Приложение № 23 РП История развития российской культуры 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодёжной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
(МКОУ "Талицкая СОШ № 4")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 9029237)
учебного предмета История развития российской культуры
для обучающихся 11 класса

г.Талица 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История
развития российской культуры» составлена в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
общего
образования, на основе правил и норм: СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010 г., №189; СП 2.4.3648 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020,
№ 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» от 28.01.2021 г., №2.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы
Берляковой Н.П., Фирсовой Е.Б. История российской культуры:
методические рекомендации по курсу 10-11 классы.
Курс внеурочной деятельности «История развития российской
культуры» предназначен для факультативного изучения в 11 классе
гуманитарного профиля. Он способствует углублению и систематизации
знаний по истории России и имеет концептуальную целостность. Предмет
курса – Отечественная культура от ее зарождения до настоящего времени.
Курс расширяет возможности понимания исторического процесса, позволяет
ощутить живое движение национального духа, опираясь на знания
по истории Отечества. Данный курс позволит организовать изучение
культурологических вопросов, входящих в структуру контрольноизмерительных материалов ЕГЭ по истории, на качественном уровне,
существенно повысить компетентность обучающихся в вопросах духовнокультурного аспекта российской истории.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История развития российской культуры в учебном плане
Учебный план школы предусматривает изучение курса внеурочной
деятельности по истории «История развития российской культуры» в объеме
в 11 классе – 68 часов (2 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История развития русской культуры.
11 КЛАСС
Введение.
Культура и человек в XX в. Катастрофичность XX в. в России
в ее культурных моделях. Массовая культура и массовая информация
как технологии современного общества. «Опасность информационной
культуры» для человека. Необходимость умения работать с большим
объемом культурной информации в современном мире. Необходимость
поиска культурного языка для диалога Запада и Востока в эпоху
глобализирующегося мира. Формы организации и виды деятельности
обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с раздаточными
материалами, участие в дискуссии.
Тема 1. «Новая» русская культура рубежа веков
Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки,
мировоззренческие истоки. «Новый гуманизм» в философии B.C. Соловьева.
«Сюжет человеческой души» в творчестве Ф.М. Достоевского. Декаданс
как реакция на уходящий век и как новый порыв национального духа.
Всемирные истоки художественной культуры Серебряного века. Новый
интерес к культуре античного мира. Возрождение национальных
художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие»
русской иконы. «Русские сезоны» и новое «открытие» живописи XVIII в.
Новое поколение русской интеллигенции. Поиски и открытия в литературе.
Символизм как новое миропонимание и новая поэзия (В.Я. Брюсов,
А.А. Блок, А. Белый). «Молодое поколение» символистов 1910-х гг.
(О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий). Новые формы
творческой жизни в начале XX в. Философские и литературные объединения
интеллигенции.
Журналы
«нового
искусства»
и
направления
их деятельности. Многообразие и поисковый характер культурного
творчества начала XX в. Художественный язык модерна. Движение «Мир
искусства» как обновление культуры. Самобытность стилистики «Голубой
розы». «Союз русских художников» как национальный вариант модерна.
Особенности проявления модерна в архитектуре. Модерн как «большой
стиль» культуры начала XX в. Тяготение к синтезу искусств. Идеология
нового театра (В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов). Модерн начала XX в. как
стиль жизни. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX —
начала XX в. Культура Серебряного века как культура нового типа. Новые
явления в классической культуре начала XX в. Трансформация критического

реализма в творчестве Л.Н. Толстого. «Литературная революция»
А.П. Чехова. М. Горький как основатель нового направления в литературе
начала XX в. Формы организации деятельности обучающихся. Групповая:
работа с текстами, выполнение проблемных заданий; просмотр и обсуждение
фрагментов видеофильмов.
Тема 2. Условия появления и формы массовой городской культуры в
России
Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер
культурного движения. Новая техническая эпоха и развитие системы
начального образования. Основные формы и характерные черты массовой
культуры в начале XX в. Особенности художественного языка массовой
культуры. Культурный смысл искусства «авангарда». Предпосылки
появления авангарда в России, его ментальные и мировоззренческие основы.
Основные творческие и выставочные объединения художниковавангардистов. «Бубновый валет» как экспериментальная площадка
авангардного искусства. Эксперименты художников авангардистов в области
художественного языка (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Малевич,
В.Е. Татлин). Место и роль авангарда в культуре России начала XX в.
Футуризм как авангардистский поиск в поэзии (В.В. Маяковский,
В.В. Хлебников). Кризис «русской идеи» в начале XX в. Опыт первой
русской революции в национальном самосознании. Нарастание радикализма
в общественном сознании в 1910-е гг. Сборник «Вехи» как попытка изменить
ценностные установки и тип общественного поведения русской
интеллигенции. Нравственные установки в самосознании интеллигенции
1910-х гг. Поиски национальной идеи накануне Первой мировой войны
и революции. Формы организации и виды деятельности обучающихся.
Групповая и индивидуальная: работа с текстами, ответы на вопросы,
выполнение заданий.
Тема 3. Революция и судьба культуры
«Революционный романтизм» культуры. Утопическая картина
будущего в футуристическом проекте «Живое творчество масс». Идея
и программа проекта «Пролетарская культура». Активизация поиска новых
культурных форм и авангардного художественного языка. Новации
революционного авангарда в архитектуре и дизайне (В.Е. Татлин,
К.С. Мельников). Революция в театральном деле (В.Э. Мейерхольд)
и кинематографе (С.М. Эйзенштейн). Отношение новой власти к
новаторским экспериментам авангарда и судьбе культурного наследия.
Культурная политика советской власти в 1918—1920 гг. Создание

