СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные характеристики программы……………………….................................3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………...............3 1.2. Цель и задачи Программы……………………………………………………..6 1.2. Учебный (тематический) план (1 года обучения)………………………......9 1.3. Содержание учебного (тематического) плана (1 года обучения)…..….....11 1.4. Планируемые результаты (1 года обучения)……………………..….…….14 1.5. Учебный (тематический) план (2 года обучения)………………..…….….15 1.6. Содержание учебного (тематического) плана (2 года обучения).……......17 1.7. Планируемые результаты (2 года обучения).……………………………...21 2. Организационно – педагогические условия реализации программы………..23 2.1. Примерный календарный учебный график……………………………………....23 2.2. Условия реализации программы……………………………………..…...............23 2.3. Формы аттестации…………………………………………………….…………...24 2.4. Критерии оценки знаний и умений для определения уровня подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации …….………...…....................25 Аннотация………………………………………….…………………………..................29 Сведения о разработчике……………………………………………………………….30 Список литературы………………………………………………………………...…....31 2 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Школа юнармейца» составлена для обучающихся 10-14 лет, социально-гуманитарной направленности и разработана в соответствии с нормативной базой документов: 1. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3); 8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642. 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467) 12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 3 13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" 16.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" 17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года». 18. Устав МКОУ «Талицкая СОШ № 4» 19. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.). Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину человек должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо, должен понимать значение слова «Родина» и ясно представлять себе все составляющие этого понятия. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовнонравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа юнармейца» обучающиеся знакомятся с детско-юношеским движением России «Юнармия», целью которого является патриотическое воспитание нового поколения российских граждан. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» создано по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в 2016 году и содействует патриотическому воспитанию подрастающего поколения и всестороннего развития личности. Программа направлена на: 1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации; 4 2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; 3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; 4) сохранение и приумножение патриотических традиций. Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования. Направленность программы: социально - гуманитарная Актуальность программы. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Новизна программы. Данная программа позволяет придать патриотическому воспитанию обучающихся системный и целенаправленный характер, упорядочить подготовку к военно - спортивным играм. Педагогическая целесообразность. Занимаясь по программе «Школа юнармейца», обучающиеся имеют возможность не только овладеть теоретическими знаниями, но и практическими умениями: стрелковыми, разборке и сборке АК-74, правилами ориентирования в карте и на местности в различных условиях. Занятия по программе воспитывают сплоченность, дружбу, ответственность. Отличительные особенности: данная программа формирует активную жизненную позицию, обучающиеся учатся анализировать и оценивать историю, традиции, существующую систему ценностей того общества, которое его воспитывает. При этом программа выполняет важную социально-гуманитарную функцию, пробуждая в подростковом возрасте глубокие, действенные, устойчивые интересы; воспитывая духовно-нравственные, патриотические чувства; развивая самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. В ходе обучения используется макет АК - 74, лазерный тир, пневматические винтовки, которые позволяют повысить мотивацию и интерес обучающихся к теоретическому изучению материала и выполнению практических заданий. Основные методы и формы работы: При реализации программы используются следующие методы: 1. Словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при объяснении теоретического материала. 2. Наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых действий. 5 Используются электронные презентации, видеоматериалы, наглядные пособия и другие дидактические материалы; 3. Практическая работа (выполнение упражнения по образцу, самостоятельная отработка навыков стрельбы в лазерном тире, отработка навыков работы с картами, отработка навыков действий на местности). Формы организации обучающихся на занятии: - групповые – при изучении теоретического материала; - работа в парах – при изучении нового материала; - индивидуально-групповые – при проведении практических занятий. Формы проведения занятий: - рассказ; - беседа; - практическое занятие; - игра, квест; - соревнование; - викторина; - вахта памяти. Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 10 до 14 лет. Уровень обучения: 1 год обучения- стартовый, 2 год обучения- базовый. Срок реализации программы и режим занятий: дополнительная общеразвивающая программа «Школа юнармейца» рассчитана на 2 года обучения – 140 часов. 1 год обучения- 70 часов, 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий- 40 минут. 2 год обучения- 70 часов, 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий- 40 минут. Формы отслеживания и фиксирования результатов: Мониторинг развития качеств личности Мониторинг результативности обучения по программе Журнал посещаемости Материалы анкетирования и тестирования Грамоты, дипломы Фото, видео отчеты. 