ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки и реализации данной программы обусловлена
тем, что современное поколение школьников имеет много возможностей для
саморазвития, но порой молодые люди теряются в больших потоках информации
и затрудняются в выборе хизненного пути. Очень важно, чтобы школа помогла
своим ученикам на всех этапах выстраивания собственной профессиональнообразовательной траектории. Первым шагом на этом пути является выбор
будущей профессии и убеждение в том, что выбор этот правильный.
Материалы последних исследований, направленных на анализ спектра
профессий будущего, подтверждают, что педагогическая деятельность не
потеряет своей значимости в новых условиях и общественных парадигмах. Так,
Министерство Просвещения РФ уделяет большое внимание подготовке кадров в
педвузах и институтах повышения квалификации. Решению этой задачи будет
способствовать и создание 5 тысяч профильных педагогических классов на базе
школ.
В 2020 году на передний план вышла тема воспитания. Были внесены
изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
касающиеся организации воспитания школьников. Основными инструментами
реализации этого направления являются Программа воспитательной работы и
федеральный проект «Патриотическое воспитание» нацпроекта «Образование»,
задача которого – охватить системой воспитания к 2024 году не менее 72% ребят
и увеличить это число до 95% к 2030 году.
Учитывая стратегии развития образования в России, а также опираясь на
данные психологических опрос учащихся, администрация школы
совместно с
Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением
высшего
образования
«Уральский
государственный
педагогический
университет» (УрГПУ) выступили с инициативой реализовать концепцию
психолого-педагогического класса на базе МКОУ «Талицкая СОШ № 4».
Профессиональное воспитание будущего учителя – это длительный
процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в
высшее учебное заведение и начала работы. Процесс сопровождения
профессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно
начинать как можно раньше, выявляя способности школьников и помогая тем,
кто может работать в человекоцентрированных профессиях по призванию,
поэтому данная программа психолого-педагогического класса для основной
общеобразовательной школы включает период обучения с 8 по 9 классы.
Индивидуально-психологическая
составляющая
данной
программы
включает не только учёт в процессе обучения психологических особенностей
личности таких, как темперамент, характер, способности, но и формирование
положительного отношения к себе, принятие себя, формирование позитивной
«Я-концепции».
Настоящая программа призвана разработать и внедрить эффективные
модели привлечения абитуриентов, обеспечивающих реализацию современных
технологий
формирования
профессиональной
профессиональной
ориентации,
поскольку
от
мотивации
качества
и
ранней
предметной
и
профильной до профессиональной подготовки школьников зависит качество
студентов системы среднего профессионального и высшего образования
Свердловской области.
Результатом
реализации
программы
должна
стать
устойчивая
ассоциативная связь у потенциальных абитуриентов с УрГПУ, а также
представление о том, что УрГПУ является вузом, где возможна реализация
любых интересов, получение реального результата образования, вузом, где
даëтся качественное, востребованное образование, способное стать залогом
успеха в жизни и карьере.Таким образом, потребность школ Свердловской
области в молодых специалистах, заказ муниципальных органов на качественное
предпрофильное педагогическое образование, тесное взаимодействие школы с
УрГПУ, кадровые и технические возмохности МКОУ «Талицкой СОШ № 4»,
стали основанием для открытия на базе школы в 2024 – 20225учебном году
психолого-педагогического класса.
1. Цели и задачи создания и функционирования психолого-
педагогического класса
Цели:
выявление
формирование
у
педагогически
одарëнных
школьников
и
них готовности к профессионально-личностному
самоопределению;
интеграция
педагогически
одарëнных
школьников
в
профессиональное сообщество на этапе обучения в основной школе;
подготовка совместно с УрГПУ будущих педагогических кадров
для МКОУ «Талицкой СОШ № 4».
Образовательные задачи:
создание
условий
для
выявления
ранней
профессиональной
самореализации - осознанного выбора профессии;
формирование
у
школьников
представлений
о
человекоцентрированной профессиональной деятельности;
предоставление возможностей для получения опыта психолого-
педагогической
и
социально-педагогической
деятельности
(профессиональные пробы);
актуализация воспитательной среды школы: развитие у школьников
навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психологопедагогической деятельности);
развитие у обучающихся склонностей и способностей к
психолого-
педагогической
деятельности,
в
том
числе
морально-
психологических, деловых и организаторских качеств, социально-значимых
компетенций, необходимых для организации воспитывающей среды в
школе.
