1
Содержание
1. Основные характеристики программы……………………………….......3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………...3
1.2 Цели и задачи общеразвивающей программы……………………………...7
2. Содержание общеразвивающей программы …………………………......8
2.1.Учебный (тематический) план…………………………….…….…………...8
2.2.Содержание тематического плана………………………………………….11
2.3.Планируемые результаты…………………………………………………...12
3. Организационно – педагогические условия реализации программы
3.1. Условия реализации программы………………………………..……….....12
3.2. Формы аттестации контроля……………………………………………….12
3.3.Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня
подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной
программе при проведении итоговой аттестации …………………………….13
4.Список литературы…………………………………………………………..14
1. Основные характеристики программы
2
1.1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий».
3
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
18. Устав учреждения.
Известно, что «кино — не только самое важное, но и самое массовое из
искусств». Роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная
киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные
и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем.
А ведь киноискусство универсально: оно позволяет оптимально
адаптировать к социуму учащихся в процессе творческого самовыражения,
позволяет формировать духовно-нравственные основы мировоззрения на
опыте, предлагаемом в лучших фильмах русской кинематографии. Обилие
посредственной кинопродукции на экранах отрицательно сказывается на
развитии эстетического вкуса ребят, на духовно-нравственных качествах
личности. Навязываемые стандарты лишают их возможности сформировать
позитивный зрительский опыт, навыки критического мышления. Появление
в сети Интернет огромного количества любительских фильмов, снятых на
камеры телефонов и пропагандирующих жестокость и насилие сподвигло на
создание альтернативы этому движению в виде дискуссионного КИНОКЛУБА,
ориентированного на морально-нравственные предпочтения.
Кино – это:
способ донести до ребенка важные мысли в метафоричной форме;
повод задуматься;
неформальная обстановка в работе;
большие и во многом еще неизведанные возможности.
Направленность: художественная.
Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного
киноклуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения
между учащимися и педагогом (а это важно как для установления и
поддержания контакта между детьми и педагогом, так и для личностного
развития детей). С другой стороны, подросткам предоставляется возможность
сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы
жизни взрослых, возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их,
подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место
в ней.
Социальный заказ диктует школе необходимость работы над
4
формированием таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности
учащихся. Ученик должен обладать не только знаниями и умениями по
конкретным дисциплинам, но и ценностным социально-ориентированным
мировоззрением.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что её
применение позволит выстроить целостную систему организации
образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание
педагогически
значимое содержание, эффективность мультимедийной
формы, возможности организовать «диалог поколений» и творческую
самореализацию учащихся. Дискуссионный киноклуб позволяет детям
затрагивать те темы, которые волнуют их сегодня, которые актуальны в
современном обществе, видеть различные пути развития событий. Для детей
это
возможность
пообщаться
в
неформальной обстановке продемонстрировать свою точку зрения, стать
услышанными, построить или достроить предполагаемую модель своего
будущего.
С психологической же точки зрения основная цель программы
«Клуб» - это развитие творческого, личностного и интеллектуального
потенциала учащихся.
Киноклуб - это место для общения людей, неравнодушных к кино.
Просмотр фильмов, обсуждения, написание рецензий. Возможность не
только
посмотреть художественные
фильмы
и документальное кино,
посвященные общечеловеческим культурным ценностям, но и обсудить
увиденное, поделиться переживаниями, найти что-то новое и познавательное.
Отличительной особенностью программы является то, что просмотр
кино организуется не только на современной видеотехнике, такой как
телевизор, проектор, монитор ПК, но и с применением видеоаппаратуры
прошлых лет – диафильм, кассетный видеомагнитофон, черно-белый
телевизор и т.п. Также предусмотрены походы в кинотеатр и создание своего
собственного кино.
