Приложение 16 Программа базовых учебных действий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»

Программа
формирования базовых учебных действий
обучающихся с умственной отсталостью

2025 год

Программа
формирования
базовых
учебных
действий
обучающихся с умственной отсталостью (далее - программа формирования
БУД) реализуется в процессе всего периода обучения, в процессе учебной и
внеурочной деятельности и конкретизирует требования Стандарта к
личностным и предметным результатам освоения АООП.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет
реализовывать
коррекционно-развивающий
потенциал
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
БУД обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося с
умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной,
регулятивной, коммуникативной, личностной.
41.1. Цель реализации программы формирования БУД состоит в
формировании основ учебной деятельности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые
обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и
овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы:
1)
Формирование
мотивационного
компонента
учебной
деятельности.
2)
Овладение
комплексом
базовых
учебных
действий,
составляющих операционный компонент учебной деятельности.
3)
Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагогического работника.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач
необходимо:
определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая
психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности
обучающихся;
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых
учебных
действий
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения
обучения образовательной организации.
41.2. Функции, состав и характеристика БУД обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В качестве БУД рассматриваются операционные, мотивационные,
целевые и оценочные. Функции БУД:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области; реализация преемственности обучения на всех ступенях
образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.
41.3. С
учетом
возрастных
особенностей
обучающихся
с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать
на различных этапах обучения.
41.3.1.
БУД, формируемые у младших обучающихся I - IV и
дополнительный классы, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало
школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося
как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для
него уровне.
41.3.1.1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность
обучающегося к принятию новой роли "ученика", понимание им на
доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на
основе интереса к его содержанию и организации.
Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением
образовательной организации, обучением, занятиями, осознание себя в роли
члена семьи, одноклассника, друга, способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей, положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию, целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей,
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей, понимание личной ответственности за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе, готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе.
41.3.1.2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают
способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в
процессе обучения.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель-ученик",
"ученик-ученик", "ученик-класс", "учитель-класс");
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
41.3.1.3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную

работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются
условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты); выполнять учебный план, посещать
предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять
самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные
педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия других обучающихся;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
41.3.1.4. Познавательные
учебные
действия
представлены
комплексом начальных логических операций, которые необходимы для
усвоения и использования знаний и умений в различных условиях,
составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления
обучающихся.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать;
писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
Умение использовать все группы действий в различных
образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
41.3.2.
Базовые
учебные
действия,
формируемые
у
обучающихся V-IX классов.
41.3.2.1. Личностные учебные действия представлены следующими
умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами
и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам
их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную

деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
41.3.2.2. Коммуникативные учебные действия включают: вступать и
поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные
источники
и
средства
получения
информации
для
решения
коммуникативных и познавательных задач.
41.3.2.3. Регулятивные учебные действия представлены умениями:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций
для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к
осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
41.3.2.4. Познавательные
учебные
действия
представлены
умениями: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию,
использовать
усвоенные
логические
операции
(сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале,
основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
41.3.3.
БУД, формируемые у обучающихся Х-ХII классов.
41.3.3.1. К личностным БУД, формируемым на этом третьем этапе
школьного обучения, относятся умения:
осознание себя как гражданина Российской Федерации, имеющего
определенные права и обязанности, соотнесение собственных поступков и
поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
определение нравственного аспекта в собственном поведении и
поведении других людей, ориентировка в социальных ролях; осознанное
отношение к выбору профессии.
41.3.3.2. К коммуникативным БУД относятся следующие умения:
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; участвовать в коллективном обсуждении
проблем, излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание) в коммуникативных ситуациях
с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-

