Приложение № 20 РП Основы государсвта и права 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодёжной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
(МКОУ "Талицкая СОШ № 4")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8840620)
учебного предмета Основы государства и права"
для обучающихся 10-11 классов

г. Талица 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методы и формы обучения.
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации
обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся,
развитием и самообразованием личности.
В связи с этим можно выделить основные приоритеты методики
изучения данного элективного курса:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, тренинги).
Ведущее место отводится методам поискового и исследовательского
характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Создание
доверительного
психологического
климата,
в
основе
которого
взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.
Формы организации учебных занятий.
Изучение курса предусмотрено как в коллективных, так и в
индивидуально-групповых формах.
Цели рабочей программы направлены на: воспитание современного
цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой
России.
Задачи:
- формирование правовой культуры и гражданской грамотности через
изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
- развитие у подростков социальной активности, желания участвовать
в преобразовании окружающей среды;
- профилактика девиантного поведения подростка посредством
формирования твердого убеждения «Что прав не существует
без обязанностей»;
- формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета
прав личности.
В связи с тем, что в настоящий момент перед школой ставится задача
организации профильного образования, возникла необходимость в создании
программы с учетом специализации классов (экономическое и правовое
направление).
Изучение «Основ государства и права» должно восстановить
прерванную преемственность среднего и высшего образования. В настоящий
момент фактически во все вузы при поступлении на юридические
и
экономические
факультеты
сдается
вступительный
экзамен

по обществознанию, на котором от абитуриентов требуется объем знаний,
значительно превышающий рамки обычной школьной программы. Это
затрудняет подготовку к вступительным экзаменам для тех, кто желает
получить экономическое и юридическое образование.
Цель курса - содействие правовому воспитанию учащихся,
формированию активной гражданской позиции, представлению учащихся
об основных правах и обязанностях. Курс предполагает сочетание урочных
занятий и практико-ориентированной деятельности учащихся во внеурочное
время.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"Основы государства и права"
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС
ВВОДНЫЙ УРОК 1 Ч
Тема 1. Из истории государства и права
9 ч Связь и взаимозависимость государства и права.
Основные теории происхождения государства и права: теологическая,
патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая,
расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в.
Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозносимволического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли.
Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г.
Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II.
Российское право в XIX - начале XX в.
Совершенствование правовой системы в царствование Александра I.
Деятельность М.М. Сперанского. Совершенствование системы
управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской
империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного
самоуправления и судебная.
Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября
1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные
законы - конституционные законы России. Советское право 1917-1953 гг.
Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор.
Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право
1954-1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административнокомандной системы управления. Рост правонарушений. Начало
правозащитного, диссидентского движения.
Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого
социализма». Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР.
Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной
экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы
финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие
Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного
кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политикоправовой» подходы к рассмотрению сущности государства.
Признаки и функции государства. Форма правления, форма
государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты
права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение
права.
Формы реализации (источники) права.
Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона.
Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав
человека.
Тема 3. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его
принципы
и
источники.
Конституционная
система.
Понятие
конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х гг.
Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая
характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Основы
конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции.
Российская Федерация - демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления. Социальное государство.
Светское государство.
Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный
народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъекты
осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации.
Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.
Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ.
Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы
государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и
гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения
полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в
европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты
Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума, их
состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат.

Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок
принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок
формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение
полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды
субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели.
Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции
прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения.
Муниципальная
собственность.
Самостоятельность
местного
самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование
местного самоуправления.
Тема 4. Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение
Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения
философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание
Международного Билля о правах человека. Виды международных
документов о правах человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод
людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом.
Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право
на свободу мысли, совести и религии. Политические права. Право на свободу
убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно
или через посредство избранных представителей. Экономические,
социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на
социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической,
социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор
работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в
культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Итоговое повторение
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАВО
11 КЛАСС
Тема 5. Избирательное право

