Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
(МКОУ «Талицкая СОШ № 4»)
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
г. Талица, 2025г.
Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
обучающихся на уровне СОО в МКОУ «Талицкая СОШ № 4» составлена
в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
приказом Минпросвещения России от 17.05.2012г. № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023г. № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
Универсальные учебные действия трактуются во ФГОС СОО
как обобщенные учебные действия, позволяющие решать широкий круг задач
в различных предметных областях и являющиеся результатами освоения
обучающимися основной образовательной программы среднего общего
образования.
В соответствии с ФГОС СОО программа формирования УУД содержит:
цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную
деятельность
обучающихся
как
средства
совершенствования
их
универсальных учебных действий; описание места Программы и её роли
в реализации требований Стандарта;
описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных
учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и
внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий
в структуре образовательной деятельности;
типовые задачи по формированию универсальных учебных действий;
описание особенностей учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся;
описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся;
планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных
действий у обучающихся, в том числе системы организационнометодического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся;
методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий.
Программа развития УУД на уровне СОО составлена в соответствии
с Федеральной образовательной программой среднего общего образования и
включает три раздела:
целевой;
содержательный;
организационный.
Целевой раздел
На уровне среднего общего образования в МКОУ «Талицкая СОШ
№ 4» продолжается формирование универсальных учебных действий (далее –
УУД), систематизированный комплекс которых закреплен во ФГОС СОО.
Формирование системы УУД осуществляется с учетом возрастных
особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающихся.
УУД целенаправленно формируются в дошкольном, младшем школьном,
подростковом возрастах и достигают высокого уровня развития к моменту
перехода обучающихся на уровень среднего общего образования.
Помимо возрастания сложности выполняемых действий, повышается
уровень их рефлексивности (осознанности). Именно переход на качественно
новый уровень рефлексии выделяет старший школьный возраст
как особенный этап в становлении УУД. УУД в процессе взросления
из средства успешности решения предметных задач постепенно превращаются
в объект рассмотрения, анализа. Развивается также способность осуществлять
широкий перенос сформированных УУД на внеучебные ситуации.
Выработанные на базе предметного обучения и отрефлексированные, УУД
начинают использоваться как универсальные в различных жизненных
контекстах.
На уровне среднего общего образования регулятивные действия должны
прирасти за счет умения выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях,
в конечном счете управлять своей деятельностью в открытом образовательном
пространстве. Развитие регулятивных действий тесно переплетается
с развитием коммуникативных УУД. Обучающиеся осознанно используют
коллективно-распределенную деятельность для решения разноплановых
учебных, познавательных, исследовательских, проектных, профессиональных
задач, для эффективного разрешения конфликтов. Старший школьный возраст
является ключевым для развития познавательных УУД и формирования
собственной образовательной стратегии. Появляется сознательное и
развернутое формирование образовательного запроса. Это особенно важно
с учетом повышения вариативности на уровне среднего общего образования,
когда обучающийся оказывается в ситуации выбора уровня изучения
предметов, профиля и подготовки к выбору будущей профессии.
Программа развития УУД направлена:
на реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий;
формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального
проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы;
обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие
способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также на
реализацию системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС
СОО, и развивающего потенциала общего образования.
Программа развития УУД обеспечивает:
развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и
установок, системы значимых социальных и межличностных отношений;
формирование умений самостоятельного планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками;
повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных
действий, формирование научного типа мышления, компетентностей
в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной, социальной
деятельности;
создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся;
формирование навыков участия в различных формах организации
учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческих конкурсах,
научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах и др.),
возможность получения практико-ориентированного результата;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования ИКТ, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей
информации, презентацией выполненных работ, основами информационной
безопасности, умением безопасного использования ИКТ;
формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и
устойчивого развития общества;
возможность
практического
использования
приобретенных
обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания,
планирования и самоконтроля;
подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования
и профессиональной деятельности.
Содержательный раздел
Программа развития УУД у обучающихся МКОУ «Талицкая СОШ
№ 4» содержит:
описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов;
описание особенностей реализации основных направлений и форм
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
типовые задачи по формированию УУД;
методику
и
инструментарий
оценки
успешности
освоения
и применения обучающимися УУД.
Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов
содержание среднего общего образования определяется программой среднего
общего образования. Предметное учебное содержание фиксируется в рабочих
программах.
