Приложение 15 РП Основы этики 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»

Рабочая программа учебного предмета
«Основы этики»
для обучающихся 5-9 класса

Талица
2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
1
II.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
CОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
6 КЛАСС
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
6 КЛАСС
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
.
СИСТЕМА ОЦЕКИ ДОСТИЖЕНИЙ
5 КЛАСС
6 КЛАСС
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
6 КЛАСС
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Основы этики» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта (вариант 1) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный

предмет

«Этика»

является

частью,

формируемой

участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету Основы этики» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часа в год (1 час в неделю). В 6 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). В 7 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю). В 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в
год (1 час в неделю). В 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часа в год (1 час в неделю)
ФАООП УО (вариант1) определяет цель и задачи курса «Основы
этики».
Цель: обучение определенным нравственным знаниям, нормам,
навыкам для компетентной личности обучающегося, воспитанника в
социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными
психофизическими возможностями здоровья.
Задачи обучения:
–
Ознакомление с понятиям и нравственность, добро, совесть,
трудолюбие;
– Ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового режима,

культурного поведения;
– побуждение воспитанников к самопознанию и самовоспитанию,
формирование мотивов самопознания и самовоспитания;
– формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки;
– формирование веры в свои силы, возможность стать лучше;
-формирование моделей поведения при вступлении в

различные

социально-общественные отношения (семейные, социальные, трудовые).
- формирование умения составлять деловые письма, подписывать
конверты, открытки, поздравления, писать заявления, автобиографию,
анкету, расписку и другие тексты делового стиля.

I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью. Готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит
использованию знаний в различных ситуациях.
Введение. Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни
человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое
время (обзорно, на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные понятия этики.
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во
спасение».

Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не

нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку,
чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как

проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое
время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер,
отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера
человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки
доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика).Проявления
доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных
ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного
опыта: «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др.
Этика родительских отношений.
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в
семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др.
(общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и
родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей
с ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество),
попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили
отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля
отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую
жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями.
Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких,
внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.
Этика межличностных отношений
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба.
Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и
отношений в коллективе.

Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение,

доверие и

преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы
дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружбакомпанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их
возникновения, способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий
«любовь» и «счастье».
Разные представления о счастье у разных людей: материальный
достаток; карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола.
Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное
воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие
поступки непростительны для человека.
Этика межличностных отношений.
Шаги в самостоятельной жизни. Социальные роли. Взаимопомощь в
семье.
Ответственность, общность взглядов детей и родителей.
Взаимоотношения с родителями. Материальная и духовная связь с
родителями.
Экономика и быт. Потребности семьи. Организация и ведение
домашнего хозяйства.
Этика производственных (деловых) отношений
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила
ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и
невербального общения. Деловой стиль одежды.
II.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) формирование уважительного отношения к старшему поколению
5) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
6)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
7)

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
8) владение навыкам и коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
9) способность к осмыслению и дифференциации картины мира,
своеевременно-пространственной организации;
10) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
11) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
12) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в

разных социальных ситуациях;
13) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
14) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;

15) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
– представление о некоторых этических нормах;
– высказывать

свое отношение к поступкам героев литературных

произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других
людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и
правилах;
– признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения.
Достаточный уровень:
–

аргументировано

оценивать

поступки

героев

литературных

произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других
людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и
правилах;
– понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
– вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать
свою

позицию,

соблюдать

этику

взаимоотношений

в

процессе

взаимодействия с разными людьми.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов- нет фиксируемой динамики;

 1балл-минимальная динамика;
 2балла-удовлетворительная динамика;
 3балла-значительная динамика.
По способу предъявления - устные, письменные, практические.
По

характеру

выполнения

-

репродуктивные,

продуктивные,

творческие.
При оценке устных ответов по этике принимаются во внимание:
 правильность

ответа

по

содержанию,

свидетельствующая

об

осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Текущий контроль по предмету «Этика» в 5–9 классах осуществляют
в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке
устных ответов используют следующие оценки:
Оценка «5» — обучающийся отвечает на вопросы и передаёт
содержание последовательно;
Оценка «4» — обучающийся полно и правильно отвечает, допускает 1–
2 ошибки при ответе, неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя;
Оценка «3» — обучающийся допускает 3–4 ошибки при ответе,
отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью
учителя;
Оценка«2»—оценка не ставится.

4.1. Календарно – тематическое планирование 5 класс
№
п.
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия

Кол. час.

Форма

Введение. Что такое этика.
Этика - наука о правилах поведения
Роль этических норм и правил в жизни человека.
Правила хорошего тона
Правила поведения в школе
Правила общения для всех
Добро и зло.
Представления людей о добре и зле: что такое добро, как
проявляется зло.
Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое
время.

