Приложение 39 КВД Хранители Истории

1

2

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Хранители истории»
осуществляется на базе школьного историко - краеведческого музея МКОУ
«Талицкая СОШ № 4». Музей - это посредник между прошлой и будущей
жизнью, ее духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и
достижений человечества. Музей - актуальное средство общения. Важным
достоинством программы внеурочной деятельности «Хранители истории»
является его актуальность.
Наиболее существенную роль в формировании положительного
отношения подростков к учению, как показали исследования, играют научное
содержание материала, его связь с жизнью, проблемный и эмоциональный
характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности
учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных
открытий.
Программа курса внеурочной деятельности «Хранители истории»
позволит ребятам окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат
несет в себе историю. Учащиеся кружка также на практике смогут провести
свою научную исследовательскую работу, попробовать себя в роли
экскурсовода. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни,
которой жило и живет общество. Благодаря познанию музея, его экспонатов,
у детей рождается или укрепляется любовь и бережное отношение к истории,
к своей стране, а значит и патриотичность.
Музей является одной из форм внеурочной деятельности, участвующих
в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и
самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и
пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории
общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.
Изучение программы внеурочной деятельности «Хранители истории»
представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление
позволяет сохранять историческую память, способствует социализации
личности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области
истории и культуры, музейного дела, обучающиеся приобретают уважение к
прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется чувство
патриотизма и потребность сохранить для других поколений исторические,
природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Хранители истории» имеет интегрированный характер.
Значительное число занятий направлено на практическую деятельность –
самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся
и родителей. Создавая собственный проект (выставку, исследовательскую
работу), подросток раскрывает свои способности, самовыражается и
самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах
деятельности.

3

Программа внеурочной деятельности «Хранители истории» составлена
на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов: Федеральный уровень.
1.Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 (с изменениями от 2020 года)
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»
3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» по
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования, утвержденных приказами
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» и № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарноэпидемологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»
6. Методические рекомендации по организации экскурсий для
обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научнообразовательной и патриотической тематике (10.06. 2022)
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 01.09.2023 № ФБ-3586/06
о Методических рекомендациях по созданию в музеях ОО разделов,
посвященных участникам СВО и использованю артефактов из зоны СВО.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Школьный уровень:
1. План воспитательной работы МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
2. Положение о внеурочной деятельности МКОУ «Талицкая СОШ № 4».
3. План внеурочной деятельности МКОУ «Талицкая СОШ № 4» на 2025-2026
учебный год.
4. План работы школьного музея на 2025-2026 учебный год.

Цели и задачи

4

Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной
гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для
способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к
духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры
школьников средствами музейной педагогики.
Основными задачами курса являются:
 содействие становлению активной гражданской позиции и чувства
патриотизма;
 расширение знаний учащихся об истории родного края;
 повышение информированности учащихся по вопросам музееведения
и музеологии;
 развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и
творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое
мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития
школьного музея;
 формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;
 формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.
Принципы,
на основе которых строится реализация образовательной программы:
научность, связь обучения с практикой, доступность, добровольность,
субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успех.
Основные формы деятельности:
- работа с фондами школьного историко-краеведческого музея,
сотрудничество с музеями города и района;
- организация экскурсий, походов, туристско-краеведческих экспедиций;
- изучение и описание исторических и природных объектов родного края
с целью их рационального использования и сохранения;
- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея,
архивных документов по истории края;
- участие в различных краеведческих мероприятиях (конкурсах,
конференциях, вебинарах и т.д.).
Формы контроля:
Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце
определенной темы в виде устного опроса, практической работы, тестов).
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа по 1 часу в неделю.
В кружке занимаются дети с 10 до 14 лет (5-7 классы).
Содержание программы дает возможность ученикам получить тот
запас знаний, умений, навыков, который поможет им в дальнейшем