Педагоги МКОУ «Талицкая СОШ № 4» используют федеральные
рабочие программы, в которых определенные во ФГОС СОО УУД отражаются
в трех компонентах:
как часть метапредметных результатов обучения в разделе «Планируемые
результаты освоения учебного предмета на уровне среднего общего
образования»;
в соотнесении с предметными результатами по основным разделам
и темам учебного содержания;
в разделе «Основные виды деятельности» тематического планирования.
Содержание и планируемые результаты рабочих программ представлены
в содержательном разделе ООП СОО МКОУ «Талицкая СОШ № 4».
Описание реализации требований формирования УУД в предметных
результатах и тематическом планировании по отдельным предметным
областям.
1. Русский язык и литература
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые логические действия:
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых фактов и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров;
устанавливать основания для сравнения литературных героев,
художественных произведений и их фрагментов, классификации и
обобщения литературных фактов;
сопоставлять текст с другими произведениями русской и зарубежной
литературы, интерпретациями в различных видах искусств;
выявлять закономерности и противоречия в языковых фактах, данных
в наблюдении (например, традиционный принцип русской орфографии
и правописание чередующихся гласных и др.), при изучении литературных
произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;
анализировать изменения (например, в лексическом составе русского
языка) и находить закономерности;
формулировать и использовать определения понятий;
толковать лексическое значение слова путем установления родовых
и видовых смысловых компонентов, отражающих основные родо-видовые
признаки реалии.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы исследовательского характера (например,
о лексической сочетаемости слов, об особенности употребления
стилистически окрашенной лексики и др.);
выдвигать гипотезы (например, о целях использования изобразительновыразительных средств языка, о причинах изменений в лексическом составе
русского языка, стилистических изменений и др.), обосновывать,
аргументировать суждения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения языковой
и речевой задачи, критически оценивать их достоверность.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает работу с информацией:
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации из энциклопедий, словарей, справочников;
средств массовой информации, государственных электронных ресурсов
учебного назначения; оценивать достоверность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам.
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий
включает умения:
владеть различными видами монолога и диалога, формулировать
в устной и письменной форме суждения на социально-культурные,
нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с темой,
целью, сферой и ситуацией общения; правильно, логично, аргументированно
излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков.
Формирование универсальных учебных регулятивных действий
включает умения:
самостоятельно составлять план действий при анализе и создании
текста, вносить необходимые коррективы;
оценивать приобретенный опыт, в том числе речевой;
анализировать
и
оценивать
собственную
работу:
меру
самостоятельности, затруднения, дефициты, ошибки и др.;
2. Иностранный язык
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые логические и исследовательские действия:
анализировать, устанавливать аналогии между способами выражения
мысли средствами иностранного и родного языков;
распознавать свойства и признаки языковых единиц и языковых явлений
иностранного языка; сравнивать, классифицировать и обобщать их;
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает работу с информацией:
использовать в соответствии с коммуникативной задачей различные
стратегии чтения и аудирования для получения информации (с пониманием
основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, с полным
пониманием);
полно и точно понимать прочитанный текст на основе
его информационной переработки (смыслового и структурного анализа
отдельных частей текста, выборочного перевода).
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий
включает умения:
воспринимать и создавать собственные диалогические и монологические
высказывания на иностранном языке, участвовать в обсуждениях,
выступлениях в соответствии с условиями и целями общения;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения
с использованием адекватных языковых средств изучаемого иностранного
языка;
выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых
систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей.
Формирование универсальных учебных регулятивных действий
включает умения:
планировать организацию совместной работы, распределять задачи,
определять свою роль и координировать свои действия с другими членами
команды;
выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия.
3. Математика и информатика
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые логические действия:
выявлять качества, характеристики математических понятий и
отношений между понятиями; формулировать определения понятий;
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
выявлять математические закономерности, проводить аналогии,
вскрывать взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и
утверждениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
воспринимать,
формулировать
и
преобразовывать
суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
проводить самостоятельно доказательства математических утверждений
(прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
обосновывать собственные суждения и выводы;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев).