незнакомый);
использовать некоторые доступные информационные средства и
способы решения коммуникативных задач;
выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять
поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта, с
определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть диалогической и основами монологической форм речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации.
41.3.3.3. К регулятивным БУД, обеспечивающим обучающимся
организацию учебной деятельности, относятся:
постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной,
трудовой, бытовой); определение достаточного круга действий и их
последовательности для достижения
поставленных задач;
осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и
способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном;
осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; адекватная
оценка собственного поведения и поведения окружающих.
41.3.3.4. К познавательным БУД относятся следующие умения:
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
извлекать под руководством педагогического работника необходимую
информацию из различных источников для решения различных видов задач;
использовать усвоенные способы решения учебных и практических
задач в зависимости от конкретных условий;
использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать
простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
41.4. Связи БУД с содержанием учебных предметов.
В программе БУД достаточным является отражение их связи с
содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц. В связи с различиями
в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных
ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи.
При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той
или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать
и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют
формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп
БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и
позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении
работы. Для оценки сформированности каждого действия можно
использовать, например, следующую систему оценки:

0
баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1
балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной
ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию
педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2
балла - преимущественно выполняет действие по указанию
педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3
балла - способен самостоятельно выполнять действие в
определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию педагогического работника;
4
балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического
работника;
5
баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная
система
оценки
позволяет
объективно
оценить
промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении
конкретными
учебными
действиями,
получить
общую
картину
сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего
времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация
самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
Связь базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов
в 1-4 классы
Образовательная
область.
Предметы.
Класс.
Язык и речевая
практика
(русский язык,
чтение, речевая
практика - 4кл.)

Личностные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

Познавательные
учебные действия

-осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением,
занятиями, как члена
семьи,
одноклассника,
друга;
- способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных

-вступать в контакт
и работать в
коллективе
(учитель–ученик,
ученик–ученик,
ученик–класс,
учитель - класс);
-использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем;
-договариваться и
изменять свое
поведение с учетом
поведения других
участников спорной
ситуации

-входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком;
- ориентироваться в
пространстве
класса;
-пользоваться
учебной мебелью;
-адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и выходить
из-за парты и т.д.);
-работать с
учебными
принадлежностями

- выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
-устанавливать
видо-родовые
отношения
предметов;
-делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале;
-пользоваться
знаками,
символами,

ролей;
-положительное

отношение к
окружающей
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с
ней и
эстетическому ее
восприятию;
− целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природной и
социальной
частей;
− самостоятель
ность в
выполнении
учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
− понимание
личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений о
этических нормах
и правилах
поведения в
современном
обществе;
- готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и
обществе.
Математика
(математика –
4кл.)

-осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением,
занятиями, как члена
семьи,
одноклассника,
друга.
-самостоятельность
в выполнении
учебных заданий,
поручений,
договорённостей

-вступать в контакт
и работать в
коллективе (учитель
–ученик, ученик –
ученик, ученик –
класс, учителькласс).
-использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.
-обращаться за

и организовывать
рабочее место;
-принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе;
-активно
участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и действия
одноклассников;
-соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
-принимать оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность с
учетом выявленных
недочетов.

предметами –
заместителями;
-читать;
-писать;
-наблюдать;
работать с
информацией
(понимать
изображение, текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на
бумажных,
электронных и
других носителях).

-активно
участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и действия
одноклассников соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
-принимать оценку
деятельности,

-выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов. устанавливать
видо-родовые
отношения
предметов.
-делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,

Естествознание
(Мир природы и
человека – 4кл.)

-целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природной и
социальной частей.
- готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и обществе.

помощью и
принимать помощь.
- слушать и
понимать
инструкцию к
учебному заданию в
разных видах
деятельности и
быту

оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность с
учетом выявленных
недочётов.

-вступать в контакт
и работать в
коллективе (учитель
–ученик, ученик –
ученик, ученик –
класс, учителькласс).
-использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.
-доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать
с людьми.

-входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком.
-ориентироваться в
пространстве класса
(зала, учебного
помещения).
-пользоваться
учебной мебелью.
- адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и выходить
из-за парты и т.д.).
- работать с
учебными
принадлежностям
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать
рабочее место.
- принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному

классифицировать
на наглядном
материале.
-пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями.
-выполнять
арифметически е
действия.
-наблюдать;
работать с
информацией
(понимать
изображение, текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на
бумажных и
электронных и
других носителях).
-выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов.
- устанавливать
видо-родовые
отношения
предметов.
- делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале.
- читать.

Физическая
культура
(Физическая
культура (АФК) –
4кл.)

