Что такое дислексия?
27.06.2025
Что такое дислексия?
Как распознать дислексию, есть ли она у моего ребенка?
Если Вы, как родитель, видите, что ваш ребенок способен к общему обучению, но возникают трудности при письме и чтении.
В таком случае, родителям следует как можно быстрее обратиться к специалистам (неврологу, учителю-логопеду). Ребенку нужна поддержка и помощь.
Дислексия - что это за «болезнь»?
Дислексия – это генетическое расстройство приводящее к нарушению восприятия и формирования мнестических связей (Чарльз Ньокиктьен)
Дислексией у ребёнка называют специфическое расстройство, выраженное потерей способности к обучению, для которого, в свою очередь, характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом, в частности, под диктовку. Это расстройство приводит к непониманию прочитанного и недостатку объёма изучаемых материалов, а в дальнейшем – к ограничению словарного запаса и имеющихся знаний. При дислексии ребенок начинает путаться, не успевает усваивать материал, в результате получает плохие оценки, что быстро приводит к потере мотивации для дальнейшего обучения гуманитарным дисциплинам.
Симптомы дислексии:
- изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и написании слов;
- трудности в освоении правописания и принципов чтения;
- замена слов, схожих по смыслу и звучанию;
- «угадывающее» чтение: отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания;
- трудности с распознаванием слов;
- частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;
- затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;
- низкая скорость чтения и письма;
- игнорирование знаков препинания и т.п.
Причины возникновения дислексии:
Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может развиться дислексия у младших школьников:
1) Нейробиологические.
Нарушение работы мозга, (теменной зоны, зоны Брока, несогласованность межполушарных связей), которое может проявлять в результате раннего повреждение головного мозга (асфиксия, гипоксия, отслойка плаценты, кесарево сечение и др.)
2) Генетические
Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у ребёнка, является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить, что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.
Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.
3) Социальные факторы
- непомерные обучающие нагрузки, с которыми ребёнок не в силах справиться в столь юном возрасте.
- социальная дезадаптация
Отсутствие социальной адаптации, посещение детского сада, школы.
- неблагоприятная психологическая атмосфера в семье
Виды дислексии с примерами:
Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушений:
1) Мнестическая дислексия. У детей с
таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита:
школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и,
следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на
начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.
Симптомы: малыш не может в определённой
последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их
последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения
в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их
изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.
2) Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи,
морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии
наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на
синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у
существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид
глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением,
орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.
3) Семантическая дислексия. При таком
расстройстве ребёнок читает слова правильно, но не понимает их смысл, то есть
чтение происходит исключительно механически.
Причины: недоразвитие грамматического строя речи.
Симптомы: ребёнок читает дробно, не узнаёт прочитанное слово, не
может после прочтения понять смысл прочитанного, присутствует «угадывающее»
чтение.
Коррекция: главное – устранение механического чтения. Работа должна
начинаться с формирования языкового анализа и синтеза на уровне слова, затем
предложения и текста.
4) Тактильная дислексия. Характерна
для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и
пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы
соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение
распознаванию и сопоставлению букв со звуками.
5) Оптическая дислексия. При таком
виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому
неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку
сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов,
предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.
6) Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые
близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры
слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и
перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового
анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового
анализа и синтеза.
Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного мозга.
Методы коррекции дислексии
Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами. На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.
Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут оказать ему эмоциональную поддержку.
Рассмотрим самые известные методы коррекции дислексии у ребёнка, которые будут полезны при любом виде нарушения:
1. Составление рассказа по серии картинок.
2. Упражнения на развитие всех видов памяти.
3. Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.
4. Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не видя их, используя лишь осязание.
5. Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели и т.д.
6. Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают звуковое восприятие.
7. Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.
Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков, окончаний и т.д.
Вышеперечисленные методы коррекции используют по всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих упражнений.
Однако это лишь малая часть занятий, которые необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.
В статье использовались материалы с сайта https://www.defectologiya.pro – «Журнал дислексия, виды, причины, симптомы и профилактика.» А также материалы из книги Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология»/ Теревинф 2012г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.06.2025
Дата обновления: 27.06.2025
Дата публикации: 27.06.2025