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование
по установлению особенностей математического объекта, понятия,
процедуры, по выявлению зависимостей между объектами, понятиями,
процедурами, использовать различные методы;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений, прогнозировать возможное
их развитие в новых условиях.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает работу с информацией:
выбирать информацию из источников различных типов, анализировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
систематизировать и структурировать информацию, представлять её
в различных формах;
оценивать
надежность
информации
по
самостоятельно
сформулированным критериям, воспринимать ее критически;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа
на вопрос и для решения задачи;
анализировать информацию, структурировать ее с помощью таблиц и
схем, обобщать, моделировать математически: делать чертежи и краткие
записи по условию задачи, отображать графически, записывать с помощью
формул;
формулировать прямые и обратные утверждения, отрицание, выводить
следствия;
распознавать неверные утверждения и находить в них ошибки;
проводить
математические
эксперименты,
решать
задачи
исследовательского характера, выдвигать предположения, доказывать или
опровергать их, применяя индукцию, дедукцию, аналогию, математические
методы;
создавать структурированные текстовые материалы с использованием
возможностей современных программных средств и облачных технологий,
использовать табличные базы данных;
использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов, оценивать адекватность модели моделируемому
объекту или процессу;
представлять результаты моделирования в наглядном виде.
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий
включает умения:
воспринимать и формулировать суждения, ясно, точно, грамотно
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
в корректной форме формулировать разногласия и возражения;
представлять логику решения задачи, доказательства утверждения,
результаты и ход эксперимента, исследования, проекта в устной и письменной
форме, подкрепляя пояснениями, обоснованиями в вербальном и графическом
виде;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и другие), используя преимущества командной и
индивидуальной работы при решении учебных задач;
планировать организацию совместной работы, распределять виды работ,
договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы и координировать свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.
Формирование универсальных учебных регулятивных действий
включает умения:
составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения
с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей и корректировать
с учетом новой информации;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть
способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных,
найденных ошибок;
оценивать соответствие результата цели и условиям, меру собственной
самостоятельности, затруднения, дефициты, ошибки, приобретенный опыт;
объяснять причины достижения или недостижения результатов
деятельности;
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа.
4. Естественно-научные предметы.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые логические действия:
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
физических, химических, биологических явлениях, например, анализировать
физические процессы и явления с использованием физических законов и
теорий, например, закона сохранения механической энергии, закона
сохранения импульса, газовых законов, закона Кулона, молекулярнокинетической теории строения вещества, выявлять закономерности
в проявлении общих свойств у веществ, относящихся к одному классу
химических соединений;
определять условия применимости моделей физических тел и процессов
(явлений), например, инерциальная система отсчёта, абсолютно упругая
деформация, моделей газа, жидкости и твёрдого (кристаллического) тела,
идеального газа;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и
химических реакций;
применять используемые в химии символические (знаковые) модели,
уметь преобразовывать модельные представления при решении учебных
познавательных и практических задач, применять модельные представления
для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических
реакций;
выбирать наиболее эффективный способ решения расчетных задач
с учетом получения новых знаний о веществах и химических реакциях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности, например, анализировать и
оценивать последствия использования тепловых двигателей и теплового
загрязнения окружающей среды с позиций экологической безопасности;
влияния радиоактивности на живые организмы безопасности;
представлений о рациональном природопользовании (в процессе
подготовки сообщений, выполнения групповых проектов);
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем,
например, объяснять основные принципы действия технических устройств и
технологий, таких как: ультразвуковая диагностика в технике и медицине,
радар, радиоприёмник, телевизор, телефон, СВЧ-печь; и условий их
безопасного применения в практической жизни.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые исследовательские действия:
проводить эксперименты и исследования, например, действия
постоянного магнита на рамку с током, явления электромагнитной индукции,
зависимости периода малых колебаний математического маятника
от параметров колебательной системы;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами,
например: зависимости периода обращения конического маятника от его
параметров; зависимости силы упругости от деформации для пружины и
резинового образца; исследование остывания вещества; исследование
зависимости полезной мощности источника тока от силы тока;
проводить опыты по проверке предложенных гипотез, например,
гипотезы о прямой пропорциональной зависимости между дальностью полёта
и начальной скоростью тела; о независимости времени движения бруска
по наклонной плоскости на заданное расстояние от его массы; проверка
законов для изопроцессов в газе (на углубленном уровне);
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами, например, описывать изученные
физические явления и процессы с использованием физических величин,
например: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,
энергия и импульс фотона;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
деятельности, например, распознавать физические явления в опытах и
окружающей жизни, например: отражение, преломление, интерференция,
дифракция и поляризация света, дисперсия света (на базовом уровне);
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, например,
решать качественные задачи, в том числе интегрированного и
межпредметного характера; решать расчётные задачи с неявно заданной
физической моделью, требующие применения знаний из разных разделов
школьного курса физики, а также интеграции знаний из других предметов
естественно-научного цикла;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
например, решать качественные задачи с опорой на изученные физические
законы, закономерности и физические явления (на базовом уровне);
проводить исследования условий равновесия твёрдого тела, имеющего
ось вращения; конструирование кронштейнов и расчёт сил упругости;
изучение устойчивости твёрдого тела, имеющего площадь опоры.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает работу с информацией:
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации, подготавливать сообщения о методах
получения естественнонаучных знаний, открытиях в современной науке;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач,
использовать
информационные
технологии
для
поиска,
структурирования,
интерпретации
и
представления
информации
при подготовке сообщений о применении законов физики, химии в технике и
технологиях;
использовать IT-технологии при работе с дополнительными
источниками информации в области естественно-научного знания, проводить
их критический анализ и оценку достоверности.
