (ручной и электрической). Практика: отработка навыков пользования БШМ – включение машины, правильное положение тела при работе, тренировка заправки ниток в швейную машину, прокладывания швов и стачивания. 4. Шитье интерьерных игрушек «Котики» (10 часов): Теория: Кот в интерьере. Истрия интерьерных котов и их роль в дизайне жилья. Текстильные котики, их виды и предназначение, эстетическая ценность. Занятие-лекция в игровой форме «Найди кота». Практика: Выбор игрушки из предложенных образцов (интерьерные котики разных видов простой степени сложности). Обучающимся предоставляется выбор изделия из презентации и выкроек котиков. Все коты легкой степени сложности, одного принципа пошива, но разной формы. Подбор материала (ткани) для пошива. Из предложенных хлопковых тканей, каждый выбирает на свой вкус. Практика: Подготовка выкройки игрушки, копирование выкройки по заготовке. Перенос выкройки на ткань (кройка). Закрепление навыков работы с инструментами. Сшивание деталей и набивка изделия. Закрепляем навыки выполнения ручных швов. Тренируемся правильно набивать игрушку. Оформление игрушки (оформляем мордочку, добавляем аксессуары - бантик, бусы и т.п.). Детям предоставляется возможность проявить свою фантазию и украсить котика самостоятельно, но предлагаются картинки с вариантами оформленных игрушек, образцы. Теория: тестирование по результатам работы. Иллюстрированный тест по пройденному материалу, где дети по картинкам должны назвать предметы, провести соответствие и т.д. Оформление выставки «Влюбленные котики» (из сшитых интерьерных сердечек и 18 котов). 5. Интерьерная кукла (10 часов) Теория: Знакомство с историей возникновения и разновидностями интерьерных кукол (тильда, снежка, тыквоголовка, большеножка, чердачная, амигуруми, кукла-гном и т.д.) Основы пошивы текстильных интерьерных кукол. Практика: Игра-путешествие в страну кукол. В игровой форме представляются различные куклы и как они находят место в доме. Дети сами могут поиграть в эти куклы, изучить из чего они сделаны. Теория: Простая текстильная кукла, выбор материала, описание техники пошива. Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для кукол в домашних условиях с помощью кофеи чая. Различные способы окрашивания. Практика: Копирование выкройки куклы, окрашевание ткани для тела. Раскрой туловища куклы по выкройке. Изучение шва стачивания деталей. Пошив туловища. Как оформить куклу? Рисуем эскизы наряда для куклы. Выбор ткани для одежды. Перенос выкройки. Пошив одежды для куклы. Финальное декорирование: оформление куклы, крепление волос, создание прически из шерстяных ниток, оформление глаз (рисунок, из бисера или вышивка). Создание интерьерной игрушки «Кошечка-принцесса». Подбор ткани, перенос выкройки на ткань сшивание туловища игрушки. Изучение видов набивки игрушек. Набивка игрушки по желанию (синтепон, крупа) Оформление набитой игрушки. Изучение способов оформления мордочки игрушки. Рисуем или вышиваем мордочку. Выбор ткани для наряда. Шьем простое платьице. Оформление выставки. Фотографируем изделия на фотофонах. 6. Создание интерьерной игрушки «Кошечка-принцесса» (12 часов): Теория: демонстрации игрушки и техники ее выполнения. Подбор ткани, изучение видов набивки игрушек. Как сшить простой наряд для игрушки. Изучение способов оформления мордочки игрушки. Практика: подборка необходимой ткани для пошива, перенос выкройки на ткань сшивание туловища игрушки. Набивка игрушки по желанию (синтепон, крупа). Оформление набитой игрушки. Рисуем или вышиваем мордочку. Выбор ткани для наряда. Шьем простое платьице по выкройке. Оформление выставки. Фотографируем 19 изделия на фотофонах. 7. Интерьерные подушки (14 часов): Теория: Виды, форма и размеры декоративных подушек: идеи для уютного интерьера. Подушки в интерьере детской и подростковой комнаты. Занятие с презентацией подушек и их места в интерьере жилья. Изучение способов пошива и набивки подушки. Повторение правил работы со швейной машиной. Практика: Выбор подушки для пошива, выбор ткани, копирование выкройки, раскрой на ткани. Тренировка выполнения шва на машине, закрепление навыков. Пошив подушки на швейной машине, набивка. Оформление подушки декоративными элементами из ткани (банты, лапки и т.д.), оформление мордчки и т. д. Детям также предлагается несколько вариантов подушек по желанию. Есть возможность проявления фантазии при оформлении подушки. Виды, форма и размеры декоративных подушек: идеи для уютного интерьера. Подушки в интерьере детской и подростковой комнаты. Способы пошива и набивки подушки. Выбор подушки для пошива, выбор ткани, копирование выкройки, раскрой на ткани. 8. Объёмные игрушки из фетра (14 часов): Теория: Изучение технологии работы с фетром, способов сшивания, склеивания деталей. Стильная мобиль в детскую кроватку – как элемент декора интерьера детской комнаты. Демонстрация, описание техники и процесса работы. Оформление новогодней елки в интерьере жилых комнат. Елочные игрушки из фетра. Практика: Шьем объёмные фетровые фигурки для интерьера «Сладости из фетра» (пироженки , бублики и т.