Приложение 12 Программа формирования универсальных учебных действий

Приложение 12

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ "Талицкая СОШ № 4"

Программа формирования
универсальных учебных действий
у обучающихся с задержкой
психического развития
(вариант 7.2)

2025 год
1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Ценностные ориентиры начального общего образования
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
на уровне начального общего образования
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Особенности, основные направления и планируемые результаты учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и
внеурочной деятельности
Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий
Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у
обучающихся универсальных учебных действий
Описание преемственности программы формирования универсальных учебных
действий при переходе обучающихся с ЗПР от дошкольного к начальному
общему образованию
Описание преемственности программы формирования универсальных учебных
действий при переходе обучающихся с ЗПР от начального к среднему общему
образованию
Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий

3
3
5
6
11

13
14
16

21

23

2

Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий на уровне начального
общего образования в условиях МКОУ «Талицкая СОШ № 4» (далее — программа
формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к
личностным и метапредметным результатам освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР, дополняет
традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой
разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
Дети с ЗПР характеризуются замедленным и неравномерным созреванием высших
психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением
уровня работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости,
недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний
разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности,
неблагоприятные социальные факторы, хронические соматические заболевания.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на
обеспечение деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана
способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования,
развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная
основа образовательного процесса учащихся с ЗПР и обеспечивающей умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом формирования
универсальных учебных действий будет являться освоение обучающимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а также сознательное,
активное присвоение ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки
рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных
действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с
активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется
многообразием и характером видов универсальных действий.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего
образования обучающихся с ЗПР:
 устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;
 определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных
действий в младшем школьном возрасте;
 выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
 определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования
у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к
начальному и основному общему образованию.
Ценностные ориентиры начального общего образования
Данная программа предусматривает переход:
 от обучения, как преподнесения учителем, обучающимся системы знаний, к
активному решению проблем с целью выработки определенных решений;
 от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному
(межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;
 к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному
участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный,
социальный и государственный заказ нашей образовательной организации, выраженный в

3

Требованиях к результатам освоения адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования, и отражают следующие целевые установки
системы начального общего образования:
 формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий; уважения истории и культуры каждого народа;
 формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
 развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и
общества, и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
 развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
- развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания
и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
 развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в
частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и
результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессе
обучения, воспитания, коррекции, познавательного и личностного развития обучающихся
с ЗПР на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действий
обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность
саморазвития обучающихся.

4

Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
на уровне начального общего образования
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение
эффективности образования, более прочное усвоение знаний обучающимися,
существенное повышение их мотивации и интереса к учебе.
Под «универсальным учебным действием» мы понимаем умение учиться, т.е.
способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий:
 обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности;
 создание условий для коррекции развития личности и её самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения
знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной
области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают
преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и
регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного
содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного
содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный,
регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и
коммуникативный.
Личностные универсальные действия:
У обучающихся будут сформированы:
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
 способность к самооценке;
 чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической
принадлежности;
 представления об общих нравственных категориях (доброте, зле) у разных народов,
моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
 ориентация в нравственном содержании, как собственных поступках, так и
поступков других людей;
 регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и
этническими требованиями;
 ориентация на здоровый образ жизни;
 понимание чувств других людей и способность сопереживание им, выражающееся
в конкретных поступках;
 эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
 познавательная мотивация учения.
Регулятивные универсальные действия:
5

Обучающиеся научатся:
 удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
 учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
 использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при
выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия,
необходимые для решения учебных задач;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов и с помощью способов
контроля результатов;
 вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам
самопроверки;
 сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами,
учителем;
 адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в
работе над ошибками.
Познавательные универсальные действия:
Обучающиеся научатся:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в
справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
 использовать знаково-символические средства, в том числе, схемы для решения
учебных задач;
 дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тесты);
 находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать понятия;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по
таблице;
 выделять существенную информацию из читаемых текстов;
 строить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для
понимания слушателем.
Коммуникативные универсальные действия:
Обучающиеся научатся:
 владеть диалоговой формой речи;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при
работе в паре;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формировать собственное мнение и позиции;
 задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
 способность установить контакт и адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативных задач.
Связь универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач
общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся с
ЗПР, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения
системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации
6

форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся
с ЗПР.
На уровне начального общего образования имеет особое значение обеспечение при
организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического,
наглядно-образного и знаково-символического мышления. Существенную роль в этом
играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология»,
«Изобразительное искусство», «Музыка».
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов
организации учебной деятельности, обучающихся раскрывает определённые возможности
для формирования универсальных учебных действий.
Учебный предмет «Русский язык». Важную роль в обучении русскому языку играет
целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных
учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных
мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с
целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению
отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие
творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного
языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует
учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования,
ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных
действий (текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения
языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических
словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что
предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных
разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их
функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает
воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения,
обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием
духовного богатства народа, создающего язык.
«Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного предмета
«Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных
действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом
развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями
младших школьников с ЗПР, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их
личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них
навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
«Литературное чтение» — осмысленная, творческая духовная деятельность,
обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы,
развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной
литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через
коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное
значение поступков героев литературных произведений. На уровне начального общего
образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения
автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное
чтение.
7

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих
универсальных учебных действий:
 формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
 формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника,
словарями, справочниками, энциклопедиями;
 развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить
монологические высказывания, поставлять и описывать различные объекты и
процессы;
 формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
 формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения
анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных
жанров, сравнивать искусство с другими видами искусства;
 развитие воображения, творческих способностей:
 формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои
мысли, переживания, знания и поступки;
 обогащение представлений об окружающем мире.
«Иностранный язык». Содержание обучения иностранному языку ориентировано
на развитие мотивации учеников к изучению иностранного языка и на формирование
умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развития общих учебных умений
и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной,
практической и творческой деятельности.
Изучение «иностранного языка» способствует:
 формированию умения общаться на иностранном языке с учетом речевых
возможностей
и
потребностей
младших
школьников;
элементарных
коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
 развитию личности речевых способностей, внимания, памяти и воображения
младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
 обеспечению коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к
новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера
в использовании иностранного языка как средства общения;
 освоению элементарных лингвистических представлений, доступных младшим
школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на
иностранном языке;
 приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного
языка, знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с
зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной
литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
 формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей
младших школьников, а также их общеучебных умений.
«Математика». На уровне начального общего образования этот учебный предмет
является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в
первую очередь логических и алгоритмических.
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе
(проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять
пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы, моделировать
условия задач, планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи,
участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами,
устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении
8

текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками,
измерением величин, планированием маршрута оцениванием временных и денежных
затрат.
«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и
обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и
социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми,
государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления
мировоззрения,
жизненного
самоопределения
и
формирования
российской
гражданственности.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий
мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и
деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
 умения различать государственную символику Российской Федерации и своего
региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на
карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его
столицу;
 формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом
времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических
событиях своего народа и России, и ощущения чувства гордости за славу и
достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде
элементы истории семьи, своего региона;
 формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся,
освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
 развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений
человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета
способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию
необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического,
психического и психологического здоровья.
Изучение
предмета
«Окружающий
мир»
способствует
формированию
общепознавательных универсальных учебных действий:
 овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая
умения поиска и работы с информацией;
 формированию действий замещения и моделирования (использования готовых
моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания
моделей);
 формированию логических действий сравнения, подведения под понятия,
аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств; установления причинноследственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного края.
«Музыка».
Этот
предмет
обеспечивает
формирование
личностных,
коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира
музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические
и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования
позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в
творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и
мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора
России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование
9

российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в
поликультурном обществе.
Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе
развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и
передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с
формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.
Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для
формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной
деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое
моделирование является основой развития познания ребенком мира и способствует
формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий,
аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта
изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным
действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации
действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых
действий способу, внесению корректив.
В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и
освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций,
искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности
личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, способствуют развитию
позитивной самооценки и самоуважения учащихся.
«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования
универсальных учебных действий обусловлена:
 ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы
формирования системы универсальных учебных действий;
 значением универсальных учебных действий моделирования и планирования,
которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения
различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование
обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную
ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие
выделять необходимую систему ориентиров);
 широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм
работы для реализации учебных целей курса;
 формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.
Изучение курса «Технологии» способствует:
 формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
 развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к
моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме
моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
 развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение
составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование
(видение будущего результата при различных условиях выполнения действия),
контроль, коррекцию и оценку;
 формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметнопреобразовательных действий;
 развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации
совместно-продуктивной деятельности;
10

 развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и
художественной конструктивной деятельности;
 формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой
самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей
символико-моделирующей деятельности;
 ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением,
историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования
готовности к предварительному профессиональному самоопределению;
 развитие трудолюбия, самостоятельности, ответственного отношения к делу,
инициативы, потребности помогать другим;
 формирование ИКТ-компетентности обучающихся, включая ознакомление с
правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении
информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу
познания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам.
«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных
универсальных действий:
 основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства
гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
 освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять
на себя ответственность;
 развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе
конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и
физические ресурсы, стрессоустойчивости;
 освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
«Физическая культура» как учебный предмет способствует:
 в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать,
контролировать и оценивать свои действия;
 в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на
партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта —
формированию умений планировать общую цель и пути её достижения;
договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и
ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты;
осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения
общего результата).
Особенности, основные направления и планируемые результаты
учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
в рамках урочной и внеурочной деятельности
Распределение материала по различным предметам не является жестким, начальное
освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе
занятий по разным предметам. Предлагаемое в данной примерной программе
распределение направлено на достижение баланса между временем освоения и временем
использования соответствующих умений в различных предметах.
Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности учащихся с
задержкой психического развития:
Русский язык. Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма,
рисунок). Возможные источники информации и способы ее поиска: словари,
11

энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Расширение своих знаний,
языковой компетентности с помощью дополнительных источников информации.
Знакомство с клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления
текста в компьютере, основными инструментами создания и простыми видами
редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
Литературное чтение. Работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст,
иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания и структуры
мультимедиа-сообщения. Конструирование небольших сообщений: текстов (рассказ,
отзыв), в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио- фрагментов. Оценка
собственных сообщений с точки зрения использованной информации. Овладение
навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая
компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета. Создание
информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам
(рисунков, фотографий, видеосюжетов). Презентация (письменная и устная) с опорой на
тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной
деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом
Интернете.
Математика. Применение математических знаний и представлений, а также
методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения
математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях.
Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами,
диаграммами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и
на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для
образования и выделения совокупностей. Представление причинно-следственных и
временных связей с помощью цепочек. Построение цепочек рассуждений. Работа с
простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение,
изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
Окружающий мир. Фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие
виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ:
фото- и видеокамеры. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор
числовых данных. Поиск дополнительной информации для решения учебных и
самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.
Создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в
качестве отчета о проведенных исследованиях.
Технология. Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами
ИКТ (включая компьютерное и коммуникационное оборудование, периферические
устройства и пр.): назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы
с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и
видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приемами поиска и
использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Знакомство
с правилами жизни людей в мире информации: избирательности в потреблении
информации, уважению к личной информации другого человека, к процессу познания.
Умения, связанные с ИКТ, осваиваются в курсе технологии только на базовом, начальном
уровне, как правило, непосредственно перед их применением в других курсах для
решения конкретных задач соответствующей предметной области, где указанные умения
закрепляются и развиваются. Дальнейшее освоение инструментов ИКТ идет в процессе их
использования учащимися в различных других предметах и в интегративных проектах.
Искусство. Поиск необходимой и дополнительной информации для решения
учебных задач искусствоведческого содержания. Знакомство с простыми графическим и
растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования
12

изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и
добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание
творческих графических работ, несложных видеосюжетов с использованием
инструментов ИКТ: компьютера, сканера, видео- и фотокамеры.
Внеурочная деятельность. Участие в различных мероприятиях школьного,
районного и областного уровня. Поощрение участников различных компьютерных
конкурсов. Регулярное обновление информационных стендов, вывешивание объявлений,
поздравлений и информации в фойе школы. Внедрение в систему внеклассной работы
конкурсов-презентаций учеников и классов «Мои достижения», «Достижения нашего
класса».
Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий
Содержание учебных предметов, преподаваемых в рамках начального образования,
может стать средством формирования универсальных учебных действий только при
соблюдении определенных условий организации образовательной деятельности:
 использовании учебников в бумажной и/или электронной форме не только в
качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как
носителя способов «открытия» новых знаний, их практического освоения,
обобщения и систематизации, включения обучающимся в свою картину мира;
 соблюдении технологии проектирования и проведения урока (учебного занятия) в
соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода: будучи формой
учебной деятельности, урок должен отражать её основные этапы – постановку
задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение
новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата;
 осуществлении целесообразного выбора организационно-деятельностных форм
работы, обучающихся на уроке (учебном занятии) - индивидуальной, групповой
(парной) работы, общеклассной дискуссии;
 организации системы мероприятий для формирования контрольно-оценочной
деятельности обучающихся с целью развития их учебной самостоятельности;
 эффективного использования средств ИКТ.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования
при формировании универсальных учебных действий наряду с предметными методиками
целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей
современной
информационно-образовательной
среды.
Ориентировка
младших
школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять
(ИКТ­компетентность) являются одними из важных средств формирования
универсальных учебных действий, обучающихся в рамках начального общего
образования.
ИКТ также широко применяются при оценке сформированности универсальных
учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование
информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою
деятельность, её результаты учителя и обучающиеся.
В рамках ИКТ­компетентности выделяется учебная ИКТ­компетентность способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе
инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными
потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования
ИКТ­компетентности проходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам
(где формируется предметная ИКТ­компетентность), но и в рамках метапредметной
программы формирования универсальных учебных действий.
13

При освоении личностных действий на основе указанной программы у обучающихся
формируются:
 критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
 уважение к информации о частной жизни и информационным результатам
деятельности других людей;
 основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:
 оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в
информационной среде;
 использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для
оценки и коррекции выполненного действия;
 создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют
ключевую роль в следующих универсальных учебных действиях:
 поиск информации;
 фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
 структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм,
картосхем, линий времени;
 создание простых медиасообщений;
 построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий. Для этого используются:
 обмен медиасообщениями;
 выступление с аудиовизуальной поддержкой;
 фиксация хода коллективной/ личной коммуникации;
 общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум,
блог).
Формирование ИКТ­компетентности обучающихся происходит в рамках системнодеятельностного подхода, на основе изучения всех без исключения предметов учебного
плана. Включение задачи формирования ИКТ­компетентности в программу
формирования
универсальных
учебных
действий
позволяет
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
и
учителю
формировать
соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики
каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений,
осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов.
Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может
входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности
школьников.
Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у
обучающихся универсальных учебных действий
Проблема реализации преемственности обучения затрагивает все звенья
существующей образовательной системы, а именно: переход из организации,
осуществляющей образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, в
организацию, осуществляющую образовательную деятельность в рамках основной
образовательной программы начального общего образования и далее в рамках основной
образовательной программы основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в
высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические
14

различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов
имеют много общего.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент
поступления детей в школу (при переходе из дошкольного уровня на уровень начального
общего образования) и в период перехода обучающихся на уровень основного общего
образования.
Исследования готовности детей к обучению в школе к начальному общему
образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное
образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая
готовность
определяется
состоянием
здоровья,
уровнем
морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных
навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной
работоспособности.
Психологическая готовность к школе - сложная системная характеристика
психического развития ребёнка 6-7 лет, которая предполагает сформированность
психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой
социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им учебной
деятельности под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному
осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм
кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и
одноклассниками.
Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная
готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.
Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную
готовность, сформированность Я­концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.
Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов
(стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив
социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения
этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста
желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной
активности.
Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с
доминированием учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность
выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками
в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная
готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и
трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Я­концепции и
самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей,
умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к
нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств,
самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком
социальных норм проявления чувств и в способности регулировать своё поведение на
основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования.
Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является
сформированность высших чувств - нравственных переживаний, интеллектуальных
чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением
личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции
школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и
роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.
15

Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и
сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения. Интеллектуальная
готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении
мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности
явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность
действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений.
Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической,
грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной,
обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных
форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребёнка в
отношении речевой действительности и выделение слова как её единицы. Восприятие
характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы
общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий,
основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают
черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.
Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает
целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и
поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов,
целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для её
достижения.
Произвольность выступает, как умение строить своё поведение и деятельность в
соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование,
контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального
общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов
деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования,
восприятия сказки.
Не меньшее значение имеет проблема психологической подготовки обучающихся к
переходу на уровень основного общего образования с учётом возможного возникновения
определённых трудностей такого перехода - ухудшение успеваемости и дисциплины, рост
негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности,
нарушения поведения, которые обусловлены:
 необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и
содержания обучения (предметная система, разные преподаватели);
 совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки,
со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность
общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
 недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной
деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного
развития и главным образом с уровнем сформированности структурных
компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка)
Описание преемственности
программы формирования универсальных учебных действий при переходе
обучающихся с ЗПР от дошкольного к начальному общему образованию
Проблема организации преемственности
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все уровни
существующей образовательной сферы, а именно: переходы из дошкольной
образовательной организации в организацию, осуществляющую образовательную
16

деятельность, реализующую основную общеобразовательную программу начального
общего образования и далее основную образовательную программу основного общего и
среднего (полного) общего образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При
этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися,
переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.
Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием
задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий как
коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках – в момент
поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на уровень получения
начального общего образования) и в период перехода обучающихся на следующий
уровень обучения для получения основного общего образования.
Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях
перехода обучающихся на следующий уровень образовательной сферы, имеет следующие
причины:
•
Недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания
обучения, которое при переходе на уровень для получения основного общего
образования, а затем полного общего образования приводит к падению успеваемости и
росту психологических трудностей, обучающихся;
•
Обучение на предшествующем уровне часто не обеспечивает достаточной
готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более
сложного уровня.
Подходы к решению проблемы организации преемственности
Исследования готовности детей к обучению в школе от дошкольного к получению
начального общего образования показали, что обучение должно рассматриваться как
комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую
готовность.
Физическая
готовность
определяется
состоянием
здоровья,
уровнем
морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных
навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной
работоспособности.
Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную,
интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной
готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная
мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является
одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе.
Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к
концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой – развитие
любознательности и умственной активности.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению для получения
начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских
видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности,
конструирования, восприятия сказки и пр.

17

План
действий по обеспечению преемственности
дошкольного и начального общего образования
Сроки
Май –
август

Сентябрь

Вид деятельности
Выявление степени готовности
детей к школе по медицинским
и психофизиологическим
критериям
Организация работы по
преемственности детского сада
и школы.
Обсуждение и
утверждения плана работы на
год

Сентябрь

Исходный уровень ЗУН
первоклассников

Сентябрь –
октябрь
Октябрь –
ноябрь

Диагностика адаптации
обучающихся 1-х классов
Тематическая проверка
«Организация адаптационного
периода в 1-х классах»

Октябрь –
ноябрь

День открытых дверей для
педагогических работников
ДОУ и родительской
общественности

Ноябрь

Цель
Оздоровление
дошкольников и
коррекция развития
дошкольников
Координирование цели,
задач, содержания,
методов, средств и форм
организация
образовательных
процессов
детского сада и
школы
Выявление
уровня
готовности детей к
обучению к школе

Ответственные
Талицкая ЦРБ

Адаптация
обучающихся 1-х классов
Создание условий для
успешной адаптации к
условиям обучения в
начальной школе, учет
индивидуальных
особенностей и
личностных качеств в
процессе адаптации

