09.04.2020
ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ
Часто
родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или
наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным
ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены
сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно
снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило,
такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего
психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и
поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, - детского
или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с
собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического
неблагополучия в детстве или подростковом периоде.
Система взаимодействия родителей и
детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать
негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить
внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации
определенного закона психологического развития ребенка.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА - доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком - доброжелательный, приветливый в любых
ситуациях.
В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
приказных фраз; повелительного наклонения (например, возьми, скажи,
сделай);
глаголов"должен""обязан","нужно".
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ
(вместо Я и ТЫ).
НЕНАДО: вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка
публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка
обсудить возникшую проблему и помочь ее решить.)
ПОМНИТЕ:
1. Телевизор, видео - не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть
передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный
контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие
услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать
вопросы);
2. Если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это
связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении,
так как Ваш сын или дочь ваша радость.
3. от Вас ребенку
необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить,
приласкать.
СТАРАЙТЕСЬ:
Не говорить с иронией или насмешкой;
- Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
- Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что
именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
- Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;
- Не торопить и не подгонять ребенка;
- Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие
Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря
на все проблемы;
- Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш
ребенок;
- Не говорите ребенку, что не любите его;
- Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его
поступки, но не он сам).
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать,
предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ:
Молодец!
Правильно!
У тебя это здорово получилось!
Ты сегодня хорошо потрудился!
Я знала, что ты справишься!
Неплохо!
Отлично!
Ты быстро научился!
Это то, что надо!
С каждым днем у тебя получается лучше!
ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ,
КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.
1. Разговаривайте со своим ребенком во время
всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка,
одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете,
видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше
предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у
ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку:
"Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер" и т.д. А потом
спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета,
шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
6.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна
активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать
память и внимание.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Научно подтверждена связь между пальцевой
моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой
моторики. У детей с ограниченными возможностями здоровья, поступивших в
первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений
рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные
действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий
каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность
мышечной силы.
Дети плохо ориентируются в
пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и
левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная
предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков
письма.
Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена
веществ в нервной ткани.
По данным исследований М.С. Певзнер
нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением
координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают
дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с
одного движения на другое.
Чем ярче выражен интеллектуальный
дефект (а дети в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем
больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.
Недоразвитие моторики проявляется, в
основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в
аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и
регуляции движений.
Неготовность детей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной
координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.
Для успешного овладения учебными
навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились
контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с
предъявляемыми к ним требованиями.
Поэтому в подготовительный и
основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно
готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и
для праворуких детей:
- Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это
занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и
координированными.
- Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны
орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых
линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных
букв.
- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая,
вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает
мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки —
отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают
своего рода аппликацию.
- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и
расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Самым важным и основным из коррегирующих средств для подготовки мелкой
моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
навыкам письма является пальчиковая гимнастика.
Целью данной гимнастики является
развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений,
межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация
работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания,
речи, мышления).
Пальчиковой гимнастике необходимо
уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
Благотворное воздействие на движение
всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание
пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для
нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами
(матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой,
«пальчиковый бассейн».
Благодаря развитой руке расширяются
возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве
со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические
действия с этими предметами.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.04.2020
Дата обновления: 14.01.2021
Дата публикации: 09.04.2020