государственных органов по управлению культурой. Программа «культурной
революции». Эксперименты в области образования. План «монументальной
пропаганды» и причины его неудачи. Идеологические задачи
и художественное творчество 1920-х гг. Содержание и символика массового
политического плаката. Главные тенденции новой культурной политики.
Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции. Культурная
миссия русской пореволюционной эмиграции. Формирование центров
русского зарубежья. Интеллектуальный мир и издательская деятельность.
Литературная жизнь русского зарубежья. Судьбы русского искусства.
Русский авангард в контексте европейской культуры. Русская музыкальная
культура за рубежом. Место классического наследия в культуре
пореволюционной эмиграции: А.С. Пушкин как культурный символ русского
зарубежья. Вклад культуры русской эмиграции в мировое творческое
наследие. Формы организации и виды деятельности обучающихся.
Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем, коллективное
обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек зрения.
Тема 4. Становление культуры советского общества в 1930—1940-е гг.
Культура как средство и объект государственной политики. Введение
государственного контроля над духовной культурой и интеллигенцией.
Изживание литературного многообразия 1920-х гг. Литературное творчество
и идеологические задачи. Постановление ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г.
«О политике партии в области художественной литературы» и его влияние
на литературное творчество. Создание Ассоциации художников
революционной России (АХРР). Борьба за классовую чистоту
художественного творчества. Отказ от педагогических исканий 1920-х гг.
Превращение образования в средство политики. Формирование новой
социалистической
интеллигенции
и
«перевоспитание»
«старой».
Государственный диктат над научной деятельностью. Утверждение
идеологического единства как главного направления политики государства
по отношению к культуре. Человек в системе культуры советского общества.
Классовое воспитание человека нового общества. Картина мира и система
ценностей советского человека. Стиль жизни человека советской культуры.
Иерархизация и унификация жизненного пространства. Темы и герои
литературы социалистического реализма. Феномен советского кино.
Язык социалистического реализма в живописи, в театральном искусстве,
в архитектуре. Ценности и идеалы советской культуры. Служение идее
и свобода творчества в культуре советского общества 1930— 1940-х гг.
Культ слова в культуре. Мифы советской культуры. Социалистический

реализм как мировоззрение и как художественный метод. Достижения и
уроки культуры социалистического реализма. Культура как основа
формирования советского менталитета. Формы организации деятельности
обучающихся. Групповая: работа с текстами, выполнение проблемных
заданий.
Тема 5. Официальное и неофициальное пространство советской
культуры
Послевоенное советское общество как «общество надежд». Новая
волна борьбы с инакомыслием. Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 гг.
по вопросам литературы и искусства как начало новой волны ужесточения
идеологического контроля над культурным творчеством. Кампания борьбы
с «космополитизмом» и ее результаты. Культурный эффект «оттепели».
Научно-технический прогресс как символ «освобожденного» общества.
Ускорение динамики жизни. Открытия литературы 1950-1960-х гг. Эффект
поэтического творчества в освобождении личности. «Двоецентрие»
в литературе как выражение сущностных черт «оттепели». «Новый мир»
и начало процесса десталинизации сознания советского общества. Поиск
возможностей и форм свободного творчества в театральном искусстве,
в кинематографе. Обращение к «отложенной» литературе 1920-1940-х гг.
Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации
культуры. Границы свободы творчества в период «оттепели». Библиотека
«отложенной литературы» 1960-1970-х гг. Феномен «самиздата».
«Шестидесятники» и начало кризиса общественного сознания. Судьбы
И.А. Бродского, А.А. Галича и других писателей, вынужденных покинуть
Родину. Особенности стиля жизни советского человека 1960-х гг. Варианты
культурных героев времени. Разочарования периода «оттепели» и начало
полосы «похолодания» в культурной жизни советского общества.
Культурное «двоемирие» 1970—1980-х гг. Дистанцирование официальной
государственной культуры от культурного творчества народа. Новая волна
идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности
культурного процесса в 1970—1980-е гг. Формы культурного сопротивления
огосударствлению духовной жизни. Диссидентство как духовный опыт
поколения 1970-х гг. Пространство «неофициальной» культуры 1970-1980- х
г: авторская песня, «народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура.
Ирония и смех в культуре 1970-1980-х гг. Формы организации и виды
деятельности обучающихся. Групповая и индивидуальная: работа с
текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий.