Организационные задачи:
создание условий для развития субъектности обучающихся
через персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных
учебных проектов, способствующих активизации школьной хизни,
развитию
самоуправления
и
повышению
привлекательности
педагогического процесса и школьной среды;
активное вовлечение родителей в реализацию образовательного
процесса;
повышение
профессиональной
компетентности
учителей,
работающих в психолого-педагогическом классе;
реализация
программы
просветительских
мероприятий,
направленных на повышение авторитета и престихности педагогических
профессий в глазах широких слоëв населения, формирование грахданской
позиции,
приобщения
к
культурно-историческим
и
национальным
ценностям;
расширение доступа школьников к объектам культурного и
научного наследия (современные лабораторные комплексы, комплексы
практической подготовки, музейные и библиотечные фонды, научные
коллекции);
создание условий для повышения привлекательности для
получения образования и трудоустройства молодёжи.
Программа
курса
общеобразовательных
внеурочной
организаций
деятельности
для
обучающихся
«Психолого-педагогический
класс»
социально- педагогической направленности, она выстроена на принципах
личностно- ориентированного образования и педагогики-развития, в центре
внимания,
которых
–
личность
обучающегося,
реализующего
возможности:
принцип научности;
принцип последовательности;
принцип системности;
принцип гуманистической направленности;
принцип добровольности;
принцип личностного целеполагания;
принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
принцип метапредметных основ образовательного процесса;
свои
принцип продуктивности обучения.
2. Ожидаемые результаты внедрения программы
Для обучающихся:
создание психолого-педагогического класса на основе выявления
педагогически одарëнных школьников в основной школе (8 – 9 классы);
развитие социальной активности и социальной ответственности
учащихся, повышение их самооценки, расширение представлений о мире
людей и мире профессий;
ориентация выпускников психолого-педагогического класса на
получение педагогической профессии;
повышение мотивации к образовательной деятельности и
проявлению активной жизненной позиции;
активная психолого-педагогическая и социально-педагогическая
деятельность
учащихся
ППК
для
повышения
привлекательности
образовательной и воспитательной школьной среды;
развитие психологических представлений об образовательном
процессе и навыков по использованию психологических знаний в решении
жизненных;
развитие эмоционального интеллекта, личностных качеств и
навыков самообразования и организации образовательных событий.
Для образовательной организации:
формирование
основанной
на
образовательной
новой
поддержке
педагогической
педагогических
самостоятельности
и
культуры
инициатив
совместном
школы,
детей,
их
педагогическом
творчестве детей и взрослых, развитие новых форм и способов образования;
создание
условий
для
раннего
проявления
и
развития
педагогической одарëнности школьников;
распространение опыта на муниципальном и региональном уровнях
по использованию профессиональных проб и индивидуальных учебных
проектов в жизни школы, развитии самоуправления и повышения
привлекательности педагогического процесса;
создание эффективно работающего родительского актива школы;
повышение
качества
образования
и
как
следствие
–
образовательных результатов школьников;
формирование
позитивного
педагогической
и
профессии,
осмысленного
имиджа
профессионально-личностное
самоопределение;
подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать
движение в профессию;
активизация
процессов
профессионального
самообразования
сотрудников школы (новый профессионализм учителя, необходимость
развития у него спектра компетенций, определяющих его готовность и
умение быть в профессионально ориентированном диалоге с учениками,
совместно проектировать и организовывать педагогические события),
повышение
мотивации
педагогов
к
освоению
метапредметных
компетенций;
расширение социокультурного пространства обучения;
расширение социального партнерства;
в долгосрочной перспективе совместно с УрГПУ восполнение
дефицита профессионально подготовленных педагогических кадров МКОУ
«Талицкая СОШ № 4» и школ Свердловской области.
Нормативно-правовые основы создания психолого-педагогического класса
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утверждён приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. № 413;
3) Концепция
профильного
обучения
на
старшей
ступени
образования, утверждена приказом Минобрнауки России от 18 июля 2002 г.
