Приложение 12 РП Русский фольклор

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»

Рабочая программа учебного курса
«Русский фольклор»
для обучающихся 2-4 класса

Талица
2025

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
CОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
3 КЛАСС
4 КЛАС

2
2
3
4
5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
3КЛАСС
4 КЛАСС
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6

I.
II.

9
10
11
12

1

I. Пояснительная записка
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря
которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к
национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений,
своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и
Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей
сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих
законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о
необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о
творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовноэстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новые.
Исключительная роль традиционного культурного наследия в решении
задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего
поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные
интонации, органичная традиционная пластика – все это способствует
воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное
отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов. Освоение фольклорного материала формирует представления обучаемых о
народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает
эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное
мышление, фантазию, помогает активизировать самые разнообразные
творческие проявления детей. Естественность и органичность звуковой
палитры народных попевок дают возможность достаточно быстро наладить
координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте
интонирования. Упражнения в выразительном, четком, эмоционально ярком
произнесении, пропевании народно - поэтических текстов развивают голос,
повышают речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру
чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только
существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее
передать и, в конечном счете, освоить национальный характер
самовыражения.
Актуальность программы
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к
народной культуре. Программа «Русский фольклор» даёт возможность
учащимся усваивать
духовный опыт поколений, через приобщение
учащихся к народному творчеству,
а также способствует развитию
моральных и патриотических качеств личности:
-воспитание уважения к русской народной музыке;
-воспитание чувства патриотизма;
-воспитание всесторонних духовных качеств.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

Содержание программы ориентировано на обучение русскому
музыкальному и поэтическому фольклору. Программа направлена на
освоение основ общих знаний и исполнительских творческих навыков,
2

связанных с изучением народных примет, обычаев, загадок, песен и
поговорок разных регионов России. Раскрывая особенности русского
фольклора, программа служит углубленному изучению предмета
параллельно с предметами "Музыка"
2 КЛАСС
Второй год обучения - особое внимание уделяется речевой интонации. У
детей развиваются навыки выразительного интонирования. В центре
внимания элементы драматургии в народных песнях. Приобретается навыки
«разыгрывания» простейших композиций из песен. Развивается
коллективные и индивидуальные формы исполнения. У детей расширяется
голосовой диапазон вверх и вниз.
Тема «Мир фольклора — мир народной мудрости
Осенняя песня-закличка. Повторение любимых песен, игр, считалок,
загадок.
«Осень — перемен восемь»
Встреча осени. Осенние приметы. Песни. Игры. Сказки. Докучная сказка.
Пословицы. Поговорки. Загадки. Считалки. Скороговорки.
Край мой древний – земля Уральская
Беседа о Новгороде, новгородской области место расположения, работа по
карте.
Славяне – песенный народ.
Древние славяне. Язычество древних славян. Мифы: Небо.Солнце.Заря.
Основные компоненты женского и мужского костюма на Урале.
Женский костюм. Женские головные уборы. Мужской костюм. Отношение
к одежде.
Практические занятия: рефераты, рисунки. Отличие праздничного
народного костюма от повседневного.
Тема «Здравствуй, гостья Зима!»
Предзимье и его приметы. Зимние заклички. Заедки. Считалки. Пословицы
и поговорки. Песни. Игры. Хороводы. Колыбельные. Подготовка к Зимним
Святкам. Колядки.
Игровая культура
Виды игрового фольклора – считалки, игровые песни, приговорки. Их
характеристика.
Потешный фольклор – творчество взрослых и детей, не связанное рамками
места и времени действия. Виды потешного фольклора: скороговорки,
молчанки,
голосянки,
прибаутки,
небылицы-перевертыши.
Общерусские и местные варианты игрового и потешного фольклора. Его
творчески развивающая и художественно-эстетическая ценность.
Декоративно-прикладное искусство
Богородская игрушка, Городецкая игрушка. Выражение в народном
творчестве любования окружающей природы. Разучивание песен о природе,
игр. Практические занятия изготовления рисунков и поделок.
Искусство уральских мастериц.
Разучивание песен о природе, игр. Практические занятия изготовление
рисунков и поделок.
3