Избирательные права граждан. Активное избирательное право.
Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов.
Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные
избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Тема 6. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ,
его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие
обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды
договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды
собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы
приобретения права собственности. Приватизация. Защита права
собственности.
Прекращение
права
собственности.
Гражданская
правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным
или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних.
Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды
предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение
и возмещение вреда.
Тема 7. Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система
налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика.
Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог.
Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение
от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Тема 8. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие
семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия
его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов.
Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор.
Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение
родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Тема 9. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые
правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой
договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора.
Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного
договора. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере.
Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана

труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов
об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым
спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего
трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность
работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 10. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное
правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ
об
административных
правонарушениях.
Административные
правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел
об административных правонарушениях.
Тема 11. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского
уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие
преступления.
Состав
преступления.
Категории
преступлений.
Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив
преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная ответственность.
Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные
и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 12. Основы судопроизводства
Процессуальное право: гражданский, уголовный, арбитражный
процесс. Административная юрисдикция. Конституционный процесс.
Тема 13. Правовая культура
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути
совершенствования правовой культуры.
Урок обобщения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать
в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение

к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов
и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы
на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной
подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной
программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного
профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно
обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией
Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся
глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа
и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования,
характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных реалий;

сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать
информацию:
теории,
концепции,
факты,
имеющие
отношение
к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез
и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике
общественных наук.
Требования к предметным результатам освоения базового курса права
должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства,
его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права,
законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической
ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской
Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах
правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах
судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов
правовыми способами;
6)
сформированность
основ
правового
мышления
и антикоррупционных стандартов поведения;
7) сформированность знаний об основах административного,
гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой
основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания
для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия
законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой
информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных
ситуациях.
Выпускник на базовом уровне научится:

опознавать и классифицировать государства по их признакам,
функциям и формам;

выявлять элементы системы права и дифференцировать
источники права;


характеризовать
нормативно-правовой
акт
как
основу
законодательства;

различать виды социальных и правовых норм, выявлять
особенности правовых норм как вида социальных норм;

различать субъекты и объекты правоотношений;

дифференцировать правоспособность, дееспособность;

оценивать
возможные
последствия
правомерного
и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;

оценивать собственный возможный вклад в становление
и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

характеризовать
Конституцию
Российской
Федерации
как основной закон государства, определяющий государственное устройство
Российской Федерации;

осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской
Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических
ценностей и правопорядка;

формулировать особенности гражданства как устойчивой
правовой связи между государством и человеком;

устанавливать
взаимосвязь
между
правами
и обязанностями гражданина Российской Федерации;

называть элементы системы органов государственной власти в
Российской Федерации;

различать
функции
Президента,
Правительства
и Федерального Собрания Российской Федерации;

выявлять особенности судебной системы и системы
правоохранительных органов в Российской Федерации;

описывать
законодательный
процесс
как
целостный
государственный механизм;

характеризовать избирательный процесс в Российской
Федерации;

объяснять на конкретном примере структуру и функции органов
местного самоуправления в Российской Федерации;

характеризовать и классифицировать права человека;

объяснять основные идеи международных документов,
направленных на защиту прав человека;


характеризовать
гражданское,
семейное,
трудовое,
административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли
российского права;

характеризовать субъектов гражданских правоотношений,
различать
организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности;

иллюстрировать
примерами
нормы
законодательства
о защите прав потребителя;

иллюстрировать примерами особенности реализации права
собственности,
различать
виды
гражданско-правовых
сделок
и раскрывать особенности гражданско-правового договора;

иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой
ответственности;

характеризовать права и обязанности членов семьи;

объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;

характеризовать
трудовые
правоотношения
и дифференцировать участников этих правоотношений;

раскрывать содержание трудового договора;

разъяснять
на
примерах
особенности
положения
несовершеннолетних в трудовых отношениях;

иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых
споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;

различать
виды
административных
правонарушений
и описывать порядок привлечения к административной ответственности;