№ 2783;
4) Примерная
основная
образовательная
программа,
одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з;
5) Федеральный
перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утверждён приказом Минпросвещения России от 20
мая 2020 г. № 254;
6) Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утверждён
приказом Минобрнауки России от 9 июля 2016 г. № 699;
7) Порядок
деятельности
по
организации
основным
и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утверждён приказом Минпросвещения
России от 22 марта 2021 г. №115;
8) Письмо Минобразования России от 4 марта 2010 г. № 03- 413 «О
методических рекомендациях по реализации курсов по выбору»;
9) Методические рекомендации Минобразования России по вопросам
организации профильного обучения от 4 марта 2010 г. № 03-412;
10) Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодехи СП
2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
11) Положение о профильном психолого-педагогическом классе.
3. Содержание программы
Содержание профильного обучения в психолого-педагогическом
классе обеспечивает преемственность между уровнем основного общего
образования
и
профессиональным
педагогическим
образованием.
Содержание деятельности обучающихся в профильном классе психологопедагогической направленности МКОУ «Талицкая СОШ № 4» включает
реализацию:
программ внеурочной деятельности;
проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
участие учащихся ППК в профориентационных и культурно-
просветительских мероприятий школы, района и региона, УрГПУ ;
профессиональные пробы;
волонтëрской деятельности как формы психолого-педагогической практики.
Курс внеурочной деятельности
для
обучающихся
общеобразовательных организаций «Педагогический класс» базируется на
модульной системе, включающей в себя несколько разделов.
Организационные
формы
работы
разнообразны:
социально-
психологические тренинги, уроки-практикумы, дискуссии, анализ конкретных
ситуаций, психолого-педагогическая диагностика и др.
Занятия проводятся в режиме 1 часа в неделю (всего 34 часа в год).
Первый блок (8 класс)
Наименование модуля, раздела
Часы
Введение, тестирование
2
Модуль 1 «Педагогика»
6
Модуль 2 «Школа юного психолога»
8
Модуль 3 «Риторика»
2
Модуль 4 «Использование смарт-технологий в
образовательном процессе»
Модуль 5 «Практический»
Итого:
4
10
34
8 класс
Наименование модуля Цели, задачи
Введение,
тестирование
Модуль 1
«Педагогика»
Модуль 2
«Школа юного
психолога»
Содержание
Часы
Знакомство с целями, задачами курса, Вводно-мотивационный урок
2
содержанием
отдельных
модулей. «Я в педклассе»
Обсуждение ожиданий, обучающихся от Приветствие, знакомство. Определение ожиданий
участия в объединении.
учащихся. Знакомство с тематикой, целями и
задачами курса. Планирование личностной
мотивации к освоению курса (создание коллажа)
Знакомство обучающихся с историей
1. Мир профессий и место педагогической
2
развития
педагогической
науки,
с
профессии в нем
особенностями
профессии,
основами
2. История педагогической профессии
педагогической
деятельности,
её
функциями,
видами,
направлениями.
Обучающиеся познают основы этики,
эстетики,
этикета,
определяют
педагогические ценности. На практических
занятиях предлагаются педагогические
ситуации, благодаря этому обучающиеся
смогут
определить
свою
предрасположенность к педагогической
деятельности, обогатят свой социальный
опыт.
Посвящён освоению обучающимися основ
8
По учебному плану, МКУДО «Талицкая детская
психологических знаний. Наряду с
школа искусств», Дворец творчества
ознакомлением, освоением теоретического
материала
обязательно
проводятся
практические занятия, направленные на
изучение обучающимися собственных
личностных
качеств.
Использование
Модуль 3
«Риторика»
Модуль 4
«Использование
смарт-технологий в
образовательном
процессе»
Модуль 5 «
Практический»
тестов, опросных методик позволяет
соотнести самонаблюдение с данными
исследований и наметить пути развития
необходимых психологических качеств.
Направлен на повышение коммуникативной
компетенции
обучающихся,
что
предполагает знание основ речевого
поведения человека, законов, правил,
приёмов
общения,
знание
основ
полемического мастерства и технологий
публичного выступления, соблюдение норм
русского литературного языка, владение
искусством
деловой
беседы,
знание
национальных
особенностей
делового
общения, умение и психологическую
готовность успешно выступать перед любой
аудиторией.
Посвящён ознакомлению обучающихся с
компьютерными
программами,
с
технологиями, позволяющими создавать
интерактивные упражнения, игры для занятий
с дошкольниками и младшими школьниками.
