Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4"
(МКОУ «Талицкая СОШ № 4»)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2025 – 2026 учебный год
г.Талица, 2025г.
Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) задержкой психического
здоровья (ЗПР) вариант 7.2 является нормативным документом МКОУ
«Талицкая СОШ № 4» и составлен в соответствии с нормативными
документами:
1) Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от
28.02.2025 года;
2) Приказом Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 “Об
утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования”;
3) Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области" с изменениями от 25.09.2017;
4) Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от
04.03.2025 г.)
5) Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении
СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологическими
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6) Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
7) Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
8) Приказом Минпросвещения РФ от 8 ноября 2022 г. N 955 «О внесении
изменений в некоторые приказы министерства образования и науки
российской федерации и министерства просвещения российской
федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
9) Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023
“Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья".
10)
Приказом Минпросвещения РФ от 17.07.2024 N 495 «О внесении
изменений в некоторые приказы министерства просвещения российской
федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных
программ».
11)
Адаптированной основной общеобразовательной программой
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) с задержкой психического развития
(вариант 7.2) МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
Учебный план является частью образовательной программы и фиксирует
общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год начинается 01.09.2025 года и заканчивается 26.05.2026 года.
Продолжительность учебного года в 1-2 классе - 33 учебные недели во 3-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья, обучающихся с ЗПР.
Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и
втором годах обучения - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в
течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При
определении продолжительности занятий на первом и втором годах
обучения
используется «ступенчатый» режим обучения: в первом
полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе- мае - по 4 урока
по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 часа, в 4 классах - 2 часа.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой
социальных
отношений
и
социальное
развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а
также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом
году обучения эта часть отсутствует.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации.
Выбор
направлений
внеурочной
деятельности
определяется
образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными), направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может
осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно- развивающие курсы могут
проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на
внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно- эпидемиологических
требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП НОО определяет образовательная организация.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и
несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с
ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться
с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).
Учебный план обеспечивает, а также возможность их изучения, и
устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам
(годам) обучения.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья с ЗПР составляют 5 лет.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья, обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
В учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно- развивающая область. Содержание учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное
восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно- развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов
«Русский язык», «Литературное чтение» может корректироваться в рамках
предметной области «Русский язык и литературное чтение» с учётом
психофизических особенностей, обучающихся с ЗПР.
В предметную область «Русский язык и литературное чтение»
введен учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения,
которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные
представления о роли и значимости иностранного языка в жизни
современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР
приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства
межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и
культуры других народов, осознают личностный смысл овладения
иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык»
начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При
проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс делится на две
группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию
недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации
движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю
указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно- образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16.
Санитарно-эпидемиологических требований).
Характеристика общих целей обучения по каждой предметной
области и учебному предмету
«Русский язык и литературное чтение». Предметная область
включает два учебных предмета: Русский язык и Литературное чтение.
Изучение русского языка в первом классе начинается после периода
обучения грамоте. На изучение русского языка в начальной школе
выделяется по 5 часов в неделю в 1 доп., 1-2 классах, по 4 часа в неделю в 3 и
4 классах. Изучение курса направлено на формирование первоначальных
представлений о русском языке как государственном языке Российской
Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и
за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе (4
часа в неделю в 1 доп., 1- 3 классах, 3 часа в неделю в 4 классе)
ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой
деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо,
различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических
чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Предметная область иностранный язык включает один учебный
предмет иностранный язык. Иностранный язык (английский) в начальной
школе изучается с 3 класса (по 1 часу в неделю в каждом классе). Данный
предмет способствует формированию дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы, формирование начальных
навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного
языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Математика и информатика.
Предметная область реализуется предметом «Математика». На изучение
этого курса выделено 4 часа в неделю. Курс направлен на развитие
математической речи, логического и алгоритмического мышления,
воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной
грамотности.
Обществознание и естествознание («окружающий мир»).
Предметная область реализуется с помощью учебного предмета
«Окружающий мир» (по 2 часа в неделю в каждом классе). Его изучение
направлено на формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей
страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической
культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
«Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю в
4 классе). Предметная область направлена на формирование у младшего
школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Искусство.
Предметная
область
включает
два
предмета:
Изобразительное искусство и Музыка. На каждый предмет выделено по 1
часу в неделю для каждого класса. Курс направлен на развитие способностей
к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Труд. Предметная область представлена учебным предметом «Труд
(технология)». Учебный предмет направлен на формирование опыта как
основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической
деятельности для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении других учебных
предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности. На изучение данного предмета в 1 доп., 1 4 классах отводится по 1 часу в неделю.
Физическая культура. Предметная область реализуется предметом
«Физическая культура (Адаптивная физическая культура)». Занятия по
физической культуре (3 часа в неделю в каждом классе) направлены на
укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования,
обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их
родителей (законных представителей), педагогического коллектива
образовательной организации
В
часть,
формируемую
участниками
образовательных
отношений, входит программа «Истоки» по 1 часу в неделю во 2 и 3
классах, «Труд (технология)» по 1 часу в неделю в 4 классе.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с
календарным учебным графиком образовательного учреждения по предметам
Учебного плана с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ, и в соответствии с
Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и
осуществления текущего контроля их успеваемости.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное
установление
фактического
уровня
освоения
образовательной программы и достижения результатов освоения
образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить
пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать
индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной
деятельности,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения
образовательной программы
Промежуточная аттестация в ОО проводится на основе принципов
объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися
образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых
учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы
получения образования, формы обучения, факта пользования платными
дополнительными образовательными услугами и иных подобных
обстоятельств.