1
1
1
1
1
1
1
1

Урок
Урок
Урок
Урок-игра
Урок-игра
Урок
Урок
Урок

1

Урок

Уважительное отношение к старшему поколению
Культура общения в общественных местах. Поведение в
общественном транспорте.
Поведение в театре, кино, цирке, на концерте.
Поведение в поликлинике, в магазине.
Что такое этикет. Знакомство
Правила общения в гостях
Поведение за столом.
У тебя в гостях друг. Поведение в гостях.
Ролевая играв “гости”.
Честность. Что значит быть честным.
Честность и ложь. «Ложь во спасение».
Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду.
Семья. Что такое семья.
Семья в жизни человека.
Место и роль ребенка в семье.
Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др.
(общность взглядов, привычек, традиций и т. п.).
Родственники и родственные отношения.
Ролевые и социальные функции членов семьи.
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку.
Как возникает дружба.
Для чего человеку нужна дружба.
Что такое дружба, товарищество.
Различие дружеских отношений и отношений в
коллективе.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей.
Причины их возникновения, способы разрешения.
Типы дружеских отношений.
Обобщающий урок
Всего:

1
1

Урок
Урок-игра

1
1
1

Урок-игра
Урок-игра
Урок
Урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Урок-игра
Урок-игра
урок
Урок-игра
Урок-игра
Урок
Урок
Урок
Урок

1
1
1
1
1
1
1

Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок

1

Урок-игра

1
1
34

Урок
Урок

4.2. Календарно – тематическое планирование 6 класс
№
п.
п
1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Введение.
Роль этических норм и правил в жизни человека.
История происхождения некоторых этических правил
Доброжелательность как черта характера человека.
Что значит быть доброжелательным человеком: внешние
признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса,
мимика).
Влияние добрых или неправильных поступков человека на
его характер, отношение к нему других людей.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Правила этикета сохраняют достоинство человека.
Внешний вид. “О чем говорит твой портфель”
Искусство одеваться. Мода.
Гигиена одежды.
Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и
внутренняя.
Поведение за столом.
Сервировка стола к праздничному обеду.
Красота этикета
Дружба. Отношения товарищества
Когда и как возникают дружеские связи. Для чего
человеку нужна дружба.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие
и преданность – основа настоящей дружбы.
Этические правила в отношениях друзей друзьямальчики, друзья-девочки
Уважительное отношение к старшему поколению
Значение родителей в жизни ребенка.
Ребенок в жизни семьи.
Правила поведения в семье, родными и близкими.
Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа
прочных отношений в семье.
Конфликты с родителями.
Простые нравственные истины
Человек рожден для добра
Милосердие закон жизни
Жить во благо себе и другим
Деловой этикет.
Правила делового разговора по телефону.
Правила составления деловых писем,
Подписание конвертов, открыток.
Составление поздравлений
Обобщающий урок
Всего:

Кол. час.

Форма

1

Урок

1
1
1

Урок
Урок
Урок-игра

1

Урок-игра

1
1
1
1
1
1

Урок
Урок
Урок
практика
Урок
Урок

1
1
1
1
1

Урок
Урок
Урок
Урок
Урок

1

Урок

1

Урок

1
1
1
1
1

практика
Урок
Урок
Урок
Урок-игра

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Урок-игра
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок-игра
практика
практика
Урок
практика
Урок

4.3. Календарно – тематическое планирование 7 класс
№
п.
п
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Введение. Правила, регулирующие отдельные поступки людей.
Этика общения
Поведение.
Поведение в общественных местах.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа
конкретных ситуаций из прочитанных книг, просмотренных
кинофильмов, личного опыта: «чистая совесть», «совесть
замучила», «ни стыда, ни совести» и др.
Что такое долг.
Что такое общественное мнение.
Свобода, необходимость, ответственность.
Роль и значение свободы, необходимости в поведении
человека, принятие решений.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на
его характер, отношение к нему других людей.
Душа обязана трудится
Простая этика поступков
Уметь понять и простить
Общение и источники преодоления обид
Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружбасоперничество, дружба-компанейство.
Стили внутрисемейных отношений.
Стили взаимоотношений родителей с ребенка: авторитарный,
демократический (сотрудничество), попустительский.
Представления о счастье у разных людей: работа, семья,
достаток.
Многозначность понятий
«любовь» и «счастье»
Шаги в самостоятельной жизни.
Социальные роли. Взаимопомощь в семье.
Ответственность, общность взглядов детей и родителей.
Взаимоотношения с родителями.
Материальная и духовная связь с родителями.
Экономика и быт. Потребности семьи
Организация и ведение домашнего хозяйства.
Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.
Загляни в себя. О чем говорит внешний вид.
Мы такие разные
Женственность девочек.
Мужественность мальчиков.
Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Что я могу?».
Дискуссия «Мужественность и женственность».
Обобщающий урок
Всего:

Кол. час.