Тема «Не пугай, зима, весна придет!»
Зимние приметы. Святочные игры. Песни. Зимние забавы и заклички.
Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Масленица. Масленские
песни. Предвесенье. Весенние заклички. Игры.
Знакомство с зимними обрядовыми песнями. Прослушивание и просмотр
записей фольклора. Посещение фольклорных праздников. Разучивание
музыкального материала.
Тема Весна-красна нам добра принесла!»
Приметы весны. Хороводы. Трудовая. Песни-игры. Загадки. Считалки.
Пословицы и поговорки. Скороговорки. Докучная сказка. Перевертыши.
Народные ремёсла и промыслы. Весенние обрядовые песнихороводы.
Крестьянские ремёсла. Мужские и женские профессии.
Обработка льна.
Постановка сценок и обрядовых песен.
Работа над ролью, индивидуальная работа. Мастерство актера. Работа над
образом героя. Репетиции.
Выставки работ и итоговый концерт
Выставка для учащихся и родителей любимых рисунков и поделок
выполненных в
течении учебного года.
Подведение итогов работы что получилось и что можно улучшить в
следующем учебном году.
3 КЛАСС
Третий год обучения - расширяется круг знаний о календарных обрядах
и песенных жанрах обрядового фольклора. Инновационной практикой в
программе являются обрядовые и игровые песни. Активизируется
коллективные и индивидуальные формы исполнения песен. Развивается
подвижность голоса. Особое внимание уделяется двухголосному пению.
Тема «Где песня льется, там легче живется
Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов.
Народные инструменты (по выбору учителя). Свадебные игры с куклами.
Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки.
Скороговорки.
Семейно -бытовые обряды.
Жизненный круг. Свадебные обряды. Погребение. Копилка народной
мудрости.
Разучивание праздничных обрядовых песен.
Работа с детьми над постановкой сценки. Разучивание игры.
Ярмарка. Ярмарочные песни-игры.
Народное гулянье. Праздничная ярмарка. Как проводили. Роль детей в
ярмарочном гулянье. Ярмарочные песни.
«Беседа дорогу коротает, а песня — работу»
Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни, Игры. Загадки.
Пословицы и поговорки. Скороговорки. Народные инструменты.
«Были бы песни — будут и пляски
4

Зимние приметы. Песни-игры. Народные инструменты. Загадки. Шуткиприбаутки и небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам.
«Куда запевала, туда и подголоски»
Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шуткиприбаутки. Небылицы. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Народные
инструменты.
Декоративно прикладное искусство.
Дымковские игрушки. Характерные гамма красок дымковской росписи:
синий (ультрамарин), оранжевый (сурик), желтый (хром), зеленый (крон
зеленый), малиновый (фуксин), коричневый, черный (сажа). Лепка игрушек
"барыни" из отдельных деталей.
Искусство уральских мастериц.
Лепка игрушек "барыни" из отдельных деталей.
«Добро того учит, кто слушает»
Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки.
Скороговорки. Загадки. Народные инструменты.
«Все в свой прок»
Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички.
Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни.
Верования и поверья.
Примета. Христианская вера. Ангел. Ведьма. Водяной. Домовой. Дрёма.
Знахари. Кикимора.
Колдун. Леший. Молитва. Плотник. ребёнок.
Итоговое занятие. Выставка лучших работ.
Подведение итогов работы за учебный год.
4 КЛАСС
Четвертый год обучения - дается общее понятие о «народном бытие»,
об отражении в песенном фольклоре всех сторон народного бытия.
Инновационная деятельность заключается в введении в содержание
программы семейных обрядов. В центре внимания – поэтический строй
русский народных песен: яркость и конкретность художественных образов.
У детей закрепляются навыки кантиленного пения и цепного дыхания,
совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и
исполнительной деятельности.
Курс разбит на блоки, каждый из которых преследует конкретные цели. В
процессе обучения теоретический и практический материалы блоков могут
перемещаться или чередоваться.
Тема «Всему свое время»
Время и ритм в народных песнях и танцах. Календарные. Хороводные.
Плясовые. Колыбельные. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Приметы
народного календаря.
Урал. Творческое наследие.
Песни, сказы, промыслы
Тема «Песня поется не как придется, а надо лад знать»