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий
включает умения:
аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою
точку зрения;
при обсуждении физических, химических, биологических проблем,
способов решения задач, результатов учебных исследований и проектов
в области естествознания; в ходе дискуссий о современной естественнонаучной картине мира;
работать в группе при выполнении проектных работ; при планировании,
проведении и интерпретации результатов опытов и анализе дополнительных
источников информации по изучаемой теме; при анализе дополнительных
источников информации; при обсуждении вопросов межпредметного
характера (например, по темам «Движение в природе», «Теплообмен
в живой природе», «Электромагнитные явления в природе», «Световые
явления в природе»).
Формирование универсальных учебных регулятивных действий
включает умения:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области
физики, химии, биологии, выявлять проблемы, ставить и формулировать
задачи;
самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных
задач
по
физике
и
химии,
план
выполнения
практической
или исследовательской работы с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя
ответственность за решение в групповой работе над учебным проектом
или исследованием в области физики, химии, биологии; давать оценку новым
ситуациям, возникающим в ходе выполнения опытов, проектов
или исследований, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения при решении качественных и расчетных задач;
принимать мотивы и аргументы других участников при анализе
и обсуждении результатов учебных исследований или решения физических
задач.
5. Общественно-научные предметы.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые логические действия:
характеризовать, опираясь на социально-гуманитарные знания,
российские духовно-нравственные ценности, раскрывать их взаимосвязь,
историческую обусловленность, актуальность в современных условиях;
самостоятельно формулировать социальные проблемы, рассматривать
их всесторонне на основе знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии основных сфер и социальных
институтов;
устанавливать существенные признак или основания для классификации
и типологизации социальных явлений прошлого и современности;
группировать, систематизировать исторические факты по самостоятельно
определяемому признаку, например, по хронологии, принадлежности
к историческим процессам, типологическим основаниям, проводить
классификацию стран по особенностям географического положения, формам
правления и типам государственного устройства;
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи подсистем и элементов общества, например, мышления и
деятельности, экономической деятельности и проблем устойчивого развития,
макроэкономических показателей и качества жизни, изменениями содержания
парниковых газов в атмосфере и наблюдаемыми климатическими
изменениями;
оценивать с опорой на полученные социально-гуманитарные знания,
социальные явления и события, их роль и последствия, например, значение
географических факторов, определяющих остроту глобальных проблем,
прогнозы развития человечества, значение импортозамещения для экономики
нашей страны;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности, например, связанные
с попытками фальсификации исторических фактов, отражающих важнейшие
события истории России.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
для формулирования и обоснования собственной точки зрения (версии,
оценки) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
социальной информации разных типов; представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты
для описания (реконструкции) в устной и письменной форме
исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории
России и всемирной истории;
формулировать
аргументы
для
подтверждения/опровержения
собственной или предложенной точки зрения по дискуссионной проблеме
из истории России и всемирной истории и сравнивать предложенную
аргументацию, выбирать наиболее аргументированную позицию;
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения; самостоятельно составлять алгоритм
решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений при выполнении практических работ;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов
изучения социальных явлений и процессов в социальных науках, включая
универсальные методы науки, а также специальные методы социального
познания, в том числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование, метод моделирования и сравнительноисторический метод; владеть элементами научной методологии социального
познания.