дифференцировать виды административных наказаний;

дифференцировать виды преступлений и наказания за них;

выявлять
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;

различать права и обязанности налогоплательщика;

анализировать
практические
ситуации,
связанные
с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения;

различать
гражданское,
арбитражное,
уголовное
судопроизводство,
грамотно
применять
правовые
нормы
для разрешения конфликтов правовыми способами;


высказывать
обоснованные
суждения,
основываясь
на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;

различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

различать предмет и метод правового регулирования;

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина,
общества и государства;

различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией
Российской Федерации и в рамках других отраслей права;

выявлять особенности референдума;

различать основные принципы международного гуманитарного
права;

характеризовать основные категории обязательственного
права;

целостно описывать порядок заключения гражданско-правового
договора;

выявлять способы защиты гражданских прав;

определять ответственность родителей по воспитанию своих
детей;

различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые
споры правовыми способами;

описывать порядок освобождения от уголовной
ответственности;

соотносить налоговые правонарушения и ответственность за
их совершение;

применять правовые знания для аргументации собственной
позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных
актов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

1

Вводный урок.

1

2

Происхождение государства и права

1

3

Право Древнего мира

1

4

Право средневековой Европы

1

5

Становление права Нового времени

1

6

Российское право в ХIХ – начале ХХ в.

1

7

Советское право в 1917 – 1953 гг.

1

8

Советское право в 1954 – 1991 гг.

1

9

Современное российское право. Воинская обязанность, альтернативная
гражданская служба.

1

10

Повторение по теме «Из истории государства и права»

1

11

Государство, его признаки и формы

1

12

Понятие права. Правовая норма. Источники права.

1

13

Понятие и признаки правового государства

1

14

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

1

15

Право и другие сферы общества

1

16

О российской философии права

1

17

Повторение по теме «Вопросы теории государства и права»

1

18

Понятие конституции, ее виды.

1

19

Конституционализм. Конституция в России

1

20

Общая характеристика Конституции РФ

1

21

Основы конституционного строя. Конституционное судопроизводство

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

22

Гражданство в РФ

1

23

Федеративное устройство

1

24

Президент Российской Федерации

1

25

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

1

26

Законотворческий процесс в Российской Федерации

1

27

Правительство РФ

1

28

Судебная власть в РФ. Прокуратура

1

29

Местное самоуправление

1

30

Повторение по теме «Конституционное право»

1

31

Права и свободы человека и гражданина

1

32

Международные договоры о правах человека

1

33

Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права:
честь, достоинство, имя

1

34

Итоговое повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

1

Повторение: теория и история государства и права, конституционное
право, права человека.

1

2

Избирательное право

1

3

Избирательные системы

1

4

Урок повторения и систематизации знаний по теме «Избирательное
право»

1

5

Гражданское право: понятие и источники. Субъекты гражданского права

1

6

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права
несовершеннолетних

1

7

Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий

1

8

Право собственности

1

9

Наследование. Страхование

1

10

Обязательственное право. Споры, порядок их рассмотрения.
Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы
гражданского процесса.

1

11

Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и
возмещение вреда

1

12

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит

1

13

Виды налогов

1

14

Налогообложение юридических лиц

1

15

Налоги с физических лиц

1

16

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

1

17

Понятие и источники семейного права

1

18

Брак, условия его заключения.

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

19

Права и обязанности супругов. Правовое регулирование отношений
супругов

1

20

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека
(попечительство)

1

21

Понятие и источники трудового права

1

22

Коллективный договор. Трудовой договор.

1

23

Рабочее время и время отдыха

1

24

Оплата труда. Охрана труда

1

25

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

1

26

Понятие и источники административного права. Административные
правонарушения

1

27

Административные наказания.

1

28

Понятие и источники уголовного права. Принципы уголовного права

1

29

Преступление. Уголовная ответственность. Наказание

1

30

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)

1

31

Правовая культура и правосознание.

1

32

Совершенствование правовой культуры

1

33

Повторительно-обобщающий урок по темам

1

34

Урок обобщения

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Вводный урок.