Обучающиеся
научатся
разрабатывать
самостоятельно интерактивные презентации в
программе MicrosoftPowerpoint, табло для
игр, видеофильма в программе MoveMaker,
создавать интерактивную игру, проигрывать
её на интерактивном комплексе.
В процессе выполнения профессиональных
проб учащиеся будут получать обширные
1. «Искусство быть оратором» Основы риторики.
Риторика как искусство красноречия и как наука.
История риторики и риторический идеал.
Современная
риторика.
Российский
риторический идеал сегодня.
2.Способы, приёмы снятие зажимов, неловкости,
страха при общении с малознакомыми и
статусными людьми. Освоение позитивной
мимики, умения говорить приятные слова,
комплименты. Употребление жестов и
адекватной им мимики. «Присоединение» к
партнёру по общению и аудитории.
2
1.Средства для
создания
интерактивных
материалов.
1.Возможности
MicrosoftPowerpoint по созданию интерактивной
презентации.
2Технология создания видеофильма в программе
MoveMarker
2
Профессиональная проба
2
Профессиональная
проба
сведения
о
деятельности
различных
специалистов, приобретут опыт соотнесения
своих
интересов,
индивидуальных
особенностей с требованиями интересующей
профессии в конкретной практической
деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
Воспитатель
Учитель начальных классов
Учитель физической культуры
Библиотекарь
Мастер производственного обучения
2
2
2
2
2
Итого:
34
Второй блок (9 класс)
Наименование модуля, раздела
Модуль 1 «Мотивационный»
Модуль 3 «Педагогическое взаимодействие»
Модуль 3 «Школа юного психолога»
Часы
4
2
6
Модуль4 «Путь в профессию»
12
Модуль 5 «Педагогические технологии организации образовательной деятельности»
6
Модуль 6 «Проектный ,Рефлексивный»
4
Итого:
34
9 класс
Содержание
Наименование модуля
Модуль 1.
Мотивационный
Часы
Цели, задачи
Введение. Современный рынок труда и его
требования к профессионалу. Образование на
современном этапе.Тестирование
ГКУСЗ СО"Талицкий центр занятости"
Тестирование
Мастер-класс
4
Модуль 2.
Педагогическое
взаимодействие
Модуль 3
«Школа юного психолога»
Модуль 4.
Путь в профессию
Педагогическая этика, сферы ответственности
учителя (педагога) – вовлечение каждого
ребёнка в образовательный процесс,
обеспечение индивидуальной и совместной
деятельности, эмоциональной безопасности и
безопасности жизни и здоровья детей.
Решение педагогических задач, содержащих
примеры нарушения этики педагога.
Посвящён освоению обучающимися основ
психологических знаний. Наряду с
ознакомлением, освоением теоретического
материала
обязательно
проводятся
практические занятия, направленные на
изучение обучающимися собственных
личностных качеств. Использование тестов,
опросных методик позволяет соотнести
самонаблюдение с данными исследований
и наметить пути развития необходимых
психологических качеств.
Виды и формы получения профессионального
образования.
Знакомство с учреждениями высшего и
среднего профессионального
педагогического образования. Экскурсии,
профессиональные пробы, мастер классы в
учреждения профессионального образования.
Модуль 5
Знакомсьво с современныим методами
Педагогические технологии
Открытые уроки лучших учителей школы.
Анализ посещенных уроков
По учебному плану, МКУДО «Талицкая
детская школа искусств», Дворец
творчества
2
6
Профессиональные пробы
12
1.логопед,
2.тренер
3. педагог дополнительного образования
4.инспектор по делам несовершеннолетних
5.ГАПОУ СО «ТЛК им. Н.И. Кузнецова»
6.Волонтер
Экскурсии, профессиональные пробы,
мастер-классы в учреждения
профессионального образования.
1. Постановочная технология номера в
6
праздничных зрелищах.
организации
образовательной
деятельности.
обучения и воспитания и образовательными 2. Технология игровой деятельности – виды
технологиями. Способность использовать
игр, их функции и задачи.
современные методы диагностики и оценки 3. Квестовые, экскурсионные технологии.
результатов.
ИКТ технологии в создании дидактических
игр
4. Проектные технологии.
Модуль 5. Проектный
Реализации проектных идей. Проведение уроков,
занятий, образовательных событий. Защита
проекта. Анализ проведенных мероприятий14
Разработка проекта занятия (урока,
мероприятия, КТД, образовательных
событий в рамках реализации
программ внеурочной деятельности
Творческий проект «Моя будущая
профессия». Презентация профессии.
