с
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных
и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативными документами и методическими рекомендациями:
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и основного общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 05.07.2021 № 64101);
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022
г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном»;
Методические
рекомендации
по
формированию
функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП
2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685-21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
с
обязательной частью содержательного раздела основной образовательной
программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций
в
том числе в сетевой
дополнительного
образования,
форме), включая
профессиональные
организации
образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские
общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую
работы,
обеспечивают
последовательность),
гибкий
переменный
режим
занятий
состав
(продолжительность,
обучающихся,
проектную
и
исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных
классов в пределах одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС образовательная
организация обеспечивает проведение занятий по внеурочной деятельности на
уровне НОО до 1320 часов, ООО – до 1750 часов, СОО – до 700 часов. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но
не более 1/2 количества часов.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое
развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и
социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности
с
является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей
программой воспитания образовательной организации.
С целью
образовательного
реализации
принципа
пространства на всех
формирования
единого
уровнях образования
часы
внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
формированию функциональной грамотности:
Модель плана внеурочной
деятельности
Преобладание учебнопознавательной деятельности
Содержательное наполнение
- занятия обучающихся по
углубленному изучению отдельных
учебных предметов (японский язык,
английский язык);
- занятия обучающихся по
формированию функциональной
грамотности;
- занятия обучающихся с
педагогами, сопровождающими
проектно- исследовательскую
деятельность;
- профориентационные занятия
обучающихся;
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о
важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной
грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе
профминимум).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности
включены:
с
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей учащихся;
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов;
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных
объединений,
совместно
органов
с
ученического
учащимися
самоуправления,
комплекса
на
мероприятий
организацию
воспитательной
направленности.
Цель и идеи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих
достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации
каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов
обучающихся,
развитие
здоровой,
творчески
растущей
личности,
с
сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
способной на социально значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МКОУ
«Талицкая СОШ № 4» являются:
- создание условий для достижения обучающимися уровня образованности,
соответствующего их личностному потенциалу;
- ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
При этом решаются следующие основные педагогические задачи:
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
с
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- формирование стремления к здоровому образу жизни
подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в
современном мире.
Школа
несет
в
установленном
законодательством
Российской
Федерации порядке ответственность за качество образования, за его
соответствие федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов
и
средств
организации
психофизиологическим
образовательного
особенностям,
процесса
склонностям,
возрастным
способностям,
интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
-
сформированность
мотивации
к
познанию,
ценностно-смысловые
установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции личностных качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное
духовно-нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в
том или ином виде деятельности.
с
Воспитательный
эффект
внеурочной
деятельности
-
влияние
(последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на
процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного
общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно
действует в общественной жизни, может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за
посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы
внеурочной деятельности, как правило, не проводится. Вместе с тем,
реализация
программ
внеурочной
деятельности,
направленных
на
углубленное изучение иностранных языков (японского и английского),
проводится с балльным оцениванием результатов. Учет результатов
внеурочной деятельности осуществляется преподавателем в электронном
журнале. Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы,
выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной
работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей
программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется
классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости
обучающихся
(спортивных
в
организациях
школах,
дополнительного
музыкальных
школах
и
образования
др.
детей
организациях)
осуществляется классным руководителем.
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
с
экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
-
деятельность ученических сообществ,
-
клубы по интересам,
-
встречи,
-
профессиональные пробы, ролевые игры,
-
реализация проектов,
-
кружки,
-
походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет: для
1- 4 классов 35 минут, для 5- 9 классов - 40 минут. Перерыв между
занятиями внеурочной деятельности 10 минут.
Для
обучающихся,
посещающих
занятия
в
организациях
дополнительного образования (спортивных школах, музыкальных школах и
др. организациях) количество часов внеурочной деятельности может быть
сокращено.
Расписание
внеурочных
занятий
составляется
отдельно
от
расписания уроков. Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет
бюджетного финансирования.
с
План внеурочной деятельности (недельный) НОО
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
Курсы внеурочной
деятельности
«Разговор о важном»
Функциональная
грамотность
"Тропинка в
профессию"
"Спортлидер"
"Здоровячок"
"Основы
моделирования и
материаловедения"
"Волшебная
кисточка"
"Мой безопасный
город"
"Казачата"
"Эколята"
"Полицейские
кадеты"
«Хор»
ИТОГО (недельная
нагрузка):
с
Количество часов в неделю
2 «А»
2 «Б»
3 «А»
3 «Б»
1 «А»
1 «Б»
1 «В»
3 «В»
4 «А»
4 «Б»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
1
2
1
1
0
1
0
2
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
5
0
4
0
4
0
8
0
6
1
9
1
6
1
6
0
5
0
5
План внеурочной деятельности (недельный) ООО
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
Курсы внеурочной
деятельности
«Разговор о важном»
Функциональная
грамотность
"Россия - мои горизонты"
«В химии всё интересно»
"Экология и мы"
"Физика вокруг нас"
"СпортЛидер"
"Занимательная
робототехника"
"Школьный театр
"Отражение"
"Мой безопасный город"
Дружина юных пожарных
"Спасатель"
МедиаСтудия "Атмосфера"
Школа юнармейцев
"Стрелок"
"КиноКлуб "Искра"
"Арт-декор"
Туристско-краеведческий
клуб
Финансовая грамотность
Полицейские кадеты
«Ансамбль»
ИТОГО недельная нагрузка
с
Количество часов в неделю
6 «Б»
7 «А»
7 «Б»
7 «В»
8 «А»
5
«А»
1
1
5 «Б»
5 «В»
6 «А»
8 «Б»
9 «А»
9 «Б»
9 «В»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
1
0
1
0
0
0
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
1
1
1
0
1
0
1
1
1
0
1
0
0
0
1
0
1
0
0
0
1
0
1
1
0
0
1
0
1
1
0
0
1
0
1
1
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
2
1
0
0
0
0
0
0
0
2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
4
0
1
1
6
0
0
1
5
0
0
0
5
0
0
0
7
0
0
0
7
1
0
0
7
1
0
0
9
0
0
0
7
0
0
0
6
0
0
0
6
0
0
0
4
0
0
0
4
План внеурочной деятельности (недельный) СОО
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
Курсы внеурочной деятельности
«Разговор о важном»
Функциональная грамотность
"Россия - мои горизонты"
"Физика и астрономия"
"СпортЛидер"
ИТОГО недельная нагрузка
10 класс
11 класс
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
План внеурочной деятельности (недельный) НОО коррекционные классы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
Курсы внеурочной деятельности
1 «К»
с
Количество часов в неделю
2 «К»
3 «К»
4 «К»
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
Функциональная грамотность
1
1
1
1
«Россия-мои горизонты»
1
1
1
1
«Умелые ручки»
1
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
4
4
4
4
План внеурочной деятельности (недельный) ООО коррекционные классы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
Курсы внеурочной деятельности
с
Количество часов в неделю
5 «К»
6 «К»
7 «К»
8 «К»
9 «К»
«Разговор о важном»
1
1
1
1
1
Функциональная грамотность
1
1
1
1
1
«Россия-мои горизонты»
1
1
1
1
1
Итого недельная нагрузка:
3
3
3
3
3