1.2. Цель и задачи Программы Цель программы: создание условий для социального становления, патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции обучающихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития. 6 Задачи программы: Обучающие: - ознакомить с государственными символами РФ; - ознакомить с событиями военной истории России; - ознакомить со структурой Вооруженных Сил РФ; - ознакомить с правилами обращения с огнестрельным оружием; - ознакомить с основами военной топографии; - научить решать тактические задачи при стрельбе в лазерном тире и по мишени - научить основам медико-санитарной подготовки - ознакомить с основами гражданской обороны Развивающие: - способствовать развитию и укреплению здоровья, и расширению функциональных возможностей организма; - способствовать развитию координации движений; - способствовать развитию внимания, памяти; - способствовать развитию конструктивного мышления и сообразительности; - способствовать развитию самоконтроля. Воспитательные: - способствовать воспитанию гражданских качеств личности: интерес к общественной жизни, любовь к Родине, патриотизм; - способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим: общительность, отзывчивость, стремление помочь; - способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства; - способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия; - способствовать приобщению обучающихся к здоровому образу жизни. Цель 1 года обучения: создание условий для формирования гражданскопатриотических качеств личности обучающихся, навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности. Задачи 1 года обучения: Обучающие: - ознакомить с государственными символами РФ; - ознакомить с событиями военной истории России; - ознакомить со структурой Вооруженных Сил РФ; - ознакомить с основами военной топографии; - научить решать тактические задачи при стрельбе в лазерном тире Развивающие: - способствовать развитию и укреплению здоровья, и расширению функциональных возможностей организма; - способствовать развитию координации движений; 7 - способствовать развитию внимания, памяти; - способствовать развитию конструктивного мышления и сообразительности; - способствовать развитию самоконтроля. Воспитательные: - способствовать воспитанию гражданских качеств личности: интерес к общественной жизни, любовь к Родине, патриотизм; - способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим: общительность, отзывчивость, стремление помочь; - способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства; - способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия; Цель 2 года обучения: создание условий для воспитания подростков с активной жизненной позицией, патриотов своей Родины, готовых к службе в рядах Вооружённых сил Российской Федерации. Задачи 2 года обучения: Обучающие: - ознакомить с правилами обращения с огнестрельным оружием; - научить основам строевой подготовки; - научить решать тактические задачи при стрельбе в лазерном тире и по мишени - научить основам медико-санитарной подготовки - ознакомить с основами гражданской обороны Развивающие: - способствовать развитию и укреплению здоровья, и расширению функциональных возможностей организма; - способствовать развитию координации движений; - способствовать развитию внимания, памяти; - способствовать развитию конструктивного мышления и сообразительности; - способствовать развитию самоконтроля. Воспитательные: - способствовать воспитанию гражданских качеств личности: интерес к общественной жизни, любовь к Родине, патриотизм; - способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим: общительность, отзывчивость, стремление помочь; - способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства; - способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия; - способствовать приобщению обучающихся к здоровому образу жизни. 8 1.3. Учебный (тематический) план 1 года обучения Цель 1 года обучения: создание условий для формирования гражданскопатриотических качеств личности обучающихся, навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности. № п/п 1. 2. 2.1. 2.2. Наименование раздела, темы занятия Введение. Цели и задачи программы «Школа юнармейца» ВВПОД «Юнармия» ВВПОД «Юнармия». История, цели и задачи движения. Присяга Юнармейца 2.3.- Праздник. Вступление в ряды 2.4 ВВПОД «Юнармия» 3. Государственные символы РФ 3.1. Государственные символы Российской Федерации 3.2. Игра «Геральдика» Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 4 1 1 1 Собеседование 1 2 2 1 1 1 Собеседование 3 1 2 Форма контроля Письменный опрос Присяга 1 Тестовые задания 1 Тестовые задания 20 7 1 1 Опрос 4.2. Основы военной истории России Дни воинской славы России. Великие полководцы. Дни воинской славы ВОВ 1 1 4.3. Маршалы Победы 1 1 1 1 1 Тестовые задания Тестовые задания Опрос Практические задания 1 1 4. 4.1. Города - Герои ВОВ Квест-игра «Дни воинской славы России» 4.6. Герои – земляки Великой Отечественной войны 4.7- Экскурсия в краеведческий 4.8. музей п.Троицкого 4.9- Урок мужества: «Николай 4.10 Иванович Кузнецов». Троицкая поселковая библиотека. 4.11- Экскурсия в музей 4.4. 4.5. 1 2 2 2 9 13 1 Собеседование 2 Практическое задание 1 Опрос 2 Практическое им.Н.И.Кузнецова Проект «Бессмертный полк отряда «Искра»» Урок мужества: «Героиземляки военных конфликтов в Афганистане и Чечне». 4.19- Вахта памяти. Посещение 4.20 сквера войнаминтернационалистам в г.Талица. 5. Вооруженные силы РФ 5.1- Назначение, структура ВС РФ 5.2. 5.3- Воинские звания и должности 5.4. военнослужащих ВС РФ 5.5. Сухопутные войска РФ. 5.6. Военно - воздушные силы РФ 5.7. Военно-морской флот РФ 5.8. Космические войска РФ 5.9. Воздушно-десантные войска РФ 5.10. Квест «Вооруженные силы РФ» 6 Основы огневой подготовки 6.1. История огнестрельного оружия 6.2. Требования безопасности при обращении с оружием 6.3- Устройство АК-74 6.4. 6.5- Прядок неполной разборки и 6.6. сборки после неполной разборки АК-74 6.7- Выполнение упражнений 6.10 стрельб в лазерном тире. 7. Основы военной топографии 7.1- Топографические карты, 7.2. условные обозначения 7.3- Топографические знаки 7.6 7.7- Масштаб. Определение 7.8. расстояний по топографической карте 4.12 4.134.16. 