Формирование универсальных учебных познавательных действий
включает работу с информацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников
разных типов и различать в ней события, явления, процессы; факты и мнения,
описания и объяснения, гипотезы и теории, обобщать историческую
информацию по истории России и зарубежных стран;
извлекать социальную информацию из неадаптированных источников,
вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные
компоненты в информационном сообщении, осуществлять анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий для анализа социальной информации о социальном
и
политическом
развитии
российского
общества,
направлениях
государственной политики в Российской Федерации, правовом регулировании
общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников
разного типа в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
оценивать достоверность, легитимность информации на основе
различения видов письменных исторических источников по истории России
и всемирной истории, выявления позиции автора документа и участников
событий, основной мысли, основной и дополнительной информации,
достоверности содержания.
Формирование универсальных учебных коммуникативных действий
включает умения:
владеть различными способами общения и взаимодействия с учетом
понимания особенностей политического, социально-экономического и
историко-культурного развития России как многонационального государства,
знакомство с культурой, традициями и обычаями народов России;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом
возможностей каждого члена коллектива при участии в диалогическом и
полилогическом общении по вопросам развития общества в прошлом и
сегодня;
ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности,
связанных с социально-гуманитарной подготовкой.
Формирование универсальных учебных регулятивных действий
включает умения:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи с использованием
исторических примеров эффективного взаимодействия народов нашей страны
для защиты Родины от внешних врагов, достижения общих целей в деле
политического, социально-экономического и культурного развития России;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, используя социально-гуманитарные знания для взаимодействия
с представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции.
Особенности реализации основных направлений и форм учебноисследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
ФГОС СОО определяет индивидуальный проект как особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, иной).
Учебный курс «Индивидуальный проект» включен в учебный план
СОО. Реализация курса в объеме 34 учебных часов предусмотрена в 10 классе.
Результаты выполнения индивидуального проекта в МКОУ «Талицкая
СОШ № 4» отражают:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования
на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность обеспечивает формирование у них опыта применения УУД
в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального
взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего
возраста, взрослыми и на уровне среднего общего образования имеет свои
особенности.
На уровне среднего общего образования исследование и проект
выполняют
в
функции
инструментов
учебной
деятельности
полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной
жизни и культуры. Более активной становится роль самих обучающихся,
которые самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели,
п
описывают необходимые ресурсы и др. Начинают использоваться элементы
математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации
результатов исследования. Проблематика и методология индивидуального
проекта ориентированы на интеграцию знаний и использование методов двух
и более учебных предметов одной или нескольких предметных областей.
На уровне среднего общего образования в МКОУ «Талицкая СОШ
№ 4» обучающиеся определяют параметры и критерии успешности
реализации проекта.
Презентация результатов проектной работы в МКОУ «Талицкая СОШ
№ 4» проводится в школе или в том социальном и культурном пространстве,
где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты
представляются местному сообществу или сообществу волонтерских
организаций. Если бизнес-проект – сообществу бизнесменов, деловых людей.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями
проектной и исследовательской деятельности в МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
являются:
социальное;
бизнес-проектирование;
исследовательское;
инженерное;
информационное.
Результатами учебного исследованиями являются научный доклад,
реферат, макет, опытный образец, разработка, информационный продукт,
а также образовательное событие, социальное мероприятие (акция).
Результаты работы оцениваются по определенным критериям. Для
учебного исследования главное заключается в актуальности избранной
проблемы,
полноте,
последовательности,
обоснованности
решения
поставленных задач. Для учебного проекта важно, в какой мере практически
значим полученный результат, насколько эффективно техническое
устройство, программный продукт, инженерная конструкция и др.
Организация педагогического сопровождения индивидуального проекта
осуществляется с учетом специфики профиля обучения, а также
образовательных интересов обучающихся.
Алгоритм
педагогического
сопровождения
индивидуального
проекта:
вычленение проблемы;
формулирование темы проекта;
постановка целей и задач;
сбор информации/исследование/разработка образца;
подготовка и защита проекта;
анализ результатов выполнения проекта;
оценка качества выполнения.
Процедура публичной защиты индивидуального проекта в МКОУ
«Талицкая СОШ № 4» проводится на ученической научной конференции
«Шаг в науку».
На ученической научной конференции «Шаг в науку» обучающиеся:
представляют результаты своей работы в форме письменных отчетных
материалов, готового проектного продукта, устного выступления и
электронной презентации;
участвуют в публичном обсуждении результатов деятельности
со школьниками, педагогами, родителями, специалистами-экспертами,
организациями-партнерами;
получают квалифицированную оценку результатов своей деятельности
от членов педагогического коллектива и независимого экспертного
сообщества (представители вузов, научных организаций и др.).
