Рабочая программа по предмету Истоки 1-3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Талицкая СОШ № 4"

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
предмета «Истоки»
1 – 3 класс

г. Талица,
2024

Пояснительная записка
Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки»
доктора педагогических наук А. В. Камкина.
«Истоки»

–

уникальный

учебно-методический

комплекс,

развивающий

социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого –
научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить
его к коренным устоям российской цивилизации.
Направленность: социально-педагогическая.
Актуальность: в наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы
и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество,
к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры
перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для
общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить
одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей
воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы
духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Цель: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.
Задачи:
− Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
− Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда
развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
− Развивать образное и логическое мышление;
− Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
− Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное
восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Отличительная особенность:
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора
социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора

Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного
педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
 развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной

школы;
 осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к

среднейшколе;
 создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные

связи;
 обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно

управлятьвнутренними ресурсами человека.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1-3 классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и
завершенностикурса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовнонравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово,
Образ и Книга, которыедают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная
среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Возраст детей: с 7 лет
Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно
оформленного

содержания

образования,

который

базируется

на

системе

фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают
базовые социокультурные ценности.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка
к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные
традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие
способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Главными целями курса в 1-м классе являются (ожидаемые результаты):
1. Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
2. Развитие целостного восприятия, способности

чувствовать и понимать

окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
3. Результатом освоения курса внеурчной деятельности:
− межличностные отношения (ребенок – ребенок, ребенок – читель, ребенок –
родитель);
− ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок –
социум);
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом
уровнях, а также на уровне переживаний:
 изменения

в

речи

(диалогичность,

доброжелательность,

расширение

лексических и психологических средств общения);
 изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
 обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию,

к сочувствию.
Ожидаемые результаты:
− формирование системы духовно-нравственных ценностей;
− развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
− приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и
образа жизни;
− умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
− расширение кругозора и словарного запаса.
Освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с
содержательными
Государственного

линиями

национально-регионального

образовательного

стандарта:

компонента

культурно-исторической,

информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры
здоровья:

Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова.
Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская
любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой
источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая
Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и
великие книги. Мир Книги. Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа.
Творчество.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и
умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради, учащиеся выполняют
рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть
результаты своего труда.
2 КЛАСС
Главные цели курса во 2 классе:
Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной
культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни. Приобщение ребенка к
целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством
совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем. Развитие
восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у
него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и
духовным пространством.
3 КЛАСС
Главными целями системы активных форм являются развитие у обучающихся
духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие
навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы,
эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для
индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:



Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных

категорий учебного курса «Истоки»;


Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;



Управленческий – развитие управленческих способностей;



Психологический – формирование мотивации на работу в группе и

совместное достижение значимых результатов;


Социокультурный – осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего
не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и
управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.
Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
Место курса в учебном плане и ценностные ориентиры его содержания
Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве
отдельного учебного предмета как региональный компонент базисного учебного
плана с 1-3 класс.

Год обучения

Наименование учебных курсов

Количество
часов

1

Мир. Слово. Образ. Книга.

33

2

Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.

34

3

Вера. Надежда. Любовь. София.

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
− ученик научится полноценно воспринимать художественные произведения
искусства, эмоционально отзываться на увиденное, высказывать свою точку зрения
и уважать мнение собеседника;
− ученик получит возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями
классиков о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические
представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость»,
«честность»,

«ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у

обучающегося начнется формирование системы духовнонравственных ценностей;
− ученик начнет понимать значимость в своей жизни родственных, семейных,
добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить
понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и
познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к
взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться
умение соотносить свои поступки и поступки героев произведений с нравственноэтическими нормами;
− ученик освоит восприятие художественного произведения как особого вида
искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
− ученик приобретет первичные умения работы с учебной и научно-популярной
литературой, научится находить и использовать информацию для практической
работы;
− ученик научится полноценно воспринимать художественные произведения
искусства, эмоционально отзываться на увиденное, высказывать свою точку зрения
и уважать мнение собеседника;
− развитию системы гуманистических отношений на различных уровнях:
межличностные отношения (ребенок – ребенок, ребенок – учитель, ребенок –
родитель);
− ценностным отношениям (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок –
социум).