4.174.18 4 2 1 2 4 задание Практическое задание 1 Тестовые задания 2 Практическое задание 10 2 7 1 3 1 Опрос 2 1 1 Тестовые задания 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 3 1 1 2 Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос 1 2 Практические задания 7 Опрос 1 Практические задания 1 Практические задания 2 Практические задания Практические упражнения 4 1 3 11 2 2 1 9 1 4 1 3 Практические задания 2 Практические задания 2 10 Практические задания 7.9. Ориентирование на местности 1 1 7.10. Азимут 1 1 7.11. Азимутальный ход 1 1 Итоговое занятие 1 1 8. Итого за год 1.4. 70 22 Практические задания Практические задания Практические задания Итоговая аттестация 48 Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения 1. Введение. Цели и задачи программы «Школа юнармейца» (2 часа). Теория :1 час; практика :1 час 1.1.Теория. Цели и задачи программы «Школа юнармейца». 1.2. Практика. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности. 2. ВВПОД «Юнармия» (6 часов) Теория :1 час; практика :3 часа 2.1. Теория. ВВПОД «Юнармия», история создания, цели и задачи движения. Кто может стать участником движения. Направления деятельности, проводимые мероприятия. (1 ч) 2.2. Практика. Разучивание присяги. Присяга Юнармейца (1 ч). 2.3-2.4. Практика. Праздник (2 ч). Торжественное вступление в ряды ВВПОД «Юнармия» и отряд «Сокол» МКОУ «Талицкая СОШ № 4» 3. Государственные символы РФ (2 часа) Теория :1 час; практика :1 час 3.1. Теория: Государственные символы Российской Федерации. Описание и порядок официального использования Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации. (1 час) 3.2. Практика. Игра «Геральдика». Разучивание Государственного гимна РФ (1 час) 4. Основы военной истории России (20 часов). Теория: 7 часов; практика :13 часов 4.1. Теория. Основные памятные даты истории России, их значимость в развитии государства. Ледовое побоище. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. Великие полководцы Отечества. Дни воинской славы России (1 ч) 4.2 Теория. Дни воинской славы ВОВ (1 ч) 4.3 Теория. Маршалы Победы. Великие полководцы ВОВ. Биография, вклад в развитие военной науки, достижения и значение в истории. (1 ч) 11 4.4 Теория. Города - Герои ВОВ. Даты, события, история Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Брестской крепости, Новороссийска, Керчи, Минска, Тулы, Мурманска, Смоленска. (1ч) 4.5.Практика. Квест-игра «Дни воинской славы России» (1 ч) 4.6. Теория. Герои – земляки Великой Отечественной войны. Биография, воинское звание. ( 1 ч) 4.7-4.8.Практика. Экскурсия в краеведческий музей п. Троицкого. Выполнение практических заданий в ходе экскурсии. (2 ч) 4.9-4.10. Теория. Урок мужества: «Николай Иванович Кузнецов». Троицкая поселковая библиотека. Разведчик Н.И. Кузнецов. Биография, вклад в развитие военных событий, достижения и значение в истории. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий. (1 ч) 4.11-4.12. Практика. Экскурсия в музей им. Н.И. Кузнецова. Выполнение практических заданий в ходе экскурсии. Посещение сквера им. Н.И. Кузнецова. (2 ч) 4.13- 4.16. Практика. Проект «Бессмертный полк отряда «Искра» (4 ч). Сбор информации о родственниках- участниках ВОВ. Оформление «Книги Памяти и Славы», оформление видеозаписи о подвигах прадедов в ВОВ, оформление стенда «Бессмертный пол». (4 ч). 4.17-4.18. Теория. Урок мужества: «Герои- земляки военных конфликтов в Афганистане и Чечне». Троицкая поселковая библиотека. Памятные даты о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества: вывод советских войск из Афганистана, основные военные конфликты, в которых принимали участие советские и российские военные. Биография участников военных конфликтов в Афганистане, Чечне из Талицы. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий. (1 ч) 4.19-4.20. Практика. Вахта памяти. Посещение сквера войнаминтернационалистам в г. Талица. Порядок проведения возложения венков к памятникам и могилам воинов. (2 ч). 5. Вооруженные силы РФ (10 часов). Теория: 7 часов; практика: 3 часа. 5.1-5.2. Теория. Назначение, структура ВС РФ. Угрозы безопасности России. Важнейшая государственная задача ВС РФ. Состав ВС РФ. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий на закрепление полученных знаний. (1 ч) 5.3-5.4. Теория. Воинские звания и должности военнослужащих ВС РФ. Воинские звания и должности военнослужащих, знаки различия, обязанности. (1 ч) Практика. Викторина на закрепление полученных знаний. (1ч) 5.5. Теория. Сухопутные войска РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час) 5.6. Теория. Военно-воздушные силы РФ . Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час). 5.7. Теория. Военно-морской флот РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час) 5.8. Теория. Космические войска. Основное вооружение и военная техника ВС 12 РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 ч) 5.9. Теория. Воздушно-десантные войска РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 ч) 5.10. Практика. Квест «Вооруженные силы РФ». Игра на закрепление полученных знаний. (1 ч) 6. Основы огневой подготовки (10 часов). Теория: 3 часа; практика: 7 часов. 6.1 Теория. История огнестрельного оружия. История создания, развитие, значение в мировой истории. Наиболее интересные и прогрессивные для своего времени образцы стрелкового оружия. (1 ч) 6.2 Практика. Требования безопасности при обращении с оружием. Правила обращения с оружием. Требования безопасности при обращении с оружием, при выполнении упражнений стрельб. (1 ч) 6.3-6.4. Теория. Устройство АК-74. Части, механизмы и принадлежности АК74. (1ч) Практика. Практическая работа с макетом АК-74, изучение частей и механизмов. (1 ч) 6.5-6.6. Практика. Прядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 Практическая работа с макетом АК-74, тренировка выполнения неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74. (2 ч) 6.7-6.10. Выполнение упражнений стрельб в лазерном тире (4 ч: 1 ч-теория, 3 чпрактика). Теория. Порядок проведения занятий по выполнению упражнений стрельб, техника безопасности. Порядок действий по командам руководителя стрельбы. (1 ч) Практика. Выполнение начального упражнения стрельбы из АК-74. (3 ч) 7. Основы военной топографии 11 часов. Теория: 2 часа; практика: 9 часов. 