Для оценки проектной работы создается экспертная комиссия,
в
которую
входят
педагоги
и
представители
администрации
образовательных организаций, где учатся дети, представители местного
сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются
проектные работы.
Регламент проведения защиты проекта, параметры и критерии оценки
проектной деятельности изложены в локальном нормативном акте –
положении об организации исследовательской и проектной деятельности
в МКОУ «Талицкая СОШ № 4».
Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающиеся МКОУ «Талицкая СОШ № 4» получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, применяемых в исследовательской и проектной
деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях
от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной,
изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита авторского права и др.);
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и др.).
Обучающиеся научатся:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих
учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе
освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей
обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования,
исходя
из
культурной
нормы
и
сообразуясь
с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта
в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их
при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами
разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности
и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом
этапе реализации и по завершении работы;
адекватнооценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватнооценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Типовые задачи по формированию УУД.
Формирование познавательных универсальных учебных действий
для формирования познавательных учебных действий педагоги МКОУ
«Талицкая СОШ № 4» применяют задачи, в ходе которых у обучающихся
формируются умения:
объяснять явления с научной точки зрения; разрабатывать дизайн
научного исследования;
интерпретировать полученные данные и доказательства с разных
позиций и формулировать соответствующие выводы.
На уровне среднего общего образования формирование познавательных
УУД
обеспечивается
созданием
условий
для
восстановления
полидисциплинарных связей, формирования рефлексии обучающегося и
формирования метапредметных понятий и представлений.
Для формирования познавательных учебных действий на уроках
педагоги МКОУ «Талицкая СОШ № 4» используют задания:
на объяснение явлений с научной точки зрения;
разработку дизайна научного исследования;
интерпретацию полученных данных и доказательство с разных позиций;
сравнение, оценивание;
смысловое чтение;
формулирование выводов;
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
проведение эмпирического исследования;
проведение теоретического исследования.
Для обеспечения формирования познавательных УУД на уровне
среднего общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4» проводятся
образовательные события, выводящие обучающихся на восстановление
межпредметных связей, целостной картины мира:
полидисциплинарные и метапредметные погружения и интенсивы;
методологические и философские семинары; образовательные
экспедиции и экскурсии;
учебно-исследовательская работа обучающихся, которая предполагает:
выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями
в области науки и технологий;
выбор тематики исследований, связанных с учебными предметами, не
изучаемыми в школе:
психологией, социологией, бизнесом и др.;
выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем
местного сообщества, региона, мира в целом.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Принципиальное отличие образовательной среды в МКОУ «Талицкая
СОШ № 4» на уровне среднего общего образования — открытость.
Это предоставляет дополнительные возможности для организации и
обеспечения ситуаций, в которых обучающийся сможет самостоятельно
ставить цель продуктивного взаимодействия с другими людьми,
сообществами и организациями и достигать ее. Открытость образовательной
среды позволяет обеспечивать возможность коммуникации:
с обучающимися других образовательных организаций региона, как
с ровесниками, так и с детьми иных возрастов;
представителями местного сообщества, бизнес-структур, культурной и
научной общественности для выполнения учебно- исследовательских работ и
реализации проектов;
представителями власти, местного самоуправления, фондов, спонсорами
и др.
Такое разнообразие выстраиваемых связей позволяет обучающимся
МКОУ «Талицкая СОШ № 4» самостоятельно ставить цели коммуникации,
выбирать партнеров и способ поведения во время коммуникации,
способствует освоению культурных и социальных норм общения
с представителями различных сообществ.
Для формирования коммуникативных учебных действий на уроках
педагоги МКОУ «Талицкая СОШ № 4» используют задания:
на учет позиции партнера;
организацию и осуществление сотрудничества;
передачу информации и отображение предметного содержания.
В МКОУ «Талицкая СОШ № 4» реализуются следующие социальные
проекты, направленные на улучшение жизни местного сообщества:
волонтерские акции и движения; благотворительные акции и движения;
социальные проекты, выходящие за рамки образовательной организации.
Также развитию коммуникативных УУД способствует получение
предметных знаний в структурах, альтернативных образовательной
организации:
обучение в заочных и дистанционных школах и университетах;
участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
самостоятельное освоение отдельных предметов и курсов;
самостоятельное освоение дополнительных иностранных языков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий.
На уровне среднего общего образования формирование регулятивных
УУД
обеспечивается
созданием
условий
для
самостоятельного
целенаправленного действия обучающегося.