Новизна
программы
заключается в том, что занятия дают
возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир
фото и видео как художественного прикладного искусства, проявить и
реализовать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
перед ребёнком раскрывается многогранность возможностей
художественного творчества; происходит приобщение к большому и
разнообразному миру искусства - кинематография. Также происходит
удовлетворение потребности детей в общении со своими сверстниками, а
также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет. В кружок принимаются
все желающие, без ограничения и предварительного отбора.
Уровень: стартовый
Срок реализации программы и режим занятий:
Программа «Клуб» рассчитана на 1 год обучения – 70 часов (2 часа в
неделю).
Форма обучения - групповая.
Продолжительность занятия (2 час) – 1 час - 45 минут для
5
обучающихся 14-17 лет.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор;
экран для мультимедийного проектора;
акустическая система;
Микрофон к
омпьютер.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
создание условий для нравственного совершенствования личности
обучающихся, формирования социального опыта подростков через участие в
занятиях киноклуба, привлечение детей к киноискусству, включение в
проектную деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
- Ознакомить учащихся с основными этапами развития отечественного
кинопроцесса, с жанровым и стилистическим многообразием современного
кинематографа, с фильмами, ставшими классикой киноискусства, с
деятельностью и творчеством выдающихся режиссёров, актёров и
продюсеров;
- Сформировать у учащихся на основе имеющихся представлений
первоначальные знания о технологии кинопроцесса. Ввести в круг активного
словарного запаса учащихся понятия и термины из области кинематографа.
- Сформировать умение устно и письменно выражать свое мнения,
адекватно воспринимать чужую позицию.
Воспитательные:
- Приобщать учащихся к духовно-нравственным базовым ценностям;
- Воспитание культуры учащихся за счет приобщения к «золотому»
фонду российского кинематографа;
Формирование
потребности
в
постоянном
повышении
информированности;
- Воспитание любви и уважения к школе, городу, стране;
- Формирование личной позиции;
- Формирование равновесия в эмоциональном и интеллектуальном
освоении окружающего мира;
- Воспитание в школьнике общественной активности;
- Воспитание сознательного отношения к народному достоянию, чувства
ответственности;
- Воспитание уважения к народным традициям и культуре, толерантное
отношение к культуре и традициям других народов.
Развивающие:
- Развивать имеющиеся у школьников навыки литературного
рецензирования, на их основе сформировать умения и навыки написания
кинорецензии;
- Создать условия для формирования у учащихся основных навыков
грамотной зрительской культуры;
6
- Совершенствовать навыки общения, обсуждения, дискуссии;
- Развивать аналитические умения и навыки, умения критически мыслить;
- Создать условия для оптимальной социальной и творческой
самореализации
личности,
интеллектуального
и
мыслительного
совершенствования;
- Способствовать формированию у учащихся элементарных умений,
необходимых им в учебной и повседневной жизни.
2. Содержание общеразвивающей программы
2.1. Учебный (тематический) план
Тема
1.Введение. Модуль 1.
Колво
часов
2
2. Великий «немой» как образ кино2
10-х годов XX века. Становление
языка кино на основе синтеза
искусств.
Кинематограф
бр.
Люмьер.
Теория Практика Формы
контроля
Устный
2
опрос
1
1
3.
Развитие
кино
в
двух2
направлениях: как искусства и
как
технического достижения.
Споры о том, чего в кино больше искусства или производства.
1
1
Устный
опрос
4.Немое кино как язык
2
общемирового общения. Начало
творческойбиографии
Ч.Чаплина. Основные
тенденции европейского кино 1920
– х годов.
1
1
Устный
опрос
1
1
Устный
опрос
Опыты Ж. Мельеса. Рождение
кино в России
Место Голливуда в утверждении
идеалов «американской мечты».
5.Рождение советского кино.
2
Неигровое кино 20-х годов.
Значение отечественной
документалистики 20-х годов для
развития советского и мирового
киноискусства.
Устный
опрос
Творческо
е задание
7
Устный
опрос
Беседа
6.Творчество С.Эйзенштейна
2
«Броненосец«Потемкин»(1926)Новаторский характер
драматургии и режиссуры
фильма.