7.1-7.2. Топографические карты, условные обозначения (2 ч) Теория. Особенности картографического изображения. Классификация и назначение топографических карт, масштабы, системы координат, точность измерений. (1 ч) Практика. Определение координат и нанесение объектов на карту. (1 ч) 7.3-7.6 . Топографические знаки (4 ч). Теория. Изучение топографических знаков гидрографии, рельефа, растительного покрова и грунтов. Изучение топографических знаков промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, железнодорожных и автомобильных дорог. (1 ч) Практика. Работа с картой, нанесение топографических знаков гидрографии, рельефа, растительного покрова и грунтов. Работа с картой, нанесение топографических знаков промышленных, сельскохозяйственных и социальнокультурных объектов, железнодорожных и автомобильных дорог. (3 ч) 13 7.7- 7.8. Практика. Масштаб. Определение расстояний по топографической карте Работа с разными видами масштаба, перевод одного вида масштаба в другой. Определение расстояний по топографической карте. ( 2 ч) 7.9. Практика. Отработка способов ориентирования по местным признакам в природе. Ориентирование на местности (1 ч). 7.10. Практика. Компас и его устройство. Виды компасов: школьный, Адрианова, туристический. Точность измерения компасами различной конструкции. Правила пользования и хранения. Определение пригодности компаса к работе. Азимут (1 ч) 7.11. Практика. Определение азимутального хода маршрута по топографической карте. Азимутальный ход (1 ч). 8. Итоговое занятие.1 час: практика Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. 1.5. Планируемые результаты 1 года обучения Личностные: умеет соблюдать нормы и правил поведения, принятые в образовательном учреждении и обществе; участует в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; проявляет инициативу и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированы ценностно-смысловые установки: ценности здорового и безопасного образа жизни; значения семьи в жизни человека и общества; ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Метапредметные результаты: умеет ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умеет определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные: знает цели, задачи, устав Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»; 14 знает государственные символы РФ, описание Государственного флага, Государственного герба, текст гимна РФ; знает назначение и состав Вооруженных Силах РФ; знает дней воинской славы России; знает назначения и устройства огнестрельного оружия; правил обращения с имитационным оружием; правила выполнения упражнений в интерактивном лазерном тире; знает основы военной топографии, умеет применять знания на практике. 1.6. Учебный (тематический) план 2 года обучения Цель 2 года обучения: создание условий для воспитания подростков с активной жизненной позицией, патриотов своей Родины, готовых к службе в рядах Вооружённых сил Российской Федерации. № п/п 1. Наименование раздела, темы занятия Вводное занятие. Цели и задачи программы «Школа юнармейца» 2 года обучения 2. Строевая подготовка 2.1.- Основы строевой подготовки 2.2. Количество часов Всего Теория Практика 1 1 16 2 4 1 12 1 2 1 1 1 1 1 1 1 - 1 2.8. Строй и управление им Строй и его элементы Выход из строя и подход к начальнику Строевая стойка 1 - 1 2.9. Повороты на месте 1 - 1 2.10. Перестроение в две шеренги 1 - 1 2.11. Перестроение в три шеренги 1 - 1 2.12. Строевой шаг 2.15. 2.16. Зачет по строевой подготовке 3. Медико-санитарная 4 - 4 1 16 9 1 7 2.3.- Команды строевой подготовки 2.4. и правила их выполнения 2.5. 2.6. 2.7. 15 Форма контроля Опрос Собеседование Опрос, практические упражнения Опрос, практические упражнения Опрос Опрос Практические упражнения Практические упражнения Практические упражнения Практические упражнения Практические упражнения Тестовые задания Зачет подготовка 3.1. Медицинские термины 3.2. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи 3.3.- Лекарственные растения 3.4. 1 1 1 1 - Опрос Опрос 2 1 1 3.5.- Первая доврачебная 3.6. помощь при ранениях и ожогах 3.7- Первая доврачебная 3.8. помощь при обморожениях 2 1 1 Тест, практическое задание Опрос, практическое задание 2 1 1 3.9.- Виды перевязок 3.10. 2 1 1 3.11 Первая доврачебная помощь 3.12. при переломах 2 1 1 3.13. Первая доврачебная помощь 3.14. при черепно-мозговой травме 2 1 1 2 1 1 12 1 2 1 10 - 4.2.- Отработка навыков неполной 4.5. разборки и сборки АК-74 4.6. Пневматическая винтовка. 4 - 4 1 1 - 4.7.- Отработка навыков стрельбы 4.8. из пневматической винтовки из положения стоя 4.9.- Отработка навыков стрельбы 4.10. из пневматической винтовки из положения лежа 4.11. Сдача нормативов по 4.12. стрельбе 5. Гражданская оборона 5.1.- Гражданская оборона. 5.4. Сигналы ГО. «Действия по сигналам Гражданской обороны» 2 - 2 2 - 2 Практическое задание 2 Зачет, соревнование 3.15. -3.16 4. 4.1. Зачёт по медико-санитарной подготовке. Огневая подготовка Виды огнестрельного боевого оружия 2 11 4 16 5 2 6 2 Опрос, практическое задание Опрос, практическое задание Опрос, практическое задание Опрос, практическое задание Зачет Опрос, практическое задание Практические задания Опрос, практическое задание Практическое задание Опрос, практическое задание 5.5.- Средства индивидуальной 5.6. защиты органов дыхания. «Правила выполнения норматива по надеванию противогаза» 5.7.- Средства индивидуальной 5.8. защиты кожи. 5.9.- Безопасность и защита 5.10. человека в ЧС природного и техногенного характера 5.11. Зачет «Гражданская оборона" 6. Подготовка и участие в 6.1- патриотических конкурсах 6.8 7. Участие в патриотических 7.1- акциях 7.5 8. Итоговое занятие Итого за год 1.7. 2 1 1 Опрос, практическое задание 2 1 1 2 1 1 Опрос, практическое задание Опрос, практическое задание 1 8 - 1 8 5 - 5 21 1 49 1 70 Зачет Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения 1. Введение. Цели и задачи программы «Школа юнармейца» (1ч) Теория. Цели и задачи второго года обучения в Школе юнармейца. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности. 2.Строевая подготовка (16 часов). Теория :4 часа; практика :12 часов. 2.1.-2.2. Основы строевой подготовки (2 ч) Теория. Виды строя, передвижение в строю, перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный строй, смыкание и размыкание в одно шереножном строю. Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в строю. Передвижение в составе знаменной группы. Практика: Отработка строевой подготовки подразделения. Отработка строевых приемов: «направо», «налево», «кругом» в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в строю. Отработка строевой подготовки знаменной группы. Разучивание строевой песни. 2.3.-2.4. Команды строевой подготовки и правила их выполнения (2 ч) 17 Теория. Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе подразделения). Повороты направо, налево, кругом при передвижении строя. Подача и выполнение команд в строю. Выход из строя и подход к командиру. Ответ на приветствие командира. Переход с походного шага на строевой шаг. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину», «влево», «вправо» при передвижении строя. Практика. Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом. Строевой шаг, походный шаг. Повороты в движении: «направо», «налево», «кругом – марш». Развернутый строй одношереножный, двушереножный, развернутый строй отделения и взвода. Перестроения из одношереножного в двушереножный стой. Размыкание влево, вправо. 2.5. Строй и управление им (1 ч) Теория: Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина и глубина строя. 2.6. Строй и его элементы (1 ч) Теория. Шеренга строя и виды. 2.7. Выход из строя и подход к начальнику (1 ч) Практика. Отработка навыков выход из строя и подход к начальнику. 2.8. Строевая стойка (1 ч) Практика. Изучение и закрепление методики одиночной строевой подготовки. Строевая стойка. Изучение и закрепление строевых приёмов. 2.9. Повороты на месте (1 ч) Практика. Отработка строевых приемов: «направо», «налево», «кругом» индивидуально. 2.10. Перестроение в две шеренги (1 ч) Практика. Отработка строевых приемов перестроения в две шеренги. 2.11. Перестроение в три шеренги (1 ч) Практика. Отработка строевых приемов перестроения в две шеренги. 2.12- 2.15. Строевой шаг (4 ч) Практика. Отработка строевых приемов, строевой песни при передвижении. 2.16. Зачет по строевой подготовке (1 ч) Практика. Зачетное занятие. 18 3. Медико-санитарная подготовка (16 часов). Теория: 9 часов; практика:7 часов. 3.1. Медицинские термины (1 ч). Теория. Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений, кровотечений, утоплений, степени тяжести ожогов, отморожений. Знакомство с терминами: ранение, травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок, отморожение, охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, давящая повязка, иммобилизация, шина. 3.2. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи (1 ч) Теория. Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе электрическим током. 3.3.– 3.4. Лекарственные растения (2 ч) Теория. Изучение лекарственных трав. Способы приготовления и применения лекарственных растений. Практика. Сдача письменного теста на знание лекарственных трав и грибов. 3.5.-3.6. Первая доврачебная помощь при ранениях и ожогах (2 ч) Теория. Первая доврачебная помощь при ранениях и ожогах. Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах. 3.7.-3.8. Первая доврачебная помощь при обморожениях (2 ч) Теория. Первая доврачебная помощь при обморожениях. Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при обморожениях. 3.9.- 3.10. Виды перевязок (2 ч) Теория. Виды перевязок и правила их наложения. Практика. Наложение повязки на верхнюю конечность. 3.11.- 3.12. Первая доврачебная помощь при переломах (2 ч) Теория. Первая доврачебная помощь при закрытых и открытых переломах. Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при переломах. 2.13.- 2.14. Первая доврачебная помощь при черепно-мозговой травме (2 ч) Теория. Первая доврачебная помощь при черепно-мозговой травме. Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при черепно-мозговой травме. 19 3.15.- 3.16. Зачёт по медико-санитарной подготовке (2 ч) Теория. Написание теста Практика. Отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи. 4.Огневая подготовка. (12 часов). Теория: 2 часа; практика: 10 часов. 4.1. Виды огнестрельного боевого оружия (1 ч) Теория. Классификация огнестрельного оружия. Боеприпасы. 4.2.- 4.5. Отработка навыков неполной разборки и сборки АК-74 (4 ч). Практика. Изучение материальной части автомата, смазки, чистки механизмов. Снаряжение и разряжение магазина автомата Калашникова. Порядок разборки и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова. Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка и разборка автомата на время. 4.6. Пневматическая винтовка (1 ч). Теория. Меры безопасности при огневой подготовке. Боевые свойства, назначение и устройство малокалиберной винтовки. 4.7.- 4.8. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из положения стоя (2 ч). Практика. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из положения стоя. 4.9.-4.10. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из положения лежа (2 ч). Практика. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из положения лежа. 4.11.- 4.12. Сдача нормативов по стрельбе (2 ч). Практика. Зачёт по стрельбе (соревнования). 5.Гражданская оборона (11 часов). Теория: 5 часов; практика: 6 часов. 5.1.-5.4. Гражданская оборона. Сигналы ГО. «Действия по сигналам Гражданской обороны» (4 ч). Теория. Гражданская оборона. Сигналы ГО. Практика. Действия по сигналам Гражданской обороны. 5.5.-5.6. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. «Правила выполнения норматива по надеванию противогаза» (2 ч). 20 Теория. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи. Практика. Правила выполнения норматива по надеванию противогаза. 5.7.-5.8. Средства индивидуальной защиты кожи (2 ч) Теория. Средства индивидуальной защиты кожи. Практика. Применение средств индивидуальной защиты кожи. 5.9.- 5.10. Безопасность и защита человека в ЧС природного и техногенного характера (2 ч). Теория. Правила соблюдения ТБ на юнармейских занятиях. Права и обязанности юнармейца. Безопасность и защита человека в ЧС природного и техногенного характера. Автономное существование человека в условиях природной среды. Практика. Комплексное занятие по физической подготовке. Действия человека в ЧС. Веревочные узлы, их виды и способы вязки. 