д.). Раскрой, вырезаем детали, сшивание, склеивание деталей, набиваем игрушку. Занятие в игровой форме , где дети становятся кулинарамиволшебниками, сами готовят сладости. Предоставляется возможность приготовить свой любимы десерт. Вместе создаем стильную мобиль в детскую кроватку. Совместная работа. Выбор игрушки , подбор цветов , вырезание деталей по выкройке. Пошив и склеивание деталей из фетра. Финальное оформление игрушки. 20 Совместное оформление мобили из сшитых игрушек (крепление игрушек на имеющийся каркас, оформление). Создание елочных игрушек из фетра. Раскрой, вырезаем детали, сшивание, склеивание деталей, набиваем игрушку. Оформление новогодней елки готовыми игрушками. 9. Шитье текстильной улитки (10 часов): Теория: демонстрация готового изделия из ткани «Улитка». Описание техники работы и необходимых материалов. Практика: занятие в форме мастер класса, детям выдаются готовые наборы материалов и инструментов по созданию улитки. Выполнение работы поэтапно согласно указаниям и рекомендациям руководителя мастер класса. Сшивание деталей, набивка, оформление улитки, пошив чехла – раковины улитки, оформление мордочки и т.д. 10. Текстильная кукла «Тильда» (16 часов): Теория: Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Об авторе: Тони Финангер. Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофеи чая. Различные способы окрашивания. Практика: Занятие также проходит в форме мастер класса. Работа по готовым наборам материалов. Пошив куклы «Тильда-садовница» по авторской выкройке Т. Финангер. Выкраивание деталей для куклы. Пришивание рук и ног. Сшивание деталей куклы. Набивка. Выкраивание деталей одежды. Пошив одежды для куклы. Одевание куклы. Изготовление волос из пряжи. Оформление личика. 11. Изготовление куклы «Снежка» (20 часов): Теория: Куклы снежки история происхождения. Роль куклы в интерьере. Текстильная кукла «Снежка» автора Татьяны Коннэ. Демонстрация кукол. Занятие в форме игры-путешествия в страну «кукол-милашек». Тестирование (викторина) по теме «Интерьерные куклы». Практика: Подбор тканей и их сочетаний для изготовления куклы «Снежка» по желанию детей. Копирование выкройки. Выкраивание деталей для куклы. Сшивание деталей куклы на швейной машине. Набивка. Выкраивание деталей одежды. Пошив одежды для куклы. Одевание куклы. Приклеивание волос. Оформление личика. Оформление выставки, фотосессия кукол. 21 12. Деревянные изделия в стиле декупаж в интерьере жилища (12 часов): Теория: Знакомство с техникой декупаж. История возникновения и роли декупажных изделий в интерьере. Показ материалов и инструментов, подготовка к работе. Изучение способов грунтовки изделия. Техника состаривания изделия, нанесения акриловых красок и лака. Практика: Изучение способов грунтовки изделия, подготовки деревянной заготовки к оформлению. Изготовление декоративной разделочной доски в технике декупаж. Подготовка и грунтовка деревянной заготовки. Нанесение салфетки на подготовленную поверхность, закрепление акриловым лаком, окрашивание доски. Декорирование. Практическое занятие проводится в форме творческой мастерской. 13. Изготовление ключницы в технике декупаж. Подарок ручной работы (10 часов): Практика: Подготовка деревянной заготовки: шкурение, грунтовка. Нанесение салфетки, окрашивание, состаривание. Доработка изделия, закрепление лаком, декорирование. Крепление крючков для ключей. Занятие проводится в форме творческой мастерской, где дети сами выбирают заготовку ключницы, рисунок салфетки и элементы оформления. 14. Промежуточная аттестация. Подведение итогов работы (2 часа): Теория: зачет по итогам работы, награждение обучающихся. Практика: выставка работ обучающихся, оформление экспозиции. Организация и проведение «креативной вечеринки», итоговое зачетное мероприятие проводится в форме квеста (игра-путешествие), где для получения награждения детям предстоит выполнить задания по изученному материалу. 1.4. Панируемые результаты Личностные результаты: - мотивация к расширению знаний в области декоративно-прикладного творчества; - развитый интерес к самостоятельной творческой деятельности; - трудовые навыки; 22 - мотивация к трудовой деятельности за счет привлекательных для детей объектов труда – интерьерных игрушек, кукол, подушек, деревянных изделий оформленных в технике декупаж ; - чувство собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству других людей; - уважительное отношение к иному мнению, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. - устойчивое желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков. Метапредметные результаты: - умение определять и формулировать цель деятельности на занятие, проговаривать последовательность действий с помощью педагога; - умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - способность адекватно реагировать на критику; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Предметные результаты: - первоначальные представления об истории возникновения и роли в интерьере текстильных изделий, предметов декора; - умения работать с различными материалами и инструментами в данной области декоративно-прикладного творчества; - овладение технологическими приемами изготовления интерьерной игрушки, текстильных изделий, изготовления игрушек из фетра, декупажных предметов; - знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач. 1.5. Примерный календарный учебный график Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность учебного года без учета каникул -35 учебных недель. Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели. 23 Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения. 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2. 1. Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение. 1. Презентации, видеоматериал с мастер-классами по темам программы. 2. Иллюстрации интерьеров, предметов декора, текстильных игрушек и других изделий ручной работ. Макеты цветосочетаний. Материально-техническое обеспечение программы. 1. Столы 2. Стулья 24 3. Швейные машины 3. Бумага, карандаши, ластик, линейки, ножницы, картон, цветные карандаши, клей карандаш, клей для ткани, акриловые краски, акриловый лак, акриловый грунт, кисти, файлы, наборы для декупажа, салфетки принтованные, деревянные разделочные доски, заготовки ключниц, крючки. 4. Компьютер, проектор, колонки. 5. Ткань хлопок китайский, трикотаж и другие, фетр, кружева, ткань лен для тела кукол, ткань кулирка с лайкрой телесного цвета, пряжа, бусины, пуговицы, ленты репсовые, нитки, иголки, булавки, распарыватели, волосы для текстильных кукол, готовая обувь для кукол «Снежка». Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог дополнительного образования со средним и высшим педагогическим образованием. Методы и приёмы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный; практический; самостоятельная работа; теоретический; свобода творческого выбора; проблемный; обсуждение результатов; демонстрация видеороликов и использование презентаций по основным темам; диалог. Структура занятия: 1. организационное начало - приветствие обучающихся; 2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов теме занятия; 3. повторение основных правил работы с инструментами (техника безопасности); 4. теоретический блок (терминология, основные правила и методики); 5. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками). 6. выполнение творческих работ; 7. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся; 25 8. подведение итогов занятия, обсуждение результатов. 2.2. Формы аттестации Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: - промежуточная аттестация; - наблюдение; - опрос; - анкетирование; - тестирование; - практические задания; - индивидуальные задания; - творческие задания; - участие в конкурсах и выставках различного уровня; - итоговая выставка работ. Входной контроль – собеседование, анкетирование. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование, квест-игра. Способы организации контроля: Индивидуальный Фронтальный Групповой Коллективный. 26 2.3. Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации Показатели Критерии (оцениваемые параметры) 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1.Теоретические Соответствие знания (по основным теоретических знаний разделам программы) ребенка программным требованиям 1.2.Владение специальной терминологией Осмысленность правильность использования специальной Степень выраженности Баллы оцениваемого качества Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2) Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) и Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); 27 1 3 5 1 терминологией Вывод: Уровень теоретической подготовки 2. Практическая подготовка ребенка. 2.1. Практические Соответствие умения и навыки, практических умений предусмотренные и навыков программой (по программным основным разделам требованиям учебно-тематического плана программы) 2.2.Владение специальным оборудованием оснащением 2.3.Творческие навыки Отсутствие затруднений и использовании специального оборудования оснащения Креативность выполнении Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) Низкий Средний Высокий Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень(ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) Минимальный уровень в (ребенок испытывает серьезные затруднения пр работе с оборудованием); и Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) в Начальный (элементарный уровень развития 28 3 5 До 2 3-6 7-10 2 3 7 2 3 7 2 практических заданий креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Вывод: Уровень Низкий практической Средний подготовки Высокий 3. Общеучебные умения и навыки ребенка уровень 3.1. Учебно- Самостоятельность в Минимальный подборе и анализе (ребенок испытывает интеллектуальные литературы серьезные затруднения при умения: 3.1.1. Умение работе с литературой, подбирать и нуждается в постоянной анализировать помощи и контроле педагога); специальную Средний уровень (работает с литературу литературой с помощью педагога или родителя) Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 3.1.2.