Своеобразие киноязыка
(монтаж, изобразительная
композиция, деталь,
кинометафора).
1
1
7.Рождение звукового кино.
2
Освоение звука в советском кино
начала 30-х годов.
История революции и
современность в советском кино
30-х годов.
1
1
Устный
опрос
8. Исторический фильм и
экранизация литературной
классики
2
1
1
Устный
опрос
9. Мировое кино эпохи
тоталитаризма
2
1
1
Устный
опрос
10-11. Киноискусство в годы
Второй мировой войны.
4
2
2
Устный
опрос
12-13. Отечественное
киноискусство в годы Великой
Отечественной войны.
4
1
3
Устный
опрос
14-15.Киноискусство времён
4
«холодной войны».
Патриотическое кино:
отечественный и мировой опыт.
Агитационные и пропагандистские
фильмы.
1
3
16.Современный мировой
кинематограф:достижения и
перспективы. Проблема
современного российского кино.
2
1
1
17.Взаимодействие
телевизионных форматов и
кинематографа.
2
1
1
Устный
опрос
Анализ
Устный
опрос
Анализ
Устный
опрос
Анализ
8
Устный
опрос
Анализ
18.Авторское кино в СССР.
2
«Новая волна» французского кино.
Кино США 60 – 70 – х гг.
1
1
19. Основные этапы развития
кино Японии. Творчество
А.Куросавы
2
1
1
Устный
опрос
20. Отражение духовного
2
наследия прошлого в х/ф «Андрей
Рублёв»
1
1
Устный
опрос
Коммерческое кино.
Ведущие жанры.
2
1
1
Устный
опрос
22. Эволюция отечественной
комедии.
2
1
1
Устный
опрос
23. Кинофантастика. Жанр
ужасов: рождение и развитие.
2
1
1
Устный
опрос
24. Независимое игровое кино.
2
1
1
Устный
опрос
25. Независимая
кинодокументалистика.
2
1
1
26-27. Ценность подлинных
отношений между людьми,
терпимость друг к другу и их
отражение в кино.
4
1
3
28-29. Проблемы взросления,
семьи и брака в кинематографе.
4
1
3
Устный
опрос
30.История появления
мультипликации.
2
1
1
Устный
опрос
31. Советская анимация.
2
1
1
Устный
опрос
32.Японское анимационное
кино. Анимационное кино 3D.
2
1
1
Устный
опрос
33.Современное мировое и
2
отечественное анимационное кино.
1
1
Устный
опрос
2
Устный
опрос
21.
34. Обобщающее занятие
2
Итого:
70
30
Устный
опрос
Анализ
Устный
опрос
40
9
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное организационное занятие (2ч)
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также
правилами поведения и требованиями кучащимся. Правила ведения
дискуссии. Кино как вид искусства. Исторические предпосылки
кинематографа. Выразительные средства кинематографа.
2. История кинематографа
«Великий немой» как образ кино 10-х годов XX века. Становление языка
кино на основе синтеза искусств. Кинематограф бр. Люмьер.
Опыты Ж. Мельеса. Рождение кино в России. Развитие кино в двух
направлениях: как искусства и как технического достижения. Споры о том,
чего в кино больше общемирового общения. Начало творческой биографии
Ч. Чаплина. Фрагмент из фильма Ч. Чаплина «Малыш». Основные
тенденции европейского кино 1920 – х годов. Место Голливуда в
утверждении идеалов «американской мечты». Рождение советского кино.
Неигровое кино 20-х годов. Значение отечественной документалистики 20х годов для развития советского и мирового
киноискусства.
Творчество С.Эйзенштейна «Броненосец
«Потемкин»(1926)
Новаторский характер драматургии и режиссуры фильма. Своеобразие
киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора).
Особенности жанрового решения. Рождение звукового кино.
Освоение звука в советском кино начала 30-х годов. История революции и
современность в советском кино 30-х годов. Исторический фильм и
экранизация
литературной
классики.