5

самостоятельно разбираться в историко-краеведческом материале. Старшие
ученики могут делиться своими знаниями с младшими, как инструкторы
(экскурсии, исследования, создание экспозиций) для проведения занятий с
младшими школьниками. Это стимулирует учеников: старшим- показать и
закрепить свои знания, младшим- тянутся за ними.
Планируемые результаты освоения программы.
Формирование личностных и метапредметных результатов.
В сфере познавательных универсальных учебных действий: знать:
историю и традиции своей малой Родины; некоторых выдающихся людей –
уроженцев города, области; историко-культурные достопримечательности
города, области; историю и традиции поморов, родной школы;
уметь: собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
жителей города; делиться собранной информацией с друзьями; обобщать
собранный материал; проявлять уважение к людям разного возраста и разных
профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся
будут сформированы: внутренняя позиция на уровне положительного
отношения к школе; основы гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
как собственных, так и окружающих людей; развитие чувства патриотизма,
гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; формировать собственное мнение и позицию; задавать
вопросы;
контролировать действия партнёра; использовать речь для
регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник
научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
адекватно воспринимать оценку учителя, сверстников;
использование приобретённых знаний и умений в практической и
повседневной жизни:
В ходе занятий краеведческого направления учащиеся выполняют
разнообразные практические задания:

6

подготовка и проведение митингов, литературно-музыкальных
гостиных; подготовка и оформление тематических экспозиций; рисование по
результатам экскурсий, наблюдений, представлениям; формулирование
вопросов при проведении опроса, анкетирования при обращении к человеку
любого возраста; разрабатывают и реализовывают исследовательские
(индивидуальные, коллективные) и общественнополезные проекты.
Планируемые результаты реализации программы по разделам
музееведение, краеведение, основы исследовательской и проектной
деятельности ориентированы на достижение всех трёх уровней
воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названий улиц,
занятиях и обычаях поморов, об истории школы; о семье и семейных
традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников
тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска
и нахождения информации.
Ученик научится: учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, адекватно воспринимать оценку учителя; строить
речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск и выделять
конкретную информацию с помощью учителя; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности
в целом). Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому
и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к
школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому,
друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической
культуры: принятие ценности исторического мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания
«Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия).
Учащийся может приобрести: опыт работы с архивными документами
и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по
историческим и современным местам нашей страны, через практические
занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с
представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой

7

Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под
руководством учителя; строить понятные для партнёра высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности.

Содержание программы
Программа предусматривает занятия 1 час в неделю и рассчитана на 1 год
обучения (итого - 34 часов).
Реализация программы осуществляется по разделам (модулям):
«Музееведение»,
«Краеведение»,
«Юный
экскурсовод»,
«Основы
исследовательской и проектной деятельности».
Содержание тематического планирования по разделам (модулям).
Учебно-тематический план.
№ Наименование тем и разделов

Теория Практика

1
2
3
4
5

1
2
1
3
3

4
5
8
7

10

24

6

Всего
часов
Вводное занятие
1
Музееведение
6
Краеведение
6
Юный экскурсовод
11
Основы исследовательской и проектной 10
деятельности
Итого:
34

Содержание программы обучения.
Введение (1 часа). Вводный инструктаж по ПТБ, тематика занятий, обзорная
экскурсия в школьном историко-краеведческом музее МБОУ СШ № 36.
Раздел I.
Музееведение (6 часов). Знакомство с фондами музея. О чем расскажет
музейный экспонат. Работа с «Книгой поступлений». Подготовка
электронного каталога (список экспонатов и фото). Оформление поступивших
экспонатов. Экспозиционная и исследовательская работа с фондами музея.
Оформление экспозиции об участниках СВО.
Раздел II.

8

Краеведение (6 часов). Изучение истории школы, города. Встречи с
ветеранами, членами организации «Дети войны», другими интересными
людьми. Работа с материалами «Бессмертного полка» школьного музея.
Работа с архивными документами, интернет - сайтами.
Раздел III.
Юный экскурсовод (11 часов). Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель
экскурсии. Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и
приемы. Культура экскурсовода. Распределение тем экскурсий между новыми
членами актива музея и прослушивание их в музее. Проведение экскурсий в
школьном музее. Подготовка экспозиции к юбилею школы.
Раздел IV.
Основы исследовательской и проектной деятельности (10 часов). Теория.
Особенности
проведения
краеведческих
исследований,
структура
ученической исследовательской работы/проекта. Методы проведения
краеведческих исследований, подготовка и проведение опроса. Применение
диктофона. Требования к оформлению исследовательских работ и
презентаций к ним. Практика. Индивидуальная работа по исследованиям.
Заполнение
отчета
по
исследованию,
проекту.
Подготовка
к
исследовательским конкурсам, конференциям, участие.
№