Промежуточная аттестация проводится со второго класса.
Промежуточная
аттестация
подразделяется
на
четвертную
(полугодовую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому
учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти
(полугодию), а также готовую промежуточную аттестацию, которая
проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по
итогам учебного года.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов
четвертных (полугодовых) промежуточных аттестаций, и представляет собой
результат четвертной (полугодовой) аттестации в случае, если учебный
предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной
четверти (полугода), либо среднее арифметическое результатов четвертных
(полугодовых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина,
модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (полугода).
Округление результата проводится в соответствии с правилами
математического округления.
Периодичность и формы промежуточной аттестации:
письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или
систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся:
- контрольные работы;
- всероссийские проверочные работы;
Устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему
вопросов в форме беседы, собеседования и другое;
Периодичность проведения промежуточной аттестации определена
рабочей программой.
Иные формы промежуточной аттестации:
- административные контрольные работы (стандартизированные
письменные и устные работы);
Административные контрольные работы (стандартизированные
письменные и устные работы) проводятся, как правило, по окончании второй
четверти или учебного года и включают проверку сформированности
предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет
собой оценку достижения обучающимися результатов по отдельным
предметам.
График оценочных процедур утверждается ежегодно в начале учебного
года.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как
правило, по пятибалльной системе.
В первом классе обучение проводится без балльного оценивания
знаний обучающихся и домашних заданий. В течение первого полугодия
первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые
контрольные работы проводятся в конце учебного года; в день можно
провести не более одной контрольной работы.
При пропуске учащимся по уважительной причине (болезнь или иные
обстоятельства), подтвержденные документально более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины,
модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной
аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется
ОО с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании
заявления учащегося (его родителей, законных представителей).
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации
учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том
числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и
по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические
работники в рамках работы в родителями (законными представителями)
учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной
аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители)
имеют право на получение информации об итогах промежуточной
аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из
соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному
руководителю.
Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации
могут быть установлены ОО для следующих категорий, учащихся по
заявлению учащихся (их законных представителей):
- выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады
школьников, на российские или международные спортивные соревнования,
конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные
мероприятия;
- отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
- для иных учащихся по решению педагогического совета.
Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану,
сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
индивидуальным учебным планом.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на педагогическом
совете ОО.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией.
Учебный план начального общего образования для детей с ЗПР
(вариант 7.2.) (недельный)
Предметные области
Количество часов в год
Всего
1 1доп. 2
3
4
Классы
Учебные
предметы
Русский язык
5
5
5
4
4
23
Русский язык и
литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Литературное
чтение
Иностранный язык
1
1
2
Иностранный
язык
(английский)
Математика
4
4
4
4
4
20
Математика и
информатика
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Обществознание и
естествознание
—
—
—
—
1
1
Основы религиозных Основы
культур и светской
религиозных
этики
культур и светской
этики
Музыка
1
1
1
1
1
5
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
1
5
искусство
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура Физическая
3
3
3
3
3
15
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
Итого обязательная часть
21
21
21
21
21
105
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Истоки
-
-
2
2
-
-
2
2
Труд (технология)
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Внеурочная
деятельность
Разговоры о важном
2
6
4
2
21
21
23
23
23
2
111
7
1
6
1
7
1
8
1
10
1
38
5
Спортлидер
Функциональная грамотность
Тропинка в профессию (профориентация)
Хоровое пение
Волшебная кисточка
Добровольцы
Орлята
Юнармия
Казачья дружина
Первая экология
Основы моделирования и
материаловедение
Школьный театр
Индивидуальные и групповые занятия по
программам коррекционной работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
27
30
31
33
2
5
5
3
2
1
3
1
1
2
2
1
5
149
Учебный план начального общего образования для детей с ЗПР
(вариант 7.2.) (годовой)
Предметные области
Количество часов в год
Всего
1 1доп. 2
3
4
Классы
Учебные
предметы
Русский язык
165 165 165 136 136
767
Русский язык и
литературное чтение
132 132 132 136 102
634
Литературное
чтение
Иностранный язык
34
34
68
Иностранный
язык
(английский)
Математика
132 132 132 136 136
668
Математика и
информатика
Окружающий мир
66
66
66
68
68
334
Обществознание и
естествознание
—
—
—
—
34
34
Основы религиозных Основы
культур и светской
религиозных
этики
культур и светской
этики
Музыка
33
33
33
34
34
167
Искусство
33
33
33
34
34
167
Изобразительное
искусство
33
33
33
34
34
167
Технология
Труд (технология)
Физическая культура Физическая
99
99
99 102 102
501
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
Итого обязательная часть
693 693 693 714 714 3507
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Истоки
-
-
66
68
-
-
66
68
Труд (технология)
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Внеурочная
деятельность
Разговоры о важном
Спортлидер
68
202
134
68
693
693
759
782
782
68
3709
231
33
198
33
231
33
272
34
34
340
34
34
1272
167
68
Функциональная грамотность
Тропинка в профессию (профориентация)
Хоровое пение
Волшебная кисточка
Добровольцы
Орлята
Юнармия
Казачья дружина
Первая экология
Основы моделирования и
материаловедение
Школьный театр
Индивидуальные и групповые занятия по
программам коррекционной работы
33
33
33
33
33
33
33
33
33
33
33
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
33
33
33
33
33
33
34
34
34
34
167
167
101
68
34
99
34
34
66
67
34
167