5.11. Практика- зачет «Гражданская оборона" (1 ч). 6. Подготовка и участие в патриотических конкурсах (8 ч) 6.1.-6.8 : Практика. Подготовка и участие в патриотических конкурсах. 7. Участие в патриотических акциях (5 ч) 7.1-7.5: : Практика. Участие в патриотических акциях. 9. Итоговое занятие (1 ч) Практика. Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. 3.3. Планируемые результаты 2 года обучения Личностные: несет ответственность за принятые решения, самовоспитание и самореализация умений и навыков; умеет работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим; проявляет инициативу и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированы ценностно-смысловые установки: ценности здорового и безопасного образа жизни; значения семьи в жизни человека и общества; ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. 21 Метапредметные результаты: умеет ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умеет определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные: знает порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова и правила поведения во время стрельб знает меры безопасности при обращении с оружием, инструкцию по мерам безопасности в тире и на стрельбище; умеет осуществить неполную сборку разборку автомата Калашникова в связи с установленными нормативами и порядками проведения сборки разборки автомата, готовить оружие к стрельбе; знает устройство малокалиберной и пневматической винтовок, автомата Калашникова; взаимодействие частей, подготовку к стрельбе, возможные неисправности и способы их устранения; основы техники стрельбы и методики тренировки; знает общие положения строевого Устава, свои обязанности перед построением и в строю, команды и приказы военнослужащему; умеет образцово выполнять одиночные строевые приемы, умело действовать в составе отделения, взвода; знает медицинские термины; лекарственные травы, растения; знает основы медицинской помощи при различных повреждениях организма человека; способы переноски и транспортировки пострадавшего; умеет применять на практике правильный алгоритм оказания доврачебной помощи и транспортировки пострадавшего; оказывать первую медицинскую помощь при различных повреждениях организма; накладывать стерильные повязки, при ранениях различной тяжести. 22 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1. Примерный календарный учебный график Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель. Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения. Продолжительность четвертей (5-11 классы) Учебная четверть Начало Окончание I II III 02.09.2024 05.11.2024 13.03.2025 25.10.2024 30.12.2024 21.03.2025 IV Всего 31.04.2025 29.05.2025 Количество учебных недель 8 + (2 дня) 8 10 недель + 2 дня 8 + 1 день 35 Продолжительность каникул Дата начала каникул Осенние Зимние Дополнительные Весенние Всего 2.2. 26.10.2024 30.12.2024 14.02.2025 25.03.2025 Дата окончания каникул 04.11.2024 13.01.2025 20.02.2025 05.04.2025 Продолжительность в днях 10 13 7 9 30/37 Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение. 1. Презентации, видеоматериал по темам программы. 2. Электронные образовательные ресурсы 3. Учебные пособия: топографические карты, атласы, плакаты. Материально-техническое обеспечение программы. учебный кабинет: - столы – 12 шт. - стулья – 24 шт. - магнитно-маркерная доска – 1 шт. 23 оборудование: - компьютер – 1шт. - мультимедийный проектор – 1шт. - звуковая система – 1 шт. - макет АК-74 – 1 ед. - оборудование «Лазертаг» – 1 комплект Программное обеспечение: - интерактивный лазерный тир (компьютерная программа) – 1 шт. Приборы: - секундомер – 2 шт. - компасы – 20 шт. Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог со средним или высшим педагогическим образованием. Методы и приёмы ведения занятий. При реализации программы используются следующие методы: - словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при объяснении теоретического материала; - наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых действий. Используются электронные презентации, наглядные пособия и другие дидактические материалы; - практическая работа (выполнение упражнения по образцу, самостоятельная практическая работа, отработка навыков стрельбы в лазерном тире, отработка навыков действий на местности, при самостоятельной практической работе. Структура занятия: 1. Организационное начало - приветствие обучающихся; 2. Подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов теме занятия; 3. Повторение основных правил работы, инструктаж; 4. Теоретический блок (терминология, основные правила и методики); 5. Практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками). 6. Выполнение работы; 7. Отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся; 8. Рефлексия. 2.3. Формы аттестации Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1. Итоговая аттестация- портфолио, итоговый контроль. 2. Входной контроль – собеседование, анкетирование. 3. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с 24 элементами викторины, конкурсные тестирование. Способы организации контроля: Индивидуальный Фронтальный Групповой Коллективный. программы, контрольные задания, 2.4. Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации Показатели Критерии Степень выраженности Баллы (оцениваемые оцениваемого качества параметры) 1. Теоретическая подготовка обучающихся 1.1.Теоретические Соответствие Минимальный уровень 1 знания (по основным теоретических (обучающийся овладел менее разделам программы) знаний обучающихся чем 1/2 объема знаний, программным предусмотренных требованиям программой); Средний уровень (объем 3 усвоенных знаний составляет более 1/2) Максимальный уровень 5 (обучающийся освоил практически весь объем знаний) 1.2.Владение Осмысленность и Минимальный уровень 1 специальной правильность (обучающийся избегает терминологией использования употреблять специальные специальной термины); терминологией Средний уровень 3 (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой) Максимальный уровень 5 (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) Вывод: Уровень Низкий До 2 теоретической Средний 3-6 подготовки Высокий 7-10 25 2. Практическая подготовка обучающихся 2.1. Практические Соответствие умения и навыки, практических умений предусмотренные и навыков программой (по программным основным разделам требованиям учебнотематического плана программы) 2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3.