Мировое
кино
эпохи
тоталитаризма. Киноискусство в
годы
Второй
мировой
войны.
Отечественное киноискусство в годы Великой Отечественной войны.
Киноискусство времён «холодной
войны». Патриотическое кино:
отечественный и мировой опыт. Агитационные и пропагандистские фильмы.
Современный мировой кинематограф: достижения и перспективы. Проблема
современного российского кино. Взаимодействие телевизионных форматов и
кинематографа.
3. Авторское кино
Развитие языка кино в 60-70-е годы XX века Творчество А. Тарковского, Г.
Козинцева, М. Ромма и др. Общая характеристика кино Франции (Новая
волна). Общая характеристика кино США 60 – 70- х гг. Основные этапы
развития кино Японии. Творчество А.Куросавы. Национальные особенности
и влияние западной культуры на творчество. Отход от злободневности и
обращение к пути постижения тайны красоты и смерти.
Поиски новых принципов кинематографической интерпретации духовного
наследия прошлого. Философско-нравственная проблематика и особенности
жанрово-стилевого и композиционного раскрытия темы в фильме «Андрей
Рублев».
4. Жанровое кино.
Коммерческое кино. Становление
ведущих
жанров Голливудского
кинематографа: вестерн, криминальный фильм, комедия, драма. Фильмы в
жанре «нуар». Эволюция отечественной комедии.
Кинофантастика:
10
популярная и научная. Попытка кинематографистов заглянуть в будущее:
творчество С. Кубрика, Дж. Кэмерона, Р. Скотта. Жанр ужасов: рождение и
развитие.
5. Независимое кино.
Развлекательный характер и творческое отражение общественных пороков.
Появление и развитие независимого кино в России и зарубежом.
Эксплуатационное кино 70-х. Независимая кинодокументалистика.
6. Гуманистическое направление киноискусства.
Ценность подлинных отношений между людьми, терпимость друг к другу и
их отражение в кино. Проблемы взросления. Подростковые проблемы.
Проблема неполных семей. Брак, как социальный институт. Ценность
взаимопонимания между родителями и ребёнком. Ответственность за свой
выбор.
7. Развитие анимационного кино
История появления
мультипликации.
Творчество
У.
Диснея.
Мультипликация в годы Второй мировой войны. Советская анимация.
Наследие студии «Союзмультфильм». Японское анимационное кино.
Творчество Х. Миадзаки. Анимационное кино 3D. Современное мировое и
отечественное анимационное кино.
8. Обобщающее занятие.
2.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению;
- потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;
- эстетические потребности, нравственные ценности на основе просмотра
российских фильмов и видеосюжетов и прочтения художественных
произведений;
Предметные результаты:
- умение составлять рецензию на произведение;
- умение сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
- умение корректно выражать свое мнение;
- способность различать произведения по жанру;
- умение рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в
произведениях с открытым финалом.
Метапредметные результаты:
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- способность понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
- способность проявлять индивидуальные творческие способности при
написании рецензии, чтении по ролям и инсценировании, создании своего
видеофильма.
- умение формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог,
в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- умение работать в команде, сотрудничать, учитывать мнения партнёров,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
11
-способность понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
- умение планировать свои действия на отдельных этапах работы над
рецензией;
- умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности, анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится».
Фильм должен отвечать определенным требованиям:
Тематика фильма должна быть интересна учащимся,
быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно,
чтобы тематика фильма работала на основную цель —
способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому
важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал
жизнь людей.
Перед встречей ведущий должен сам несколько раз
посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии,
оценить актуальность и доступность фильма для ребят.
Любого человека волнуют фильмы, которые
эмоционально созвучны внутреннему запросу.
Проводя обсуждение, ведущий
должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в
уровне развития, возраст.
3.Организационно – педагогические условия реализации программы
3.1. Условия реализации программы
Базой для реализации дополнительной общеразвивающей «Клуб» является
материальная база образовательного Центра цифрового и гуманитарного
профиля «Точка роста», на базе МКОУ Талицкая Сош №4 средняя школа.