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет
обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, речевого развития,
сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность
и познавательные интересы.
Метапредметные результаты:
Освоение приемов поиска нужной информации, овладение алгоритмами
основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с
правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование
представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с
использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают
значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Освоение приемов поиска нужной информации, овладение алгоритмами
основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с
правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование
представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с
использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают
значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Предметные результаты:
− развитию системы гуманистических отношений на различных уровнях:
межличностные отношения (ребенок – ребенок, ребенок – учитель, ребенок –
родитель);
− ценностным отношениям (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок –
социум).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1 КЛАСС
Программа курса «Азбука истоков» охватывает период обучения в 1 классе,
рассчитана на 32 часа. Внутренняя целостность и завершенность курса
обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы
педагога.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого
бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с
социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО»,
«ОБРАЗ», «КНИГА».
Структурирование учебного материала осуществляется с теми основаниями,
которые

дают

обеспечивающий

возможность
достижение

раскрыть

образовательный

социальной

компетентности

потенциал
учащихся

курса,
в ее

культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационнометодологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи
развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда
связанных с этим задач, среди которых:
− формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления
духовного и физического здоровья;
− укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы
здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
− привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного
совершенствования;
− раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и
ориентация его на путь самосовершенствования.
Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком
средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых
выступают «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА», что наполняет особым смыслом
9

информационно-методологическую содержательную линию, так как в центре
ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с
помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга,
информация, путь, метод учения. Разумеется, изучаемый материал несет более
глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной
компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другим
надпредметным

содержательным

линиям.

Обращение

к

содержательному

обобщению «МИР» дает возможность опереться на расширение познавательных
возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного
стандарта, обеспечивая его достижение.
Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку
Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках»,
узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный
смысл.
Начинает первый класс тема «МИР», которая помогает школьникам увидеть
свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры
Ставрополя, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория
«МИР» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных
линиях регионального компонента образовательного стандарта.
Тема «СЛОВО» раскрывается ребенку посредством обращения к особо
значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет
пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о
родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного
содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала
по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи
и начальной школы.
Третья тема первого класса «ОБРАЗ» рассматривает его как особый способ
раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение
посредством обращения к «ОБРАЗУ». Однако не все видимое есть Образ. Многое
является безобразным. Тема наполняется содержанием через обращение к тем
10

образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с
Образами Истоков – «ПЕРВЫЙ ОБРАЗ», «СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ» «СВЯТОЙ ОБРАЗ»,
«ЛЮБИМЫЙ ОБРАЗ».
Книга традиционно является основным средством образования в школе.
Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга
– «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и
одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем
великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В
заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по
выпуску своей первой авторской Книги.
Социокультурные
выступают

особо

социокультурного

ценности-категории

значимыми

средствами

познания

ребенка,

«СЛОВО»,

«ОБРАЗ»,

«КНИГА»

духовно-нравственного
что

отвечает

и

шире

информационно-

методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и
целостности их взаимосвязей с другими линиями.
«СЛОВО», «ОБРАЗ» И «КНИГА» соотносимы с категорией «ИНФОРМАЦИЯ»,
поскольку сегодня ребенок с раннего детства опосредованно сталкивается с
различными ее источниками. Обращение к метапонятию «Информация» вызвано
стремительным процессом становления постиндустриальной цивилизации и
необходимости защиты духовного мира ребенка от манипулирования с помощью
мощных средств медиакультуры, опирающихся на информационные технологии.
«ИНФОРМАЦИЯ» выступает для ребенка как ценность-проблема, позволяющая
увидеть многообразный мир сообщений людей друг другу о своих состояниях,
намерениях,

предпочтениях.

Через переживание

ценностной

значимости

информации ребенок выходит на различение ее источников как заслуживающих
доверия и опасных, разъединенных с миром человеческих ценностей.

2 КЛАСС
11

Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды,
своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия
направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей,
духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает
социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс
«Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных
ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит
интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и
развивается

ребенок,

а

также

приобретается

первый

опыт

целостного

социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на
отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия,
мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени
соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Родной очаг (9 часов)
Имя. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить
своим именем?
Семья. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей
– основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
Род – люди, происходящий от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим.
Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
Дом – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни.
Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
Деревня. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и
деревенская улица. Сход взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
Город. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы.
Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом
предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
12

Нива и поле. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива
священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила
и дух человека? Поле и воля.
Лес. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса.
Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
Река. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и
ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
Море-океан. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света?
Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
Путь-дорога. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни.
Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
Сев и жатва. Народные приметы земледельцев народная мудрость. Умей все делать
вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
Братья меньшие. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных.
Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с
животными?
Ткачихи – рукодельницы. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как
ткачихи терпение воспитывают?
Мастера – плотники. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему
предпочитали

деревянные

изделия?