-положительное
отношение к
окружающей
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с
ней и эстетическому
ее восприятию.
-понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений о
этических нормах и
правилах поведения
в современном
обществе.

плану и работать в
общем темпе.
- передвигаться по
школе, находить
свой класс, другие
необходимые
помещения.
-соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность с
учетом выявленных
недочётов.
-вступать в контакт - входить и
и работать в
выходить из
коллективе (учитель учебного
–ученик, ученик –
помещения со
ученик, ученик –
звонком.
класс, учитель- ориентироваться в
класс).
пространстве класса
-использовать
(зала, учебного
принятые ритуалы
помещения).
социального
- пользоваться
взаимодействия с
учебной мебелью.
одноклассниками и - адекватно
учителем.
использовать
- слушать и
ритуалы школьного
понимать
поведения
инструкцию к
(поднимать руку,
учебному заданию в вставать и выходить
разных видах
из-за парты и т.д.).
деятельности и
- принимать цели и
быту.
произвольно
- сотрудничать со
включаться в
взрослыми и
деятельность,
сверстниками в
следовать
разных социальных предложенному
ситуациях.
плану и работать в
- доброжелательно общем темпе.
относиться,
- активно
сопереживать,
участвовать в
конструктивно
деятельности,
взаимодействовать
контролировать и
с людьми.
оценивать свои
- договариваться и
действия и действия
изменять свое
одноклассников.
поведение с учетом
-соотносить свои
поведения других
действия и их
участников спорной результаты с

ситуации.

Искусство
(Музыка.
Рисование- 4кл.)

-Положительное
отношение к
окружающей
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с
ней и эстетическому
её восприятию.

-Использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.
-Обращаться за
помощью и
принимать помощь.
- Слушать и
понимать
инструкцию к
учебному заданию в
разных видах
деятельности и
быту.
-Сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях.
-Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
Конструктивно
взаимодействовать
с людьми

заданными
образцами,
принимать оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность с
учетом выявленных
недочётов.
- работать с
учебными
принадлежностям и
(инструментами,
спортивным
инвентарем) и
организовывать
рабочее место.
-Входить и
выходить из
учебного
помещения со
звонком.
-Ориентироваться в
пространстве класса
(зала, учебного
помещения).
-Пользоваться
учебной мебелью.
-Адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и выходить
из-за парты, и тд.).
-Работать с
учебными
принадлежностям и
(инструментами) и
организовывать
свое рабочее место.
-Принимать цели и
произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и работать в
общем темпе.
-Активно
участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои
действия и действия

-Выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов.
-Делать
простейшие
обобщения,
сравнивать и
классифицировать
на наглядном
материале.
-Пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями.
-Наблюдать;
работать с
информацией
(понимать
изображение, текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на
бумажных,
электронных и
других носителях).

Технология
(Ручной труд –
4кл.)

-осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением,
занятиями, как члена
семьи,
одноклассника,
друга;
- способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
- принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных ролей;
-положительное
отношение к
окружающей
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с
ней и эстетическому
ее восприятию;
-самостоятельность
в выполнении
учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
-понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений об
этических нормах и
правилах поведения
в современном
обществе;
- готовность к

одноклассников.
-Соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать оценку
деятельности,
оценивать её с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность с
учетом выявленных
недочетов.
-вступать в контакт -входить и
и работать в
выходить из
коллективе (учитель учебного
- ученик, ученик –
помещения со
ученик, ученик –
звонком;
класс, учитель-ориентироваться в
класс);
пространстве класса
-использовать
(зала, учебного
принятые ритуалы
помещения);
социального
-пользоваться
взаимодействия с
учебной мебелью;
одноклассниками и
-адекватно
учителем;
использовать
-обращаться за
ритуалы школьного
помощью и
поведения
принимать помощь; (поднимать руку,
-слушать и
вставать и выходить
понимать
из-за парты и т. д.);
инструкцию к
-работать с
учебному заданию в учебными
разных видах
принадлежностям и
деятельности и
(инструментами,
быту;
спортивным
-сотрудничать с
инвентарем) и
взрослыми и
организовывать
сверстниками в
рабочее место;
разных социальных
-передвигаться по
ситуациях;
школе, находить
-доброжелательно
свой класс, другие
относиться,
необходимые
сопереживать
помещения;
конструктивно
-принимать цели и
взаимодействовать
произвольно
с людьми;
включаться в
договариваться и
деятельность,
изменять свое
следовать
поведение с учетом предложенному
поведения других
плану и работать в
участников спорной общем темпе;
ситуации
-активно
участвовать в
деятельности,

-выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
-устанавливать
видо-родовые
отношения
предметов;
-делать простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале;
-пользоваться
знаками,
символами,
предметами
заместителями;
-читать; писать;
выполнять
арифметически е
действия;
наблюдать;
-работать с
информацией
(понимать
изображение, текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на
бумажных и
электронных и
других носителях).

безопасному и
бережному
поведению в
природе и обществе

контролировать и
оценивать свои
действия и действия
одноклассников;
-соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами;
-принимать оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою деятельность с
учетом выявленных
недочетов.

Связь базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов
5-9 классы
Образовательная
область.
Предметы.
Класс.

Личностные
учебные действия

Коммуникативны
е учебные
действия

Регулятивные
учебные действия

Познавательные
учебные
действия

Язык и речевая
практика
(Русский язык,
чтение – 9 кл.

-Осознанно
выполнять
обязанности
ученика, члена
школьного
коллектива,
пользоваться
соответствующими
правилами.
- Гордиться
школьными
успехами и
достижениями как
собственными, так
и своих товарищей.
- Адекватно и
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы,
музыки, живописи
и др.
- Уважительно и
бережно относиться
к людям труда и
результатам их
деятельности.
- Активно
включаться в
общественно-

-Вступать и
поддерживать
коммуникацию в
разныхситуациях
социального
взаимодействия
(учебных, бытовых,
трудовых и др.). Слушать
собеседника,
вступать в диалог и
поддерживать его,
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою точку зрения,
аргументировать
свою позицию.
- Дифференцирован
но использовать
разные виды
речевых
высказываний
(вопросы, ответы,
повествование,
отрицание и др.) в
коммуникативных

-Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических задач
осуществлять
коллективный поиск
средств их
осуществления.
- Осознанно
действовать на
основе разных видов
инструкций для
решения
практических и
учебных задач.
- Осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
- Осуществлять
самооценку и
самоконтроль в
деятельности.
- Адекватно

-Дифференцированно воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию.
-Использовать
логические
действия
(сравнение, анализ,
синтез, обобщение,
установление
причинноследственных
связей,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей)
на наглядном,
доступном
вербальном
материале, основе
практической
деятельности в
соответствии с
индивидуальными
возможностями
обучающихся.

Математика
(Математика – 9
кл.)

полезную,
социальную
деятельность.
- Осознанно
относиться к
выбору профессии.
- Бережно
относиться к
культурноисторическому
наследию родного
края и страны.
- Понимать личную
ответственность за
свои поступки на
основе
представлений об
этических нормах и
правилах поведения
в современном
обществе.
– Соблюдать
правила
безопасного и
бережного
отношения и
поведения в
природе и
обществе.
-Адекватная
мотивация к
учебной
деятельности.
-Стремление быть
более успешным в
учебной
деятельности.
-Ориентирование
на понимание
причин своих
успехов или
неуспехов.
-Осознавать смысл,
оценивать и
анализировать свои
поступки с точки
зрения усвоенных
моральных и
этических норм.
-Сравнивать
различные точки
зрения, считаться с
мнением другого
человека.
-Уважительное
отношение к людям
труда и результатам
их деятельности.

ситуациях с учётом
специфики
участников
(возраст,
социальный статус,
знакомыйнезнакомый и др).
- Использовать
разные виды
делового письма
для решения
жизненно значимых
задач.
- Использовать
разные источники и
средства получения
информации для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач, в том числе
информационных.

реагировать на
внешний контроль и
оценку. Корригировать в
соответствии с
внешней оценкой
свою деятельность.

