24.09.2020
23 сентября 2020 года состоялся обучающий семинара для педагогических работников нашей школы: «Метапредметные результаты обучающихся - залог успешности в обучении». Организаторами семинара выступили Батолина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, Анисимова Наталья Николаевна, учитель технологии.
Семинар Батолина Т.В. начала с высказывания: «Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, ХХI веке». Батолина Т.В. предложила обсудить в группах данное высказывание: В чем смысл данного высказывания? Какой вывод мы можем сделать для себя? Представители групп, на которые разделились участники семинара, высказали разные мнения. Татьяна Викторовна пояснила, что прием «мозговой штурм», который мы использовали, довольно прочно обосновался в нашей работе, ввел это понятие специалист в области рекламы Алекс Осборн. Он предложил список «Бегунок», а писатель Боб Эберль мнемонически оформил его.
К чему нужно быть готовым современному учителю?
Будьте готовы к заменам.Единство: сочетайте разные компоненты.
Готовьтесь приспосабливаться.
Увеличивайте, уменьшайте, изменяйте.
Новаторски используйте старое.
Откажитесь от лишнего.
Крутите и трансформируйте.
В условиях реализации новых образовательных стандартов в научной и методической литературе в области образования, в профессиональном словаре современного педагога стали широко использоваться понятия с приставкой «мета»: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметный подход, метадеятельность, метаумения, метапредметность и др. Сегодня эти понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» особо популярны, так как метапредметный подход лежит в основе новых стандартов. Поэтому данному понятию стоит уделить особое внимание. Татьяна Викторовна рассказала о разноуровневом развитии и метапредметных связях, приведя в пример опыт М.В Половковой: «Марина Вадимовна Половкова, кандидат психологических наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы считает, что «Метапредметы пытаются говорить о том, о чем современная школа не умеет – о смысле жизни, о ее ценности. Это ответы на вопросы…»
Говоря о метапредметных умениях учитель подводит ученика к тому, что он стремится ответить на вопросы: «А зачем мне это? Где мне это пригодится?» Также Татьяна Викторовна рассказала о метапредметных результатах, об измерении метапредметных результатов обучения.
В дальнейшем участникам семинара было предложено заполнить таблицу, ответить «для себя», участники педсовета проставляли отметки в столбце «На данный момент (сейчас)». По ходу работы была продолжена работа по заполнению полей таблицы.
С принятием новых стандартов не стали вводить в образовательный процесс метапредметы в таком виде, как предложил их Ю.В. Громыко. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». ФГОС выдвигает определенные требования к метапредметным результатам в начальной школе. Этот список значительно расширяется для среднего и старшего звена.
Основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:
- метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
- метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
- метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.
Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов в образовательном процессе является использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.
В дальнейшем группам было предложено обсудить: «Какие это технологии? В чем заключается их ценность?» После обсуждения были выступления представителей групп, в которых были озвучены следующие технологии:
1. Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо.
2. Проектный метод обучения.
3. Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ).
4. Технология «Дебаты».
5. Технология проблемно-диалогового обучения.
6. Кейс – технология.
7. Квест – технологии.
8. Игровые технологии.
9. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
10. ИКТ-технологии.
11. Система инновационной оценки «Портфолио»
12. Метод проектов.
Оценка и измерение метапредметных результатов проходит в ходе различных процедур:
1 Портфолио ученика
2 Комплексные проверочные работы на межпредметной основе.
3 Итоговые проверочные работы по предметам ВПР
4 Проведение творческих уроков в технологии:
- продуктивного чтения
- решение проектной задачи
- работа над проектом
- при совместной деятельности с учителем
Подобные задания являются примером метапредметного подхода к обучению.
Предлагаются следующие начала формулировки продуктивных заданий:
Проанализируйте…
Докажите…
Объясните…
Сравните…
Создайте схему или модель…
Исследуйте…
Оцените…
Придумайте на основе…
Составьте алгоритм…
Найдите и исправьте ошибки…
Представьте в виде…
Результат – продукт деятельности: стихи, рассказы, стенд, выставка, реклама, исследование, инструкция (алгоритм) по применению, видеоролик, презентация, тест, газета, схема, текст, изображение, формулировка задачи.
Татьяна Викторовна познакомила с Метапредметными результатами освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Таким образом, любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2020
Дата обновления: 06.12.2020
Дата публикации: 24.09.2020