Приложение № 26 РП внеурочной деятельности Функциональная грамотность 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАЛИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

СОГЛАСОВАНО
педагогическим Советом
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
(Протокол от «29» августа 2025 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
№ 2908-4о «29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Срок реализации программы: 1 час в неделю
для обучающихся 10-11 классов

Талица 2025

Содержание программы
1.

Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»

2.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»

3.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»

3 -4
5-11

12-16

1. Содержание курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» (10-11-е классы)
Тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на
несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и
практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения
содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник
имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих передним
финансовых задач. Изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся
овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
денежных отношений.
Модуль «Функциональная грамотность»
10 класс
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства. Бизнесинкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и риски, связанные с ними.
11 класс
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от
нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.
Модуль «Читательская грамотность»
10 класс
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Сопоставление содержания текстов официально - делового стиля.
Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы
текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск
ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с
несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
11 класс
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного
стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности,
содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное
обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Модуль «Математическая грамотность»
10 класс
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение
формул в повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики. Применение
математических понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических
результатов.
11 класс
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление

величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,
движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
10 класс
Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений.
Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное
обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия
технического устройства или технологии.
11 класс
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение
вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» (10-11-е классы)
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
• осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
• осознание ценности самостоятельности и инициативы;
• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
• проявление интереса к способам познания;
• стремление к самоизменению;
•
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
• активное участие в жизни семьи;
• приобретение опыта успешного межличностного общения;
•
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
• освоение социального опыта, основных социальных ролей;
• осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
• готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

• осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные
действия, составляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение
универсальными регулятивными действиями.
• своение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину
мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
• способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
• способность к совместной деятельности;
• овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
• владеть базовыми логическими операциями:

- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
• владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. - с помощью схем и знакосимволических средств;
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;

• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой
универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);

• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, само-мотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных

навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
• понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
• формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
• подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания
текста;
• овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста;
• выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;
• представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста
в виде таблицы, схемы;
• комментирование текста или его фрагмента;
• извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование
ею;
• анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
• определение лексического значения слова разными способами (установление
значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
• овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
• умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения;
• выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять
особенности языка художественного произведения;
• овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового
чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями,
и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад
в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
• сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа;
• выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с

рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений;
• округлять числа;
• вычислять значения числовых выражений;
• использовать калькулятор;
• решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин
(скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и
семейными финансами),
• решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и
алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»;
пользоваться основными единицами измерения: цены, массы;
• расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;
• интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
• извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные,
использовать данные при решении задач;
• представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм,
инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое,
медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
• оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
• пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник,
окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать
терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка;
• приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных
плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур;
• пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие;
использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения;
• применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника,
теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний,
площадей;
• находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба;
• вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из
прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга;
• вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям;
• решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических
ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади,
объема; выражать одни единицы величины через другие;
• использовать алгебраическую терминологию и символику;
• выражать формулами зависимости между величинами;
• понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и
интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей;
• переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с
помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с
контекстом задачи полученный результат;
• использовать неравенства при решении различных задач;

• решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:
• умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера;
• умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
• умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
• умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их
состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;
• умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
• сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия;
• о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
• умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности;
• умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
• умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
• освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;
• формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
• формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
• формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при
сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
• формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
фишинг);
• формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик);
• приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности,
в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления
личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения,
составления личного финансового плана.

Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
• освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
• формирование предпосылок научного типа мышления;
•
освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
•
способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять
названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
• проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
• демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
• предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми
потребностями, в области межличностных взаимоотношений.

3. Тематическое планирование курса внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность» (10-11-е
классы)
10 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№

Форма проведения
Тема занятия
занятия
п/п
Модуль «Функциональная грамотность»

Поисковые и
Потребление или
научные
инвестиции?
исследования.
2
Активы в трех
Диспут
измерениях. Как
сберечь личный
капитал?
3
Модель трех
капиталов.
4
Риски
предпринимательст
ва
5
Бизнес- инкубатор.
Бизнес-план.
Государство и малый
6
бизнес.
7
Бизнес подростков и
идеи. Молодые
предприниматели.
Кредит и депозит.
8
9
Расчетно-кассовые
операции и риски,
связанные с ними.
Модуль «Читательская грамотность»
10
Поисковые и
Определение
научные
основной темы и
исследования.
идеи в
Диспут
драматическом
произведении.
11
Учебный текст как
источник
информации.
12
Сопоставление
содержания текстов
официально делового стиля.
Деловые ситуации в
текстах.
13
Применение
информации из
текста в измененной
ситуации.
14
Типы текстов: текстинструкция (указания
к выполнению
работы, правила,
уставы,
1

Часы

ЦОР/ЭОР

1
1

1
1

Открытые on-line
задания PISA
https://fioco.ru/

1

Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru/

1
1

1
1

1

1
1

1

1

Открытые on-line
задания PISA
https://fioco.ru/
Российская
электронная школа
https://resh.edu.ru/

Дата

законы).
15

1
Поиск ошибок в
предложенном тексте.