Форма

1
1
1
1
1

урок
урок
урок
практика
урок

1
1
1
1

урок
урок
урок
практика

1

практика

1
1
1
1
1

урок
практика
урок
урок
Урок-игра

1
1

урок
урок

1

урок

1

урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

практика
практика
урок
практика
урок
практика
урок
урок
урок
урок
урок
урок
практика
практика
урок

4.4. Календарно – тематическое планирование 8 класс
№
п.
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Введение. Этические правила, регулирующие
взаимоотношения между людьми.
О вежливости. Об уступчивости.
Проявления доброжелательности в повседневной жизни.
Для чего быть вежливым. Ролевая игра “Вежливая просьба,
вежливый отказ”.
Уважительное отношение к старшему поколению
Влияние семьи на формирование личности.
Ролевые, социальные функции членов семьи.
Стиль взаимоотношений родителей
Значение каждого типа отношений и их влияние на характер
ребенка.
Конфликты с родителями.
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
Свобода выбора, мера ответственности человека за свои
поступки.
Что такое мораль и право.
История происхождения некоторых правовых норм.
Взаимосвязь морали и права.
Деяния, направленные против другой личности.
Наказание за проступки.
Общие представления об уголовном праве.
Традиции разных народов.
Использование иностранных этикетных выражений в
разговорной речи.
Использование иностранных этикетных выражений в
разговорной речи.
Речь и этикет.
Речь и этикет.
Наедине с собой.
В тебе взрослеет гражданин.
В тебе взрослеет гражданин.
О порядочности.
Честность и ложь.
«Ложь во спасение». Анализ ситуаций, когда не нужно
говорить правду.
Как нужно говорить правду другому человеку, чтобы не
обидеть его (правила взаимоотношений).
Истоки доброты.
Что хранит твоя память.
Что хранит твоя память.
Обобщающий урок
Всего:

Кол. час.

Форма

1

урок

1
1
1

урок
практика
Урок-игра

1
1
1
1
1

урок
урок
практика
урок
урок

1
1
1

урок
практика
урок

1
1
1
1
1
1
1
1

урок
урок
урок
урок
урок
урок
урок
урок

1

Урок-игра

1
1
1
1
1
1
1
1

урок
урок
урок
урок
урок
урок
урок
практика

1

практика

1
1
1
1
34

урок
урок
урок
урок

4.5. Календарно – тематическое планирование 9 класс
№
п.
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
27
29
30
31
32
33
34

Тема занятия
Введение.
Этические
правила,
регулирующие
взаимоотношения человека и общества.
Поступки человека – зеркало его души.
Поступки человека – зеркало его души.
Эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Уголок Отчизны, отчий дом.
Что такое любовь и счастье.
Правила поведения в семье.
Представления о счастье у разных людей: работа, семья,
достаток.
Брак и его мотивы.
Роль мировоззрения человека в формировании представлений
о счастье.
Требования, предъявляемых к предполагаемому партнеру, их
реальное воплощение.
Нравственный портрет семьи.
Правила поведения в семье. Ситуационно-ролевые игры.
Правила поведения в семье. Ситуационно-ролевые игры.
Нравственный идеал людей в разных эпохах.
Любовь – ненависть. Благородство – низость.
Стыд – бесстыдство. Щедрость –скупость.
Милосердие- злорадство. Доброжелательность – зависть.
Бесстрашие – страх. Мужество-трусость.
История происхождения некоторых правовых норм.
Взаимосвязь морали и права
Деяние, направленное против другой личности (еездоровья,
жизни), оскорбление чести и достоинства,
лишение имущества.
Общие представления об уголовном праве.
Ответственность по уголовному праву
Общие представления об административном праве
Ответственность по административному праву
Общие представления о трудовом праве
Общие представления о гражданском праве.
Общие представления о семейном праве
Нравственное и безнравственное поведение группы
людей, их оценка обществом, государством
Нравственное и безнравственное поведение группы
людей, их оценка обществом, государством
Обобщающий урок
Обобщающий урок
Обобщающий урок
Всего:

Кол. час.

Форма

1

урок

1
1
1
1
1
1
1

урок
практика
урок
урок
урок
Урок-игра
Урок-игра

1
1

урок
урок

1

урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

урок
Урок-игра
Урок-игра
урок
урок
урок
урок
урок
урок
урок
Урок-игра

1
1
1
1
1
1
1
1

урок
практика
урок
урок
урок
урок
урок
урок

1

Урок-игра

1
1
1
34

урок
практика
практика

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Литература для учителя:
Программа разработана на основе программы по этике 8 класс, автор
Н.Б.Матвеева из сборника «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М. Бгажноковой,
М.: «Просвещение» 2010
Семья Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. — 2-е изд., перераб. и доп.
Афанасьева Т.М. — М.: Просвещение
Поговорим о воспитанности: Кн. для учащихся. - 2-е изд., дораб.
Бушелева Б.В. - Москва: Просвещение
Праздник кукол, или Детям об этикете/Рис. Бартова А.Н. –
Екатеринбург: Сократ, 2000.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики. : учеб. для общеобраоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е ид. –
М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет.
Библиотека ЦОК
Материально-техническое оснащение:
1.

технические и электронные средства обучения:

автоматизированное рабочее место учителя с программным
обеспечением,
• мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи,

классная доска с набором креплений для картинок, постеров,
таблиц.


2.

демонстрационный и раздаточный дидактический материал:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».