4
34
часа
4. Воспитательная деятельность
Психолого-педагогический класс – это очень важный ресурс
школы в сферах самоуправления и организации воспитательной работы.
ППК – главный участник и помощник в организации всех школьных
мероприятий в соответствии с планом воспитательной работы МКОУ
«Талицкая СОШ № 4»
Психолого-педагогический
класс
в
рамках
педагогической
стажировки
принимает
активное участие в таких знаковых
внутришкольных мероприятий, как:
Экскурсии, мероприятия для будущих первоклассников, учащихся
школы
Танцевальные перемены,
«Уроки доброты»,
Праздники: К дню учителя, «Все начинается с любви…» к
Международному женскому дню,
Уроки, посвящённые соблюдению правил дорожного движения,
правильному питанию и др.
Важной составляющей воспитательной деятельности школы, в которой
принимают активное участие учащиеся ППК, является волонтёрское
движение «Дорогою добра». Учащиеся психолого-педагогического класса,
руководствуясь принципом добровольности, выбирают направление
воспитательной деятельности, в котором принимают активное участие.
Одним из таких направлений деятельности будущих педагогов является
волонтёрский центр «Дорогою добра».
5. Ресурсное обеспечение
Диагностическое обеспечение
Для успешной реализации деятельности профильных психологопедагогических классов необходимо обеспечить не только процесс
непосредственного обучения школьников, но и реализацию технологий
выявления педагогической одарëнности. С этой целью в 2024-25 учебном
году была проведена диагностика индивидуально-личностного профиля и
особых способностей к педагогической деятельности учащихся 7 класса с
целью отбора учащихся в психолого-педагогический класс. Кроме
психологической диагностики, в процессе реализации был осуществлëн
системный мониторинг академических и личностных достижений учащихся
7 класса. Диагностические процедуры осуществляются специалистами
ГКУСЗ СО"Талицкий центр занятости".
Психолого-педагогическая поддержка класса продолжается на
протяхении всего обучения и включает следующие виды системной
диагностики:
Для
диагностики
педагогического
интереса
используется
Дифференциально- диагностический опросник (автор Е.А. Климов) и
методика «Исследование познавательных интересов» (автор А.Е.
Голомштока).
Для диагностики речевой способности используется методика
определения речевого интеллекта Х. Зиверта.
Методические обеспечение
Программы внеурочной деятельности;
Программы дополнительного образования;
примерная тематика исследований и проектов;
технологические карты занятий, допрофессиональных/профильных проб;
презентации к занятиям;
комплекты оценочных материалов комплексного образовательного
результата (личностных, метапредметных, предметных результатов);
сценарные планы допрофессиональных/профильных проб;
методические
рекомендации
по
разработке сценариев, программ
смен, дидактических игр, образовательных и конкурсно-олимпиадных
мероприятий;
разработки
мотивационных, коммуникационных тренингов,
тренингов на групповое/межгрупповое взаимодействие, тренингов
личностного роста;
комплекты разработок ролевых, деловых, имитационных игр,
практикумов;
комплекты диагностических методик.
Дидактические средства
медиатека (художественных, документальных, анимационных
фильмов, учебных, научно-популярных программ, виртуа, развивающих
игр и другого образовательного контента);
комплекты раздаточных материалов по проведению ролевых, деловых,
имитационных игр, практикумов;
настольные, развивающие, обучающие игры.
Информационные средства
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287)
2. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования(одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15, ред. от
04.02.2020).
3. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности» (письмо Минобрнауки
России от 18.08.2017 N 09-1672).
4. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.
Климова [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/43.htm
5. Проблема выбора профессии [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://prowork.my1.ru/publ/proforientacija/proforientacija/problema_vybora_professi
i/7-1-0-63
6. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном заведении / О.В.
Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2016.
7. Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С., Смирнова М.А. Иформационнокоммуникационные технологии в начальной школе. - Издательство: Академия,
2015.
8. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое
пособие. – М.: Педагогический поиск, 2016.
9. Федяинова, Хирьянова: Проектная деятельность младших школьников с
использованием ИКТ. ФГОС – Издательство Учитель, 2014.
10. Билет в будущее Профориентационный проект, направленный
на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры https://bvbinfo.ru/