Программа воспитания 2024-2026гг.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................ 5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ....................................................... 6
1.2 Направления воспитания .................................................................................. 7
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................ 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................... 17
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 17
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 20
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................... 41
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 41
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ...................................................... 41
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ...................................................................... 42
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ...................................................................... 44
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 45
Календарный план воспитательной работы ....................................................... 45

2

Пояснительная записка
Программа воспитания МКОУ «Талицкая СОШ № 4» разработана с
учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в
2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС)
начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа разработана с учётом государственной политики в области
образования

и

воспитания,

является

методическим

документом,

определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы,
осуществляемой в школе.
Программа

основывается

на

единстве

и

преемственности

образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего,
среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими
программами воспитания для организаций, реализующих образовательные
программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности; разработана и с
участием коллегиальных органов управления школы, (в том числе Совета
старшекласснико), Совета родителей (законных представителей); реализуется
в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к
3

российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое

просвещение,

формирование

российской

культурной

и

гражданской идентичности обучающихся.
Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.

4

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством

Российской

Федерации,

локальными

актами

общеобразовательной организации. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание

своих

детей.

Содержание

воспитания

обучающихся

в

общеобразовательной организации определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
планируется

и

осуществляется

в

соответствии

с

приоритетами

государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,
принимающий

судьбу

творческий,

компетентный

Отечества

как
5

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в МКОУ «Талицкая СОШ № 4»: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства,

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в МКОУ «Талицкая СОШ № 4»:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим
нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение

личностных

результатов

освоения

общеобразовательных

программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения
обучающимися
российской

общеобразовательных

гражданской

программ

идентичности,

включают

осознание

сформированность

ценностей

самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
6

Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов

воспитания:

гуманистической

направленности

воспитания,

совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру,

безопасной

жизнедеятельности,

инклюзивности,

возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование

традиционных

российских

семейных

ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового
7

образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Результаты

достижения

цели

и

решения

задач

воспитания

представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов
воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на
уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
8

Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
9

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
10

Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
11

благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации
в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
12

Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
13

Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим
ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия

14

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
15

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

16

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Организация воспитательной деятельности опирается на школьный
уклад, сложившийся на основе согласия всех участников образовательных
отношений.
Характеристика
Основные
вехи
истории
общеобразовательной
организации,
выдающиеся
события, деятели в её истории

Наиболее
значимые
традиционные дела, события,
мероприятия
в
общеобразовательной
организации,
составляющие
основу воспитательной системы

Традиции и ритуалы, символика,
особые нормы этикета в ОО.

Описание уклада школы
МКОУ «Талицкая СОШ № 4» создана в
1997 году.
Миссия школы: Создание условий для
самореализации
и
осознанного
личностного самоопределения учеников
в соответствии с их склонностями и
интересами и подготовка на этой основе
выпускников, готовых к жизни в
открытом меняющемся мире.
Среди действующих учителей школы
есть
педагоги
с
высшей
квалификационной категорией, а также
педагоги дополнительного образования.
Два выпускника ОУ награждены
орденом Мужества (посмертно).
Большое внимание в школе уделяется
экологическому и патриотическому
воспитанию обучающихся. Ежегодно
ребята
участвуют
в
различных
экологических
акциях,
ведут
агитационную работу с населением,
участвуют в проектах и конкурсах по
охране
природе.
С
целью
патриотического
воспитания
реализуется
дополнительная
общеразвивающая программа «Школа
юнармейца»,
создан
Юнармейский
отряд, который в дальнейшем будет
принимать в свои ряды младшее
поколение.
Значимую роль в
воспитательной
работе
является
вовлечение детей в работу детских
общественных объединений по разным
направлениям.
ОУ имеет свой флаг с изображение
эмблемы и наименования школы.
17

Значимые
для
воспитания
проекты и программы, в которых
ОУ
уже
участвует
(или
планирует)
включённые
в
систему ВР
Реализуемые
инновационные,
перспективные воспитательные
практики,
определяющие
«уникальность» ОО, результаты
их реализации, трансляции в
системе образования

Участие
в
ежегодном
Социальные партнеры ОУ и их
роль, возможности в развитии,
совершенствовании
условий
воспитания,
воспитательной
деятельности

