Рабочая программа по предмету Мир органических веществ 10 класс 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Талицкая СОШ № 4"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
10 класс
«Мир органических веществ»
Направленность: естественнонаучная
Возраст обучающихся: 16 лет
Срок реализации программы: 1 год (34 часов)

г. Талица
2024 год

I.

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Курс рассчитан на 34 часа.
Введение данного курса предусматривает расширение курса по органической химии.
В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи
органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения
веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого
спектра веществ и материалов в связи с их использованием.
Основные цели курса:
помочь учащимся усвоить курс органической химии

расширение и углубление знаний об органических веществах

развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том числе
и компьютерных

воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества


Задачи курса:
раскрыть более подробно содержание предмета органической химии
развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту

показать практическое значение органических веществ для человека

научить применять полученные знания и умения для безопасного использования
органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека

раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем

способствовать развитию способности к самостоятельной работе

совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской
деятельности



Программа даёт возможность всем учащимся понять особое значение химической науки,
химических знаний для научно-технического прогресса, а также позволяет решить одну из
важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в
инструмент творческого освоения мира. И, кроме того, служит основанием для
предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным
курсом органической химии. Программа курса послужит для существенного углубления и
расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов
органической химии и для общего развития учеников.
В данном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ,
свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительно
практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и
практические умения.
Программа реализуется при использовании традиционных и элементов других современных
педагогических технологий, включая компьютерные технологии.
В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций,
семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов.

В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием; решение
расчетных задач - контрольной работой; практическая и учебно-исследовательская
деятельность с использованием справочников, энциклопедий, электронных библиотек,
дополнительной литературы в виде защиты проекта по одной из тем.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета
необходимо выполнить 55% - 60% тестовых заданий, подготовить и защитить на урокеконференции проектную работу.

II. Планируемые результаты освоения содержания курса
Учебно-познавательные

применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;

осуществлять смысловое чтение;

создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;

понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;

находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета,
информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме;

принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их
проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ)
Информационные

владение современными средствами информации

поиск, анализи отбор необходимой информации, ее преобразование

работа со словарями, справочниками при изучении новых понятий, терминов;

подготовка презентаций, использование Интернет-ресурсов, научной литературы при
подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов;

привлечение обучающихся к самостоятельному составлению всевозможных задач на
производственные, бытовые темы.
Коммуникативные

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;

взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в
сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
Ценностно-смысловые

– способность ориентироваться в окружающем мире;

– интерес к творческой деятельности;

– понимание активной преобразующей роли человека в обществе;
Социально-трудовые

– ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

– активное творческое отношение к окружающей действительности;

– уважительное отношение к труду и творчеству;

– бережное отношение к результатам труда и творчества;
Личностные

экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

ответственное отношение к учению;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;

умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;


умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
неприятие вредных привычек: курения, употребление алкоголя, наркотиков.

критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;



креативности мышления,
химических задач.


инициативы,

находчивости,

активности

при

решении

III Формы и виды учебной деятельности
В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся
являются:
− метод слухового восприятия и словесной передачи информации;
приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;
− метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание
проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление
требований, заинтересованность результатами работы;
− метод передачи информации с помощью практической деятельности;
приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание выступлений,
составление схем и таблиц;
− метод контроля;
приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на
занятиях, защита проекта.
Формы организации обучения:
− групповые;
− индивидуальные;

− фронтальные.
IV Формы контроля результатов освоения программы
Формы контроля:
 текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов,
результатов выполнения домашних заданий);
 тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
 итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
V Содержания курса внеурочной деятельности
1.

Из истории органической химии. (3 ч)

Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки.
Теория химического строения веществ.
2. Классификация органических соединений. (2ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические
(алканы, алкены, алкины, алкадиены); карбо-циклические (циклоалканы и арены) и
гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам:
спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
3. Молекулы из двух элементов-углеводороды. (11 ч)
Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и
ароматизация нефтепродуктов. Алканы. Строение(sp3 – гибридизация). Промышленные
способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы
получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз
карбида алюминия. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов.
Изомеризация алканов. Применение алканов. Циклоалканы. Изомерия циклоалканов (по
«углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Особые свойства циклопропана,
циклобутана. Алкены. Ацетилен.
4. О веществах с гидроксильной группой. (7 ч)
Особенности электронного строения молекул спиртов. Сравнение реакций горения этилового
и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Особенности свойств
многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Фенолы. Кислотные
свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере
фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол.
Применение фенола. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную
группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Реакция фенола с хлоридом железа
(III). Реакция фенола с формальдегидом.
5. Два противоположных мира. (5ч)
Особенности строения карбоксильной группы. Свойства и применение важнейших
карбоновых кислот. Качественные реакции на карбоновые кислоты и альдегиды.
6.

Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (6ч)

Сложные эфиры высших карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Жиры. Омыление
жиров. Натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот. СМС.

VI Тематическое планирование
№
п/п

1
2
3

Тема занятия

Колво
часов

Тема 1: Из истории органической химии

3

«Растительные и животные вещества» и
«минеральные тела».
«Непохожие друг на друга». Об отличии
органических веществ от неорганических.
Самый главный атом.
Тема 2:Классификация органических
соединений

Использование
оборудования центра
естественнонаучной и
технологической
направленностей
«Точка роста»

Демонстрационное
оборудование
2

4

Классификация органических соединений по
строению углеродного скелета.

Демонстрационное
оборудование

5

Классификация органических соединений по
функциональным группам.

Демонстрационное
оборудование

Тема 3: Молекулы из двух элементовуглеводороды
6

Тетраэдр-«подарок» природы.

7

Всегда ли двойная связь прочнее?

8

Про всем известный ацетилен!

9

Молекулы-циклы.

10

«Ароматический» не значит ароматный.

11

Бензольные кольца вместе и врозь.

12

Пестициды: вред и польза.

13

Происхождение природных источников
углеводородов. Природный газ.
Происхождение природных источников
углеводородов. Нефть-чёрное золото.
Решение практических задач по теме
углеводороды.
Практическое занятие. Обнаружение углерода,
водорода, в соединениях. Качественный
элементный анализ соединений.

14
15
16

Тема 4: О веществах с гидроксильной группой
17

Спирты-они же алкоголи.

18

Действие этанола на белковые вещества.

11
Демонстрационное
оборудование

Демонстрационное
оборудование

Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и
оборудования для ученических
опытов (физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов
7

19
20
21

Алкотестер. Алкоголь в крови человека. Действие
алкоголя на пищеварение.
Глицерин и этиленгликоль.
Та же группа, но уже кислая. Про фенол.

22

Практическое занятие.
Обнаружение функциональных групп: спиртов,
фенолов

23

Викторина «Спирты и фенолы»
Тема 5: Два противоположных мира.

24

Союз двух групп. О кислотах и основаниях.

25

Муравьиная кислота и ее «Родственники».

26

Анестезин.

27

Практическое занятие. Качественные реакции на
альдегиды и карбоксильную группу.

28

Химическая эстафета «Органические кислоты»
Тема 6: Химия в быту. Синтез и исследование
свойств соединений.

29
30
31

Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и
оборудования для ученических
опытов (физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов

5

Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и
оборудования для ученических
опытов (физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов

6

Знакомство с разнообразием, свойствами,
классификацией моющих и чистящих средств.
Правила безопасности со средствами бытовой
химии.
Практическое занятие. Омыление жиров;
получение мыла. Сравнение свойств мыла со
свойствами стиральных порошков.

32

Про эфиры.

33

Практическое занятие. Извлечение эфирных
масел из растительного материала.

34

Интеллектуальная игра «Великие русские химики»

ИТОГО:

Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и
оборудования для ученических
опытов (физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов

Цифровая лаборатория по
химии (базовый уровень),
комплект посуды и
оборудования для ученических
опытов (физика, химия,
биология), комплект
химических реактивов

34

VII Перечень рекомендуемых источников
Литература для учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 2018.
Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2016.
Аликберова Л.Ю., РуккН.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.:
Дрофа, 2015.
Артеменко А.И. Применение органических соединений. – М.: Дрофа, 2005.
Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие
для учащихся. – М.: Просвещение, 2015.
Г. Фелленберг – Загрязнение природной среды – М, мир, 1997 г
Т.Н. Литвинова – Задачи по химии с медико-биологической направленностью, - Ростов-на-Дону.
Феникс, 2018 г

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
1. Библиотека электронных наглядных и учебных пособий www.edu. rt.ru
2. Электронные пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».
3. htpp://www.alhimik.ru
4. htpp//www./schoolchemistry.by.ru
5. www.1september.ru
6. htpp//www./school-collection.edu.ru
7. edu.tatar.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».