5

Характерные интонации песен различных регионов России: Западного,
Южного, Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и
поговорки. Приметы народного календаря.
«Где святые Пётр и Павел – тут и Талица»
Православный храм. Предание о знамении. Граффити софийского собора.
Мир русского монастыря.
Тема «Какова песня, таковы и слова»
Песни святочного гадания. Хороводные. Игровые. Свадебные.
Колыбельные. Лирические. Пословицы н поговорки. Приметы народного
календаря.
Постановка сценок и Уральских сказов.
История изучения новгородских сказок. Знаменитые собиратели.
Постановка сценок и сказок.
Тема «Какова погодка — такова и пляска»
Инструментальные наигрыши и пляски. Хороводные. Плясовые. Строевые.
Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря.
Разучивание хороводных плясовых песен.
Хороводные. Плясовые. Строевые. Пословицы и поговорки. Приметы
народного календаря.
Декоративно прикладное искусство.
Гжель. Уральские узоры. Отличие. Знакомство с национальными
традициями
украшения
тканей.
Образно-выразительный
язык
декоративного искусства: языческие знаки, символика солнца. Украшение
тканей различными способами. Набивка. Вышивка. Ритм - повтор мотива в
орнаменте.
Кружево - ажурный орнамент, полученный путем переплетения нитей.
Мотивами кружева обычно служат растения с плавными контурами.
Итоговое занятие. Выставка. Концерт.
Список вокально-хорового репертуара:
«Аленький наш цветок», «Гори, гори ясно», «В синем море океане»,
«Осень, осень в гости просим», «Кто у нас хороший», попевки.
«Жнём», «Сидит дед на меже», « Шла утица», «Колыбельные».
«Вью, вью», «Сидит Дрёма», «Ты река ль моя», «Было у матушки»,
«Блины»,
«Весна –весница», «Во поле берёза стояла». Кони запряжёны», «Сею –
вею»
«Масоедница», «А мы просо сеяли». «У медведя во бору», «Ой,
морозушка – мороз», «Жил был у бабушки серенький козлик», «Калинкамалинка»,
«Кто у нас хороший»игра, «Мышка», «Серпы золотые»,
«Осень», «Стоит в поле теремок», «Где был Иванушка», «Посадил дед
репку», «Земляничка – ягодка», «коляда», «Жил да был Ермил», «Баюбаю-баю», «Как у нашего-то Вани», «Идёт матушка весна»
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР»
Фольклор — как способ самореализации — создает наиболее оптимальные
условия для раскрепощения, снятия стрессов, самовыражения, внутренней
6

свободы человека, способствует восстановлению и гармонизации всех
структур психики, в том числе и сенсорной интеграции, улучшая тем самым
качество жизни человека. Фольклор помогает обеспечить условия для
развития интеллекта, чувств и отношений, позитивного отношения к миру,
позволяющего понимать мир и находить в нем свое место. Благодаря этому
обучающиеся обретают уверенность в собственных силах и успешно
адаптируется в современном обществе.
Целью является формирование учащегося, способного к полноценному
восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры
человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи определены её целью и связаны как с познавательноисполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической
функцией фольклора:
·Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;
·Дать знания о различных видах народного творчества;
·Развивать практические навыки эффективного использования народного
творчества на основе интеграции разных видов художественно-творческой
деятельности;
·Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус,
художественно
-развивать познавательные психические свойства личности (мышление,
внимание, память, воображение, пространственное восприятие, сенсорную
координацию);
-формировать метапредметные умения;
- воспитывать уважительное отношение к людям.
творческие способности в процессе художественной деятельности.
Для успешной реализации поставленной цели выделены следующие
условия:
Приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности:
игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной,
культурно-досуговой, которые могут при условии их оптимальной
организации обеспечить всестороннее развитие ребёнка, создать обстановку
эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным
содержанием.
Личностные
1. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы: - чувство гордости за свою Родину российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, - умение
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности; - умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности; - мотивы учебной
деятельности и личностного смысла учения; - этические чувства
доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; - музыкально эстетического чувства, проявляющие себя в эмоционально- ценностном
7