Традициями ОУ является:
- перед открытием важных мероприятий
выносить флаги ОУ и детских
общественных объединений школы;
- ежегодные мероприятия, организуемые
в школе (торжественные линейки,
посвященные памятным датам, День
Знаний,
День
Здоровья,
День
самоуправления,
Посвящение
в
первоклассники,
День
пожилого
человека, День Матери, Осенняя
ярмарка,
Новогодние
утренники,
Месячник защитника Отечества –
концерт, Зарница и «Зарничка»);
Последний звонок.
- оформление фотозон к праздникам;
- Выпускники садят деревья в школьном
дворе.
Участие в ежегодной акции «Марш
парков», проектах «Билет в будущее»,
«Большая перемена», «Будь здоров»,
«Орлята России», «Движение первых»,
«Юнармия».
Работа медиастудии «Атмосфера», где
ребята сами создают периодическое
школьное
печатное
издание
«ПоколениеZ». Выпускается до 4
изданий в учебном году, в котором
освещаются
наиболее
значимые
мероприятия и события школы. Также
ребята самостоятельно снимают и
монтируют видеосюжеты о школьной
жизни.
ОУ
плотно
сотрудничает
с
организациями Талицкого ГО: Совет
ветеранов
г.Талицы,
Центральной
районной библиотекой им. ПоклевскихКозелл, РИКДЦ «Юбилейный», МКУДО
«Дворец
творчества»
,
Национальный парк «Припышминские
Боры», ВДПО
и др. (организация
совместных мероприятий, участие в
конкурсах и т.п.)
18

Особенности местоположения и
социокультурного
окружения
общеобразовательной
организации.

Контингент обучающихся, их
семей,
его
социальнокультурные,
этнокультурные,
конфессиональные
и
иные
особенности, состав (стабильный
или нет), наличие и состав
обучающихся
с
особыми
образовательными
потребностями,
с
ОВЗ,
находящихся
в
трудной
жизненной ситуации и др.;


ОУ расположено в центральной части
г.Талицы. Вблизи школы расположен
музей разведчика Н.И. Кузнецова,
кинотеатр «Горизонт», современный
спортивный стадион «Колос», визитцентр
Национального
парка
«Припышминские Боры».
Со всеми
учреждением
осуществляется
взаимодействие.
Микрорайон, в котором находится
школа, имеет смешанный социальный
состав.
Контингент
учащихся
постоянный
примерно 630-660 человек. 12 %
обучающихся ОУ это дети-инвалиды и
дети с ОВЗ.
В структуре контингента учащихся
школы первое место занимают дети,
представляющие
семьи
рабочих,
примерно
в
равной
степени
представлены дети, чьи родители
являются
предпринимателями
или
принадлежат к интеллигенции. Кроме
того, большое количество семей,
находящихся
в
трудной
жизненной ситуации, малообеспеченных
и многодетных семей.
Важно
учитывать,
что
ввиду
загруженности на работе многие
родители
стремятся
обеспечить
длительное пребывание своих детей в
школе, при этом они преследуют цель
создать для ребёнка безопасные условия,
защитив его от воздействия различных
асоциальных явлений и предотвратив его
вовлечение
в
них.
Достижение
оптимального сочетания указанных
выше характеристик необходимо школе
при создании образовательных и
учебных
программ,
формировании
пространственно-предметной среды и
расширении
образовательного
пространства,
чтобы
сохранить
имеющийся контингент обучающихся,
19

Организационно-правовая
форма, наличие разных уровней
общего
образования,
направленность
образовательных программ, в
том числе наличие программ с
углубленным
изучением
учебных
предметов,
режим
деятельности школы, в том числе
характеристики по решению
участников
образовательных
отношений (символика школы,
школьная форма, организация
питания в школе, система
безопасности, особые нормы
этикета в школе и т.д.)

