Приложение № 19 РП Биология. Практикум 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодёжной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
(МКОУ "Талицкая СОШ № 4")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Общая биология: практикум»
11 класс

г. Талица, 2025

Пояснительная записка
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем,
что способствует повышению интереса к познанию биологии и ориентирует на выбор профиля
обучения. У обучающихся складывается первое представление о творческой научноисследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Данный курс содержательно связан с курсами математики, физики и химии, т. е. носит
интегрированный характер и способствует развитию естественно-научного мировоззрения
учащихся. Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами
научно-исследовательской деятельности.
Курс позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами: химией, физикой,
географией и биологией, экологией.
Данной рабочей программы позволяет:
•

для расширения содержания школьного биологического образования;

•

для

повышения

познавательной

активности

обучающихся

в

естественно-научной области;
•

для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей,

формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
•

для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных

областях образовательной, творческой деятельности.
На занятиях данного курса, обучащиеся смогут выполнить множество лабораторных
работ и экспериментов по программе средней школы.
Программа курса «Общая биология: практикум» разработана на основе нормативных
документов:
Рабочая программа курса «Общая биология: практикум» в 10 классе с углублённым
изучением разработана на основании Федеральной программы среднего общего образования
по биологии и авторской программы среднего общего образования по биологии 10-11 классы,
авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2020.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов
-

Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.

-

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

общего

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897
-

Фундаментального ядра содержания общего образования;

-

Федерального

перечня

учебников,

рекомендованных

Министерством

образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в

общеобразовательных учреждениях
Авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина (Биология. Рабочие программы. 10-11

-

классы: Авторской программы по биологии для 10-11 классов ОУ. Углубленный уровень.
учебное пособие для общеобразовательных организаций: углубленный уровень. - М.:
Просвещение, 2019 г.), полностью отражающая содержание Примерной программы.
Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ

-

«Талицкая СОШ № 4».
Учебного плана МКОУ «Талицкая СОШ № 4».

-

Общее число часов, отведённых для изучения данного курса, составляет 34 часа (1 часа
в неделю).

Содержание программы
11 класс
Введение
Эволюция органического мира.
Возникновение и развитие Практическая работа №1 10 часов развитие эволюционной
биологии -10 часов эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды
Ч.

Дарвина.

Основные

принципы

эволюционной

теории

Дарвина.

Формирование

синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена.
Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и
молекулярные свидетельства эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле.
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость.
Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как
источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф
генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор

—

направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация —
результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии
вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и
макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции.
Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм.
Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.
Возникновение и развитие человека — антропогенез.
Место

человека

в

системе

живого

мира.

Сравнительно-морфологические,

этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства

человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и
эволюции

предков

человека.

Австралопитеки.

Первые

представители

рода

Ното.

Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека —
мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании
человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в
эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании
расовых признаков. Критика расистских теорий.
Организм и окружающая среда.
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности.
Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика
популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша.
Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы.
. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи.
Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные
взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная
структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.
Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Биосфера.
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и
биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные
изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Биологические основы охраны природы.
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и
популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем.
Биологический мониторинг и биоиндикация.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы практикума:
развивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом

устойчивых познавательных интересов.
формирует

целостное

естественно-научное

мировоззрение,

соответствующего

современному уровню развития науки.
формирует ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирует экологическую культуру, экологическое мышление, опыт экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям научным трудом, к занятиям
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы практикума:
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение

самостоятельно

определять

цели,

ставить

и

формулировать

задачи

практической и лабораторной работы.
Умение

самостоятельно

планировать

этапы

проведения

практической

или

лабораторной работы, осознанно выбирать наиболее эффективные методики ее выполнения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои способы, действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы,
рисунки для решения биологических экспериментальных задач.
Смысловое

чтение.

Развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

использования словарей и других поисковых систем.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Выпускник научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии
науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий
(клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других
естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя
биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации
жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их
роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК),
антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о
реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества
генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных
фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой
природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать
процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых
организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных
этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе
сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы
наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость
мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую
теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую
категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии,
медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график,
таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать
работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать

результаты,

делать

выводы

на

основе

полученных

результатов,

представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных
отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
использовать
повседневной

приобретенные

жизни

для

компетенции

приобретения

опыта

в

практической
деятельности,

деятельности

и

предшествующей

профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Эта группа результатов предполагает:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная
предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей,
способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для
изучаемой предметной области;
умение решать, как некоторые практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1

Введение (1 ч)
Эволюция органического мира( 10 ч )
Возникновение и развитие эволюционных идей. Палеонтологические,
биогеографические, сравнительноанатомические,
эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции
Практическая работа №1 Результаты искусственного отбора на
примере сортов капусты
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая
изменчивость. Лабораторная работа № 1 Выявление изменчивости у
особей одного вида
Генетическая структура популяций. Практическая работа № 2.
Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек
Адаптация — результат естественного отбора. Практическая работа
№3 Описание приспособленности организма и ее относительного
характера
Микро- и макроэволюция. Изготовление наглядного пособия
«Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»
Практическая работа № 4. Наблюдение и описание особей вида по
морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых)
Практическая работа № 5 Ароморфозы у растений
Практическая работа № 6 Идиоадаптации у животных
Практикум решения задач «Механизмы эволюции»
Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения
жизни. Изготовление плаката
Дискуссия «Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А.
И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус)»
Практическая работа № 7 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения жизни
Практикум решения задач «Возникновение и развитие жизни на
Земле»
Возникновение и развитие человека — антропогенез (5 ч)
Место человека в системе живого мира. Изготовление плаката
Практическая работа № 8 Анализ и оценка различных гипотез
происхождения человека
Эволюция человека
Практическая работа№9 Изготовление макетов черепов древнейших,
древних, современных людей
Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании
расовых признаков. Критика расистских теорий
Организм и окружающая среда ( 4 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы.
Практическая работа № 10 Методы измерения факторов среды
обитания
Практическая работа № 11 Выявление приспособлений организмов к
влиянию различных экологических факторов
Практическая работа № 12 Сравнение анатомического строения
растений разных мест обитания
Практическая работа № 13 Изучение экологических адаптаций

2

3
4

5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20

21

22
23
24

Кол-во часов
практи
теория
ка
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1

25
26
27

28

29
30

31

32

33
34

человека
Сообщества и экосистемы ( 6ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз
Практическая работа № 14 Составление схем передачи веществ и
энергии
Практическая работа № 15 Описание экосистем своей местности
(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
Практическая работа № 15 Описание экосистем своей местности
(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
Практическая работа № 16 Исследование изменений в экосистемах на
биологических моделях (аквариум)
Практическая работа № 17 Описание агроэкосистем своей местности
(видовая и пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений)
Биосфера (1ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосфера и
человек.Практическая работа № 18 Анализ и оценка последствий
собственной деятельности в окружающей среде, глобальных
экологических проблем и путей их решения
Биологические основы охраны природы ( 3 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины
вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и
реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и
биоиндикация
Экскурсия в Талицкий Национальный парк «Припышминские боры»
Итоговая контрольная работа

1
1
1

1

1
1

1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».