-Развитие
адекватных
представлений о
собственных
возможностях, о
насущно
необходимом
обеспечении.
-Вступать в контакт
и работать в
коллективе
(учитель- ученик,
ученик-ученик,
ученик-класс,
учитель-класс).
-Использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем.
-Адекватно
воспринимать и
передавать
информацию.
-При помощи
педагога
формулировать и
аргументировать

-Осознанно
действовать на
основе разных
видов инструкций
для решения
практических и
учебных задач.
-Адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
-Осуществлять
самооценку и
самоконтроль в
деятельности,
адекватно
реагировать на
внешний контроль
и оценку,
коррекция своей
деятельности в
соответствии с ней.
-Быть способным к
волевому усилию

-Умение
производить
простейшие
обобщения. Анализ,
сравнение
характерных
признаков
математических
объектов (чисел,
числовых
выражений,
геометрических
фигур,
зависимостей).
-Умение
использовать
математические
знаки, символы,
графические
модели, таблицы,
диаграммы.
-Умение
использовать
математические
термины.
-Использование в
жизни и
деятельности
некоторые

-Осознание
необходимости и
важности выбора
трудовой
профессии.

свою точку зрения.
-Осуществлять
самоконтроль.
-Оказывать при
взаимодействии
посильную помощь.
-Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
коммуникативных
задач.
-Развитие
математически
правильной речи и
обогащение
математического
словаря.
-Оформлять
диалогическое
высказывание в
соответствии с
заданной темой.
Дифференцирован
но использовать
разные виды
речевых
высказываний
(вопросы, ответы,
отрицание,
информирование)
при изучении
программного
материала.
-Использовать
разные источники
средства получения
информации для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач, в том числе
информационные)
решения задач,
объяснение хода
решения,
сравнивать решения
при изменении
условия задачи.

при преодолении
учебных
трудностей.
-Адекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителя и
товарищей.

математические
знания.
-Знать различные
способы
вычислений.
-Прогнозировать
результаты
вычислений.
-Использовать
приемы проверки
правильности
результатов.
-Планирование
решения задач,
объяснение хода
решения,
сравнивать решения
при изменении
условия задачи.

Естествознание
Природоведение –
6 кл.
Естествознание,
География – 9кл.

- Адекватно
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы,
музыки, живописи
при изучении
объектов и явлений
природы. уважительно и
бережно относиться
к людям труда и
результатам их
деятельности.
- Активно
включаться в
общеполезную
социальную
деятельность по
охране природы и
окружающей среды.
- бережно
относиться к
природным
богатствам и к
культурноисторическому
наследию родного
края и страны.
- Понимать личную
ответственность за
свои поступки на
основе
представлений о
этических нормах и
правилах поведения
в природе и в
обществе.
- Соблюдать
правила
безопасного и
бережного
поведения в
природе и
обществе.

- Слушать
собеседника,
вступать в диалог и
поддерживать его,
признавать
возможность
существования
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою точку зрения,
аргументировать
свою позицию.
- Дифференцирован
но использовать
разные виды
речевых
высказываний
(вопросы, ответы,
повествование,
отрицание и др.) в
коммуникативных
ситуациях с учетом
специфики
участников
(возраст,
социальный статус,
знакомый
незнакомый и т.п.).
- Использовать
разные источники и
средства получения
информации для
решения
коммуникативных
и познавательных
задач, в том числе
информационные.

Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических задач,
осуществлять
коллективный поиск
средств их
осуществления. осознанно
действовать на
основе разных видов
инструкций для
решения
практических и
учебных задач.
- Осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
- Осуществлять
самооценку и
самоконтроль в
деятельности,
адекватно
реагировать на
внешний контроль и
оценку,
корректировать в
соответствии с ней
свою деятельность.

Дифференцированно воспринимать
окружающий мир,
его временнопространственную
организацию.
- Использовать
логические
действия
(сравнение, анализ,
синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных
связей) на
наглядном,
доступном
вербальном
материале, основе
практической
деятельности в
соответствии с
индивидуальными.
- Применять
начальные сведения
о сущности и
особенностях
объектов,
процессов и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.)
в соответствии с
содержанием
конкретного
учебного предмета
и для решения
познавательных и
практических задач.
- Использовать в
жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
доступные
существенные
связи и отношения
между объектами и
процессами.

Искусство
(Музыка,
Рисование – 5 кл.)

- Адекватно
эмоционально
откликаться на
произведения
литературы,
музыки, живописи
и др.

Физическая
культура
(Физическая
культура (АФК) –
9 кл.)