Умение Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п. пользоваться пользовании 3.1.1. компьютерными компьютерными источниками источниками информации информации Уровни - По аналогии с п. 3.2.УчебноАдекватность 3.1.1. коммуникативные восприятия умения: 3.2.1. Умение слушать информации, идущей и слышать педагога от педагога 3.2.2. Умение Свобода владения и Уровни - По аналогии с п. 29 3 7 До 6 7-14 15-21 3 6 8 3 7 10 2 6 8 3 выступать аудиторией перед подачи ребенком подготовленной информации 3.2.3. Умение вести Самостоятельность в полемику, участвовать построении в дискуссии дискуссионного выступления, логика в построении доказательств 3.3. Учебно- Способность самостоятельно организационные готовить свое рабочее умения и навыки: 3.3.1. Умение место к деятельности организовать свое и убирать за собой рабочее место 3.3.2. Навыки Соответствие соблюдения в реальных навыков процессе деятельности соблюдения правил правил безопасности безопасности программным требованиям 3.3.3. Умение Аккуратность и аккуратно выполнять ответственность в работу работе Вывод: Уровень общеучебных умений и навыков Заключение Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе 30 3.1.1. 6 9 Уровни - По аналогии с п. 3 3.1.1. 7 10 Уровни - По аналогии с п. 3 3.1.1. 6 8 Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) Удовлетворительно Хорошо Отлично Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий 3 6 8 3 6 8 До 24 25-50 51-69 До 46 47-89 90-100 Аннотация к программе Разработчик: Маслакова Светлана Сергеевна – заместитель директора по ВР МКОУ «Талицкая СОШ № 4» педагог дополнительного образования Программа «Студия интерьерных изделий «Арт-декор» разработана для детей 1114 лет на основе программ «Интерьерная игрушка» Солодянкина Т.Л., «Интерьерная игрушка» Михеева Т.В. Дополнительная общеразвивающая программа «Студия интерьерных изделий «Арт-декор» является программой художественной направленности, ориентирована на развитие творческих способностей ребенка, формирование художественно-эстетического вкуса, создает условия для самореализации и профориентации. - по функциональному предназначению - прикладной; -по форме организации - (индивидуально ориентированной, групповой; Срок реализации -1 год. 31 Форма обучения - групповая. Продолжительность занятия (1 час) - 40 минут для обучающихся 11-14 лет. Уровень освоения программы – стартовый. Целью программы является: развитие творческих способностей детей путем овладения технологическими приемами изготовления различных интерьерных изделий. Задачи программы: Образовательные: - обучить мастерству ручного шитья и шитью на бытовой швейной машине, - научить приемам безопасной работы; - помочь освоить технологии самостоятельной разработки выкройки; - изучить технологические процессы шитья куклы, игрушки, и других текстильных изделий; - способствовать овладению искусством цветовых сочетаний; - обучить технике декупаж; - расширить знания обучающихся об истории интерьерных игрушек, дизайне интерьере, предметах декора, создаваемых своими руками, роли декора в интерьере жилища; - познакомить детей с современными и популярными видами рукоделия. Развивающие: - развить у детей склонности и способности к художественному творчеству, художественный и эстетический вкус, творческий потенциал; - развить образное мышление, внимание, фантазию. Воспитательные: - воспитать любовь и уважение к труду, эстетические чувства; - воспитать такие качества как трудолюбие, аккуратность и усидчивость; - сформировать навыки самостоятельной деятельности, умения принимать решения; - создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету, творческому общению обучающихся. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы: Личностные результаты: - мотивация к расширению знаний в области декоративно-прикладного творчества; 32 - развитый интерес к самостоятельной творческой деятельности; - трудовые навыки; - мотивация к трудовой деятельности за счет привлекательных для детей объектов труда – интерьерных игрушек, кукол, подушек, деревянных изделий оформленных в технике декупаж ; - чувство собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству других людей; - уважительное отношение к иному мнению, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. - устойчивое желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков. Метапредметные результаты: - умение определять и формулировать цель деятельности на занятие, проговаривать последовательность действий с помощью педагога; - умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - способность адекватно реагировать на критику; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Предметные результаты: - первоначальные представления об истории возникновения и роли в интерьере текстильных изделий, предметов декора; - умения работать с различными материалами и инструментами в данной области декоративно-прикладного творчества; - овладение технологическими приемами изготовления интерьерной игрушки, текстильных изделий, изготовления игрушек из фетра, декупажных предметов; - знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач. Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. 33 Сведения о разработчике: Маслакова Светлана Сергеевна Образование – высшее педагогическое Педагогический стаж – 3 года Нормативно-правовое обеспечение программы Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями на 30.09.2020 г.; Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Признается утратившим силу приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. 34 Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа 2016 г. № 2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11). Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226) 35 Список литературы Литература для педагога: Винус Додж «Шьем одежду для кукол. Книга с выкройками» - Попурри, 2005. Войнатовская Е. «Авторская интерьерная кукла. Мастер-классы и выкройки от Nkale» .- г. СПб. «Питер», 2014. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. Вестник ХГУ. Харьков, 2008. № 320. с. 22-25. Городкова Т.В., М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки». – Ярославль «Академия развития», 2013. Зайцева И.Г. «Мягкая игрушка». – М.: Издательский дом, 2011. Зайцева А. «Имитация поверхностей: основные техники».- 2015. Зайцева А. «Декупаж для начинающих: салфеточная техника».- 2014. Золотилова А.А. Технология. Интерьерная текстильная кукла.- г. СПб.: 2017. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику - М.: Педагогическое общество России, 2005. «Методика. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации», Айрис Пресс, М: 2014. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М.: Просвещение, 2010. Моргуновская Ю. «Красивый декупаж: пошаговые мастер-классы для начинающих».- 2015. Петухова В.И. «Мягкая игрушка». – М.: Просвещение, 2011. Тоне Финнангер «Тильда: Шьем игрушки-тильды» - Арт-родник, 2014. Литература для детей: Агапова И., Давыдова М. «Мягкая игрушка своими руками». – «Айрис Пресс», 2012. Калинин М. «Рукоделие для детей». – Минск «Полымя», 2011. Путянина Е.Б. «Шьем мягкие игрушки». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011. 36 Фиона У. Большой подарок для девочек.– М.: Росмэн-Пресс, 2013. Энциклопедия рукоделия «Мягкая игрушка. 100 новых моделей». - Владис, 2014. Литература для родителей: Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 2015. - 560с. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2013. Мазлиш, Э. Свободные родители, свободные дети/ А. Фабер, Э. Мазлиш.– М.: Эксмо, 2012. – 320 с. Захарова О. Домашние уроки творчества.- Мн.: Современная школа, 2012. — 16с Энциклопедия рукоделия. «Волшебный сад», М.:2011. Интернет ресурсы: Ивлева, И.А. Образовательная программа «Мягкая игрушка» / И.А. Ивлева [Электронный ресурс], 2013 – Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch Инструкции и техники пошива кукол и игрушек. [Электронный ресурс], 2013. – Режим доступа: http://for-children.ru/podelki-dlya-detey/1161-instrukcii-i-tehniki-poshivakukol.html Интерьерная кукла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.agallery.ru/interiernaya_kukla.html История возникновения мягкой игрушки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smeda.ru/elektro/issue/issue82/ Михеева Т.В. Дополнительная общеразвивающая программа направленность художественная «Интерьерная игрушка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-napravlennosthudozhestvennaya-studiya-interernaya-igrushka-3549422.html Наполнитель для игрушек – чем и как набить игрушку? [Электронный ресурс], 2011. – Режим доступа: http://www.olinohobby.com/2011/02/blog-post.html. О цветовых сочетаниях. [Электронный ресурс], 2013. – Режим доступа: http://www.livemaster.ru/topic/290465-o-tsvetovyh-sochetaniyah 37 Ручные швы. [Электронный ресурс], 2013. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/galssa/post295435084/ Солодянкина художественной Т.Л. Рабочая дополнительная направленности общеразвивающая «Интерьерная программа игрушка» [Электронный ресурс] Режим доступа:https://cdtlbt.yanao.ru/images/PDF/2017god/obrazov atel_programmi/interernaya_igruska.pdf Тильда. История появления. [Электронный ресурс], 2012. – Режим доступа: http://www.diets.ru/post/434074/ Три тонировки на кофейной основе + варианты декора. Мастер-класс, ч.1.[Электронный ресурс], 2013. – kamina.blogspot.ru/2013/02/blogpost.html. 38 Режим доступа: http://skazki-u-