Педагогпсихолог
Учителя 1-х
классов,
зам. директора
по УВР

Преемственность в
содержании,
методике обучения

Зам. директора
по ВР

Учителя 1-х
классов,
зам. директора
по УР

Зам. директора
по УВР

Тематические выставки «Что Ознакомление родителей с Зам. директора
должен знать и уметь
основными задачами и
по ВР
первоклассник», «Поступление
трудностями
в школу – важное событие в
первичной адаптации,
жизни детей»
тактикой общения и
помощи детям, с

18

Февраль

Экскурсия для дошкольников в
школу

Март

Собрание для родителей
будущих первоклассников

В течение
учебного
года

Консультационный пункт для
родителей, будущих
первоклассников «Что такое
психологическая готовность к
школе», «Игры, которые
помогают подготовить детей к
школе», «Развиваем речь
ребенка»
Диагностика психической
готовности детей
подготовленной группы к
школе /познавательная сфера,
школьная мотивация/
Классные родительские
собрания «Первый раз в
первый класс!»

Апрель

Май

требованиями
учителей к уровню
подготовленности
выпускников
детского сада к
обучению в школе
Знакомство с МКОУ
«Талицкая СОШ
№ 4»
Информирование
родителей о правилах
приема в ОО,
знакомство с МКОУ
«Талицкая СОШ
№ 4»
Помощь родителям в
решении
педагогических
проблем

Зам. директора по
УВР
Зам. директора по
УВР

Зам. директора по
ВР

Выявление уровня
полученных знаний,
готовности детей к
адаптации в школе

Зам. директора по
ВР

Информирование
родителей об
организации
образовательной
деятельности
МКОУ
«Талицкая СОШ
№ 4»

Учителя 1-х
классов,
зам. директора по
УВР

Для дошкольного образования личностной готовностью будет являться
сформированность внутренней позиции школьника, как готовности ребенка принять
новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей развитие высокой учебнопознавательной мотивации.
Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Умение сохранять заданную цель;

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Умение контролировать свою деятельность по результату;

Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Для дошкольного образования показателями сформированности познавательных
УУД являются:

Умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
19


Операция установления взаимно-однозначного соответствия;

Умение устанавливать аналогии на предметном материале;

Операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном
материале;

Переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации
собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек
зрения на объект).
В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в
школе) предпосылок входят следующие компоненты (коммуникативные УУД):
•
Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
•
Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
•
Приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное)
отношение к процессу сотрудничества;
•
Ориентация на партнера по общению;
•
Умение слушать собеседника;
•
К моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для
партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
•
Умеет задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от
партнера по деятельности;
•
В достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.
Значение УУД для обеспечения готовности ребенка к переходу от дошкольного
уровня образования к уровню начального общего образования.
УУД
Личностные
действия
–
самоопределение,
смыслообразование
Коммуникативные
действия

Познавательные
знаковосимволические
действия

Значение для обучения в первом
классе
ВПШ (внутренняя позиция Адекватная
мотивация
учебной
школьника)
деятельности
Результаты развития УУД

Коммуникация
как
обобщение и кооперация.
Развитие
планирующей
регулирующей
функции
речи.
Дифференциация
планов
символ/знак и означаемого.
Различие символов/знаков и
замещаемой
предметной
действительности

Развитие учебного сотрудничества с
учителем и сверстником. Условие
осознания содержания своих действий
и усвоения учебного содержания.
Предпосылка и условие успешности
овладения чтением (грамотой) и
письмом.
Условие
усвоения
математики,
родного языка, формирования умения
решать
математические,
лингвистические и другие задачи.
Понимание условных изображений в
любых учебных предметах

20

Регулятивные
действия
- выделение
сохранение
цели,
заданной в виде
образца-продукта
действия,
ориентация
на
образец
и
правило выполнения
действия,
- контроль и
коррекция,
- оценка

Произвольность регуляции
поведения и деятельности: в
форме
построения
предметного действия в
соответствии с заданным
образцом и правилом.