-гордиться
школьными
успехами и
достижениями как
собственными, так
и своих товарищей.

-Принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических задач,
осуществлять
коллективный поиск
средств и их
осуществления.
-Осознанно
действовать на
основе разных видов
инструкций для
решения
практических и
учебных задач.
-Осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих. Осуществлять
самооценку и
самоконтроль в
деятельности,
адекватно
реагировать на
внешний контроль и
оценку,
корректировать в
соответствии с ней
свою деятельность.
-принимать и
сохранять цели и
задачи решения
типовых учебных и
практических задач,
осуществлять
коллективный поиск
средств их
осуществления.
- осознанно
действовать на
основе разных видов
инструкций для
решения
практических и
учебных задач.
- осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать
собственное

-Дифференцированно воспринимать
окружающий мир,
его временно
пространственную
организацию.

-использовать
логические
действия
(сравнение, анализ,
синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных
связей) на
наглядном,
доступном
вербальном
материале, основе
практической
деятельности в
соответствии с
индивидуальными
возможностями.
-применять

поведение и
поведение
окружающих.
- самоконтроль в
деятельности,
адекватно
реагировать на
внешний контроль и
оценку,
корректировать в
соответствии с ней
свою деятельность.

Технология
(Профильный
труд – 9 кл.)

-внутренняя
позиция школьника
на уровне
положительного
отношения к школе,
ориентации на
содержательные
моменты школьной
действительности и
принятия образца
«хорошего
ученика»;
-широкая
мотивационная
основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебнопознавательные и
внешние мотивы;
-ориентация на
понимание причин
успеха в учебной
деятельности;
-учебнопознавательный
интерес к новому
учебному
материалу и

-ориентироваться
на позицию
партнера в общении
и взаимодействии;
- формулировать
собственное
желание и
позицию; договариваться и
приходить к
общему решению в
совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать
свои и действия
партнера;
- использовать
речевые средства
(как в вербальной,
так и в
невербальной
форме) для
регуляции своего
действия;
- использовать
речевые средства

-в сотрудничестве с
учителем ставить
учебные задачи;
- проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве;
- учитывать
выделенные
учителем ориентиры
действия в новом
учебном материале;
- осуществлять
контроль по
результату и по
способу действия,
актуальный контроль
на уровне
произвольного
внимания;
- оценивать
правильность
выполнения действия
и вносить
необходимые
коррективы в
исполнение как по
ходу его реализации,
так и в конце

начальные сведения
о сущности и
особенностях
объектов,
процессов и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.)
в соответствии с
содержанием
конкретного
учебного предмета
и для решения
познавательных и
практических задач.
- использовать в
жизни и
деятельности
некоторые меж
предметные знания,
отражающие
доступные
существенные
связи и отношения
между объекта
-строить
коммуникацию
(речевое
высказывание) в
устной,
письменной,
знаковосимволической
форме;
- осваивать
начальные
лингвистические
представления,
необходимые для
овладения на
элементарном
уровне устной и
письменной речью,
расширить свой
лингвистический
кругозор;
- осуществлять
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий;
- осуществлять
синтез как

способам решения
новой частной
задачи;
- элементарная
способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности;
- дружелюбное
отношение и
толерантность к
носителям другого
языка на основе
знакомства с
жизнью своих
сверстников, с
детским
фольклором и
доступными
образцами детской
художественной
литературы.
-ориентация в
нравственном
содержании и
смысле поступков
как собственных,
так и окружающих
людей (можнонельзя, хорошоплохо);
- развитие
этических чувств стыда, вины,
совести как
регуляторов
морального
поведения; - знание
основных
моральных норм и
ориентация на их
выполнение.
- установка на
ЗОЖ;
- эмпатия как
понимание чувств
других людей и
сопереживание им.

для решения
различных
коммуникативных
задач;
-использовать
элементарную
коммуникативную
компетенцию, как
способность и
готовность
общаться с учетом
своих речевых
возможностей и
потребностей;
-применять
правила речевого,
неречевого
поведения.

действия.

составление целого
из частей,
самостоятельно
достраивая и
восполняя
недостающие
компоненты;
- осуществлять
сравнение,
сериацию и
классификацию, в
ыбирая основания и
критерии для
указанных
логических
операций;
- строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных
связей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».