Тема 6. Историческое самосознание и ценностные ориентиры
постсоветского общества
Изменение внешних условий для культуры в середине 1980-1990-х гг.
Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания
в условиях новой социокультурной ситуации. Публицистичность культуры
перестроечного времени. Изменение образа национальной истории
в общественном сознании. Активизация интереса к историко-культурному
наследию и современная трактовка «национальной идеи». Изучение
«локальной истории» как возможность осмысления истории через связь
времен. Духовный кризис человека и общества постсоветского времени.
Варваризация вкусов. Кризис культурной идентичности на уровне общества
и на уровне личности. Язык как знак культуры, как «диагностика»
социокультурного кризиса. Социальная направленность литературы
и искусства в 1990-е гг. Разрушение иерархии социалистических идеалов
и жизненных ценностей. Роль средств массовой информации в общественном
движении «перестройки». Этапы эволюции СМИ от функции информации
общества к функции развлечения. Формы организации и виды деятельности
обучающихся. Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем,
коллективное обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек
зрения.
Тема 7. Культурное пространство постсоветского общества
Формирование массовой культуры в постсоветском обществе
и ее ценности. Причины снижения культурного вкуса. Роль рекламы
в культуре повседневности. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры
в современном мире. Фундаментальная культура в структуре современной
духовной жизни и противоречивость современного культурного процесса.
Трансформация социальной литературы. Сюжеты и герои кинематографа
современной России. Обретение нового образа в театральном творчестве.
Переосмысление культурного наследия в изобразительном искусстве.
Альтернативные формы и темы современного творчества. Феномен «другой
литературы». Причины позиции «безыдейности» литературного творчества.
Поиск новых форм художественного творчества в конце XX-XXI в.
Интеллектуальные основания национального самосознания в современной
культуре. Формы организации и виды деятельности обучающихся.
Групповая, индивидуальная: анализ текстов, проблем, коллективное
обсуждение, аргументация мнений и анализ различных точек зрения.
Итоговое занятие

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Защита
выполненных заданий, эссе, презентация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 развитие социальной и культурной идентичности на основе усвоения
системы исторических понятий и представлений о культуре, быте, нравах,
традициях и обычаях народов, эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности;
 воспитание устойчивого интереса к изучению истории Отечества;
 воспитание уважительного отношения к прошлому, к культурному
и историческому наследию через понимание исторической обусловленности
и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
 развитие толерантного отношения к культурному многообразию
России, регионов, их прошлого и настоящего как одной из важнейших
ценностей, знание и уважение традиций и культуры своей страны;
 развитие умений и навыков познания и самопознания посредством
искусства;
 накопление опыта эстетического переживания;
 формирование творческого отношения к проблемам;
 развитие
образного
восприятия
и
освоение
способов
художественного, творческого самовыражения личности.
Метапредметные:
 умение вести поиск исторических источников и оформление
материалов по истории и культуре России, применение краеведческих знаний
при составлении описаний исторических и культурных памятников,
находящихся на территории современной России;
 умение индивидуально и совместно с другими учащимися
разрабатывать варианты решения учебных, познавательных или
социокультурных проблем, планировать результаты своей деятельности,
адекватно оценивать причины успехов и неудач;
 умение аргументированно рассуждать об историческом пути
и культуре России, роли России в мировом культурном наследии;
 способность применять исторические знания и специальные умения
для анализа исторической информации, поиска и изучения новых объектов
и сюжетов прошлого, оценивать их актуальность и историко-культурное
значение;