Общие требования к обстановке в кабинете: для проведения занятий имеется
просторный и светлый кабинет, столы, стулья, шкафы.
Организационное обеспечение программы: проведение мероприятий, акций,
творческих показов, отчётов и т.д.
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования
Бучинский В.А.
3.2. Формы занятия, предусмотренные программой:
Форма обучения: очная, возможно
применение дистанционных
технолог Ведущей формой организации занятий является групповая.
Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом
объединения. Для подготовки мероприятий более продуктивной будет
работа в подгруппах. Наряду с групповой формой работы осуществляется
индивидуальная форма ведения занятий.
беседа, защита проектов, мастер-класс, открытое занятие, творческий отчет,
творческая мастерская, конкурс.
В программе кружка предусмотрены теоретические занятия, просмотр
кинофильмов, кинофрагментов и их обсуждение. Кинорепертуар может
варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках
литературы, истории, от новинок в кинематографе, потребностей времени,
12
рекомендуемых к просмотру Минпросвещением фильмов, заявок членов
«Киноклуба» и т.п.
Формы контроля.
Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся и их результатами, и
выявления влияния всего процесса обучения на развитие обучающихся
следует использовать промежуточный и итоговый контроли.
Данная образовательная программа
должна помочь воспитанникам
реализовать свои творческие возможности, повысить уровень
информационной культуры, научить грамотно подготавливать материал для
дальнейшей работы с ним, публиковать собственные труды, внимательно
относиться к написанному, попробовать себя в различных социальных ролях.
Контроль степени результативности реализации образовательной
программы проводится в формах
- создание видеоролика на социально значимую тематику;
-участие в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского
уровня.
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
-более высокий уровень сформированности коммуникативной культуры по
сравнению с началом обучения по программе.
3.3. Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня
подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной
программе при проведении итоговой аттестации.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения
обучающимися содержанием программы. Для диагностики достижений
обучающихся, оценки силы и направленности положительных изменений
показателей успешности освоения программы применяется система
критериев в соответствии с тремя уровнями – высокий, средний и низкий.
Оценка результатов диагностики успешности освоения программы
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
достижений
достижений
достижений
Используют малое
Стараются использовать Умеют
использовать
количество источников различные
источники различные
источники
информации. Допускают информации.
Знают информации.
Знают
ошибки при работе с
основы работы с фото- и основы работы с фото- и
фото- и видеотехникой, видеотехникой,
умеют видеотехникой,
умеют
затрудняются при
обосновать свое мнение четко и аргументированно
самостоятельной работе и по
просмотренным обосновать свою точку
обсуждении
фильмам, работают с зрения, разрабатывают
просмотренных
проектами
собственные проекты
фильмов
Оценка качества реализации программы осуществляется по 10 балльной
шкале. Формы: опрос, наблюдение, тестирование, анализ контрольного
задания, создание роликов и видеоклипов.
13
4. Список литературы
Литература для педагога
1. Баженова
Л.М. Азбука кино. / Программы дополнительного
художественного образования детей. – М., «Просвещение», 2005 г.
2. Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура. / Программы
дополнительного
художественного образования детей. – М.,
«Просвещение», 2005 г.
3. Коблик
Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и
подростков: Фильмотека. – М., «Генезис», 2006.
4. Баранов O.A. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом
воспитании старшеклассников: - М.: Просвещение, 1998.
5. Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. – 96 с.
6. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия //Специалист. 1993. - № 5
7. Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино.
- М.: 1975.
8. Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989.
9. Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства
младшими подростками. - М.: 1978.
10.Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. - М.:1998.
Литература для детей
1. История зарубежного кино. 1945-2000. Учебник для вузов/Сост. и отв. ред.
В. А.Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
2. История отечественного кино. Учебник для вузов/Отв. ред. Л. М.Будяк.