1

2

Происхождение государства и права

1

3

Право древнего мира

1

4

Право средневековой Европы

1

5

Становление права нового времени

1

6

Российское право в ХIХ – начале ХХ в.

1

7

Советское право в 1917 – 1953 гг.

1

8

Советское право в 1954 – 1991 гг.

1

9

Современное российское право. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

1

10

Повторение по теме «Из истории государства и права»

1

11

Государство, его признаки и формы

1

12

Понятие права. Правовая норма. Источники права.

1

13

Понятие и признаки правового государства

1

14

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

1

15

Право и другие сферы общества

1

16

О российской философии права

1

17

Повторение по теме «Вопросы теории государства и права»

1

18

Понятие конституции, ее виды.

1

19

Конституционализм. Конституция в России

1

20

Общая характеристика Конституции РФ

1

21

Основы конституционного строя. Конституционное судопроизводство

1

22

Гражданство в РФ

1

23

Федеративное устройство

1

24

Президент Российской Федерации

1

25

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

1

26

Законотворческий процесс в Российской Федерации

1

27

Правительство РФ

1

28

Судебная власть в РФ. Прокуратура

1

29

Местное самоуправление

1

30

Повторение по теме «Конституционное право»

1

31

Права и свободы человека и гражданина

1

32

Международные договоры о правах человека

1

33

Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя

1

34

Итоговое повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

11 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Повторение: теория и история государства и права, конституционное право, права человека.

1

2

Избирательное право

1

3

Избирательные системы

1

4

Урок повторения и систематизации знаний по теме «Избирательное право»

1

5

Гражданское право: понятие и источники. Субъекты гражданского права

1

6

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

1

7

Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий

1

8

Право собственности

1

9

Наследование. Страхование

1

10

Обязательственное право. Споры, порядок их рассмотрения. Гражданское процессуальное право.
Основные правила и принципы гражданского процесса.

1

11

Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда

1

12

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит

1

13

Виды налогов

1

14

Налогообложение юридических лиц

1

15

Налоги с физических лиц

1

16

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

1

17

Понятие и источники семейного права

1

18

Брак, условия его заключения.

1

19

Права и обязанности супругов. Правовое регулирование отношений супругов

1

20

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

1

21

Понятие и источники трудового права

1

22

Коллективный договор. Трудовой договор.

1

23

Рабочее время и время отдыха

1

24

Оплата труда. Охрана труда

1

25

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

1

26

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

1

27

Административные наказания.

1

28

Понятие и источники уголовного права. Принципы уголовного права

1

29

Преступление. Уголовная ответственность. Наказание

1

30

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)

1

31

Правовая культура и правосознание.

1

32

Совершенствование правовой культуры

1

33

Повторительно-обобщающий урок по темам

1

34

Итоговое повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Учебно-методический комплекс:
Учебник:
 Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл.
уровень/; под ред. А.Ю. Лабезниковой и др. – М.: Просвещение, 2019. – 355 с.
 Право. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл.
уровень/; под ред. А.Ю. Лабезниковой и др. – М.: Просвещение, 2019. – 355 с.
Литература для учителя:
1. Правоведение. 10-11 классы / А.Ф. Никитин. Базовый уровень. М.:
Просвещение, 2012.
2. Правовое образование: организация внеурочной работы. Сборник
материалов. М.: Новый учебник, 2010.
3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная
энциклопедия практического права. СПб., 2014.
4. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. –
М.: Просвещение, 2006
Литература для обучающихся:
1. А.В. Ильин. Из истории права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2014.
2. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. Основы государства и права 10-11
класс. - М.: Просвещение. 2012.
3. А.Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.
4. В.О. Мушинский. Обществознание 10 класс. М.: Просвещение,
2014.
5. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч.
- М.: Просвещение, 2015.
6. Кодексы РФ.
7. Юридические справочники, словари, энциклопедии.
8. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007 г
Образовательные Интернет-ресурсы:
http://www.1sentember. ru
http://www.uroki.ru http://www.metodiki.ru
http://www.school-collection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».