Творческие навыки Вывод: Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий Уровень практической подготовки 26 Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень(обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Начальный (элементарный уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Низкий Средний Высокий 2 3 7 2 3 7 2 3 7 До 6 7-14 15-21 3. Общеучебные умения и навыки обучающихся Самостоятельность в Минимальный уровень 3.1. Учебно(ученик испытывает интеллектуальные подборе и анализе литературы серьезные затруднения при умения: 3.1.1. Умение работе с литературой, подбирать и нуждается в постоянной анализировать помощи и контроле педагога); специальную Средний уровень (работает с литературу литературой с помощью педагога или родителя) Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 3.1.2.Умение Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п. пользоваться пользовании 3.1.1. электронными электронных образовательными образовательных ресурсами ресурсов Адекватность Уровни - По аналогии с п. 3.2.Учебновосприятия 3.1.1. коммуникативные информации, идущей умения: 3.2.1. Умение от педагога слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение Свобода владения и Уровни - По аналогии с п. выступать перед подачи учеником 3.1.1. аудиторией подготовленной информации 3.2.3. Умение вести Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п. полемику, построении 3.1.1. участвовать в дискуссионного дискуссии выступления, логика в построении доказательств Способность Уровни - По аналогии с п. 3.3. Учебносамостоятельно 3.1.1. организационные готовить свое умения и навыки: 3.3.1. Умение рабочее место к организовать свое деятельности и рабочее место убирать за собой 3.3.2. Навыки Соответствие Минимальный уровень 27 3 6 8 3 7 10 2 6 8 3 6 9 3 7 10 3 6 8 3 соблюдения в процессе деятельности правил безопасности реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям (ученик овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков 6 составляет более 1/2) Максимальный уровень (ученик овладел практически 8 весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) 3.3.3. Умение Аккуратность и Удовлетворительно 3 аккуратно выполнять ответственность в Хорошо 6 работу работе Отлично 8 Вывод: Уровень Низкий До 24 общеучебных Средний 25-50 умений и навыков Высокий 51-69 Заключение Результат обучения Низкий До 46 по дополнительной Средний 47-89 образовательной Высокий 90-100 программе Формами отслеживания результативности являются: Входная диагностика – проводится в начале учебного года с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей обучающихся при поступлении в объединение, ранее не занимающихся по данной программе. Форма проведения: опрос. Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала. Формы проведения: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, выполнение практического задания, анализ качества выполнения практической работы. Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года по изученным темам, для выявления уровня освоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Форма проведения: тестирование, выполнения практического задания. Итоговый контроль – проводится в конце обучения и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Форма проведения: тестирование, выполнение практического задания. (Приложение № 1). 28 Аннотация к программе «Школа юнармейца» Разработчик: Цепелев Илья Алексеевич, педагог дополнительного образования. Дополнительная общеразвивающая программа является программой социально-гуманитарной направленности, ориентирована на патриотическое воспитание обучающихся. Адресат программы: Программа адресована обучающимся от 10 до 14 лет. Уровень:1 год обучения –стартовый 2 год обучения-базовый Срок реализации программы и режим занятий: Программа «Школа юнармейца» рассчитана на 2 года обучения – 70 часов (1 час 2 раза в неделю). Срок реализации -2 года. Форма обучения - групповая. Продолжительность занятия (1час) - 40 минут для обучающихся 10-14 лет. Цель программы: создание условий для социального становления, патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции обучающихся в процессе интеллектуального, духовнонравственного и физического развития. Задачи программы: - ознакомить с государственными символами РФ; - ознакомить с событиями военной истории России; - ознакомить со структурой Вооруженных Сил РФ; - ознакомить с правилами обращения с огнестрельным оружием; - научить основам строевой подготовки; - ознакомить с основами военной топографии; - научить решать тактические задачи при стрельбе в лазерном тире. Результатом освоения программы являются формирование активной жизненной позиции и патриотического воспитания подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития. Оценка качества реализации программы осуществляется по 10 балльной шкале. Формы: опрос, наблюдение, тестирование, практическая работа, анализ контрольного задания. 29 Сведения о разработчике: ФИО: - Цепелев Илья Алексеевич, педагог дополнительного образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4». Образование – высшее, Уральский государственный профессиональнопедагогический университет. Педагогический стаж – 9 лет 30 Список литературы Литература для педагога: 1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71. 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006. – 187 с. 3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Я – гражданин России! – М.: «ВАКО», 2006. – 160 с. 4. Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания. Под общей редакцией Н. В. Стаськова, доктора политических наук. – М.: АНОСПО «СОТИС», 2018. – 128 с. 5. Куршев А. В. Общественно-государственная подготовка : учеб. пособие / Р. Г. Сабиров, Н. И. Рафиков, Казан. гос. технол. ун-т, А. В. Куршев. – Казань : КГТУ, 2006 . – 191 с. 6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. В редакции, действующей с 14 января 2013г. – М. :КНОРУС, 2013. – 496с. 