укрепив своё положение на районном
рынке образовательных услуг.
Школа
является
муниципальным
казенным
общеобразовательным
учреждением. Основные направления
воспитания в строятся в соответствии с
ФГОС на уровнях начального общего,
основного общего, среднего общего
образования. Также на базе ОУ работает
Центр образования естественно-научной
и технологической направленностей
«Точка роста». Ежегодно в июне в школе
действует летний оздоровительный
лагерь с дневным пребыванием детей
«Солнечный». В лагере реализуется своя
программа и план работы смены.
Согласно положению о школьной форме
и внешнем виде обучающихся в школе
одежда
обучающихся
должна
соответствовать
общепринятым
в
обществе нормам делового стиля и
носить светский характер. Форма
обучающегося
подразделяется
на
повседневную, парадную и спортивную.
Горячее питание учащихся организовано
по договору с ООО "Эконом".
Администрация школы совместно с
сотрудниками ООО «Эконом» старается
обеспечить учащимся возможность
регулярного, здорового и вкусного
питания. На сайте школы есть
специальный раздел «Горячее питание»,
на котором выкладывается ежедневное
меню для учащихся начальной школы и
учащихся 5-11 классов. В здании школы
установлены
кнопки
тревожной
сигнализации,
организована
вахта.
Дежурство администрации и учителей
позволяет
обеспечить
отсутствие
травматизма во внеурочное время. В
здании школы установлены: система
оповещения, автоматическая пожарная
сигнализация,
система
внешнего
видеонаблюдения. В ОУ созданы
20

Наличие
существенных
проблемных зон, дефицитов,
препятствий в воспитательной
деятельности и решения этих
проблем, отсутствующие или
недостаточно выраженные в
массовой практике.

условия охраны здоровья обучающихся,
в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья. Внутренние локальные акты и
положения утверждаются с учетом
мнения родителей и обучающихся.
Необходимость
расширения
пространства для внеурочных занятий,
дополнительного образования и занятий
физической культурой и спортом.

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Урочная деятельность предусматривает:
 максимальное

использование

содержания

учебных

предметов для

российских

традиционных

воспитательных

возможностей

формирования у обучающихся

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов,

модулей

тематики

в

соответствии

с

календарным

планом

воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
21

 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения
и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения

со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

соответствующие

установление

и

укладу

поддержку

доброжелательной атмосферы;
 организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
соответствии с планом внеурочной деятельности школы, планами учебных
курсов, программами внеурочных занятий и предусматривает:
 вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных
интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, которые объединяют
обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
22

отношениями;
 поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с
выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации;
 поощрение педагогическими работниками детских инициатив,
проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их
интересами.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
школе осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися
курсов, занятий:
- гражданско-патриотической, краеведческой, историко-культурной
направленности;
 духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным
религиозным

культурам

народов

России,

духовно-историческому

краеведению;
 познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
 экологической, природоохранной направленности;
 художественной, эстетической направленности в области искусств,
художественного творчества разных видов и жанров;
 оздоровительной и спортивной направленности.
План внеурочной деятельности (приложение к настоящей программе).
Классное руководство
Реализация

воспитательного

потенциала

классного

руководства

предусматривает:
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
 инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
23

 организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
 регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания
и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями
и обучающимися;
 проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем
24

класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
включает:
 общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,

литературные

и

т.

п.)

мероприятия,

связанные

с

общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям
в России, мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом

на

приобретение

следующий
новых

уровень

социальных

образования,

статусов

в

символизирующие

общеобразовательной

организации, обществе;
 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
25

обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие общеобразовательной организации, своей местности;
 социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием

социальных

партнёров,

комплексы

дел

благотворительной,

экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
 разновозрастные

сборы,

многодневные

выездные

события,

включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической,

историко-краеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной и др. направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела
в

разных

ролях

корреспондентов,

(сценаристов,

ведущих,

постановщиков,

декораторов,

исполнителей,

музыкальных

редакторов,

ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:

общие

внешкольные

мероприятия,

в

том

числе

организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной
организации;
 внешкольные
направленности,

тематические

организуемые

мероприятия

педагогами

по

воспитательной
изучаемым

в

общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
26

технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в
этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других

участников

образовательных

отношений

по

её

созданию,

поддержанию, использованию в воспитательном процессе. Она включает
следующее:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
 организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
27

материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских,

народных,

религиозных

мест

почитания,

портретов

выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление,
изображений

размещение,

обновление

(символических,

художественных

живописных,

фотографических,

интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
 организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку,

оформление,

поддержание,

использование

в

воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического,
духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
 разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и
т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
 подготовку
творческих

работ

и

размещение

обучающихся

регулярно
в
28

разных

сменяемых
предметных

экспозиций
областях,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных
зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых
событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций
и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная

среда

строится

как

максимально

доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся включает:
 создание и деятельность в школе, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной
организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания

и

обучения,

деятельность
29

представителей

родительского

сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации;
 тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские

собрания

по

вопросам

воспитания,

взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
 родительские дни, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
 работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
 при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
Самоуправление
Ученическое самоуправление предусматривает:
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(Совет старшеклассников, Совет дела), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления ОУ;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов
и прав обучающихся;
 участие представителей Совета старшеклассников в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в
30

общеобразовательной организации.
Профилактика и безопасность
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в ОУ включает:
 организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении
с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
31

социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению

—

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
включает:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
 участие
отдельных

представителей

уроков,

внеурочных

организаций-партнёров
занятий,

внешкольных

в

проведении
мероприятий

соответствующей тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
32

 проведение

открытых

дискуссионных

площадок

(детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
 реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

и

т.

д.

направленности,

ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
общеобразовательной организации:
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего, в том числе внеурочное занятие «Россия – мои
горизонты» для 6-11 классов;
 профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
 совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых

выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
33

таких как «Билет в будущее»;
 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей

(законных

представителей)

по

вопросам

склонностей,

способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
Дополнительное образование включает в себя кружки и занятия
технической, естественнонаучной, художественной, социально-гуманитарной
и физкультурно-спортивной направленности. По данным направлениям
разработаны и реализуются дополнительные общеразвивающие программы,
ориентированные на разные возрастные категории детей.
программам

Обучение по

естественнонаучной и технической направленности также

организовано и в центре «Точка роста». Ребята занимаются экологией,
программированием, моделированием и материаловедением, посещают секции
спортивного клуба по программе ДО «СпортЛидер»,

школьный театр

«Отражение», медиастудию «Атмосфера», киноклуб, а также туристический
клуб «Эколята».
Детские общественные объединения
На

базе

школы

существуют

несколько

детских

общественных

объединений, организованных на принципах добровольности, инициативности
детей,

самоуправляемости.

На

каждое

детское

объединение

имеется

положение. Существуют следующие детские объединения:
- Юнармейский отряд «Сокол».
- Детское общественное объединение «Орлята России», включающее в
себя управляющее звено Совет старшеклассников.
- Совет дела «Созвездие».
- Дружина юных пожарных (ДЮП) «Спасатель».
34

- Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) «Мой безопасный город».
- волонтерский отряд «Дорогою добра».
- Российское движение детей и молодежи «Движение первых» (РДДМ).
Формы, используемые программой воспитания:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения;
ротация состава выборных органов и т.п.)
- организация общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; это
выражается в посильной помощи пожилым людям, участие в организации
концертов и различных праздников, благоустройстве территории, работа на
пришкольном учебно-опытном участке;
- поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов
осуществляется

посредством

введения

особой

символики

детского

объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения
в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения,
проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа
проводимых детским объединением дел;
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом: проведение разовых акций, таких как помощь пожилым людям, уборка
Сквера ветеранов.
На

внешкольном

уровне

воспитательный

потенциал

детского

общественного объединения реализуется реализуется через:
-

участие школьников в культурных, спортивных, гражданско-

патриотических мероприятий муниципального уровня от лица школы;
- участие в традиционных благотворительных акциях;
35

- участие в акциях РДДМ.
На школьном уровне:
- участие школьников в организации праздников, торжественных
мероприятий;
- участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для
них физкультурно-оздоровительных мероприятий, праздников, динамических
игр на переменах;
- участие ребят в работе на прилегающей к школе территории:
экологических акциях «Мой чистый школьный двор», субботник по
благоустройству школьной территории.
Школьная медиаСтудия «Атмосфера»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) –
развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных меди реализуется через:
Работа школьной МедиаСтудии «Атмосфера», целью которой является
развитие творческого потенциала школьников, даѐт возможность родителям и
учащимся узнать больше о школьной жизни, помогает рационально заполнить
свободное

время

учащихся,

совместная

работа

позволяет

сплотить

ученический, родительский и учительский коллективы.
Сфера социальной практики детей и подростков, в процессе которой они
приобретают социальный, нравственный, культурный и мировоззренческий
опыт:
- находить быстро нужную информацию;
- узнавать больше о профессиях связанных с телевидением и
видеоблогингом;
- выпускать собственные новостные, поздравительные инфо-дайджесты
(посты) и видеоролики,
- расширять общий коммуникативный кругозор.
36

Разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через
школьную газету, школьное радио, школьное телевидение и школьную группу
в vk) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация
общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления.
Информационно – медийное направление реализуется через комплекс
онлайн мероприятий, направленных на продвижение проектов и программ в
сфере информационно - медийного направления: акции; флешмобы.
Создание школьного информационного печатного издания (школьная
газета) «Поколение Z». Печатное издание, посвященное событиям школьной
и внешкольной жизни. Рассказывает о происходящих событиях и интересных
людях, проектах, проводимых в школе, об участии и достижениях учеников
школы в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, об акциях,
проведенных как в школе, так и за ее пределами. Газета издается с
периодичностью 1 раз в четверть в течение учебного года в печатном
варианте.

Работа

с

печатным

изданием

строится

на

принципах

добровольности, соблюдения прав участников образовательного процесса,
этических норм.

В состав объединения газеты «Поколение Z» входят:

редактор школьной газеты, журналисты, корреспонденты, технический
редактор по дизайну и верстке.
Редактор утверждает концепцию газеты, ее дизайн и направленность,
несет ответственность за содержание газеты, соблюдение сроков ее выхода в
печать, утверждает предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы.
Журналисты и корреспонденты занимаются подготовкой репортажей, пишут
очерки, эссе, пресс-релизы, интервью с интересными людьми и др.
Технический редактор занимается версткой и дизайном газеты. Участвуя в
издании школьной газеты, учащиеся приобретают навыки литературного
творчества и журналистской работы. Также при издании школьной газеты
создается уникальная творческая обучающая среда, которая стимулирует
37

интерес

подростков

к

развитию

собственных

интеллектуальных

способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и
закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки в
литературном творчестве, в издательском деле, в полиграфии, дизайне,
компьютерных технологиях, развивает коммуникативные способности.
Школьный спортивный клуб «Взлет»
Школьный спортивный клуб - это общественное объединение учителей
и учащихся, способствующее развитию физической культуры, массового
спорта, туризма в школе. Работа ШСК строится в соответствии с Уставом
ШСК, принципами государственной системы физического воспитания при
широкой поддержке общественности.
Задачи объединения:
- вовлечение обучающихся в систематические занятия физической
культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса
к укреплению здоровья;
- организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;
- участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди
образовательных организаций;
- развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа
жизни;
- оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных
команд образовательных организаций в создании необходимых условий для
эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;
- организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими
отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.
Основными формами работы

школьного спортивного

клуба «Взлет»

являются занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом
пола, возраста, уровня физической и спортивной подготовки, а также
состояния здоровья обучающихся.
Для достижения указанной цели ШСК осуществляет следующие виды
38

деятельности:
- создание сети физкультурного актива во всех учебных группах
образовательного учреждения;
- содействие открытию спортивных секций;
- агитационная работа в области физкультуры и спорта, информирование
обучающихся о развитии спортивного движения;
- проведение спортивно-массовых мероприятий, соревнований среди
обучающихся образовательного учреждения и с воспитанниками других
клубов;
- создание и подготовка команд воспитанников ШСК по различным
видам спорта, для участия в соревнованиях различного уровня;
- внедрение физической культуры в быт обучающихся, проведение
спортивно-массовой

и

оздоровительной

работы

в

образовательном

учреждении;
-

организация

активного

спортивно-оздоровительного

отдыха

обучающихся.
Модуль школьный театр «Отражение» начинает свою работу с
сентября 2023 г.
Школьный театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в
разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей
самореализации. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в
современном обществе навыками социальной активности и функциональной
грамотности. Именно школьный театр может стать местом, где произойдет
становление личностного самосознания, сформируется культура чувств,
способность

к

общению,

овладение

собственным

телом,

голосом,

пластической выразительностью движений, воспитается чувство меры и вкус,
необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театральноэстетическая деятельность, органично включенная в воспитательный процесс,
— универсальное средство развития личностных способностей человека.
Данный проект предназначен для учащихся среднего и старшего звена и
39

ориентирован на развитие творческих способностей школьников в области
театрального искусства.
Основное направление деятельности – разработка сценарных материалов,
знакомство с основами режиссёрской деятельности, подготовка оригинальных
сценических решений, необходимых для звукового, музыкального, светового
оформления спектакля, проведение уроков актёрского мастерства, репетиций,
показ спектакля. Участие в проекте предполагает самостоятельный выбор
учащимися сферы творческой самореализации без ограничений. Участники
проекта приобретают опыт актёрской и режиссёрской деятельности, а также
навыки работы над сценарием произведения.
Конечный продукт – 1 школьный спектакль в год продолжительностью
1,5 часа.