отношении к народному творчеству, понимании его функций в жизни
человека и общества. Младшие школьники получат возможность для
формирования: - овладения способностями принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных
формах и видах музыкальной деятельности; - освоения способов решения
проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения. - продуктивного сотрудничества (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально- творческих задач на
уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально- эстетической
деятельности;
2. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся
научатся: - понимать о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии - воспринимать народную музыку и выражать своё
отношение к музыкальным произведениям; - эмоционально и осознанно
относиться к фольклору, понимать его содержание, интонационно-образный
смысл произведений. Младшие школьники получат возможность научиться:
8 - знать основные праздник народного календаря; -знать заклички, песни,
игры, поговорки, пословицы, загадки, небылицы, скороговорки; -исполнять
пройденные песни, самостоятельно находить к ним варианты; -выполнять
игровые, хороводные движения, элементы традиционной пляски; выразительно произносить традиционный текст; -играть на простейших
шумовых инструментах; -рассказывать о своих впечатлениях от
пройденного материала.
3. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся
научатся: - органичному единству слова, напева, игры, танца и
инструментальной музыки, находящему свое отражение в эмоционально –
чувственном строе осваимоего материала. - активизировать формы
творческой и исполнительской деятельности детей. Младшие школьники
получат возможность научиться: - действовать соответственно
общепринятым коллективным правилам. - расширить начальные знания
традиционной народной культуры. - формировать и закреплять простейшие
исполнительско – творческие навыки.
4. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся
научатся: - первоначальному опыту осуществления совместной
продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь,
доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и
взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; Младшие
школьники получат возможность для формирования: - общего
представления об основных средствах выразительности родного
музыкального, музыкально – пластического языка. В центре внимания –
ритм и ритмоинтонации, диалектные, тембровые и эмоционально –
энергетические .
Метапредметные
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных творческих задач на занятиях , во
внеурочной и внешкольной деятельности;
8

 опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида
общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе.
Предметные:
 Понимать основные понятия темы: фольклор,
обряд, обрядовый
фольклор,
календарно-обрядовая поэзия её взаимосвязь религиозными
представлениями народа;
 основные жанры фольклора, их особенности;
 иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян;
 знать героев мифов древних славян, основные русские календарные
праздники и уметь рассказывать о них;
 особенности и исторические предпосылки возникновения жанра былин;
 происхождение и природу загадок;
 народные осенние, зимние, весенние и летние приметы;
 несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц,
сказок.


.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс(34часа)
№

Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

«Мир фольклора — мир народной мудрости
Мир фольклора — мир народной мудрости
«Осень — перемен восемь»
«Осень — перемен восемь»
«Осень — перемен восемь»
Край мой древний – земля Уральская
Край мой древний – земля Уральская
Славяне- песенный народ
Славяне- песенный народ
Основные компоненты женского и мужского костюма
на Урале.
Основные компоненты женского и мужского костюма
на Урале.
«Здравствуй, гостья Зима!
«Здравствуй, гостья Зима!
«Здравствуй, гостья Зима!
Игровая культура
Игровая культура
Декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство.
Искусство уральских мастериц.
Искусство уральских мастериц.
«Не пугай, зима, весна придет!»
«Не пугай, зима, весна придет!»
Знакомство с зимними обрядовыми песнями.
Знакомство с зимними обрядовыми песнями.
Весна-красна нам добра принесла!»
Весна-красна нам добра принесла!»

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

Весна-красна нам добра принесла!»
Народные ремёсла и промыслы. Весенние обрядовые
песни-хороводы.
29.
Народные ремёсла и промыслы. Весенние обрядовые
песни-хороводы.
30.
Постановка сценок и обрядовых песен
31.
Постановка сценок и обрядовых песен
32.
Постановка сценок и обрядовых песен
33.
Выставки работ и итоговый концерт
34.
Выставки работ и итоговый концерт
Всего:
3класс(34часа)
27.
28.