Артель.

Плотницкое

дело

учит

добросовестности. Умей строить мир в душе.
Кузнецы – умельцы. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе
и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка
– народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (8 часов)
13

Слово. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово –
молитва. Слово библии.
Сказка. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет
житейская мудрость.
Песня. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные,
застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
Праздник. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные
праздники года.
Книга. Библия – книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость.
В чем состоит великая сила книги?
Икона – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный
угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
Храм. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм
хранит труд многих людей.
3 КЛАСС
Вера (9 часов)
Вера. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце,
как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит
доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.
Верность – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом
деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает
мелочей.
Правда. Что означает – жить, по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда
всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость.
Правосудие.
Честь. Почему говорят: «береги честь смолоду». Честное дело и скромность.
Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Надежда (8 часов)
14

Надежда – стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру.
Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.
Согласие – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей.
Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую
надежду рождают. Несогласие и разногласие.
Терпение – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и
надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение.
Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого,
иного образа жизни).
Послушание – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести.
Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь (9 часов)
Любовь – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь
– дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
Милосердие – милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать
человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев – там и
милость. Милость от любви исходит.
Доброта. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная
и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том
и правды мало.
Раскаяние – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние
ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
София» (8 часов)
Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
Размышлять и вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где
ума не хватит – спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение – труд.
Истина – неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители
истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

15

Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а
истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – премудрость. Почему вера,
надежда и любовь – родные сестры.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Количество
часов

Тема
Раздел 1. МИР
Введение. Солнышко, мама и папа
Мир и лад (Поле,школа и семья)
Истоки и школа
Дар (Рождество)
Истоки и радуга
Сказки А.С.Пушкина
Родной край
Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец)
Святыни России.Илья Муромец
Обобщающий урок (Память)
Раздел 2. СЛОВО
Слово
Весна и слово
Золотое сердечко
Серебряноекопытце
Честное слово. Добрыня Никитич
Слово о родителях
Святое слово. Алеша Попович
Чаша жизни
Обобщающий урок (Внимание)
Экскурсионно-тематический урок
Раздел 3. ОБРАЗ
Родник
Образ Родины
Образ защитника Отечества
Образ праздника (День Победы)
Обобщающий урок (Мышление)
Экскурсионно-тематический урок
Раздел 4. КНИГА
Книга
Книга книг
Живое слово книги
Первая книга. Миркниги
Годовой обобщающий урок (Речь)
Заключительный экскурсионно-тематический урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ВСЕГО

17

1
1
1
1
1
2
33

2 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Количество
часов

Тема
Раздел 1. РОДНОЙ ОЧАГ
Введение в предмет. Имя
Семья
Род
Дом
Деревня
Город
Обобщающий урок «Родной очаг»
Раздел 2. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ
Нива и поле
Лес
Река
Море-океан
Путь-дорога
Дорога жизни
Обобщающий урок «Родные просторы»
Раздел 3. ТРУД ЗЕМНОЙ
Сев и жатва
Братья меньшие
Ткачихи – рукодельницы
Мастера – плотники
Кузнецы – умельцы
Ярмарка
Обобщающийурок «Труд земной»
Раздел 4. ТРУД ДУШИ
Слово
Сказка
Песня
Праздник
Книга
Икона
Храм
Обобщающийурок «Труд души»

1
2
1
2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

ВСЕГО

18

1
1
1
1
1
1
1
1
34

3 класс
№

Количество
часов

Тема
Раздел 1. ВЕРА

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Вводный урок
Вера
С верой приходит доброе дело
Верность – знак веры
Верность не знает мелочей
Правда – путь к истине
Правда – путьверы
Честь
Обобщающий урок: Береги честь смолоду
Раздел 2. НАДЕЖДА
Надежда
Тщетная и твердая надежда
Согласие
Согласие ума, сердца, души
Терпение и умение
Терпение и спасение
Послушание опыту
Обобщающий урок: Послушание совести и закону
Раздел 3. ЛЮБОВЬ
Любовь – добро, единство – дружба
Семейнаялюбовь
Милосердие
Где гнев – там и милость
Доброта
Доброта истинная и ложная
Покаяние
Покаяние и любовь
Обобщающий урок: Сад добродетелей
Раздел 4. МУДРОСТЬ (СОФИЯ)
Ум да разум
Истина
Истинныйчеловек
Знания – плод учения
Мудрость
Премудрость
Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

ВСЕГО

19

2
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».