 умение самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой;
 умение систематизировать полученные знания (составлять
аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);
 умение представить результаты своей деятельности в форме
исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата, выступления
на конференции и т.п.
 умение создавать исследовательские проекты и презентации
результатов своей образно-творческой и поисково-исследовательской работы
в современных формах (дискуссия, акция, проект, игра и др.).
Предметные:
 понимать феномен «культуры», ее понятийный аппарат;
 знать основные термины, характерные черты и важнейшие события
культурно-исторической эпохи;
 осознавать роль культурного развития на определённых этапах
в истории;
 осознавать особенности культуры России в процессе ее становления,
влияние других государств на нее;
 осознавать роль великих деятелей в судьбе России;
 осознавать непрерывность развития культуры, неотделимость ее
от истории государства;
 иметь представление о различных точках зрения по поводу
деятельности отдельных пионеров русской культуры в различный период
истории России;
 уметь выявить культурную доминанту исторического времени через
специфику картины мира и системы ценностей;
 уметь классифицировать исторические события через культурный
опыт, биографию человека;
 уметь определять культурно-исторические эпохи в истории России
через ведущие формы культурного творчества;
 уметь определять стилевые особенности памятников отечественной
литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры
с контекстом данной культурно-исторической эпохи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

1

Введение.

1

2

Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки,
мировоззренческие истоки.

2

3

Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение
русской старины, «открытие» русской иконы.

2

4

Новые формы творческой жизни в начале XX в. Философские и
литературные объединения интеллигенции.

2

5

Модерн начала XX в. как стиль жизни.

2

6

Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX - начала XX в.

2

7

Новые явления в классической культуре начала XX в.

2

8

Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер культурного
движения.

2

9

Основные формы и характерные черты массовой культуры в начале XX в.

2

10

Место и роль авангарда в культуре России начала XX в.

2

11

Кризис «русской идеи» в начале XX в. Опыт первой русской революции в
национальном самосознании.

2

12

«Революционный романтизм» культуры.

2

13

Культурная политика советской власти в 1918-1920 гг.

2

14

Идеологические задачи и художественное творчество 1920-х гг.

2

15

Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции.

2

16

Культура как средство и объект государственной политики. Изживание
литературного многообразия 1920-х гг.

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

www.school.edu.ru

http://www.edu.ru/about/

http://www.edu.ru/about/

http://www.edu.ru/about/

17

Человек в системе культуры советского общества. Классовое воспитание
человека нового общества.

2

18

Служение идее и свобода творчества в культуре советского общества
1930-1940-х гг.

2

19

Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в живописи,
в театральном искусстве, в архитектуре.

2

20

Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный
метод.

2

21

Послевоенное советское общество как «общество надежд».

2

22

Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации
культуры.

2

23

Культурное «двоемирие» 1970-1980-х гг.

2

24

Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели».
Особенности культурного процесса в 1970-1980-е гг.

2

25

Пространство «неофициальной» культуры 1970-1980- х г: авторская песня,
«народный театр», андеграунд, этажная бытовая культура.

2

26

Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в
условиях новой социокультурной ситуации. трактовка «национальной
идеи».

2

27

Публицистичность культуры перестроечного времени.

2

28

Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне
личности.

2

29

Этапы эволюции СМИ от функции информации общества к функции
развлечения.

2

30

Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее
ценности. Причины снижения культурного вкуса.

2

31

Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и

3

http://www.edu.ru/about/

www.school.edu.ru

http://www.edu.ru/about/

http://www.edu.ru/about/

противоречивость современного культурного процесса.
32

Альтернативные формы и темы современного творчества.

2

33

Поиск новых форм художественного творчества в конце XX-XXI в.

2

34

Итоговое занятие.

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Введение. Культура как смысл истории.

1

2

Особенности становления и факторы формирования культуры Древней Руси. Картина мира древних
славян и ее воплощение в языческих божествах.

1

3

Принятие христианства как исторический выбор русской культуры. Вхождение в мир Европы с
помощью Византии.

1

4

«Золотой век» древнерусской культуры

1

5

Система ценностных ориентаций в русской культуре XIV—XV вв. Новые черты в русской книжности.

1

6

Монастыри на Руси в XIV—XV вв. как центры книжного дела. Житийная литература как форма
духовного просветительства и ее герои.

1

7

Москва и Новгород как культурные альтернативы.

1

8

Рождение и культурное содержание формулы «Москва -третий Рим».

1

9

Творчество Дионисия: новые мотивы иконописи.

1

10

Московский Кремль как символ Московского царства.

1

11

Книжная мудрость и книгопечатное дело.

1

12

Творчество Дионисия: новые мотивы иконописи. Новации в художественном языке и унификация
культуры.

1

13

Нравственное раздвоение русского общества.

1

14

Парсунная живопись.

1

15

Славяно-греко-латинская академия. Смена внешних культурных ориентиров.

1

16

Смысл культурного переворота Петровской эпохи. Проблема культурного заимствования.