16

1
Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.

17

1
Работа с несплошным
текстом: формы, анкеты,
договоры.

Модуль «Математическая грамотность»
18-19

20-21

Поисковые и научные
Информация в форме
исследования.
Диспут
таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой,
схем.
Применение формул в
повседневной жизни.

22-23

2

2

2

Открытые on-line задания
PISA https://fioco.ru/

2

Российская электронная
школа

Формулировка ситуации
на языке математики.
24-25

https://resh.edu.ru/

Применение мате матиче
ских понятий, фактов.
26-27

2
Интерпретация,
использование и
оценивание мате матиче
ских результатов.

Модуль «Естественнонаучная грамотность»
28-29

30-31

32-33

34

Применение
естественнонаучных
знаний для объяснения
различных явлений.
Распознавание,
использование и создание
объяснительных моделей
и представлений.
Научное обоснование
прогнозов о протекании
процесса или явления.
Объяснение принципа
действия технического
устройства или
технологии.

Поисковые и научные
исследования. Диспут

2

2
Открытые on-line задания
PISA https://fioco.ru/
2

Российская электронная
школа

https://resh.edu.ru/
1

11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№
п/п

Форма проведения
занятия
Модуль «Функциональная грамотность»
Удивительные факты и Поисковые и научные
1
исследования Диспут
истории о деньгах.
2
Разбор заданий на
Нумизматика.
платформе РЭШ.
«Сувенирные»
Видео-лекции, мастерденьги.
3
классы, семинары,
викторины
Откуда берутся деньги?
Образовательного
Виды доходов.
Альянса Южной
4
Заработная плата. Почему
Столицы
«Сбер в
у всех она разная? От
пример»,
«Финансовая
чего это зависит?
грамотность»
5
Собственность и доходы
от нее.
6
Арендная плата,
проценты, прибыль,
дивиденды
7
Социальные выплаты:
пенсии, пособия.
Тема занятия

8

Часы

1
1

1

1
Открытые on-line задания
PISA https://fioco.ru/
1
1

1

Формирование
читательских умений с
опорой на текст и
внетекстовые знания.

11

Электронный текст как
источник информации.
Сопоставление
содержания текстов
научного стиля.

1

Образовательные
ситуации в текстах.
Критическая оценка
степени достоверности,
содержащейся в тексте
информации.

1

14

15

https://resh.edu.ru/

1

10

13

Российская электронная
школа

1

Как заработать деньги?
Личные деньги.
9
Мир профессий и для
чего нужно учиться?
Модуль «Читательская грамотность»

12

ЦОР/ЭОР

Поисковые и научные
исследования Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

1

1

Российская электронная
школа

https://resh.edu.ru/
1

Типы текстов: текстаргументация
(комментарий, научное
обоснование).
Составление плана

Открытые on-line задания
PISA https://fioco.ru/

1

Дата

16

17

на основе исходного
текста.
Типы задач на
грамотность. Аналитиче
ские (конструирующие)
задачи.
Работа со
смешанным текстом.
Составные тексты

1

1

Модуль «Математическая грамотность»
18

19-20

21-22

23-24

25-26

27

Поисковые и научные
исследования Диспут
Числа и единицы
Разбор заданий на
измерения: время, деньги,
платформе РЭШ.
масса, температура,
расстояние.

1

2

Вычисление величины,
применение пропорций
прямо пропорциональных
отношений для решения
проблем.
Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим
способом: части,
проценты, пропорция,
движение, работа

2

Инварианты: задачи на
четность (чередование,
разбиение на пары).
Логические задачи,
решаемые с помощью
таблиц.

2

Графы и их применение в
решении задач.

1

Открытые on-line задания
PISA https://fioco.ru/
Российская электронная
школа

https://resh.edu.ru/

2

Модуль «Естественнонаучная грамотность»
28

Тело и вещество.
Агрегатные состояния
вещества

29

30
31-34

Масса. Измерение массы
тел. Строение вещества
Атомы и молекулы.
Модели атома.
Тепловые явления.
Тепловое расширение
тел.

Поисковые и научные
исследования Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

1

1

Открытые on-line задания
PISA https://fioco.ru/

1

Российская электронная
школа

4

https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».