М.: Прогресс-Традиция, 2005. 528 с.
3. Кино. Энциклопедический словарь. Сов. энциклопедия. 1986.
4. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И.Юткевич. М.:
Сов. энциклопедия, 1986. 640 с.
5. Кудрявцев С. В. 500 фильмов. М.: СП ИКПА, 1991. 381 с.
Левшина И. С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254
с.
6. Рыбак Л. А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем. М.:
Изд-во БПСК, 1980. 57 с.
Литература для родителей
1.История зарубежного кино. 1945-2000. Учебник для вузов/Сост. и отв.
ред. В. А.Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
2. Монастырский, В. А. Киноклуб как форма социокультурной самозащиты
[Электронный ресурс] / В. А. Монастырский // Вестник ТГУ. –1996. – №1. –
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinoklub-kak-formasotsiokulturnoysamozaschity
14
Список 100 отечественных фильмов, рекомендованных Министерством
культуры для просмотра обучающимися.
1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961 2.
А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972 3.
Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946 4.
Айболит-66 – Р.Быков, 1966
5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938 6.
Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966
7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959 9.
Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970
10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937
11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969 12.
Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970 13.
Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966 14.
Бесприданница – Я.Протазанов, 1936
15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968
16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925 17.
В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973 18. В
огне брода нет – Г.Панфилов, 1968
19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934 20.
Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969 21.
Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967 22.
Волга-Волга – Г.Александров. 1938 23.
Восхождение – Л.Шепитько, 1976
24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964
25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960
26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969 27.
Девять дней одного года – М.Ромм, 1961
28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964 29.
Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968
30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961 31.
Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977
32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975 33.
Живые и мертвые – А.Столпер, 1963
34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964
35. Звезда – А.Иванов, 1949 36.
Земля – А.Довженко, 1930
37. Зеркало – А.Тарковский, 1974
38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947
39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946 40.
Иваново детство – А.Тарковский, 1962
41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985 42.
Илья Муромец – А.Птушко, 1956
43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж –
А.Кончаловский, 1967
44. Калина красная – В.Шукшин, 1973
15
45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976 46.
Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963 47.
Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923 48.
Крылья – Л.Шепитько, 1966
49. Курьер – К.Шахназаров, 1986
50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957 51.
Маленькая Вера – В.Пичул, 1987 52.
Марья-искусница – А.Роу, 1959
53. Мать – В.Пудовкин, 1926
54. Машенька – Ю.Райзман, 1942
55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 191356. Мечта –
М.Ромм, 1941
57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948 58.
Монолог – И.Авербах, 1972
59. Морозко – А.Роу, 1964
60. Начало – Г.Панфилов, 1970 61.
Не горюй! – Г.Данелия, 1969
62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков –
Л.Кулешов, 1924
63. Неоконченная пьеса для механического пианино – Н.Михалков, 1976 64.
Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков, 1979
65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966 66.
Новый Гулливер – А.Птушко, 1935
67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966
68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975 69.
Освобождение – Ю.Озеров, 1972
70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980 71.
Пацаны – Д.Асанова, 1983
72. Петр Первый – В.Петров, 1937
73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972 74.
Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916
75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973 76.
Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947
77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984 78.
Подранки – Н.Губенко, 1976
79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972 80.
Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931
81. Радуга – М.Донской, 1943
82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966 83.
Семеро смелых – С.Герасимов, 1936 84.
Смелые люди – К.Юдин, 1950
85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908 86.
Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975
87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988
88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959
89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958
90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994
91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987 92.
Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934
16
93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929 94.
Чужие письма – И.Авербах, 1975
95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953 96.
Чучело – Р.Быков, 1983
97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978 98.
Щит и меч – В.Басов, 1968
99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963
Сведения о разработчике:
ФИО: Новокрещенова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования
Образование – высшее педагогическое
Стаж – 20 лет
Куклина Екатерина Владиславовна, педагог дополнительного образования
Образование – высшее педагогическое
Стаж – 20 лет
17
18