40

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Общая численность педагогических работников: 42 человека основных
педагогических работников, 30 человек имеют высшее педагогическое
образование, 5 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 25
человек первую квалификационную категорию. 6 педагогов имеют Почетные
грамоты Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области. В психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том
числе детей с ОВЗ вовлечены следующие специалисты: заместитель директора
по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-дефектолог и логопед.
В школе работают 33 классных руководителя.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
На уровне школы локальные нормативные документы принимаются
Управляющим советом, в который входят педагоги ОУ, члены Родительского
комитета и Совета старшеклассников.
1. Должностные инструкции: заместителя директора по ВР, классного
руководителя в условиях введения ФГОС ООО, учителя, социального
педагога,

педагога-психолога,

преподавателя-организатора

ОБЖ,

библиотекаря.
2. Положение о классном руководстве
(https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/44/f7/44f7878e8aa85ffc9d245df
7ceea53d7.pdf)
3. Положение о Совете по профилдактике
(https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/73/98/73980d739021376f424cc
81ef805acee.pdf)
4. Положение об организации внеурочной деятельности в МКОУ
«Талицкая СОШ № 4»
(https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/05/3a/053a3f052cf074df9561fdd
9a43d4be9.pdf)
41

5. Правила внутреннего распорядка ОУ
(https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/5c/9a/5c9a87a9a018719b37b989
ee9302efe4.pdf)
6. Положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/bb/51/bb51d368e2
c066d53a17750ef2c4ee72.pdf
7. Положение о школьном методическом объединении
(https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/1a/10/1a10190a8570b4d597b03
5e829fcd334.pdf)
8. Положение о работе с одаренными детьми
(https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/5b/27/5b277b54209bdcf644a11
1e634112cae.pdf)
9. Положение об установлении требований к одежде учащихся
(https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/b3/aa/b3aaa31bcc13c1fe0f3fe4a
eef4326ab.pdf)
10. Положение о Совете старшеклассников
(https://4tal.uralschool.ru/upload/sc4tal_new/files/88/02/88029d12ccd05203a2038
3647d777f8b.pdf)
11. Рабочая программа воспитания на 2023-2026 г.г.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Необходимо создавать особые условия воспитания для категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с
инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп, одарённые дети, дети с
отклоняющимся поведением. Особыми задачами воспитания обучающихся с
особыми образовательными потребностями являются:
 налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
42

общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение
обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

поддержки

уровня

их

семей

педагогической,

психологической, медико-социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В школе обучается дети-инвалиды, и дети с ОВЗ. Данные учащиеся
обеспечены

льготным питанием. Оказание психологической

осуществляется

педагогом-психологом.

В

ОУ

проводятся

помощи

групповые

коррекционные занятия по развитию интеллектуальных способностей
учащихся. В этом направлении работает педагог – дефектолог и социальный
педагог. В школе реализуются адаптированные образовательные программы
для детей с ОВЗ. Также созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том
числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

43

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
 соответствия

артефактов

общеобразовательной

и

организации,

процедур
качеству

награждения

укладу

воспитывающей

среды,

символике общеобразовательной организации;
 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом
наличия

ученического

самоуправления),

статусных представителей;
44

сторонних

организаций,

их

 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой
их успешностью, достижениями в чём-либо.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным

методом

общеобразовательной
воспитательной

анализа

организации

работы

с

воспитательного
является

целью

выявления

процесса

ежегодный
основных

в

самоанализ
проблем

и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как

сохранение

уклада

общеобразовательной
45

организации,

качество

воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат

как

организованного

социального

воспитания,

в

котором

общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим
обсуждением

результатов

на

методическом

объединении

классных

руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить
за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось
и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
46

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.

Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (реализации
воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнёрства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
47

директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».