1

2

3,4

Тематический план.
Тема
занятия, Всег Теори Практи
раздел
о
я
ка
часо
в
Вводное занятие. 1
1
Школьный
историкокраеведческий
музей
Музееведение. 6
часов.
Знакомство
с 1
фондами музея. О
чем
расскажет
музейный
экспонат.
Работа с Книгой 2
поступлений.
Оформление
поступивших
экспонатов.

Форма
аттестации,
контроля
Знакомство.
Правила
поведения.
Инструктаж.
Ответы на
вопросы.

1

1

1

Педагогическое
наблюдение.

9

5

6,7

8,9
10,11

12
13

14

15

16.

17,18,1
9

20,21

Подготовка
электронного
каталога
(список
экспонатов и фото)
Экспозиционная
работа с фондами
музея
Краеведение.
6
часов
История
нашей
школы
Город Архангельск
в годы Великой
Отечественной
войны.
Бессмертный полк
История
Архангельска
Встречи
с
интересными
людьми
Юный
экскурсовод.
11
часов
Подготовка
музейной
экскурсии. Тема и
цель экскурсии.
Структура.
Содержание. План
экскурсии.
Экскурсионные
методы и приёмы.
Культура
экскурсовода.
Распределение тем
экскурсий между
новыми
членами
актива музея и
прослушивание их
в музее.
Проведение
экскурсий
в
школьном музее.

1

1
Практическое
задание

2

2

1

2

Творческое
задание

1

Практическое
задание
Практическое
задание

2

2

1

1

1

1

Творческое
задание
Практическое
задание

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

План экскурсии

1

1

Творческое
задание

3

3

Педагогическое
наблюдение

2

2

Творческое
задание

10

22,23,2
4

25

26

27

28-32

33,34

Подготовка
экспозиции
к
юбилею школы
Основы
исследовательско
й и проектной
деятельности. 10
часов.
Особенности
проведения
краеведческих
исследований,
структура
ученической
исследовательской
работы.
Методы
проведения
краеведческих
исследований.
Подготовка
и
проведения опроса.
Требования
к
оформлению
исследовательских
работ
и
презентаций к ним.
Индивидуальная
работа
по
исследованиям.
Подготовка
к
исследовательским
конкурсам,
конференциям.
Итого:

3

3

Практическое
задание

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Индивидуальны
й
план
исследования

1

1

План
оформления
исследовательск
ой
работы,
проекта.
Практическое
задание

5

5

2

2

34

10

Творческое
задание

24

Материально-техническая база
- Фонды школьного краеведческого музея;
- ноутбук (с выходом в Интернет);
- мультимедиа;
- электронные ресурсы (аудио- и видеозаписи, видеофильмы, тематические
презентации).
Список литературы:

11

Для учителя;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных
учреждениях,
реализующих
общеобразовательные
программы основного общего образования
- Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
- Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.:
Глобус, 2007. – 140 с.
- Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности школьников.
Практическое пособие для учителей. - М. БАЛЛАС,2008
- Книга Памяти.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Музей образовательного учреждения – Архангельск, АО ИОО ,2006
- Искры Памяти - Архангельск 1941-1945, Архангельск, 2015
- Архангельск – 1941-1945, Архангельск , 2020, 224 стр.
- Н.В.Манвелов, И.М.Гостев, Архангельск в судьбах офицеров и адмиралов
Российского Императорского Флота 1850 – 1917. Биографический
справочник, Архангельск, 2020.504 стр.
- Интернет-ресурсы
Для обучающихся:
- Энциклопедии, справочники, литература из фондов школьной библиотеки.
- Исследовательские и проектные работы учащихся школы.
- Архивные материалы из фондов школьного историко-краеведческого музея.
- Интернет -ресурс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».