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493 [Электронный ресурс] : «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ 8. Волобоева Н.А. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2008. 9. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ [Электронный ресурс] : // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ 10. Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации Город воинской славы» от 09.05.2006 N 68-ФЗ [Электронный ресурс] : // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60090/ Литература для обучающихся: 1. Военная топография. Под ред. Николаева А.С. М: Воен. изд. – 1977. – 330 с. 2. Евдокимов А.А. Военная топография. Пособие для групповых занятий. – Санкт-Петербург: ГУАП, 2008. – 104 с. 3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 4. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков (КС СО, БМ и Т ВС РФ - 2003). – М.: Воен. изд., 2002. – 210 с. 5. Наставление по стрелковому делу. Изд. 3. – М: Воен. изд., 1970 – 176 с. 6. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. – 31 М.: Воениздат,1985. – 640 с. 7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. В редакции, действующей с 14 января 2013г. – М.: КНОРУС, 2013. – 496с. 10. Устав Юнармии Литература для родителей: 1. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» 2. М. Литвак, 5 методов воспитания детей/ М. Литвак. – Москва, 2015. 3. Маховская, О. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать/ О. Маховская. – Москва: Издательство «Э», 2015. 4. Сигел, Д. Вне зоны доступа: как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте/ Д. Сигел. – Москва: Издательство «Э», 2016. 5. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций. М.: МАУП, 2000. 136 с. 6. Айгунова Б.К. Взаимосвязь личностных особенностей подростка группы риска и их статуса в классе. Автореферат дисс. М, 2010. 23 с. 7. Анн Л.М. Психологический тренинг с подростками. Спб: Питер, 2002. Интернет-ресурсы: 1. https://yunarmy.ru/ – официальный сайт российского детского-юношеского движения «Юнармия»; 2. https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/ – официальный сайт движения «Волонтеры Победы»; 3. http://doshkolnik.ru/patriotizm.html/ – конспекты по нравственнопатриотическому воспитанию; 4. http://www.tvoyrebenok.ru/patriot_main.shtml/ – сайт о патриотическом воспитании детей; 5. http://onceborn.ru/films/patriotic/ – патриотические документальные фильмы. 32 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ: «Школа юнармейца» Форма проведения: - практическое задание – стрельба лазерным имитатором АК-74; - тестирование. Критерии оценки практического задания - стрельба лазерным имитатором АК-74: 1. Соблюдение требований безопасности – 3 балла, за нарушение требований безопасности – 0 баллов. 2. Правильное выполнение команд: - подготовка оружия к стрельбе – 1 балл; - выполнение изготовки для стрельбы – 1 балл; - принятие исходного положения – 1 балл; - своевременный и правильный доклад о готовности к стрельбе – 1 балл; - своевременный и правильный доклад об окончании стрельбы – 1 балл. За каждый невыполненный пункт снимается один балл. 3. Выполнение упражнения стрельбы – «Стрельба с места по неподвижной цели днем»: - Цель – фигура с кругами (мишень № 4); - Количество выстрелов – 3; - Время на стрельбу – не ограничено; - Положение для стрельбы – лежа с руки (с упора). Оценка: 25 и более очков – 5 баллов; 20-24 очков – 4 балла; 15-19 очков – 3 балла; 10-14 очков – 2 балла; 5-9 очков – 1 балл; менее 5 очков – 0 баллов. Учитывается общее количество очков за три выстрела. Максимальное количество баллов – 13. Тестирование Задание: выбрать один правильный ответ из предложенных. Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балла. За неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов за тестирование – 10. 1. Государственными символами Российской Федерации являются: 2 а) Государственный герб России, Государственный гимн Государственный флаг России; b) Государственный герб России, Государственный кремль Государственный флаг России; c) Государственный герб России, Государственный гимн Государственная красная звезда России; d) Государственный гимн России, Государственный флаг России, Государственный двуглавый орел. России, России, России, 2. Государственный флаг России состоит из трех равных по ширине горизонтальных полос: a) верхней — синего цвета, средней — белого цвета, нижней — красного цвета, b) верхней — красного цвета, средней — синего цвета, нижней — белого цвета, c) верхней — белого цвета, средней — синего цвета, нижней — красного цвета, d) верхней — белого цвета, средней — зеленого, нижней — красного цвета. 2. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне: a) 9 мая; b) 23 февраля; c) 12 июня; d) 7 ноября. 3. День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции: a) 9 мая; b) 23 февраля; c) 7 ноября; d) 12 июня. 4. «ЮНАРМИЯ» это: a) вооруженное формирование; b) детско-юношеское движение в России, целью которого патриотическое воспитание нового поколения российских граждан; c) подразделение вооружённых сил; d) части спецназа. является 5. Какое из званий является офицерским: a) ефрейтор; b) сержант; c) лейтенант; d) старшина. 3 6. Емкость магазина АК-74: a) 25 патронов; b) 35 патронов; c) 8 патронов; d) 30 патронов. 7. Укажите правильное значение, калибр АК-74: a) 7,62 мм; b) 9 мм; c) 5,45 мм; d) 4,5 мм. 8. С чего начинается не полная разборка автомата АК-74: a) отсоединяется магазин; b) автомат снимается с предохранителя; c) отсоединяется шомпол; d) снимается крышка ствольной коробки. 9. Обучаемый по завершению выполнения норматива докладывает: a) готово; b) выполнил; c) завершил; d) закончил. 4 Ключ к тесту: № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Правильный ответ a c а с б с d c a a Баллы, полученные за практическое задание и тестирование, суммируются. Максимальное количество баллов – 23. Критерии уровня обученности по сумме баллов: от 19 до 23 баллов – высокий уровень; от 13 до 18 баллов – средний уровень; до 12 баллов – низкий уровень. 5