№

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Где песня льется, там легче живется»
«Где песня льется, там легче живется»
«Где песня льется, там легче живется»
Семейно бытовые обряды.
Семейно бытовые обряды.
Разучивание праздничных обрядовых песен.
Разучивание праздничных обрядовых песен.
Разучивание праздничных обрядовых песен.
Ярмарка. Ярмарочные песни-игры.
Ярмарка. Ярмарочные песни-игры.
Ярмарка. Ярмарочные песни-игры.
«Беседа дорогу коротает, а песня — работу»
«Беседа дорогу коротает, а песня — работу»
«Беседа дорогу коротает, а песня — работу»
«Были бы гости — будут и пляски»
«Были бы гости — будут и пляски»
«Были бы гости — будут и пляски»
«Куда запевала, туда и подголоски»
«Куда запевала, туда и подголоски»
«Куда запевала, туда и подголоски»
Декоративно прикладное искусство.
Декоративно прикладное искусство.
Искусство уральских мастериц.
Искусство уральских мастериц.
«Добро того учит, кто слушает»
«Добро того учит, кто слушает»
«Добро того учит, кто слушает»
«Все в свой прок»
«Все в свой прок»
Верованье и поверья
Верованье и поверья
Верованье и поверья
Итоговое занятие. Выставка лучших работ.
Итоговое занятие. Выставка лучших работ.
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
34
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

10

4 класс(34часа)
№
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

«Всему свое время»
«Всему свое время»
«Всему свое время»
Урал. Творческое наследие.
Урал. Творческое наследие.
Урал. Творческое наследие.
«Песня поется не как придется, а надо лад знать»
«Песня поется не как придется, а надо лад знать»
«Песня поется не как придется, а надо лад знать»
«Где святые Пётр и Павел – тут и Талица»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

«Где святые Пётр и Павел – тут и Талица»

1

12
13
14
15
16
17

«Где святые Пётр и Павел – тут и Талица»
«Какова песня, таковы и слова»
«Какова песня, таковы и слова»
«Какова песня, таковы и слова»
Постановка сценок и Уральских сказов.
Постановка сценок и Уральских сказов.

1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22

Постановка сценок и Уральских сказов.
«Какова погодка — такова и пляска»
«Какова погодка — такова и пляска»
«Какова погодка — такова и пляска»
Разучивание хороводных плясовых песен.

1
1
1
1
1

23

Разучивание хороводных плясовых песен.

1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Разучивание хороводных плясовых песен.
Декоративно прикладное искусство
Декоративно прикладное искусство
Декоративно прикладное искусство
Искусство уральских мастериц.
Искусство уральских мастериц.
Искусство уральских мастериц.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие.
Выставка. Концерт.
Выставка. Концерт.
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Список литературы
1. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. Москва.
Издательский центр «Академия» 1998 г.
2.Музыкальные занятия с детьми. Пособие для педагогов. Сугоняева Е.Э.
Ростов - на - Дону «Феникс» 2002 г.
3.Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для
преподавателей ДМШ.-Ростов н / Д: Феникс, 2002 г.
11

4.Музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», ООО «ЭТРОЛ»,
ООО «Гамма Пресс 2000», 2005 г. Образцова Т.Н.
5.Музыкальное развитие детей. Ч. В 2 ч. - М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
1997 г.Ч.1; Ч.2.
6. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Пособие для родителей и педагогов.
Ярославль: «Академия развития» 1997 г.
7. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.
Учебное издание. Сергеева Г.П. Издательский центр «Академия», 2000 г.
8. Развитие музыкальных способностей. Пособие для родителей и педагогов.
Ярославль: «Академика развития» 1997 г.
9. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1994.
(Репринт издания 1869 г.)
10. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М., 1995.
11. Григорьев М. Народные игры и традиции в России: Метод. Пособие. М.,
1991.
12. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991.
13.Круглый год: Русский земледельческий календарь. / Сост. А. Ф. Некрылова.
М., 1991.
14.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
15.Науменко Г.М. Этнография детства. М., 1998.
16.Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994.
17.Потешки. Считалки. Небылицы. / Сост. А.Н. Мартынова. М., 1997.
18.Русские народные пословицы и поговорки./ Сост. Ю. Круглов. М., 1990.
19.Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. СПб., 1999.
20.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».