Для формирования коммуникативных учебных действий на уроках
педагоги МКОУ «Талицкая СОШ № 4» используют задания:
на планирование;
ориентировку в ситуации;
прогнозирование;
целеполагание;
принятие решения; самоконтроль.
Для формирования регулятивных учебных действий в МКОУ «Талицкая
СОШ № 4» используются возможности самостоятельного формирования
элементов индивидуальной образовательной траектории:
самостоятельное изучение дополнительных иностранных языков с
последующей сертификацией;
самостоятельное освоение глав, разделов и тем учебных предметов;
самостоятельное обучение в заочных и дистанционных школах и
университетах;
самостоятельное определение темы проекта, методов и способов его
реализации, источников ресурсов, необходимых для реализации проекта;
самостоятельное
взаимодействие
с
источниками
ресурсов:
информационными источниками, фондами, представителями власти и т. п.;
самостоятельное управление ресурсами, в том числе нематериальными;
презентация результатов проектной работы на различных этапах ее
реализации.
Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий.
Диагностический инструментарий для определения сформированности
УУД представлен в таблице
УУД
Диагностический инструментарий
Стартовая диагностика
Познавательные
Входная диагностика
Внешние диагностические работы
Контрольные работы по предметам
Комплексные работы по оценке сформированности
познавательных УУД
Комплексные работы для оценки функциональной
грамотности
Индивидуальный проект
Контроль домашних заданий
Коммуникативные Индивидуальный проект
Педагогическое наблюдение
Тест-опросник «Определения уровня самооценки»
Регулятивные
(С.В. Ковалев)
Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
Опросник «Профессиональные намерения»
Наряду с традиционными формами оценивания метапредметных
образовательных результатов на уровне среднего общего образования УУД
оцениваются в рамках специально организованных в МКОУ «Талицкая СОШ
№ 4» модельных ситуаций, отражающих специфику
профессиональной и социальной жизни подростка:
образовательное событие;
защита реализованного проекта;
представление учебно-исследовательской работы;
будущей
профессиональная проба.
Образовательное событие как формат оценки успешности освоения и
применения обучающимися универсальных учебных действий.
Во время проведения образовательного события используются различные
форматы работы участников:
индивидуальная и групповая работа;
презентации промежуточных и итоговых результатов работы;
стендовые доклады;
дебаты и т. п.
Основные требования к инструментарию оценки универсальных
учебных действий во время реализации оценочного образовательного
события:
для каждого из форматов работы, реализуемых в ходе оценочного
образовательного события, педагоги разрабатывают самостоятельный
инструмент оценки;
в качестве инструментов оценки используются оценочные листы,
экспертные заключения;
правила проведения образовательного события, параметры и критерии
оценки каждой формы работы в рамках образовательного оценочного события
известны участникам заранее, до начала события.
Параметры и критерии оценки каждой формы работы обучающихся
разрабатываются и обсуждаются с самими старшеклассниками. Каждому
параметру оценки (оцениваемому универсальному учебному действию),
занесенному в оценочный лист или экспертное заключение, соответствуют
точные критерии оценки: за что, при каких условиях, исходя из каких
принципов ставится то или иное количество баллов.
На каждом этапе реализации образовательного события при
использовании оценочных листов в качестве инструмента оценки результаты
одних и тех же участников оценивают не менее двух экспертов одновременно;
оценки, выставленные экспертами, усредняются.
В рамках реализации оценочного образовательного события
предусмотрена возможность самооценки обучающихся и включения
результатов самооценки в формирование итоговой оценки. В качестве
инструмента самооценки обучающихся используются те же инструменты
(оценочные листы), которые используются для оценки обучающихся
экспертами.
Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий.
Публично представляются два элемента проектной работы:
защита темы проекта (проектной идеи);
защита реализованного проекта.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся обсуждаются:
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как
для самого автора, так и для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые
для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося
при реализации данного проекта.
В результате защиты темы проекта при необходимости производится
корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся
предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой
реализованный проект по примерному плану:
Тема и краткое описание сути проекта.
Актуальность проекта.
Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как
сам автор, так и другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены
для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации проекта.
Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
Проектная работа обеспечивается кураторским сопровождением. В его
функцию входит:
обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к её
защите и реализации;
посредничество между обучающимися и экспертной комиссией
при необходимости;
другая организационная помощь.
Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного
проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть
известны обучающимся заранее. По возможности параметры и критерии
оценки проектной деятельности разрабатываются и обсуждаются с самими
старшеклассниками.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности
универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного
проекта:
оценке подвергается не только защита реализованного проекта,
но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла
(процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; учитываются
целесообразность, уместность, полнота внесенных изменений, соотнесенные
с сохранением исходного замысла проекта;
для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую
входят педагоги и представители администрации, МКОУ «Талицкая СОШ
№ 4», представители местного сообщества и сфер деятельности, в рамках
которых выполняются проектные работы;
оценивание производится на основе критериальной модели; результаты
оценивания универсальных учебных действий доводятся до сведения
обучающихся.
Представление учебно-исследовательской работы как формат оценки
успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных
действий
Исследовательское направление работы старшеклассников носит
выраженный научный характер. Для руководства исследовательской работой
обучающихся привлекаются специалисты и ученые из различных областей
знаний.
Исследовательские проекты выполняются по следующим направлениям:
естественно-научные исследования;
исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих
за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);
экономические исследования; социальные исследования;
научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам:
постановка задачи;
формулировка гипотезы;
описание инструментария и регламентов исследования;
проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической,
социальной и экономической областях желательным является использование
элементов математического моделирования (с использованием компьютерных
программ в том числе).
Организационный раздел.
Условия реализации программы формирования УУД в МКОУ
«Талицкая СОШ № 4» обеспечивают совершенствование компетенций
проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Образовательное пространство МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
обеспечивает формирование УУД. Для этого в школе созданы следующие
условия:
реализуется сетевое взаимодействие с организациями общего и
дополнительного образования, с учреждениями культуры;
обеспечена
возможность
формирования
индивидуальной
образовательной траектории обучающихся (разнообразие форм получения
образования в данной образовательной организации, обеспечение
возможности выбора обучающимся формы получения образования, уровня
освоения предметного материала, учителя, учебной группы);
используются дистанционные формы получения образования как
элемент индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
обеспечена возможность вовлечения обучающихся в проектную
деятельность, в том числе в деятельность социального проектирования и
социального предпринимательства;
обеспечена возможность вовлечения обучающихся в разнообразную
исследовательскую деятельность;
обеспечена возможность широкой социализации обучающихся как через
реализацию социальных проектов, так и через организованную разнообразную
социальную практику: работу в волонтерских организациях, участие
в благотворительных акциях, марафонах и проектах.
Условия реализации программы формирования УУД включают:
укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников
образовательной организации;
непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования.
Педагогические кадры МКОУ «Талицкая СОШ № 4» имеют
необходимый уровень подготовки для реализации программы формирования
УУД:
педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях
обучающихся старшей школы;
педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС
СОО;
педагоги участвовали в разработке программы по формированию УУД и
во внутришкольном семинаре, посвященном особенностям применения
программы развития УУД;
педагоги могут строить образовательную деятельность в рамках
учебного предмета в соответствии с особенностями формирования
конкретных УУД;
педагоги осуществляют формирование УУД в рамках проектной,
исследовательской деятельности;
педагоги владеют методиками формирующего оценивания;
педагоги умеют применять инструментарий для оценки качества
формирования УУД в рамках одного или нескольких предметов.
Педагогические работники МКОУ «Талицкая СОШ № 4» имеют
необходимый уровень квалификации для реализации программы развития
УУД у обучающихся и решения задач, определенных данной программой.
Уровень квалификации работников соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности.
Категорийность составляет 74 процента, из них 14 процентам
установлена высшая квалификационная категория, 60 процентам установлена
первая квалификационная категория. Остальные педагогические работники
прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.
В МКОУ «Талицкая СОШ № 4» осуществляется непрерывное
профессиональное развитие педагогических работников через курсовую
подготовку в соответствии с планом-графиком. В течение последних трех лет
всеми педагогическими работниками пройдена курсовая подготовка, в том
числе по вопросам формирования и развития УУД обучающихся. Сроки и
наименования курсов представлены в приложении.
Формами повышения квалификации являются:
послевузовское обучение на курсах повышения квалификации;
стажировки, участие в конференциях, обучающих семинарах и мастерклассах по отдельным направлениям реализации программы развития УУД;
участие в различных педагогических проектах;
создание и публикация методических материалов и др.
Обязательным условием успешного формирования УУД является
создание в МБОУ СОШ №23 методически единого пространства как во время
уроков, так и вне их.