Организация и выполнение учебной
деятельности в сотрудничестве с
учителем.
Направленность
на
овладение эталонами обобщенных
способов научных понятий (русский
язык, математика) и предметной,
продуктивной
деятельности
(технология, ИЗО)

Описание преемственности
программы формирования универсальных учебных действий при переходе
обучающихся с ЗПР от начального к среднему общему образованию
Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей с ЗПР при
переходе обучающихся на следующий уровень общего образования. Трудности такого
периода – ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению,
возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения – обусловлены
следующими причинами:
•
необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и
содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т.д.);
•
совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки,
со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения
со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
•
недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной
деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и
главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной
деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка). Все эти компоненты
присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий.
•
основанием преемственности разных уровней образовательной системы может
стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования –
формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы
универсальных учебных действий.

21

План
совместных мероприятий учителей начальных классов
с учителями-предметниками по решению проблемы преемственности
№
п/п
1

2

2

3

4

5

6

7

8

9

Задачи

Мероприятия

Выявить уровень
Входные контрольные
подготовленности
работы
пятиклассников к обучению в
средней школе
Выработка единых
Совместные заседания
требований и критериев
ШМО
классно-обобщающего
контроля за знаниями
обучающихся начальной
школы
Изучение подготовленности
Контрольные работы
обучающихся 4-х классов к
обучению в среднем звене
Организовать обмен опытом
Открытые уроки
по проблеме «Методы
обучения детей младшего
школьного возраста»
Подвести итоги обучения
Контрольные работы
обучающихся 5-х классов в 1
триместре
Проанализировать
МС
результаты обучения
пятиклассников в 1
триместре
Теоретическая подготовка
ШМО
учителей к решению
проблемы формирования
УУД
Практическая подготовка
учителей к решению
проблемы формирования
УУД
Изучение личности
выпускника начальных
классов
Организация занятий
психологического развития
для обучающихся 4-х
классов

Сроки

Ответственные

Сентябрь

Учителя

Октябрь

Руководители
ШМО, зам.
директора по ВР

Апрель

Зам. директора
по УР

Октябрь апрель

Зам. директора
по УР

Четвертая
неделя
ноября
Декабрь

Учителя
Зам. директора
по УВР

В течение
года

Руководители
ШМО

Открытые уроки

В течение
года

Руководители
ШМО

Тестирование,
индивидуальная
работа
Занятия

Апрель

Педагогпсихолог

В течение
года

Педагогпсихолог

22

10

Организация посещения
уроков в 4-х классах
учителями-предметниками.
Родительские собрания в 4-х
классах с приглашением
будущих учителей.

Организация проверки ЗУН в
4-х классах в соответствии с
ФГОС
передачу
12 Организовать
документации по классу
11

13

Проконтролировать
состояние учебной
деятельности в 5-х классах на
предмет его преемственности
с начальной школой

Посещение уроков.
Проведение собраний.

II
полугодие

Администрация,
учителя
начальных
классов, учителя
будущих
пятиклассников

Контрольные работы

Май

Зам. директора
по УВР

Передача
документации

Май-июнь

Посещение уроков,
проведение
контрольных работ

Сентябрь
октябрь

Классные
руководители
(начальной
школы и
будущих 5-х
классов)
Зам. директора
по УВР

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся при
получении начального общего образования должна быть определена на этапе завершения
обучения в начальной школе.
Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий
Система оценки в сфере УУД включает в себя следующие принципы и
характеристики:

систематичность сбора и анализа информации;

совокупность показателей и индикаторов оценивания должна учитывать интересы
всех участников образовательной деятельности, то есть быть информативной для
управленцев, педагогов, родителей, учащихся;

доступность и прозрачность данных о результатах оценивания для всех участников
образовательной деятельности.
В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД
учитываются следующие этапы освоения УУД:

универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить
лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не
контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания
и воспроизведения);

учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом (требуются
разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может
выполнять действия по уже усвоенному алгоритму);

неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении
условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
23


адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником
несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами её решения и
правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);

самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых
учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее
усвоенных способов действия);

обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов.
Система оценки универсальных учебных действий:
- уровневая (определяются уровни владения универсальными учебными действиями);
- позиционная - не только учителя производят оценивание, оценка формируется на основе
рефлексивных отчетов разных участников образовательной деятельности: родителей,
представителей общественности, принимающей участие в отдельном проекте или виде
социальной практики, сверстников, самого обучающегося - в результате появляется карта
самооценивания и позиционного внешнего оценивания.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».