1

17

Проекты воспитания и образования в эпоху Екатерины II.

1

18

Русские просветители XVIII в. и их роль в становлении культуры европейского типа.

1

19

Противоречивость культурного процесса в Новое время.

1

20

Становление жанров светской живописи. Русский портрет XVIII в. — язык и образ эпохи.

1

21

Русское барокко XVIII в.

1

22

Мировоззренческие и художественные истоки русского классицизма. Петербургский и московский
классицизм.

1

23

«Пушкинская эпоха» русской культуры. Духовные ценности и приоритеты пушкинского времени.
Загадка творчества А.С. Пушкина.

1

24

Классицизм и романтизм в художественной культуре.

1

25

Социальные и политические бури в Европе и новые тенденции в сознании российского общества второй
четверти XIX в.

1

26

Истоки формирования русской интеллигенции, особенности ее положения в обществе.
«Философическое письмо» П.Я. Чаадаева и начало интеллектуальных дискуссий о «русской идее».

1

27

Формирование ведущей роли литературы и литературно критики в культурном процессе.

1

28

Особенности культурной среды провинциального города.

1

29

Элементы столичности и провинциальности в усадебном укладе жизни, в художественном облике
барской усадьбы.

1

30

Особенности художественного языка и образов крестьянской культуры. Расцвет народных промыслов в
XIX в. (Палех, Мстера, Федоскино, Хохлома, городецкая роспись и др.).

1

31

Эпоха Великих реформ как третья волна просветительства в России.

1

32

Становление критического реализма в литературе.

1

33

Обогащение художественного языка в реалистической живописи 1870—1890 гг.

1

34

Итоговое занятие.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

11 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Введение.

1

2

Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки.

2

3

Возрождение национальных художественных традиций: научное изучение русской старины, «открытие»
русской иконы.

2

4

Новые формы творческой жизни в начале XX в. Философские и литературные объединения
интеллигенции.

2

5

Модерн начала XX в. как стиль жизни.

2

6

Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX — начала XX в.

2

7

Новые явления в классической культуре начала XX в.

2

8

Факторы формирования массовой культуры. Город как лидер культурного движения.

2

9

Основные формы и характерные черты массовой культуры в начале XX в.

2

10

Место и роль авангарда в культуре России начала XX в.

2

11

Кризис «русской идеи» в начале XX в. Опыт первой русской революции в национальном самосознании.

2

12

«Революционный романтизм» культуры.

2

13

Культурная политика советской власти в 1918—1920 гг.

2

14

Идеологические задачи и художественное творчество 1920-х гг.

2

15

Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции.

2

16

Культура как средство и объект государственной политики. Изживание литературного многообразия
1920-х гг.

2

17

Человек в системе культуры советского общества. Классовое воспитание человека нового общества.

2

18

Служение идее и свобода творчества в культуре советского общества 1930— 1940-х гг.

2

19

Феномен советского кино. Язык социалистического реализма в живописи, в театральном искусстве, в
архитектуре.

2

20

Социалистический реализм как мировоззрение и как художественный метод.

2

21

Послевоенное советское общество как «общество надежд».

2

22

Творчество как способ сопротивления идеологизации и унификации культуры.

2

23

Культурное «двоемирие» 1970—1980-х гг.

2

24

Новая волна идеологизации культурной политики после «оттепели». Особенности культурного процесса
в 1970—1980-е гг.

2

25

Пространство «неофициальной» культуры 1970—1980- х г: авторская песня, «народный театр»,
андеграунд, этажная бытовая культура.

2

26

Феномен новой гласности. Трансформация исторического самосознания в условиях новой
социокультурной ситуации. трактовка «национальной идеи».

2

27

Публицистичность культуры перестроечного времени.

2

28

Кризис культурной идентичности на уровне общества и на уровне личности.

2

29

Этапы эволюции СМИ от функции информации общества к функции развлечения.

2

30

Формирование массовой культуры в постсоветском обществе и ее ценности. Причины снижения
культурного вкуса.

2

31

Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни и противоречивость современного
культурного процесса.

3

32

Альтернативные формы и темы современного творчества.

2

33

Итоговое занятие.

2

34

Поиск новых форм художественного творчества в конце XX—XXI в.

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Учебно-методическая литература
Преподавание курса «История развития российской культуры»
ведется по учебнику: «История русской культуры. 10 – 11 класс», авторы
Н.П. Берлякова, Е.Б. Фирсова, Москва, «Русское слово», 2015
Интернет ресурсы
(http://school—collection.edu.ru/)
(http://window.edu.ru/)
(http://www.edu.ru/about/).
(www.school.edu.ru)
(http://fcior.edu.ru/)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».